Афоризм ноября: хороший серебряник - мертвецкий серебряник

Событие "Ноябрь-Нашествие Мертвецов" не имеет аналогов по полезности. Одно оно способно одеть упорного новичка 3-5 уровня в синие вещи, а игроку постарше послужить солидным подспорьем.

Осваивая событие, можно заработать от нескольких десятков до сотен золотых, при этом ритм его не так уж и сильно сказывается на реальной жизни. Разброс квестов варьирует в пределах раз в 6-12 часов, что подходит почти всем участникам. Также это событие - рекордсмен по чистой дармовщинке.

За ноябрь можно разжиться очень приятной суммой денег и косвенным доходом, который составляет порой сотни золотых в плюшковом эквиваленте. От себя хочется добавить, что в подобное событие автор вошёл 2 года назад, будучи нубиком 3 уровня, а вышел одетый в сине-фиолетовые вещи на 4 уровень, прикупив к тому же красное оружие и лук. Также после события были деньги на прокачку доблести, питомец и прочие приятности. Желаю вам узнать это событие получше и преуспеть в нём. Приятного прочтения.

Часть 1. Что? Где? Когда?


В этой части нет авторской информации, просто полезные ссылки по событию

4 . Стартовый квест доступен с 3 уровня, но квестовые предметы падают на любом;

5. Квестовые предметы (монетки) падают с любых монстров, не младше вас более,
чем на один уровень, (в том числе и с квестовых/локационных/событийных: крэтсов часовых, зигредов-охранников, минотавров и т. д.). Также монетки можно получить при сдаче кристаллов в инстансах;

6. Монетки можно обменять, но нельзя передать;

7 . Контрабандный мешок от Чигрика даёт 75 ладошек. Стоит ли брать - решайте сами. Кроме него, предлагается 50 котомок нежити за золото (по 30 серебра) и 50 за бриллианты (по 0,25 бр). В каждой могут быть эликсиры, 1-3 ладошек или монета в 50 серебра. Здесь уж как повезёт;

8. Сжигая монету мертвецов в Некрусферо, получаем одну ладошку. Вид монеты не важен.

Часть 2. Кое-что задаром. (Осторожно, халява!)

Может быть, это и неправильно, но начну с неё, родимой

Что бы сказали ветераны игры, если бы 5 и более лет назад Администрация предложила нам получить 13-17 золотых даром и без опыта - да ещё и с бесплатными мороками? Правильно. Или был бы смех сквозь слёзы... или админов бы благодарили весь следующий год напролёт. У нас этого не было, а у нынешнего поколения игроков есть.

Открываем карту событий, читаем этапы за 6 и 10 числа. Их можно проходить без боёв, инстансов, опыта и головной боли:

1. Квест "На поводу у голода" / "Корм для питомца утопленницы"

Да, сдача мокриц не работает, но можно же поймать мышонка атши? Если делать это раздетым, то даже вещи не ломаются. Каждый раз при сдаче мышки получаем
одну мифриловую ладонь, пять премиальных эликсиров мощи и два жизни. Эликсиры красные, без веса, не пропадают. Начало квеста 6 ноября. Окончание события 27 ноября.
Значит в запасе у нас 21 день. Тайм обновления квеста 8 часов.

Убираем неточное время старта или возможный ранний финиш, проволочки (все живые люди... ну, или живые магмары), получаем 19-20 суток. Если умножить 19 (это по-плохому) на 3, то имеем ДАРОМ 57 ладошек и соответственно 114 красных жизней плюс 285 красной мощи. Элики превосходят по параметрам общедоступную красную затарку, а цена ближайших аналогов колеблется от 7 до 15 золотых. Человеческий квест идентичен магмарскому. Не требует стартового квеста для активации.

2. Квест "Очищающий огонь" / "Спасительная вода"


Всё ещё мало халявы, скажете вы? А, что насчёт наличных денег для храбрых воинов? Их есть у нас! Ждём 10 числа и устремляемся к прекрасной Эльвердинг/не менее прекрасной Фуррации. Раз в 12 часов она даст квест-бродилку. Не надо никого убивать, не надо идти на поля битвы, есть наличный заработок и эликсиры в нагрузку. Не знаю, как у людей, но у магмаров ещё и рядом храм. Если лень идти, то можно раздеться, упасть под слабенького монстра и воскреситься в храме, затем сразу шагнув к Саламандре. Если совсем лень, то к Алтарю Огня можно лететь призраком, там просить друзей вас воскресить, набирать угли, падать и снова возрождаться у Саламандры.


Исходя из старта, у нас 17 дней события. Если взять максимум поправок, то имеем 15 дней по 2 сдачи квеста. Каждая сдача даёт монетку в 50 серебра, две ладошки, 5 премиальных жизней и 12 мощи (для 11+ уровней ещё и эликсиры маны). Окончательный выхлоп выглядит так: 15-16 золотых наличными, 150-160 красных жизней и целых 360-384 красных мощей и 60-64 ладошек. Эквивалент этих эликсиров 10-20 золотых.

Человеческий квест разнится с магмарским только локациями. Не требует стартового квеста для активации.

3. Дойчер, Форинт и...Вы!

Картинки кликабельны
Если вы хотели почувствовать себя менялой, равным Дойчеру и Форинту (ну, почти равным), то всё ниже написаное для вас.

Очерк не имеет прямого отражения в событии. Это личное наблюдение.

Мертвецкие серебряные монеты идут на большее количество квестов, которые дают деньги и ладошки. По общим наблюдениям, их падает, в общем и целом, немного меньше медных и золотых. Для того чтобы быть менялой, вам нужны, собственно, только монетки мертвецов (хотя бы дюжина). В отличие от прошлых лет, получить их совсем без опыта не получится. В зависимости от вашего уровня, можно посдавать кристаллы в пещере, подрядившись копалкой, или побить событийных монстров, которые подходят вам по уровню. Наименьший опыт идёт с ежедневок на городские грамоты и событийных зомби. Также можно нанять игрока с ездовым животным и наносить минимум урона.

Собрав 6-12 монет, нам надо наменять серебряных (если они не упали сразу серебром). Все наши монеты серебряные? Кидаем в торгчат рекламу об обмене с доплатой. Для сбыта монет более всего подходят локации, где проходят квесты Паладина Шико ("Плата за Покой" и "Воскрешая Мертвецов") и квест "Обряд Погребения", который дают Пимен и Самуил соответственно. Почём менять? Скупать, если есть навыки общения можно и бесплатно, а можно, дав вторым уровням 5-7 серебра сверху. Продавать... вопрос только наглости. Некоторые готовы поступиться денежной наградой квеста ради событийной, некоторые её частью, а особо нетерпеливые могут и приплатить. Цены на обмен с доплатой варьируют от 15 до 50 серебра за монетку, но лично в моей практике были обмены и с доплатой в золотой за серебряную монетку. Вложившись в меновый товар один раз, вы сможете подрабатывать всё событие. Главное, держать свой запас на уровне не ниже шести монет, чтобы не упускать клиентов. Лично на своём опыте скажу, что реально "наменять" до 50 и даже 100 золотых за событие. Муторно, но прибыль очень приятная.

4. Палочка-выручалочка.

Собственно, сам Некрусферо.
Куда лучше и щедрее простой волшебной палочки. Периодически даёт корм питомца и ездового, а иногда может кинуть 50 серебра или голд. Получить можно уже третьего ноября, исчезает 29 мая.

Более полугода призов. Халява в чистом виде. Надо всего-навсего добыть 3 монетки. Любых. Лень искать разные? Обменяйте с доплатой. При сдаче квеста получим 50 серебра, ладошку и немного приятных плюшек.

Промежуточная бухгалтерия:

А. 115-125 ладошек;
б. 15-17 золотых;
в. 17-35 золотых эликсирами;
г. Некрусферо и то, что он дал;
д. Барыш с обменного пункта, если вы им занялись.

Часть 3. Хлопаем в ладошки...во много ладошек.

Просматривая список квестов и предлагаемые итоговые призы, нередко начинаешь злиться, что всё взять нереально. У каждого резко появляется питомец Жабер и начинает нещадно давить. Собственно, ниже расскажу о бухгалтерии события.

1. Считаем ладошки.

Из расчётов выше видно, что даром мы имеем 115-125 ладошек. Это уже кое-что, но всё-таки мало. Что же нам нужно? Нужно, в первую очередь, то, что, прямо или опосредовано, сделает нас богаче или круче.

Одна в сундуке за 100 ладошек, другая сама по себе за 75. Почему они? Потому, что продаются и дают наличные. Итого 175 ладоней.

Содержимое котомки стоит по госу 7,5з в каждой, купить можно две. Если нет ездового и питомца, то сбыть содержимое одной котомки реально за 6-6,5з. Стоят всего ничего - 40 ладошек за пару.

Охапка из 50 ярмарочных мороков ещё никому не мешала. Нет веса, плюс всегда можно обратить их в деньги на охоте или квестах. Для 3-4 уровня это, кстати, возможность бюджетно пройти квест "Имоньяны Часовых" в пещере - себе или клиентам. Вся пачка мороков для 3-4 уровня будет стоить 100 ладошек, для 5-6 150 и для 7-8 200. Уровни старше могут брать или не брать, на свой вкус.

Лишним не бывает. Можно не улучшать. Мелочь, но приятно же. Всего 10 ладох.

е. Улучшение Некрусферо, питомца, покупка коробок с эликсирами (тоже выгодно, чёрт побери!)
Все это не обязательно, но желательно.

ж. Наборы Зомби-подарков

Подарки из него можно продать на аукционе. Выгода спорная, хотя она точно есть.
Тоже отнесу к желательным, а не обязательным пунктам.

Подсчитав обязательное, мы имеем потребность в 670-770 ладошек для 11+ или 450-550 для игроков до 11 уровня. До этого у нас было 115-125. То есть, для получения элитных плюшек надо набрать 550-650 ладоней.

Если улучшаем Некрусферо до конца, то надо ещё 860 штучек. Предела совершенству нет... дай нам Шеара хотя бы необходимое взять. Будем благодарны игре за щедрость следующие полгода.

4. Квесты. Что? Как? Почему?

Для добычи дополнительных ладошек нам нужны будут две вещи: боевая деятельность и квесты. Ниже рассмотрим соотношение цена-качество на событийных квестах.

а. «Плата за покой»
Начальный квест. Старт 3.11. Даёт 50 серебра, 1 ладонь и немного эликсиров;

б. «Воскрешая мертвецов»
Старт 5.11, тайм 8 часов. Стоит 3 монетки и амулет воскрешения;

Даёт только 50 серебра и 6 красных жизней. Если делать регулярно, это около 30 золотых за событие и около 350 красных жизней. Жирное событие. Минус только в потере около 180 ладошек за монеты, которые не сгорели или не пошли на другие квесты. Решайте сами.

в. «Обряд погребения» каждые 6 часов

Пимен или Самуил примут 3 серебряных монеты, отдав взамен целых 5 ладошек и 50 серебра. Самый вкусный квест кроме дармовых. Храм рядом, заморочек ноль.

За событие может принести около 40 золотых и 400 (не мало) ладошек!

г. «На поводу у голода» или «Корм для питомца утопленницы»
Старт 6.11, выше написано о дармовом прохождении. Если вы охотитесь, то сданная звериная кровь увеличит ваше число ладошек вдвое от описанного, если же одерживаете победы на полях битв и вам посчастливилось найти человеческую кровь или магмарскую лаву, то ладошек за каждую сдачу будет целых четыре. Эликсиров тоже будет порядком больше.

Следовательно, можем заработать 57-114 или 228 ладошек от щедрот Вурдалака и Утопленницы, плюс немало эликсиров. В варианте с кровью/лавой, ценность эликсиров составит многие десятки золотых.

д. «Очищающий огонь» или «Спасительная Вода»
Старт 10.11, описано выше.

е. «Борьба за души павших»
Старт 12.11, тайм 12 часов. Подходит тем, кто посещает поля битв.

Задача: распылить зелье возрождения на этих самых полях. Зелье имеет 5 кастов и собственный тайм в 10 минут. Выигрывать поле битвы, кстати, не обязательно. Даёт по 10 премиальных эликсиров крови и вампириков, а также 2 ладошки (магам ещё и магические эликсиры). За событие даёт примерно 54-58 ладошек.

ж. «Позолоти ручку, или Что Шеймусу хорошо - нежити смерть»
Квесты ярмарочных шутников.

Выгода под вопросом. Старт 13.11, тайм 12 часов. За 3 монетки даёт лишь 2 ладошки и статуэтку зомби случайного вида. Конечно, можно продать её, но не факт, что потеря 24-26 монеток нам нужна.

з. «Мертвый враг -хороший враг»
Старт 14.11. Тайм 12 часов.

В отличие от прошлых лет, не даёт 50 серебра. Минус только в беготне к Изуверу... хотя, можно попросить воскресить. Ещё один минус - это необходимость ходить во вражеские или спорные локации. Для ходящих на ПБ, впрочем, квест вообще не напряжен.
Награда целых пять ладоней. За событие выходит 120-130 ладошек.

и. «Вернуть к жизни»
Старт 14.11. Тайма нет.

Квест - золотое дно. Всего-ничего: вернуть к жизни с помощью настоя 5 представителей своей расы. За всё это Норак даст 3 ладони. Вроде просто? И да, и нет. Единой тактики нет. Есть те, кто караулит на смежных локациях, есть те, кто высматривает по инфам, есть те, кто кидает флудилки "сниму омертвение"... а есть рисковый народ, который идёт на Плато.

Флудить там смысла нет, инфы смотреть нет времени. Copy-Paste и использовать. Или вылечил, или не обращён... или не успел. Затем раздевание, падение (если не помогли добрые враги или не пришли раздетым) и снова к Нораку. Рекомендуется иметь вещи и каст на скорость + антитравматизм (последнее в случае работы на Плато). Можно работать группой и ускорять процесс воскрешением друг друга и обоюдным снятием омертвений. За событие выйдет столько, сколько сможете. У меня лично хватало терпения на 1000-1500 результативных кликов на Плато, то есть 100-150 кликов в сутки и 600-900 ладоней барыша.

к. «Проклятье мертвецкого амулета»
Старт 17.11, тайм 20 часов.

На мой взгляд, невыгодный и муторный квест. Ожидание, довольно неприятные бои, да и прибыль не самая передовая. Дело вкуса.

л. «Власть над зомби»
Старт 19.11, тайм 20 часов.

Минус квеста в потере примерно 40 монеток и 40 звериной либо 24 человеко-магмарской крови. Плюс: мороки по супервыгодному курсу. Один мертвецкий медяк - один морок на уровень. За событие реально собрать 40 мороков, что совсем не лишнее.

м. «Разоренная оранжерея» или «Мертвый цветок»
Старт 21.11. Тайм 20 часов.

Требует 3 монеты мертвецов и дроп с бродячих зомби не ниже вас по уровню более, чем на один. Даёт 5 ладошек. Падает этот дроп далеко не всегда, поэтому дело вкуса. Выгода всего в 2 ладони,надо выменивать монетки... на мой взгляд, не самый нужный квест.

н. «Совет мудрой глыбы» или «Совет речной девы» .
Старт 24.11. Тайм 20 часов. Хороший квест.

За некоторые ресурсы даёт случайный красный статовый эликсир на 2 часа без срока годности. Не даёт ладошек и не требует монеток. Комплекты ресурсов на подношение состоят из переработаных ресурсов разного цвета на выбор. Серый комплект составляет 250 пыли агата, 25 чёрных чернил и 10 сборов чертополоха. Советую набрать или купить заранее. Жёстко дорожает! За событие можно успеть сдать 4 комплекта ресурсов.

Кроме названых квестов, есть еще доступные с 6,8,11 и 16 уровней, но они требуют права прохода в особые локации, а значит, мало интересны основной аудитории. Замечу только, что часть из них даёт возможность качать дополнительные репутации, но в целом "вес" этих квестов в событии не самый решающий.

Промежуточная бухгалтерия: без учёта задания "Вернуть к жизни", своевременно выполняя квесты, мы можем получить 630-800 ладошек. Кроме того, 85 золотых (неплохо так, скажем) наличными, 3-4 красных статовых эликсира, несколько сотен боевых и 40 ярмарочных мороков.

Из расходов понадобится целых 420-440 монеток. Если учесть, что падают они далеко не со всех, а дневной лимит убийства монстров равен 400, то получаем сложную картину. Для прохождения события по данному пути нам понадобится выбивать минимум 20 монет в день. Для 3 уровня или тех вторых, кто апается в первые дни события, это не составит труда. На 4 можно попытать счастья на Полях Битв. Как правильно "бить монетки" на 5+ уровне, напишу ниже.

Часть 5. На все ладони мастера.

Охотясь на ладошки, игроки 3-4 уровня легко набивают их на ежедневных событиях или на Полях Битв. Для 5+ уровня есть способы интереснее.

а. Радуга или Верцида
Со включённой статуей опыта и хорошим обкастом, монстры на уровень младше
давятся пачками и дают немного опыта. Расходы на обкаст покрываются, монетки в плюс.

б. Битьё бродячих зомби
На многих уровнях зомби дают куда меньше опыта, чем основные монстры. Плюс дают премиальные эликсиры и много монеток. Разница в опыте иногда огромная. На 7 уровне монстры 6 уровня дают 120-250 опыта (без статуи) а зомби того же уровня всего около 40.

в. Сущности питомцев и "монетная вариация"
Данный способ самый вкусный, на мой взгляд. Битьё монстров в этом случае идёт в группе
из пяти воинов одного уровня или свой уровень и на один младше. За такой бой списывается только одно убийство монстра, а шанс выпадения монеток и дропа идёт со всех тварей.

F.A.Q. по "сушкам" и "монетной вариации".

В : Что такое эти самые сущности питомцев?
О : Клановый квестовый предмет. Выбивается с монстров не младше вас.
Для этого надо выпить этот эликсир http://w2.dwar.ru/artifact_info.php?artifact_id=2137303160. Уровень жизни в бою упадёт на 25%.

В : Что ещё нужно для получения сущностей?
О : Питомец должен быть призван и накормлен, а монстр убит:)

В : Как часто можно "бить сушки"?
О : Раз в календарные сутки, два часа. То есть, можно выбить лимит с 21:59 до 23:59 и затем продолжить с 0:00 до 2:00.

В : Как происходит бой?
О : Один из членов группы нападает на монстра, другие вмешиваются. На каждого члена группы нападает ещё один монстр, плюс могут войти гости "с карты".

В : Со скольких монстров падают сущности?
О : Со всех. Вне зависимости от того, воевали ли вы с ним лично.

В : А дроп, деньги, монетки и энергия?
О : Если нанесён урон, то падает всё и со всех, то есть, при группе из 5 человек будет
10 энергии (если нет гостей с карты), а денег, как за одного моба, поскольку серебро делится на всех членов команды. Монетки считаются каждому в группе и с каждого
моба, то есть, шанс в 5 раз выше обычного.

В : А верку/радугу бить можно?
О : Можно. Если с обкастом вы один, то вообще шикарно. Если несколько игроков, то шанс
получения злого ока слегка ниже, чем на обычной верке/радуге, но факт, что они падают.

В : Есть ли рекомендации по обкасту и ведению боя?
О : Обкаст желательно сильный, бить без блока и с усилениями (хотя бы на комбо-атаки), быть морально готовым к расходу банок жизни и мощи/отваги/вампириков. Можно заранее купить низшие банки и подкопить дарственных или наменять их за энергию. Упор на быстрый убой монстров.

В : Как много опыта получается за такой поход?
О : Опыт примерно такой же, как на обычной верке/радуге, возможно слегка меньше.

В : Можно ли бить квестовых зомби?
О : Они не множатся. Нет смысла.

В : Со всех ли монстров падают сущности и монетки?
О : Сущности только с обычных. Монеты со всех, кроме населения заброшенного дома и чертогов.

В : Что такое "монетная вариация"?
О : Оптимизация игры под свои потребности. С монстров на уровень младше не упадут, но убить их проще, значит больше убийств и монеток. От того и монетная вариация, или в народе "на монетки". Игроки отказываются от прямого назначения эликсира в угоду выгоде и читерской наживе:)

В : Сколько монеток реально выбить за поход?
О : Рандомно, но я лично видел на 5-7 уровне по 50-60, а иногда и более. То есть для получения заветных 420 монет, я бы сказал, что по-плохому надо 13-17 походов для средних уровней, для старших не проверял. Иными словами, если не ходите на Поля Битв, то на монетки, во время события, надо ходить минимум через день.

Часть 6. Хотим ещё денег!

Как и на любом сезонном событии, активизируются основные игровые процессы, а именно бои, Поля Битв и торговля. Давайте рассмотрим, что можно иметь с этой раздачи слонов. Проанализировав структуру и влияние события на мир Фэо, мы сможем много и быстро заработать.

1. Воскрешая монеты в кармане. Квест "воскрешая мертвецов" требует амулет воскрешения. Многим лень идти за ним. Потому цены на него на аукционе гуляют в районе 9-15 серебра, при закупочной 5 и хорошей доступности...впрочем, порой цены на первой странице доходят до 20,25 и даже 30 и более серебра. Для многих состоятельных игроков "полташка" мало важна, важны красные эликсиры, потому они легко переплачивают. Вроде всё просто? Всё, да не всё.

Аукцион - это отдельный мини-мир. Он имеет свою физику. Если вы идёте туда с идеалами свободной конкуренции, то забудьте. Дабы цены не сбивались, большинство серьёзных торговцев договариваются о стартовой цене и выкупе для первой страницы или нескольких первых, плюс, часто и последней. Те же, кто верит в рыночную свободу...ну, в общем, едят её черпаком. Им всеми путями мешают.

Не буду описывать тут все хитрости аукциона (это тема одной из моих следующих статей),
скажу лишь, в чём состоят базовые понятия и законы этого мира , чтобы торгуя амулетами заработать прибыль, а не потраченные нервы, вернувшиеся лоты и травмы:

а) Стартовая цена не для покупки по ставке, а для места в списке. Чем она ниже, тем выше ваш лот;

Б) Стартовая цена для амулетов воскрешения обычно 5 серебра. Поставить меньше - уронят;

В) Выкуп можно ориентироваться по первой странице, если она стоит по одной цене;

Г) Если сомневаешься - спроси. Видно, кто завсегдатай;

Д) Первая страница - две для реальщиков или тех, кому лень, последняя для экономных. Цена там слегка или даже хорошо ниже, а стартовая довольна высокая;

Е) Самые непопулярные страницы - средние или ближе к концу. Чем больше страниц, тем больше шансов, что оттуда не купят. Именно туда роняют любителей сбивать цены и хитрить;

Ж) Торгуя амулетами, надо продавать их много и по более-менее предсказуемой цене. Именно поэтому нужно договариваться и сводить конкуренцию к нулю (за исключением коллективной травли демпингистов и неадекватов).

Из личного опыта: при цене амулетов в среднем в 9с, были торговцы, которые за событие делали свыше 120з, при цене 12-15 - свыше 200з. Если разделить 200 золотых на 22 дня, то выходит около 9 золотых. Если держать среднюю цену (продавая и с первой, и с последней страниц) не ниже 10,5с, то чистый выхлоп с одного амулета 4,5с (1с на налоги и расходы на возвраты), а значит, в сутки надо продать 200 амулетов. Трудно, но можно. Опробовано!

2. Ч.Е.П.О.Г (чем помочь голодающему). В дни события повышается число боёв. Любых боёв. Битьё верок и радуг, походов на сушки, походов на ПБ. Больше народу на Плато, ведь многие хотят вешать или лечить омертвение...а много народу на Плато, это бои. Никуда не денешься. Отсюда ряд дополнительных заработков:

А) Примерно на 30-50% растёт цена наступательной боевой расходки, а на некоторых видах разница более 100%. Скупив перед ноябрём (особенно в дни сундучков) какие-нибудь мощи, отваги и вампирики, можно неплохо поднять денег. Жизни и гиги тоже растут, но не так сильно.

Б) Заработок целителей и спрос на их услуги сильно растут. Можно встать на ГП или в Адском и сколачивать копеечку да качаться. Игроки не всегда смотрят на 10-20 лишней серы в предложении о лечении, которое им молча кидают. При таком количестве боёв это не важно.

В) В 0:00 24 ноября стартует квест с премиальным статовым эликсиром. Если скупить заранее и переработать агат, чертополох и пещерную рыбу, то разница в некоторые моменты в разы. На пике события, особенно в нетривиальное время, цена продукта с 50 камней, травы или рыбы доходила почти до 2 золотых. Почему нетривиальное время? Чтобы не приходили конкуренты с дешёвым товаром. В обычный месяц тот же агат можно взять на бирже около 30 медных за штуку камня. То есть, себестоимость 250 пыли всего 15 серебра, а со всеми налогами 20,4. Продав, даже по-плохому, её на событии, имеем от 70 серебра до 1 золота, возможно, даже больше.

Скупка камней на 100 лотов и налоги на их выставление - это 20,4 золотых.
Если есть поместье и мастерская, то нет возни с переработкой. То есть, вложив 60-80з можно заработать многие сотни - конечно, при хорошем онлайне. :)

Г) Палачи празднуют. 24 ноября начинается настоящая охота за серой рыбой, камнями и травой. В эти три дня многие заказывают услуги, есть шанс набить и деньги и клиентуру. Много лёгких и прибыльных контрактов на убой конкурентов по крафту или аукционе... ну, или можно очистить себе тот же крафт или аукцион, выдавая травмы конкурентам. Дело вкуса.

Промежуточный итог: доход в данном разделе сильно зависит от трёх вещей: он-лайна, разнообразия он-лайна (в какое время) и вложений. Без особых затрат можно сделать от десятков до сотен золотых с амулетов воскрешения, вложившись, можно увеличить своё состояние в разы. Спрос позволяет.

Подводя итоги.

При правильном прохождении мы получаем море уникальных игровых возможностей (таких эликсиров больше нигде не взять, а Некрусферо нигде не купишь), зарабатываем чисто квестами 85 золота и имеем все шансы получить ещё сотни с торговых операций. Кто тут говорил, что заработать в игре нереально?

Пришла раздача слонов. Накрываем на стол!

Значение РАЗДАЧА СЛОНОВ в Справочнике по фразеологии

РАЗДАЧА СЛОНОВ

вручение подарков, гостинцев и т. п.; массовое премирование, поощрение. Выражение материализация духов и раздача слонов - из главы 6 "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Предполагают, что это выражение ходячая шутка. Выражение дармовая раздача слонов встречалось в фельетоне М. Зощенко "Всюду жизнь" (1928).

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАЗДАЧА СЛОНОВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАЗДАЧА в Словаре воровского жаргона:
    - взятка, даваемая должн.лицу в обмен на pазpешение заниматься …
  • СЛОНОВ в Словаре русских фамилий:
    (с. Заулки Кадомского р-на). Слон в русской речи — старинное название …
  • СЛОНОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СЛ́ОНОВ Ив. Артемьевич (1882-1945), актёр, режиссёр, педагог, нар. арт. РСФСР (1938). На сцене с 1903. С 1915 в Саратовском т-ре. …
  • РАЗДАЧА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    разда"ча, разда"чи, разда"чи, разда"ч, разда"че, разда"чам, разда"чу, разда"чи, разда"чей, разда"чею, разда"чами, разда"че, …
  • РАЗДАЧА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Процесс выдавания пищи …
  • РАЗДАЧА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: распределение, …
  • РАЗДАЧА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: распределение, …
  • РАЗДАЧА в словаре Синонимов русского языка:
    кормораздача, минираздача, раздавание, …
  • РАЗДАЧА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. Действие по знач. глаг.: раздавать (1*), раздать (1*). 2. ж. Действие по знач. глаг.: раздавать (2*), раздать …
  • РАЗДАЧА в Словаре русского языка Лопатина:
    разд`ача, -и, тв. …
  • РАЗДАЧА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    раздача, -и, тв. …
  • РАЗДАЧА в Орфографическом словаре:
    разд`ача, -и, тв. …
  • СЛОНОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Артемьевич (1882-1945) , актер, режиссер, педагог, народный артист России (1938). На сцене с 1903, с 1915 в Саратовском театре. …
  • РАЗДАЧА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    раздачи, ж. Действие по глаг. раздать в 1 знач. - раздавать. Раздача зарплаты. Раздача пайков. Раздача …
  • РАЗДАЧА в Толковом словаре Ефремовой:
    раздача 1. ж. Действие по знач. глаг.: раздавать (1*), раздать (1*). 2. ж. Действие по знач. глаг.: раздавать (2*), раздать …
  • РАЗДАЧА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. действие по гл. раздавать I, раздать I II ж. действие по гл. раздавать II, раздать …
  • РАЗДАЧА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по гл. раздавать, раздать 2. Результат такого …
  • СЛОНОВ ИВАН АРТЕМЬЕВИЧ
    Иван Артемьевич , русский советский актёр, народный артист РСФСР (1938). На сцене с 1903. В …
  • СЛОНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СЛОНОВ в Словаре Кольера:
    К статье СЛОНЫ Индийский слон (Elephas maximus) широко распространен в Южной Азии; его ареал охватывает часть Индии, Шри-Ланку, Мьянму, Таиланд, …
  • МАМОНТ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    ныне вымершее млекопитающее семейства слонов, жившее во второй половине плейстоцена в Евразии и Северной Америке. Достигало в высоту 2,5-3,5 м. …
  • СЛОНЫ в Энциклопедии Биология:
    (слоновые), семейство млекопитающих отр. хоботных. Включает 2 рода, в каждом по одному виду. Обитают в Африке (африканский слон) и на …
  • ЗУБЫ в Энциклопедии Биология:
    , костные образования в ротовой полости многих позвоночных животных и человека. Образуют зубную систему, предназначенную для удержания, откусывания, дробления и …
  • СЛОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (1Мак 6:30 и далее, 1:18, 3:34, 2Мак 11:4, 13:2, 15:20). Слон - самое большое из млекопитающих четвероногих, принадлежащее к разряду …
  • 3 МАК 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 МАК 6 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Маккавейская. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 МАК 3 в Православной энциклопедии Древо.
  • ЦЕЗАРЬ
  • ПИРР
    I Эпирский царь из рода Пирридов, правивший в 307-302, 295-272 гг. до Р.Х. Сын Эакида. Род. а 319 г. до …
  • КАССАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Македонии в 316- 297 гг. до Р.Х. Сын Антипатра. Род в 355 г. до Р.Х. Умер 297 …
  • ДЕМЕТРИЙ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Полиоркет Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 294-287 гг. до Р.Х. Сын Антигона I Циклопа. Род. …
  • АНТИОХ III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АНТИГОН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЦИКЛОП - Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Родоначальник младшей ветви Македонских царей. Род. в 384 г. до Р.Х. …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Подняли восстание 7000 всадников, которым Александр велел явиться к себе. Между тем Спитамен распространил слух, что македонцы собираются перебить их …
  • АГЕР ПУБЛИКУС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Ager publicus Земли составляли большую часть римской государственной и народной собственности. Они доставались государству путем завоевания по тому правилу, что …
  • ПИРР I в биографиях Монархов:
    Эпирский царь из рода Пирридов, правивший в 307—302, 295—272 гг. до Р.Х. Сын Эакида. Род. а 319 г. до Р.Х. …
  • КАССАНДР в биографиях Монархов:
    Правитель и царь Македонии в 316— 297 гг. до Р.Х. Сын Антипатра. Род в 355 г. до Р.Х. Умер 297 …
  • АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ в биографиях Монархов.
  • АНТИГОН I ЦИКЛОП в биографиях Монархов:
    Царь Азии в 306—301 гг. до Р.Х. Родоначальник младшей ветви Македонских царей. Род. в 384 г. до Р.Х. Умер 301 …
  • СССР. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строй В 1-й половине 1-го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в …
  • РИМ ДРЕВНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. …
  • МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    производства, замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального …
  • ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    крестьяне, феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые Д. к., назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    капитализм, комплекс государственных мероприятий, направленных на ускорение экономического развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой государства, конкретной исторической обстановкой …
  • ЮГУРТА
    (Jugurtha) — царь нумидийский, незаконный сын Мастанабала (брата нумидийского царя Миципсы), внук Масиниссы. Воспитывался при дворе Миципсы наравне с царскими …
  • ПРОДОВОЛЬСТВИЕ НАРОДНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Обеспечение населения продовольственными средствами в случае их недостатка составляет одну из важнейших отраслей государственного управления России. Самым древним общественным вопросом, …
  • ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (L?gion d"honneur) — учрежден по мысли первого консула Бонапарта, законом 29 флореаля Х г. республики (19 мая 1802 г.), встретившим …
  • ПОМЕСТЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в русской истории) — П. называлось недвижимое имущество, отдаваемое государством в пользование, как жалованье за службу. Происхождение П. стоит в …

«Эволюция машины - действующая модель эволюции живой природы, - говорил Бартини. - Мы лишь пародируем акт Творения». Ребенок на берегу реки лепит из песка бегемотика. Инженер-дизайнер лепит пластилиновый макет будущего автомобиля. Или так: берем титан, магний, литий, сталь, композиты - «лепим» космолет. Играя, человек вгрызается в вещество планеты, в массив так называемой косной материи. Придавая ей новую форму, мы противостоим энтропии.

Сотворение мира никогда не кончается: мыслящие существа, «венцы природы» каждого из этажей пирамиды, лепят нижележащих «по образу и подобию своему». И потому наши машины все больше становятся похожи на нас самих: они «видят», «чувствуют» и даже самостоятельно принимают несложные решения. Но все, что мы делаем, остается на Земле - разрушается, сгорает, истлевает или превращается во что-то другое. Что же получают от нас «верхние» миры?

Во все времена были люди, которые пытались поставить себя на место наших создателей - в порядке мысленного эксперимента. Они постулировали принцип подобия верха и низа: наверху то же самое, но гораздо лучше. Дошедшие до наших дней трактаты древних магов и алхимиков предупреждают, что истинное Великое Делание возможно лишь при одновременной работе на трех уровнях - «в трех мирах». Именно поэтому Гермес именовал себя «Мастером Трех Миров», а булгаковский Воланд назвал возлюбленного Маргариты «трижды романтическим мастером». Первый уровень - работа с веществом. Алхимики предпочитали многомесячный процесс приготовления Философского Камня, но в принципе можно представить себе мага-пилота, механика и даже дворника. Или, к примеру, авиаконсгруктора… Физическая материя очень неподатлива, ее переоформление чребует предельной концентрации всех сил.

В процессе творчества меняется и сам работник, но только при особом - магическом - огношении к своему делу. Совершенствование человека - цель второго уровня. Третий уровень - описание Мира. Надо полагать, что этот продукт выдается на-гора всеми этажами вселенской пирамиды. Требуется выразить словами следующее: что сделано, что изменилось при этом в тебе самом, как устроена Вселенная и кто ее Создатель. Век за веком человечество пишет эту великую Книгу - бесконечное выпускное сочинение на тему «Как мы представляем себе Бога».

«Надо же чго-нибудь описывать!» - говорит Воланд мастеру, написавшему новое Евангелие и названному в газете «богомазом». В одном из ранних вариантов романа Берлиоз возглавлял не МАССОЛИТ, а Всеопис. Бог придумывает человека, человек придумывает Бога. - искаженного по образу и подобию человеческому. «Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками». Что же произошло? Сияющий луч Логоса, жертвенно отделившийся ог Абсолюта, спустился на мировое дно - в физическую Вселенную, - став на Земле «главным действующим лицом» - Иисусом Христом. Он воплощался в разных телах и под многими именами. (Берлиоз говорит о том, чго «еще до Иисуса родился целый ряд сынов божиих»). Поэт «очертил» Иисуса - то есть, сделал чертом! Знаменательный момент: бойкое перо Ивана Бездомного завершило великую работу Мироздания - белое стало черным. «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»

«Ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда». Таков мир по Булгакову - то. что «не происходило на самом деле», а только было «описано». Иллюзия, майя, квазиреальносгь, ложь - словом, нечто похожее на литературу и на искусство вообще. Художник создает иллюзорную глубину на плоскости, актер изображает несуществующих людей, скульптор лепит, втайне мечтая оживить глину… (Многие литературные «гомункулусы» кажутся более реальными, чем те, кто полагает себя живыми людьми).

Маг делает то же самое, но осознанно. Он «перелопачивает» низ и пишет отчеты наверх - в художественной форме. То есть - в максимально искаженной… (Попробуйте составить представление о Бородинском сражении из стихотворения Лермонтова!). Не случайно литераторы более других «пострадали» от Воланда. Особенно досталось поэту Бездомному, обнаружившему «изобразительную силу», необходимую будущему магу: «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой…». И, конечно, он не один такой в доме Грибоедова: «Приятно думать, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов». Инкубатор?

Иван «созрел». У него «подходящая для этого почва», - поясняет Булгаков. «Когда готов ученик, приходит учитель»: на пустой аллее появляется профессор Воланд и преподаст поэту первый урок нелегкого искусства игры живыми фигурами. В третьем томе «Тайной доктрины» Е.П.Блаватская чуть приоткрыла главный секрет индийских магов: «Первым шагом к овладеванию Крияшакти является применение Воображения. Вообразить что-либо - значит, четко построить модель того, чего вы желаете, совершенную во всех подробностях. Затем приводится в действие Воля и этим форма переносится в объективный мир. Это есть творчество посредством Крияшакти».

Представить и сильно захочеть - что может быть проще? Но Блаватская не зря употребляет заглавные буквы: то, что мы обычно называем волей и воображением - детские каракули в сравнении с полотнами Леонардо. «Четко построить модель» и наполнить ее материей - это и есть магия.

В «Золотом теленке» имеется один многозначительный эпизод: на «макет обелиска, который город собирался поставить на главной площади», возложили большой жестяный венок с лентами. «Макет старого обозрения» мы видим и в кабинете Римского перед сеансом в Варьете: «варьете» в переводе с французского - «обозрение». Затем на этот макет набросили свежеотпечатанную афишу Воланда. «Воля ваша», - говорит Воланд: воля мага «накрыла» ментальную модель грядущего события и позволила ему материализоваться. А что предлагает афиша О.Бендера? «Материализацию духов и раздачу слонов»!..

«Все сделано из вещесгва того же, что наши сны». Многие исследователи считают, что эти слова написал лорд Френсис Бэкон, скрывшийся под маской полуграмотного актера Вильяма Шекспира. То же самое утверждал Роберто Бартини:

«Объективное и субъективное принципиально неотличимы».

КОНЬ», «КУЧЕР», «СЕДОК»

Булгаковский мастер гордится раковиной на кухне, а Маргарита видит «горы устриц». Древние мистики называли души Сынов Божьих жемчужинами - то есть, «Маргаритами»: раковина-жемчужница - огромная редкость среди миллионов обычных устричных раковин. Эту метафору используют и Стругацкие в «Хромой судьбе»: в кафе «Жемчужница» герою вручают партитуру труб Страшного Суда. В «Отягощенных злом» ученик Демиурга (называемого также Казаретянином, то есть Иисусом) разыскивает «тени» - человеческие души особого рода. Он уподобляет их жемчугу: «Люди того времени воображали, будто каждый из них является обладателем тени. Так, может быть, раковины П. маргаритифера воображают, будто каждая из них несет в себе жемчужину».

Размышляя о путях воплощения бессмертного в смертном, средневековые розенкрейцеры вывели формулу тройственности индивида. Они назвали ее «Верховной Мистерией Трех Я». В текстах «Атона» мы уже обнаружили маски, под которыми скрывается это учение: школа третьей ступени, «Святилище Трех Шагов», три шага в серебряных башмачках Элли.

Рыцари Креста и Розы считали, что совершенство может быть достигнуто осознанием Божественной Троицы и Ее отражения в человеческой природе - иерархии духа, души и тела. Речь идет о трех последовательно включающихся системах управления, условно названных «конем», «кучером» и «седоком» - по аналогии с конной повозкой. Первая система обслуживает нужды тела, но делает человека-"коня" рабом всех влияний. Астрологи знают: чем примитивнее устроен индивид, тем точнее его гороскоп. «Живущий по звездам живет скотом», - эту знаменитую фразу Якоба Бемс весело обыграл Булгаков. «С котами нельзя!» - кричит кондуктор, и то же самое повторяет швейцар «Торгсина». Вспомним и гороскоп Берлиоза, составленный Воландом: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть - несчастье, вечер - семь…» - и громко и радостно объявил: - Вам отрежут голову!"

Люди первого типа отождествляются с телом и уходят в небытие - только потому, что два верхних «сосуда», способные пережить смену физической оболочки, остаются незаполненными. Им просто нечего перевоплощать. Выше «коня» стоит «кучер». Взяв верх над своей животной природой, он обретает влияние на людей-"коней". Именно об этом пишет Кэрролл во второй сказке про Алису: «Я бы обязательно выиграла, если бы этот несчастный Конь не мешал моим фигурам».

«Кучер» еще не чувствует в себе самую тонкую и могучую компоненту - «седока», - но уже способен к эволюции. То, что отличает его в нынешней жизни, непременно проявится в следующей - как врожденный талант к какой-либо деятельности. Третий и самый высший тип - «седок», - человек, осознавший свою тройственную природу. Он неподвластен звездам. Правя собой и людьми двух нижних типов, «седок» участвует в Игре, а после смерти полностью воспроизводит себя в новом рождении.

Самую прозрачную аллегорию «Верховной Мистерии трех Я» придумал Валентин Катаев: «серый волк, несущий Ивана-царевича». Волк - «конь». Два последних слова обозначают разные сущности - «кучера» и «седока». Это подтверждает восьмая глава «Сына полка», в которой тайный герой увидел своего «седока»: Ваня Солнцев встречает мальчика-кавалериста - сына полка и владельца бурки по фамилии Вознесенский. Вознесенный из ада - «искупленный от земли»? Обратите внимание и на «косматые бурки генералов» из сна пастушка: это - пастухи человечества, и герой станет одним из них, когда «проснется». То же самое зашифровано в «Мастере и Маргарите»: неспроста Коровьев носит «жокейский картузик», а Иван «был в ковбойке». Ковбой, как известно - конный пастух, в переводе с английского - «коровий парень».

В эту схему прекрасно укладываются обитатели особняка, в котором живет Маргарита: хозяйка, домработница и Николай Иванович - нижний жилец. Николай Иванович - «конь». Он проявил свою животную суть и превратился в «перевозочное средство» для «кучера» - Наташи. Хозяйка-"седок" в свою очередь должна «оседлать» домработницу. Символически так и происходит: Маргарита летит на наташиной щетке. Обратите внимание на разницу в поведении двух «перевозочных средств»: толстый «нижний жилец» сопротивляется, а тонкая и твердая щетка Маргариты «послушна» и «покорна». Градацию венчает длинная рапира, на которой летит Азазелло.

Эта триада воспроизводится и в эпизоде с летающей машиной: после очищения в реке Маргарита прямо названа ""седоком", она летит на «буланой машине» (конь!), управляемой грачем-"кучером". Не случайно сказано, что машина (тело) заканчивает свою жизнь в овраге за кладбищем: «В него она с грохотом обрушилась и в нем погибла». Сравните: «Голое влажное тело Иешуа обрушилось на Левия…».

Чтобы показать процесс обретения «конем» своего «кучера», Ильф и Петров вставляют новеллу, занимающую почти четыре страницы - «Рассказ о гусаре-схнмнике». Блестящий повеса граф Буланов (буланый конь), перекрашивает своего коня, - чтобы изменить масть и выиграть на скачках. Затем он принимает схиму, претерпевает добровольные страдания и через много лег становится кучером. Бендер - человек в ковбойке и бывший «конь» (на его афише указано: «сын Крепыша». Знаменитый рысак Крепыш был абсолютным чемпионом России в начале прошлого века). Остап неспроста рассказывает о графе Буланове Ипполиту Воробьянинову: «Ипполит» переводится как «разнузданный конь». В тройке искателей бриллиантов (Бендер, отец Федор и Воробьянинов) Киса символизирует животный компонент человека.

Ту же схему легко увидеть в «Золотом теленке»: «Антилопа-гну» (животная природа), «кучер» Адам Козлевич и «седок» Бендер- «командующий парадом». Но пассажиров трое: Паниковский, Балаганов и Бендер - дети лейтенанта Шмидта. Три в одном - идеальное соотношение, подобное Троице и достижимое лишь в совершенном человеке. Находит своего «седока» и аллегорический герой «Фанданго»: Каур (каурый конь) встречает всемогущего «седока» Бам-Грана и удостаивается обращения «кабалерро» (от фр. «cavalier» - «всадник»).

На примере «Золотого теленка» можно проследить за посмертной судьбой «фракций». Как и у Булгакова, аллегорическая машина - прежнее тело адепта - гибнет (вместе с Паниковским!). Что же происходит с «кучером»? «Колесо описало дугу и мягко легло у ног Козлевича». Очевидно, это приглашение к перевоплощению: как учат буддисты, душа вновь возвращается на Колесо Сансары - в круг новых страданий. А что делает водитель погибшей машины у Булгакова? «Грач … сел на колесо верхом и улетел».

Когда тело погибает, душа вовлекается в новое рождение: «Антилопа-гну» заново собирается Козлевичем. «Седок» же в обычном человеке присутствует лишь потенциально, - пока тот остается пешкой в чужой и непонятной ему игре. В эпилоге булгаковского романа Ивана называют учеником, и ему снятся трое, идущие по лунной дороге: Иешуа, Пилат и «гигантский остроухий пес». Дух, душа и тело. А Пилату снится его «седок»: «Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. Раз один - то, значит, тут же и другой».

ПЛОД ГАЛЛЮЦИНАЦИИ»

Мы не удивились, обнаружив в списке «дисковцев» Евгения Шварца. Его Золушка едет в волшебной карете и становится «хозяйкой бала» - как Маргарита. Перед этим она получает кучу труднейших поручений, самое любопытное из которых - «познай самое себя»! Ее крестная, сошедшая с вечернего неба и украшенная лунным полумесяцем (Луна и крест!), успокаивает Золушку словами, которые в фильм не попали: «А самое себя ты познаешь на балу».

Миром правит тот, кто не забыл про тройственность своей природы и укротил животную «фракцию», мешающую увидеть в себе божественного «седока». Об этом говорят все подобные книги. Возьмем, к примеру, уэллсовского «Человека-невидимку»: действие романа начинается в трактире «Кучер и кони»! А в эпилоге говорится о судьбе трех рукописных книг - зашифрованных! - в которых «скрыта тайна невидимости и много других поразительных тайн». Эти книги хранит полуграмотный трактирщик - иначе говоря, содержатель гостиницы.

На «Человека-невидимку» Булгаков намекает в главе «Беспокойный день»: став невидимым, начальник филиала как ни в чем ни бывало продолжает работать с бумагами. И приказы он отдает соответствующие - накладывает резолюции сухим пером. Намек дублируется: «Поражало безмолвных посетителей филиала то, что хористы, рассеянные в разных местах, пели очень складно, как будто весь хор стоял, не спуская глаз с невидимого дирижера». Все понятно, не правда ли: хор символизирует человечество, а невидимым дирижером был Коровьев - одно из воплощений Воланда-"седока". Не надеясь на то, что мы заметим его жокейскую шапочку (всадник!), автор называет Коровьева рыцарем, и это слово опять-таки происходит ог немецкого «Ritter» - «всадник».

«Коня потерял!» - говорит Бегемот, когда Маргарита появляется у Волапда. Она теряет физическое тело, чтобы уже в этом рождении стать «золотым конем» - «перевозочным средством» самого Воланда. Не случайно маг дарит Маргарите золотую подкову, а в конце романа она летит в воландовой свите. А что находят в «Туманности Андромеды»? Золотого коня! На эту ступень познания указано и в «Двенадцати стульях»: «Попал иод лошадь гр. О.Бендер. Пострадавший отделался легким испугом». Страдания тайного героя Ильфа и Петрова - его крестный путь. Великий комбинатор умер в первом романе, воскрес во втором, получил свой миллион и оседлал верблюда - став, в свою очередь, «средством передвижения» для еще более высокого существа: «Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского напсрстного креста». Он - носитель невидимого Христа, по-гречески - «Христофор»: неспроста же три стула из двенадцати были похищены в театре «Колумб»!

«И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд». Вместо «настоящего обличья» описывается какой-то странный конь. Но это и есть тайная сущность Воланда: он лишь очередное «перевозочное средство» - «конь» невидимого Христа. Иностранец говорит, что «Иисус существовал» не так, как описано в Евангелиях, - не потому ли, что «седок» может одновременно присутствовать во множестве тел?

«Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» - спрашивает Воланд своего ученика. «Сам человек и управляет!» - отвечает «Иван-дурак». И получает первый урок: голова председателя МАССОЛИТа покатилась по мостовой. «Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?» Перед балом Воланд играет в шахматы живыми фигурами, не сводя глаз с планеты, которая кажется глобусом: «События мне нужно знать точно». Но это отнюдь не борьба сил света и тьмы. Таинственный профессор пытается объяснить глупому Левию. что зло не персонифицировано (Иван: «Нет никакого дьявола!»), а является неизбежным следствием живой и осознающей себя материи, ее «тенью»: «Ведь тени получаются от предметов и людей». Эпизод с шахматной партией подсказывает, что два невидимых «гроссмейстера» воплощены в пяти главных фигурах, каждая из которых связана со своей пятеркой «людей-пальцев». Посчитайте сами, читатель: сколько приближенных было в свите Воланда по прибытии в Москву? Пятеро. Столько же и улетели: Гелла и Абадонна исчезли, уступив места двум влюбленным. «И не жарко ему в перчатках», - думает Иван про Воланда. В конце романа Маргарита «продела свою руку в черной перчатке с раструбом». а «Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом». Словно огромная рука простерлась над землей в последней главе - пять всадников под властью шестого, накрывшего скачущих огромным черным плащом. «О боги, боги мои, яду мне, яду!..» Фанаты Булгакова напрасно исписали этими словами стены на Садовой: «яд» в переводе с древнееврейского - «рука». Но где же скрывается второй Игрок?

В булгаковском романе есть строки, которые не поддаются никакому объяснению. Например, в той главе, где Иуда идет навстречу своей гибели, мы видим очень странную иллюминацию: «…Ему показалось, что над Ершалаимом засветились десять невиданных по размерам лампад, спорящих со светом единственной лампады, которая все выше поднималась над Ершалаимом - лампады луны». Всего через пару страниц знак повторяется: «…Всадник рысью пробирался по пустынным улицам Нижнего Города, направляясь к Антониевой башне, изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия, пылающие над храмом, или на луну, которая висела еще выше пяти-свечий». Но священный канделябр иудеев - семисвечник! Не видится ли здесь символическое распятие: голова (луна), тело («храм души») и руки - два пятисвечия? А так выглядит погибший Иуда: «Бездыханное тело лежало с раскинутыми руками. Левая ступня попала в лунное пятно…».

Распятие - схема Игры?

Из трех десятков бартиписвских картин, висевших в квартире на Кутузовском проспекте, нам удалось увидеть лишь необычный автопортрет, датированный 1952 годом: темный профиль на фоне зарешеченного окна. В то место над переносицей, где мистики помещают «третий глаз», входит белый луч. Он проникает внутрь, в какой-то светлый треугольник и расщепляется на пять малых лучей, выходящих за пределы головы. «Рука» и «пальцы»?

«Тогда в булгаковской Москве должны быть два игрока и две свиты!» - возразит скептик. Так и есть: «Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами. Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения…».

Профессор Стравинский явно символизирует другую планетарную силу: он успокаивает тех, кого вывел из равновесия визит профессора Воланда. И совершенно ясен становится смысл первой просьбы Маргариты: «Я умоляю вас не прерывать партии». А ее следующие слова дают ключ к пониманию текстов, замаскированных под художественную литературу: «Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если бы имели возможность ее напечатать».

Уподобим верхнее нижнему. Представим, что несколькими этажами выше человечества существует «управдом» невообразимой реализационной мощи, для которого нижние миры нашего Солнца - как глина для скульптора. Он мысленно разыгрывает гигантский спектакль - единый, но разветвленный на триллионы триллионов сюжетов, - транслируя Божественный Логос на подведомственный участок вселенского дна. Это - первый уровень. Второй и третий тоже подобны человеческим, но «сырье» для своих художественных отчетов «управдом» берет из придонных миров, - откуда непрерывно поступает и записывается поток литературы. Таким образом, работа гипотетического Управителя - те же три уровня Великого Делания, которые требуются и от простых магов. «Один, один, я всегда один», - подтверждает «артист» Воланд. Итого - три?.. Чудеса в Варьете и удивительная трансформация «нехорошей квартиры» выдают нашего «управдома». Гностики полагают, что Демиург создал и населил земной мир силой своего воображения. Мы - его персонажи. В эпилоге Булгаков предельно откровенен: например, про артиста Куролесова говорится - «единственный живой»! Совершенно, казалось бы, третьестепенное лицо, - но автор с подозрительной горячностью убеждает нас, что не было никого, кроме этого Куролесова: «Он был, а остальных не было». Сказано также и о других персонажах из сна управдома: «Ровно ничего с ними не случилось, да и случиться не может, ибо никогда в действительности не было их». Глава называется - «Сон Никанора Ивановича». Демиург - спящий «управдом» планеты. «Единственно живой». «Управдом» Воланд был, а остальных не было. Перед сеансом в Варьете афиша Воланда накрыла макет. В конце романа плащ летящего Воланда накрывает всю землю: идея принимает форму. Материализация. Мир снится усталому кукловоду нынешнего человечества, и этот сон незамедлительно наполняется веществом.

Сон Короля… Ну, конечно - это же «Алиса в Зазеркалье»! Героиню Кэрролла беспокоит странная мысль о том, что она сама и все, что ее окружает, снится Черному Королю. Все книги - одна Книга, которую «пишет» в своем непостижимом сне Черный Король. Ночной гость Ивана говорит, что Воланд мог бы рассказать историю Иешуа и Пилата гораздо лучше. Здесь скрыта квинтэссенция булгаковской идеи: писательское ремесло есть слабое и искаженное отражение грез Демиурга. Подсказка - «искаженные», «перекошенные», «кривые» лица персонажей. Все они - без малейшего исключения! - хотя бы одной своей черточкой похожи на мага. Но «кривое лицо» и у самого Воланда: он тоже - чье-то искаженное отражение. Принцип матрешки: некто видит себя Воландом, который вообразил мир и «народонаселение», а некоторые из его созданий в свою очередь придумывают персонажей третьего порядка - копии копий, - полагая при этом, что занимаются литературой. «Ибо мы все знаем вещи лишь в сновидении, а в действительности ничего не знаем», - учил Платон. Ничем иным и не объяснить последние строчки последней главы: «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Воланд - лишь тень существа, которого наш убогий разум отказывается вообразить. Думается даже, что и эта ступень чуть возвышается над основанием вселенской пирамиды, уходящей в ту сияющую Тьму, откуда прозвучало Божественное Слово.

«Сон Черного Короля» - этот космический принцип воспроизводится во Вселенной сверху донизу. Сон во сне. Единственно Сущий сочиняет историю, воплощаясь в мириадах существ. «Имейте в виду, что Иисус существовал», - говорит «историк» Воланд. И многозначительно добавляет: «…просто он существовал, и больше ничего». Ничего, кроме Иисуса?.. Именно так: про сон управдома сказано, что «воскресший» Куролесов был («Умерев, Куролесов поднялся…»), а остальных не было. Ларчик просто открывался: слово «куролесить» произошло из греческого ""Кирие, элейсон!" - «Господи, помилуй!»

«Я - историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня на Патриарших будет интересная история…». Поэт Иван учится настоящему творению. Рукописи - в огонь! Не нужны также холсты и краски, глина и мрамор, компьютерные дисплеи, телеэкраны и даже самоновейшие кабины виртуальной реальности. История делается так: «Тут Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас…».

«Вообразите» и «представьте себе» - без конца повторяет Булгаков. Этому искусству «консультант» учит Ивана. «Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. - подумал Бездомный в изумлении, - ведь вот уже и вечер! А может, это и не он рассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось?» Магия - искусство обходиться без слов. «Не пишите больше!» - приказывает Ивану ночной гость. Поэту колют снотворное (снотворение!), и он прозревает: «Иванушка дремал лежа и перед ним проходили некоторые видения». Воланд воссоздал в его голове то, что мы называем «реальностью». Наведенная галлюцинация, попросту говоря - гипноз…

Православные священники употребляют другое слово - ""прелесть": в первоначальном смысле - прельщение тем, чего нет. «Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть путешествия вверх по лестнице луны», - читаем мы в главе «Погребение». Бегемот затевает пустейший спор с Воландом о прелести бала, а в конце романа мы читаем диалог Коровьева с гражданкой, дежурившей у входа в ресторан: слово «прелесть» - трижды в четырех строчках! Несколько ранее Коровьев и Бегемот прошли мимо отдела Торгсииа, - «минуя все эти прелести». Там продавали «штуки материи» (материальный мир - иллюзия, прелесть!), причем описание и дальнейшая судьба отдела подозрительно напоминает иллюзорный «дамский магазин» в Варьете.

Бегемот: «Я буду молчаливой галлюцинацией». «Гораздо спокойнее было бы считать вас плодом галлюцинации», - говорит мастер Воланду, и маг любезно соглашается: «если спокойнее то и считайте». Нам подсказывают, что все события, происходящие в романе - «плод галлюцинаций» «одинокой белой фигуры», сидящей в каменном кресле и грезящей наяву. Но Пилат ли это? Или Воланд снова внушает своим героям «прелестную» картинку - аллегорическую, - которую нам требуется расшифровать? Не объясняет ли эта одинокая фигура на троне природу самого Воланда - «прокуратора» человечества, единственно существующего персонажа романа, которому грезится все остальное? Он говорит, что «ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда». И совсем не потому, что евангелисты исказили истину. Просто наш мир - это «плод галлюцинации».

ИЗВЛЕЧЕНИЕ МАСТЕРА»

Почему мастер пишет «роман о Пилате»? Услышав об этом, Воланд многозначительно спрашивает: «И вы не могли найти другой темы?» Но сам он отлично знает: мастер написал о… себе!

Иешуа предлагает прокуратору прогуляться с ним, и такое же приглашение передает мастеру Азазелло. «И ночью при луне мне нет покоя!» - жалуются мастер и Пилат. Оба - полиглоты, больные, подозрительные, трудно сходящиеся с людьми. Они боятся темноты и пьют вино, когда становится невыносимо страшно. А вот какое неприметное событие случилось в тот момент, когда Пилат собирался освободить Иешуа: «В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть задела острым крылом лицо медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль вить там гнездо».

Алхимическая символика: преобразование человеческой «меди» в божественное «золото». Эту догадку подтверждают золотые идолы на крыше дворца - «медный» низ и «золотой» верх, - а также Воланд, сидящий на крыше дома Пашкова.

«- Ты знаешь, - говорила Маргарита, - как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со Средиземного моря… и эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя…».

Освобождение - вот что подсказывает ласточка, влетевшая в колоннаду. Эта птица дважды упомянута в Библии и названа словом «дрор» - «свобода». Пилату обещали свободу, но он не понял знака богов: «…показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил, а может быть, чего-то не дослушал». «Пришло бессмертие», - тоскливо думает Пидат перед объявлением приговора. Чье? Но он ничего не помнит. Его истинное "Я", переходящее из жизни в жизнь, забыло себя. Пилат - перигей погружения души: дно Вселенной, планета Земля, телесная оболочка прокуратора, тяжелая, как водолазный скафандр.

Булгаков даст точные приметы его «придонного» состояния: «Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли». Странный арестант по имени Иешуа - «водолаз-спасатель». Он пытается напомнить прокуратору о свободе, которая его ждет, - но лишь в конце долгого и мучительного пути. Мы оставляем его спящим, он видит длинную череду снов, и в предпоследнем из них прокуратор становится… профессором Иваном Николаевичем Поныревым!

Будьте предельно внимательны, читатель: именно здесь скрыта разгадка многих неувязок, смущающих комментаторов «Мастера и Маргариты». Секрет в том, что все события, описанные в романе, - московские и ершалаимские - снятся двум персонажам из эпилога - душевнобольному профессору и его безымянной жене. Конец становится началом: о том, что снится профессору в эпилоге, мы читаем в первой главе. Сначала спящий видит себя поэтом Иваном Бездомным, который встречается с иностранным профессором и словно воочию наблюдает допрос Иешуа. Сон во сне. Поныреву снится гибель Берлиоза, погоня за Воландом, происходившая со «сверхъестественной скоростью», и «крещенское» купание в реке.

(«Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами Иван Николаевич начал плавать…»). После сцены в ресторане он попадает в клинику и… В этот момент спящему делают укол морфия (см. эпилог), но профессору снится, что ему колет снотворное дежурный врач. В палате его снова навещает Волапд, пришедший под видом мастера. Его рассказ погружает профессора во второй сон во сне: он - историк в одном из московских музеев - выигрывает сто тысяч, разводится с женой, нанимает маленькую квартиру, знакомится с Маргаритой и пишет роман о Пилате. Таким замысловатым способом спящему напоминают о прокураторе, - чтобы вернуть историка в ершалаимский слой матрешки снов. Извлечение начинается: в этом сне Понырев тоже попадает в психиатрическую клинику Стравинского, но в последней главе он словно раздваивается - умирает в своей палате и одновременно посещает 117-ю палату Ивана Бездомного - то есть, самого себя в предыдущем сне. (Символическое возвращение по ступенькам множества снов: обитатель палаты №118 (побритый в субботу) переходит в палату №117. Надо полагать, что в следующей палате - 116-й - обитает сам профессор Понырев из эпилога, которому снится ночной гость - «обросший бородой человек». Наконец, герой освобождает грезящего в каменном кресле прокуратора - опять-таки самого себя! - и этим заканчивает свой «роман о Пилате».

А кем была Маргарита во времена Пилата? Его женой! Жену Понтия Пилата звали Клавдией; она упомянута в первых редакциях романа. Клавдия - Клодина: именно это имя пытается напомнить Маргарите пахнущий коньяком толстяк без штанов - преобразившийся Бегемот. («Штаны коту не полагаются, мессир!» - говорит Бегемот, а немного позднее ныряет в коньяк).

Все это может показаться чересчур сложным и не очень убедительным. Но загляните в двадцать четвертую главу, где Воланд спрашивает мастера: «А ваш роман, Пилат?» Разве непонятно, что это обращение?