(1 вариант)

Николай Рубцов - лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

(2 вариант)

Главный герой стихотворения Н. Рубцова - его «малая» родина.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Первая строчка - обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, - обращением. Только «школа моя деревянная» - это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.




Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. -Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: -Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная! Время придёт уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Тихая моя родина Н.М.Рубцов




Какому русскому писателю посвятил Рубцов своё стихотворение? В.И.Белов подарил Рубцову свою строку «Тихая моя родина» из своего короткого рассказа «На родине», теперь на лирическом шедевре Рубцова «Тихая моя родина» стоит посвящение В.Белову Василию Ивановичу Белову () русскому писателю, одному из крупнейших представителей «деревенской прозы».


Какова тема этого стихотворения? Возвращение на родину В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.


Какие чувства испытывает лирический герой? Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе


Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»? Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зелёный простор. Из этих воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени.


Нарушили ли перемены, произошедшие в родном краю, «чувство родины» в душе лирического героя? Нет: глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зелёным просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного


С какой целью автор использует элементы высокой лексики? Погост - кладбище, обычно сельское. Обитель - 1. Место, где кто-то живёт, жилище. 2. То же, что монастырь. Поэт словно окружает родину ореолом святости, понимает, насколько это важно сохранить связь времён, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое


Какое слово в стихотворении Рубцова является ключевым? Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение покоя милой сельской глубинки Какое значение имеет его повторение? Здесь всё просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима




Какое чувство связывает лирического героя с родиной? С родиной у лирического героя «самая жгучая, самая смертная связь» Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя приём градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к ещё более действенному «самая смертная»






1. Материалы сайта «Весь Рубцов»: 2. Материалы сайта «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова: 3. Кожинов В.В.Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. - М.: Советская Россия, Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Использованный материал:



Каждый человек рождается, взрослеет и умирает. У каждого из нас есть место, в котором прошло наше детство и юность. Место, которое мы запомним на всю нашу жизнь. Место, куда нас будет тянуть вернуться. Такое место называется малая родина. У Николая Рубцова таким местом стал маленький северный город Няньдома. Именно там прошли первые годы жизни будущего поэта.

Николай Михайлович приехал на свою малую родину, будучи уже взрослым человеком и довольно известным поэтом. После увиденного, он написал стихотворение «Тихая моя родина». Случилось это в 1964 году.

Стихотворение «Тихая моя родина» - глубоко лирическое и пронзительное произведение. Это воспоминания поэта о детстве и осознание того, что прошлого не вернуть.

Из первой строфы стихотворения мы узнаем, что в этом северном городишке похоронена мать поэта. Рубцов не сразу находит ее могилу. Он обращается к местным жителям с вопросом о том, «где тут погост?». На что получает ответ: «Это на том берегу». Далее мы узнаем, почему так получилось: «Между речными изгибами вырыли люди канал». Но, не смотря на все внешние изменения, Рубцов помнит родные места, говоря: «Я ничего не забыл».

Далее мы узнаем, что старая школа осталась стоять на прежнем месте. Как и в детстве поэта, она ограждена зеленым забором. Рубцов, сравнивая себя с вороной, говорит, что раньше очень любил сидеть на этом заборе. И сейчас он не может отказать себе в таком удовольствии. Поэт взбирается на забор и любуется зелеными просторами.

В стихотворении «Тихая моя родина» присутствуют также нотки грусти и сожаления. Оно написано в прошедшем времени. Сейчас его место заняли другие мальчишки и девчонки. Поэт по-доброму завидует им.

Стоит отметить, что Николай Рубцов, хоть и прожил большую часть своей жизни в большом городе, но так и не стал городским. Поэт не утратил невидимой связи со своей малой родиной. До последнего своего дня Рубцов помнил и любил этот маленький северный городок, в котором прошло его детство.

(1 вариант)

Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

(2 вариант)

Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.