Значение СУЛТАН, ТИТУЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

СУЛТАН, ТИТУЛ

(тат. ? монарх, государь, господин, могущество) ? титул турецких монархов. Слово С., как титул монарха, ставится впереди собственного имени, напр. С.-Махмут, а в смысле господина употребляется после собственного имени, напр. Хусейн-С.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУЛТАН, ТИТУЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУЛТАН, ТИТУЛ
    (тат. — монарх, государь, господин, могущество) — титул турецких монархов. Слово С., как титул монарха, ставится впереди собственного имени, напр. …
  • СУЛТАН в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. плюмаж …
  • ТИТУЛ
    (от лат. titulus - надпись, почетное звание) 1) в ряде государств (напр., в Великобритании, Франции) почетное владетельное, родовое или пожалованное …
  • СУЛТАН в Однотомном большом юридическом словаре:
    (араб. -турец.) - титул мусульманского светского правителя (напр., в османской империи, омане), а также в мусульманских странах западной африки, …
  • СУЛТАН в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    357077, Ставропольского, …
  • СУЛТАН в Словаре значений Казахских имен:
    (муж.) Повелитель, государь (муж.) верховный …
  • ТИТУЛ
    (лат. titulus - надпись, почетное звание) - 1) в ряде государств - почетное владетельное, родовое или пожалованное, звание (например, князь, …
  • СУЛТАН в Словаре экономических терминов:
    - титул мусульманского светского правителя (например, в Османской империи, Омане) , а тж. в мусульманских странах Западной Африки, вождей некоторых …
  • ТИТУЛ
    (от лат. titulus - надпись почетное звание),..1) в ряде государств (напр., в Великобритании, Франции) почетное владетельное, родовое или пожалованное звание …
  • СУЛТАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (араб.-тур.) титул мусульманского светского правителя (напр., в Османской империи, Омане), а также в мусульманских странах Зап. Африки, вождей некоторых племен …
  • ТИТУЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. titulus - надпись; почётное звание), 1) почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания …
  • ТИТУЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат.) - в юриспруденции основание какого-либо права; напр., оккупация, как основание права собственности на данный участок, есть Т. этого …
  • СУЛТАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Султан (тат. - монарх, государь, господин, могущество) - титултурецких монархов. Слово С., как титул монарха, ставится впередисобственного имени, напр., С. …
  • ТИТУЛ
  • СУЛТАН в Современном энциклопедическом словаре:
    (арабско-турецкое), титул мусульманского светского …
  • ТИТУЛ
    (от латинского titulus - надпись, почетное звание), 1) в ряде государств (например, в Великобритании, Франции) почетное владетельное, родовое или пожалованное …
  • СУЛТАН в Энциклопедическом словарике:
    [турецкое, из арабского] 1) титул монархов в некоторых мусульманских странах; 2) украшение из перьев или конских волос на головном уборе …
  • ТИТУЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Почетное звание, наследственное или пожалованное. Т. барона. Титуловать - называть (назвать) по титулу, сану, званию. 2. Наименование, …
  • СУЛТАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м., одуш. Титул монарха в некоторых мусульманских странах, а также лицо, носящее такой титул. Султанский - относящийся к …
  • СУЛТАН в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. В нек-рых мусульманских странах: титул монарха, а также лицо, носящее этот титул. II прил. султанский, -ая, -ое. …
  • ТИТУЛ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. В феодальном и буржуазном обществе: почетное звание, наследственное или пожалованное. Т. графа. 2. Наименование, звание, даваемое …
  • ТИТУЛ
    Т́ИТУЛ (от лат. titulus - надпись, почётное звание), в ряде гос-в (напр., в Великобритании, Франции) - почётное владетельное, родовое или …
  • СУЛТАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СУЛТ́АН МУХАММЕД (кон. 1470-х гг.- 1555), художник, глава тебризской школы миниатюры. Илл. к рукописям ("Шахнаме" Фирдоуси, 1526/27), портретные миниатюры отличаются …
  • СУЛТАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СУЛТ́АН ВЕЛЕД (Sultan Velet) Мухаммед Бехаэддин (1226-1312), тур. поэт-суфий (см. Суфизм). Сын Дж. Руми. Жил в Турции. Писал на …
  • СУЛТАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СУЛТ́АН (ботан.), соцветие мн. злаков, разновидность метёлки. У лисохвоста, тимофеевки и …
  • СУЛТАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СУЛТ́АН (араб.-тур.), титул мусульм. светского правителя (напр., в Османской империи, Омане), а также знати в мусульм. странах Зап. Африки, вождей …
  • ТИТУЛ
    ти"тул, ти"тулы, ти"тула, ти"тулов, ти"тулу, ти"тулам, ти"тул, ти"тулы, ти"тулом, ти"тулами, ти"туле, …
  • СУЛТАН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    султа"н, султа"ны, султа"на, султа"нов, султа"ну, султа"нам, султа"на, султа"нов, султа"ном, султа"нами, султа"не, …
  • СУЛТАН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    султа"н, султа"ны, султа"на, султа"нов, султа"ну, султа"нам, султа"н, султа"ны, султа"ном, султа"нами, султа"не, …
  • СУЛТАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Титул верховного правителя в некоторых мусульманских странах, а также лицо, носящее этот титул. Людовик [Людовик IX] получил этого …
  • ТИТУЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Почетное …
  • ТИТУЛ
    Syn: …
  • СУЛТАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ТИТУЛ
    (лат. titulus) 1) в феодальном или буржуазном обществе - почетное родовое или пожалованное звание (князь, граф, барон и т. …
  • СУЛТАН в Новом словаре иностранных слов:
    (тур.) 1) титул монарха в нек-рых мусульманских странах; 2) украшение в виде перьев или конских волос на головных …
  • ТИТУЛ
    [лат. titulus] 1. в феодальном или буржуазном обществе - почетное родовое или пожалованное звание (князь, граф, барон и т. д.); …
  • СУЛТАН в Словаре иностранных выражений:
    [тур.] 1. титул монарха в нек-рых мусульманских странах; 2. украшение в виде перьев или конских волос на головных уборах (обычно …
  • ТИТУЛ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • СУЛТАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ТИТУЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. имя, …
  • ТИТУЛ
    авантитул, ага, ага-хан, али, атабек, аятолла, барон, баронесса, баронет, бей, бек, богдо-гэгэн, богдыхан, ван, виконт, гази, генро, герцог, господарь, гофмаршал, …
  • СУЛТАН в словаре Синонимов русского языка:
    метелка, монарх, панаш, правитель, пучок, соцветие, столб, султанчик, титул, …
  • ТИТУЛ
    1. м. 1) Почетное - наследованное или пожалованное - звание. 2) а) Словесная формула именования лица в соответствии с его …
  • СУЛТАН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Наследственный титул монархов в некоторых мусульманских странах. 2) Лицо, имеющее такой титул. 2. м. 1) Соцветие злаков …
  • ТИТУЛ
    титул, …
  • СУЛТАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    султан, …
  • ТИТУЛ в Орфографическом словаре:
    т`итул, …
  • СУЛТАН в Орфографическом словаре:
    султ`ан, …
  • ТИТУЛ
    1 наименование, звание, даваемое кому-нибудь в знак признания заслуг, успехов в какой-нибудь деятельности Т. чемпиона. титул 2 ! заглавие книги …
  • СУЛТАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 титул В некоторых мусульманских странах: лицо, носящее этот титул султан 2 ! пучок перьев или стоячих конских волос - …

ВОСТОЧНИЕ ТИТУЛЫ (Дворянские титулы). Шах (перс. شاه‎ - титул монарха в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, Делийском султанате и государстве Великих Моголов (в форме «падишах»). Шахиншах (др.-перс. xšāyaθiya xšāyaθiyānām, перс. شاهنشاه‎ - царь царей) - древний персидский (мидийского происхождения, заимствованный Ахеменидами), позже иранский монархический титул. Титул впервые был принят правителями Ирана из династии Сасанидов, однако восходит он к титулу эпохи Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām», поэтому первым шаханшахом в Иране называют ахеменидского царя Кира II Великого. Титул использовался с перерывами на протяжении 2500 лет. Последним шаханшахом Ирана был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время исламской революции. Сын Мохаммеда Резы Реза Кир Пехлеви считается иранскими монархистами законным шаханшахом. В русскоязычной литературе титул шахиншах обычно переводится как «царь царей», когда речь идёт о древней Персии, и не переводится, когда речь идёт о современном Иране. Аналогичный греческий титул Basileos Basileon принял византийский император Ираклий после победы над Сасанидами. Титул шаха существовал в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока. Последние шахи в XX веке были свергнуты в Афганистане в 1973 и в Иране в 1979 году. Впервые (в форме «шаханшах») стал употребляться в государстве Сасанидов. Восходит к титулу Ахеменидов «xšāyaθiya xšāyaθiyānām» - «царь царей» (подобные титулы известны и из более ранних времён; первым известным «царём царей» (šar šarrāni) был ассирийский царь Тукульти-Нинурта I, правил ок. 1244-1207 до н. э.). Хан – это суверенный (от суверен, независимый правитель) и военный титул, для обозначения правителя в алтайских языках. Первоначально титул происходил из турецкого языка, означая племенных вождей Монголов и Турков. У этого титула теперь есть много эквивалентных значений, таких как командующий, лидер, или правитель. Теперь Ханы существуют главным образом в Южной Азии, Средней Азии и Иране. Женская альтернатива титулу - Хатун, Хатан и Ханум. Хан управляет ханством (иногда записывался, как ханат). Хан возглавляет правящую династию, и является правителем в монархическом государстве, Хан также иногда воспринимается в европейском понимании, как король или принц, но это неправильно. Первоначально ханы только возглавляли относительно незначительные племенные владения, в обширной евразийской степи, где племена в основном вели кочевой образ жизни. Некоторым ханам удалось основать небольшие княжества, поскольку их вооруженные силы могли и, неоднократно, доказывали, что представляют серьезную угрозу таким империям как Китай, Рим и Византия. Одним из самых ранних известных примеров таких княжеств в Европе была Дунайская Болгария, управляемая ханом или каном, по крайней мере, с 7-ого до 9-ого столетия нашей эры. Нужно отметить, что использование правителями этого государства титула "хан" не засвидетельствовано непосредственно в надписях и текстах, единственное подобное название - Канасубиди, было найдено исключительно в надписях трех последовательных болгарских правителей, а именно, Крума, Омуртага и Маламира. Титул Хан стал использоваться, когда племенной вождь монгол, Темуйджин доказал себя, как военного гения, создавая империю Монголов, самую большую империю на земле когда-либо существовавшую. Он носил титул хагана "Хан Ханов" (как персидский Shahanshah в значении Король Королей). После смерти последнего монгольского императора, в империи начался процесс постепенного распада, и его преемники, первоначально сохраняли титул "хан". Хан также было названием правителей различных отколовшихся государств, позже воссоединенных в Иран, например 1747 – 1808 гг. Ханство Ардабил (на северо-западном востоке Ирана и к западу от юго-западной части Каспийского моря), 1747 – 1813 гг. Ханство Хой (северо-западный Иран, к северу от Озера Урмия), 1747 – 1829 гг. Ханство Маку (в северо-западном Иране, к северо-западу от Хой, и в 60 милях к югу от Еревана, Армения), 1747 – 1790 гг. Ханство Сараб (северо-западный восток Ирана), 1747 - 1800 гг. Ханство Тебриза (столица иранского Азербайджану). Были различные маленькие ханства на Кавказе и около него. В современной Армении было ханство Ереван. Разнообразные ханства существовали в Азербайджане, включая Баку (современная столица государства), Гянджа, Джавад, Куба, Сальян, Шакки и Ширван, Талиш (1747-1814 гг.); Нахичевань и Карабах. Титул Хан Ханов был среди многочисленных титулов, используемых Султанами Османской империи, а также правителями Золотой Орды и ее государствами - потомками. Титул Хан также использовался в турецких династиях Сельджуков на Ближнем Востоке, чтобы обозначить главу множества племен, кланов или наций. Падишах, (Padshah, Padeshah, Badishah или Badshah) является очень престижным титулом, который составлен из персидских слов Pati "владелец" и знаменитый титул Shah "Король", который был принят несколькими Исламскими монархиями, будучи самым высоким титулом правителя, примерно эквивалентного христианскому Императору или Древнему понятию Великого Короля. Правители следующих главных мусульманских империй, носили титул Падишаха: Шаханшах Ирана (Король Королей Персии), также признанный некоторыми Мусульманами-шиитами как законный Калиф (требование универсального правления Ариев, поскольку их Зороастрийские предшественники и Сасаниды часто выражали свое государство как "Иран"). Великий Султан Османской империи, также носил титул Калифа (самый высокий религиозный титул, означающий преемника Пророка Мохаммеда), был признан большинством Мусульман-суннитов; его персидский главный соперник был шиитом)). По большей части индийского субконтинента, Султан Мунгаль в Дели в качестве главы обширной Империя Монгаль. Этот титул также использовался мусульманскими правителями по меньшим частям этого субконтинента. В Афганистане Ахмед Шах Дуранни основал Империю Дуранни в 1747 году, приняв титул Падишаха. После свержения Садозаи в 1823 году, было кратковременное восстановление титула Шахом Шоджа в 1839 году. Титулом никто не пользовался после его убийства в 1842 году, до 1926 года, когда Хан Амануллах возродил титул Падишаха с 1937 года, но в 1973 году афганская монархия использовала титул Эмира или Малика. Последний Баша бей Туниса, Мухаммад (VIII) Аль-амин (управлял с 15 мая 1943 года), принял верховный титул падшаха 20 марта 1956 года, и носил его до 25 июля 1957 года. Главный престиж этого титула в Исламском мире, и даже вне его, ясно очевиден из деловых отношений Османской империи с (преобладающе христианскими) европейскими государствами. Поскольку европейцы и русские постепенно изгнали турок из Балкан, Средней Азии, и Кавказа, они даже настаивали на использовании титула "Падишах" для себя в турецких версиях соглашений с Высокой Оттоманской Портой, как подтверждение того, что их христианские императоры были во всех дипломатических и протокольных традициях равны турецкому правителю. Составной титул Падшах-и-Гхази (Padshah-i-Ghazi) или "Победный Император" использовался только двумя индивидуальными правителями: H.M. Шах Ахмад, носил титул Падишах-и-Гхази, Дур-и-Дурран Падшах Хорасана (современный Афганистан) (Padshah-i-Ghazi, Dur-i-Durran ("жемчуг жемчуга)) 1747 – 1772 гг. H.H. Рустам-и-Дауран Аристу-и-Заман, Асаф Ян IV, Музаффар уль-Мамалюк, Низам уль-Малк, Низам уд-Даула, Наваб Мир Фаркхунда Властитель Али Хан, Сипах Салар, Фаз Янг, Айн ваффадар Фидви-и-Сенлина, Иктидар-и-Кишварситан Мухаммад Акбар Шах Падшах-и-Гхази, Низам Хайдарабада 1829 – 1857 гг. МАЛИК - мелик (араб. владеющий, правитель, король, царь, монарх), до возникновения ислама властитель в араб. гос вах Гассанидов и Лахмидов, глава конфедерации племен в Центр. Аравии и некоторых племен Юго Вост. Аравии, представитель родовой знати племени. Ильхан - титул высших правителей у тюркских и монгольских народов. Впервые встречается в источниках как титул Бумына, основателя Тюркского каганата (552 год). Наиболее известные носители - монгольские правители государства Хулагуидов на Среднем Востоке (XIII-XIV вв.). Титул образован из тюркских слов эль/иль («народ») + хан и буквально означает «правитель народов». Более точное значение зависит от понимания термина эль/иль, который по-разному трактуется различными исследователями. Визи́рь (также вазир, везер, везир, визир; араб. وزير‎‎ - «министр») - титул первых (главных) министров и высших сановников во многих восточных государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. Слово «визирь» происходит от пехлевийского - vih’r (арбитр/тот кто решает). По традиции термин «визирь» применяется для обозначения аналогичных должностей, для которых в некоторых восточных странах имелись (или имеются до сих пор) собственные оригинальные названия, например, «чати» в Древнем Египте. В Хазарском каганате звание везира (вазир) носил командующий хорезмийской наемной гвардией Ал-ларисия. В Османской империи великий, или верховный, Везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял правительство (Порту) и государственный совет (Диван); обнародовал указы султана (ферманы), издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры; с ликвидацией султаната в Турции (1922) эта должность упразднена. Атабек, или атабей (композитум из двух тюркских слов «ата» - отец и «бей», или «бек» - вождь) - наследственный титул у сельджуков, который означал, что лицо, носившее его, являлось губернатором страны или провинции, подотчётным монарху - и часто - выполняющим обязанности регента при малолетнем наследнике, или наследниках покойного государя. Порой атабеки женились на вдовствующих матерях доверенных их попечению сыновей господина. Бывало атабеки становились независимыми правителями, складывались даже целые династии атабеков. Как пример такого самовластного атабека можно взять Имад-эд-Дина Занги. Бейлербей (беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) - наместник в государстве Сефевидов и в Османской империи, подчинявшийся только монарху (шаху и султану соответственно), соединявший в своих руках гражданскую и военную власть. Возглавлял административно-территориальную единицу (бейлербейство или беглярбегство). Избирался из ханов. Этот титул и структура управления существовали и позже, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, а также в Османской Турции и в Золотой Орде. На территории Закавказья при Сефевидах существовало 4 бейлербейства - Тебризское (Азербайджанское), Чухур-Саадское (Эриванское), Карабахское и Ширванское. На территории Османской империи существовало 2 бейлербейства (эялета) - Румелия (европейское) и Анатолия (азиатское). Мурза - аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское и Крымское ханство. После захвата Казани русским войском в 1552 году, некоторые мурзы перешли на русскую службу, а некоторые были казнены. Некоторые мурзы утратили свои земельные владения и стали купцами. В эпоху правления Екатерины Великой мурзы были уравнены в правах с русским дворянством. После Октябрьской революции большинство мурз эмигрировало. Мурза - это высший слой тюркского дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды и её наследников - различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. Если говорить о Казанском ханстве, то можно сказать следующее, что князья в Казанском ханстве составляли 4 группы - эмиры, бики, мурзы и инородческие владетельные князья. Эмиры, число которых ограничивалось немногими лицами - по одному члену знатнейших родов, занимали наследственные должности карачи. Особенность знати у казанских татар, как и у других турецких народов, составляло то, что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не наследовали ни титула, ни привилегий отца. После эмиров по степени знатности следовали бики: младшие сыновья бика имели титул "мурза" или "мирза" - слово, составленное из персидских "эмир" (князь) и "задэ" (сын), т.е. сын князя. Состав титулованной аристократии в Казанском ханстве был довольно разнообразным. Сюда вошли прежде всего местные болгарские князья, представители старой туземной аристократии, к числу которой принадлежали известные бики Алтун, Галим и Али. Затем влился ряд княжеских крымских родов, пришедших из Крыма вместе с Улу Мухаммедом, например, род эмиров Ширин. Впоследствии состав князей постоянно пополнялся и обновлялся - сюда вливались князья сибирские (Раст с сыновьями, Кебек и др.), ногайские (Зенкет), касимовские (мурза Hyp-Али Городецкий), крымские (мурза Бегадур, кн. Челбак и др.) и т.д. Такой титул мурза был полностью изжит в скором времени, потому что его предназначение не отвечало ничему в данном обществе. Бек, бег, бик, бай, бий, би, бей (тюрк. бәй, bəy) - дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. Синоним арабского «эмир», соответствует титулам князь, властитель, господин. Титул бек изначально, при родо-племенных отношениях в среде древних тюрков, был главой рода и возглавлял родовое ополчение в составе общеплеменного войска, во главе которого стоял хан. Впервые титул упоминается в XIV веке, когда хан Золотой Орды Узбек-хан присвоил титул «бег» монгольским феодалам - нойонам, принявшим мусульманство. Позже приобрёл и иные значение (см. ниже), а также распространился среди других народов. Титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока. У тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века и Новое время титул землевладельца. В Турции, со второй половины XIX века и в Азербайджане, уважительная форма обращения. В Тунисе в 1705-1957 наследственный правитель. В Дагестане бек по рангу выше, чем чанка: последние - дети от неравного брака, когда отец - хан или бек (князь), а мать узденька (дворянка), или отец - уздень (дворянин), а мать бийке (княжна). Часто титул «бек» добавляли к имени, как пример; Албури-бек, Асельдер-бек. В некоторых районах Ирана титул правителей племён. В армянских меликствах Карабаха беками звались младшие сыновья меликов (князей). В Башкортостане баями становились башкиры-вотчинники, владевшие крупным поголовьем скота, землёй или капиталом. Некоторые баи имели наследственные титулы (бий, князь, мурза, тархан, хан). Баи обладали преимущественными правами в землевладении и землепользовании и использовали труд беднейших слоёв населения. Баи возглавляли племена, роды и родовые подразделения, организовывали курултаи, йыйыны и др. Беклярбек - управляющий областью, внутренним улусом. Одна из двух главных административных должностей в Золотой Орде. Беклярбеком были Ногай при хане Менгу-Тимуре и Мамай при хане Бердибеке. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. Вали - должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна. Должность известна с VII века, с самого начала складывания исламского государственного аппарата. Вали были наместниками халифов во вновь завоёванных землях и ими непосредственно назначались. Впоследствии, по мере ослабления центральной власти, вали получили значительную автономию и некоторые из них стали родоначальниками независимых мусульманских династий. В Позднее Средневековье и Новое время вали назывались наместники (губернаторы) провинций Оттоманской империи, а сами провинции получили название вилайетов. В Египте Мухаммед Али и его наследники, до того как принять титул хедив, использовали в 1805 - 1866 годах титул вали. В настоящее время термин вали как название должности управляющего провинцией используется в ряде исламских стран, в том числе в Афганистане, Алжире, Марокко, Омане, Тунисе, Турции и Туркменистане. Инал (їnal/inäl) - древнетюркский титул с двумя основными толкованиями термина: «. 1. Сын женщины из ханского рода и простолюдина; лицо, имеющее знатное происхождения; высокородный; 2. титул, должность. II. …имя собственное» О термине инал интересные сообщения раннесредневековых авторов привел С. М. Ахинжанов: «у Махмуда Кашгарского имеются сведения для начала XI в. о существовании среди кипчаков некоего хана по имени Инал Уз. Инал является одним из тюркских титулов и означает наследник престола». Ал-Хорезми (Х в.) сообщал следующее: Йинал-тегин - это наследник джаббуйи, и у каждого предводителя тюрок - царя или дехкана - есть йинал, то есть наследник. Иналы занимали одну из высших ступеней в социально-политической иерархии огузо-туркменского общества X-XI вв. Термин активно употреблялся и в XIII веке, в Отраре наместником был Иналчик («Кадыр-хана»). Иналами (кит. а-жэ) были правители енисейских кыргызов, что и подтверждается соответствующим свидетельством Рашид-ад-дина: «Титул их государя, хотя бы он имел другое имя, - инал». Л. Будагов привёл сведения о том, что у киргизов «дикокаменных» (то есть кыргызов Тянь-Шаня и Памира) данный термин «обозначает царь, хан». Ещё в XVII веке Абул-Гази сообщал, что «Киргизы своего правителя называют Иналь; это слово у них тоже, что у Монголов (каан) и Таджиков падшах». Сеид, Саййид (араб. سيّد‎‎ - вождь, господин, глава) - почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда (у шиитов - Али) через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана - шерифы. В исламских странах Саиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличительной особенностью Саида была зеленая чалма. Саиды пользуются особым почитанием. Саидами называли в мусульманском мире потомков пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и четвертого халифа и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Саиды составляли обособленную группу в социальной иерархии мусульманского общества. В сознании мусульман Саиды часто отожествлялись со святыми (аулие). Сеиды считались главными представителями религиозных идей ислама. Имена Сеидов зачастую начинаются с "Мир". Например: Мир Сеид Али, Мир Мусаввир, Ми́р-Али́ Кашка́й, Мир-Хосейн Мусави. От первой жены, то есть Фатимы, родились Хасан и Хусейн. Но они - не близнецы. Имам Хасан родился: 15 рамазана в 3-ем году по хиджре в Медине. Имам Хусейн родился: 3 шабана в 4-ом году по хиджре в Медине. Кадиаскер, Казаскер (тур. Kazasker - «войсковой судья») - должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия. С учреждением в XV веке должности шейх-уль-ислам в ве́дение казаскера переходили только военные тяжбы. Казаскер был членом Государственного дивана (Диван-и Хумаюн), где разбирал приходившие на рассмотрение судебные дела и жалобы; решение казаскера было окончательным. За исполнение своих обязанностей казаскеры держали земельные пожалования (поместья-арпалыки) и получали денежное содержание. В 1481 году в империи были учреждено две должности казаскера. Решениям румелийского казаскера подчинялись европейские владения султана, анатолийского - азиатская и африканская части государства. Пост казаскера Анатолии занимал в своё время Бакы, придворный поэт Сулеймана Великолепного. После проведённых султаном Махмудом II в 1820-1830-х годах военно-административных реформ должность казаскера лишилась былого значения, однако как один из высших османских титулов просуществовал до 1922 года, когда Турция была объявлена республикой. Каймака́м (тур. kaymakam, крымскотат. qaymaqam, осман. قائم مقام‎ от араб. قائم مقام‎‎ «местоблюститель, наместник, заместитель») - в Турции, на Северном Кипре и в Ливане, а ранее в Османской империи глава администрации уезда (тур. ilçe, осман. kaza‎) - административно-территориальной единицы второго уровня. Паша́ (сокращ. персидск. «падишах»; тур. paşa, осман. پاشا‎ - paşa, от перс. پادشاه‎, восходяшего к др.-перс. pāti-xšāya- - правитель) - высокий титул в политической системе Османской империи. Восходит к титулу пеха, применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии. Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже - беи. Существовали паши трёх степеней - бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник. Санджак-бей, Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) - правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил. Слово «санджак» буквально означало «знамя». Этим словом определялось воинское формирование, которое выставлял данный санджак. Соответственно правитель санджака считался и командиром этого военного отряда. Санджак-бей обладал теми же правами, что и бейлер-бей, но был подчинён бейлер-бею. Его права распространялись только в пределах своего округа. В обязанности санджак-бея также входили погоня за бандитами, преследование еретиков, обеспечение оружия и продовольствия для армии и флота. Бей, бий - тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək - вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана. Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения - муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В поздних тюркских языках существовало понятие «беглербеги», означавшее административную должность. В крупных тюркских политических объединениях - каганатах, султанатах и т. п. - бег (бей) занимал определенную иерархическую позицию среди титулованных администраторов. В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) - паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, Тунис, острова Самос и т.д. В современной Турции и Азербайджане, а также среди крымских татар слово «бей» приобрело смысл вежливого обращения к уважаемому лицу (аналог европейских обращений господин, мистер, месье, синьор, пан и т. д.). У кумыков, карачаевцев, балкарцев: бий - это князь; уллу-бий - старший князь. У степняков кочевников Центральной Азии в частности у казахов, киргизов, каракалпаков а также у алтайцев и ногайцев слово бий в прошлом являлось дополнением к имени, например Толе бий, Айтеке бий, Казыбек бий, Кокым-бий Карашорин, Сасык-бий и так далее. Такое дополнение к имени присуждалось лишь судьям: например, судьям, руководствующимся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). У башкир слово "бий" означал лицо, по сути являвшееся главой племени, например, Муйтен-бий, Майкы-бий. Наиб (араб. نائب‎‎ - заместитель, уполномоченный, наместник) - в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда - начальник местной полиции, старшина сельской общины. Слово «наиб» (араб. نائب‎‎) в переводе с арабского означает «заместитель». Слово произошло от «наба» (араб. ناب‎‎ - «занимать чье-либо место», «замещать кого-либо»). Паломничество в Мекку (хадж) является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Иногда случается так, что мусульманин имеет средства совершить хадж но по каким-либо причинам не может сделать это (например из-за плохого состояния здоровья). Ислам разрешает человеку, который не в состоянии сам совершить хадж уполномочить совершить его другого человека (наиба). Наиб должен взять деньги только на покрытие своих ежедневных, жизненно необходимых расходов. Целью наиба должно быть совершение всех обрядов хаджа вместо пославшего его человека и он ни в коем случае не должен ехать в Мекку с целью торговли и других дел. Расходы наиба несёт тот человек, который отправил в хадж наиба вместо себя.

У каждой женщины в гареме султана Османской империи был свой статус, были строго определенные права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. OLGA74RU подробно рассказзывает обо всех статусах.

Редактор LJ Media

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

В гареме (Художник мне неизвестен)

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме - «бикеч») - считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа...

Калфа - так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки... У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем - позже.

Уста - этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической... Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык - это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы... Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - евнух гарема, у дверей две калфы, одалык держит шкатулку и Хасеки Хюррем Султан)

Пейк - это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки... Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде - этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал - это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар - это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар - это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности - это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын - так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) - этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы - у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.


Кадр из сериала «Великолепный век». Кёсем (1 часть)«(Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Кёсем ещё в статусе гёзде, Халиме Султан (мать брата султана)

Хасеки - является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - Махидевран Султан (мать старшего сына султана), Валиде Айша Хафса Султан, сестра султана - Хатидже Султан и Хасеки Хюррем Султан)

Валиде (Валиде Султан) - в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан - матери Сулеймана Великолепного. Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана. Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната. Это небезызвестные - Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам. Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов). Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:

Валиде Айше Хафса Султан - годы правления: 1520-1534

Хасеки Хюррем Султан - годы правления: 1534-1558

Михримах Султан - годы правления: 1558-1566

Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан - годы правления: 1566-1583

Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан - годы правления: 1583-1603

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.


Кадр из сериала «Великолепный век. Кёсем» (Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Хасеки Кёсем Султан, Халиме Султан (мать брата султана)

Сегодня потомки Османской империи живут в Турции, Египте, Иордании, Ливане, Сирии, а также в европейских странах и в США. После распада империи около 30 лет семья провела в изгнании.

Последним действующим принцем правящей династии был Осман Эртугрул Османоглу . В возрасте 12 лет ему пришлось покинуть дворец, он жил в Австрии и США , а вернуться в главную резиденцию Османов смог только через 68 лет.

Posta.com.tr

Осман Эртугрул Османоглу и его вторая жена Зейнеп Тарзи

Осман Эртугрул Османоглу умер на родине в 2009 году. Однако Императорский дом Османов не перестал существовать, члены многочисленной династии поддерживают отношения, собираются для ежегодных встреч в Бодруме и хранят надежду вновь стать одной семьей, как и полагается тем, в чьих жилах течет королевская кровь.

Осман Салахаддин Османоглу – прямой потомок султана Мурада V – отреагировал на появление в эфире сериала «Великолепный век» сразу же. На вопросы журналистов, как он относится к критике исторических ошибок и несоответствия фильма фактам, Осман Салахаддин ответил со свойственной наследнику султана мудростью: «Это сериал, а не исторический документальный фильм. Необходимо отличать эти два жанра. Если бы это был документальный фильм, он собрал бы еще больше критических отзывов, но это сериал».

В то же время Осман подметил и то, с чем он категорически не согласен. Разумеется, при подготовке к съемкам создатели сериала исследовали массу исторических материалов, но в осведомленности они все равно не могут соревноваться с настоящими потомками семьи султана Сулеймана . «Как известно, султан правил 46 лет , - комментирует Осман Салахаддин Османоглу . - Если посчитать общее расстояние, которое он преодолел в походах, выходит цифра в 48 000 км. Эти 48 000 км султан преодолел не на «мерседесе» с кондиционером, а верхом на коне, и эти походы все-таки занимали у него много времени. Я хочу сказать, что султан просто физически не мог столько времени проводить в своем гареме».


tarihvemedeniyet.org

Орхан Мурад на прогулке с семьей

Сын Османа принц Орхан Мурад живет в Англии. Он владеет инвестиционной компанией, воспитывает двух сыновей. Орхан Мурад тоже посмотрел несколько серий «Великолепного века». По его словам, теперь он даже немножко ревнует, поскольку при упоминании Османской империи сейчас первым делом вспоминают фильм. Впрочем, эти чувства не мешают ему оставаться справедливым, как его великий предок: «Благодаря этому фильму сотни людей кормят свои семьи. Нравится нам фильм или нет, мы не имеем права отнимать у кого-то чей-то хлеб».


Роксан Кунтер назвали в честь своей знаменитой прародительницы

А вот женщины рода Османов в своем отношении к «Великолепному веку» гораздо лояльнее. Несмотря на горячий темперамент, они остаются женщинами и не прочь с любопытством понаблюдать за отношениями в гареме. Наследница султана Абдул-Хамида II – Роксан Кунтер – известная в Турции телеведущая спортивных новостей. Роксан нравится игра Мерьем Узерли , хотя на роль Хюррем продюсеры сериала рассматривали и ее кандидатуру.


kelebekgaleri.hurriyet.com.tr

Фатьма Назлишах Османоглу султан была замужем за принцем Египта

Внучка последнего султана Османской империи Мехмеда VI Фатьма Назлишах Османоглу султан родилась до падения Османской империи. Дед Фатьмы Мехмед был свергнут, обвинен в измене и бежал из страны. Фатьме Назлишах на тот момент было 4 года , а вернуться в Турцию ей удалось только в 1957 году. Титул старейшего из членов династии перешел к ней в 2009 году, но в 2012 году она умерла. Сын Фатьмы Аббас Хильми носит титул принца Египетского.

В Восточных странах чиновников называли сановниками. Титул сановников в Турции имел большое значение. Он не только указывал на занимаемую должность, но и определял права и привилегии человека. Некоторые титулы передавались по наследству.

Бей – дворянский титул у восточных народов. Происходит от слова «вождь». Первоначально это был вождь рода, во главе племени которого стоял хан. Он обязан возглавлять родовое ополчение. В тюркской иерархии он стоял за ханом. Позже он возглавлял государственно-политическое подразделение.

В Османской империи бей стоял за пашем, но перед ага и эфенди. Этот титул носили князья, возглавляемые княжества. Он был наследственным.

Сегодня беем в Турции называться почетно. Подобное обращение подчеркивает уважение к собеседнику.

Бейлербей – государственный наместник, который находиться в прямом подчинении у монарха. Он является сосредоточением военной и гражданской власти, стоит во главе эялета – административно-территориальная единица. Султан сам выбирает бейлербея из числа приближенных. В Турции было 2 эялета – Европейский (Румелия) и Азиатский (Анатолия).

Вали – наместник провинции. Титул появился в VII веке. После ослабление власти халифов, которому они подчинялись, вали стали управлять автономными землями. Позже они оказались родоначальниками многих мусульманских династий. В современной Турции управляющего провинцией продолжают звать вали.

Визирь – титул высших сановников. Он был во главе всей администрации, включая военную и гражданскую. После исчезновения султаната в Турции должность упразднена.

Кадиаскер – верховный судья по религиозным и военным вопросам. Его решение обжалованию не подлежало. За свою работу сановники получали не только денежные выплаты, но и земельные наделы. Как и бейлербейев кадиаскеров было двое – румелийский и анатолийский. Высший титул сановников применялся до 1922 года.

Каймакам – возглавлял административно-территориальную единицу второго уровня – уезд. Назначался султанам.

Капудан-паша – командующий морским флотом. За ним шли терсане эмини (возглавлял верфь), кетхуда (контролировал порядок на верфи), терсане агасы (помощник капудын-паши). Во время процветания флота получал титул бейлербея и ранг визиря. Имел большой доход и свиту, на которую тратилась большая часть заработанных денег.

Появление военно-морского флота упразднило титул.

Наиб – заместитель, помощник духовного лица или начальника: заместитель верховного судьи, старшины ремесленного цеха, муллы, кадия и т.п.

Паша – высший титул сановников - губернаторы, генералы. Титул паши в Турции получался методом жалований. Выделяют три степени паши:

  • мирмиран-паша;
  • марлива-паша;
  • бейлербей-паша.

Санджак-бей – правитель и военачальник военно-административной единицы санджака (округ). Он имел одни и те же права, что и бейлер-бей, но был в его подчинении.

Хедив – вице - султан Египта во время зависимости его от Турции. Был выше других наместников в Османской империи. После хедив в Египте получил титул султана.