У каждой девочки в детстве была любимая кукла. Кукла, которую помнишь даже став взрослой девочкой. У вас есть такая кукла? Сохранилась она? Или живет только в ваших воспоминаниях?

Ах, куклы! Для девочек они словно живые. Настоящие подружки! Если бы кукла умела говорить, она могла бы многое нам рассказать. То, что порой скрыто от наших глаз. Ведь в игре девочки проигрывают свои эмоции и чувства, отношения в семье, боль и радость.

Главный герой книги кукла Милочка. От её лица ведется повествование. С её слов мы узнаем о характерах хозяек, о чувствах куклы и её сложной судьбе.

Начинается история с магазина. С тесной и темной коробки. Куклу купили в подарок девочке Нате. Сначала Ната очень расстроилась, и даже плакала: кукла была не одета. Но прекрасна. Мама убедила девочку, что они вместе много красивой одежды. Так и случилось. Кукла получила имя Милочка и прекрасные наряды, сшитые мамой и дочкой.

Ната заботилась о Милочке. Рассказывала ей сказки, целовала в обе щечки, наряжала. Брала с собой в гости и учила писать. Милочка была счастлива! Все было прекрасно, до тех пор, пока в дом к Нате не постучалась бедная женщина, жена плотника.

Она пришла к Вере Андреевне, к маме Наташы за помощью. Она нуждалась в деньгах, так как её муж попал в больницу. И Ната, с её отзывчивым и добрым сердечком тоже захотела помочь. Но как? У неё нет денег, только игрушки… И Ната решила устроить лотерею. Подружки убедили Нату поместить Милочку в число выигрышей, иначе никто участвовать не будет. Нате было грустно расставаться с любимицей, но и помочь хотелось. И она решилась. Ната очень надеялась, что Милочку выиграет кто-то из её близких, и кукла останется с ней. Но этого не случилось. И Милочка переехала жить к Мане.

Что чувствовала Милочка? Страх, горечь и гордость Нату. Как ей будет житься у новой хозяйки? Будет Маня также её любить?

Так начались приключения куклы Милочки. Маня не станет последней хозяйкой куклы. Мила побывает у Параши, у Сони, у Луизы, снова вернется к Соне, потом поживет у Ниночки, окажется на волоске от смерти, но все закончится хорошо!

У каждой девочки – разный характер, и разное социальное положение. Вместе с Милой мы

учимся отличать добро от зла. Понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

В книге «Записки куклы» затронуто так много насущных проблем!

Это и любовь к людям, сострадание, человечность.

Это бедность-богатство.

Жестокость! Да, не все хозяйки Милочки оказались нежными и добрыми, как Ната.

Воровство, мучения совести и раскаяние в содеянном.

Милосердие и сострадание, на примере Наташи.

Шантаж! Мы можем поговорить с ребенком об этом после прочтения книги, и научить его распознавать такие вещи и не поддаваться им.

Зависть. Отношение к людям и к вещам тоже.

Очень хорошая и интересная, познавательная книга^_^)

Евгения 0

Достоинства: Оригинальный текст издания 1898 года сохранили, а вот иллюстрации, к сожалению, нет. А зря...Иллюстрации из данной книги слишком "топорны". Недостатки: Отношение "голубой крови" к простому сословию изображено слишком идеалистически. В реальности все обстояло несколько иначе. Комментарий: Похождения куклы изложенные от первого лица. Неплохие истории, но не в данном исполнении.

Марго 0, москва

Достоинства: Отличная книга для маленьких девочек, написанная с учетом детской психологии. Учит правильным вещам. Подарил племяннице на Новый Год, девочке 8 лет. Прочитала за два дня. Очень понравилась. Книга в твердом ярком переплете, большие буквы, хорошие картинки. Недостатки: Не заметил. Комментарий: Спасибо команде "Озон" за своевременную доставку перед НГ.

Глухан Владимир0, г. Симферополь

Достоинства: Замечательная книжка для девочек, по вечерам очень хорошо читать в семейном кругу. Познавательная и учить красиво разговаривать, и доброму отношению. Такие книжки очень нужны девочкам в детстве.

дрогалева ольга, 43

Купила книгу дочке, 9 лет. Она прочитала ее "залпом". Безумно интересная книга. Всем советую.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Варвара Андреевская Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу популярной детской писательницы Варвары Андреевской – «Записки куклы». Книга прочитана популярной артисткой, радиоведущей, актрисой дубляжа – Аллой Човжик… - МедиаКнига, (формат: 170x240мм, 304 стр.) аудиокнига можно скачать
    94 аудиокнига
    Варвара Андреевская Повесть русской писательницы Варвары Андреевской написана от лица куклы по имени Милочка. Главная героиня повести попадет в руки к самым разным хозяйкам - богатыми бедным, хорошим и не очень, а… - Энас-книга, (формат: 70x90/16, 112 стр.) Заветная полка 2013
    204 бумажная книга
    Костюхина М. "Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века" Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII … - Новое литературное обозрение, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    590 бумажная книга
    Костюхина Марина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 2017
    888 бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и… - Новое литературное обозрение (НЛО), (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) 2017
    388 бумажная книга
    Марина Костюхина электронная книга
    329 электронная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII – начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем – шитье и… - НЛО, (формат: Твердая бумажная, 304 стр.) Библиотека журнала «Теория моды» 2017
    бумажная книга
    Марина Костюхина Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание - (формат: 170x240мм, 304 стр.) Библиотека журнала"Теория моды" 2016
    517 бумажная книга
    Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди - (формат: 170x240мм, 304 стр.)
    560 бумажная книга
    Н. Я. Симонович-Ефимова Художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова оставила большое творческое наследие. Это не только живописные полотна, листы акварелей, офортов, автолитографий, альбомы с рисунками, театральные эскизы… - Советский художник, (формат: 60x100/16, 422 стр.) 1982
    240 бумажная книга

    Часто ли мы задумываемся о том, что думают о нас окружающие? Друзья, подруги – да, нас интересует их мнение, мы к нему прислушиваемся. А что думают о нас те, с кем мы проводим в детстве так много времени, одушевляем, «очеловечиваем» их – наши игрушки?

    «Записки куклы» русской писательницы XIX века Варвары Андреевской написаны от лица такой игрушки – куклы Милочки, у которой судьба складывается так же, как у людей – то несчастно, то счастливо.

    Героиня повести попадает в руки к самым разным хозяйкам – богатым и бедным, хорошим и не очень, а мы можем не только следить за приключениями Милочки, но и узнать много интересного о жизни и быте девочек того времени. А ещё, переживая за куклу, будем учиться сопереживать людям.

    Представляем фрагмент для ознакомления.

    Глава 2. Лотерея

    …в одно прекрасное утро сидели мы с Натой в столовой. Веры Ивановны дома не было.

    Вдруг в прихожей раздался звонок, горничная пошла открывать дверь. Ната взяла меня на руки и бросилась вслед за ней, думая, что это вернулась её мама, а может быть, и просто из любопытства: она любила выскакивать на каждый звонок, несмотря на то, что за это ей порой доставалось.

    Горничная отворила дверь и, увидев совершенно незнакомую бедно одетую женщину, спросила, что ей надобно.

    Женщина была ещё не стара, но чрезвычайно бледна; она держала на руках ребёнка, закутанного в старое ватное одеяльце. Рядом с ней стояли двое старших детей ― мальчик и девочка, оба плохо одетые и с такими печальными лицами, что, глядя на них, я готова была расплакаться, ― если только куклы могли бы плакать.

    ― Вера Ивановна дома? ― спросила слабым голосом женщина.

    ― Нет, ― ответила горничная.

    ― А скоро вернётся?

    ― Не знаю… А на что она вам? Скажите, я передам.

    ― Я жена столяра Ивана, который постоянно на них работает. Может быть, знаете?

    ― Как его не знать! Он сюда часто приходил, а теперь вот что-то давно не показывается.

    ― В больнице лежит. А вчера прислал сказать, что ему стало хуже. Просит, чтобы я к нему пришла и детей привела ― повидать хочет, проститься… Думает, что не выживет… Вот я и решилась зайти к Вере Ивановне, попросить, не поможет ли чем. Деткам, главным образом. Их покормить надо, сама-то кое-как перебьюсь… ― проговорила бедная женщина и закашлялась.

    ― Да и вы не крепки, ― с состраданием покачала головой горничная.

    На глаза бедной женщины навернулись слёзы:

    ― И правда, сама еле хожу… Так вы передадите мою просьбу Вере Ивановне?

    ― Непременно, ― заверила её горничная. ― Наша барыня очень добрая, она не откажет.

    Пока Надя ― так звали горничную ― разговаривала с бедной женщиной, я всё смотрела на несчастных детей. Сравнивая свой капотик с теми лохмотьями, которые были на них, я благодарила судьбу за то, что она закинула меня к такой доброй девочке, как Ната, которая постоянно обо мне заботилась и никогда не забрасывала, как часто делают другие дети со своими куклами. Если бы было можно, я сейчас же открыла бы свой комодик, достала оттуда бельё и платья и поделилась ими с несчастными малютками. Но ведь я кукла, и не могу сама ни двигаться, ни шевелиться, а делаю только то, что меня заставят…

    Ната, должно быть, тоже что-то в эту минуту обдумывала, потому что её весёлое, улыбающееся личико вдруг стало серьёзным.

    Положив меня на диван, она в ожидании мамы подошла к окну. Вера Ивановна очень скоро вернулась.

    ― Мамочка, милая, дорогая, ― кинулась к ней Ната, ― что я тебе скажу! ― и начала рассказывать о бедной женщине. ― Я очень хочу помочь ей! Мне так жаль и её, и её детей… Если бы ты видела, какие они бледненькие!

    Вера Ивановна ласково взглянула на неё, притянула к себе и крепко поцеловала: ей приятно было видеть, что у Наты такое доброе и отзывчивое сердечко.

    Я стала с любопытством прислушиваться к их разговору.

    ― Если бы я была большая и у меня были бы деньги, я бы их отдала им, ― говорила Ната, обнимая Веру Ивановну. ― Но зато, мама, у меня есть игрушки… Как ты думаешь, если их продать, денег будет много?

    ― Нет, Наточка, продать игрушки трудно. Их никто не купит, или дадут слишком мало. Лучше устроим лотерею, это будет и легче, и гораздо выгоднее.

    Слово «лотерея» было мне немножко знакомо. Лёжа в коробке в магазине, я однажды слышала разговор двух приказчиков: они собирались разыгрывать в лотерею какие-то вещи.

    «Неужели Ната поместит и меня в число выигрышей?» ― с ужасом подумала я и взглянула на мою маленькую хозяйку. Но она даже и головы не повернула и продолжала толковать с Верой Ивановной, как всё это устроить.

    ― Мы напишем билеты с номерами и назначим небольшую цену, ну, хотя бы по двадцать копеек, ― советовала Вера Ивановна. ― Значит, кое-что наберётся. Да мы с папой рублей по десять прибавим.

    ― Значит, когда она сегодня вечером придёт за ответом, Надя может обещать ей это?

    ― Может. Если ты до тех пор не передумаешь относительно лотереи.

    ― О нет, мама, не передумаю!

    Вера Ивановна улыбнулась, встала с места и пошла в другую комнату, а Ната, заложив ручки за спину, молча стала ходить взад и вперёд по комнате, причём личико её приняло такое серьёзное выражение, какого я у неё ещё никогда не видела.

    Кругом было тихо, только лёгкие шаги девочки раздавались по паркету. Однако вскоре тишина была нарушена, в комнату вошла кузина Наты ― Леночка Жданова, с которой моя хозяйка всегда дружила.

    Ната поздоровалась с ней и тотчас принялась рассказывать о предполагаемой лотерее.

    Девочки долго говорили, не смолкая. Я их слушала с большим удовольствием, пока они не заговорили обо мне… Милочку тоже поместим в числе выигрышей, ― настаивала Леночка, ― иначе никто не возьмёт ни одного билета. Я первая не то что двадцать копеек, но и пятака не дам, если ты не выставишь Милочку!

    «Как! ― подумала я, задрожав всем телом. ― Меня тоже будут разыгрывать? Значит, я не останусь больше жить с Натой, а попаду к другой, незнакомой девочке, может быть, злой, гадкой, которая не захочет беречь меня, не захочет любить и баловать так, как любила и баловала Ната… Это ужасно!»

    Я хотела вскочить с места, чтобы подбежать к Леночке и заставить её замолчать, но, увы, оставалась неподвижна. Кукла вынуждена молчать, когда хочется говорить, и улыбаться, когда хочется плакать…

    Андреевская, В. Записки куклы / В. Андреевская; худож. И. Колтушина. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 112 с.: ил. – (Заветная полка).