Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела:

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель: Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы, рэ. Карточки для звукового анализа слогов.

Ход занятия

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

Ребята, скажите, что такое звуки?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1

А хотите узнать, какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе?

Ответы детей.

Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми: сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести, человечкам стало ясно, что некоторые из них очень красиво поют, а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали, мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.


Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь, а какие сочинять стихи и песни?

(Ответы детей.)

Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3



(Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

(Дети, вмести с воспитателем, пробуют пропеть Звуки.)

Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5

Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный

А - пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О – округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросони

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э - вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И - улыбка, весельчак

он смеётся звонка так 6

на широком язычке

скачет звук, как на седле.

Звукам этим нет преграды

Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.

Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

(ответы детей.)

Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали. Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса, поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика. Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

Какие же Согласные Твёрдые,а какие Мягкие?

Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем, веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости,чаевали, смеялись, играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

Какие звуки мы с вами видим на картинках?


Давайте назовём каждый звук отдельно.

(Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

Какой Слог получился?

(Ответы детей.)

А теперь вы сядете за свои столики, а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву! (Дети повторяют.)

Ву – ву – ву!

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

Тема: «Путешествие в звуковой город»

Цель: Дифференцированное использование гласных и согласных звуков в речи.

Задачи:

Развивать слуховое внимание.

Познакомить с понятием «речевой звук».

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук» и их условные обозначения.

Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух.

Закрепить понятие «слог».

Развивать звуковой анализ и синтез.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, панно с изображением домов красного, синего и зелёного цветов, предметные картинки с изображением человека и животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя своё имя, затем – мальчики.

2. Развитие слухового внимания. Игра «слушай и отгадывай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он де лает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвет бумагу, играет мячом, листает книгу).

Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это важный орган нашего тела.

3. Знакомство с понятием «речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Как шипит змея? Как воет волк? Как звенит муха? Как жужжит жук? Как долбит дятел? (Показать символы звуков.) Звуки издают различные предметы и животные, а мы с вами - говорим.

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим - это речь. А произносить звуки нам помогают губы, зубы, язычок и голос. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Речевые звуки соединяются и получаются слова. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно: дддыыыммм, шшшуууммм. У меня есть волшебная палочка. Как только палочка касается предмета, слово звучит протяжно: жжжууук.

На столе у логопеда игрушки-предметы: волк, лиса, дом и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов.

4. Физминутка .

Пантомима «Прогулка в лес». (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).

Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.) Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберёзовик, боровик) нашли.

5. Закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук».

Выставляется панно: Звуковые дома - красного, синего и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета.

- Сегодня мы побываем в сказочном Звуковом городе. В этом городе есть красивые дома. Какого они цвета? Этот дом … (красный). Этот … (зеленый). А этот … (синий). В окошках домов видим квадратики. Давайте потрогаем их. Подойдём к Красному дому, прикоснёмся к первому квадрату. Послушайте, как он звучит: «А-а-а». Прикоснёмся к другому квадрату и услышим: «У-у-у». А третий квадрат подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подойдём к Синему дому. Из его окошек доносятся другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, 6-6-6». В Зеленом доме песенки звучат нежнее: «Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Какие интересные квадратики, на них нажимаешь и слышишь разные звуки. Вы догадались, что мы будем обозначать такими квадратиками? (Звуки.) Этими квадратиками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных домах? (По-разному.) Звуки бывают разные.

Заглянем в Красный дом. Тут живут звуки, которые любят петь: «А-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э». Давайте и мы споём эти звуки. Положите ладошку на горло. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно, а иногда просыпается и поёт так громко, что горлышко начинает дрожать. Произнесите: а-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э. Кто запомнил, чем мы пели? (Голосом.) Откуда выходит воздух, когда мы поём эти звуки? (Из ротика.) Воздух, выходит свободно или ему что-то мешает? Звуки, которые можно петь, так как во рту нет преграды воздуху, называются гласными. Их всего шесть: а,о,у,и,ы,э. Обозначать мы их будем красным квадратом.

Синий и зелёный дома стоят отдельно. Послушайте, какие звуки живут в синем доме: д,б,л. А теперь в зелёном: д, б, л. Чем отличаются эти звуки? – одни звуки твёрдые, а другие мягкие. Твёрдые звуки обозначим, синим квадратом, мягкие звуки обозначим зелёным квадратом. Можно ли спеть эти звуки? (Нет.) Когда мы их произносим, воздух, выходит свободно, или ему что-то мешает? (Воздуху мешают губки, зубки, или язычок.) Звуки, которые нельзя петь, так как во рту есть преграда воздуху, называются согласными. Они бывают твёрдые или мягкие.

Если услышите твёрдый звук, то топните ножкой: б,б,к,т,т,м,м

6. Закрепление понятия «слог».

В Звуковом городе все звуки дружат и ходят друг к другу в гости. Если дружат согласный и гласный звук то, оказавшись вместе, они образуют «слог». Слоги всегда звучат по-разному, в зависимости от того, какие звуки подружились. Но есть один секрет – в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук. Я произношу слоги, а вы называете звуки, из которых они состоят: МА, БО, ДУ… Слоги могут соединиться вместе и образовать слово. В слове МА-МА какие два слога соединились? Слова и поезда похожи друг на друга. Поезда состоят из вагонов, а слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Поставьте кулачок под подбородок и произнесите любое слово. Сколько раз подбородок опустится на кулачок, столько в этом слове гласных. А значит и слогов. Сейчас я произнесу слова, а вы хлопните столько раз, сколько слогов в слове (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). Все слоги мы будем обозначать схемой (показать). Давайте подберём схемы к словам (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). А знаете, что самое интересное? В любом слове один слог всегда произносится с ударением, т.е. мы его выделяем голосом. На ударном слоге голос звучит сильнее. В слове «ва-гон» ударный слог «гон», а в слове «до-ми-но» ударный слог «но». В схеме ударение мы будем обозначать вот таким значком (косая галочка). Я назову слова, а вы сосчитайте, сколько в них слогов, определите ударный звук и подберите схему.

7. Итог.

Нам пора прощаться со Звуковым городом. Но сначала вспомним:

Что мы произносим?

Чем мы произносим звуки?

Какие звуки бывают?

Чем мы обозначаем гласные и согласные звуки?

Что такое слог? Как образуется слог?

Когда слоги соединяются вместе, что они образуют?

Сколько в слове слогов?

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему: Гласные звуки и буквы. Данное занятие рекомендовано учителям-логопедам, работающих с детьми с ОНР. Проводится как итоговое занятие для закрепления произношения гласных звуков, дифференциации гласных и согласных звуков, развития фонематического слуха и чувства ритма.

Цели:

  1. Закрепление произношения гласных звуков.
  2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
  4. Закрепление понятия — «ударение».
  5. Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.
  6. Чтение слогов и слов.
  7. Развивать память и внимание.

Оборудование:

  • Буквы, таблица №1, таблица №2, таблица №3, игрушка -Кот, звуко- слоговые схемы, звуковые домики,карточки- «бусы», таблица №4, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом), таблицы для чтения, простые карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

1 ребенок:

Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.

А, У, О, Ы, И -
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

Л.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели занятия.

Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

1. Игра «Четвертый лишний».

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний.

Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные.

(Аналогично: АМОИ, КТУП)

2. Игра с волшебным мешочком.

Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).

Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем). (таб. №1)

III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Л.: — А теперь прочитайте гласные со звуком «Т» в конце, произнося сильнее тот слог, на который падает ударение. (AT, УТ и т.д.)

Л.: — Прочитайте гласные со звуком «К» вначале, произнося сильнее слог, на который падает ударение. (КА, КУ и т.д.).

Л.: Назовите гласную перед которой согласный звучит мягко. (перед «и» согласный звучит мягко).

Л.: — «ки», что я произнесла? (Слог).

Л.: — Составьте схему слога «КИ». (один у доски, остальные индивидуально).

Л.:- Назовите первый звук (К).Звук «К» какой?(Согласный, мягкий, глухой)

Л.:- Назовите второй звук (И). Звук «И» какой? (гласный)

Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».

Л.:- Какое слово получилось? (КИТ).Покажите на схеме, что КИТ –это слово.

Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»?(КОТ)

Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ?(Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Л.: — Расскажите все о слове КОТ по схеме.

Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог).

Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.: — Назовите гласный звук. (О). Согласные твердые звуки (К,Т). Согласные мягкие звуки (Их нет).

Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ? (три звука).

Л.: — Итак, сегодня мы повторим гласные звуки и буквы.

Л.: — Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.

Л.: — Эти буквы идут на прогулку и поют. Что они поют? Прочитайте, соблюдая ударение. (Ударение меняется).(таб.№2)

Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).

Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов (Дети переворачивают картинки на столах).

Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. (Работа со звуковыми домиками — индивидуально).

Л.:- Игра «Телефон». Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — туфли «у, и» и т.д.).

Л.:- Поиграем в игру телеграф разделите своё слово на слоги.(Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Составьте слоговую схему слова.

Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).

Л.: — Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько гласных столько и слогов).

V.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно напечатать буквы на бусинках.

Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите буквы и прочитайте слова.

М..к к…т л…к п…ла
Л…к т…к к…м л…па
Т…к м…х т…к т…хо
А О У И

VI. Итог занятия.

Л.: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Л.: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т.д.).

VII. Оценка деятельности детей.

Л.: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось, можете быть свободными.

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?

Логопед: Как называются эти звуки?

Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.

Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).

Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .

А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.

Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

Вот они!

Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

Почему картинок меньше чем букв?

(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

Кто будет кидать первым?

Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

Выполняют упражнение - «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы: О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау !
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа !
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а _ __. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

Какое дерево получилось?

Осеннее, разноцветное.

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.

Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме: