Активность человека может принимать разные формы. Для описания происходящего используются конкретные понятия, которые не следует путать. К примеру, важно понимать, чем отличается поступок от действия, что подразумевается под этими словами.

Определение

Под действием понимается составляющая единица деятельности, завершенный акт, которому присущи целевая направленность и произвольность. Действие не является одним и тем же с обычным поведенческим актом, диктуемым импульсом или привычкой и всецело зависящим от текущей ситуации.

Поступок определяется как конкретное действие, сознательное, требующее от человека нравственного самоопределения. Совершая поступки, человек реализует себя как личность перед самим собой, окружением, природой. Рассмотрим подробней отличие поступка от действия.

Сравнение

Как видно из определений, действие является более широким понятием. То есть любой поступок можно назвать действием. Но поступком именуется лишь действие, продиктованное сознательным выбором, где обязательно присутствует волевой фактор.

Поступок подразумевает выбор человеком добра или зла. Тем, какие поступки совершаются, положительные или отрицательные, характеризуется нравственность личности. Решаясь на поступок, человек самостоятельно выбирает цели и способы поведения. При этом нередко наблюдается противоречие с общепринятыми правилами.

Действие является одной из составляющих поступка. Помимо него в поступке присутствуют компоненты, связанные с моральным сознанием. Сначала возникают побуждение и мотивировка. Формируется четкая цель. Человек выбирает средства, прямые или косвенные, практические или словесные и т. д. Морально решается на действие. Затем следует непосредственно действие. Становится очевидным результат, при этом точно сказать заранее, каким он будет, нельзя, могут существовать лишь предположения. Завершающими элементами являются самооценка поступка и его оценка окружающими – что было совершено, с какой целью, произошло случайно или намеренно и т. д. Адекватным мнение других людей о поступке становится только с учетом его мотивов.

Зачастую выполнение морального долга требует от человека незамедлительных действий. При этом совершающий поступок может не отдавать себе отчет, что заставляет его делать определенные вещи. Это вовсе не означает, что поведение является бессознательным. Скорее это свидетельствует о том, что подобное поведение стоит считать привычным, само собой разумеющимся и процессы морального сознания происходят на автоматическом уровне.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между поступком и действием.

англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). П. не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). П. включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. П. - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. П. в целом, согласно М. М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

Успешный П. и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.

После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали Л. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.

Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают "работать" на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)

действие или бездействие, требующее напряжения ума и души. Сам поступок характеризуется силой и качеством этого напряжения. За многими поступками людей стоит еще большее количество причин.

Ассоциативный блок.

Если человек чего то не делает, то дурак скажет: "Не может!" Человек более умный скажет: "Не хочет!" И лишь некоторые скажут: "Он делает другое дело!"

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОСТУПОК

единство мотивации, действия (или воздержания от него), его результата и их оценки. П. – специфически русское понятие. Западноевропейские act, action, die Wirkung и т.п. означают лишь непосредственно практическое (физическое) действие, а его возможные целевые мотивации, причины и тем более – оценки рассматриваются отдельно. П. же – комплексное, интегральное выражение человеческого бытия. Для российского духовного опыта характерно именно поступочное представление бытия, с позиции которого понять явление, значит, представить его как вменяемое действие – разумное и ответственное, имеющее замысел и назначение. П. – вменяемое (имеющее рациональную мотивацию и ответственное), а значит – свободное действие. С естественнонаучной точки зрения п. нет: всеобщая детерминация снимает проблему свободы и ответственности. Поэтому п. – центральная идея персонологии и философии нравственности, находящих в п. свое интегральное выражение. Отрицание п. ведет к отрицанию самоопределения личности и нравственности. С точки зрения нравственного максимализма жизнь – как в целом, так и в каждом ее проявлении есть п. Проблема п. – свободного и ответственного действия определяет исключительное напряжение нравственного и религиозного поиска в российском духовном опыте. П. предстает как детерминированное, но свободное (ответственное) проявление человеческого бытия. Согласно М.М.Бахтину, п. – проявление «участного мышления», изначального человеческого «не-алиби-в-бытии». Квалификация п., его границы совпадают с границами ответственности, а значит – свободы. Поэтому философия п., развитая М.М.Бахтиным как метафизика ответственности, пор сути совпадает с бердяевской метафизикой свободы и этикой спасения С.Франка . П. – не только специфически российская философема, но и пока еще недостаточно осознанная исключительно целостное выражение инорациональности, плодотворная альтернатива рационалистической философии нравственности и этике долга.

Поступок (англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л.С. Выготский). Поступок не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия - импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок - личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. Поступок в целом, согласно М.М. Бахтину, обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.

В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. - это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.

Успешный поступок и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.

После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали А.В. Запорожец и А.Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д.Н. Узнадзе , представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.

Позитивно оцениваемые обществом поступок взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают «работать» на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Поступок - основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации П. предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке П. необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для оценки П. важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления П. в конкретной ситуации. П. включены в систему нравственных отношений общества, а через последние - в систему всех общественных отношений. Н.Н. Толстых.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Поступок

  1. в интерпретации Г. Мюррея – сложная, имеющая начало и окончание единица поведения с некими важными последствиями для индивида и других людей;
  2. решительное, активное действие человека в сложных обстоятельствах;
  3. намеренное действие человека.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Личностная форма поведения, в коей производится самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступок - основная единица поведения социального. В нем проявляется и формируется личность человека.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен:

  1. действием или бездействием;
  2. позицией, высказанной в словах;
  3. отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
  4. действием, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка нужно учитывать систему норм социальных, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них - в систему всех общественных отношений.

Поступок симптомный - действия, служащие симптомами вытесненного комплекса представлений (=> действие симптоматическое).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поступок - термин Генри Мюррея для обозначения сложной "единицы" поведения. Поступки включают взаимодействия либо между людьми, либо между людьми и объектами; они имеют начало и конец и рассматриваются как психологические "единства" в том смысле, что они координируются только элементарными фрагментами любой последовательности моделей поведения. В теории Мюррея (см. персонология) это основные данные анализа, хотя, по общему мнению, на практике часто бывает трудно определить, где начинается один поступок и заканчивается другой, так как они обычно пересекаются; см. сериал.

предметная область термина

Понятие поступок — это способ личностного существования в мире. Все, что существует в человеке и в очеловеченном мире, является поступков и его результатом. В этой узловой ячейке бытия существует активное творческое взаимодействие человека и мира. Поступок формирует и проявляет существенные силы личности, как и самого «большого мира». Как единственно возможный ключ, он открывает тайну мира в форме практического, технического, научного, художественного, социально-политического и т.д. освоения. Вот почему поступок обычно рассматривают как общий принцип философии, с помощью которого можно истолковывать человеческую природу, природу мира в практическом и познавательном смысле.

Коммуникация поступка подразумевает выделение человеческой личностности из мира. Причем личность включает в себя не только узкую субъективность, например какую-нибудь партикулярную страсть, но и все свои знания и представления о мире. Все богатство мира, прошедшего через восприятие, мышление, сознание человека, составляет личностный мир. Его нельзя сводить к понятию биологического существа, имеющего определенный набор влечений. Личностный мир не ограничен физической, телесной организацией. В личность входят ее отношение к предметам, явлениям и событиям, связи с миром, живым и неживым, — опосредованно через общественную жизнь. Личностный мир — это мир освоенный. То, что за открытым личностным миром существует сам по себе, который включает в себя первый, показывает необходимость экзистенциальной и познавательной коммуникации этих двух миров — по старой философской терминологии микрокосмоса и макрокосмоса. Речь идет не только о том, что личностный мир составляет лишь часть мира большого, но главным образом о том, что эта часть стремится расширить свою сущность путем освоения этого большого мира. Недостаточность личностного мира и его антагонизма к объективному выражается в пристрастии, влечении, творческом беспокойстве. Деятельная связь этих миров — это творчество одного и другого, которые можно представить в виде шара как символа структурной и содержательной бесконечности объективного мира, а личностный — в виде «экранного» сечения этого шара. Такое сечение не статичное, а вращается на оси шара, открывая (или «вырывая») ее содержание и одновременно творя его. Структурная сеть «экрана» включает в себя и структуру мира, и природу человека. Двойная структура «экрана» является противоречием, которое приводит его в круговое вращение вокруг оси шара. Проходя через шар, «экран» все время меняется, открывая все новые и новые содержание мира. Противоречие, выражающее отношение личностного и всеобщего мира, — глобальное и выразительное. В нем состоят основные проблемы философии, а также психологии: отношение материи и сознания, бесконечного и конечного, абстрактного и конкретного, тела и души, сущности и явления, формы и необходимости, свободы и содержания и т.д.. Это противоречие в основе своего поступка.

Понятие поступок — способ движения «экрана», бесконечного поворота его плоскости, опосредование личности и материального мира. Нет отдельных трех сущностей, взаимодействующих внешним образом, механически между собой: личности, поступка и большого мира. Поступок — результат взаимного перехода личности и микрокосмоса, и этот переход проявляет себя как творческий акт. Вот почему поступок всеобщее, синтетическое творческое действие в отношении его специальных видов. Получая в освоенном свободу, личность сразу же обнаруживает свою несвободу, потому что за горизонтом постоянно остается неизвестная, тревожная и приманивающая к себе «страна». В поступке, в выборе из альтернатив личность формирует установку в отношении неосвоенного «внешнего» мира, словно отождествляется с ним. Ошибка философии, указывает на потусторонность «внешнего» мира, которая заключается в отрыве его от личностного плана бытия. В результате мир, как он существует сам по себе, оказывается пустой абстракцией, а личностный — мертвым, застывшим явлением. В действительности — это две стороны поступков.

Экзистенциалистские идеи «страха» в действительности являются феноменологическими моментами, в которых фиксируется противопоставление личности и материального мира. Понимание поступков акта как поиска и нахождения опоры в материально-предметном мире (строение пирамид, оживление неживой природы, прогрессирующие формы социальной коммуникации и т.д.) связывается с идеей страха на основе творческого отношения к миру. Как выражение противоречия между внутренним миром личности и материальным миром, поступок оказывает незавершенность, стремление к совершенствованию, преодоления несоответствия идеала и реальности в познавательной, эстетической и нравственной деятельности с целью нахождения опоры в материальном мире. В этом причина существования «белых пятен» в нашем познании, которые следует заполнить. Эти «пятна» не есть нечто вроде островков непознанного. Это противоречие того, что уже есть познанным, и того, что находится в акте познания.