Железные дороги Китая – самый удобный и популярный вид транспорта, когда есть необходимость дальней поездки. Железнодорожной сетью охвачены фактически все провинции, за исключением Макао – специального административного района. Впервые этот вид перевозок появился в Китае в .

На сегодняшний день ж/д транспорт Китая обеспечивает почти четвертую часть всех железнодорожных перевозок по всему миру и несет огромный вклад в экономику Поднебесной. По длине путей страна находится на 2-м месте в мире (и это подтверждает карта), уступая только США. Железные дороги достигли длины в 103 тыс. км к концу 2013 года, половина из которых электрифицирована. По прогнозам специалистов через 35 лет длина их будет почти в три раза больше.

Почти десять лет назад (в 2006) была запущена самая высокогорная ж/д магистраль в Тибете, находящаяся на высоте 5 тыс. км над уровнем моря. Если говорить о скорости перевозок, то пассажирские поезда здесь идут в темпе 200 км/ч. Но карта железных дорог Китая все расширяется, на сегодня в стране идет активная разработка новых маршрутов и электрификация существующих.

Скоростные железные дороги

Скоростные железные дороги в Китае – это те, средняя скорость передвижения по которым достигает 200 км/ч или выше между . Эта сеть включает в себя: высокоскоростную дорогу, модернизированную после обычных ж/д линий, построенные новые пути, а также первую в мире линию для перевозки пассажиров на магнитной подушке.

Сейчас в Поднебесной огромный ажиотаж вокруг высокоскоростного железнодорожного строительства. Государство поддерживает и стимулирует этот вид транспорта и ожидается, что в 2015 году, общая длина, которой достигнет высокоскоростная железная дорога, составит 18тыс.км.

В апреле 2011 министром железнодорожного сообщения было заявлено, что Китай будет снижать скорость передвижения поездов со скоростью 350км/ч до 300 км/ч и того ниже. Ведь такие дороги тоже имеют свои недостатки. И главная из них, довольно большие цены за проезд, что приводит к накоплению долгов. Также неоднократно случались аварии, что требовало ограничения в скорости этого транспорта. Но, несмотря на все это, Китай внедряет современные технологии нового уровня, и планирует создать поезд, который разовьет невиданную доселе скорость в 500 км/ч.

Стальная артерия Китая и скандалы, связанные с ней

Железная дорога в Китае была втянута в коррупционный скандал. Министром ж/д транспорта КНР брались взятки от строительства дорог. Он смог «нагреть» на этом 122 млн. долларов! К тому же было установлено, что данный чиновник, поддерживает отношения с 12-ю любовницами по всему Китаю. Ему даже грозила смертная казнь, но впоследствии приговор был заменен 10-ю годами тюрьмы.

Еще одним щекотливым моментом является тот факт, что китайцы изготавливают точные копии с иностранных поездов. Лидирующие позиции по производству занимает Китайский южный вагоностроительный завод, сотрудничающий с японской компанией «Кавасаки». Одно из строительств высокоскоростного состава для курсирования между Пекином и Шанхаем закончилось скандалом и судебными разборками. Иностранные специалисты производили строительство линии в Китае. После того как китайцы разузнали тонкости этих работ, они уволили иностранцев и доделали все самостоятельно, но дешевле. от нашего блога.

Железные дороги между Россией и Китаем

Железнодорожное полотно имеет возможность сделать путешествие из Пекина в Москву быстрым, комфортным, и при этом – недолгим. Совсем скоро появится сообщение Россия - Китай и поможет в этом железная дорога. Поднебесная, вовсю занимается строительством магистрали, связывающей две столицы, что обойдется ей почти в 250 млн. долларов. Общая длина дороги планируются в 7 тыс. км, согласно карты. Ее путь пройдет по территории Казахстана, а путешествие займет два дня.

Этим строительством Китай развивает высокоскоростные технологии с международным размахом.

Железнодорожные вокзалы в Китае

Железные дороги в Китае поражают не только скоростью, комфортными вагонами, но и вокзалами. Они очень разняться между собой по всей территории страны. Имеются магистрали, поражающие инфраструктурой и габаритами как, к примеру, комплекс «Шанхай-Ханчжоу». Но, в Поднебесной еще достаточно зданий, стоящих на своих местах уже очень давно, каким является - «Аншан». На китайской ж/д станции вход в вокзал возможен только по билету, причем пункт отправления и назначения с билета считывает автомат (валидатор).

Поезда бывают разных типов, это зависит от комфорта и скорости. Тип можно понять по букве на фасаде локомотива. Самые лучшие поезда – обозначены буквой «G», они высоко скоростные (до 300 км/), Здесь не будет лишних остановок, в вагонах установлены кондиционеры и ловит сеть. Самые же опасные поезда не обозначены буквой и вовсе. От такого поезда неподготовленному туристу лучше держаться подальше.

Можно купить билет на поезд, используя сайт железных дорог Китая. Но для того, чтобы приобрети его онлайн, нужен китайский паспорт, так что, скорее всего, турист, не имея знакомых в Китае, будет вынужден обратиться в кассу.

Еще некоторые факты железнодорожного транспорта Поднебесной

По самым скромным подсчетам за 2006-2010 годы на постройку высокоскоростных магистралей в Китае затратили больше 150 млрд. долларов. Спустя 5 лет по открытию скоростных путей, ж/д транспортом перевозилось за месяц в два раза больше людей, чем самолетами. Нынче железная дорога востребована для 54 млн. человек, это столько же, сколько в Америке используют полеты.

Первой ж/д магистралью из Шанхая в Усун была дорога, созданная в 1876 г бизнесменами из Англии, при этом это случилось на 51 год позже, чем открылась вообще первая в мире стальная артерия. Начиная с 1876 г по 1911 г. во время правления династии Цинь были заложены 9 тыс. км железных дорог, среди которых была первая магистраль, построенная народом Китая.

Общая концепция построения железнодорожного сообщения в Китае почти век назад была малопродуктивной и отличалась невысоким качеством. Все дело в том, что железные дороги прокладывались большей частью в прибрежных районах, а на западе почти отсутствовали. Все участки полотна управлялись различными организациями, что снижало возможность продуктивного управления ж/д транспортом. То ли дело наше время – управление централизованное и электронное.

В период культурной революции в прокладывании железных дорог произошли значительные вмешательства, но проект не был полностью прекращен. Линии провели во многих местах, а еще был возведен огромный мост через реку Янцзы, имя которому «Нанкин-Чжичэн».

Пройдя множество препятствий на пути своего строительства, претерпев реконструкцию, различные преобразования, заложение новейших линий, железные дороги КНР смогли подняться на новый уровень. С течением времени произошло расширение масштабов железнодорожной сети. Структура этого вида транспорта была улучшена и оптимизирована. Некогда сложная обстановка по основным пропускным пунктам была значительно улучшена. В корне изменились возможности железнодорожного транспорта к адаптации в мире сложных экономических отношений.

За весь период своего существования, ж/д дороги Поднебесной 6 раз испытывали глобальные скоростные улучшения. Движение поездов стало гораздо быстрее. Также в лучшую сторону изменились плотности в расписании поездов. Возросли масштабы пассажирских и грузовых перевозок за последние годы, а коэффициенты перевозок и эффективности резко увеличились.

Железные дороги Китая на местных сайтах

Сразу стоит сказать, что сайт железных дорог Китая не может помочь в перевозках обычному туристу, так как забронировать билет в Поднебесной через него не получится, а сразу даже не поймешь, как посмотреть расписание поездов, потому как все объяснения написаны иероглифами. Дабы точно и без нервов сделать бронь на билет, лучшим вариантом будет обратиться в какую-нибудь местную турфирму, причем лично, а не на сайт. Так можно обеспечить себя проездом на китайских железнодорожных линиях.

Также не принесут особого успеха попытки взять билет в автоматах китайских железных дорог, которые есть на всех крупных станциях. В таких терминалах имеется интерфейс на английском, из общения с ним можно понять расписание поездов или имеются ли свободные места на некоторые поезда, да и к тому же цену билета. Но больше вы от них ничего не добьетесь – дальше необходимо ввести данные паспорта гражданина Поднебесной, так что – тупик.

Еще немного про высокоскоростной транспорт Китая

На локомотивах местных поездов имеются китайские иероглифы, которые означают дословно «гармония». Еще китайцы полагают, что номер поезда влияет на его работоспособность. Здесь все делают правильно и по «фен-шую». Во многих поездах имеются стюардессы, как в самолете – разносящие напитки и еду. Также вагоны разделены по категориям – обычные и бизнес класса, а в салоне имеется панель с индикатором скорости и видео записью в некоторых. Стремлениям китайцев быть первыми в супер скоростях на ж/д дорогах могут помешать Японцы. К 2045 году последние собираются проложить магистраль из Токио в Осака. Расчеты таковы, что, поездка в один конец займет всего час с небольшим.

Хорошие статьи в продолжение:

  • без участия агентства?
  • для русскоговорящих туристов

Комфортабельные, чистые, скоростные железные дороги Китая считаются дорогами будущего. В статье описана самая необходимая информация, чтобы разобраться на железной магистрали КНР. В республике используется стандартная ширина колеи (1435 мм), которая принята практически во всех странах Европы. На границе со странами, применяющими другой стандарт, используется смешанная колея.

Общие сведения о железной дороге и немного истории

Китайские железные дороги - наиболее популярный вид транспортного передвижения по стране. Более того, он отвечает за 25% железнодорожных перевозок в мире и занимает третье место, уступая только США и России. На данный момент в стране активно развивается высокоскоростная система движения.

Впервые в истории государства, КЖД появились в 1876 году и с тех пор начали стремительно развиваться. За более чем сто лет железнодорожная сеть республики стала протяженностью более чем 112 000 км.

В 2006 году, была введена железнодорожная магистраль Цинхай-Тибет, которая считается самой высокогорной.

Логотип Китайской железной дороги - старинная эмблема, узнаваемая всеми

На сегодняшний день, Китай ведет активное строительство новых линий и усовершенствование уже имеющихся. К 2020 г. в планах строительство более 120 тыс. км путей, а к 2050 году планируется расширить длину железнодорожной сети республики до 270 000 км.

В основном высокоскоростные китайские железные дороги возводятся в форме мостов.

Контактная информация железнодорожной компании

Сайт жд КНР не предназначен для перевозок туристов, поэтому забронировать на нем билет очень сложно. Более того, сразу невозможно понять, каким образом можно просмотреть расписание, поскольку все написано на китайском языке.

Чтобы забронировать билет на китайские железные дороги, рекомендуется обратиться в туристическое агентство или же просмотреть доступные порталы, адаптированные под русско-говорящих туристов:

Пригородный пассажирский комплекс

В Китае развита система поездов и пригородных электричек. Поэтому, практически из каждой провинции пассажир доберется в любую точку страны прямым рейсом.

Вид вокзала в Китае

Маршрутов здесь очень много и они протянуты через все государство. Передвижение с одного конца страны в другой занимает не более трех суток.

Сами граждане активно пользуются железными дорогами Китая, поскольку такой вид транспорта считается доступным и быстрым.

Дальнее пассажирское сообщение

Китайские железные дороги соединены с различными железными сетями других стран:

  • Казахстан - через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу.
  • Манголия - через Цзинханскую железную дорогу.
  • Вьетнам.
  • Северная Корея.

С Российской Федерацией связывают следующие переходы:

  • Маньчжурия - Забайкальск (соединяет Биньчжоускую железную дорогу с Забайкальской).
  • Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; с 1953 - Харбинская железная дорога) - жд магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.
  • Суйфэньхэ - Гродеково (Дальневосточная железная дорога).
  • Золотое звено (Приморский край).

КЖД с захватывающим горным видом

Также планируется такие транспортные коридоры:

  • Железная дорога «Чунцин-Синьцзян-Европа» (связывает китайский Чунцин с немецким Дуйсбургом).
  • Маршрут Чэнду-Европа, связывающий Чэнду (провинция Сычуань) с польской Лодзью.

Типы поездов

В Китае имеются различные типы поездов. Предлагается рассмотреть их особенности более подробно.

Обратите внимание! Обозначение номера поезда - большая буква и цифры. Буква означает категорию поезда, которая зависит от скорости, количества остановок по пути и сервиса.

  • G - способен развить скорость до 350 км/час и считается сверхскоростным.
  • D - с максимальной скоростью более 200 км/час - скоростной и на своем пути делает несколько остановок.
  • Z - развивает скорость до 16, км/час и едет практически без остановок. Как правило, это ночной поезд с плацкартными и купейными местами.
  • T - экспресс, с максимальной скоростью до 140 км/час. В нем есть сидячие, плацкартные и купейные места.
  • K - развивает скорость 120 км/час, останавливается в городах и поселках.
  • Поезда без буквы - No Prefix - низкоскоростные со старым составом.

Бронирование ЖД билетов

Скоростной поезд на вокзале

В КНР без знания китайского языка приобрести билеты довольно сложно, особенно, если турист говорит исключительно на русском. Однако для туристов существуют различные сайты, где информация переводится на английский язык, но приобретается билет только в кассе, по предъявлению паспорта.

Приобрести билет через автомат на крупных станциях невозможно, поскольку для покупки через него посадочного билета необходимо предъявить паспорт гражданина КНР. Однако в таких терминалах размещено расписание поездов, наличие свободных мест, карта маршрута и информация о том, на какую колею прибывает поезд.

Билеты в Китае начинают продаваться за 21 день до посадки поездов категорий G, C, Z, и за 3-10 дней – на обычные поезда.

Вокзалы в Китае похожи архитектурой, исключение - старые вокзалы в небольших поселках.

Обратите внимание! Новые и современные вокзалы строят на окраинах городов, чтобы до них было легче добираться. Именно поэтому, рекомендуется предварительно узнать, где находится вокзал в том или ином городе.

Типы вагонов/поездов

Поскольку основным способом передвижения в Китай (China) являются поезда, то стоит обратить внимание, что они достаточно новые и современные.

Современный вокзал в КНР

Основными типами вагонов считаются:

  • Мягкий спальный - двух или четырех местное купе.
  • Жесткий спальный - купе с шестью полками.
  • Мягкий сидящий.
  • Жесткий сидящий.
  • Сиденья первого и второго класса существуют в поездах категории Д. Их отличает только комфортабельность кресел.

В современных поездах пассажирам предоставляются различные услуги. Такие поезда имеют розетки для подзарядки гаджетов, интернет и небольшие буфеты. На протяжении всего маршрута сотрудники поезда ходят с тележками и предлагают различную еду в зависимости от времени суток.

Старинный вокзал

Обратите внимание! Обычные поезда категории No Prefix аналогичны русским поездам, поэтому сотрудники вагона проходят реже.

Железнодорожная магистраль в Китае достаточно развита и удобна. Хочется добраться быстро и с комфортом до другого населенного пункта? В Китае это возможно!

Если в России высокоскоростные поезда - это, скорее, дань моде и великодержавные понты для поддержания реноме, то Китай использует строительство высокоскоростных железных дорог, как стратегический инструмент создания единого экономического пространства на территории всей Юго-Восточной Азии.

В последние два десятилетия Китай стремительно развивает свою железнодорожную инфраструктуру, создавая все более быстрые поезда и охватывая новыми путями даже самые дальние уголки страны.

Сейчас в Китае около 76 тысяч скоростных железнодорожных путей и сеть эта с каждым годом становится все больше и больше. Каждый год в Китае строит более 2 тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий. После создание внутренней сети скоростных поездов на всей территории Китая и запуска в работу масштабнейшего проекта - высокоскоростной линии в Тибет, китайцы вплотную подходят к осуществлению грандиозной идеи по связыванию высокоскоростными железными дорогами всех государств Юго-Восточного региона Земли: Великой Китайской железной дороги.

В ближайшие несколько десятилетий Китай хочет создать железнодорожную сеть, покрывающую многие страны Азии. В числе первых государств, куда зайдут китайцы для реализации этой идеи будут Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Мьянма и Сингапур. КНР собирается выкупить уже существующие в этих странах железные дороги, полностью их реконструировать, построить новые (всего около 40 тысяч километров магистралей) и развернуть на их основе единую азиатскую высокоскоростную железнодорожную сеть. Причем, необходима она будет как для перевозки пассажиров, так и для трансферта грузов. Ведь все перечисленные страны в последние десятилетия являются основными производителями товаров широкого потребления в мире.

Главная задача будущей Великой Китайской железной дороги - это интеграция стран Юго-Восточной Азии в единое экономическое и транспортное сообщество, самый крупный рынок, самый крупный промышленный и экономический центр мира. В общем, Китай создает новую Китайскую Империю, для чего вовсе не обязательно завоевывать другие страны, достаточно лишь купить их инфраструктуру и интегрировать ее в инфраструктуру Поднебесной. А кто контролирует инфраструктуру, тот контролирует современный мир. В Китайской Народной Республике отлично понимают данный принцип.

Есть у китайцев и более грандиозные замыслы: не только связать воедино высокоскоростными железными дорогами всю Восточную Азию, но и обеспечить связь, с помощью высокоскоростной железной дороги, конечно, с другими мировыми центрами: Европой и Северной Америкой.

Аналогом этому проекту может служить знаменитый «Восточный Экспресс»: появившийся в1883-м году знаменитый железнодорожный маршрут - Париж-Стамбул. Тогда появление этой линии казалось чем-то невероятным и прогрессивным. Ведь за каких-то 67 часов можно было добраться от центра Европейской Цивилизации до ее окраин. Сейчас, более чем через сто лет после этих событий, идет разработка куда более масштабного и знакового проекта - строительства железнодорожной магистрали Пекин-Лондон.

Как заявляет Ван Меншу (Wang Mengshu) - член Китайской инженерной академии, куратор железнодорожных проектов Китая - возведение такой дороги, если задаться целью, возможно за каких-то десять лет. И поезда по маршруту Пекин-Лондон будут проходить за двое суток - это столько же, сколько был в пути Восточный Экспресс конца 19-го века. Но теперь этот поезд уместнее было бы назвать Западный Экспресс, учитывая, что инициатива его создания исходит именно от Китая.

Другой проект, еще более грандиозный: строительство высокоскоростной железнодорожной линии из Пекина в Лос-Анджелес, часть которой пройдет в тоннеле под водой. Это может показаться фантастической выдумкой, но Китай всерьез размышляет о реализации глобального инфраструктурного проекта, который соединит Азию с Северной Америкой посредством железной дороги. Пресса КНР уже не первый месяц муссирует эту тему, китайское правительство делает официальные заявления о желании взяться за дело, а лучшие специалисты страны просчитывают маршрут и бюджет будущей колеи.

Предполагается, что железная дорога длинной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем уже снова по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а затем и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. Высокоскоростные поезда будут преодолевать данное расстояние за двое суток, что делает эту железную дорогу хорошей альтернативой самолетам для людей, которые по тем или иным причинам не могут летать, и, особенно, для грузовых трансконтинентальных перевозок.

В начале строительства высокоскоростных железных дорог китайцы все технологии экспортировали с Запада, но быстро научились производить все необходимое у себя. Огромные финансовые и научно-технические резервы, сосредоточенные Китаем для осуществления своих железнодорожных проектов, приносят плоды: китайцы вплотную подошли к самым передовым рубежам в этой сфере. Одна из передовых научно-технических разработок, над которой работают китайские инженеры - поезд «CRH-X Cobra», который сможет развивать среднюю скорость более 500 километров в час.

Недавно в Китае уже прошли успешные испытания скоростного электропоезда собственного производства «CRH2-380A», развившего скорость 486 км/час. Но это лишь промежуточный этап - на пути создания продвинутой модификации поезда «CRH-X», которая за свою форму, мобильность и способность изгибаться получила название «Cobra».

На написание этого текста меня неожиданно сподвигла дискуссия на форуме, можно ли передвигаться и ориентироваться на китайских жд самостоятельно, или нужно, чтобы вас водили за ручку. Как результат - мне ужасно захотелось рассказать, как же работают жд Китая в реальности. Сразу оговорюсь, что мы ездили только на скоростных поездах и, конечно, охватили не все вокзалы даже Пекина, но в целом представление о местных железных дорогах составили.

Обычно в начале статьи про железные дороги я даю ссылку на официальный сайт местных жд, где можно посмотреть расписание и купить билеты. Увы - сайт китайских жд вам ничем не поможет, ибо все там указано иероглифами и лаовая , вроде нас с вами, только напугает:) Предприимчивые люди и фирмы этим активно пользуются, продавая билеты с небольшой наценкой, например, мы для трех поездок в Китай пользовались сайтом ctrip.com . У них приемлемая комиссия и довольно понятный интерфейс. Оплачиваешь билеты картой, получаешь от сервиса письмо с кодом, распечатываешь и везешь с собой в Китай. Предполагается, что ты чуть раньше придешь на вокзал и получишь этот билет в кассе, предъявив код бронирования и свой паспорт.

Сразу скажу, что на некоторых вокзалах мы видели автоматы по продаже билетов, но купить там билеты иностранцам нельзя - требуются местные реквизиты.

Железнодорожные вокзалы Китая вызвали у нас шок и трепет: вот, к примеру, Северный вокзал Пекина, который выглядит как вполне себе современный европейский аэропорт.

Едем вниз поесть

Под вокзалом - торговый центр и кафе

Кассы и табло

Табло крупно - да все понятно!

Турникеты на перрон

Посадка

Еще одно табло у турникетов

А вот Северный вокзал Нанкина (3 км в поперечнике, настоящая махина).

Вокзал в Сиане

Справедливости ради не могу не отметить, что даже в Пекине не все жд вокзалы такого уровня: тот же Центральный вокзал гораздо ближе к какому-нибудь нашему Курскому до реконструкции, включая толпы крестьян с баулами, сидящих на площади прямо на полу, невнятными закутками, торгующими разной ерундой.

В Китае повсеместная проверка безопасности: в ключевых туристических местах просто так не войдешь: стоит рамка металлоискателя и лента для вещей, точно так же все на входе в место и вокзалы, движение "закинул руку за плечо, достал рюкзак, положил на ленту, закинул на спину" отработан у меня до автоматизма. Кроме проверки вещей, безопасность на входе на станции проверяет ваши билеты и паспорта (хотя мне до сих пор непонятно, что они там понимают).

Контроль безопасности сверху

***
В наших поездках в Китай мы только один раз ездили на более-менее привычном поезде средней скорости - когда ездили в Бадалин, смотреть Великую китайскую стену.

Специально для туристов - билеты на поезд в Бадалин продаются на улице в специальном окошке, в вокзал входить не надо

Советую прийти пораньше - мы пришли за час примерно, чтобы осмотреться, и не зря - весь немаленький зал сидел и ждал нашего поезда. Выход на платформу - на противоположной от входа стороне, лучше сразу переместиться туда и стоять у выхода, потому что как только начнут открывать двери, в зале мгновенно выстроится огромная очередь.

Поезд внутри - этакая электричка какой-нибудь трениталии

Поезд до Бадалина рядом со скоростным на вокзале Пекина

Вокзал довольно стремный (единственный такой мы видели именно в Бадалине), но чистый, просто очень бедненький, что странно, учитывая, что отсюда идут к Великой Китайской стене и потоп довольно значимый.

На каждой китайской станции и даже на каждой станции место обязательно есть бесплатный туалет, где есть кипяток - китайцы носят с собой термосы и заваривают чай с жасмином, я писала об этом в рассказе о китайской еде.

Все прочие переезды по стране мы осуществляли на скоростных поездах - я называю такие паровозы утятями

К слову о дублировании на английском - это Нанкин

Билеты в кассе получить довольно просто : вы суете в окошко паспорт и бумажку с бронью, вам выписывают билет. Помню, когда мы делали это впервые, за нами тут же выстроилась очередь из туристов, которые до нас просто слонялись возле касс и, вероятно, прикидывали, что им делать со своими бронями. Я, наверное, так уверенно топала к кассе, что все решили, что я знаю, что делаю, и потопали за нами, что оказалось верным решением:)

И тут мы осознали сюрприз - никто не гарантирует, что билеты будут рядом, и даже что они будут в одном вагон . У нас был один случай, когда билеты за 3 дня до выезда выдали нам в разные вагоны. Делать нечего - пришлось топать в разные (меняться местами у местных не особо принято, они просто не понимают, чего от них хотят). Придя на свое место, я увидела две пары кресел, повернутых друг к другу, сидящих на них четырех китайцев, играющих в карты. Я так растерялась, что уперла руки в боки и на чистом русском сказала: "Мужики, чего сидим, место вон то - мое!" Китайские мужики тоже растерялись, но моя мимика и интонация обычно настолько доходчивы, что местное населения меня отлично понимает. Сперва они попросили показать билет - я показала - издалека. Затем они жестами попытались отправить меня в другой вагон (у нашего друга там, мол, есть место), я продолжала на русском же объяснять, что никуда с сумкой не потопаю, в итоге китайцы вздохнули и пошли играть в тамбур, сидя на корточках, а я в итоге несколько часов сидела одна как прынцесса. Можно было, конечно, зазвать Дениса из соседнего вагона, но у нас не было уверенности, что хозяева мест не вернутся:)

Не могу не отметить полное безразличие китайцев к личному пространству : совершенно нормальная практика толкаться в очереди в кассу, как только между вами и впереди стоящим человеком образуется хотя бы пара сантиметров, туда тут же пытается втиснуться кто-то без очереди. Совершенно нормально (для них) влезть и посмотреть, что я там подаю кассиру (один раз не выдержала и сказала "цирк что ли!", так половина очереди удивилась, чего это я возмущаюсь, антиресно же, чо там лаоваи делают)

У выхода с номером билеты проверяют тетеньки в форме и пропускают вас через турникеты. Это и дополнительный контроль, чтобы вы не прошли без билета, и контроль за тем, чтобы местное население не запуталось, на какой поезд садиться (да-да, местные там тоже путаются). До прихода поезда на перрон часто не пускают. И не из вредности, а из соображений безопасности: как-то мы стоили у турникета первыми и двери на перрон были приоткрыты - от проходящего поезда шла такая ударная волна, что нас чуть не снесло даже в здании вокзала, представляю, как это ощущается на самом перроне (напоминаю, что скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч и выше, внутри этой скорости не ощущается и меня даже не укачивает).

На платформе

Номер вагона

Меня жутко волновал вопрос - когда стоянка проходящего поезда 2 минуты, как такое количество народу умудряется сесть? Все просто: на перроне есть разметка, где какой вагон и где двери, все выстраиваются по разметке в линейку, затем быстро заходят, поэтому 2-3 минуты - это нормальное время, чтобы весь вагон вышел через одни двери и вошел через другие двери (потоки не смешиваются).

Расселись

Туалеты. Есть европейские, есть с дыркой в полу (это, кстати, для Китая вполне нормально, ненормально то, что они двери не закрывают, толкаешь дверь - а там дед над дыркой сидит и даже не смущается, подмигивает мне, мол, дело житейское:)

Кипяток

По запросу дополнительно нашла дома парочку билетов, можно посмотреть, какая информация есть на билете.
Итак, смотрим:
1 билет - Пекин Южный - Сиань, 2 билеты - Лоян - Пекин Южный

Красные цифры - номер билета.
Слева вверху дата и время отправления.
Справа вверху - номер вагона и номер места. т.е. 6-й вагон и 98-е место.
515,50 - цена в юанях.
ФИО - понятно
Ниже, номер удостоверяющего дока/паспорта (российский загранпаспорт)
Пекин - Сиань иероглифами и ниже латиницей.
Между ними стрелкой направление движения, номер поезда. G - буквенное обозначение скоростных поездов, "утять".