Украины не обделена противоречиями, которые не смогут объяснить даже самые искушенные идеологи незалежности. То, что Киев, Полтава и Днепропетровск были центрами русской культуры, нам хорошо известно. А вот Львов, Тернополь и Ивано-Франковск ныне считаются рассадниками проукраинских настроений, хотя еще 100 лет назад среди галичан и жителей соседних провинций царили идеи панрусизма и панславизма.

Зарождение и истоки


Издавна Галиция была моноэтничной территорией, где уживались различные этносы. Самые ранние археологические сведения, полученные еще в конце 19 века, свидетельствуют о том, что эту землю населяли белые хорваты. В разное время здесь с войнами проносились войска Моравии, Венгрии, Чехии и Польши. В 981 году нашей эры легендарный древнерусский князь Владимир Святославович захватил Червен и Перемышль и включил их в состав Киевской Руси.

В дальнейшем русские князья ведут борьбу с западными конкурентами с переменным успехом до тех пор, пока в 1254 году князь Даниил Романович не объединяет галицко-волынские земли и основывает галицкий королевский дом. То был период наивысшего расцвета Галиции, ее культурного и политического доминирования в Восточной Европе, сегодня незаслуженно забытый свидомыми историками. Тогда восточные славяне окончательно укрепились в Галиции, преимущественно в восточной ее части, сегодня составляющей области Западной Украины.

Сильное и русское по духу государство тогда не нужно было никому из его соседей. После смерти Даниила Галицкого величие Малой Руси, как тогда называли Галицию, постепенно угасает. В ходе войны за галицко-волынское наследство территория региона делится между Польшей и Литвой. С этого момента начинается отсчет мытарств и угнетения галичан - русского народа, попавшего под власть иноземцев.

В составе Польши и Австро-Венгрии

Итак, мы остановились на том, что исконно русские земли были включены в состав совершенно иных по своему духу государств. Население Галиции, Буковины и Закарпатья оказалось зажато между откровенно русофобскими центрами. В целях самоидентификации и сохранения памяти о своем прошлом жители региона стали называть себя русинами. Многие из них вынужденно приняли католичество и униатство, но остались русскими внутри себя.

Раздел Речи Посполитой, ставшей совершенно нежизнеспособным государственным образованием, дал галичанам надежду на создание своей державы или хотя бы культурное обособление. Возможно, оно так бы и случилось, отойди Зарубежная Русь к Российском Империи. Более того, спустя несколько тяжелых и беспросветных веков галичане воссоединились бы с коренным русским народом, вернулись бы к своим истокам и корням. К сожалению, политическая ситуация в регионе и агрессия Австро-Венгрии вынудили Россию отдать русофильскую Галицию этой агрессивной немецкой империи, где ущемлялись и задавливались силой практически все народы кроме самих немцев. Тут-то и начинается самое интересное.

Во-первых, простые галичане в основной своей массе сохранили православие, хотя оно запрещалось почти всеми оккупационными правительствами. Это дало им надежду на воссоединение с единоверцами из России. По сути, культурное отчуждение 16-18 веков, начатое поляками и продолженное австрийцами, провалилось - Галицкая Русь по-прежнему действовала как альтернатива рабскому существованию под немецкой пятой. Его главной причиной было то, что ни западные славяне, ни германцы, ни венгры или кто-либо еще не могли предложить Галиции другие варианты развития. Идея украинства, за которую позже уцепился Бисмарк и другие европейские деятели, не существовала в принципе. Выбор стоял примерно таким: подвергнуться полонизации или сохранить национальную идентичность и нечто, что тогда не называлось «русскостью», но под ней прямым образом подразумевалось. И галичане сделали свой выбор.

1848 год и ряд буржуазно-демократических революций по всей Европе оказали свое влияние на развитие национальных движений Галиции. Впервые появились «украинцы» - сторонники самостийности создали свою организацию «Главная Руськая рада», просуществовавшую три года и первой провозгласившую, что галичане являются частью большого украинского народа. Неудивительно, что эта «рада» была создана при содействии австрийских властей и ими же была распущена, когда настал необходимый для сего момент. При этом некоторые деятели, принимавшие участие в функционировании Главной Руськой рады, стояли на позициях открытого панрусизма, но не смогли развернуться в надлежащих масштабах из-за массовых репрессий, последовавших со стороны администрации Австро-Венгрии.

Русофилы: русские патриоты в австро-венгерском государстве

В противовес украинизаторству среди прорусской галицкой интеллигенции было основано движение галицких русофилов. Предпосылки для его популяризации возникли в начале 19 века, когда такие представители культурных слоев региона, как Иван Орлай, Юрий Венелин, Михаил Балудянский и другие, переехали в Российскую Империю. Там они проводили активные исследовательские работы по этническому сходству русинов и великороссов и пришли к выводу, что карпатско-русинские говоры - это упрощенное звучание русского наречия, так же созданное на основе церковнославянского языка. В двадцатых годах 19 века жил и творил галицкий культурный и национальный деятель Николай Кмицкиевич, писавший о том, что сходства галицкого и великоросского наречия подразумевают и этническое сходство их носителей в составе единого, но «сильно разветвленного русского народа».

Русофильские симпатии Галиции были скреплены главным фактором: единством народа и интеллигенции. Как простые селяне, так и высшие культурные слои Галиции, которые еще не были полонизированы и украинизированы, стояли на единстве русского народа, и ничто не могло поколебить их решимость и веру. В это время на востоке Австро-Венгрии создаются многочисленные русинские газеты - «Галичанин», «Прикарпатская Русь», «Зоря Галицкая» и многие другие. Примерно 80% от общего тиража печаталось во Львове, ставшем центром противоборства русизма, полонизации и украинства. Последнее практически не пользовалось популярностью: если газеты прорусских галичан обеспечивались их доходом от продажи, то печатные издания проукраинских настроений целиком и полностью зависели от государственных субсидий. В конце пятидесятых создается общество Василия Великого, на повестку дня ставятся вопросы о русском языке и общности русского народа. Также функционирует Галицкий сейм - орган ограниченного автономного управления регионом, некоторую часть депутатов которого представляли этнические галичане.

Вполне логично, что австро-венгерская администрация, руководившая Галицией, не могла не заметить мощный национальный подъем русинов. Ситуация зашла дальше, чем предполагалось. В правящих кругах Австрии было принято решение обезглавить галицкое национальное движение - начались судебные дела против местных русофилов. Всеевропейский резонанс вызвал процесс, инициированный властями Австро-Венгерской империи против Ольги Грабарь - дочери Адольфа Добрянского, лидера русинов Закарпатья. В вину ей вменялось создание и управление панславистской организацией, ставящей своей целью отторжение исконно русских земель от Австрии. В лице прокурора и обвинителя на процессе выступил Кальман Тиса, премьер-министр Венгрии. Впрочем, дело против Грабарь было сфабриковано очень грубо, на что обращали внимание даже английские и французские газеты. Благодаря общественной поддержке дочь и отец были оправданы за неимением доказательств их вины, но Добрянскому запретили селиться в австро-венгерских провинциях, населенных русскими или любыми другими славянами.

С этого момента машина репрессий заработала в полную мощь. Лидеры галицких русофилов не могли быть просто так нейтрализованы, но к ним применялись все возможные меры для их устранения с политической арены. Неоднократно арестовывался Григорий Купчанко, автор важнейших историко-археологических работ о Буковине, Галичине и Угорской Руси. В домах других прорусских деятелей проходили регулярные обыски, им чинили всевозможные препятствия в общественной деятельности, а с начала двадцатого века австрийская полиция взяла за правило внедрение в среду русинских организаций своих агентов-провокаторов, причем эта практика стала очень популярной.

На этом фоне вряд ли выглядело удивительным взращивание австрийскими идеологами доморощенной украинской нации, которая тогда тянула максимум на несколько второстепенных упоминаний в учебнике историй. Планомерно создавались и популяризовались любые сообщества с антирусской позицией. Доходило до того, что они полностью спонсировались австро-венгерским правительством. Обстановка накалялась…

Превратности войны: Галиция на перепутье

Отношение австрийских властей к русофилам и вообще к прорусски настроенным жителям Галиции в двадцатом веке стало невыносимым. Так как столкновение немецкой нации с российской считалось делом ближайших лет, в германоязычной среде упорно зачищались все идеологические оппоненты. Впрочем, это были только цветочки - ягодки пошли с началом конфликта.

Как только началась война, Галиция оказалась напрямую вовлечена в нее. Уже 5 августа 1914 года состоялась Галицийская битва - одно из важнейших сражений на Русском театре военных действий. Здесь русская воинская традиция однозначно побила австрийскую: войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Иванова сокрушили всякое сопротивление и к 20 августа освободили всю Восточную Галицию. Австро-венгерские военные соединения были полностью деморализованы и отныне не приступали к крупным операциям без помощи немецкого командования.

Во Львове и Перемышле русских солдат встречали цветами. Галичане не чаяли, что дождутся того момента, когда воссоединятся со своими братьями. Было создано Галицкое генерал-губернаторство, которое в военных условиях просуществовало примерно год. К сожалению, это продлилось недолго: в ходе массированного германского наступления, начавшегося в 1915 году, российские войска были вынуждены разорвать линию фронта и отступить. Чтобы не допустить мобилизации галичан в немецко-австрийскую армию, генерал Иванов издал приказ о транспортировке в Волынскую губернию всего мужского боеспособного населения в возрасте от 18 до 50 лет. Также многие беженцы из Галиции направлялись в российскую глубинку - по некоторым данным, к августу 1915 года в Российской Империи насчитывалось более 100 тысяч галицийских переселенцев.


Русинские женщины уходят с насиженных мест вслед за отступающими из Галиции русскими. 1915

Пока функционировала австрийская администрация, вся территория Галиции стала большим концлагерем. Население убивали только за православие и верность своим традициям. Несколько десятков тысяч русофилов было заключено в концлагеря Талергоф и Терезин. За доносы на «москвофилов», как тогда называли русинов, можно было получить от 50 до 500 крон - новоявленные украинцы и поляки таким «заработком» не гнушались, а иногда галичан предавали их же соплеменники, иуды и предатели. Талергоф, кстати, стал первым концлагерем на территории Европы, кровь узников которого никогда не будет смыта с австрийского лица - и это за десятки лет до прихода нацистов ко власти! Становится ясно, что русинов тогда смертельно боялись - специальными указами представителей австро-венгерской власти нейтрализовывались все оппозиционные движения и их отдельные представители.

Но вот отгремела война. Австро-Венгерская империя закончила свое существование, развалившись на несколько суверенных и независимых государств. Большевики просто физически не могли бы дотянуться до Галиции, поскольку их зона влияния поначалу ограничивалась узким кольцом вокруг Москвы. На этом фоне галицкие русофилы решили взять инициативу в свои руки. В конце 1918 года во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на позициях Белого движения и консолидировал русинов вокруг русской армии. Комитет действовал достаточно долго, продолжая свою деятельность даже во время создания Западно-Украинской Народной Республики. А уже к концу ноября Восточная Галиция была вместе с Буковиной захвачена польскими интервентами, которыми руководил небезызвестный всем Пилсудский. В дальнейшем она несколько раз переходила в руки большевиков, а по итогам советско-польской войны была закреплена за Польшей. На этом русский след в истории Галиции теряется.

Что еще можно сказать? Очень многие деятели галицкого русизма в ходе многочисленных войн и столкновений погибли. Некоторые из них бежали в Российскую Империю, в дальнейшем оставшись жить в РСФСР или предпочтя эмигрировать. Важно одно: продержавшись более 500 лет под вражеским игом, оставаясь образцом русскости, галичане отказались или были вынуждены отказаться от своих взглядов и мировоззрений. Первый удар по ним был нанесен во время польской оккупации, рассматривавшей Западную Украину и Западную Беларусь как вечные «Kresy Wschodnie», населенные этническими поляками. А после 1939 года сюда пришла идеология украинства, ранее заполонившая Киев, Днепропетровск, Херсон и многие другие города русской славы.


Галиция. Австрийский полковник в кругу крестьянок. Февраль 1916

И все-таки что же заставило жителей Галицкой Руси принять ненавистную им идеологию самостийности, которая зловонной ложью изливалась на их головы десятки лет? Что заставило их отказаться от своих исторических корней, от связи с великим русским народом, предпочтя местечковый национализм? Что заставило их навеки стать рабами Запада и возненавидеть все русское, в то же время живя только за счет России? Сложный вопрос. Возможно, многочисленные тягости века двадцатого, сперва принесшего нищету и разруху русским землям, сыграли свою роль, и галичане стали простыми приспособленцами, образцовыми поляками, затем нацистами, и потом - украинцами, но никак не русскими. Более того, Львов и вся Галиция стали эпицентром украинства, откуда эта язва ныне расходится по всей стране. Бандеровщина, фашизм и предательство всего человеческого - ныне это галицийское достояние, хотя когда-то местные русины были самыми ревностными борцами против «украинизаторов» и их покорных слуг.
Галиция. Рынок в Бродах


Галиция. Униатская церковь в Дорошовцах

Галиция (укр. Галичина , польск. Galicja , нем. Galizien ) - историческая область в Восточной Европе, в различное время входившая (полностью или частично) в состав Киевской Руси, Польши, Австро-Венгрии, СССР. Основные города - Львов, Краков (Западная Галиция).
История

В 981 включена киевским князем Владимиром Великим в состав Киевской Руси. В 1087 образовано самостоятельное Галицкое княжество. В 1200 вошла в состав объединённого Галицко-Волынского княжества. Центральными (столичными) городами Галиции в разное время были Галич (до ~1245), Хелм (Холм) , Львов (с 1272).

В 1349 вошла под именем Королевство Руси в состав Польского королевства с сохранением автономии, которая позднее была отменена - королевство вошло в состав Белзского воеводства.

Дважды, в 1648 и 1655 гг., Львов брал приступом Богдан Хмельницкий.

Вследствие первого раздела Польши в 1772 вошла в состав владений Габсбургов - (впоследствии Австро-Венгрия) - под полным именем Королевство Галиции и Лодомерии с великим герцогством Краков и герцогствами Аушвиц и Цатор со столицей в городе Львове (официальное название в тот период - Лемберг).

В годы Первой мировой войны на территории Галиции происходили активные военные действия. В Галиции был сформирован легион Украинских сечевых стрельцов, которые воевали на стороне австрийской армии. К осени 1914 в ходе битвы за Львов русскими войсками была занята практически вся украинская часть Галиции, образовано Галицийское генерал-губернаторство (с центром во Львове), которое управляло краем до лета 1915 года, когда край был оставлен в результате германского наступления. В 1916 восточная часть Галиции была затронута «Брусиловским прорывом».

После Первой мировой войны на территории Галиции и Буковины была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика , которая в 1919 году воссоединилась с Украинской Народной Республикой.

За этим последовали Советско-польская война 1919-1921 годов, в ходе которой на короткое время (июль-сентябрь 1920) была провозглашена Галицийская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

На основании решения совета послов Антанты и по вынужденному Рижскому договору 1921 года Западная Украина (Галиция) вошла в состав Польши.

Политика полонизации, проводимая польским государством, вызвала резкий подъём украинского национально-освободительного движения между двумя мировыми войнами.

В сентябре 1939 года после нападения Германии на Польшу, ознаменовавшего начало Второй мировой войны, на территорию Западной Украины были введены советские войска. В соответствии с пактом Молотова - Риббентропа, Восточная Галиция и Западная Волынь были присоединены к СССР и вошли в состав Украинской ССР. В 1939-1941 здесь проводилась политика коллективизации и раскулачивания, в результате которой тысячи зажиточных крестьян были репрессированы и высланы в Сибирь.

В 1941-1944 территория Западной Украины была оккупирована немецко-фашистскими войсками, объявлена дистриктом Галиция и стала ареной столкновения самых разнородных военно-политических и национальных сил, преследующих несовместимые интересы - немецкие, советские, венгерские, румынские войска, украинская дивизия СС «Галичина», советские партизаны и диверсионные группы, отряды УПА, подпольные организации ОУН, отряды польской Армии Крайовой, украинское и польское мирное население, подвергавшееся этническим чисткам и во время войны, и после неё. Завершение войны не привело к установлению мира. Активная партизанская война и подпольная борьба УПА и ОУН против Советской власти продолжалась практически до середины 1950-х годов.

С завершением боевых действий против фашистской Германии советское руководство получило возможность сосредоточить на Западной Украине значительное количество армейских подразделений и сил госбезопасности для борьбы с подпольем, активно противодействовавшим попыткам укрепления Советской власти, и постепенно сломить его сопротивление. Десятки тысяч «бандеровцев» были уничтожены или взяты в плен. Очевидно, что репрессиям (в частности, высылке в Сибирь) подверглось и большое число мирных жителей, оказывавших помощь повстанцам. Социальная база поддержки повстанцев постепенно сошла на нет. Этому способствовали и зверские методы расправы «борцов за независимость Украины» с советскими, партийными и колхозными активистами, «отступниками и предателями» из собственных рядов. К середине 1950-х антисоветское подполье на Западной Украине было практически ликвидировано, но нелюбовь населения к коммунистической власти и антироссийские настроения сохранились на десятилетия.
Этнический состав
Основные группы населения до Второй мировой войны - украинцы (в том числе русины), поляки, евреи, немцы, после войны в западной Галиции проживают преимущественно поляки (см. операция «Висла»). В современной восточной Галиции основное население - украинцы, вторая по численности национальная группа - русские.
Современность
В современном украинском языке существует и активно используется понятие «Галичина» и "галичанин" - то есть житель восточной Галиции - территории нынешней Львовской, Ивано-Франковской и большей части Тернопольской областей.
См. также
Галицко-Волынское княжество
Червонная Русь
Кельты
Талергоф

Ссылки, литература
Карта Галиции (1800)
Н. Пашаева, Очерки истории Русского Движения в Галичине XIX-XX вв.
Филипп Свистун, Прикарпатская Русь подъ владнiемъ Австрiи
Филипп Свистун, Прикарпатская Русь подъ владнiемъ Австрiи. Часть вторая (1850-1895)
К. Левицкий, Icторiя полiтичноi думки галицьких украiнцiв 1848-1914. На пiдставi споминiв.
Н. Пашаева, И. Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века
Бузина, Олесь, Концлагерь Талергоф для неправильных галичан
Галиция на Украинских Страницах
Галиция в Малорусской Народной Исторической Библиотечке
Википедия

Флора Галиции принадлежит трем областям: понтийской (степной), балтийской и альпийской (в высоких горах). Понтийская флора находится на востоке Галиции, в Подолии на восток от р. Золотой Липы и на Покутской возвышенности, начиная с возвышенного правого берега Быстрицы и ее притока Вороны . Впрочем, одна флора понемногу переходит в другую, так что на значительном пространстве две флоры являются смешанными. Отличительная черта лесов - отсутствие бука и сосны в естественных насаждениях. Преобладающими породами в перелесках степной части являются дуб , граб , реже клен , липа, дикая груша и др. Область произрастания бука окаймляет Подолию с севера, где он преобладает в лесах на северном склоне Подольской возвышенности, с запада в Ополии и с юга в прикарпатских местностях. Более значительную часть Г. занимает область балтийской флоры, простирающаяся на всю среднюю, северную и западную части страны, и то же в Карпатах, за исключением высоких мест. В лесах балтийской области, на равнине вне Карпат, лиственные и хвойные породы находятся в равновесии, но в горах преобладают хвойные породы за редкими исключениями. В лиственных лесах преобладают бук , граб, дуб, береза, осина , реже попадаются клен, явор , берест , вяз , рябина , липа, черешня , дикая груша, яблоня в смешении с другими породами; чистые насаждения их редки. Сосна чистыми насаждениями или в смеси с березой, реже дубом, преобладает в долине Буга на ледниковых отложениях и везде на песчаных почвах такого же происхождения. Большие пространства лесов сохранились в равнинной Галиции только в Ополии, Росточе, Гологорах и Вороняках. Вне песчаных ледниковых пространств преобладают лиственные леса из бука, дуба, граба. Хвойные породы немногочисленны: сосна, ель , пихта , изредка тис, лиственница , а из кустарников можжевельник , горная сосна и пр. Граница поднимается в Карпатах до 1500 метров, значит 200 - 300 метров выше, чем в Альпах. Большие пространства лесов сохранились в самой западной и во всей восточной части Карпат. Средняя часть, т. е. низкие Бескиды, большей частью безлесна и распахана; вся восточная часть гор покрыта сплошным непрерывным лесом на восток от истоков Мизунки, притока Свичи. Безлесными являются здесь только высокие места выше предела лесов. У подножия гор и в низких частях их склонов растут лиственные деревья различных видов, а в средней части Карпат от Попрада до Сана, не достигающей большой высоты (изредка выше 1000 м), преобладают лиственные породы, главным образом бук. В высших частях гор растут в смеси ель и пихта, пока последняя не одерживает перевеса и наверху исключительно господствует; истребляемые на выготовку ценных изделий тис и кедр попадаются очень редко. На высоте 1500 метров (с небольшими уклонениями) начинается область альпийской флоры. Здесь являются только непроходимые гущи горной сосны с ползущими по земле стволами, рощи карликовой ольхи , а все остальное пространство покрыто горными лугами (полонины или чалы) с роскошной растительностью злаков и трав со многими альпийскими видами. Здесь находятся пастбища и сенокосы. Вершины многих хребтов высоких восточных Карпат покрыты громадными глыбами выветренного песчаника, поросшими лишайниками и мхами. Выше пояса альпийских лугов выдвигается только гранитный гребень Татр, где растут лишайники и мхи . Низкий Бескид лишен горных типичных лугов; они располагаются на нескольких западных хребтах и на востоке, а, начиная от истоков Ветлины, сначала островами на вершинах параллельных хребтов. Непрерывный ряд полонин на нескольких параллельных друг другу хребтах начинается в высоких восточных Карпатах.

Фауна Галиции среднеевропейского типа. В горах медведи , рыси, дикие кошки , выдры , олени , которые попадаются и на равнине, как и волки, барсуки , серны, кабаны и пр. В Татрах и в Черногоре встречается альпийская фауна (дикие козлы, горные суслики и пр.).

Народонаселение в главной массе славянское; оно разделяется почти поровну на малороссов (русинов) и поляков. Русины , или, как они сами себя называют на западной этнографической границе, русняки, принадлежат к малорусскому племени, но язык их во многом отличен от малорусского. Религиозные, этнографические и даже социальные условия вызвали антипатию между двумя главными народностями в Г. Поляки занимают западную, гораздо меньшую часть страны, до реки Сана (отсюда галицкая пословица: "Знай ляше, по Сань наше") в низменности и только до Попрада - в горах. Все остальное пространство (3/4 страны) заселено русскими, но и здесь помещики, большая часть чиновников, жители Львова и, в меньшей мере, других больших городов, а также население нескольких деревень в окрестностях Львова и в Подолии - поляки. Польский элемент господствует в администрации, суде, на сейме и т. д. Результаты переписей указывают на быстрое возрастание процента поляков. В г. польское население Г. составляло только 42%, в г. - уже 53,2%; но это возрастание кажущееся, зависящее отчасти от того, что многие евреи причисляют себя к полякам; к этой же категории отнесены многие русины католики, вовсе не говорящие по-польски. Разговорный язык у евреев низшего класса - до сих пор немецкий жаргон , с примесью слов славянских. Евреи составляют 11,68% населения - 772213 чел. (по исчислению 1890 г.). За исключением Львова, где евреи составляют 28%, и Кракова, где их 30%, все значительные галицкие города населены в большинстве евреями (Борыслав 80%, Залещики 79%, Броды 76%, Бучач 63%, Рава русская 59%, униаты ; у последних богослужение совершается на церковно-славянском языке. Большинство немцев - протестанты; часть их - менониты. Евреи почти все раввинисты ; караимов очень мало. Армяне принадлежат к армяно-католической церкви. Католики имеют архиепископа во Львове и 3 епископов, униаты - епископа во Львове и епископа в Перемышле . Немногие православные принадлежат к черновицкой митрополии. Лютеране и кальвинисты имеют по суперинтенденту во Львове; армяне-католики - архиепископа во Львове; евреи-раввинисты - главного раввина во Львове и 26 раввинов. Большинство христианского населения (около 90%) занимается хлебопашеством, и только 10% - добыванием минеральных продуктов, промышленностью и торговлей. Удобная земля распределена в Г. так: пашни 48,0%, леса 27,9%, луга 13,6% и пастбища 10,5%. Почва состоит большею частью из лёсса и чернозема и вообще плодородна. Приемы земледелия очень первобытны в сравнении с западной Европой или даже с немецкими и чешскими провинциями Австрии; сборы незначительны. В Подолии и в стране между Днестром и Прутом есть местности, где унавоживание полей неизвестно и где навоз употребляется для отопления жилищ. Всего больше сеется пшеницы , ржи, ячменя, овса, гречихи , картофеля и кукурузы. Почти весь хлеб потребляется густым населением страны. Лесным промыслом занимаются многие, преимущественно в горах. Большие пространства лесов в восточных Карпатах еще не тронуты, по причине недостатка удобных путей сообщения. Недавно возникли большие заводы для обработки лесных материалов. Большое количество леса из Г. идет на ЮЗ России, в Молдавию - по Днестру и Пруту, даже в Константинополь и на восточный берег Черного моря. В 1890 г. в Г. насчитывалось: лошадей 758980, рогатого скота 2461068, овец 635007, свиней 780337, коз 21210, ослов и мулов 1134. Только в высоких горах скотоводство является главным занятием жителей. В горах приготовляют овечий сыр , так называемую "бриндзу". В 1890 г. считалось 259908 ульев. Минеральными богатствами отличается сев.-зап. уголок Галиции. Здесь находятся залежи руд цинковых (гальмана), свинцовых, железных, серных; но главное значение имеет бассейн каменного угля, на пространстве 580 кв. км. Добыча каменного угля в г. составляла до 339 тыс. тонн; ценность всех металлических руд и всего добытого угля равнялись в 1882 г. едва одному миллиону гульденов. Г. богата местонахождениями соли, нефти и озокерита (горного воска). В западн. Г. добывают только каменную соль в Величке (см.) и Бохнии (см.). В восточной Галиции добывают соль в виде выварочной. Число салин (соляных заводов), в 1772 г. доходившее до 106, теперь сокращено до девяти. Стоимость добытой соли (107521 метр. тонна) в 1882 г. = 9700000 гульденов. Правительство, имеющее монополию соли, ограничивает ее добычу для повышения цены, вследствие чего население страны, богатой солью, должно ее покупать по дорогой цене и для скота вовсе ее не употребляет. В Калуше добывается каинит (калиевая соль, идущая, между проч., на удобрение). Нефтеносные пласты распространены в песчаниковых Карпатах, начиная от Дунайца, и тянутся непрерывно на восток к Румынии , во всей гористой местности, исключая высшие ее части. За несколько десятков лет никто не думал о добывании нефти, а когда оно началось, эксплуатация производилась самым хищническим способом, и Борыславское местонахождение истощилось.

Промышленность в Галиции развита слабо. Главные ее отрасли - винокурение , пивоварение, паровые мельницы и лесопильни, фабрикация спичек и писчей бумаги, перегонка нефти . Железных заводов несколько, но производство их незначительно. Кустарные промыслы не развиваются, ввиду дешевизны фабричных изделий. Сеть железных дорог довольно густа в западной части, менее - в восточной. С запада на восток проходят по Галиции две главные линии железных дорог. Есть и железные дороги, идущие перпендикулярно к главным; они имеют меньшее значение. Четыре линии переходят через Карпаты, пятая строится. Вообще путей сообщения в Г. меньше, чем в других австрийских провинциях. Население на западе области гуще, чем на востоке. В руках мелких собственников находится 7 млн. моргов, в руках помещиков, казны и проч. - 5 млн., большею частью лесов и лугов (пахотн. земель - 2 млн.). Крестьянские участки заселены очень густо. Большие города, центры населения, находятся большею частью на границе двух различных областей. У подножия гор расположились Краков, Величка, Тарнов, Ржешов, Перемышль, Самбор , Стрый, Станиславов, Коломыя; Львов, Злочев, Броды стоят на склоне Подольской возвышенности. В Подолии из больших городов находятся Тернополь и Бережаны. Самоуправление страны совершается посредством сейма (выдела краевого), советов и выделов (комитетов) уездных и советов деревенских ("рада громадска"). Сейм состоит из 8 архиепископов и епископов, 3 ректоров университетов и 141 выбираемого депутата, из которых приходится 74 на мелких собственников, 44 на более крупных, 20 на города и 3 на торгово-промышленные палаты во Львове, Кракове и Бродах. Депутаты выбираются на 6 лет. На сейм в Вену Галиция посылает 63 депутата, из которых 23 приходятся на мелких собственников. Уездные советы состоят из 26 членов, избираемых на 3 года. Избирательная система такова, что поляки всегда имеют большинство. Язык управления и сейма - польский. Краков и Львов имеют думы и особое самоуправление. Университет в Кракове основан в г., во Львове - в г. Преподавание - на польском языке, за исключением нескольких русских кафедр во Львовском университете. Во Львове . Краковский (Ягеллонский) университет имеет 4 факультета: богословский, юридический, философский и медицинский, очень богатую библиотеку, астрономическую обсерваторию, ботанический сад и т. д. Львовский университет (Франца) не имеет медицинского факультета и беднее научными пособиями, чем Краковский университет . Затем есть еще Муж. приход. техническая школа в Кракове, Сельскохозяйственная школа в Дублянах, близ Львова, несколько других по специальностям сельских хозяйств и промыслов. Гимназий 21 (одна иезуитская), прогимназий 2, реальных школ 3. В большинстве низших школ язык преподавания малорусский, который тоже употребляется в одной гимназии во Львове и в перемышльской. Новая (малорусская) гимназия открывается в Коломые . В остальных гимназиях учебный язык польский, в Бродах и одной гимназии во Львове немецкий. Низших школ в Г. сравнительно мало, и она с Буковиной и Далмацией - наименее грамотные области Австро-Венгрии . Учительских семинарий 9, 6 муж., 3 жен.; народных школ 2803 (), из них 80 мужских, 75 женских, остальные для обоих полов. Главные ученые и другие общества; Академия наук в Кракове, с богатой библиотекой и археологическим музеем; общество (Zakł ad) имени Оссолинских, во Львове, с библиотекой, музеями, картинной галереей и т. д.; Польское общество естествоиспытателей, галицко-русская матица , Общества имени Качковского и Шевченко во Львове. Затем есть еще несколько польских ученых обществ. Важнейшие музеи: гр. Дедушицкого во Львове и гр. Мощинского - в Кракове.

1 . Галичина, - ист. название терр. зап. укр. земель (совр. Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской обл. УССР), к-рое в кон. 18 - нач. 20 вв. относилось и к части польск. земель. В 9-11 вв. Г. входила в состав Киевской Руси, затем - Галицко-Волынского княжества. В 1349 была захвачена Польшей и по договору с Литвой (1352) вошла в ее состав. Народ Г. вместе со всем укр. народом боролся против внеш. и внутр. поработителей, активно участвовал в освободит. войне 1648-54 укр. народа против гнета шляхетской Польши. Однако после воссоединения Украины с Россией Г. осталась в составе Речи Посполитой. В 1658 вспыхнуло восстание крестьян в Долинском, в 1670 - в Дрогобычском, в 1672 - в Жидачевском и Стрыйском уездах. Росло движение опришков, зародившееся еще в 16 в. и достигшее широкого размаха в 1-й пол. 18 в. (см. О. Довбуш). В 1772 после первого раздела Польши Г. оказалась под властью Австрии. В составе австр. империи была создана провинция Галиция, объединившая не только укр., но и польские земли. Польское и укр. крестьянство вело борьбу против гнета помещиков (крест. восстания 1819, 1824, 1832, Галицийское восстание 1846 и др.). Против крепостничества и нац. угнетения выступали писатели-демократы, поборники единения слав. народов М. Шашкевич, И. Вагилевич, Я. Головацкий. Под влиянием революции 1848 австр. пр-во отменило крепостное право в Г. В составе Австро-Венгрии Г. оставалась на колониальном положении. Пром-сть развивалась слабо. К нач. 20 в. существовало ок. 600, преим. мелких, фабрик и заводов с 40 тыс. пром. рабочих. В с. х-ве сохранялись крупные помещичьи латифундии (к нач. 20 в. ок. 40% всей земли). 95% крестьян были бедняками и середняками. В период 1-й мировой войны Г. стала ареной воен. действий между австро-нем. блоком и Россией. Экономика Г. была разрушена, еще более усилился социальный и нац. гнет. В окт. 1918, после распада Австро-Венгрии, укр. бурж. националисты создали во Львове контрреволюц. Нац. раду. В нояб. 1918 была провозглашена т. н. Западноукраинская нар. республика (ЗУНР). Рабочие и крестьяне во главе с компартией Вост. Г. (образована в февр. 1919) вели борьбу против контрреволюц. националистич. пр-ва ЗУНР. В июле 1919 панская Польша оккупировала Вост. Г. Летом 1920 Красная Армия, развивая успешное наступление против белополяков, освободила 20 уездов Вост. Г. В сент. 1920 Польша вновь захватила всю Вост. Г. В 1939 Сов. Армия освободила Зап. Украину, к-рая затем воссоединилась с Украинской ССР. Лит.: Хрущев Н. С., Десятилетие воссоединения укр. народа в едином советском гос-ве, К., 1949; Компаниец И. И., Революц. движение в Галиции, Буковине и Закарпатской Украине под влиянием идей Великого Октября (1917-20), К., 1957; Нариси iсторi? Львова, Львiв, 1956; Герасименко М. П. и Дудикевич Б. К., Боротьба трудящих Захiдно? Укра?ни за возз´еднання в Радяньською Укра?ною, К., 1960; Кравець М. M., Нариси рабiтничого руху в Захiднiй Укра?нi в 1921-39 pp., К., 1959. И. И. Компаниец. Киев. 2 . (Galizien) - провинция Габсбургской империи в 1772-1918. Офиц. название - Королевство Г. и Лодомерии с Великим герцогством Краковским. Образована после перехода к Австрии польск. и укр. земель в результате 1-го раздела Польши (1772). Границы Г. неоднократно менялись. В 1786-1849 в ее состав входила Буковина, а в 1795-1809 - обширная терр. между pp. Пилица и Зап. Буг (т. н. Новая (или Западная) Галиция). В 1809-15 от Г. был отделен Тернопольский округ (входил в состав России), а в 1809-46 - терр. Кракова и его окрестностей, образовавшая в 1815 Краковскую республику. В 1918 терр. Г. вошла в состав Польши.

Затянувшийся балаган с «евромайданом» в Киеве, в котором огромную роль играют активисты, прибывшие, по идейным или меркантильным соображениям, из западных областей Украины, традиционно именующейся Галицией, вновь вызвал к жизни старый вопрос - что же из себя представляет эта самая Галиция? Почему эти галичане, заслужившие нелестное прозвище «галицаи», сами с гордостью называвшие свой основной город Львов «Бандерштадтом» (городом Бандеры), совершенно патологические русофобы? И, самое главное, возможно ли излечить галичан от свидомизма?

1. Что такое Галиция

Действительно, самый «очевидный» регион Западной Украины - Галичина (или, на западный манер, Галиция). Более того, обычно всю Западную Украину смешивают с Галицией, игнорируя особенности Буковины, Волыни и Закарпатья. Но, справедливости ради, надо признать, что Галиция - действительно «ведет» за собой (в какую сторону - это уже другой вопрос) все западные земли Украины, так что подобное упрощение вполне объяснимо. Но особенного внимания этническая истории Галиции заслуживает потому, что именно этот край является самой антирусской Русью. Именно здесь сложился патологически злобный русофобский украинский национализм, который, в отличие от других регионов Украины, имеет здесь массовую поддержку.

В наши дни Галиция включает в себя три области Украины - Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Вплоть до 1945 года в состав Галиции включались земли по течению реки Сян (или Сан) с городами Перемышлем и Ярославом (Надсянье), а также город Холм и окрестной Холмщиной. Общая площадь Галиции в современных границах - 50 тыс км2. Население - 5 млн человек.

Природные условия Галиции вполне благоприятны. Климат здесь умеренно-континентальный, с тёплым влажным продолжительным летом и весьма мягкой зимой (нередко с оттепелями; устойчивый снежный покров присутствует только в горах). Большая часть Галиции в природном отношении относится к Прикапатью. Подольская возвышенность резко упирается в Карпатские горы, которые в регионе достигают высоты 1 000 м.. (самая высокая гора Говерла, ранее - Руска, имеет высоту 2 600 м). Карпатские горы густо поросли лесами, причем здесь произрастают ценные породы дерева, почти не известные в Великороссии. Речная сеть Галиции очень густа. Именно здесь в Карпатах начинаются реки Днестр и Прут. Почвы здесь очень плодородны, так что неудивительно, что эти земли заселены были человеком очень давно, со времен палеолита, и в наше время отличаются высокой плотностью населения. Из природных ресурсов имеются богатые залежи серы, калийных солей, строительного камня, минеральных вод. Как видим, край богат и обилен, что, впрочем, всегда привлекало сюда завоевателей. И это наложило неизгладимый отпечаток на всю историю края.

Галичина издавна наиболее густозаселенная территория Украины. Почти всю свою историю местные жители называл себя русинами, то есть жителями Руси, Только в начале XX века им сумели вбить в голову нелепую мысль, что представляют собой отдельную нацию «украинцев». И все же даже теперь западные «украинцы» вовсе не представляют собой единого этнического целого.

Благодаря особенностям традиционной жизни, местному говору, культуре, одежде, быта, расселением и другому, в крае сосуществуют несколько этнографических групп: бойки, гуцулы, лемки, покутяне, ополяне.

Бойки заселяют обочину средней части Карпат. Бойки занимались преимущественно скотоводством, лесоразработками, добычей соли, кузнечным делом. И лишь позднее здесь получило развитие земледелием. На территории, которую заселяют бойки, сохранились достопримечательности монументального народного строительства - деревянные каплицы, колокольни, церкви.

Гуцулы размещены в юго-восточной части Карпат, в пределах Галичины, Буковины, Закарпатья. Рельеф Карпатских гор определила образ жизни гуцулов. Гуцулы издавна занимались горно-пастбищным скотоводство, лесными промыслами, сплавом леса по горным рекам. Земледелие (главным образом садоводство и огородничество) имело второстепенное значение, что принципиально отличало их от русин равнинной части Галиции, Буковины и Закапартья. Были развиты у гуцулов художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарство, ткачество). Гуцулы резко отличаются от других малороссов, в том числе и живущих в Карпатах русин, своим говором, одеждой, строением жилья, традиционно-прикладным искусством.

Благодаря географической изолированности, гуцулы, подобно многим горцам, смогли уберечь в своей культуре и обычаях древние славянские черты, давно утерянные жителями долин, и тем более, городов. У гуцулов довольно долго, вплоть до XX века, сохранялось родо-клановые отношения. Существовала у гуцулов кровная месть. В романе М. Коцюбинского «Тени забытых предков», по которому был снят известный фильм, речь идет именно о традициях вендетты среди гуцулов. Даже в середине XX века в Карпатах были зафиксированы случаи убийств по почве кровной мести. И в настоящее время отголоски тех давних времен проявляются в запрете вступления в брак с представителями определенных родов.

Покутяне занимают территорию к северо-востоку от гуцулов. Покутье (от слова «кут» - угол, откуда и понятие «закуток») расположено между реками Прут и Черемош на территории современной Ивано-Франковской области Украины. Центром Покутья является город Коломыя, название которого ранее было Кут. Здесь всегда было развито земледелие, и во все века жители занимались художественными ремеслами (вышиванием, ковроткачеством, гончарством). Покутская одежда сберегла немало архаичных элементов и отличается сдержанностью и привлекательностью. Покутские села располагались по большей части в низинах.

Ополяне заселяют Ополье - западную часть Подольской возвышенности. Основное занятие жителей - земледелие. Декоративное искусство ополян очень своеобразно. Они используют бисер, растительный орнамент в вышивке.

Лемки проживают на пограничье с бойками. Основная часть территории лемков размещена вне Галичины - на Закарпатье и в Польше. Они сберегли свои обычаи, обряды, отдельные черты материальной культуры в одежде, еде. В отличие от основной массы галичан, лемки сберегли православную веру. В 1947 году польские власти выселили практически всех лемков с их родины. Большая часть исторической Лемковины в наше время заселена поляками. Часть лемков проживает в Галичине, часть рассеяна по всей Польше.

2. Червонная Русь

В древности эти земли населяли разные народы, в частности, родственные фракийцам карпы (от них происходит название Карпатских гор), кельты (вероятно, именно им обязано название города Галич, откуда и название всего региона). Вероятно, также от кельтского племени бойев (давших название Богемия, как ранее называлась Чехия), происходит название бойков - субэтнической группы местных русин. Но уже в начале нашей эры край становится славянским. Здесь были владения антов, дулебов, белых хорватов, образовавших свои племенные княжества. В X веке здесь упоминается город Червен (вероятно, столица края), почему и остальные города назывались Червенскими. В их число входили Луческ (Луцк), Сутейск, Броды и др. Кроме того, известны также города Белз и Перемышль. Вероятно, именно по Червенским городам образовалось название Червонная Русь.

Червенские города находились на границе Руси и Польши и потому были предметом постоянных споров и военных столкновений. Русские летописцы отмечали, что Червенские города входили в состав единой Руси еще при Олеге Вещем (то есть в 882-912 гг), например, белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград, хотя организация центральной власти нам не известна. Польский король Мешко в 981 году захватил было Червенские города, но в уже в том же 981 г. их отвоевал киевский князь Владимир Святославич. Летописец кратко упомянул под 981 годом: «Иде Володимер к ляхомъ и зая грады ихъ: Перемышль, Червенъ и ины городы, иже суть до сего дне подъ Русью» . Тогда же Владимир заложил чуть севернее, на современной Волыни, град «во имя свое», современный город Владимир-Волынский. Существует также рассказ об утверждении в новом городе в 982 году, то есть еще за 6 лет до крещения всей Руси, православной епархии. Из этого можно сделать вывод, что христианство, причем именно в восточном греческом варианте, уже проникло в эти края. Впрочем, поскольку земли местных восточных славян граничили с Великоморавской державой, где в конце IX века развернулась деятельность Кирилла, Мефодия и их сподвижников, то христианство вполне могло иметь последователей в будущей Галицкой земле еще в языческой период русской истории.

За Червенские города Русь воевала с Польшей еще в 992 году, затем, пользуясь усобицами сыновей Владимира, Польша вновь захватила этот край в 1018 году, но в 1030 году Ярослав Мудрый вновь выбил поляков отсюда. В 1031 году, подражая отцу, Ярослав также построил город «во имя свое» - Ярослав на реке Сян, ставший самым западным городом Руси и вплоть до 1947 года также и самым западным городом восточного славянства.

До конца XI века волынские и прикарпатские земли подчиняли киевскому княжескому столу. Но постепенно, по мере распада Киевской Руси земли Червонной Руси приобретают все больше самостоятельности. Край переживал бурный хозяйственный и демографический подъем. Поднимались новые города - Галич (впервые упомянут в 1098 году, хотя поселение на его месте существовало еще в VII-VIII веках), Кременец (1064), Звенигород (1086 г), Броды (1084), Дрогобыч (1091), Теребовль (ныне - Теребовля, впервые упомянута в 1097 году), Удеч (ныне - Жидачов, 1164), Рогатин (конец XII века). Плодородие почв, богатство недр (в частности, каменной соли и ценных пород дерева), относительная защищенность от половецких набегов (хотя половцы и проникали сюда, но в основном их удар принимали на себя приднепровские земли), торговые пути на Запад, на Дунай - все это способствовало процветанию края. Разумеется, большая часть выгоды от процветания получило местное боярство, ставшее одним из самых могущественных на Руси.

Местные бояре имели такое влияние, подобного которому не было нигде на Руси. Так, каждый боярин имел свое войско, а поскольку полки галицких бояр часто превосходили численностью княжеские, в случае разногласий бояре могли спорить с князем, применяя военную силу. Верховная судебная власть князей в случае разногласия с боярами переходила к боярской верхушке. Бояре осуществляли свою власть с помощью совета бояр. В его состав входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Боярский совет созывался, как правило, по инициативе самого боярства. Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного государственного акта без его согласия. Совет ревностно охранял интересы боярства, вмешиваясь даже в семейные дела князя.

Бояре выгоняли неугодных им князей, а двоих сыновей князя Игоря Черниговского, которые, вокняжившись в Галиче, попытались было править самостоятельно, бояре повесили. Любовница князя Ярослава Осмомысла, пытавшаяся влиять на политику, была сожжена боярами под предлогом «аморальности».

Галицко-волынские князья время от времени, созывали вече, но оно не имело особого влияния. На нем могли присутствовать мелкие купцы и ремесленники, однако решающую роль играла верхушка боярства.

Итак, в Галицком княжестве сложился свой тип политической власти - боярская олигархия. В этом было принципиальное отличие Галича от Новгородской республики и Суздальского самодержавия. Те князья, которые пытались править самостоятельно, неминуемо вступали в конфликт с боярством. Впрочем, хотя бояре и старались превратить князя в свою марионетку, все же традиции легитимной монархии дома рюриковичей были крепки. Когда в период усобиц начала XIII века боярин Владислав Кормильчич, не будучи рюриковичем, провозгласил себя князем, то это вызвало единодушное возмущение боярства: «Не есть лепо боярину княжити». В результате Владислав, несмотря на свои военные силы и богатство, потерпел неудачу. Но важен сам прецедент попытки вокняжения боярина. Ничего подобного нигде на Руси не было.

Удельное Галицкое княжество отделилось от Киева в конце XI века. В 1084 году в Прикарпатье самовольно (но, разумеется, по приглашению местного боярства) вокняжились стразу три брата - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи, правнуки Ярослава Мудрого, овладевшие, соответственно, Перемышлем, Звенигородом и Теребовлем. Постепенно все три мелких княжества объединились в одно, центром которого с 1141 года стал город Галич. Постепенно Галицкое княжество превратилось в одно из самых развитых и богатых среди всех остальных древнерусских земель.

О богатстве города Галича свидетельствовало то, что археологи открыли около 30 каменных храмов XII века. Город стоял на Днестре, (точнее, на его полноводном притоке Лукве недалеко от впадения в Днестр). Дворец князя, связанный системой высоких переходов с церковью Спаса, поразительно напоминает созданный князем Андреем Боголюбским дворцовый комплекс в Боголюбове. Вероятно, оба замка построили одни и те же зодчие. Ремесленный квартал Галича, Предградье, по площади был равен Подолу Киева XII-XIII веков.

Процветали и другие города княжества. В начале XIII века летописцам были известны 60 галицких городов, и они были богатыми и многолюдными. Здесь любили каменную архитектуру, что свидетельствовало о развитии края. Сохранилось в истории имя некоего архитектора и камнереза Авдея.

В 1199 году, воспользовавшись пересечением династии Ростиславичей, Галич захватил волынский князь Роман Мстиславович, объединив оба княжества под своей властью. Роман Мстиславович овладел также и Киевом, став, таким образом, хозяином всей юго-западной Руси. Подобно Андрею Боголюбскому, Роман именовал себя самодержцем. Он был хорошо известен и в Западной Европе, где его величали королем. Интересно, что в Германии, в католическом монастыре города Эрфурта, сохранилась запись о человеке, внесшего богатые пожертвования, которого звали «Роман, король Руси» (Romanus Rex Ruthenorum). На Западе Галицко-Волынское княжество получило название «королевство Галиции и Лодомерии» (так называли Волынь по городу Владимиру-Волынскому). Это название жило до 1918 года.

В 1205 году Роман погиб во время похода в Польшу, после чего в объединенном Галицко-Волынском княжестве начались усобицы, осложненные вторжениями поляков и венгров. В ходе тянувшихся более трех десятилетий усобиц выдвинулся сын Романа, Даниил Галицкий - один из самых выдающихся деятелей Руси. Ему удалось вернуть себе трон, разгромив иноземных интервентов и смирив бояр, прибегая к террору. Не случайно один из его сподвижников советовал князю: «Не погнетши пчел - мед не едать»!

При Данииле Галицко-Волынское княжество вновь стало одним из самых развитых земель на Руси. Даниил основал новые города - Данилов, сделав его своей резиденцией, еще одной резиденцией сделал основанный им же город Холм. Даниил построил также Львов, в котором был двор его сына и наследника Льва Даниловича, Коломыю, Самбор, а также еще ряд городов.

Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию - от южной части современной Литвы, всю западную Беларусь, Волынь, Галичину, а также Буковину, Закарпатье, и обширные земли между грядой Восточных Карпат и Черным морем, включавших низовья Дуная (ныне - территория Молдавии, и северо-восточной Румынии).

В начале 1241 года Галицко-Волынское княжество испытало удар монголо-татар. Были взяты и сожжены Галич и «инии грады мнози, им же несть числа». Впрочем, татары уже были ослаблены трехлетней военной кампанией на Руси, в результате чего некоторые города Галицкой Руси сумели отбиться от татар, как, например, Кременец и Данилов. Пройдя сквозь Галицко-Волынское княжество, татары обрушились на Европу, опустошив Польшу, Венгрию, сербские и болгарские земли. В 1242-43 гг. Батый ушел в степи Нижнего Поволжья, требуя дани с русских князей.

В Галицком княжестве бояре попытались вернуть себе самовластье. Даниилу Романовичу пришлось вновь отвоевывать себе княжество. Усобицей вновь предпочли воспользоваться соседи, несмотря на то, что сами только что пережили батыево нашествие. В 1245 году крупное польско-венгерское войско осадило пограничный галицкий город Ярослав. Даниил сразился с ними, причем в его войске были также литовцы и половцы. Битва под Ярославом закончилась блестящей победой Даниила. Так Русь была спасена также и от вторжения с запада.

Однако главной проблемой для всей Руси были взаимоотношения с Ордой. Если современник Даниила Александр Невский предпочел откупаться от Орды и отражать натиск с запада, то Даниил сделал ставку на союз с Западом против Орды. История показала, чей расчет оказался правильным.

Папа Римский обещал Даниилу помощь, пытаясь организовать крестовый поход против татар, взамен требуя подчинения православной церкви, соглашаясь, впрочем, на сохранение в ней восточного обряда. Даниил согласился на эти условия, и папа объявил его королем и в 1253 году в городе Дорогичин, (на территории современной Польши, в исторической области Подляшье), Даниил был коронован папским представителем. Как писал летописец, «Принял же Данила от Бога венец в городе Дорогичине, когда он шел на войну против ятвягов со своим сыном Львом и с Сомовитом, князем лядским».

Однако никакой помощи с Запада Даниил не получил, и в результате он предпочел отказаться от церковного союза. Титул короля Руси (rex Russiae) Даниил оставил за собой. Последним, кто носил его, был внук Даниила Юрий Львович, умерший в 1308 году.

В принципе, согласие Даниила на соединение церквей, несостоявшееся по причине невыполнения папством договора, и принятие им западного титула короля в тот исторический момент были малозначительными эпизодами. Однако эти зловещие плоды дали всходы значительно позднее.

3. Русское воеводство Польского королевства

Даниил Галицкий умер в 1264 году. Последний год своей жизни он был также князем всея Руси. После его смерти Галицко-Волынская Русь утратила единство. Правда, сын Даниила Лев сумел объединить Червонную Русь и передать единое Галицко-Волынское княжество (вместе с титулом «короля Руси») своему сыну Юрию Львовичу. Однако преемники Даниила не были сильными личностями и все больше уступали своему боярству. В 1323 году погибли последние представители рода Романа Мстиславовича, после чего Галиция окончательно попала под власть боярской олигархии. Бояре пригласили на княжение польского мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, мать которого, Мария Юрьевна, была сестрой одной из последних галицких князей. Приняв православие, Болеслав Тройденович взял имя Юрий (почему и в историю он вошел как Юрий-Болеслав). Впрочем, в 1340 году из-за интриг разных боярских группировок Юрий-Болеслав был отравлен, и на этом закончилась эпоха самостоятельных и Галицких князей. От Юрия до нас дошло несколько грамот. В одной из них Юрий называется «Dei gratia natus dux minoris Russiae» («Божьей милостью природный князь Малой Руси»). Так в первый раз в истории встречается термин «Малая Русь». Вероятно, помимо воспоминаний о роли края как метрополии восточного славянства, свою роль сыграл и тот факт, что Юрий - Болеслав владел лишь незначительной частью Руси, в сравнении с литовскими и московскими князьями.

После этого Галицкому княжеству без князя под властью олигархии осталось существовать одно десятилетие. Между тем, пока Галицкая земля распадалась и погружалась в анархию, западнее произошло объединение Польского королевства.

Постоянные русско-польские войны, отмеченные в летописях с X века, в общем-то не носили захватнический характер, а были лишь грабительскими набегами друг на друга. Русские князья тоже не брезговали делать вторжения в Польшу, нередко по приглашению польских князей, с удовольствием использующих русин против своих конкурентов. Русские и польские князья и бояре нередко роднились между собой, и их то союзы, то конфликты не отличались от таких же взаимоотношений между Рюриковичами внутри Руси или Пястами внутри Польши.

В середине XIV века Польша, после двух веков раздробленности, была объединена в одно королевство. Объединитель Польши Казимир III, не упустил возможности увеличить свои владения за счет соседа на востоке. Ссылаясь на завещание Юрия-Болеслава, (в наличие которого не верили и тогдашние польские хронисты), по которому тот отдавал все свои владения Польше, Казимир уже 1340 году вторгся в Галицию. Часть боярства поддержала завоевателя, благо он не только сохранил, но и расширил их привилегии. Горожане и часть боярства, впрочем, оказала сопротивление. Во главе последних защитников Галицкой Руси стоял некий боярин Дмитрий Дедко (Детько). Формально признав себя вассалом литовского князя Любарта Гедеминовича, ставшего князем Волыни, Дедко вел упорную вооруженную и дипломатическую борьбу. Лишь в 1349 году, после долгой войны, Галиция была покорена. Волынь же осталась у Любарта.

Правда, Любарт пытался при поддержке галичан выгнать поляков из Галиции, в результате вплоть до 1387 года в этом краю шли жестокие войны. Край также неоднократно подвергался татарским набегам.

Тем не менее, 1349 год стал роковой датой в истории Галиции. Вплоть до 1939 года здесь господствовали поляки, в том числе и в те времена, когда и собственного польского государства не существовало. Шестивековой разрыв с основной массой восточного славянства, в том числе и с его малороссийской ветвью, наложил глубочайший отпечаток на быт, культуру и менталитет галичан.

Следует заметить, что польское владычество первоначально не ощущалось как иноземное господство. Почти столетие Галицкая земля рассматривалась как личное владение (домен) польского короля, который сохранял здесь все прежние законы, господствующую религию и язык. Таким образом, для галичан польский король был, собственно говоря, галицким князем. Король Казимир III не только не притеснял православных, но даже стремился создать в Галиции самостоятельную православную митрополию.

Лишь в 1434 году общепольские законы были распространены на Галицию, которая, таким образом, утратила свой особый статус. Прежнее Галицкое княжество стало теперь Русским воеводством (Województwo ruskie) Польского королевства, включавшим в себя Львовской, Перемышльской, Санокской (от города Санок), Белзской, Холмской и собственно Галичской землями. Часть галицких земель входили также в Подольское воеводство. Сохранялось и прежнее название Червонная Русь (по латыни Russia Rubra).

Галицкое боярство с полным одобрением восприняло слияние Галиции с Польшей. Дело в том, в собственно Польше уже начала складываться система, при которой крупные феодалы (магнаты) и мелкие (шляхта) был полностью освобождены от повинностей и разнообразных служб, и имело полную власть в королевстве. И теперь надменное галицкое боярство добилось неограниченной власти в своих владениях.

Более того, сторонники дальнейшего расширения шляхетских свобод в Польше теперь всегда могли рассчитывать на галичан в своих требованиях. И уже 1454 году король вынужден был соглашаться с тем, что без воли сейма не может созывать ополчение. В 1505 году шляхетские вольности были закреплены особой конституцией, попутно утвердившей крепостное право (значительно ранее, чем на Московской Руси). И это сделало галицкое боярство (теперь превратившееся в панов) самым верным защитником польской власти, а затем постепенно превратило в польскую аристократию.

Галиция после смут и потрясений XIII-XIV веков вновь воспрянула. Хозяйственный подъем Восточной Европы XV столетия благоприятно отразился на Галиции. Но куда более серьезным были этнические изменения, превратившие Галицию вплоть до середины XX столетия в весьма смешанный в этническом составе край.

Еще Даниил приглашал в свои владения колонистов из Европы. Результат был противоречивым. С одной стороны, Галицкая Русь быстрее оправилась от последствий батыева нашествия, чем, например, Великая Русь. Но с другой стороны, города Галиции все больше приобретали иностранный характер.

После установления польской власти иностранная колонизация усилилась. Галиция после войн XIV века обладала большим количеством опустевших, и при этом плодородных земель, что было очень заманчивым для переселенцев. Города, поднимающиеся из пепелищ, также нуждались в искусных ремесленниках и купцах. Одновременно польские короли пытались создать в Галиции прослойку верного себе населения, опасаясь излишне властных местных бояр. С этой целью короли щедро наделили землями рыцарей самого разного этнического происхождения, оседавших в крае. Среди сельских переселенцев преобладали поляки, но имелись также немцы, словаки, венгры. В результате произошла значительная полонизация самых западных районов Галиции. Так, в районе древнего Белза к середине XVI века остались лишь 15 % шляхетских семей русского происхождения.

Некоторые из основанных польскими колонистами поселений стали крупными населёнными пунктами, среди них Станислав (ныне - Ивано-Франковск), Тернополь, Кристинополь (ныне - Червоноград), Жолква, и другие.

Крестьянская польская колонизация все же была не очень масштабна. Большинство крестьян - поляков, будучи также угнетенными феодалами, как и русины, живя в окружении русин, имея одинаковый быт, быстро обрусели. Интересно, что в 1874 году в своем докладе на археологическом съезде в Киеве галицкий политический деятель, один из лидеров русинского возрождения, Яков Головацкий, отметил, что многие деревни с названием типа Ляшки, Ляховичи, Лядское, и пр., в основном населены русинами православного и униатского вероисповедания, и ни в одном из перечисленных сел нет ни одного костела. Впрочем, это относилось к глубинной Галиции, где малочисленные польские колонисты просто «утонули» в русском море. А вот в самых западных районах Галиции, Решовском и Перемышльском княжествах, по соседству с коренными польскими землями сельские колонисты сами постепенно ополячивали местных русин.

В XIV-XVI веках в Карпато-Дунайском бассейне произошла т.н. «валашская колонизация», когда по склонам Карпат широко расселились романоязычные влахи. Но если польская колонизация носила в основном шляхетский характер, пополняя по преимуществу лишь ряды господствующего класса, то валахи, которые отличались и многочисленностью, единой с русинами православной религией и очень похожим образом жизни, не только заселили пустоши, но и ассимилировали немалое количество русин. Обширные земли в низовьях Дуная, и южных отрогов Карпат стали восточнороманской Молдавией. В состав этого княжества входила также и Буковина, в которой по-прежнему преобладали русины. С другой стороны, валахи, расселившись среди преобладающего славянского населения, обрусели очень быстро. В Галиции и поныне много населенных пунктов, основанных валахами, которые представляют из себя обычные русинские села.

Куда более серьезное значение в социокультурном плане имела городская колонизация. Одновременно с сельской колонизацией XIV-XVI вв. в галицкие города устремились многочисленный торгово-ремесленный люд, быстро изменив этнически все городское население. Галиция стала самой восточным пределом немецкой колонизации востока. Еще польские короли в конце XII века приглашали к себе немецких колонистов, как на село, так и в города. Особенно активно привлекал немцев завоеватель Галиции Казимир III. Понятно, что колонисты стали прибывать и на восточные окраины королевства. Но если деревня не привлекала к себе немцев, в отличие от влахов, то города стали быстро расти в основном из-за притока колонистов.

Уже в первой четверти XV века в главном городе Русского воеводства - Львове, немцы составляли 70 % горожан, в других городах они также составляли большую часть населения. Немцы преобладали в ремесленных цехах Львова, из них же состоял и городской патрициат.

Еще одной категорией городских колонистов были прибывавшие в основном из Крыма армяне. Их появление во Львове относится уже к первым годам основания города. В 1350-х гг. львовские армяне построили существующую до сих пор церковь. В 1361 году у армян появился собственный епископ, что свидетельствовало о значительном числе прихожан армяно-григорианской церкви. Несколько позднее у армян появился собственный духовный суд. Армяне населяли особый квартал во Львове (впрочем, армянские ремесленники и купцы нередко проживали и вместе с иноверцам). Среди армян были искусные ювелиры, но преобладали среди них купцы, торгующие с восточными странами.

С 1346 года во Львове существовал особый мусульманский («сарацинский») квартал. Мусульманами Галиции были в основном татары.

Наконец, появилась и вскоре стала очень заметной еврейская община. Во Львове первые упоминания о евреях относятся к 1356 году. Уже в конце XIV века некий львовский еврей Волчко был кредитором нескольких королей. К 1500 году евреи жили в 18 городах Русского воеводства. Еще Казимир III даровал евреям многочисленные льготы и привилегии, что весьма способствовало быстрому росту еврейского населения в Галиции. Со временем евреев здесь стало так много, что Галицию стали называть Галилеей. Численность евреев росла из века в век, и ко второй половине XIX столетия евреи составляли уже больше 10 % всех жителей Галиции.

Помимо талмудических евреев, говорящих на идиш, в Галицию прибывали из Крыма также караимы, иудеи нееврейского происхождения, потомки древних хазар. Первые караимы прибыли в Галицию еще в 1246 году по приглашению Даниила Романовича.

Были в городах Галиции и выходцы их многих других стран Европы. Так, после пожара 1527 года восстанавливать Львов прибыли итальянские ремесленники, многие из которых остались жить в отстроенном ими городе. Известны также проживавшие во Львове шотландцы.

Русины зато составляли во Львове меньшинство. В основном они жили на улице, которая называлась (и поныне называется) Русской.

Как всегда бывает в регионах, охваченной колонизацией, в Галиции происходило большое этническое смешение и ассимиляция. В те времена идентичность человека определялась его вероисповеданием, но даже в эпоху религиозных войн и инквизиции межконфессиональные браки не были редкостью. Интересно, что сразу несколько выдающихся деятелей Польши были детьми таких браков. Среди них был Станислав Ореховский (1513-1566), крупный проповедник и историк, уроженец местечка Ореховицы в окрестностях Перемышля. Другим выдающимся галичанином был Николай Рей (1505-1569), прозванный «отцом польской литературы», поскольку он одним из первых писателей в Польском королевстве начал писать не по латыни, а по-польски. Сам же он был русином из окрестностей Галича.

Однако эти выдающиеся люди, несмотря на свое русинское происхождение, все-таки относили себя к полякам. Они, как и многие другие галичане, были, если можно так выразиться, показателями ассимиляционных процессов в регионе. Поскольку господствующую позицию в Польше занимала католическая церковь, то в большинстве межконфессиональных браков, если один из супругов был католиком, дети считались католиками. Так происходило окатоличивание, а вслед за этим и ополячивание части галицких русин.

Здесь придется коснуться одной деликатной проблемы. Сам по себе приток колонистов не мог оказать такого влияния на этническую историю Галичины, как процессы ассимиляции, то есть ополячивание местных жителей самого разного этнического происхождения. Начиная с падения Галицко-Волынского княжества на протяжении почти шести веков происходила полонизация части галичан. К моменту разделов Речи Посполитой ополячилась вся галицкая аристократия и значительная часть городского населения. Деревня же осталась верной своим исконным традициям и обрядной стороне религии.

Если в землях прежнего Великого княжества Литовского католики (что, как отмечалось, означало их польскую самоидентичность) составляли хоть господствующее, но все же подавляющее меньшинство населения, то в Галиции ситуацию была значительно трагичнее. Здесь не было не казачества, ни близости Московского рубежа, ни даже степи, где могли укрыться недовольные, и поэтому всякое сопротивление религиозной и этнической ассимиляции было во много раз более трудным делом. И при этом полонизация началась здесь на три века раньше, чем в землях Великого княжества Литовского. И нельзя не восхититься тому обстоятельству, что Галиция в таких неблагоприятных условиях смогла сохранить свой восточнославянский характер. Другое дело, что века польско-католического господства наложили неизгладимый отпечаток на все стороны жизни галичан, что сказывается и в XXI веке.

Полонизация Галичины началась сразу после покорения края Казимиром III. Показательно, что хотя колонисты с католического Запада прибывали в Галицкое княжество еще за столетие до этого, при Данииле, но во Львове при занятии его поляками в 1349 году еще не было ни одного католического храма, в котором бы Казимир III смог бы устроить благодарственный молебен по случаю своей победы. Но сразу после покорения Галичины сюда двинулись католические миссионеры. Уже в 1367 году при Казимире III было создано католическое архиепископство в Галиче (в дальнейшем перенесенное во Львов), причем потребность архиепископства объяснялась не удовлетворением духовных нужд малочисленных на тот момент католиков, а стремлением к распространению католицизма. Католические деятели могли похвастаться определенными успехами. Многие бояре оказались «совращены» в латинство, что, впрочем, объяснялось вполне земными причинами в виде желания заполучить привилегии польского панства. И уже в XV веке произошло окатоличивание практически всей местной русской аристократии. Гордые боярские роды Кердеевичей, Ходоровских, Цебровских с многовековой родословной, влились в ряды польской знати.

Города с инонациональным населением окатоличились и ополячились значительно позднее аристократов. Только к концу XVII века города стали польскоязычными. Немецкое и армянское население окончательно влилось в число местных поляков. Разбогатевшие горожане нередко приобретали имения в деревне и превращались в шляхту. Так, богатое семейство Штехеров из Львова, приобретя село Малые Винники, превратилось в шляхтичей Винницких.

Евреи продолжали исповедовать иудаизм и пользоваться в быту языком идиш.

Русины, жившие в городах, занимали самую низкую социальную позицию, Современные украинские историки обычно приходят в экстаз, когда пишут про то, что города Галиции имели полное самоуправление на основании Магдебургского права. Однако они склонны умалчивать, что, в отличие от городов Великого княжества Литовского, (где католиков было мало, и городские свободы распространялись на всех свободных горожан), в Галиции городскими свободами пользовались только католики. Иначе говоря, русин (как и армянин, и еврей) мог стать полноправным горожанином только сменив веру. Так, в уставе цеха львовских ювелиров говорилось, что: «львовские ювелиры не должны между собой ни терпеть, ни принимать ни одного мастера - еретика или схизматика, лишь католиков, разве что какой-то еретик из русин или армян соединился бы с римской Церковью» . Интересно, что некоторые польские короли предпринимали меры по прекращению дискриминации православных, заботясь о политической стабильности, но все благие пожелания королей саботировались католической верхушкой цехов. Понятно, что постепенно все больше и больше русин принимали католичество, вливаясь в ряды привилегированного городского слоя.

В период Хмельнитчины два раза (в 1648 и 1655 гг.) Львов дважды осаждал Богдан Хмельницкий. Однако львовское бюргерство совсем не симпатизировало мятежным «селюкам». Правда, и воевать бюргеры не хотели, поэтому Хмельницкий, взяв со Львова большую контрибуцию, удалился. Как видим, уже тогда существовала огромная разница между инонациональным городом и сельским населением края. Подобное положение просуществует до середины XX столетия.

Упадок экономики и, соответственно, городской жизни в Польше в конце XVII и почти всего XVIII веков привел, парадоксальным образом, к окончательной полонизации городов Галиции, поскольку в приток новых жителей из деревни, который происходил бы в случае экономического развития, увеличил бы долю русин, что открыло бы возможность к рерусификации городов. Но застой городской жизни привел к закостенению и социальной, и этнической структуры населения галицийских городов. На протяжении трех веков, вплоть до конца XIX столетия, города Галиции представляли собой еврейские местечки с вкраплением польскоязычного католического населения.

Сопротивление русинских крестьян, испытывавших жесточайший социальный гнет, наряду с национальным и религиозным, носило характер вооруженного разбоя. Уже в 1550-х гг. упоминаются действовавшие в Карпатских горах «опришки» - благородные разбойники, защищающие народ. Центром опришковства было Покутье - горная местность между реками Прут и Черемош, на стыке границ тогдашних Польши, Молдавии и Валахии, ныне - Коломыйский район Ивано-Франковской области. Опришки действовали вплоть до конца XVIII столетия, то есть три века! (Впрочем, отдельные группы опришков существовали еще в первой четверти XIX века). Подобное явление не могло быть столь длительным, если бы испытывало поддержку местного населения. Самый знаменитый из опришков, память о котором доныне сохранилась в русинском фольклоре, Олекса Довбуш, был убит в 1745 году.

Нельзя не признать, что если в Галиции крепостной не мог укрыться в инонациональном городе, ему достаточно сложно было пробираться в Запорожскую Сечь, и в этих условиях опришковство стало действительно наиболее яркой формой борьбы за защиту русинского населения от последствий колонизации и крепостничества.

Наиболее упорные и смелые галичане все же пробирались на Днепр к казакам. Галицкое происхождение имел знаменитый казачий атаман Петр Сагайдачный, храбро сражавшийся с турками и защищавший православие против унии. Из галичан Перемышля вышел отец Богдана Хмельницкого. В период освободительной войны 1648-54 гг. в Покутье образовался обширный освобожденный район, где местными повстанцами руководил Семен Высочан.

Последствия двух процессов - колонизации и ассимиляции были для Галичины роковыми: местные русины лишились почти полностью своей элиты, поскольку боярство ополячилось, а городские слои состояли из иноземцев. Русины, в основном крестьяне, в большинстве своем крепостные, и лишь небольшая часть низших слоев городского населения, могли опираться только на церковь.

Католические иерархи всячески стремились подорвать влияние православной церкви. Королевские власти ввели множество оскорбительных для православных законов. Так, например, все православные должны были в обязательном порядке отмечать католические праздники. При судебных разбирательствах с католиками показания православных не принимались и считались недействительными. Православное духовенство должно было платить подушный налог, в отличие от полностью освобожденного от податей католического духовенства. Кстати, все податные сословия Галиции должны были платить налог с земли, и только для русских попов была введена подушная подать. Королевские власти по совету иерархов католической церкви стремились подорвать православие тем, что на протяжении полутора веков не давали выбрать митрополита Галицкого, и тем самым рукополагать духовенство. Впрочем, православные получали посвящение от митрополита Молдавии. Курьезно, но находящаяся в зависимости от турецкого султана Молдавия оказалась борцом за права русин в Польше.

Но раз среди прихожан уже почти не осталось более или менее состоятельных шляхтичей и горожан, православная церковь стала именно народной, имея поддержку среди масс забитых крестьян.

Конечно, православные значительно преобладали численно. В середине XVI века в селах пропорция между православными храмами и католическими костелами составляла 15: 1 . Другое дело, что православные приходы были бедными, порой один священник обслуживало несколько приходов. После Брестской унии в Галиции началось навязывание униатства. Главную роль в борьбе против унии стали играть городские церковные братства из мирян, не подчиняющиеся местным церковным иерархам.

Во Львове такое братство возникло в 1572 году, и 14 лет спустя получило от антиохийского патриарха Иоакима право патриаршей ставропигии, то есть независимость от местных церковных владык. Это имело огромное значение, поскольку местный православных епископ Гедеон Балабан склонялся к церковной унии. Впрочем, в дальнейшем Балабан выступил против униатства, примирившись с Братством.

Инициатором создания братства во Львове был Юрий Рогатинец, прославленный мастер-ремесленник, внедривший «новый вид и стиль седельного мастерства», а одновременно с тем, по словам его соратников, неформальный «патриарх и доктор» для львовян, общественный деятель, талантливый публицист.

Львовское братство в 1585 году открыло свою школу, в котором преподавали и светские науки. По образцу Львовского вскоре открылись братства и школы и в других городах - Перемышле, Галиче, Красном Ставе (Красныставе), и других.

Львовские братчики имели солидный опыт борьбы за свои права с католическим большинством Львова. Не удивительно, что многие галичане возглавили борьбу против унии и на всей территории Малой Руси, находящейся под польским господством. Так, Елисей Плетенецкий из-под Львова возглавил Киево-Печерскую Лавру, неподчиненную униатскому митрополиту. Когда же униатские иерархи попытались сместить Плетенецкого, то весь православный Киев выступил в его защиту, а назначенного на его место униата утопили в Днепре.

Преемником Плетенецкого стал еще один галичанин из деревни Копыстна в окрестностях Перемышля - Захарий Копыстенский, блестящий писатель и полемист. Галичанин Памва Берында, поэт и переводчик, стал одним из первых издателей православных книг. Преподаватель Львовской братской школы, происходивший из мещан Белза, Лаврентий Зизаний в 1596 году издал азбуку и церковнославянскую грамматику. Среди наиболее известных православных публицистов, борющихся с унией, был афонский монах Иван Вишенский, происходивший из Судовой Вишни под Львовом.

В 1620 году Иерусалимский патриарх установил новую православную иерархию, то главой всей церкви, не признающей унию, стал опять галичанин Иов Борецкий. Он был ректором Львовской братской школы, в 1615 г. переехал в Киев, возглавив теперь школу при основанном там братстве. В 1620 году Иов стал новым митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Дважды Иов посылал в Москву посольства с просьбами о помощи, которая была так нужна в трудном деле борьбы с униатами и королевской властью за право существования православия в Речи Посполитой. Вот что писалось в челобитной митрополита Иова к царю Михаилу Фёдоровичу: «Тако и твое пресветлое царское величество, царь от царей сый, отрасль и племя великих всея Россия самодержцов, божиею волею и его всесильным мановением не в чужду заведен краину, но свою от заведения освобождая землю, десницею вышнего царскую восприял еси диадиму и Российскоя великоя державы увенчеся венцем, и облечен бысть профирою. Яко да в первых ратных от твоея державы оточных силою креста ту без беды сотвориши, также да благочестивых род и церковь православных, в плузе работы и злочестивых и безбожных агарян озлоблении обретающийся, щедротами ти царскими утешити, последи же и о нас, росийскаго ти племени единоутробным людем державы ти и твоему самому царскому величеству родом плоти и родом духа единоя, святоя соборноя апостольския церкве людех же и градех...».

Как видим, галицкое (и, шире, малороссийское православное духовенство) фактически признавало единство русского народа.

Но бурный подъем православного (что для тех времен означало также и этнического) пробуждения был недолгим. Кризис Речи Посполитой во второй половине XVII века привел к упадку городской жизни. В результате постепенно деятельность братств угасала. И униатство окончательно восторжествовало. В 1700 году львовский епископ Иосиф Шумлянский объявил о присоединении к унии (греко-католической церкви).

Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г. Добило братство разорение Львова войсками шведского короля Карла XII во время Северной войны.

Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное монашество Галиции. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться, не признавая унию, до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Этот же монастырь окормлял две последние оставшиеся православные церкви в Галиции во Львове и Бродах. Обе церкви были в нанятых частных квартирах, по предписанию общеобязательного закона, существовавшего еще с середины XV века, который запрещал православным строить новые или ремонтировать старые православные храмы.

Наиболее несгибаемые сторонники православия переезжали на Левобережную Украину или в Московское царство, где многие беженцы из Галиции сделали неплохую карьеру. Среди них был Стефан Яворский, уроженец местечка Явор, при Петре I местоблюститель патриаршего престола и президент Святейшего Синода, то есть фактически возглавлявший всю Русскую церковь.

Итак, в XVIII веке уния все же восторжествовала среди русин Галиции. Восток и Запад Малой Руси уже не связывали духовные узы - главные культурные скрепы эпохи. Галиция все больше и больше теряла свой русский характер. В 1720 году городе Замостье состоялся собор униатской церкви, на котором униатство подверглось заметной латинизации. Были внесены поправки в порядок литургии в соответствии с римско-католическим каноном, признаны католические дополнения в Символ веры (филиокве), введен ряд чисто католических праздников. В униатских храмах теперь могло не быть иконостасов, зато установлены скамьи, священники стали брить бороды и даже внешне стали напоминать ксендзов. Правда, на правобережной Украине эти новшества из-за сопротивления казачества не успели утвердиться, а вскоре последовало возвращение малороссийских земель по правому берегу Днепра в состав России, и ликвидация унии. Но Галиция, которая при разделе Польше досталась Австрии, осталась униатской, вместе со всеми латинскими новшествами.