Зоя берет в помощники мошенника Аметистова, а также экс-дворянина Абольянинова, который влюблен в хозяйку квартиры. Мечта главной героини - скопить денег, чтобы уехать из России. Она грезит Францией. Первое время бизнес развивается весьма успешно. У Зои появляются постоянные клиенты - один из них коммерческий директор треста тугоплавких металлов по имени Гусь-Ремонтный.

Оказывается, что между ними была давняя и крепкая связь, которая в конечном счете приводит к трагедии. Таково краткое содержание пьесы Булгакова "Зойкина квартира".

Место действия

Время действия пьесы - 1920-е годы. События происходят в Москве. Первый акт разворачивается в мае. Об этом указывает сам Булгаков на страницах своего произведения.

Второй и третий акты намечены на осень. Между ними проходит три дня.

Завязка сюжета

Теперь познакомимся подробнее с кратким содержанием "Зойкиной квартиры". Первая сцена начинается вечером в мае. Главная героиня - 35-летняя вдова по имени Зоя Денисовна Пельц. Она собирается перед зеркалом. К ней в гости наведывается председатель домкома Аллилуя, который предостерегает о предстоящем уплотнении. Тут мы видим, что она сталкивается с такими же проблемами, что и персонаж другого знаменитого произведения Булгакова - Филипп Филиппович Преображенский.

У Зои Денисовны шесть комнат. Чтобы сохранить их, она предоставляет председателю домкома разрешение на открытие пошивочной мастерской на дому. В этом случае вопрос об уплотнении можно будет отложить, потому что она теперь не только живет, но и работает в своей квартире.

В конце Аллилуя получает взятку и обещает постараться отстоять и остальные комнаты главной героини.

Визит любовника

Обольянинов плохо себя чувствует, поэтому Зоя отправляет свою прислугу за морфием. После укола Обольянинов оживает. Помощники горничной Зои щедро платят китайцу и обещают не обижать его, если он будет каждый день поставлять качественный морфий. А Зоя нанимает одного из людей наркоторговца Херувима гладить вещи в ее новой мастерской. Тот уходит обрадованный.

Планы на будущее

Полное представление о произведении позволяет получить краткое содержание. В "Зойкиной квартире" Булгаков Михаил описывает разговор главной героини с Обольяниновым о планах на будущее. При этом она отправляет Манюшку в лавку за пивом. Та, убегая, забывает запереть дверь, и в квартиру попадает кузен Зои, жулик и шулер Аметистов.

Он подслушивает весь разговор, быстро догадываясь, что под мастерской, которой нужен администратор, они имеют в виду дом свиданий.

Зоя удивлена и поражена визиту своего родственника, потому что она была уверена, что его несколько лет назад расстреляли в Баку. Ему негде жить, поэтому он шантажирует ее подслушанным разговором, вынуждая позволить ему остановиться. Зоя в результате соглашается, назначает его администратором и прописывает у себя в квартире.

Второе действие

Второе действие пьесы "Зойкина квартира", краткое содержание которой приведено в этой статье, разворачивается уже осенью. В квартире Зои внешне настоящая швейная мастерская. На стене для благонадежности висит портрет Маркса. Работает швея, дамы примеряют одежду, тут же и закройщица. Когда посетительницы и работницы расходятся, в мастерской остаются только Аметистов и Зоя. Они обсуждают красотку Аллу Вадимовну, которая необходима для некоего ночного мероприятия. К тому же Алла должна Зое денег, поэтому Аметистов убежден, что она согласится.

Вскоре появляется и сама Алла. Она признается, что ей нечем отдавать долг. Зоя предлагает ей начать работу в ее доме свиданий. За это обещает простить долг, платить жалованье, да еще достать визу за четыре месяца. Алла решается, так как остро нуждается в деньгах для отъезда в Париж, где ее ждет жених.

Визит Гуся

Один из ключевых моментов краткого содержания "Зойкиной квартиры" - визит Гуся, состоятельного коммерческого директора треста тугоплавких металлов, к приходу которого все тщательно готовятся. Вместо Маркса на стене появляется изображение обнаженной девушки, да и все помещение быстро преображается.

Павел играет на рояле, Херувим приносит кокаин, приходят дамы для работы в доме свиданий. Гуся встречает сама Зоя, которую он просит показать новых парижских моделей. Его всячески ублажают и угощают, он восхищен тем, как поставлено дело.

Третье действие

Михаил Булгаков в "Зойкиной квартире" третье действие начинает с того, что Аллилуя вновь заявляется к главной героине с жалобами от других жильцов на то, что к ним по ночам постоянно ходят гости и играет громкая музыка. Получив взятку, довольный удаляется. О своем скором визите всех оповещает Гусь. Довольные тем, что обрели постоянного клиента, Аметистов и Павел отправляются в пивную.

Оставшись наедине с Манюшкой, китаец Херувим предлагает ей уехать отсюда в Шанхай, где он сможет заработать много денег. Манюшка, которой Херувим нравится, начинает его дразнить, говорить, что может выйти замуж за другого. Ревнивый китаец пытается ее убить, но, успокоившись, объявляет, что делает ей предложение.

В этот момент заявляется Газолин с той же целью - просить Манюшку выйти за него. На этой почве между азиатами происходит конфликт. Остановить очередной скандал удается заявившейся комиссии из Наркомпроса. Они видят на стене голую женщину, обнаруживают в шкафу Газолина, который прячется от Херувима, он и рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум. Сделав для себя определенные выводы, члены комиссии уходят.

Развязка пьесы происходит ночью в разгар бурного веселья. Один Гусь печалится, чтобы хоть как-то утолить тоску, он швыряется деньгами направо и налево. В это время он встречается с Аллой, которую считал своей невестой, а теперь выясняется, что она работает в публичном доме. Гусь и Алла ругаются, последняя убегает, а герой в недоумении, что ему делать дальше. Ведь он ее любит.

Его успокаивает только Херувим, однако, оказывается, что им движут темные мысли. Внезапно он закалывает Гуся и забирает его деньги. После этого зовет Манюшку и они вместе скрываются. Труп богатого гостя обнаруживает Аметистов. Он быстро оценивает масштаб катастрофы, взламывает шкатулку со сбережениями Зои и тоже сбегает.

Зоя, найдя убитого Гуся, тоже пытается скрыться, но оказывается, что все ее деньги пропали, а на выходе из квартиры она сталкивается с комиссией из Наркомпроса. Помимо трупа, обнаруживается уйма пьяных гостей и девушки развратного поведения. Появившийся тут как тут Аллилуя заявляет, что давно подозревал, что в этой квартире творятся темные дела. Тогда Зоя рассказывает, что в кармане у домкома еще лежит взятка, которую он утром получил от нее. В результате задерживают абсолютно всех.

Финальную фразу пьесы произносит Зоя. Она говорит: "Прощай, прощай моя квартира!".

Год написания:

1926

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьесу "Зойкина квартира" писатель Михаил Булгаков написал в 1926 году, в конце этого же года прошла премьера пьесы. Местом премьеры стал театр имени Вахтангова.

В пьесе три акта, причем первый акт разделен на три картины, а второй и третий на две. Это времена НЭПа. Молодая женщина Зоя, которой тридцать пять лет, устраивает в своем доме как бы швейную мастерскую, но на самом деле ее цель открыть дом свиданий. Действие происходит в 1920-х годах, в Москве.

Читайте краткое содержание пьесы "Зойкина квартира".

Краткое содержание пьесы
Зойкина квартира

Действие происходит в 1920-е гг. в Москве.

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К"ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что ее постановили уплотнить - у нее шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь - шестнадцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продает Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции - сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел дает ему еще и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвященная во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовет Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоем, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет ее, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует ее услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место администратора в своем деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убежден, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причем Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж - там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнаженной натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем - Херувим, принесший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовет Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищен тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своем скором приходе, довольный Аметистов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается ее зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин - делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев… свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает ее лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии - он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Зойкина квартира". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что её постановили уплотнить - у неё шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь - шестнадцать саженей. Зоя даёт Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продаёт Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции - сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел даёт ему ещё и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвящённая во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовёт Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоём, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет её, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует её услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, даёт ему место администратора в своём деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьёт на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убеждён, что она согласится.

Зоя сомневается. Аметистов настаивает, но тут входит Манюшка и сообщает о приходе Аллы. Аметистов исчезает после нескольких сделанных Алле комплиментов. Алла, оставшись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у неё очень плохо с деньгами. Зоя сочувствует ей и предлагает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, аннулировать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам работать у Зои манекенщицей, причём Зоя гарантирует, что об этом никому не будет известно. Алла соглашается начать работать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж - там у неё жених. В знак дружбы Зоя дарит ей парижское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит переодеваться, а Аметистов с Манюшкой готовятся к приходу Гуся, богатого коммерческого директора треста тугоплавких металлов, которому «ателье» обязано своим существованием. Аметистов убирает портрет Маркса и вешает картину с изображением обнажённой натуры. Под руками Манюшки и Аметистова комната преображается. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяготится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем - Херувим, принёсший кокаин для Аметистова, и, пока тот нюхает, переодевается в китайский наряд. По очереди появляются дамы ночного «ателье». Наконец появляется Гусь, которого встречает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою показать ему парижские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Аметистовым, который после приветствий зовёт Херувима и заказывает шампанское. Под музыку демонстрируют модели. Гусь восхищён тем, как поставлено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квартиру ходит народ и играет музыка, но Аметистов даёт ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который извещает о своём скором приходе, довольный Аметистов зовёт Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой остаются одни. Херувим предлагает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отказывается, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пытается её зарезать, а потом, отпустив, объявляет, что сделал предложение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин - делать предложение Манюшке, С кухни прибегает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кидается в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Наркомпроса. Они все осматривают, находят картину голой женщины и Газолина в шкафу, который рассказывает, что в этой квартире по ночам курят опиум и танцуют, и жалуется, что его убивает Херувимка. Комиссия выпускает Газолина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздаёт деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев... свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живёт, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает её лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии - он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, даёт трубку, зовёт Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовёт Павла и идёт за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой тёмной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»

«Тут целый роман! Вы будете рыдать, когда я вам расскажу...» (М.А.Булгаков «Зойкина квартира»)
(Новиков В.В. «Михаил Булгаков - художник» ) : «Мастерство Булгакова - сатирика и блистательного юмориста проявилось не только в цикле фантастических рассказов и фельетонов 20-х годов, но и в драматургии. Дар его был редкий. Порою он увлекался гротеском во имя гротеска, допускал эпатаж, обыгрывал рискованные аналогии и реплики только для того, чтобы вызвать смех публики (мы имеем в виду ряд броских, нарочитых реплик в первых редакциях «Зойкиной квартиры», исключенных автором впоследствии). Но в целом (по доминирующей направленности) его комедии - «Зойкина квартира», «Блаженство», «Иван Васильевич» - воодушевлены были идеей осмеяния всякого рода уродливых явлений, порожденных нэпом.
Булгаков недаром жанр «Зойкиной квартиры» (в окончательной редакции пьесы - 1935 год) определил как трагический фарс. То, что сметалось социальными преобразованиями, но стремилось всеми силами удержаться, более того - утвердить свое мнимое превосходство, вызывало гнев Булгакова, выступало в его комедиях, в частности в «Зойкиной квартире», как трагикомическая маска прошлого, отживающего свой срок мира. {}
Среди комедий «Зойкина квартира» - любимое детище Булгакова. В ней много перекличек с юмористическими рассказами писателя 20-х годов и сатирическим пластом романа «Мастер и Маргарита».
Первая редакция «Зойкиной квартиры», которую Булгаков читал артистам Театра имени Евг. Вахтангова 11 января 1926 года, не сохранилась. Судя по воспоминаниям Р. Н. Симонова, блестящего исполнителя роли Аметистова, и режиссера И. Раппопорта, присутствовавших на читке, мы можем представить некоторые особенности первой редакции комедии, отличной от той, что была поставлена в Театре имени Евг. Вахтангова режиссером А. Д. Поповым. {} По воспоминаниям Р. Н. Симонова, обладавшего феноменальной памятью, в первой редакции «Зойкиной квартиры» Гусь-Хрустальный был нэпманом (в последующих редакциях он - коммерческий директор треста тугоплавких металлов). В первой редакции, как пишет Р. Н. Симонов, «разгул, кутежи бывших людей были последними судорогами уходящего, умирающего класса». {}
Финал пьесы был иной. Р. Н. Симонов вспоминает: «Остроумно и интересно был сделан финал пьесы. Когда приходили арестовывать завсегдатаев Зойкиной квартиры, все успевали скрыться. Арестовывали только «Мифическую личность» - человека, который был фиктивно прописан в Зойкиной квартире и случайно приехал именно в этот день в Москву». (В последующих редакциях арестовывают всех завсегдатаев Зойкиной квартиры, кроме скрывшегося Аметистова, китайца Херувима и Манюшки.) {}
Видимо, драматург шел навстречу режиссеру А. Д. Попову, переделывая самую раннюю редакцию пьесы. Об этом свидетельствует тот факт, что в редакции «Зойкиной квартиры», которая шла в , отчетливо проявилась политическая острота комических сцен».
Работа над пьесой шла почти несколько месяцев, а премьера состоялась 28 октября 1926 года. играла Зою Пельц, Аметистова - великий артист . В спектакле были заняты А. Козловский (Обольянинов), А. Горюнов (Херувим), О. Глазунов (Борис Семенович Гусь), Б. Щукин (Иван Васильевич), И. Толчанов (Ган-Дза-Лин), Б. Захава (Аллилуя, преддомком), В. Попова (Манюшка), Е. Берсенева (Лизанька), В. Тумская (Алла Вадимовна), Д. Журавлев (Поэт)…
Спектакль с шумным успехом шел в течение двух сезонов, зрителям он нравился смешным сюжетом и блистательной актерской игрой. Но на автора и на театр обрушился натиск левой театральной критики.
Эммануил Бескин «В борьбе за реконструкцию», 1928 год : «…Росли новые, молодые театры. Тезисы аполитичности сданы были в архив. Но консервирование академических традиций изнутри продолжало развивать известную силу сопротивления. Оно ушло вглубь, приспособилось. Но не прекратилось. Через этот наименее защищенный участок борьбы мелкобуржуазное влияние вело и ведет наступление за культурные позиции. Ведет и в теоретических трудах, укрываясь за исследовательскими ярлыками, фальсифицируя и посильно искажая марксизм. Ведет и в художественно-производственной практике, защищаясь якобы «психологическим» показом живого человека. Принимая реконструкцию и подписываясь под ней, все это работает по линии идеологического контрнаступления: будет ли то мистический бред талантливого Чехова из МХАТа 2-го, «булгаковщина» МХАТа 1-го, литургическое «Сказание о граде Китеже» в Большом и т. п. Нельзя же, в самом деле, не задуматься над тем, почему, после бурной общественной кампании против «Дней Турбиных», МХАТ за один «Бронепоезд» настойчиво требовал компенсации «Бегом» того же Булгакова. Если «Дни Турбиных», допустим,- ошибка, то бой за «Бег», после всего, что сопровождало постановку «Турбиных»,- уже последовательная и упрямая линия. Почему Камерный театр, декларировавший не раз свою охоту до современной пьесы, с такой энергией втаскивает на свои подмостки суррогатный и жалкий во всех отношениях «Багровый остров»? Почему рядом с «Разломом» в Театре им. Вахтангова - архипошлая, обывательски-зубоскальная «Зойкина квартира»? Ведь все это не случайное совпадение. Не платоническая любовь к булгаковским и булгаковствующим глазам.
Необходимо остановиться на двух фактах. В «Труде» появилась чрезвычайно характерная (и напрасно проскользнувшая как-то мало замеченной) заметка, озаглавленная «Подпольная «общественность» в театре». Общественность - в кавычках. Оказывается в Театре им. Вахтангова уже 3 года существует,- как сообщает «Труд»,-нелегальный, так называемый, «художественный актив». Это - замкнутая кастовая группировка, рассматривающая работу в театре как подвижничество. Девиз ее - «искусство для искусства». «Членом актива (по второму параграфу устава) может быть каждый сотрудник театра, рассматривающий работу в театре как основное дело своей жизни». «Актив» решал, снять ли ту или иную пьесу, принимать или не принимать в труппу театра того или иного актера и т. д. Нельзя не сопоставить с этим одно из последних заседаний художественного совета этого же театра, где раздавались голоса актеров, что «Разлом» (недаром против «Разлома» так ополчился в свое время постановщик «Дней Турбиных» в Художественном театре-Судаков) - это снижение линии театра, что актеру «скучно», «нечего играть» и т. п. И от «Разлома» стосковавшаяся душа устремляется к... намечаемому шиллеровскому «Коварству и любви». Почему сейчас в наивном и для нас фальшивом «Коварстве и любви» играть веселее? Чем можно там «размыкать тоску»? И куда же после этого устремлены глаза этого театра? Вперед или назад?».
Попытки поставить комедию «Зойкина квартира» имели место также в Киевском русском драматическом театре (премьера 22 октября 1926 года ), Крымском государственном драматическом театре, Большом драматическом театре в Ленинграде в 1926 г., в том же году в Бакинском рабочем театре (роль преддомкома сыграл Михаил Жаров ), в Театре им. А. В. Луначарского в Ростове-на-Дону, в Саратовском театре им. Н. Г. Чернышевского, в Тифлисском рабочем театре. В 1928 году ее поставил Театр русской драмы в Риге. Перевод на немецкий язык вышел в 1929 году в Берлине (Д. С. Лихачев )
Лидия Яновская «Комедиант господина и господин комедианта» : «Один из «осведомителей» приводит рассказ актера театра Вахтангова о том, что Сталин раза два был на «Зойкиной квартире» и говорил: «Не понимаю, совсем не понимаю, за что ее то разрешают, то запрещают. Хорошая пьеса. Ничего дурного не вижу» .
Судьба «Зойкиной квартиры» оказалась … сложной. Такого «разрешения с запрещением» – только одному театру и только на один год – на «Зойкину квартиру» не было, и комедия в первый сезон успевает кратко пройти в нескольких театрах страны. Кратко – ибо пьесу снимают со сцены настойчиво и разнообразно, каждый раз под другим предлогом. Вот один из документов – письмо в Управление Ленинградских академических театров, 26 ноября 1926 года:
«Настоящим Вы ставитесь в известность, что пьеса ”Зойкина квартира” Булгакова не может быть разрешена ни в одном театре РСФСР, кроме одного Московского, где она идет в настоящее время. И, пожалуй, в Большом драматическом театре – менее чем где бы то ни было, поскольку марка Ленинградского театра способствовала бы еще большей популяризации ”Зойкиной квартиры” и ее автора на советской сцене: разрешение дало бы лишний аргумент провинциальным театрам, и без того домогающимся этой пьесы по хозрасчетным соображениям. К тому же сам Московский театр, осуществивший эту постановку, считает ее своей репертуарной ошибкой ».
Подписал за председателя Главреперткома (и, вероятно, сочинял) В.Блюм.
Странно, но явное вмешательство Сталина и Политбюро в судьбу «Дней Турбиных» не становится автоматической защитой «Зойкиной квартиры». В разгар сезона 1927/28 года комедия внезапно подвергается полному запрещению. Все перипетии борьбы за сохранение спектакля в репертуаре Театра имени Вахтангова мне неизвестны, но заканчиваются они тем, что 28 февраля 1928 года принято новое постановление Политбюро: «Ввиду того, что ”Зойкина квартира” является основным источником существования для театра Вахтангова, разрешить временно снять запрет на ее постановку ».
Как было принято, несколько замысловато: не «разрешить постановку », а «разрешить временно снять запрет на постановку ». Тем не менее, ясно. Но тут происходит самое интересное: решение Политбюро проигнорировано! Сохранилась записка А.И.Рыкова – Сталину: «Коба! Вчера был театре Вахтангова. Вспомнил, что по твоему предложению (подчеркнуто мною. – Л.Я.) мы отменили решение Реперткома о запрещении ”Зойкиной квартиры”. Оказывается, что это запрещение не отменено».
Как встряхнули Луначарского на этот раз, неизвестно, но уже 9 марта он докладывает в Политбюро, что сообщил о решении Политбюро председателю Главреперткома Ф.Ф.Раскольникову и просил Раскольникова «срочно поставить в известность театр Вахтангова »

Михаил Булгаков – художник, 1996, Василий Новиков : «Между тем критика не замечала (или не хотела замечать), какой политической остроты и символической обобщенности достигает … Булгаков, превращая образы нэпманов в жуткую гримасу. {} В форме трагикомического фарса Булгаков раскрывает призрачность существования ловких дельцов типа Зойки, ее двоюродного брата Аметистова, их покровителя Бориса Семеновича Гуся. В период нэпа они пытаются процветать, наживаться, побольше хапнуть. И все для того, чтобы удрать за границу. Мотив "заграницы" как идеала этих мошенников проходит через всю пьесу Булгакова».
Несмотря на постоянные аншлаги, 17 марта 1929 года коллегией Наркомпроса спектакль был снят с репертуара после 198-го представления, а пьеса окончательно запрещена.
Настоящая сценическая биография пьесы «Зойкина квартира» началась лишь с 1982 года (исторический фон -«гонки на лафетах» ), когда альманах «Современная драматургия» опубликовал пьесу.
Виктор Славкин: Удача этого альманаха состояла и в том, что был правильно выбран главный редактор - Василий Чичков. Зарубежный спецкор, он разъезжал по странам Латинской Америки и тоже писал пьесы. Чичков имел идеологическое доверие со стороны начальства, но этот авторитет он использовал для пробивания новых пьес, он повел дело очень широко, дружелюбно. И я помню, что у меня с самого начала было ощущение, что этот журнал войдет в историю драматургии и впоследствии по нему можно будет представить реальный драматургический процесс. Так и случилось.
Людмила Петрушевская «Девятый том»: «…Главный редактор журнала «Современная драматургия» Василий Михайлович Чичков. Это был замечательный человек, журналист-международник, который долго работал в Латинской Америке и написал несколько пьес, и они были поставлены. Ему, как проверенному кадру, дали сделать новый журнал, «Современная драматургия», а он возьми да и начни там печатать запрещенные пьесы! Его многократно вызывали на ковер, в том числе и в связи с тем, что он опубликовал «Три девушки», но он держался стойко. В конце концов его затравили».
Пьеса «Зойкина квартира», как и другие произведения Михаила Булгакова, вновь стала появляться на сценах театров.
В мае 1984 года прошла премьера спектакля на сцене Саратовского театра (режиссер А.Дзекун, в роли Зойки - Валентина Федотова). В 1985 году пьесу поставил режиссер Евгений Радомысленский в Учебном театре Школы-студии МХАТ (Аметистов – А.Резалин). В 1987-м году «Зойкина квартира» шла в Волковском театре в режиссуре Вадима Асташина, в 1988 году - в Театре комедии им. Акимова, режиссер Юрий Аксенов (Аметистов – Анатолий Равикович, Манюшка - Ирина Цветкова).
В 1989 году, спустя 60 лет, «Зойкина квартира» вновь появилась на подмостках театра имени Евг. Вахтангова - на сцену переносится студенческая постановка режиссера Гария Черняховского (М. Суханов - Аметистов, Зойка - Ю. Рутберг). В этом же году в МХАТ им. Горького пьесу Булгакова поставила Татьяна Доронина (премьера 24 июня 1989 года ).
В 1990 году – премьера в Челябинском академическом театре драмы (режиссер Наум Орлов, Аметистов – Борис Петров, Зойка – Валентина Качурина), в 1991 году - в Ташкентском русском театре (режиссер Владимир Шапиро, Аметистов – Геннадий Пачис, Обольянинов – Виктор Вержбицкий), в 1992 году – в Архангельском театре драмы им М.В.Ломоносова. В 1993 году «Зойкину квартиру поставил Русский театр драмы республики Марий Эл им. Г. В. Константинова (режиссёр Владислав Константинов).
Новосибирский театр «Красный факел» играл премьеру спектакля «Зойкина квартира» 12 апреля 1997 года в постановке Олег Рыбкина (Зойка - Лидия Байрашевская, Обольянинов - Сергей Пиоро), в 1998 году спектакль был выдвинут на «Золотую маску».
В 1999 году пьесу Михаила Булгакова поставили пермский театр «У моста» (режиссура и сценография Сергея Федотова) и московский театр «Эрмитаж» (режиссер Михаил Левитин, в роли Зойки – Любовь Полищук, Обольянинов - Борис Романов, Аметистов - Анатолий Горячев).
Одна из самых авантюрных комедий идет на подмостках многих театров. В Нижегородском театре драмы им. М.Горького премьера «Зойкиной квартиры состоялась 23 сентября 2004 года , постановка и музыкальное оформление - народный артист России Анатолий Иванов. В 2006 году – премьера в Чувашском русском драматическом театре (режиссер Ашот Восканян), в 2009 году - в Ачинском драматическом театре (режиссёр Артем Рудой) и Красноярском музыкальном театре в постановке Александра Зыкова. В 2010 году премьеру сыграли в Новокузнецком драматическом театре (режиссер Петр Шерешевский).
В 2011 году пьесу Михаила Булгакова поставили в Кировском драматическом театре (режиссер Евгений Степанцев) и в Театре им. Волкова (режиссер Евгений Марчелли). В этом же году вышел яркий спектакль студентов 4 курса Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК)в постановке режиссера А.Л.Федорова (мастерская А.Михайлова).
В 2012 году спектакли по пьесе «Зойкина квартира» прошли в МХТ имени Чехова (сценическая версия Кирилла Серебренникова) и в Екатеринбургском театре с московским названием «Волхонка» (режиссер Людмила Соломон).

«Ну, как чувствуете себя? Э, как вы переволновались! Вон и ручка холодная... Что?! Сукин кот!.. Бандит! Мокрое дело! Этого в программе, граждане, не было! Как же теперь быть-то, а? Засыпался! Крышка! Херувим!! Да... Конечно, ограбил и ходу дал... А я-то идиот!.. Вот тебе и Ницца! Вот тебе и заграница! Вечер был, сверкали звезды... Чего же я сижу? Ходу? Верный мой товарищ чемодан, опять мы с тобой вдвоем. Но куда податься теперь? Объясните мне, товарищи, куда податься? Ах, звезда ты моя, безутешная!.. Ах, судьба моя!..» (М.А.Булгаков «Зойкина квартира», 3 акт)