Путешественник и географ. Известен, прежде всего, своими учёными трудами и воспоминаниями о посольстве в Китай . Владел, помимо молдавского, девятью языками: русским, латынью, греческим (включая древнегреческий), турецким, итальянским, китайским, французским и шведским.

Николай Гаврилович Спафарий
Дата рождения […]
Место рождения Милешть , Молдавское княжество
Дата смерти […]
Место смерти
  • Москва , Русское царство
Страна
Род деятельности путешественник-исследователь , дипломат , филолог , географ , историк , переводчик
Николай Гаврилович Спафарий на Викискладе

Семья

Родился около 1636 года в боярской семье Молдавского княжества. Предки его отца происходили из южной Мореи , возможно из древнего валашско-греческого рода Асан-Палеологов . Прозвище «Спафарий» - от молдавского «спэтару », «спэтар » - название должности при дворе, которая изначально предполагала несение меча «spadă» и булавы правителя при церемониях, позднее - военачальник и начальник полиции. Такую должность Николай Милеску занимал при правлении Георгия Гика в Молдове и Валахии . Имя Милеску образовано от поместья Милешть и встречается преимущественно в историографии .

О других членах семьи Николая известно, что у него был брат - Андрей Апостол, также принадлежавший к боярскому сословию и умерший в Яссах в 1678 году, когда Спафарий жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спафарьевы, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году) .

Начало карьеры

После 1664 года совершил поездку в Берлин и Штеттин , где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан , попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направлен в Стокгольм, где встречался с послом Франции, а в 1667 году - в Париж, ко двору Людовика XIV . Во Франции опубликовал на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.

Возвратившись в Молдавию, участвовал в заговоре против господаря Ильяша Александру (1666-1668). После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, по другим сведениям, «урезали нос », в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» («курносый»). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григорию Гика , назначившему его резидентом в Константинополе, а оттуда уехал к курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму , где немецкий врач частично исправил ему нос.

Россия

В 1671 году Николай Милеску был направлен иерусалимским патриархом Досифеем II в Москву и остался в России по приглашению боярина Артамона Матвеева (1625-1682), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче , ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа . Написал ряд работ исторического и богословского характера, а также текст «Царского титулярника ». Составил первое российское учебное пособие по арифметике «Арифмологион», которое написал для детей Артамона Матвеева и придворных. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре . В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».

В 1672-1673 годы Николай Спафарий написал сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывал всех известных античных пророчиц сивилл и их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа .

Русское посольство в Китай

В 1675-1678 годах Николай Спафарий возглавлял русское посольство в Пекин , в ходе которого проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спафарий всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.

В своём дорожном дневнике дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро), её притоков - Иртыша и Кети , а также Ангары . Спафарию принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала . Он перечислил все впадающие в него крупные реки, в том числе Селенгу , Баргузин , Верхнюю Ангару , описал остров Ольхон , верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.

Пересекая Сибирь, Спафарий выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии . Обобщив сведения землепроходцев , Спафарий дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири , указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря . Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура , считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира; верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки , и составляющие последней - реки Онон и Ингода . Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари .

Спафарий сообщил расспросные сведения о Сахалине , ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо .

Материалами Спафария впоследствии воспользовались иезуиты , проявлявшие интерес к Китаю. В Китае Спафарий встречался с иезуитом Фердинандом Вербистом , преподававшим императору Канси астрономию и математику. Вёл с ним научные диспуты.

О своём путешествии в Китай Спафарий представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спафарий участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости. Принимал участие в подготовке посольства Фёдора Головина в Китай (1688-1689). В 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I .

Умер в 1708 году в Москве.

Потомки

Внуком Спафария являлся спэтар Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного похода Петра I в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников (фамилия «Мечников» - калька с молдавского «спэтару», «спэтар»). Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев .

Правнук Спафария, генерал-лейтенант Л. В. Спафарьев (1765-1845) был директором маяков Финского залива и командиром Ревельского порта. Дворянский род Спафарьевых внесён в VI часть родословной книги Калужской губернии.

Память

Труды

  • Восточная звезда, Париж, 1699
  • Арифмологион, Чудов монастырь, 1672
  • - СПб., 1882.
  • Статейный список, М., 1677
  • Описание первой части мира, называемой Азия, в которой находится Китайское государство с остальными городами и провинциями, М. 1677

Труды Милеску-Спафария переиздавались в Молдавии и Румынии:

  • Спафарий Н. Г. Сибирь и Китай // Сб. - Кишинёв, 1956.
  • Nicolae Milescu-Spătaru. Opere, Bucureşti.

Значение СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича. Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова. Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СПАФАРИЙ
    СПАФ́АРИЙ Ник. Гаврилович (наст. имя и фам. Николае Спэтарул Милеску, Milescu) (1636- 1708), молд. учёный, дипломат, писатель. В 1653-71 на …
  • МИЛЕСКУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИЛ́ЕСКУ Н.С., см. Спафарий …
  • СПАФАРИЙ
    Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул, Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских …
  • МИЛЕСКУ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Н. С., см. Спафарий Н. …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Николай Гаврилович) — молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование …
  • СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Николай Гаврилович) ? молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование …
  • СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Милеску Николае Спэтарул Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских господарей. С 1671 …
  • МИЛЕСКУ Н. С. в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Спафарий Н. …
  • СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
    Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул) (1636, Милешты, ныне Румыния, - 1708), учёный и дипломат. Родился в боярской семье, учился в …
  • МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай (1636-1708), молдавский учёный и государственный деятель Молдавии в России; см. Спафарий Н. …
  • СОКОЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Сергей Гаврилович (1863 -после 1938), священник. Родился в 1863 году. Служил псаломщиком …
  • ПЛЕХАНОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Плеханов Иван Гаврилович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 12 марта, …
  • ИРИНЕЙ (ГАВРИЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ириней (Гаврилович) (род. 1930), епископ Нишский. В миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа …
  • БЕЗФАМИЛЬНЫЙ ГАВРИИЛ ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил Гаврилович Безфамильный (1880 - 1937), мученик. Память 14 ноября, в Соборе …
  • ЯРОЦКИЙ ВАСИЛИЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яроцкий (Василий Гаврилович) - экономист. Родился в 1855 г. в Санкт-Петербурге; учился в гатчинском Николаевском сиротском институте; окончил курс в …
  • ЩЕГОЛЕВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Щеголев (Николай Гаврилович, 1771 - 1820) - врач-писатель; воспитывался в Московской университетской гимназии (1781 - 1791) и на медицинском факультете …

Истина есть начало всякия мудрости.

Милеску Спафарий

…Ничего так не очистит и не украшает и исправляет человека, и душевно и телесно, как ведомость и познание разных вещей…

Милеску Спафарий

Я удивлен был, встретив в уроженце страны, столь близкой к границам Татарии, человека столь богатого общим образованием и знающего столько языков

Арно де Помпонн (французский посол в Швеции в 1667 г.)

Николай Милеску Спафарий был очень мудрым и образованным человеком и знал он много иностранных языков

И. Некулче (молдавский летописец, кон. XVII-нач. XVIII в.)

Урсул Дмитрий Тимофеевич - известный советский ученый - философ и педагог, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки МССР, академик - секретарь Отделения общественных наук АН МССР. Работы Д. Т. Урсула посвящены истории философской и общественно-политической мысли Молдавии и развитию общественных отношений в период строительства коммунизма. В их числе монографии: Философские и общественно-политические взгляды Н. Г. Милеску Спафария. Кишинев, 1955; Н. Г. Милеску Спафарий. Кишинев, 1975 (на молд. яз.); И. В. Очинский. Кишинев, 1979 (в соавт.); Развитие общественных отношений в Советской Молдавии. Кишинев, 1967; Расцвет и сближение советских наций. Кишинев, 1971 (на молд. яз.); На пути к бесклассовому коммунистическому обществу. Кишинев, 1973 (на молд. яз.) и др.

Введение

арксистско-ленинское освещение истории общественной мысли народов нашей великой страны и роли передовой русской культуры в ее формировании и развитии имеет большое значение в деле коммунистического воспитания трудящихся и укрепления дружбы народов СССР.

Особо важную роль это приобретает в настоящее время, когда «идейное противоборство двух систем становится более активным, империалистическая пропаганда - более изощренной» (3, 74) . Буржуазные националисты искажают ход исторического развития и вопреки исторической правде всемерно пытаются умалить или совершенно исключить роль славянской и русской культуры в развитии культуры нерусских народов нашей страны. Идеологи империалистической буржуазии, фальсифицируя историю молдавского народа и возводя клевету на русский народ, пытались и пытаются вызвать между ними вражду.

Но неопровержимые данные - памятники материальной культуры, письменные источники, общественно-политическая и естественнонаучная литература - свидетельствуют о многовековой дружбе молдавского народа со славянскими народами, и в первую очередь с русским и украинским народами, и о влиянии их культуры на развитие культуры молдавского народа. Последняя в свою очередь благотворно влияла на культуру братских народов. Дружественные связи молдавского, русского и украинского народов проявлялись и крепли в совместной борьбе против общих врагов, а также благодаря экономической, политической и культурной помощи молдавскому народу со стороны русского и украинского народов.

Автор настоящей работы, руководствуясь марксистско-ленинской методологией, поставил своей задачей охарактеризовать видного представителя молдавской и русской культуры конца XVII - начала XVIII в. Николая Гавриловича Милеску Спафария, прогрессивная общественно-политическая деятельность которого, равно как и его научное наследство, заслуживает пристального внимания.

В досоветский период жизнь и деятельность Н. Г. Милеску Спафария исследовалась русскими историками и филологами Ю. В. Арсеньевым, Д. Н. Бантыш-Каменским, Н. Кедровым, И. Н. Михайловским, П. А. Сырку, А. И. Яцимирским и др. Но работы этих ученых посвящены главным образом биографии Н. Г. Милеску Спафария и библиографическому исследованию его произведений. Труды названных авторов достаточно устарели, но они содержат ценный фактический материал.

О Н. Г. Милеску Спафарии есть также работы на молдавском, румынском, французском, английском, греческом и других языках. Так, например, жизнь и деятельность Н. Г. Милеску Спафария нашли свое отражение в хронике молдавского летописца И. Некулче, написанной в 30-40-х годах XVIII в. (110). Молдавский ученый и писатель Б. П. Хаждеу в 1870 г. опубликовал работу о Н. Г. Милеску Спафарии, в которой использовал многие русские источники и литературу (118). В 1883 г. вышел труд французского ученого Э. Пико «Биографические и библиографические заметки о Николае Спафарии Милеску» (120), восходящий к работам Б. П. Хаждеу, а в 1919 г, - книга английского историка Дж. Ф. Бэддли «Россия, Монголия, Китай» (114), в которой уделяется много места путешествию Н. Г. Милеску Спафария в Китай. В 1925 г. в Париже опубликована на французском языке книга румынского историка П. Панаитеску «Николай Спафарий Милеску» (119). В Бухаресте в 1948 г. было издано сочинение Р. Боуряну «Жизнь Н. Спафария Милеску» (115), которое носит беллетристический характер. В 1950 г. румынский историк А. Греку опубликовал статью «О связях Николая Милеску Спафария с Россией» (117).

Отдельные стороны многогранной деятельности Н. Г. Милеску Спафария были предметом исследования советских ученых - Д. М. Лебедева, Е. М. Руссева, Н. А. Агасьевой, В. П. Соловьева, А. С. Киделя, О. А. Белобровой, А. А. Матковской, автора настоящей работы и др. Молдавский советский художник Л. П. Григоращенко написал портрет Н. Г. Милеску Спафария и картину «Посольство Милеску в Китае», Бюст Н. Г. Милеску Спафария, созданный скульптором Л. В. Авербухом, в 1957 г. установлен в г. Кишиневе в аллее классиков парка им. А. С. Пушкина.

Деятельность Н. Г. Милеску Спафария нашла определенное отражение и в советской научно-популярной и художественной литературе. К. В. Базилевич в 1927 г. опубликовал научно-популярную книгу «В гостях у богдыхана», в которой описываются путешествие Н. Г. Милеску Спафария в Китай и дипломатические переговоры возглавленного им русского посольства в Пекин (36). Этой же теме посвящена историческая повесть Г. Кунгурова «Путешествие в Китай», вышедшая в Иркутске в 1940 г. (68) и переизданная в 1959 г. под названием «Албазинская крепость» (69).

Некоторые западные буржуазные авторы признают, что Н. Г. Милеску Спафарий «является одной из наиболее интересных личностей», «которая завоевала широкую известность благодаря своим многочисленным способностям». В то же время они считают, что он был «коварным царедворцем», «осторожным интриганом», «авантюристом» (Э. Пико и др.), «мистически настроенным мыслителем, проявившим особую заботу о религиозных писаниях»; его произведения суть «выражение космополитического мироощущения»; ему «не удалось наложить печать своей личности на собственные многогранные познания» (Г. Карагаце) (112). Реальные исторические факты и объективный анализ произведений Н. Г. Милеску Спафария опровергают эти измышления буржуазных фальсификаторов.

В основу настоящей работы автором положено изучение с позиций марксистско-ленинской методологии сочинений Н. Г. Милеску Спафария. Использованы также другие источники и литература, относящиеся как к истории рассматриваемого периода, так и к жизни и деятельности мыслителя. Значительная часть произведений Н. Г. Милеску Спафария опубликована на русском и молдавском языках, часть находится в рукописях, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина, Государственном Историческом музее, Центральном государственном архиве древних актов, Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, библиотеке Академии наук СССР и других научных учреждениях.

Предлагаемая читателю книга характеризует общественно-политическую, в том числе дипломатическую, деятельность Н. Г. Милеску Спафария в Молдавии и России, дает представление о том положительном, что он внес в науку, философию и общественно-политическую мысль своего времени.

Никола́й Гаври́лович Спэтару (Николае Милеску-Спэтару, рум. Nicolae Milescu Spătaru; 1636, Милешть, уезд Васлуй, Молдавское княжество - 1708, Москва) - российский дипломат и учёный.

Известен своими учёными трудами и посольством в Китай. Владел, помимо румынского, девятью языками: латынью, греческим и древнегреческим, турецким, русским, итальянским, китайским, французским и шведским.

Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича. Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова. Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.

Родился около 1636 года в боярской семье. Отец его был греком родом из южной Мореи (Лаконии). Прозвище «Спэтару», или «Спатара» (оруженосца) было фамильным именем, перешедшим к Николаю от отца. В Молдавии же он чаще назывался по имени своего поместья Милешти - Николаем Милеску - и, достигнув при господарях-фанариотах привилегированного положения, состоял здесь в числе бояр.

О других членах семьи Николая известно, что он имел брата - Андрея Апостола, также принадлежавшего к боярскому сословию и умершего в Яссах в 1678 году, когда Николай Гаврилович жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спэтару, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году).

Учился в Константинополе (Стамбуле) и Падуе (Италия). В 1653-1671 гг. находился на государственной службе у молдавских и валашских господарей, выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. Являлся сторонником политического сближения Молдавии с Россией.

В 1659 - спатар (спэтар) в Молдавии, затем в Валахии.

В 1660-1664 - «капукехейя» (дипломатический представитель) Валашского господаря при Османской Порте.

После 1664 года совершает поездку в Берлин и Штеттин, где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан, попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направляется в Стокгольм, где встречается с послом Франции, а в 1667 году - в Париж ко двору Людовика XIV. Во Франции публикует на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.

Возвратившись в Молдавию, принимает участие в заговоре против господаря Ильяша Александру. После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» (курносый). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григоре Гика, назначившему его резидентом в Константинополе, а отсюда уехал к Фридриху Вильгельму в Бранденбург, где немецкий врач частично исправил ему нос.

В 1671 году был направлен иерусалимским патриархом Досифеем в Москву и остался в России по приглашению Артамона Матвеева (1625-1666), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче, ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа. Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре. В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».

В 1672-1673 годы Николай Спэтару пишет сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывает всех известных античных пророчиц сивилл и кратко описывает их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа.

«Путешествие через Сибирь до границ Китая»

В 1675-1678 годы возглавлял русское посольство в Пекине. В ходе посольства проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спэтару всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.

В своём дорожном дневнике Николай Спэтару дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро, питающееся водами Бии и Катуни), её притоков - Иртыша и Кети, а также Ангары.

Спэтару принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала. Он перечислил все впадающие в него реки, в том числе Селенгу, Баргузин, Верхнюю Ангару, описал остров Ольхон. Он верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.

Обобщив сведения землепроходцев, Спэтару дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири, указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря. Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура, считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира, верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки, составляющие которой - Онон и Ингода. Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари.

Спэтару сообщил расспросные сведения о Сахалине (ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо).

Пересекая Сибирь, Спэтару выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии. Его материалами впоследствии воспользовались иезуиты, проявлявшие интерес к Китаю. В Китае его миссия встретилась с миссией немецкого астронома Фердинанда Вербста (Ferdinand Verbiest), преподававшего императору Айсиньгиоро Сюанье астрономию и математику. Впоследствии они обсуждали с Вербстом научные проблемы.

О своём путешествии в Китай представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спэтару участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости, а в 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I.

Участвовал также в подготовке посольства Головина в Китай. Умер в 1708 году в Москве.

Внуком Спэтару являлся Спатару Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного похода Петра в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников. Фамилия «Мечников» - калька с румынского Спэтару, или «spadă are», что означает «имеющий меч», «мечник».

Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев.