Из Москвы в Белоруссию можно добраться разными способами, но мы выбрали путешествие на автомобиле. Для осмотра достопримечательностей Белоруссии это самый лучший способ, ведь объекты разбросаны по всей стране, а общественный транспорт там ходит не очень хорошо (мы, например, не видели ни одного автобуса). Специально для водителей, мы попытались собрать все лайфхаки, касающиеся дороги.
Когда ты сидишь на месте пассажира, то дорога воспринимается совсем не так, как, когда рулишь. Знаю по себе. Не скажу, что мы с Ниной не работали в дороге - я выполняла роль штурмана, а Нина - гида, ну то есть зачитывала нам интересные факты из путеводителя. Евгений же был за рулем все 3 500 км, которые мы проехали за 5 дней.

Мы с Ниной пробовали написать отзыв о дороге, рассказать какие-то важные моменты для авто путешественников, но Женя категорически раскритиковал наш отзыв, сказав, что водителю важны не красивенькие домики и деревья по дороге, а практическая информация. Он водитель, ему и писать отзыв. Итак, впервые в истории наших отчетов о путешествиях Евгений надиктовал мне отзыв, поэтому спешу его разместить.

Эх... Дороги России!


Первое, что показалось водителю весьма важным, это хорошее качество асфальта, двух полосное движение на протяжении всей трассы и отсутствие светофоров. Думаю, кто ездил за город по Горьковскому шоссе поймут, почему это так важно.
Ограничение скорости на территории РФ 100 км в час, но, конечно, с антирадаром мы ехали гораздо больше. Да, вот такие мы «злостные нарушители».


На расстоянии примерно 70 км от Москвы, не смотря на то, что была среда, по пути встретилось много работающих машин ДПС, зато после этого участка анти-радар почти молчал и мы смело ехали 140 км в час. Притормаживали периодически перед поддельными машинами ДПС, которые издалека похожи на настоящие. Стоит себе такой безобидный сотрудник полиции из картона, но в нем есть камера, поэтому снижаем скорость, улыбаемся и машем.
По дороге практически отсутствовали населенные пункты, но как только появлялся соответствующий указатель, начинал пищать антирадар, показывая 5 или 5 баллов силу сигнала. Устав тормозить, мы начали смотреть за поведением местных (номера 67 RUS): если они не тормозили, то и мы тоже, а если была возможность, то прятались за кузов грузовиков (на всякий случай).

По Смоленской области дорога очень живописная.


Хороший скоростной режим помогал держать еще и тот факт, что трафик на дороге был минимальным, возможно, из-за того, что была среда. Редко встречались легковушки и грузовики, в основном мы их догоняли в населенных пунктах, где все снижали скорость. До поездки встречала отзывы других путешественников, что по трассе невозможно ехать из-за фур, но спешу опровергнуть этот факт. Невозможно из-за них ехать по Ленинградке, а по Минской трассе все прекрасно. Кроме того, на «минке» качественно сделана разметка дороги, по всем правилам расставлены знаки, трасса ничем не хуже, чем в Европе.
Вдоль дороги много заправок с туалетами, везде принимают карточки. Довольно часто встречаются мотели и кафе, где можно перекусить. Тут правило простое: где припарковано много фур, там можно смело есть, дальнобои не будут обедать где попало. Кроме того, в таких местах удобно останавливаться, чтобы размяться, ведь все помнят, что на трассе не надо рисковать: остановки вне населенных пунктов, заправок и кафе не желательны.


Обычно в соседних от Москвы областях топливо стоит дешевле, но на трассе М1 дизель продавали либо по московской цене, а на заправках Shell даже дороже, чем на родном московском Лукоил. Кстати, мы за всю дорогу до Беларуси (г. Несвиж) залили два полных бака по 80 литров.
Если вы привыкли заправляться «до полной» и не высчитывать необходимое количество литров, то рекомендую заезжать на Лукоил, там хоть и предоплатная система по банковской карте, но оставшуюся после заправки сумму сразу откатывают, деньги возвращаются на карту моментально.
У нас в машине установлена рация и мощная антенна, поэтому в дороге частенько подключаемся к каналу водителей. Периодически приходили предложения заправиться от грузовика подешевле, но мы такое не практикуем, предпочитаем заправки.

Зеленая карта в Беларусь

Для поездки в Беларусь необходимо купить Green card или, проще говоря, страховку автомобиля. Мы сделали это в Москве в своей страховой компании Ресо. Минимальный срок страхования составляет 15 дней, стоимость около 500 руб. Расширять или нет КАСКО на СНГ, решайте сами, у нас она итак была расширена, потому что до Беларуси ездили в Казахстан. Мне кажется, это не помешает.
Если вы не купили грин кард заранее, то можете это сделать по дороге в Беларусь. Примерно за 400 км от границы начинают попадаться вдоль дорог таблички с предложением купить страховку, видела даже фирменные ларьки различных страховых фирм.


Прохождение границы с Беларусью

Прохождение границы с Беларусью выглядит так: вы подъезжаете к пропускным пунктам РФ, видите, что сотрудники таможни не проявляют к вам никакого интереса, проезжаете дальше (как в Шенгенском союзе). На пропускных пунктах Беларуси повторяете процедуру. Показывать документы, выходить из машины, открывать багажник не надо, конечно, если этого не потребуют таможенники. Причина тому - единый таможенный союз между нами и братьями-белорусами.

Трасса на территории Белоруссии: камеры и дикие звери

Итак, мы оказались на белорусской земле и продолжили двигаться по трассе М1. Скоростной режим в Беларуси увеличился до 120, антирадар вообще перестал на что-либо реагировать, поэтому поездка стала еще более комфортной, если бы не камеры. Рекомендую обращать внимание на знаки, предупреждающие о фиксации скорости и расположенные метрах в 300 от самих камер и своевременно снижать скорость. Антирадар не ловит от них сигнал, если впереди или на встречу (мы так и не поняли) не едет машина. Дело в том, что камеры хитро расположены и бьют то ли в спину, то ли под хитрым углом, что антирадар «мышей не ловит».
Также рекомендую усиливать внимание, если видите знаки, предупреждающие о диких и домашних животных. Вдоль дороги видели много раздавленных лис, зайцев, один раз дорогу нам перегородили коровы, мы их объезжали под мое пищание: «Ой-ой, нас сейчас забодают», ну боюсь я коров.


А вот одну лису мне удалось спасти. Только она выскочила из леса и собралась перед машинами переходить трассу, я тоже выскочила из машины и закричала: «Эй, лиса, ты куда?». Она решила изменить свои планы, нырнула в лес, а я ее толком и сфоткать не успела.


На самом деле, страшнее «поцеловать» на скорости лося, поэтому будьте внимательны особенно ночью: от света фар животные встают столбом.

Авто радио

Перед поездкой рекомендую закачать музыку и аудиокниги, потому что нормальное радио поймать в Смоленской области, а тем более в Беларуси очень сложно. Даже если вам это удастся, то слушать вы будете весьма специфический белорусский фольклор, смесь Песняров с Аншлагом.
В полях вообще ничего не ловится. Мы с Ниной накачали много тематических для поездки песен, а именно Ляписа Трубецкого, Жуков и других популярных белорусских хлопцев. Преодолевать границу под «Хали гали, пара трупер, нам с тобою было супер» было очень весело.

Тайминг дороги

На МКАД в районе Ленинградского шоссе мы выехали в 8-20 утра
Проехали указатель на Смоленск в 12-10 (с учетом завтрака и санитарных остановок на заправках)
Границу с Беларусью прошли около 13-50
В Несвиж доехали к 16-40.
Несмотря на то, что ехали почти целый день, сильной усталости ни у нас с Ниной, ни у Жени не было. Например, доехать по Горьковке 250 км до Владимира гораздо утомительнее, чем 800 км до Несвижа.

Поэтому, если даже у вас нет опыта длительных путешествий на машине, то поездка в Беларусь - хороший вариант попробовать.
В общем, поездка на машине в Беларусь разбивает все мифы о том, что нет у нас дорог, а только одни дураки. Теперь я могу сказать с уверенностью, что это не правда.
О подготовке путешествия можно прочитать здесь , общий отзыв о поездке здесь.
Полезные ссылки:

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска

В Белоруссию на машине я ездил уже около двадцати раз. Эти поездки были в течении года. В разную погоду и разное время дня.

Поэтому я решил написать инструкцию по использованию трассы М1 Москва—Минск.

Сразу скажу, что трасса М1 одна из самых лучших на территории России, если не самая лучшая.
По ней можно смело ехать в Белоруссию и не бояться ничего.

От Москвы до Минска 700 км. По трассе этот путь занимает у меня около 7 часов. Со всеми остановками.

Весь путь, за исключением выезда из Москвы, очень размеренный и просчитанный маршрут.

Из Москвы можно выехать двумя путями.
Прямо по Кутузовскому проспекту, которое переходит в Минку, она же трасса М1 или по объездной, вокруг Одинцово.

Платная трасса стоит 150 Р. Сумма разбивается на два этапа. 100 Р. и 50 Р. в два пропускных пункта.

После выезда из Москвы перед вами откроется лучшая дорога России. Трасса М1.

04. Дорожное полотно очень хорошее!

Но опасайтесь камер. В России знаки с камерами впереди установлены не везде.
Так же рекомендую снижать скорость в населенных пунктах. ГАИ на этой трассе не дремлет.

Сами камеры висят преимущественно на мостах. И выглядят как обычные камеры по всей стране. Маленькие, не заметные.

Когда я езжу в Белоруссию у меня за время дороги бывает две-три остановки.

Выезжаю я всегда с полным баком топлива. Машину нужно заправить с вечера. Иначе будет тяжело и вы можете потерять много времени, пока ищешь заправку, пока на нее заезжаешь.

Покупаю в дорогу воду и всякие штучки для перекусов, чтобы не останавливаться.

Первая остановка на пути, через 400 км сразу за Смоленском.

Проезжаете пост ГАИ (синее здание сразу после моста) и справа будет заправка «Роснефть». На ней можно заправиться, купить чего-нибудь, сходить в туалет и там же купить «Зеленую карту».

Зеленая карта нужна для въезда на территорию Белоруссии и Европы. Это обычная страховка.
Две недели на территории Белорусии и Украины (минимальный срок) она стоит 550 Р.

Продаются они везде по трассе. Но я нашел самый удобный способ. И заправиться и оформить.

За одно отдыхаешь.

09. Зеленая карта выглядит так

Границы с Белоруссией у нас нет. Есть таможенный контроль для грузовиков. А легковые проезжают без остановки.

О пересечении границы вам сообщит только скромная табличка «Рэспублiка Беларусь».

От границы вас ждет его чуть более 200 км до Минска. С потрясающей дорогой и видами на распаханные поля.

Дороги в Белоруссии близки к идеальным.

Один раз ехал в Белоруссию сразу после Германии. Так вот дороги очень близки по качеству.

Причем, я проехал почти по всей стране. Качественные дороги практически везде! Так что без опасения можете ехать сюда на машинах с большими дисками.

По трассе стоят просто камеры фиксации движения. Их можно не бояться.

И стоят камеры, которые выписывают штрафы. Но они всегда стоят с предупреждениями заранее.

За все время поездок меня фотографировали пару раз. Но ни разу штрафы не приходили.
Будте внимательны на первом населенном пункте, который называется Буда. Там ограничение 60 км/ч

Почти все камеры за исключением одной-двух фотографируют машину сзади.

15. Выглядят камеры вот так

По трассе есть въезды на платные участки. Но это тоже только для грузовиков. НА легковушках проезжаешь снизив скорость.

16.

Мое время поездки.

Форт номер 5 (Калининград) - важный памятник оборонного зодчества. Кроме того, он является известным военно-историческим комплексом города. В 1878 году на его северо-западной окраине выросло мощное укрепление - 5 форт. Калининград во второй половине XIX века окружили двумя кольцами оборонительных сооружений, превратив город в настоящую крепость.

История фортового пояса Кенигсберга

Древний город Кенигсберг на берегу изначально строился именно как замок и сохранил за собой этот статус вплоть до конца Второй мировой войны. Уже в середине XIII века здесь появились первые Земляные валы, бастионы, мощные стены и казармы для военных - все это сопровождало Калининград почти всю его историю. Одним из самых известных и ценных памятников городской оборонительной архитектуры является и форт 5.

Калининград всерьез задумался о создании непрерывного пояса фортов во второй половине XIX века, когда появилась нарезная артиллерия. Они возводились на определенном расстоянии друг от друга с учетом дальности артиллерийского огня. Все 15 фортов были соединены одной 43-километровой кольцевой дорогой.

Увы, оружие развивалось и совершенствовалось в те времена быстрее, чем строились форты Кенигсберга. Уже к началу прошлого столетия они начали безнадежно устаревать. Первая мировая война обошла стороной оборонительные сооружения города, в том числе и 5 форт. Калининград во времена Второй мировой смог удерживать штурм советских войск всего лишь четыре дня, несмотря на широкую кампанию «о несокрушимой мощи кенигсбергских фортификаций», развернутую накануне в гитлеровской прессе.

Таким образом, в апреле 1945 года история городских фортов как военно-инженерных объектов, по сути, закончилась.

Форт 5, Калининград: история строительства и эксплуатации

Комплекс сооружался на протяжении 1872-1878 годов близ жилого района Шарлоттенбурга. Ныне он расположен в лесу, в конце Советского проспекта.

«Король Фридрих Вильгельм III» - так в 1894-м назвали 5 форт. Калининград (а тогда еще город Кенигсберг) именно под предводительством этого прусского монарха оборонялся от войск Наполеона.

Форт не был строго военным и засекреченным объектом. В определенные часы и дни его разрешалось посещать и обычным гражданам. А в начале ХХ века он неоднократно использовался для запуска праздничных салютов.

Весной 1945 года форт № 5 ощутил на себе основной удар 43-й советской армии и оказал серьезное сопротивление. Осада длилась четыре дня. Твердыня держалась до последнего и пала тогда, когда жестокие бои шли уже в центре города. В ходе штурма форт № 5 был сильно разрушен.

Форт 5 (Калининград): фото, описание и современное состояние

Укрепление обращено свой фронтальной частью к северо-западу. Это классическое шестиугольное сооружение из красного кирпича, покрытое для большей прочности слоем бетона. Длина его составляет 215 метров, ширина - 105 м. Он окружен рвом с водой, земляным валом и цельной стеной.

Сооружение было тщательно замаскировано растительностью. В земляном валу находились траншеи и огневые точки для различных орудий. С городом форт был соединен мостом, подходы к которому прикрывал бетонный дот (сохранился в полуразрушенном виде до наших дней).

Форт «Король Фридрих Вильгельм III» сегодня считается объектом культурного наследия России. Крепость является филией областного историко-художественного музея, здесь можно ознакомиться с редкими военными фотоснимками. На территории регулярно проводится историческая реконструкция, освещающая события штурма Кенигсберга 1945 года.

Рядом с фортом обустроен мемориальный комплекс, посвященный советским солдатам, погибшим при его осаде. На земляном валу установлены пушки, торпеды, бомбы и прочие орудия, а около дота можно увидеть памятник с именами пятнадцати солдат (героев СССР), которые участвовали в штурме крепости.

В заключение…

Нужно ли посещать 5 форт? Калининград - город с насыщенной и богатейшей историей. И узнать о некоторых его страницах можно именно здесь, на территории форта № 5 «Король Фридрих Вильгельм III».

Около твердыни можно осмотреть выставку тяжелого советского орудия. Внутри самого форта вам расскажут об истории создания оборонительных сооружений Кенигсберга-Калининграда.

Музейный комплекс работает ежедневно с 10-00 до 20-00.

Ну вот, наконец-то я снова дорвался до любимой темы музеев после зимнего перерыва. И начать решил с замечательного памятника русскому инженерному труду - пятому форту Брестской крепости.


Когда мы слышим привычные и знакомые слова "Крепость-герой Брест", то поневоле встают перед глазами знакомые по фильмам казармы, стены и укрепления Брестской крепости. А между тем, крепость - значительно большее, чем мы привыкли понимать.

Сама цитадель крепости - строение весьма впечатляющее, но основную боевую нагрузку по планам должны были нести форты. Из схемы видно, что крепость и ее форты представляли собой могучий оборонительный узел.

Пятый форт. Почему именно он? Просто потому, что это сооружение прекрасно пережило три войны и сохранилось в наши дни. С 1995 года он является историческим памятником Республики Беларусь и включен в комплекс мемориала "Брестская крепость".

Знакомимся.

Пятый форт был построен в 1878-1888 гг., капитально модернизирован в 1908-1911 гг. Расположен в 4 км юго-западнее Брестской крепости. Занимает площадь 0,8 кв. км.

Можно сказать, что форт имеет пятиугольную форму с неким копейным наконечником, передним капониром. Первоначально был построен из кирпича, обнесён земляным валом и рвом, заполненным водой. В тыльной части была построена казарма для гарнизона, насчитывающая одиннадцать казематов.

Передний капонир связан с казармой потерной, то есть подземным ходом. Как мы поняли из наших блужданий под землей, при желании на поверхность можно было вообще не выходить, путешествуя из одной точки форта в другую. Сегодня, правда, многие проходы и ответвления закрыты.

С 1908 г. форт модернизировался под руководством штабс-капитана Ивана Осиповича Белинского. Кирпичные сооружения были покрыты бетоном толщиной около 2 м, построены боковые потерны, соединяющие казарму с боковыми полукапонирами. В 1911-1914 гг. был построен горжевой (тыльный) капонир, позиции стрелков частично забетонированы.


Иван Осипович Белинский (1876 - 1976).

Генерал-майор Советской Армии, участник русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн. Человек незаурядного ума и железного характера. Награжден российскими и советскими орденами и медалями, в том числе и Георгиевским .

Однако основной деятельностью в перерывах между войнами для Белинского стали Брест-Литовские укрепления. В разработке и строительстве которых он принимал самое непосредственное участие с другим знаменитым инженером генералом Карбышевым. Только к Ивану Осиповичу судьба оказалась более благосклонна.

К 22 июня 1941 года в форту находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. С началом Великой Отечественной войны батальон был поднят по тревоге. Отбыв несколько атак немцев, и фактически израсходовав боекомплект, часть бойцов попыталась прорваться в Брестскую крепость, а часть с боями отошла на восток.

Вернемся к форту.

На схемах видно, как предполагалось вести огонь защитникам форта. Для меня сперва было удивительным такое расположение. Потом, правда, многое прояснилось.

Действительно, через амбразуры форта удобнее всего было уничтожать живую силу противника, которая обходила форт по флангам. Вполне логично, потому что взять в лоб такое сооружение просто нереально. Это сегодня вся территория заросла, а в те времена не просто вырубалось все зеленое, а на многие километры. Так что с фронта особо не подойдешь. Стрелковые ячейки, пулеметы, ров, глубиной три метра... Удовольствие ниже среднего, так скажем.

А немного позже я нашел еще один плюс к удовольствиям.

Это всего-навсего открытка, но на ней запечатлено именно то, как работала артиллерия в таких фортах. Пушки, в основном среднего калибра, просто руками выкатывались на траверсы, и вперед. Казематированный траверс прикроет от огня противника. Наблюдатели-корректировщики в укрепленных НП подскажут, куда и как.


А это все, что видно с другой стороны. Не всякому снайперу того времени по зубам.


Это и есть казематированный траверс. То есть вал с казематами.

А в казематах тоже было чем приветить противника. А еще были и капониры и полукапониры. И это совсем другая .


Это полукапониры. Левый и правый.

Подобраться, конечно, можно. Если есть лодка, если из капонира не будут стрелять. А стрелять-то будут... И стреляли.


Орудийный каземат под 57-мм пушку Норденфельда. Весьма скорострельное по тем временам орудие. До 20 выстрелов в минуту. Гранаты чугунные, шрапнельные, картечные.

В двух полукапонирах и двух капонирах (переднем и горжевом) насчитывалось 20 таких орудий. Каждый каземат был снабжен системой вытяжки пороховых газов, бронированным шкафом на 150 снарядов.


Вытяжка.

В стенах капониров не часто, но встречаются следы той войны.


Сложно сказать, чем это так, но впечатляет что толщина стены, что энергия снаряда. Как будто в Мухавец крейсер загнали.


Окошко для подачи боеприпасов.


Это называется потерна. Длинный подземный ход. Освещения нет.


Вот такие двери...


Точно сказать, для чего эти штуковины, мы не можем. Видимо, многофункциональное приспособление. И посидеть можно, и полежать, и винтовку почистить. Но домыслы, если честно.


Подъем в горжевой капонир. То есть прикрывающий с тыла.


Это именно он, самый ощетинившийся стволами капонир. Потому что только с тыла и можно через мостик пройти в форт так, чтобы безболезненно.

Здесь вместе с 57-мм пушками стояли уже орудия посерьезнее.


76-мм крепостные пушки системы Дурляхера.

На 1 этаже капонира размещалось 8 75-мм пушек, на 2-м - 8 76-мм орудий.


"Противодиверсионное покрытие".


Внутри капонира.


Повсюду следы отопления. Печного.


А это сквозник казармы. Длинный коридор, во всю казарму. Сквозник - возможно, от слова "сквозить" или "сквозняк". Его основная задача - гасить и отводить взрывную волну.


Перекрытия. Внушают уважение.

К моменту завершения реконструкции в 1914 году, по мнению российских военных инженеров, форт был способен выдержать самую жестокую осаду. По существу, модернизированный форт являлся небольшой самостоятельной крепостью, с мощным вооружением и эшелонированной (несколько рубежей) оборонительной системой. В августе 1915 года эта крепость должна была вступить в сражение с австрийцами и германцами, наступавшими с юга на Брест.

Но история, вещь иной раз вредная, распорядилась иначе.

Форт №5, как и сама Брестская крепость, был оставлен без боя. Русские войска отступили в глубь Полесья. Перед отступлением из форта было вывезено все вооружение и прочее военное имущество.

С 1920 года форт использовали под склады польские военные. Когда Польша закончилась, в форт пришла РККА. С 1939 года пятый форт стал местом расположения отдельных воинских частей. Здесь принял бой 22 июня 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии, практически разгромленной в первые дни войны.

В годы оккупации немцы использовали форт в качестве склада.

После освобождения Бреста от захватчиков военная «служба» старых укреплений продолжилась. Форт долгие годы являлся территорией одной из воинских частей и служил в качестве армейских складов.

И вот теперь это больше 20 лет музей. Практически без экспонатов. Да, во дворе казармы стоит несколько орудий, но к форту они никакого отношения не имеют.

Форт - он сам по себе экспонат.

Фотографии не дадут и десятой части тех впечатлений, которые можно получить, пройдя всеми его коридорами и ходами. Мы потратили больше двух часов. А можно было и вдвое больше, но уже не было сил, честно говоря.

Но 22 июня 2016 года форт №5 открыл перед нами свои казематы и капониры. Знаете, похож он на Святогора-богатыря из сказки. Нужда будет - проснется.

И знаете, уважаемые, какой главный вопрос мы задали, выйдя на солнце?

Как? Как они все это выкопали, построили, возвели? Без техники, без ничего? Лопатами, телегами и руками?

От Брестской крепости к сегодняшним дням осталось немного. А здесь проникаешься величием и мощью этого старого форта, созданного русскими инженерами Ивановым и Белинским и тысячами оставшихся неизвестными истории строителями.

Мороз по коже, если честно, даже в тридцатиградусную жару.

Слава строившим, защищавшим, сохранившим! Слава и память!

Брестская крепость это не только Цитадель с Мемориалом защитникам крепости в начале Великой Отечественной войны. Цитадель хоть и известна у нас больше других сооружений крепости, но не несла оборонительной функции, а строилась больше для проживания военнослужащих и их семей. Основной удар должны были принять на себя девять фортов, в каждом из которых можно было разместить гарнизон, численностью около 250 человек и до 20 орудий. Форты I, II и III имели сухие рвы, а рвы остальных были заполнены водой. Общая длина оборонительной линии достигала 30 км.

1. После того, как в ноябре 1878 года был утвержден план усиления Брест-Литовской крепости кольцом из 9 передовых укреплений, находившихся на расстоянии 3,5 - 4 км от Цитадели и друг от друга. В 1883 году, после завершения первых четырех фортов приступили к строительству остальных пяти. В настоящее время для осмотра открыт только 5-й форт, который недавно стал филиалом музея "Брестская крепость".

2. Пройдемся?

3. С развитием вооружения кирпичные строения уже не могли выдерживать прямое попадание артиллерии и в 1909 году было принято решение усилить кирпичные перекрытия казематов слоем бетона, самым современным на те годы материалом, из расчета, что они должны выдержать попадание 420-мм снарядов. К 1912 году 5-й форт принял такой внешний вид, который мы видим и сегодня.

5. Чтобы попасть внутрь нужно за символическую плату купить билетик и перейти мост через заполненный водой обводной канал.

7. Первое, что мы встречаем на пути - закладной камень, который случайно был найден в канаве недалеко от форта.

8. В 1941 году, в момент нападения войск Третьего Рейха на СССР здесь находился 3-й стрелковый батальон 44-го стрелкового полка. Об обороне форта информации практически нет, но вероятнее всего бойцы предприняли попытку прорваться к основным силам, а потом отступили.

9. Во время оккупации здесь находились немецкие армейские склады. После освобождения склады использовались и Советской армией. В позднесоветский период форт был заброшен и совсем недавно стал филиалом музея.

10. Реконструкция не проводилась и поэтому все помещения форта сохранились в первозданном виде.

11. Небольшая экспозиция рассказывает о строительстве форта и военнослужащих, служивших здесь в царские времена. Кстати, в Первой Мировой войне крепость участие не принимала.

12. Форт практически не тронут временем, что гораздо интереснее, чем переоборудованные под музей строения.

13. Горжевая казарма, соединенная галереей, хорошо видно кирпичные стены XIX века.

14. Брест-Литовская крепость 1886 год.

15. Система вентиляции и отопления. Когда-то здесь было сухо и тепло, сейчас сырость и прохлада. Температура воздуха в подземных коридорах около +12 градусов в любое время года. По этой причине другие форты крепости заняты под склады Брестского мясокомбината и других предприятий.

16. Входы в казарму закрыты сквозниками - это как раз тот бетонный выступ в котором мы стоим и вдали.

17. Включаем фонарики на смартфонах и идем по коридорам форта. Немного жутковато. Если собирётесь, рекомендую взять фонарики помощней.

18. Орудийная бойница.

19. В передней, выступающей части капонира узкие оружейные бойницы. А над ними, едва видимые - надписи на немецком языке, эхо периода оккупации.

21. Сохранились даже металлические шипы перед оружейной бойницей.

22. А это отверстие в стене результат испытания на прочность. Чьих рук это дело не известно, но на противоположной стене следы от взрыва. Вероятнее всего взрыв или выстрел был произведен внутри помещения.

23. Наблюдательный пункт с бронекуполом. Бронекупол сохранился только один, остальные были срезаны.

24. Казематы.

25. Вентиляционная отдушины арсенала с оригинальными колпаками позапрошлого века.

26. Все рассказать не возможно, лучше увидеть своими глазами. Расстояние от Бреста не более 5 км, есть парковка, ходит городской транспорт.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в