ТЕМА: «Понятие о звуке. Подведение детей к звуковому анализу слов.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема. Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки.

Цель.

Дать детям понятие о звуке и звуковой структуре слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать умение выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный.

Развивать моторику пальцев рук.
Материал: предметные картинки (жук, мак, сом, дым, дом) , тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвёт бумагу, играет мячом).

Дети отгадывают.

В. Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки.


  1. Знакомство с понятием звук. «Путешествие» в древние времена.
В. Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

ч-ч-ч – это стрекочет кузнечик;

ы-ы-ы – ревёт медведь;

и-и-и – ржёт лошадь;

р-р-р – рычит тигр;

ш-ш-ш – шипит змея.

Девочка Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их и у неё стали получаться слова.

В. Мы с вами тоже слышим разные звуки. Давайте поиграем. Я буду произносить звуки, а вы угадайте, что они могут обозначать?

Р-р-р – рычит собака;

А-а-а – плачет ребёнок;

У-у-у – воет волк;

З-з-з – звенит комар;

Ж-ж-ж – жужжит жук.

Молодцы! Вы услышали разные звуки. Давайте мы попробуем соединить несколько звуков вместе, чтобы получилось слово.

Воспитатель вывешивает картинки: дом, дым, сом, мак, жук и протяжно произносит звуки в каждом слове.

Мы с вами будем обозначать звук квадратиком. Под каждым словом нарисуем столько квадратиков, сколько звуков слышится.


  1. Физминутка.
Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Спрятались все быстро в дом.


  1. Знакомство с гласными и с согласными звуками.

Одни звуки вы произносите свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Их можно петь. При произнесении других встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Их петь нельзя.

Ребята, послушайте стихотворение.
Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь. (В. Берестов)


  1. Выделение начального гласного звука в слове.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой гласный звук слышится в начале слова.

Слова: аист, утка, осы, Аня, Ира, ива.

Дети называют первый звук в словах.


  1. Выделение конечного согласного звука в слове.
- Сейчас я назову другие слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой согласный звук слышится в конце слова.

Слова: лук, дом, кот, сон, нож, рак.

Дети называют последний звук в словах.


  1. Итог занятия.
Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».

Из чего состоят слова?

Слова состоят из звуков.

Попробуйте узнать, какое слово я сказала?

Ууутткка

Произнося слово, протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

ЗАНЯТИЕ № 6
Тема. Звук [а], буква А.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [а]. Развивать умение голосом выделять звук [а] в словах, определять его место в слове. Развивать умение обозначать гласные звуки (квадратом красного цвета).

Познакомить детей с графическим изображением звука [а]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Продолжать знакомить с термином «слово»; с условным обозначением слова с помощью полоски, разделённой на три части.
Материалы : кассы букв, полоски с тремя делениями (условно обозначающие «слово»), красные квадраты, счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Испорченный телевизор»

Воспитатель беззвучно произносит звуки [а], [о], [у], [и], [ы]. Дети пробуют узнать и назвать их.


  1. Знакомство со звуком. Игра-беседа «У врача»
- Когда у нас болит горло, нас осматривает доктор. Что просит сделать врач, чтобы посмотреть горло? (Он просит широко открыть рот.)

Какой звук он просит произнести? (Звук [а].)

Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Вы произносите гласный звук.

Почему а – это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

Давайте мы будем обозначать гласный звук квадратиком красного цвета.

Работа с картинкой.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением аиста.

Кто изображён на картинке? (Дети называют картинку, произнося звук [а].)

С какого звука начинается слово аист? (Со звука [а].)


  1. Определение места звука в слове.
Перед детьми полоска с тремя делениями.

Полоска обозначает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка), в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая (средняя) клеточка).

В слове аист звук [а] стоит в начале слова. В какую клеточку мы положим квадрат красного цвета? (В первую.)

Аналогично проводится работу со словами: апельсин, пила, арбуз, репка, кукла.


  1. Физкультминутка. «Аист»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу.

Топай правою ногой, топай левою ногой.

Снова – правою ногой

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


  1. Знакомство с буквой А.
- Звуки обозначаются буквами. Буквы мы видим, пишем, читаем. На письме звук [а] обозначается буквой А .

Воспитатель показывает букву А , вывешивает её на доску и читает стихотворение:
Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.
А состоит из трёх палочек, двух длинных и одной короткой.

Нарисуйте в воздухе букву А

Замените на полоске квадрат красного цвета буквой А.


  1. Определение места звука в слове .
Воспитатель предлагает определить место звука [а] в слове астра и отметить его на полоске квадратами красного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то, что этого необходимо взять два квадрата, так как в слове астра два звука [а].

  1. Работа в тетрадях .
Изображение буквы А путём прорисовывания.

  1. Итог занятия .

Придумайте слова со звуком [а].

ЗАНЯИМЕ № 7
Тема. Звук [и], буква И.

Цель.

Познакомить с гласным звуком [и].

Развивать умение выделять звук [и] в словах, определять место звука в слове.

Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.

Познакомить детей с графическим изображением звука [и]. Развивать умение соотносить звук и букву.
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух элементов.
Материалы : кассы букв, полоски для обозначения слов, красные квадраты, предметные картинки (индюк, иголка, лимон, сапоги, кит), счётные палочки, тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
«Поймай звук»

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ и]: у-и-а-о-у-и-а-и…


  1. Знакомство со звуком [ и ]
- Звук [и] – гласный. При произношении звука [и] губы растянуты в улыбке.

  1. Определение места звука в словах.
Воспитатель выставляет на доске картинки. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах, выкладывают на полоске красный квадрат в одну из трёх колонок. (Индюк, иголка, лимон, сапоги, кит.)

  1. Физминутка .
«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.


  1. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворения, а дети заканчивают их:
Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила кисти с обрыва

Такая грустная…(ива).
В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…(иголка).
Дети называют отгадки и голосом выделяют звук и, затем определяют место звука в каждом слове и отмечают его на полосках, обозначающих слова.


  1. Знакомство с буквой И
Воспитатель показывает букву И, вывешивает её на доску и зачитывает стихотворения:
Буква И – как три иголки.

Три иголки очень тонки. В. Ковшиков
На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. В. Степанов
- Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотрите её внимательно. Буква И состоит из трёх палочек, двух прямых и одной наискосок.

Нарисуйте в воздухе букву И , выложите её из счётных палочек.


  1. – Прослушайте стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотворении? (Воспитатель голосом выделяет звук И.)
Пальчиковая гимнастика .

Индюк из города идёт, Пальчики обеих рук идут по столу.

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Игрушка расписная. Г. Сапгир


  1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и].
«Расставь картинки».

Дети рассматривают буквы А, И, говорят на что они похожи. Далее дети расставляют предметные картинки: арбуз, апельсин, автобус,

ива, индюк, игрушки возле букв А, И, выделив первый звук в слове.


  1. Анализ звукобуквенных рядов: АИ, ИА
Воспитатель произносит звуковой ряд и просит детей ответить на вопросы:

Какой звук стоит в ряду первым?

Какой звук стоит в ряду вторым?

После этого ребятам предлагается выложить схему звукового ряда из красных квадратов, а затем заменить квадраты буквами из кассы, прочитать.


  1. Работа в тетрадях
На письме звук [и] обозначается буквой И.

Изображение буквы И путём прорисовывания.


  1. Итог занятия .

Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии:

Какой звук мы сегодня изучали?

Какой это звук (характеристика)?

Придумайте слова со звуком [и].

ЗАНЯТИЕ № 8
Тема. Звук [у], буква У.
Цель.

Познакомить с гласным звуком [у].

Развивать умение выделять звук [у] в словах, выделять из ряда гласных звуков, слогов.

Познакомить детей с графическим изображением звука [у]. Развивать умение соотносить звук и букву.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [и], [у].

Развивать умение анализировать звуковой ряд из двух, трёх элементов.

Развивать умение заканчивать начатое воспитателем предложение и составлять своё предложение.

Материалы : кассы букв, предметные картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), карточки, обозначающие «слово», тетради, карандаши.
Ход НОД


  1. Организационный момент.
Игра «Эхо» - выделение 1-го звука в словах.

Умывальник-у

Антенна-а


  • На прошлом занятии мы познакомились со звуком[ а].

  • Ребята, какой новый звук вы услышали в названных словах? (Звук [у]).
2. Игра «Договори предложение».

Сейчас я буду говорить неполные предложения, а вы должны их дополнить нужным словом, которое начинается на звук [у].

На берегу громко крякает... (утка).

Мама включила электрический... (утюг).

На листке сидит... (улитка).

У мальчика болит... (ухо).
- Составьте своё предложение. 3. Знакомство со звуком [у]

Звук [у] – гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы вытянуты вперёд «трубочкой» (так воет ветер).

Игра «Тихо – громко».

Дети произносят звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет ветер.

«Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук[ у] среди звуков: а, у, и, о, у, э, у…

Среди слогов Ту, мА, ку, пы, му,ух, ум…
4. Определение звука[ у] в словах .

Воспитатель выставляет на доску картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг, сок, улитка), а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и «нет», если в слове нет звука [у]. На доске остаются картинки только со звуком [у].

5.Физминутка.

У опушки две старушки… Дети наклоняются, «собирают грибы»

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух!

Филин:- У-ух!

У старушек замер дух. Дети приседают.

Е. Благинина


  1. Знакомство с буквой У.
Воспитатель вывешивает букву У на доску и зачитывает стихотворение:

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

В. Степанов.

Воспитатель даёт детям задание, найти букву У в своих кассах, затем нарисовать букву У в воздухе.


  1. Анализ звукобуквенных рядов : АУ, УА, АУИ, УАИ
Дети выкладывают звукобуквенные ряды на карточках из букв разрезной азбуки, а затем читают и отвечают на вопросы:

Какая буква стоит в ряду первой?

Какая буква стоит в ряду второй?

Какая буква стоит в ряду третьей?


  1. Работа в тетрадях.
Изображение буквы У путём прорисовывания.

  1. Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Вспомните слова со звуком [у].

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела:

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель: Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы, рэ. Карточки для звукового анализа слогов.

Ход занятия

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

Ребята, скажите, что такое звуки?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1

А хотите узнать, какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе?

Ответы детей.

Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми: сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести, человечкам стало ясно, что некоторые из них очень красиво поют, а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали, мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.


Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь, а какие сочинять стихи и песни?

(Ответы детей.)

Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3



(Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

(Дети, вмести с воспитателем, пробуют пропеть Звуки.)

Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5

Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный

А - пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О – округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросони

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э - вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И - улыбка, весельчак

он смеётся звонка так 6

на широком язычке

скачет звук, как на седле.

Звукам этим нет преграды

Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.

Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

(ответы детей.)

Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали. Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса, поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика. Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

Какие же Согласные Твёрдые,а какие Мягкие?

Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем, веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости,чаевали, смеялись, играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

Какие звуки мы с вами видим на картинках?


Давайте назовём каждый звук отдельно.

(Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

Какой Слог получился?

(Ответы детей.)

А теперь вы сядете за свои столики, а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву! (Дети повторяют.)

Ву – ву – ву!

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

В ходе совместной работы ребенка и взрослого, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науку. Наука помогает находить решения всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Детское экспериментирование строится ребенком и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Показать детям , как рождается звук и какими свойствами он обладает. (Звучит только то, что дрожит и колышется). Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: воздуху, металлу. Звук-это волна невидимая, но слышимая.

Образовательны е:

Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, анализировать схемы предложений; определять количество слогов в слове. Развивать умение изменять интонацию в зависимости от вида предложения.

Развивающие: способствовать развитию логического мышление , научиться замечать соответствие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, интерес к занятию, любознательность, упражнять во взаимопроверке.

Материал: колокольчик , бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).

Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Сюрпризный момент

II. Основная часть

1. - У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2. - Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3. - А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

4. - Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

5. - Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?

В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

6. - Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са - са - са - к нам летит оса. - Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.

7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца - целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.

Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной - глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

8. - Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану - маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

8. - Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук - это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.

Давайте повторим второй секрет. Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

9. Игра "Кто как кричит?" /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.

Вы сказали, что комар, пчела, шмель кричат крыльями. А звук у них одинаковый? /нет/. - Верно, звуки они издают разные. Подумайте и скажите у кого самый высокий звук и почему? /комар, потому что он маленький, легкий, быстрее двигает крыльями и звуковые волны бегут быстро/. А низкий звук? /у шмеля/. Верно и звуковые волны бегут медленно. Змея - хвостом. Чешуйки трутся одна об другую. Слон - гортанью. Жаба квакает, надувая свое горло - "мешок". Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот. Цапля просто щелкает клювом. Звук можно усилить и ослабить. Усилить с помощью рупора, ослабить - банку железную с гвоздями обернуть полотенцем.

Проблемная ситуация

Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.

А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У - Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?

Поиграй со мной!

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

«Первый звук». Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос).

«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, липа, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова: (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма –га -зин. В слове три части.)

«Что из чего?». Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка.)

III. Заключительная часть

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Звук - это волна, невидимая, но слышимая.

Задачи: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику и чувство ритма и умения переключаться.

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник); игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) - кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I. Организационный момент:

Игра. «Бывает, не бывает?»

Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски. Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

А как бывает?

II. Основная часть.

1. Игра «Что это?».

Отгадай загадку.

Он слетает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко

и.д.).- Что это?

Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

Откуда Ты узнал? (увидел)

Значит, что помогло увидеть? (глаза)

2. Игра «Угадай звук».

Я показываю, а вы внимательно слушаете - как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)

Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов - неречевые звуки.

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

3. Игра «Кто это?»

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

Кто это?

Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

Мы слушали звуки природы!

Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

5. Игра «Музыкальные инструменты » Слышится стук, появляется Петрушка (или другой сказочный персонаж)

Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

Послушайте, как они звучат.

Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика».Развивалочка от 1 до 5. №10 «Тихо-громко»)

Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

. Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления.

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь

Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха).

Зимой в берлогеВидит сон

Лохматый,Косолапый…(слон).

По горной круче проходил

Обросший шерстью.(крокодил).

В теплой лужице своей

Громко квакал.(воробей).

Над лесной полянойНочью

Долго слышалсяКошмар:

Ухал, ахал,Выл по-волчьи

И пугал зверей…(комар).

На заборе по утру

Кукарекал…(кенгуру).

Ест осокуВ речке Нил

Неуклюжий…(крокодил).

Над лесомСолнца луч потух,

КрадетсяЦарь зверей…(петух).

Все преграды одолев,

Бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет

Толстокожий…(бегемот).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать…(воробей).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу…(баран).

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая…(лисица).

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем…(ворона).

7. Чтение стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы скажете, какие звуки услышали?

Где-то собаки рычали: Р-р-р! Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж! Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр! Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь! Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь! Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ! - Кхх! Кхх!

Листья на ветру шумели: -Тсс!

Тебе понравилось играть?

Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)

Что ты слушал? (звуки).

Какие звуки ты слышал? (природы, предметов, муз.инструментов).

Как называются эти звуки? (неречевые звуки)

В следующий раз ты узнаешь, что такое речевые звуки.

Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.

3. Знакомство с понятием «звук».

Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).

4. Введение в словарь детей глаголов.

Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.

Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:

На чём играет Катя? (на дудочке).

Что делает дудочка? (дудит).

По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.

Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.

5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.

А теперь закройте глаза.

Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.

6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.

За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.

7. Релаксация.

А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.

Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.

8. Беседа по прослушиванию.

Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?

В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.

9. Итог занятия.

Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.