Развитие речи.

– Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)

– Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.

Учитель предлагает детям обратить внимание на герб и флаг. Сообщает, что каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. Предлагает вспомнить, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).

Учитель обращает внимание учеников на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.

Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.

– Какого цвета флаг нашего государства?

Что изображено на нем?

Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает информацию о флаге. По флагу, который держит человек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.

А по национальному орнаменту «кошкар муйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.

– А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?

Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает 3 метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов, и, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает высоко и видит больше всех.

Итог урока. Рефлексия.

    Для чего люди знакомятся?

    Как называется ваша первая учебная книга? (...)

    Чему она будет вас учить?

    Какие правила обращения с книгой вы сегодня узнали? (Использование закладки)

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику в прописи

улыбку, если цель достигнута частично - прямой ротик, если цель не достигнута - грустный ротик.

На шкале трудности

Дети закрашивают количество кружков, соответствующих сложности материала на уроке.

Тема: Согласные звуки /п/-/п, /, буквы П, п.
Цель: - познакомить со звуками /п/-/п, /, обозначение их одной буквой П;
- упражнять в умении читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; понимать их значение;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: компьютер, м/ф «Боцман и попугай», мягкая игрушка, магнитная доска, двойные прямоугольники с буквой г.
Билингвальный компонент: походить – жүру, полетать - ұшу, попрыгать - секіру, потанцевать - билеу.

Ход занятия
Организационный момент.
- Сәлеметсізбе, балалар. Отырындар.
Начинается занятие,
Оно пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим цветом, и вы узнаете, какое занятие сейчас будет.
ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ
- А для чего нужно это занятие? (чтобы учить звуки и буквы, учиться читать слова и предложения). Сегодня, мы продолжим учиться на нашем занятии.
Формирование новых знаний.
- К нам в гости прилетел гость из дальних жарких стран – Попугай. Он узнал, что вы научились различать мягкие и твёрдые звуки. Он собрал картинки, в названиях которых встречаются звуки /б – б/, /п – п/ и принёс вам. Проверьте, какие слова начинаются на мягкие согласные, а какие – на твёрдые. Если слова начинаются на твёрдый звук, то встают ребята первого ряда, если на мягкий звук – второй ряд.
Показываю предметные картинки – дети определяют звук (бегемот, баран, бусы, белка, подушка, поросёнок, птица, петушок, пирог, пять)
- Теперь Попугай предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко», а отгадки вы должны найти на картинках, которые он принёс.

Я – хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны …(подушка-жастық)

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это … (поросёнок- торай)

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица-қүстар).

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?... (петушок-әтеш)

Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый … (пирог- самса).

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (пять - бес)

Ребята, Попугай просит вас выделить первый звук в словах: подушка, поросёнок, птица. (звук /п/ - твёрдый);
- А в словах петушок, пирог, пять? (звук /п/ - мягкий согласный).
- Что мы можем сказать об этих звуках? (согласные звуки, т.к. их нельзя петь, воздух встречает преграду; глухие, т.к. не чувствуем дрожи в горле, когда кладём пальцы на горло; могут быть твёрдые и мягкие).
- Мы с Попугаем приготовили для вас небольшой отрывок из мультфильма, который вы должны внимательно посмотреть, а затем назвать слова в которых встречаются звуки /п – п/. Будьте внимательны.

Просмотр отрывка из мультфильма «Боцман и попугай» (от начала 05 мин. и до 07.12с)
(посмотрел, потянулся, пианино, пол, паркет, приседания, полизал, пылесос, упал, перо, шляпа, прыгнул, полетел).
- Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели мультфильм.

Физминутка.
Попугай – очень подвижная птица. Он любит походить – жүру, полетать – ұшу, попрыгать - секіру, а также он любит танцевать - билеу (дети вместе с попугаем выполняют движения)

Знакомство с буквой П.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки /п/-/п, /. Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву Г. (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Г).
- Раскроем её и увидим, что она превратилась в неизвестную нам букву П. На что она похожа?
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
(В.Степанов)
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись –
Подойди да подтянись.
(А.Шибаев)

Чтение слогов и слов (на каждой парте набор слогов и слов, которые дети читают хором)
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
ПАП ПОП ПУП ПЭП ПИП ПОЛ
ПА-ПА ПИ-ЛА ПОЛ-КА ЛИ-ПА ПУ-ШОК
У па-пы пи-ла.
Па-па пи-лил.
Он де-лал пол-ку.

Закрепление изученного.
- Ребята, с нашим другом случилась беда. Он всё перепутал: ему нужно соотнести слово и картинку. Давайте ему поможем (на магнитной доске закреплены листы с изображением предметов, а детям раздаются полоски бумаги, на которых написаны слова. Они должны прочесть слово и с помощью магнита прикрепить его к нужной картинке).

ЧИП
ПА-ПА
ПАС-ТА
ПИН-ГВИН
ПУП
ЧЕ-РЕ-ПА-ХА
ПУМ-БА
ПЕШ-КА
ПА-РО-ВОЗ
ПЁ-СИК
ПЯ-ТА-ЧОК
ПУШ-КА
ПЧЕ-ЛА
ПТИ-ЦА
ПО-ПУ-ГАЙ
ПЕ-ТУХ
ПО-НИ
ВИНИ - ПУХ

Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня с вами хорошо поработали. Что мы делали? (учились определять звуки, рассуждали, развивали своё внимание, учились читать) С какой новой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает?
Давайте попрощаемся с нашими гостями и с Попугаем. (Сау болыныз). На последок Попугай просит вас поиграть с ним в игру, название которой тоже начинается на звук п – прятки. Найдите в группе его фотографию и получите задание, которое вы должны выполнить.

Данное занятие знакомит дошкольников с "Предшколой", дети узнают новые школьные слова, смогут познакомиться со сверстниками, научатся пользоваться пеналом и его содержимым. Практическая работа по раскрашиванию слов на школьную тематику позволит воспитанникам "Предшколы" закрепить знание основных цветов, дети научатся обводить по контуру, аккуратно штриховать. К конспекту прилагается презентация и карточки со школьными словами для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Шахова Ольга Сергеевна. Я учитель начальных классов. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы отправимся в волшебную страну, которая называется “Предшкола”. Хотите узнать, что это за страна? Тогда скорее садимся в сказочный паровозик. Давайте встанем вкруг и возьмемся за ручки, как вагончики. Чтобы наш паровозик отправился в путь давайте споём его любимую песенку “Мы едем, едем, едем…” .

Вот мы и приехали садитесь на места.Мы попали в сказочную страну. А кто из сказочных героев любил путешествовать не смог усидеть дома и убежал от бабушки и дедушки? . У нас в гостях колобок, он тоже хочет с нами поучится.

Нас встречают ребята из страны “Предшкола”. Как вы думаете какое важное для нас слово прячется в названии этой страны? (школа) А что можно делать в предшколе? Зачем нужно ходить в школу детям?

Сегодня у нас первый урок знакомства. Давайте познакомимся и подружимся. Как тебя зовут – нужно назвать свое имя и фамилию. (Дети передают друг-другу колобка) Вот мы и познакомились.

Сегодня вместе с Колобком мы выучим наши первые школьные слова.

  1. Школа- что это такое?

У вас в рюкзачках лежит пенал. Для чего нужен пенал?

“Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается,
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.”

Найдите красный карандаш и закрасьте красным слово ШКОЛА на вашей карточке.

2.-КТО ТАКИЕ УЧЕНИКИ? – закрасьте зеленым слово ученики на вашей карточке.

3- КТО ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ – закрасьте синим слово ученики на вашей карточке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. А зачем в школе звенит звонок? Ребята, мы с вами в сказочной стране- а значит вы- маленькие волшебники. Возьмите красный карандаш и закрасьте буквы слова “ЗВОНОК”, а теперь сверху – желтым карандашом. Какое превращение получилось? (получился оранжевый цвет)

“Я другой приятель ваш –

Проворный черный карандаш.
Я и желтый, красный, синий,
С начинкой твердой в середине,
И если ты меня отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!”

5.Следующее слово –УРОК. Что это такое? Нам понадобится ручка. Про ручку есть очень хорошее стихотворение.

– Я вас приветствую, друзья,
Я – ручка шариковая.
Писать умею на бегу.
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет –
Столько он хороших слов
Написать сумеет.

Буквы напечатанные -
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
- Обведите шариковой ручкой буквы слова УРОК.

6.Слово “ Учебник”.- возьмите простой карандаш им штрихуют, подчеркивают, чертят.

Я - малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я - наоборот!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Слово “Перемена”- возьмите любые карандаши – какие цвета нравятся- и раскрасьте каждую букву понравившимся цветом.

8. У нас в гостях – портфель. “Дети в школу собирайтесь!” – говорит он. Давайте узнаем, а что можно и нужно брать в школу.

Поиграем в игру “Что лежит в моем портфеле”: я кидаю мячик, а вы ловите и говорите, можно этот предмет взять или нет.

А вот какое хорошее стихотворение есть про портфель.

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Наше путешествие подошло к концу. За нами снова приехал веселый паровозик и готов отвести нас обратно домой. Давайте споём еще одну песенку. Встанем в круг.

Все были молодцы!

Предварительный просмотр:

Джиргала Мучкаева

Тема: «Лунтик спешит на помощь к друзьям»

Цель: Закрепить букву Л, согласные звуки [л], [л"]. Учить определять позицию звука [л] в словах. Обобщить знания детей о гласных и согласных буквах и звуках. Упражнять в составлении предложений по картинкам, в составление слов из слогов, в слоговом анализе слов. Развивать речевое дыхание. Воспитывать дружелюбие, отзывчивость.

Оборудование: герои: Лунтик, бабочка, Вупсиль, пчела Мила; сюжетные картинки, слоги, буквы согласные, гласные.

Ход занятия

1. Игровой момент.

У: Отгадайте, ребята о ком я говорю. Этот необычный малыш родился на луне. Кто это?

Д: Лунтик.

У: Сегодня Лунтик у нас в гостях, но где, же он? Вот досада пока он к нам спускался, кучевые облака его окутали. Давайте поможем Лунтику и разгоним облака. Как ветер разгоняет облака? Надули щечки и выпускаем воздух (пу-у-у-у). Молодцы! А вот и Лунтик.

У: Ребята, Лунтик просит у вас помощи, он очень хочет встретить друзей, но прежде чем встретиться с друзьями, ему нужно выполнить задания вы поможете ему?

2. Игра «Собери буквы»

У: Вспомним, чем отличаются звуки от букв?

У: Что вы знаете о гласных звуках? согласных звуках?

У: Помогите Лунтику собрать в синий мешочек предметы, на которых изображены согласные буквы, а в красный мешочек предметы, на которых изображены гласные буквы.

У: Молодцы, ребята замечательно справились с заданием. Но это еще не все. Одного из друзей Лунтика заколдовала злая королева. Надо помочь расколдовать.

3. Упражнение «Составление предложений по картинке»

У: Перед вами картинки, придумайте каждому персонажу имя. Что делает Нина?

Д: Нина поливает цветы.

(По мере составление предложений убираю постепенно квадратики и раскрываю картинку бабочки).

У: Молодцы, вот Лунтик встретился с бабочкой. Она так рада, что вы ее спасли, и предлагает нам немного отдохнуть.

4. Минутка здоровья

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе )

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх )

Взвился вверх и полетел.

(бег )

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

У: Один из друзей Лунтика заблудился в лесу, чтобы ему помочь нам нужно составить слова. Перед вами листики на каждом листики написаны слоги, надо их соединить так, чтобы получились слова и тогда вы узнаете, кто заблудился в лесу? (СЛОВА: О-СА, ША-РЫ, МУ-ХА).

У: Верно, это Вупсиль.

5. Закрепление согласных звуков [л], [л"].

У: По пути Лунтик встретил Милу, но они оба расстроены. Что же случилось? Они не могут разгадать загадки. Постараемся им помочь?

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук )

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его. (Лимон )

У: Сколько слогов в слове лук, лимон? Выделите первый звук в слове лук, лимон.

(Дети протяжно произносят слово лук и определяют, что звук [л] согласный, твердый. Дети произносят слово лимон, определяют, что звук [л"] согласный, мягкий.)

У: Определите позицию звуков [л], [л"] в словах. На доске картинки (ЛИСА, СТУЛ, ЛАМПА, ЛЕВ, ГОЛУБЬ, КЛОУН).

6. Работа по кассе букв. Составление слово. МЫЛО.

7. Работа по букварю Жуковой А. С.

У: Что интересного и нового вы узнали на занятии? Ребята, сегодня Лунтик встретил всех своих друзей и благодарит вас. (Детям вручаются медальки.)

Использованная литература:

1. Кислова Т. Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2/ Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд. 2-е, испр. – М. : баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с.

2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 64с.


Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли – сад №4 «Березка» отдела образования города Экибастуза

Воспитатель: Маханькова Н.В.
Февраль 2013год

Занятие обучение грамоте
Тема: «На помощь к лесным ученикам».

Задачи:
1. Обучать детей слоговому чтению в игровой форме.
2. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове, называть их.
работать со схемами слов и предложений.

3. Закрепить умение детей составлять простое предложение используя карточки.
4. Формировать умение составлять новое слово по первым буквам картинки.
5. Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слова.
6. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамоте, нравственные качества,
желание совершать добрые дела.
Словарь: предложение, элемент.

Оборудование:
Конверт с письмом, зашифрованная надпись и ключ к ее разгадки. Карточки с изображением картинок, схемы предложений; картинка ели, шишки на которых написаны слоги на каждого ребенка; пособие - игра «Ромашка»; большая картинка с изображением лисы и маленькие на каждого ребенка для звука – буквенного анализа слова. Пособие «Волшебные бусы»;
Картинки: Бабы-Яги, лисы, зайца, ежа, волка, белки, медведя. Картинки для составления предложения. Медальки с цифрами.

Н а помощь к лесным ученикам.
Цель: Понимать учебную задачу и выполнять ее.
Задачи:
1. Учить детей слоговому чтению.
2.Продолжать учить детей определять количество слогов в слове, называть их.
3.Закрепить умение детей составлять простое предложение используя карточки.
4.Закрепить умение составлять новое слово по первым буквам картинки.
5.Закрепить знания в звуковом анализе слова.
6. Продолжать учить детей работать с схемами слов и предложений.
7.Воспитание нравственных качеств, доброты, отзывчивости, желание совершать
добрые дела.
Словарь: предложение
Билигвальный компонент: мыстан кемпір
Оборудование:
Конверт с письмом, зашифрованная надпись и ключ к ее разгадки. Карточки с изображением картинок, набор букв на каждого ребенка; картинка ели, шишки на которых написаны слоги на каждого ребенка; пособие - игра «Ромашка»; большая картинка с изображением лисы и маленькие на каждого ребенка для звука – буквенного анализа слова. Пособие «Волшебные бусы»;
Картинки: Бабы-Яги, лисы, зайца, ежа,волка, белки, медведя. Картинки для составления предложения. Медальки с цифрами.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Вос: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте кивком головы поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение.
Вос: Сегодня, когда я пришла утром в группу то обнаружила конверт, я не стала его сразу читать, решила дождаться вас.
(открывает письмо и предлагает прочитать его детям)
Письмо:
Здравствуйте ребята, пишет вам учительница лесной школы Зайчиха. У нас приключилась беда, некоторые зверята в нашей школе были очень непослушными, баловались на уроках, не слушались и их забрала злая старушка! А живет она за высокими горами, за широкими морями, за темными лесами…
Вос: Учительница зайчиха просит нас о помощи… Поможем? Не боитесь трудностей? Но сначала нам надо разгадать зашифрованное имя злой старушки.
(на доске вывешивается зашифрованная надпись. Дети читают надпись - Баба Яга.)

Задание: Расшифруй имя.

Вос: Кто забрал зверей? Как имя злой старушки? А как думают другие дети? Правильно ребята это Баба Яга, (на доске вывешивается картинка Б.Я)но добраться до нее не легко. Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе зверей она не отпустит. Ну что не будем терять время.
1 задание: Прочитай по первым буквам.
(у детей на столе лежат карточки и буквы, один ребенок работает у доски)
Вос: Ребята вам надо расшифровать слова которые заколдовала Баба –Яга. Вы по первым буквам картинки выкладываете в клеточках буквы и получаете слово.

(Дети выполняют задания. Меняются карточками и проверяют друг друга. Воспитатель спрашивает что у них получилось, Оцените своего соседа, себя)
После каждого задания звучит волшебная музыка.
Вос: С этим заданием мы справились, молодцы (звучит музыка). Идем альше.
2задание. Собери шишки.
Вос: Б.Я разбросала шишки, что бы мы не смогли до нее добраться. Вам надо собрать все шишкии прочитать слоги которые на них написаны, и повесить шишку на ель.
(на доске висит елка, по группе разложены шишки, на них написаны слоги, дети читают слоги и вешают на елку.)