Четыре праматери евреев-ашкеназов

15 января 2006. 40% живущих сейчас в мире евреев-ашкеназов, т.е. 3.5 миллионов человек, являются потомками всего четырех женщин, некогда живших в Европе. Эти «праматери», вероятно, жили в разных местах и в разное время, но именно их потомство составляет сейчас столь значительную часть еврейской ашкеназской общины.
"Матери-основательницы" проживали на территории Европы во временном промежутке, ограничивающемся двумя тысячелетиями, причем далеко не обязательно, что они жили рядом – как в географическом, так и во временном плане.

К такому выводу пришел докторант медицинского факультета хайфского Техниона Дорон Бахар в своей диссертации. Результаты исследования обнародованы на прошлой неделе в журнале American Journal of Human Genetics, сообщает Wallanews. Руководил исследованием известный специалист по генетике еврейского народа профессор Карл Скорецкий.
В 1997 году Скорецкий открыл «печать Коэнов» - участок ДНК, встречающийся у значительной части мужчин по фамилии Коэн, Коган и др. и гораздо реже встречающийся у людей с другими фамилиями. По мнению профессора, этот генетический код восходит к самому великому первосвященнику Аарону.
Дорон Бахар и его коллега исследовали вариации ДНК у 11,450 человек, принадлежащих к 67 различным этническим ашкеназским сообществам как в Израиле, так и за его пределами. Их интересовала митохондриальная ДНК, которая передается только по материнской линии. Оказалось, что у 40% ашкеназов выявляются всего четыре типа такой ДНК, что означает происхождение всего от четырех женщин.
Те же самые образцы ДНК встречаются и у евреев неашкеназского происхождения, но реже. Попадаются они и у жителей Египта, Саудовской Аравии и других стран. Это, по мнению исследователей, доказывает тот факт, что четыре праматери еврейского народа жили на Ближнем Востоке.

Майк Хаммер, проводящий подобное исследование в Университете Аризоны, отметил, что считает гипотезу о происхождении более трех миллионов ашкеназов всего от 4 женщин, весьма вероятной. "Я считаю, что коллеги проделали действительно углубленную работу над этим вопросом", – отметил он. Однако Хаммер не согласен с выводом израильских коллег о том, что праматери евреев-ашкеназов проживали в Европе.
Эти женщины родились в Европе на протяжении последних 2 тыс лет, но, скорее всего, не в одной стране и не в одном веке.

По мнению Бехара, происхождение ашкенази восходит к евреям, которые мигрировали из Израиля в Древний Рим в первые два столетия новой эры. В конечном счете эта группа переместилась в Восточную Европу в XII-XIII вв., увеличив свою численность до 10 млн человек как раз ко Второй мировой войне.

Тема эта взволновала очень многих:
http://news.israelinfo.ru/art/16815
http://jesuschrist.ru/news/2006/01/16/9886
http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_4614000/4614796.stm
http://www.sedmoycanal.com/news.php3?id=97613
http://www.newsru.co.il/israel/15jan2006/pramamas.html
http://www.isra.com/news/62041
http://www.utro.ru/articles/2006/01/13/512204.shtml
Что касается «печати Коэнов» впервые информация пришла с http://www.sciam.ru/2003/9/ubilei.shtml

Кто мы и откуда? Сотворены ли по образу и подобию Божьему или произошли в процессе эволюции путем естественного отбора? Каковы взаимосвязи человека с окружающим миром? Является ли человек царем природы или стоит в одном ряду с другими животными, существенно не отличаясь от них?
Об этом и о многом другом мы беседуем с Евгением Давидовичем Свердловым, академиком РАН и РАСХН, директором Института молекулярной генетики РАН и заведующим лабораторией структуры и функций человека Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН.

На основе ДНК можно делать потрясающие заключения. Например, о происхождении человечества из Африки и последующем расселении по миру, причем можно даже примерно определить скорость, с которой происходила миграция. Можно определить, насколько близки разные народности, насколько родственны, допустим, якуты и башкиры. Этим занимается этногеномика.
- Возможно ли по ДНК определить национальность и родство?
- Национальность пока скорее нельзя, чем можно, хотя подобные попытки предпринимаются. А вот родство определить можно.
В этой области есть масса интересных открытий. Издавна в Индии существовала легенда о том, что высшая каста, брамины, будто бы пришла из Европы и резко отличается от других каст. И исследования ДНК подтвердили это. Другой пример - история еврейского первосвященства: около 3300 лет назад, согласно библейской версии, был учрежден сан первосвященника. Им стал Аарон, брат Моисея, и с тех пор у евреев существовало жреческое сословие - коганим, причем священнический сан передавался по наследству по мужской линии. Анализ данных современных людей по фамилии Коэн, Коган и т.д. показал, что их ДНК сохраняют близость друг к другу. Штирлицу сегодня не удалась бы его миссия, поскольку Мюллер немедленно послал бы его на экспертизу ДНК, которая показала бы, что он не тот, за кого выдает себя. Кстати, с помощью ДНК можно осуществлять криминалистическую экспертизу с колоссальной степенью достоверности.

ЕВРЕЙСКИЕ ФАМИЛИИ
Две особые группы фамилий ведут свое происхождение от слов "коэн" и "леви". В древности коэны - потомки первосвященника Аарона по мужской линии - служили в Иерусалимском Храме, а левиты помогали им во время этих служб. После разрушения Храма и по сей день козны и левиты выполняют особую роль в синагогах во время молитвы, и у многих из них веками сохранялись добавления к именам - "коэн" и "леви". Эти добавления превратились, естественно, в их фамилии. От "коэна" пошли фамилии - Коган, Каган, Каганович, Каганский, Кагановский, Кон, Кун, Коганер, Коганзон. От "леви" - Левин, Левитан, Левитанский, Левит, Левитас, Левитин, Левинзон, Левич, Левицкий, Левитман.

Очень много еврейских фамилий образовались от женских имен на языке иврит. От имени Браха - в переводе с иврита "благословение" - пошли фамилии Брухис, Брохес, Брошкин. Двбра - "пчела" - вызвала к жизни Дворина, Дворкина, Двойреса, Деборина. От имени Малка - "царица" - пошли Малкины, Малкесы и Малковы. Нехама - "утешение" - дала нам Нехамкина, Нехамкеса, Нехумеса, а Рахель - "овца" - Рахлина, Рахленко, Рохлина. От имени Ривка - "телка", "мягкая" - пошли по свету Ривкины, Ривлины, Ривичи, Ривинсоны и Ривманы. От имени Тамар - "пальма" - Тамарины, Тамаркины, Тумаркины, Темины и Темкины, а от имени Ципбра - "птица" - Ципины, Ципкины, Циперсоны и Циперовичи.

Многие фамилии образовались и от женских имен на языке идиш. Блюма дала Блюминых, Блюмкиных, Блюмовичей. Гинда - Гиндиных, Гиндисов, Генделевых, Гендиных. От Гиты пошли Гитины, Гитовичи, Гутины, Гительзоны. Гольдин - от Голды. Зельдин - от Зельды. Фейгин - от Фейги. Фрейда дала Фрадкина, Фрума - Фрумкина, а Шейна - Шейнина. Еврейские фамилии образовывались и от женских имен, чьи корни следует искать в немецком, романских и славянских языках. От Беллы пошли Бейлин, Бейлис и Белкин. От Розы - Розин, Рейзен и Розенсон. От Златы - Златин, Златкин, Златкес. От Славы - Славин, Словин и Славкин.

Многие фамилии образовались от профессий первых их владельцев. Если жил в местечке какой-нибудь Янкель по прозвищу "шнайдер" - портной, то его так и записывали в метрических книгах - Янкель Шнайдер, и все его потомки тоже становились Шнайдерами, даже если они и не были портными. Корни этих фамилий следует искать в языке иврит, а также в языках народов, среди которых жили евреи. Магид, Магидович, Магидсон - проповедник. Меламед, Меламуд, Маламуд - учитель в хедере. Меникер и Менакер - специалист по очищению мяса от жира и жил, запрещенных еврейским Законом для употребления в пищу. Рабин, Рабинович, Рабинер - раввин. Хазан, Хазанов, Хазанович - хазан, кантор в синагоге. Сойхер - торговец. Шойхет - резник. Сойфер - переписчик религиозных текстов. Хаит, Хайт, Хайтович - портной. Ботвинник - продавец зелени. Крамер, Кремер, Крамаров - лавочник. Бутман - тоже лавочник. Векслер - меняла. Гуральник - винокур. Шенкер и Вайншенкер - шинкари. Бухбиндер и Айнбиндер - переплетчики. Бляхер и Бляхерович - жестянщики. Вассерман - водовоз. Вебер - ткач. Гиссер - литейщик. Глезер - стекольщик. Гольдшмидт - золотых дел мастер. Малер - маляр. Мирошник - мельник. Мулерман - печник. Тышлер - столяр. Фарбер - красильщик. Цигельман - кирпичник. Стругацкий - строгальщик. Шмуклер - галантерейщик. Шмидт - кузнец. Шумахер - сапожник. Шустер - тоже сапожник. Фурман - извозчик. Фишер - рыбак. А фамилии Купчик, Табачник, Музыкант, Дудник, Цимбалист, Аптекарь, Токарь, Портной, Столяр, Пивоваров и Винокур пояснения не требуют.

Появились тогда же и фамилии, образованные особым способом, в которых было зашифровано какое-либо выражение. Фамилия Шац образовалась от первых букв выражения на иврите "шлиах цибур", что в переводе означает "посланец общества" - то есть тот, кто ведет службу в синагоге. Фамилия Мазо или Мазе скрывает в себе три слова на иврите, которые в переводе означают - "потомок Аарона первосвященника". В фамилии Кац зашифровано выражение "Коэн Цедек" - "праведный коэн". Фамилия Магарик - это первые буквы выражения на иврите "учитель наш рабби Йосеф Каро", в память о предке-раввине, который жил в шестнадцатом веке и составил свод религиозных законов " Шулхан арух". В фамилии Рошаль сохранилась память о рабби Шломо Лурье из Польши, раввине шестнадцатого века. А в фамилии Маршак зашифровано имя раввина Шломо Клюгера, который жил в Галиции: "учитель наш рабби Шломо Клюгер". Но есть и такие Маршаки, что ведут свою родословную от другого раввина, и их фамилия расшифровывается иначе: "учитель наш рабби Аарон Шмуэль Койдановер". Поэт Самуил Яковлевич Маршак - потомок раввина семнадцатого века рабби Аарона Шмуэля Койдановера. далее

У древних евреев фамилий не было, они обходились именами, отчествами и прозвищами. Мы выяснили, откуда у евреев появились фамилии, что общего между Коэнами и Левиными, Шустерами и Сандлерами.

Без фамилий

Евреи, как и другие народы Ближнего Востока, фамилий никогда не имели. Номинация производилась по имени и отчеству. К имени присоединялось слово "бен" (сын) или "бат" (дочь). Каждый уважающий себя еврей должен был помнить имена своих предков минимум до седьмого колена.

Так как имена могли часто повторяться, то для более точной репрезентации использовались географические ориентиры (ха Роми - из Рима, Иуерушалми - из Иерусалима), название профессии (Сандалар, Сандлер - сапожник, Софер - писец). Кроме того, у евреев часто были прозвища (Шапиро - благообразный, Иоффе - красивый), которые также добавляли конкретики при узнавании.

Фамилии евреи стали получать только в конце XVIII века. В 1787 году император Австрийской империи Иосиф II издал закон, по которому все евреи должны были иметь наследственные фамилии. Их получение сразу стало обрастать коррупционной паутиной: за хорошие благозвучные фамилии с евреев требовали деньги, в случае отказа могли присвоить фамилии далекие от благозвучия и почета. Такие, например, как Крауткопф (капустная голова) или Оксеншванц (бычий хвост).
В России фамилии евреям предложил присваивать Гавриил Романович Державин. При этом он настаивал на том, что они должны звучать "на малороссийский лад" и отражать не только характер человека, но и отношение к нему властей. Скрытные получали фамилии Замысловатый или Замыслюк, спорые в деле - Швыдкий. "Положение о евреях", в котором и было прописано обязательное присвоение евреям фамилий, было утверждено 9 декабря 1804 года. В 1850 году евреям было также запрещено менять фамилии, даже в случае перехода в другую веру.

Коэны и Леви

Первыми и по сегодняшний день самыми распространенными еврейскими фамилиями являются Коэн и Леви. Коэны - еврейское сословие священнослужителей, леви - помощники священнослужителей. Эти статусы у евреев передавались по отцовской линии, поэтому они стали восприниматься другими народами в качестве фамильного прозвища.

От Коэнов и Леви по мере расселения евреев образовалось множество вариаций еврейских фамилий (Коган, Кон, Кан, Коганович, Каганов, Левин, Левитан, Левиев и т.д.). Кроме того, даже если еврейская фамилия не похожа на изначальное "коэн", она может иметь к нему отношение. Как, например, фамилия Кац (аббревиатура от "коhен-цедек", то есть "праведный коэн").

Фамилии, образованные от "коэн" и "леви" и сегодня являются самыми распространенными еврейскими фамилиями. Среди евреев бывшего СССР самая распространенная фамилия Левин, на втором месте - Коган. В Израиле 2, 52% населения носят фамилию Коэн, 1, 48% - Леви.

Откуда сам?

Большое количество еврейских фамилий имею топономическую этимологию, что не удивительно, учитывая тот факт, что евреи часто оказывались переселенцами в других местах. Так, человек, прибывший из Австрии, мог получить фамилию Ойстрах (на идиш "Австрия"), прибывший из Литвы - Литвин, Литвак, Литвинов и так далее. Также встречаются фамилии, образованные просто от названий городов: Лившиц, Ландау, Берлин.

Топонимические еврейские фамилии часто образовывались при помощи суффикса "-ск" (Гомельский, Шкловский), суффикса "-ов". Например, еврейские фамилии Свердлов и Лиознов образованы соответственно от названия местечек Свердлы и Лиозно в Витебской области, Сарнов - от названия местечка Сарны в нынешней Ровенской области).

Близки в топонимическим этнонимические еврейские фамилии, такие как Дейч (немец), Немец (как варианты - Немцов, Немцович, Нимцевич), Поляк и другие.

Кем работаешь?

Множество еврейских фамилий произошло от названий профессиональной деятельности. Так, например, фамилии Портнов, Хайят, Шнайдер и Шнайдерман - родственны, поскольку произошли от одного и того же слова "портной", от "сапожника" произошли такие фамилии как Шустер, Сандлер, Швец. Еврейская фамилия Меламед переводится как "религиозный учитель", Могел - "мастер обрезания", Шадхан - сват.

Мужчины, женщины

Патронимические и матронимические фамилии, то есть образованные соответственно от личных мужских и женских имен распространены среди евреев, но не так широко, как, например, фамилии, образованные от названий профессий. Самой простой формой образования патронимической фамилии является использование собственного личного имени. Отсюда такие фамилии как Давид, Исраэль, Адам и т.д.

Большую группу еврейских фамилий составляют фамилии, образованные от "киннуй" - бытовых имен (у евреев есть и "святое имя", которое называется "шем кадош"). Так, например, фамилия Маркс - это немецкая форма имени Маркус, используемая в качестве киннуй к имени Мордехай, фамилия Лоброзо - киннуй для имени Урия, Бенвенисте - киннуй для имени Шалом.

Кроме того, фамилии могли образовываться по именам близких родственников по отцовской и материнской линии, а также по имени жены. Патронимические фамилии могли образовываться при помощи формантов "-штам" (ствол), или "-бейн" (кость). Например, такие фамилии как Мандельштам или Фишбейн. Также фамилии могли образовываться при помощи суффиксов "-чик" (Рубинчик), "-ович/-евич" (Абрамович), префиксов (Бен-Давид) и различных формантов.

Фамилии-аббревиатуры

Если говорить о чисто еврейской традиции образования фамилий, то нужно выделить фамилии-аббревиатуры. В них особым образом зашифрована информация о их носителях.

Например, фамилия Зак расшифровывается как "зэра кадошим", то есть "семя святых", фамилия Маршак - аббревиатура от "морену рабену Шломо Клугер", что переводится как "учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый", фамилия Рошаль - аббревиатура от "рабби Шломо Лурия".

Декоративные фамилии

Не все еврейские фамилии имеют отношение к месту проживания, профессии или родству человека. Часто встречаются и так называемые декоративные или орнаментальные фамилии. Обычно они образовывались от корней немецкого языка или корней из идиша. Очень любили евреи образовывать фамилии от слова "гольд" (Гольдбаум (золотое дерево), Голдштейн (золотой камень) и т.д), от слова "розе" (роза) - Розенбаум (розовое дерево), Розенблюм (розовый цветок).

Много фамилий было произведено от названия драгоценных камней и материалов для ювелирных работ. Финкельштейн - сверкающий камень, Бернштейн - янтарь, Перельштейн - жемчуг, Сапир - сапфир, Эдельштейн - драгоценный камень.

Позволить себе получить орнаментальную фамилию мог не каждый, часто они просто покупались за солидные деньги.

Поскольку статус коэна и левита в иудаизме передаётся по мужской линии (сын коэна/левита является коэном/левитом), то соответствующий термин стал восприниматься окружающими евреев народами в качестве фамильного прозвища. Соответственно, когда евреи стали (добровольно или по предписанию закона) обзаводиться фамилиями, то многие коэны и левиты получили фамилию Коэн или Леви , причем это происходило как в Европе, так и в странах ислама.

В результате переселений из одной местности в другую, а также просто с течением поколений произношение иногда изменялось, и фамилия Коэн дала такие варианты, как Cohen , Cohn , Conn , Kohn , Coen , Kahn в Западной Европе или Коген , Коган , Когон , Кон , Кан и т. п. в Российской империи. Иногда вместо ивритского варианта использовался арамейский («каhана», в идише «каhанe»), так соответственно возникли варианты Cahane , Kahane , Кагана , Кагане , Каган и т. п. В момент создания официальной фамилии к этим формам могли добавляться германские форманты «-ман» и «-ер» (Когeнман , Каганман , Каганер ), славянские форманты «-ович», «-ов» или «ский» (Коганович , Каганович , Коганов , Каганов , Каганский ) или слово, означающее «сын» (арамейское «бар», немецкое «Sohn») (Баркаган/Баркан , Коганзон ). У грузинских евреев фамилия, указывающая на статус «коэна», встречается в варианте Каганашвили/Каханашвили . Иногда использовался вариант с ивритским определённым артиклем «hа-», особенно в странах ислама, так возник вариант фамилии hа-коhэн (записываемый по-русски как Акоэн или Гакоген ).

Иногда титул коэна продолжали добавлять к уже существующей фамилии, взятой из других источников, и через несколько поколений такое сочетание воспринималось как двойная фамилия. Так, например, возникли ашкеназская фамилия Коган-Бернштейн и сефардская Коэн-Таннуджи.

Ещё одной группой фамилий, содержащих указание на коэнский статус носителя, являются фамилии-аббревиатуры, расшифровка которых содержит ивритское слово «коэн». Таковы фамилии Кац (аббревиатура от «коhен-цедек», то есть «праведный коэн»), Каждан (изначально было Кашдан , аббревиатура арамейского выражения «Каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу», то есть «Коэны - (они) посланники Милосердного») и некоторые другие.

Поскольку коэны считаются потомками первосвященника Аарона, то часто для указания на коэнский статус использовали выражения со значением «потомок Аарона», в частности, Бар-Аарон , Бен-Аарон , а также Ааронсон и т. п. Такие сочетания тоже иногда становились фамилиями, иногда видоизменяясь со временем (так, из варианта Бар-Аарон возникла еврейская фамилия Барон ). Однако не у всех носителей такая фамилия указывает на коэнское происхождение, так как она могла быть образована и как патронимическая, то есть как фамилия человека, отца которого звали Аарон. Есть и фамилии-аббревиатуры такого рода, например, фамилия Мазе («ми-зера Аhарон hа-коhен», то есть «из семени Аарона-первосвященника») и встречающаяся у евреев Ирака фамилия Зилха («зера ле-коhен Аhарон», почти с дословно тем же значением). Эти фамилии-аббревиатуры, конечно, являются исключительно коэнскими.


Распространенная фамилия Каплан (Каплун) тоже указывает на коэнское происхождение - слово «каплан» по-польски и по-белорусски означает «священник, капеллан» и представляет собой перевод (кальку) ивритского слова «коэн».

У левитов фамилия, образованная от их титула, могла принимать вид Леви , Левит , Левита (польская и латинская форма слова), а также с артиклем hа-Леви (по-русски записывалась как Галеви ). От этих базовых вариантов могли позднее образовываться фамилии Левитин , Левитан , Левин , Левинский , Левинсон [сн 1] , Левитес , Левитанский и т. п. У среднеазиатских и кавказских евреев эта фамилия чаще принимала форму Левиев , а у грузинских такая фамилия бытует в варианте Левиашвили . Есть и фамилии-аббревиатуры, указывающие на происхождение от левитов: Брилль («бен рабби Иеhуда-Лейб hа-Леви», «сын раввина Иеhуды-Лейба hа-Леви»), Сегал (с вариациями Шагал , Сагал , Сигал и производными Сагалович , Шагалов и т. п. - это аббревиатура от «сеган левия», то есть «помощник-левит», в смысле «левит − помощник коэна») и некоторые другие.

Фамилии, образованные от титулов коэн и леви, являются самыми распространёнными среди евреев. Так, фамилия Левин является самой распространённой среди евреев бывшего СССР, а фамилия Коган - второй по распространённости . Среди евреев Израиля фамилия Коэн является самой распространённой (2.52 % от всего населения), а фамилия Леви - второй по распространённости (1.48 %) . Среди евреев Германии начала XX века фамилия Кон (с производными Кан и др.) была самой распространённой (3 % всех евреев), а фамилия Леви - второй по распространённости (2.3 %) . Среди крымчаков носителей фамилии Коген (в такой форме она зафиксирована в этой общине) сравнительно мало, зато фамилия Леви является самой распространённой (8.2 % носителей в начале XX века.) С другой стороны, существуют еврейские субэтнические группы, в которых исторически отсутствовали левиты и коэны. Соответственно, в этих еврейских общинах нет и фамилий, образованных от этих титулов - таких фамилий нет, например, у горских евреев (за исключением небольшого числа влившихся в эту общину уже в XIX веке потомков раввинов, приглашенных из Персии и Османской империи).

См. также:

  • Цикл статей М. Дорфмана о коэнских фамилиях в газете «Ами»
    • Как фамилия Моше Рабейну?
    • Не из Лондона, не из Берлина…
    • Лиля Брик из семени Аарона
    • Как быть, когда придет мессия?

Александр Невский всегда будет привлекать внимание историков. Личность его до сих пор вызывает ожесточенные споры: одни доказывают, что победы Невского – как военные, так и дипломатические – имели огромное значение для Руси. Другие же считают, что не следовало великому князю смиряться перед Золотой Ордой – надо было бороться с нею.

Как бы там ни было, правление великого князя Александра оставило значительный след в русской истории.

Родился будущий полководец в 1220 г., а престол великого князя достался ему лишь в 1252 г. К этому времени князь, владевший Новгородскими землями, подошел уже возмужавшим и закаленным в сражениях человеком. Он уже носил прозвание Невского – за битву в 1240 г. на Неве, когда русское войско под его командованием с блеском разгромило угрожавший границам родной земли шведский флот.

Еще через 2 года состоялась битва на Чудском озере (она же – Ледовое побоище): рыцари Тевтонского ордена были разбиты молодым новгородским князем Александром.

Всего Александр Невский принял 12 сражений, ни одного из них не проиграв. Его военные таланты к моменту занятия великокняжеского трона уже были известны русичам. Вскоре выяснилось: князь обладает немалыми дипломатическими способностями и умеет просчитывать любую ситуацию на несколько шагов вперед.

Александр прекрасно понимал, что силы русских княжеств не соответствуют мощи Золотой Орды. Не время пока идти войной на ханов, пытаясь сбросить ненавистное иго! Однако можно облегчить положение родных земель путем достижения мирных договоренностей с ханами.

Кроме того, нужно было добиться упрочения позиций Руси на западе. В 50-е –начале 60 гг. XIII века Александр заключает ряд мирных договоров: в 1253 г. – с немцами, в 1254 г. – с норвежцами, в 1264 г. – с литовцами(причем последний закреплял еще и выгодные условия торговли).

Взаимоотношения с Ордой тем временем накалялись. Хан Берке, только севший на престол, решил увеличить возложенную на Русь дань и начал новую перепись населения. Это вызвало волны протеста, и особенно возмутился Новгород, где сидел сын Невского Василий. Не пожелал Василий подчиниться отцу, захотел воспротивиться Орде. Александр Невский пленил и заточил сына, казнил его бояр. Затем ему пришлось предпринять путешествие в Орду, чтобы вымолить прощение мятежной Руси, загладить назревавший конфликт и не допустить нового вторжения ордынцев. Александр сделал даже больше: он добился права для русских князей самим собирать дань.

В Орде Берке продержал Александра более года. Русский великий князь заболел там. Домой он возвращался уже сильно хворавшим, предчувствовал свою гибель. Умер князь в Городце в 1263 г., успев принять схиму.

Православная церковь канонизировала Александра Невского. Ему поклоняются как святому. Петр I перенес его мощи в специально построенную Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. Если будете там, поклонитесь мощам великого Александра Невского: что бы ни говорили злопыхатели, а его роль в создании сильного русского княжества, готовящегося к сбросу ордынского ига, действительно была огромна.

Краткая информация о Александре Невском.

Александр Ярославич Невский (др.-рус. Олександръ Ярославичь, в монашестве Алексий). Родился 13 мая 1221 года в Переславле-Залесском - умер 14 ноября 1263 года в Городце. Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец.

Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.

В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископ Суздальский Святитель Симон.

В 1228 году Александр вместе со старшим братом Фёдором были оставлены отцом, вместе с переяславским войском, собиравшимся летом в поход на Ригу, в Новгороде под присмотром Фёдора Даниловича и тиуна Якима, но во время голода, наступившего зимой этого года, Фёдор Данилович и тиун Яким, не дождавшись ответа Ярослава о просьбе новгородцев об отмене забожничья, в феврале 1229 года сбежали с малолетними княжичами из города, опасаясь расправы восставших новгородцев. В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра, однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.

В ноябре 1232 года римский папа Григорий IX провозгласил крестовый поход против финских язычников и русских, и конфликт закончился победой новгородцев на Омовже (1234).

В 1236 году Ярослав уехал из Новгорода княжить в Киев (оттуда в 1238 году - во Владимир). С этого времени началась самостоятельная деятельность Александра. В 1238 году, во время монгольского нашествия на Северо-Восточную Русь, Юрий Всеволодович Владимирский ожидал полки братьев Ярослава и Святослава, но сведения об участии новгородцев в битве на Сити отсутствуют. Затем монголы взяли Торжок после двухнедельной осады и не пошли в Новгород.

Ещё в 1236-1237 годах соседи Новгородской земли враждовали друг с другом (200 псковских воинов участвовали в неудачном походе Ордена меченосцев против Литвы, закончившемся битвой при Сауле и вхождением остатков ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена), но уже в декабре 1237 года папа Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов.

В 1239 году, по окончании войны с литовцами за Смоленск, Александр построил ряд укреплений на юго-запад от Новгорода по реке Шелони и женился на дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.

В июле 1240 года шведский флот (руководство походом русские источники приписывают ярлу Биргеру; в шведских источниках упоминания о битве отсутствуют, ярлом в тот момент являлся Ульф Фаси, а не Биргер; Биргер командовал крестовым походом в Финляндию в 1249 году), вместе с которым было несколько епископов, вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. Александр, узнав об их прибытии от местных старейшин, без запроса помощи из Владимира и даже без полного сбора ополчения, со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу (15 июля).

Уже в августе наступление с юго-запада начал Орден при участии русского князя Ярослава Владимировича и войска короля, чем может объясняться выжидательная позиция, занятая до этого на Неве шведами. Немцы взяли Изборск, разбив 800 подошедших ему на помощь псковичей, и осадили Псков, ворота которого открыли их сторонники из псковских бояр. Эти события не помешали новгородцам выгнать зимой 1240/1241 годов Александра в Переяславль-Залесский, и только когда немцы захватили землю вожан и Копорье, приблизившись к Новгороду на расстояние 30 вёрст, новгородцы обратились к Ярославу за князем. Он попытался оставить старшего сына при себе, послав к ним Андрея, но они настояли на кандидатуре Александра.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь во главе с Андреем, взял Псков (погибло 70 рыцарей). Немцы собрались в районе Юрьева, куда двинулся Александр. Но после того, как на покорме был уничтожен передовой отряд новгородцев, Александр отступил на лёд Чудского озера для решающей битвы, которая произошла 5 апреля. Войско ордена нанесло мощный удар по центру русского боевого порядка, но затем княжеская конница ударила с флангов и решила исход сражения. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии, сразу после чего отец Невского был вызван к Батыю.

В 1245 году литовское войско, возглавляемое князем Миндовгом, напало на Торжок и Бежецк. Подошедший с новгородским войском Александр взял Торопец и убил больше восьми литовских князей, после чего отпустил новгородцев домой. Затем уже силами своего двора догнал и полностью уничтожил остатки литовского войска, включая князей, у Жижицкого озера, затем на обратном пути разбил другой литовский отряд под Усвятом. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Отец Невского Ярослав был вызван в Каракорум и отравлен там 30 сентября 1246 года. Почти одновременно с этим 20 сентября в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский, отказавшийся пройти языческий обряд.

После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Вернулись из Каракорума Александр и Андрей в 1249 г. В их отсутствие брат их, Михаил Хоробрит Московский (четвёртый сын великого князя Ярослава), отнял у дяди Святослава Всеволодовича владимирское великое княжение в 1248 году, но в том же году погиб в бою с литовцами в битве на реке Протве. Святославу удалось разбить литовцев у Зубцова.

Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским - Александр. И летописец отмечает, что у них была «пря велия о великом княжении». В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство. Киев после татарского разорения потерял какое-либо реальное значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде (По данным В. Н. Татищева, князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации находится под вопросом).

Есть сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося (папа ссылался на Плано Карпини, в трудах которого данное известие отсутствует) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла - архиепископа Прусского.

В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл - сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».

В 1251 году при участии войск Золотой Орды победу в борьбе за верховную власть в Монгольской империи одержал союзник Батыя Мунке, и в следующем году Александр вновь приехал в Орду. Одновременно против Андрея были двинуты войска под предводительством Неврюя. Андрей, в союзе с братом Ярославом Тверским выступил против них, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию, Ярослав закрепился во Пскове. Это была первая попытка открытого противодействия монголо-татарам в Северо-Восточной Руси. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. Возможно, как считает ряд исследователей, это свидетельствует о том, что Александр во время своей поездки в Орду способствовал организации карательного похода против своего брата, но прямых доказательств в пользу данного вывода нет. В том же году из монгольского плена был отпущен в Рязань захваченный в 1237 году раненым князь Олег Ингваревич Красный.

За вокняжением Александра во Владимире последовала новая война с западными соседями. В 1253 году, вскоре после начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и карелами вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской. В 1256 году на Нарову пришли шведы, емь, сумь и начали ставить город (вероятно речь идёт о уже заложенной в 1223 году крепости Нарва). Новгородцы просили помощи у Александра, который и провёл с суздальскими и новгородскими полками удачный поход на емь. В 1258 году литовцы вторглись в Смоленское княжество и подступали к Торжку.

В 1255 году новгородцы изгнали от себя старшего сына Александра Василия и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова принять Василия, а неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степаничем. В 1257 году монгольская перепись прошла во Владимирской, Муромской и Рязанской землях, но была сорвана в Новгороде, который не был разорён в ходе нашествия. Большие люди, с посадником Михалкой, уговаривали новгородцев покориться воле хана, но меньшие и слышать о том не хотели. Михалко был убит. Князь Василий, разделяя чувства меньших, но не желая ссориться с отцом, ушёл во Псков. В Новгород явился сам Александр Невский с татарскими послами, сослал сына в Суздальскую землю, советчиков его схватил и наказал («овому носа урезаша, а иному очи выимаша») и посадил князем к ним второго своего сына, семилетнего Дмитрия. В 1258 году Александр ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись и дань («тамги и десятины»).

Принявший в 1253 году королевскую корону Даниил Галицкий своими силами (без союзников из Северо-Восточной Руси, без католизации подвластных земель и без сил крестоносцев) смог нанести ордынцам поражение, но вскоре под угрозой вторжения Орды подчинился и вынужден был срыть все построенные им новые крепости. Литовцы были отбиты от Луцка, после чего последовали галицко-ордынские походы на Литву и Польшу, разрыв Миндовга с Польшей, Орденом и союз с Новгородом. В 1262 году новгородские, тверские и союзные литовские полки под номинальным началом 12-летнего Дмитрия Александровича предприняли поход в Ливонию и осадили город Юрьев, сожгли посад, но города не взяли.

В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь.

Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября 1263 скончался в Городце (есть 2 версии - в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».

«Соблюдение Русской земли, - говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года - лавра) в Санкт-Петербурге.

Канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 - лавра) 30 августа 1724 года).

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон - католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора русско-ордынского альянса. Он утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником - ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Некоторые историки, в частности, Джон Феннелл, Игорь Данилевский и Сергей Смирнов считают, что традиционный образ Александра Невского - как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями), по мнению Данилевского, показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.

Супруги: Александра, дочь Брячислава Полоцкого;
Васса.

Сыновья:
Василий (до 1245-1271) - новгородский князь;
Дмитрий (1250-1294) - Князь Новгородский (1260-1263), князь переяславский, великий князь владимирский в 1276-1281 и 1283-1293;
Андрей (ок. 1255-1304) - князь костромской (1276-1293, 1296-1304), великий князь владимирский (1281-1284, 1292-1304), князь новгородский (1281-1285, 1292-1304), князь городецкий (1264-1304);
Даниил (1261-1303) - первый князь московский (1263-1303).

Дочери:
Евдокия, ставшая женой Константина Ростиславича Смоленского.

Супруга и дочь Евдокия погребены в соборе Успения Богородицы Успенского Княгининого монастыря в г. Владимире.