Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял, что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение «Не рассуждай, не хлопочи. ». написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет, глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков. Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

анализ стихотворения

Мария Чернышёва Ученик (79), закрыт 3 года назад

Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит.
Дневные раны сном лечи,
а дальше быть чему- то будет.
Живя, умей все пережить:
Чего желать? О чем тужить?
День пролетел-и СЛАВА БОГУ!
Тургенев.
. План
1.Время написания, история создания, связь с биографией поэта, с событиями эпохи.
2.Жанр произведений.
3.Тема, основная мысль.
4.Как развивается сюжет (композиционные особенности)
5.Какую роль в этом движении играют. а) размер б) рифма в) виды строф г) основные изобразительно-выразительные средства д) поэтический синтаксис и фигура речм е) звуковая организация стиха ж) чувства и переживания лирического героя (что можно сказать о его внутреннем мире)

М А Л Ы Ш Просветленный (48896) 3 года назад

Ф. И. Тютчев. «Не рассуждай, не хлопочи. »

Не рассуждай, не хлопочи.
Дневные раны сном лечи,
Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит – и слава богу!

Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двучастна, что передает сильное и быстрое движенье поэтической мысли.

Для его стихов, поразительно кратких и при этом невероятно сконцентрированных по смыслу, полных глубоких обобщений и философского звучанья, характерна особая форма введения образа лирического героя. Помимо лирического «я» Тютчев любит лирическое «ты» и даже лирическое «мы». Эти «ты» и «мы» соотнесены с авторской личностью:

Не рассуждай, не хлопочи.

Безумство ищет, глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чем тужить?

День пережит - и слава Богу!

Движение лирического «я» к оригинальному лирическому «мы» объясняется склонностью поэта к философским обобщениям. При этом поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде». до звездного океана Вселенной. Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Гармония–хаос, вера–безверие, небесное–земное, человек–природа, любовь–смерть, бытие-небытие – вот полоса поэтического мира поэта. Нередко они совмещаются в одном стихотворении.

В тематическом отношении лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.

Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву – признак взросления души.

«Не рассуждай, не хлопочи!» Ф.Тютчев

«Не рассуждай, не хлопочи!» Федор Тютчев

Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет – глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков . Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.

Не рассуждай, не хлопочи

Стихотворение "Не рассуждай, не хлопочи" написано Тютчевым на пригласительном билете графа А.М. Борха (1804-1867) и его жены графини С.И. Борх (1809-1871) с просьбой "оказать им честь отобедать у них в четверг 6 июля в 5 1/2 часов". Приглашение отослано 3 июля 1850 г.

Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит – и слава богу!

Летом 1850 г. поэт находился, по его словам, в "духовном обмороке ", отсюда и "философское" настроение. С этим стихотворением перекликается написанное годом позже "Волна и дума ".

Фёдор
Тютчев

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи. »

Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи - безумство ищет - глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков. Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит - и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Два паруса лодки одной»
  • Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Дремотность»
  • Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Мучительный сонет»
  • Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Петербург»
  • Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Смычок и струны»

Не рассуждай, не хлопочи.

Безумство ищет, глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:

Послушайте стихотворение Тютчева Не рассуждай не хлопочи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Не рассуждай не хлопочи

Не рассуждай, не хлопочи -

Безумство ищет - глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему - то будет…

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу -

Чего желать? О чем тужить?

День пережит - и слава Богу!

Другие редакции и варианты

3   [Дневную боль проспи в ночи]

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.


4   А завтра быть тому, что будет.

        Совр . 1854. Т. XLIV. С. 56 и след. изд.


6   Несчастья, радость и тревогу.

        Москв . 1851. № 22. Кн. 2. С. 220.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 6 об.

Списки - Сушк. тетрадь (с. 47); Альбом Тютчевой (с. 92); Муран. альбом (с. 55).

Первая публикация - Москв. 1851. № 22. Кн. 2. С. 220; затем - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 56; Изд. 1854. С. 136; Изд. 1868. С. 160; Изд. СПб., 1886. С. 155; Изд. 1900. С. 174.

Печатается по автографу.

Автограф черновой, с исправлениями. Зачеркнуто: «Дневную боль проспи в ночи», сверху надписан окончательный вариант строки: «Дневные раны сном лечи». Восклицательный знак в конце стихотворения сближается по написанию с вопросительными знаками в 7-й строке, что может объясняться созданием вопросительно-восклицательной интонации или инерцией написания. Энергия движения мысли, собирающая воедино афористично законченные высказывания, передана с помощью тире (в конце 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 6-й, середине 2-й, 4-й (после «чему»), 8-й строк). С прописной буквы написаны «Глупость», «Судит», «Завтра», «Печаль», «Радость», «Тревогу», «Слава Богу». Слово «все» подчеркнуто. Отсутствует деление на строфы, что нашло отражение в ряде изданий: Москв., Совр., Изд. 1854, Изд. 1868.

Текст стихотворения написан на второй странице пригласительного билета на имя Ф. И. Тютчева. Церемониймейстер граф А. М. Борх (1804–1867) и его жена графиня С. И. Борх (1809–1871) просили поэта «оказать им честь отобедать у них в четверг 6 июля в 5 ½ часов» (пер. с фр.: Чулков II. С. 320.). Приглашение было отослано 3 июля 1850 г., что дает возможность для предположительной датировки - начало июля 1850 г.

В Москв. (ценз. пом.: ноября 15 дня 1851 г.) опубликовано под заглавием «Совет» и подписано «Ф. Т.». Вместо «печаль» в 6-й строке поставлено «несчастья». Изменена пунктуация. Тире сохраняется лишь в последней строке (перед «слава Богу!»). Появляется восклицательный знак в конце 1-й строки.

В Совр. печатается в общей подборке стихотворений Тютчева под номером «LXXXIX». Изменен вид 4-й строки: «А завтра быть тому, что будет». Редактор отказывается от восклицательной интонации в 1-й (Москв. ) и последней (автограф) строках. 1-я строка завершается многоточием, 4-я - тютчевским двоеточием, которого не было в Москв. В конце стихотворения поставлена точка. Последующие издания в основном повторяют текст Совр.

В Изд. 1854 помещено в контекст стих.: «Два голоса», «Дума за думой, волна за волной…», «Уж третий год беснуются языки…», «Рассвет», написанных в 1850 г. С указанием даты: «1850» появляется в Изд. СПб., 1886 , здесь же впервые оно разделяется на 2 строфы, что было поддержано поздними изданиями.

Стихотворение часто цитировалось И. С. Тургеневым в письмах к А. А. Фету, Я. П. Полонскому, Ж. А. Полонской, М. Г. Савиной. «…«Не хлопочи», - сказал мудрец Тютчев, - «безумство ищет»… придет час, придет случай, и прекрасно. А метаться навстречу часа, навстречу случая - безумство», - советует Тургенев Фету в письме от 16 июля 1860 г. (Тургенев. Т. 4. С. 109). Особую актуальность для Тургенева приобрело в 1882 г. (время болезни писателя и безотрадного душевного состояния).

Критиками по-разному оценивалось отношение поэта к Богу и миру, высказанное в стихотворении. А. Круковский решил, что «под влиянием близости к природе» в душе поэта развился «своего рода фатализм, слабое доверие к силам и способностям человека». «…Выражением этого бессилия ума и воли, подавляемых внешними силами, является небольшое восьмистишие, которое может быть рассматриваемо как своего рода поэтическое исповедание Тютчева». Вывод стих. «Не рассуждай, не хлопочи…» представлялся критику «безотрадным», но «неизбежным» «для того, кто видит в человеке и его могучей мысли лишь слабое отражение игры «внешних тайных сил…» (А. Круковский. Поэзия Ф. И. Тютчева // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1910. Октябрь. С. 182–183). А. Г. Горнфельдом оно также рассматривается как выражение житейской философии Тютчева, но силой, захватывающей и покоряющей поэта, мыслится здесь «мир мелких человеческих интересов» (Горнфельд. С. 7).

Напротив, священник В. Беседа в работе «Религиозные мотивы в поэзии Тютчева» увидел в этом восьмистишии «урок христианского повседневного настроения»: «Прекрасно стихотворение, в котором выражается истинно Евангельский взгляд на то, в каком настроении должны мы проводить дни своей земной жизни:


Не рассуждай, не хлопочи…


Как это напоминает знаменитое Златоустовское «слава Богу за все», сказанное на вечере его жизни!

Раны дневные лечи сном, забыв в нем все накопившееся днем раздражение против людей и неблагоприятных жизненных обстоятельств и не разжигая в себе духа злобы на всех и все. Предайся на завтра в волю Божию; ничего не желай и ни о чем не тужи, а за прошедшее, хорошо ли оно или худо, благодари Бога. Ведь в этих словах идеал совершенной преданности Божественному Провидению» («Странник. Духовный журнал современной жизни, науки и литературы». Петроград, 1915. Март. С. 391).

Разночтения в трактовке основных выводов стихотворения могут объясняться созвучием последнего не только философии христиан, но и мироощущению античных стоиков.

Тематически произведение Тютчева соотносится с пушкинским «Если жизнь тебя обманет…» (1825). Общими являются вопрос о приятии-неприятии жизни, форма совета, продуктивная для выражения философии поэта. Стихотворения отличаются по тональности. Мягкая проповедь смирения уступает у Тютчева место призыву к мужественному терпению и стойкости (А. М. ).

«Не рассуждай, не хлопочи!» Федор Тютчев

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Анализ стихотворения Тютчева «Не рассуждай, не хлопочи!»

Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет – глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков . Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.

«Не рассуждай, не хлопочи!»
Фёдор Тютчев

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит - и слава богу!

Фёдор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял. Что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. Словно искусный художник, кто-то свыше прописывает детали каждого нового дня, придавая ему различные оттенки. Противиться этому бесполезно, так как то, что должно произойти, непременно случаться. Остается лишь покориться чужой воле и принять все происходящее с благодарностью.

Именно такими фаталистическими настроениями пропитано стихотворение Тютчева, написанное летом 1850 года. Примечательно, что автограф этого произведения украсил собой обратную сторону пригласительного билета на званый обед к графу Борху, где поэт, по словам очевидцев, не собирался присутствовать. Однако в последний момент он передумал, увидев во всем происходящем знак судьбы, в результате чего и появились на свет знаменитые строки: «Не рассуждай, не хлопочи – безумство ищет – глупость судит». Они в полной мере отвечают библейским заповедям, призывающим человека проявить смирение. К Тютчеву оно приходит лишь с годами, когда внезапная болезнь уносит жизнь его первой супруги, а случайная встреча дарует вторую спутницу жизни, которая к моменту знакомства с поэтом является женой немецкого барона.

Попытки найти логику в этой череде событий Тютчев считает безумством, а собственное желание «разложить все по полочкам» и подчинить логике именует глупостью. Именно поэтому поэт дает самому себе и всем окружающий мудрый совет: «Живя, умей все пережить; печаль, и радость, и тревогу». Только так, по мнению Тютчева, можно сохранить душевное равновесие и стать по-настоящему счастливым, зная, что кто-то свыше позаботится о тебе и проявит свою милость. Ведь даже когда человек испытывает боль, то это дается ему во благо, для очищения души и избавления от пороков. Поэтому Тютчев готов принять все, что уготовано ему судьбой, философски отмечая: «День пережит – и слава Богу!».

Именно подобное философское отношение к жизни не раз спасало Тютчева от отчаяния, когда жизнь из-за потери близких людей утрачивала для него всякий смысл. Однако поэт, открыв для себя однажды секрет внутренней гармонии, сумел применить его на практике, что и посоветовал сделать другим.