МБОУ «Ардинская средняя общеобразовательная школа»

Занятие педагога-психолога Петровой И.Л.

Описание содержание занятия.

З А Н Я Т И Е 1

Тема: «Знакомство. Круг Дружбы»

ЦЕЛЬ:

    создание положительного эмоционального климата в коллективе; знакомство участников программы друг с другом.

    формировать стремление к самопознанию, возможности распознавать личностные качества и качества окружающих, стремление к взаимодействию с другими людьми.

    способствовать социализации личности, сформировать лидерские качества.

Задачи:

 формирование и развитие дружеских качеств;

 самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию;

 развитие творческих и интеллектуальных способностей;

 развитие уверенности в себе;

 формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;

 получение опыта лидерства, руководства;

 развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности;

 развитие инициативы;

 снижение уровня конфликтности, тревожности;

 умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.

Ресурсный материал к занятию: компьютер, музыка для релаксации, ватман, ваза, листочки А4, фломастеры, клубок ниток, смайлики

Приветствие

– Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас и надеюсь, что наше с вами занятие будет увлекательным и полезным.
Давайте поиграем в игру «Я - дрозд, ты - дрозд».

Психолог показывает действия. Дети повторяют проговаривая.

Я - дрозд, ты - дрозд,

У меня - нос, у тебя - нос,

У меня - глазки, у тебя - глазки,

У меня - сладки, у тебя - сладки,

Мы любим друг друга.

Ребята, посмотрите как мы сегодня сидим, (дети отвечают, что в кругу). Давайте назовем его «Кругом Дружбы ».

А как вы думаете почему? Всем известно, что у круга нет ни начала ни его…

Конца, правильно. И сегодня каждый из нас становится равным другому. А для того, чтобы наш круг был целостным, не разрывался мы должны соблюдать правила, ведь даже в дружбе я думаю, что вы со мной согласитесь есть свои секреты и правила давайте их обсудим.

На листочках правила работы в группе:

    Активность.

    Взаимное уважение.

    Высказывание своей точки зрения по очереди.

    Добровольность участия в упражнениях.

    Возможность делиться своим мнением.

    Право высказываться предоставляется всем желающим.

Ход занятия:

Знакомство

А сейчас давайте представимся.

Проведем упражнение 1 “Твое имя” или упражнение «Снежный ком»:

Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.

Все участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг в круг и произносит свое имя в той форме, которая ему нравится. Так его будут называть сегодня. Затем он возвращается на место и все повторяют его имя. Кто желает начать? (я начну первая). Как вы себя чувствовали при выполнении этого упражнения? Ваши ощущения? Вы, наверное, помните психолог, Дейл Карнеги утверждал, что самое приятное слово для большинства людей – это их собственное имя. [ 1]

Упражнение 2 “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.

психолог: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет её на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.

3)Упражнение Притчи, байки:

Информация психолога: ведущий говорит, что для того, чтобы успешно жить, учиться, работать, сотрудничать, необходимо понимать других людей. Но прежде следует разобраться в самом себе.

Мы познаем себя исходя из собственного осознания своих поступков и из того, что о нас говорят другие.

Тренинг «Ваза»

Вниманию детей предлагается стеклянная ваза с рисунком, задается вопрос: -Какая эта ваза?(дети описывают 1эпитетом, но у всех он разный) Психолог делает вывод, что ваза была одна, а описаний её много. Затем психолог предлагает описать себя, делая коррективы с помощью вопросов-наводок. Вывод: человек один, а людей и мнений много, сколько людей столько мнений. и поэтому нам не стоит судить о людях так легкомысленно и обижать их не узнав о них лучше.

Притча о «Мудреце и трех самоуверенных учениках»

Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово - они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов:

Полна ли банка?

Да, полна, - услышал он уверенный ответ.

Тогда высыпал в нес немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов:

Полна ли банка?

Полна, - хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать.

Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя:

А теперь?

Полна... - раздался уже один-единственный неуверенный голос.

А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:

Камни - это то, что вы прочли о вере, горошек - ваши дела, песок - опыт, вода - благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по настоящему наполниться благодатью Божией.

Обращение к притчам, байкам в процессе взаимодействия со школьной аудиторией помогает наладить «мосты» и внутри группы, и между каждым из воспитанников и психологом, и между психологом и группой как единым целым. Притчи, байки помогают преодолеть психологический коммуникативный барьер между людьми, настроить их на «одну волну».

Перед началом рассказывания притчи, байки психологу важно определить цель, которую желательно достичь (снять усталость, напряжение аудитории, привлечь ее внимание к себе или к своему высказыванию, развеселить публику, активизировать мыслительную деятельность обучаемых), а так же установить критерии, которые будут свидетельствовать, насколько эта цель достигнута.

Восприятие слушателями притчи, байки будет эффективнее, если психолог воспользуется арсеналом таких выразительных средств, как интонация, громкость голоса, пауза, мимика, жесты.

3) упражнение «Это я»:

Ведущий предлагает участникам на небольшом листе бумаги нарисовать на свой автопортрет, используя свои отпечатки пальцев и акварельные краски. Под портретом сделать подпись – «это я - … (охарактеризовать себя одним словом)». Все портреты приклеиваются на лист ватмана: «Знакомьтесь, это мы!».

4) игра «Скачки»: Физкультминутка для эмоционально-физической разрядки

Все сидят в кругу. Психолог сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Психолог говорит:" Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг) – По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. – По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди". И так далее. Можно придумать свои варианты "пересечения местности". Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили!

5) игра «Большая семейная фотография»:

Эту игру лучше проводить для выявления лидера, а также в середине занятия, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине занятия, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

6) Упражнение

Участники, сидящие в кругу, делятся по парам и дальше общаются тремя способами по 1 минуте. Сначала 1 сидит, а 2 стоит. Затем 1 стоит, а 2 сидит. Потом оба сидят лицом друг к другу. Общение длится 3 минуты. [ 2]

Учитель: Скажите, в каком положении вам общаться было комфортнее, удобнее, легче. Почему? (Дружба предполагает равенство, поэтому большинство людей, чувствуют себя комфортно, когда общаются сидя лицом друг к другу, глядя в глаза.) Идет обсуждение – почему приняли то или иное решение. По окончании игры - рефлексия.

7) игра «МПС»:

Задача ведущего - отгадать задуманного человека в группе, задавая любые вопросы о нем каждому игроку. Игроки, отвечая на вопрос, рассказывают о своём соседе справа, т.к. МПС расшифровывается «мой правый сосед»

8) Релаксация (под музыку) рисуют «Солнышко Дружбы» Упражнение “Пять добрых слов”

Желаю быть…………….

9) Рефлексия (психолог задает вопросы):

    Вам понравилось наше занятие?

    Что полезного вы извлекли из нашего «Круга Дружбы»?

    С каким настроением вы занимались? (смайлики)

    Что бы вы пожелали друг другу?

Спасибо всем за урок!

Цель:

формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям;

познание себя.

Задача:

Развивать умение уважать других;

Формировать способность к выражению своих чувств;

Формировать адекватную самооценку;

Развивать умение вести беседу, положительно влиять на других людей.

Упражнение «Правила группы»

Цель: актуализация правил групповой работы. Ведущий предлагает вспомнить правила работы в группе.

Упражнение «Доброта»

Цель: определить и выяснить сущность понятия «доброта» и «хороший поступок».

Участники пишут, как они понимают понятие «доброта».

Ведущий предлагает детям вспомнить и рассказать о своих хороших поступках. После этого каждый высказывается. Ведущий помогает сделать общий вывод.

Доброта:

Это помощь ближним;

Уважение к другим;

Способность к состраданию;

Умение прощать.

А сейчас мы перейдем к упражнению, которое называется «Я тебя прощаю».

Упражнение «Я тебя прощаю»

Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать

высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Что было самым трудным?

Упражнение «Почтенный стул»

Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

Упражнение «Пословицы»

Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

Как вы понимаете такие утверждения?

Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

Берись дружно - не будет трудно.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ведущий предлагает обсудить пословицы.

Упражнение «Ситуации»

Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

Карточка 1. Друг заболел;

Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

Карта 4. Кто-то позвонил;

Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

Карточку 10. Друг толкнул тебя;

Карточку 11. Ты заходишь в класс;

Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

Карточку 14. Сосед тебя обидел;

Карточку 15. Ты утешаешь друга.

Притча Долина и песок.

Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала...

Обсуждение:

Как вы думаете, что сказала девочка?

Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Цель: Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений, развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Человек живет среди людей. И от того умеем ли мы общаться, иногда зависит многое в жизни, умеем ли мы прощать.

Что означает термин «прощение»?-

-

Упражнение «Прости меня»

«Прости меня, что я……..» -Как ты поступишь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по теме: "Учись дружить" (7-8 класс)

Оборудование: 2 мяча, бланки «Из-за чего возникаю чаще всего ссоры» .

Компьютер Презентация. Музыкальное сопровождение «Если добрый друг…»

Ход беседы

Цель: Познакомить учащихся с кодексом дружбы . Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

  1. Знакомство : Назвать своё имя и рассказать немного о себе:

--“Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться”

Цели:

Создание в группе доверительных отношений.

Формирование у детей положительного отношения друг к другу.

Повышение самооценки детей.

Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

(2 мяча с разных сторон через одного)

“В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается . И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться ”.

2. Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

-“ сейчас поменяются местами все те, у кого…”.

Есть настоящий друг,

Кто имеет просто приятеля,

Кто считает себя хорошим другом,

Кто уверен, что не бросит своего друга в беде,

Кто с удовольствием идет утром в школу,

Кто не забывает здороваться с учителями,

Кто общается с одноклассниками по имени,

Кто замечает отсутствующих в классе,

ТАК МЫ УЗНАЛИ ПОБОЛЬШЕ О ВАС.

  1. Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

Сколько у человека может быть настоящих друзей?

АНТОНИМ СЛОВА ДРУЖБА – (вражда) она всегда рада заменить дружбу

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Выделить главные 3 качества, которыми должен обладать друг.

Запись этих 3-х качеств на доске.

Получается обобщенный портрет идеального друга.

Определите теперь, какими вы обладаете из них? каких недостает?

Упражнение “Мой идеальный друг”

Цель : осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто… ”

Совместное обсуждение результатов.

  1. Дискуссия по кругу

Вопросы:

Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

6. Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”

“Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”

“Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

  1. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.

7. Психолог: Человек живет среди людей. И от того умеем ли мы общаться, иногда зависит многое в жизни, умеем ли мы прощать.

Что означает термин «прощение»?- забыть вину, обиду, освободить от обязательств, Человек может простить многое, но есть ситуации, когда простить сложно и невозможно.

Из-за чего возникают ссоры? (бланк)

- Что не можно простить в дружбе? (Подумать и назвать ситуацию, например…)

Почему именно этот поступок нельзя простить?

Еще какие ситуации у вас были?

Итог: У каждого человека не так много настоящих друзей, их нужно беречь!

Упражнение «Прости меня»

Подойти каждому ученику и по желанию выбрать апонента и попросить прощение

«Прости меня, что я……..»

Как ты поступишь?

8. Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Цели:

закрепление полученных знаний о дружбе,

формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания.

Что важно для дружбы:

Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

Защищать друг друга от обидчиков.

Придумывать вместе интересные игры.

Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

Угощать друг друга сладостями.

Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

Уметь уступать друг другу.

Часто ходить друг к другу в гости.

Говорить друг другу всегда только приятные слова.

Уметь делиться новостями.

Помогать друг другу.

Уметь слушать друг друга и понимать.

Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

Не ссориться друг с другом по пустякам.

Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

Правила дружбы

В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

В заключение: -желаю вам верных и хороших друзей!

Ритуал прощания! Отметить понравилась ли вам тема кл часа:

Да нет (Подчеркните) до свидания

Разработка классного часа в форме тренинга

«Сплочение классного коллектива»

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: При разработке данного классного часа были поставлены следующие цели :

    Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;

    Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;

    Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

    Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

Ход занятия

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

Упражнение "Свеча доверия". Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого - внешнего или внутреннего круга. . . Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим - стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал - к Олегу и Ольге.

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т. д.).