Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»

  • Знакомить со звуком [ц] и буквами Ц,ц.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов
  • Развивать внимание, моторику
  • Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.

    Части занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

  • Орг. Момент. Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.

    Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.

  • Характеристика звука [ц]
  • На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?

    Этот звук гласный или согласный? Почему?

    Звонкий он или глухой? Почему?

    Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?

    На звук [ц]

    Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).

    Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.

    Синим квадратом.

  • Игра «Будь внимателен»
  • Выполните действие, если услышите звук [ц].

  • Хлопнуть: ц, т, с, ц, ш, з, ц, д, ты
  • Топнуть: ца, от, сы, уц, до, цу, ыц.
  • Дети выполняют действие.

  • Определение места звука в слове
  • На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.

    Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.

    Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.

  • Физ. Минутка. Игра с мячом «Измени слово»
  • Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:

  • Дерево
  • Кресло
  • Масло
  • Платье
  • Зеркало
  • Блюдо
  • Дети отвечают:

  • Деревце
  • Креслице
  • Оконце
  • Мыльце
  • Маслице
  • Платьице
  • Зеркальце
  • Дельце
  • Блюдце
  • Знакомство с буквой.
  • Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)

    На что она похожа?

    Буква Ц стоит бочком

    И цепляет всех крючком.

    Выложите букву Ц из фасоли.

    Обведите её пальцем.

    На стенку с крючком.

    Дети выкладывают букву из фасоли.

    Дети обводят.

  • Задние «Найди букву»
  • Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.

    Дети находят и обводят букву Ц.

  • Пальчиковая игра «Цыплята»
  • Пять цыпляток,

    Пять комочков

    Во дворе стоят у бочки

    Захотелось им напиться

    Из щелей течёт водица

    Вот из лужи пьют цыплятки

    И у всех озябли лапки

    Вот поджали коготочки

    Побежали греться к квочке.

    Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.

    Все пальцы сжать в кулак

    Пальцами изобразить бочку

    Приоткрыть пальцы-клювики

    Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз

    Показать, как пьют цыплятки

    Пальцы дрожат

    Прижать скрюченные пальцы к ладони

    «Пробежаться» пальцами по столу

  • Работа в тетради.
  • Написать букву Ц

    Дети выполняют работу в тетради.

  • Чтение слогов по табличке.
  • Дети читают слоги.

  • Работа со словами.
  • На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.

    Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.

  • Итог занятия.
  • Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.

    Ответы детей


    Ашарина Марина Павловна

    Рябова Любовь Юрьевна

    Воспитатель

    МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

    р.п.Голышманово

    Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

    Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

    Орг. момент:

    Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

    Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

    (Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

    Анализ звука даёт воспитатель.

    Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

    Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

    3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

    А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

    Любовалась цыплятками курица:

    Что не цыплёнок- то умница!

    Молодец, удалец,

    Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

    Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

    Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

    Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

    1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .

    Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

    5. Физ.минутка «Цапля»

    Очень трудно так стоять:

    Ножку на пол не спускать,

    И не падать, не качаться,

    За соседа не держаться.

    Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

    - в начале слова : цапля, цветок, цель.

    - в середине : пуговица, курица, кольцо.

    - в конце : заяц, певец, немец.

    (Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)


    6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

    7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

    Вот такая буква Ц:

    С коготочками на конце.

    Коготок-царапка,

    Как кошачья лапка.

    8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)

    9. Чтение слоговой таблицы и слов.


    Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

    ПА РЫ ПАРЫ

    ЦА РИ ПАРИ

    ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

    ЦЕНЫ

    РЫЦАРИ

    ПАНЫ

    10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

    С какой буквой? На что она похожа?

    Показ презентации "Буква Ц"

    Список использованной литературы:

    1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

    2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Фунтикова Наталья Викторовна

    учитель-логопедМБДОУ № 421

    г.Челябинск

    1. Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы.
    2. Научить правильно произносить звук «Ц».
    3. Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
    4. Продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным словом.
    5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
    6. Упражнять в словобразовании и словоизменении.

    Оборудование:

    1. Зеркала на каждого ребёнка.
    2. Картинки на звук «Ц».
    3. Раздаточный материал для выполнения звуко-слогового анализа слов, разрезная азбука.

    План занятия:

    В группе на ковре разложены цветы. Дети заходят в группу и логопед предлагает взять по одному цветку.

    Ребята мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А с какой? Я вам сейчас подскажу. Подсказку вы держите в руках. (Цветы) На какой звук начинается слово цветок? (на звук Ц). Цветы поставьте в вазу и сядьте на свои места.

    А теперь посмотрите в зеркала, и скажите, что происходит с вашими губами, зубами, и что делает горлышко, когда мы произносим звук «Ц»

    (Губки в улыбке зуки сближены, но не сомкнуты, горлышко молчит).

    Повторяйте за мной, и не забывайте смотреть в зеркала. ЦА-ЦА-ЦА, ЦО-ЦО-ЦО, ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ. И наоборот АЦ-АЦ-АЦ, ОЦ-ОЦ-ОЦ, УЦ-УЦ-УЦ, ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ. Молодцы!

    А теперь посмотрите на картинку. Как стрекочет кузнечик «Ц-Ц-Ц-Ц-Ц». Дайте мне характеристику этому звуку. (Звук согласный, всегда твёрдый, глухой)

    А сейчас посмотрите на доску, и назовите картинки на звук Ц.

    (Ответы детей)

    Пришло время немного поиграть «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

    (Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

    А загадки любите отгадывать, тогда слушайте. Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

    «Нарядные сестрёнки

    Весь день гостей встречают,

    Мёдом угощают.»(Цветы)

    (Цве-ты, два слога)

    «Явился в жёлтой шубке,

    Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

    (Цы-плё-нок, три слога)

    Теперь возьмите звуковые схемы слов и звуки. Мы сейчас будем определять где стоит звук «Ц». В начале, середине, или в конце слова. Посмотрите, у меня для вас маленькая подсказка. Кто это? Правильно, это добрый дельфинчик, он будет помогать вам.

    Скажите, что обозначает голова у дельфина?

    Правильно, звук в начале слова.

    А тело у дельфина?

    Звук в середине слова.

    Звук в конце слова.

    Слова (цапля, водица, певец,цыган, огурец.)

    Мне кажется, что надо немного отдохнуть.

    Физкультминутка.

    «Забежали как-то в сад. Бег на месте

    Десять маленьких цыплят.

    Завела их с улицы. Руки в стороны, вверх,вниз

    Мать наседка-курица.

    Ты ошиблась улицей, Наклоны туловища

    Хоть наседка умница влево, вправо.

    Этот славный детский сад. Хотьба на месте

    Для детей, не для цыплят. Руки в стороны, развести в поклоне

    и на пояс.

    А теперь мы будем работать с азбукой.Но сначала я хочу познакомить вас с буквой «Ц». Посмотрите на картинку.

    «Что за хвостик на конце,

    На конце у буквы Ц?

    Этот хвостик не виляет,

    Комаров не отгоняет».

    На что похожа буква Ц?

    (Ответы детей)

    Звуко-слоговой анализ слов ЦЫПА, ЦИРК, выкладывание схемы слов, составление из букв разрезной азбуки.

    Работа с фасолью. Выкладываем букву Ц.

    Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

    (согласный,твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

    Ответы детей.

    Задачи:

    Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

    Программное содержание:

    ОО «Познавательно-речевое развитие»

    1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

    2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.

    3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.

    4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.

    5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

    6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.

    7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

    3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.

    2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.

    Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»

    Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

    Демонстрационный материал :

    1. «Корзина идей» панно;

    2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».

    3. Конверт с заданиями:

    схемы предложений

    а) « __ __ |__ __»,

    б) «__ __ __ __»,

    в) «__ __ __».

    5. Карточки с буквами «Ц», «ц».

    6. Касса букв с выученными буквами.

    7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.

    8. Экран для самоанализа.

    9. Карточки с именами детей для самоанализа.

    10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.

    Раздаточный материал:

    1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».

    2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.

    3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».

    Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон

    с конвертом в руке.

    Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»

    Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.

    Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»

    I задание.

    Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?

    Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?

    Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.

    Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»

    Дети: «Нет, не правильно.»

    Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»

    Дети: «В схемах допущены ошибки.»

    Не обозначена Большая буква в начале предложения.

    Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.

    Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.

    Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.

    Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»

    Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».

    Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»

    Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.

    Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.

    II задание.

    1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».

    Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

    Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

    2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».

    Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»

    Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

    Дети: «Буквой «цэ».

    Воспитатель: «А какая это буква и почему?»

    Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»

    Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».

    Воспитатель: «Это какая буква?»

    Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».

    Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».

    Воспитатель: «А это какая буква?»

    Дети: «Это маленькая буква «цэ».

    Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»

    Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»

    III задание.

    Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

    Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.

    Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»

    Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»

    Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является

    первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.

    Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.

    Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»

    ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»

    Смотри приложение презентацию.

    Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.

    Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»

    IV задание.

    Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.

    Воспитатель раздает всем по 1 листу.

    а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

    б) Чтение столбиков с заданиями:

    Воспитатель: Найдите:

    В 1 ряду столбиков:

    В первом столбике первое слово;

    В первом столбике третье слово

    Во втором столбике первое слово;

    Во втором столбике второе слово;

    Во 2 ряду столбиков:

    в) Работа над текстом «Год».

    Чтение по одному предложению по очереди.

    Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:

    г) Чтение и отгадывание загадок.

    Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).

    Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.

    «Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.

    «Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……

    Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
    Речевая гимнастика:
    «Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»

    Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).

    Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .

    Подведение итогов:

    Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».

    Образовательная деятельность в старшей группе по подготовке детей к обучению грамоте с использованием ИКТ технологий.

    Организационная форма: фронтальная НОД.

    Реализация образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

    Цель:

    • Создание фонетико-фонематической базы для дальнейшего обучения детей.
    • Предупреждения ошибок в чтении и письме.
    • Развитие общеучебных умений и навыков.
    • Развитие тонкой моторики.

    Задачи:

    • Выявление характеристики звука.
    • Определение положения места звука в слове.
    • Развитие звукового анализа и синтеза.
    • Знакомство с буквой.
    • Формирование опыта чтения слогов и слов.

    Предварительная работа: создание фонетико-фонематической базы.

    Оборудование и материалы:

    1. ИКТ (иллюстрация города звуков, звук Ц; иллюстрации для определения места звука в слове);
    2. картинки каждому ребенку для определения первого звука;
    3. демонстрационные картинки пройденных букв;
    4. картинки для фонематического синтеза каждому ребенку;
    5. демонстрационные картинки для фонематического анализа;
    6. счетные палочки;
    7. демонстрационные картинки обозначающие напечатанные слова;
    8. напечатанные слоги;
    9. напечатанные слова для чтения каждому ребенку.

    Методы и приемы: рассказ, показ, повторение, вопрос и пояснение, игровой.

    Ход занятия

    1 часть: вводная
    (Дети на проекторе видят иллюстрацию города звуков, звук Ц)

    Логопед: Мы продолжаем с вами путешествовать по городу звуков. Наши путешественники покатались на каруселях, и к ним подошла лошадка и спросила: "А вы почему не идете в цирк, сегодня там большое представление.Там выступают разные артисты, дрессированные животные. И я тоже там выступаю. Садитесь на меня я вас быстро туда отвезу"

    Наши путешественники сели на лошадку и она их повезла. По дороге она рассказала, что тоже выступает в цирке, и зовут ее Царицей.
    Лисенок удивился и спросил: "А почему тебя так зовут, у тебя такое интересное имя?"
    Лошадка сказала: "Меня так зовут, потому что у меня на лбу есть пятнышко похожее на корону, поэтому меня назвали Царицей. Нам нужно поторопиться, иначе мы можем опоздать на цирковое представление". Лошадка побежала, и копытца застучали по дорожке цок-цок-цок.

    Какой звук слышится в начале слова в словах цирк, царица, царевна? (слышится звук Ц)
    - Наш звук в синих башмачках. Что нам подсказывают синие башмачки? (это звук согласный твердый)
    - Произнесите этот звук и послушайте как он звучит (дети произносят).
    - Посмотрите на право на доске картинка нашего звука. Мы будем его обозначать цирковой лошадкой.

    2 часть: основная

    Сейчас мы будем слушать этот звук. Он может слышится в начале слова, середине и конце (на прокторе по очереди появляются картинки со схемами).
    - Кто это? (царь)
    - Где слышится звук Ц в этом слове? (в слове царь согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
    - Что это? (кольцо)
    - Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове кольцо согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
    - Как называется эта конфета на палочке? (леденец)

    Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове леденец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
    - Что это такое? (мельница)
    - Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове мельница согласный твердый звук Ц слышится в середине слова)
    - Это что такое? (перец)

    Где слышится в этом слове звук Ц (в слове перец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова).
    - Это что за птица? (цапля)
    - Где в этом слове слышится звук Ц?? (в слове цапля согласный твердый звук Ц слышится в начале слова)
    - Это здание называется дворец.

    Где слышится в этом слове звук Ц? (в слове дворец согласный твердый звук Ц слышится в конце слова)
    - Колобок говорит вам молодцы, правильно все выполнили. Теперь выходим все на ковер, и будет следующее задание. Сейчас вы каждый выберите себе картинку (дети выбирают картинки).

    Все знают как называется его картинка? (да) Вы должны определить первый звук, который слышится в названии вашей картинки и найти соответствующую букву и взять ее в руки (дети выполняют задание). Теперь давайте проверять.

    Каждый называет слово и букву которую он взял (ответы детей: дом - Д, банка - Б, пылесос - П, топор - Т, слон - С, замок - З, кошка - К, мак - М)
    - Оставшиеся буквы остались без картинок. Для них картинок у нас нет. Садитесь на места и будет следующее интересное задание.

    У каждого будет картинка. Я последовательно буду называть звуки, а вы должны угадать, какое слово я задумала. У кого будет картинка-отгадка поднимет ее вверх (все внимательно слушают и отгадывают слово, дети выбирают картинки). Положите картинки на стол перед собой, смотрим на меня и слушаем.

    М Ы Л О - мыло, Т У Ч А - туча, Р О З А - роза, К А Ш А - каша, В А З А - ваза, Ж А Б А - жаба, З У Б Ы - зубы, М У Х А - муха.

    Молодцы. Отложите картинки и теперь следующее задание. Это задание посложнее. Я буду показывать картинку и называть, а вы должны последовательно назвать звуки, из которых состоит это слово.

    Давайте начнем. Кто может назвать поднимает руку. Дом - Д О М, дым - Д Ы М, кот - К О Т, нос - Н О С, кит - К И Т, мак - М А К, сом - С О М, сок - С О К.
    - Ответили на все вопросы.Мы знаем что звуки мы слышим и произносим, а пишем и читаем? (буквы)
    - Наш звук Ц мы обозначаем вот такой буквой. (иллюстрация с изображением Пети с буквой Ц)

    Молотком работал Петя,
    Целых три часа подряд.
    Сколотил из четырех дощечек,
    Букву Ц и очень рад.

    Буква Ц состоит из трех длинных и одной короткой дощечки. Попробуйте из счетных палочек выложить букву Ц. (дети выполняют задание)
    - Молодцы. Правильно выложили. Убираем на место счетные палочки.

    Динамическая пауза

    Посмотрите на меня. Сели ровно. Посмотрите на право-прямо, на лево - прямо, вверх - прямо, хлопнули в ладоши над головой, ладошками постучали по столу тихо - громко - тихо, ногами постучали по полу тихо - громко - тихо, похлопали в ладоши перед собой громко - тихо - громко. Молодцы!

    Смотрим на доску, соединяем и читаем слоги все вместе (АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ИЦ, ЭЦ, ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ). Теперь читаем по очереди (читает тот, кого называют).
    - Следующее задание. Посмотрите на картинки которые расположены на доске (СИНИЦА, ТАНЦЫ, ОВЦА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, СПИЦЫ, ОВЦЫ, ЗАЙКА). Все картинки понятны?

    Я каждому дам листок бумаги, на котором написано слово. Вы его прочитаете и найдете картинку, которая соответствует вашему слову и прикрепите слово к картинке.
    - Читаем по очереди, пальцем следим за тем местом, где читаем. Не торопимся (дети выбираю листочки со словами и по очереди читают слова и прикрепляют к нужной картинке). Молодцы!

    3 часть

    С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Ц)
    - Что мы о нем знаем? (этот звук согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

    Admin

    Чтобы скачать материал или !