Шёл третий месяц войны. Советские войска с непрерывными кровопролитными боями отступали по территории Украины. Среди прикрывавших отступление частей был отдельный батальон пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта под командованием майора Лопатина, в составе которого находилось 150 сторожевых собак.

Они разделяли с людьми все тяготы мучительного отхода по залитой кровью земле. Не хватало продовольствия, и майор уже получил приказ распустить собак, которых нечем было кормить. Но Лопатин медлил, словно чувствовал, что вскоре им вместе предстоит дать свой последний бой - 500 пограничников и 150 собак вместе войдут в историю как символ мужества и преданности.

Врукопашную у Легедзино

Неминуемое произошло 30 июля 1941 года у села Легедзино. Батальон прикрывал отход штабных частей командования Уманской армейской группировки и из последних сил сопротивлялся фашистам, которые наступали целым полком против 500 бойцов.

Когда кончились боеприпасы, Лопатин отдал приказ идти врукопашную. Всем вместе: и людям, и собакам. Местные жители Легедзино впоследствии не могли без содрогания вспоминать рукопашный бой пограничников с собаками против фашистов, вооруженных огневой мощью.

Прекрасно обученные, но ослабевшие от голода псы бросались на немцев по всем правилам защитно-караульной службы. Те поливали их пулемётным огнём, но остановить не могли. Собаки вцеплялись в глотку врагу даже в предсмертной агонии, прикрывая своими телами людей, шедших в штыковую атаку.

Лай, рык и визг собак, крики людей, стрёкот пулемётов слились в одну ужасающую какофонию звуков. Немцы, не выдержав натиска этой отчаянной атаки, отступили. Но тут им на помощь подошли танки…

На поле у Легедзино погибли все: и пограничники, и собаки. В плен не сдался никто. Уцелевшие псы укладывались возле тел своих проводников и яростно защищали их от подходивших немцев, пока пуля не останавливала их сердца.

Через несколько дней враги разрешили местным жителям похоронить погибших воинов. Люди собрали тела людей и собак и упокоили их в одной братской могиле.

В память пограничникам и собакам

9 мая 2003 года на добровольные пожертвования ветеранов войны, пограничных войск и кинологов на месте боя был установлен памятник. Он по-своему уникален и включает в себя два отдельных монумента: один - людям, один - собакам. Этим подчёркивается, что каждый из них совершил свой подвиг, и эти подвиги равны в истории и памяти потомков.

Бойцы и собаки майора Лопатина погибли не напрасно: им удалось задержать противника, обеспечив безопасное отступление наших частей. Те собрались с силами и совсем скоро фашистский блиц-криг захлебнулся, а запланированный Гитлером на лето 1941 года парад победы в Киеве не состоялся.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

Подвиг 150 пограничных псов-единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами «Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».

Единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами. На Черкащине есть уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад… В районе Зеленой Брамы (правобережье реки Синюха) попали в окружение и были практически полностью уничтожены отходящие от западной границы 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта. К началу августа они насчитывали 130 тысяч человек. Из Брамы к своим вышло 11 тысяч солдат и офицеров, главным образом из тыловых частей… В отдельном батальоне пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта, который был создан на базе Отдельной Коломийской пограничной комендатуры и одноименного пограничного отряда, с тяжелыми боями отступающего от границы, находились служебные собаки. Они вместе с бойцами пограничного отряда стойко переносили все тяготы сурового времени. Командир батальона, он же зам.начальника штаба Коломийского погранотряда майор Лопатин (по другим данным, сводным отрядом командовал майор Филиппов), несмотря на крайне плохие условия содержания, отсутствие надлежащего корма и на предложения командования отпустить собак, этого не сделал. У села Легедзино батальон, прикрывая отход штабных частей командования Уманской армейской группировки, 30 июля принял свой последний бой… Силы были слишком неравными: против 500 пограничников полк фашистов. В критический момент, когда немцы пошли в очередную атаку, майор Лопатин дал приказ послать в рукопашный бой с фашистами пограничников и служебных собак. Это был последний резерв. Зрелище было страшное: 150 (данные различные – от 115 до 150) пограничных псов - обученных, полуголодных овчарок против поливающих их автоматным огнем фашистов. Овчарки впивались фашистам в глотки даже в предсмертных судорогах. Искусанный (в прямом смысле) и порубанный штыками противник отступил. Но на подмогу подошли танки. Немецкие пехотинцы с рваными ранами, с воплями ужаса, вспрыгивали на броню танков и расстреливали бедных псов. В этом бою погибли все 500 пограничников, ни один из них не сдался в плен. А уцелевшие собаки, по словам очевидцев – жителей села Легедзино, до конца остались преданными своим проводникам. Оставшиеся в живых овчарки ложились возле своих хозяев и никого не подпускали. Некоторых из них немцы пристреливали, остальные, отказываясь от пищи, так и умерли на поле… После того боя, когда немцы собрали своих погибших, по воспоминаниям жителей села (к сожалению уже мало оставшихся на этом свете) было разрешено похоронить советских пограничников. Всех, кого нашли, собрали в центре поля и похоронили вместе со своими верными четвероногими помощниками. Тайну захоронения спрятали на долгие годы… Лишь в 1955 году жители Легедзино смогли собрать останки почти всех 500 пограничников и перенести их к сельской школе, возле которой и находится братская могила. А на окраине села, там, где и проходил единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами, 9 мая 2003 года на добровольные пожертвования ветеранов Великой Отечественной, пограничных войск и кинологов Украины был установлен единственный в мире памятник человеку с ружьем и его верному другу – собаке. Надпись на памятнике гласит: «Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».

P.S. Надо отдать должное майору: перед смертью он успел увидеть, как гитлеровских солдат, покоривших всю Европу, рвут на части и гоняют, как зайцев, овчарки и уничтожают в рукопашном бою его пограничники. Ради этого мига стоило жить и умереть… Более того, в жесточайшем бою, переросшем в рукопашную схватку, пограничники сумели остановить противостоящий им пехотный полк вермахта. Многие немецкие солдаты были растерзаны собаками, многие погибли в рукопашном бою, и только появление на поле боя немецких танков спасло их от позорного бегства. В этом бою погибли все пограничники, ни один из них не сдался в плен. Уцелевшие собаки, по словам очевидцев – жителей села Легедзино, до конца остались преданными своим проводникам. По словам очевидца, последняя раненная собака умерла в поле на 2-е сутки после боя. После взятия Легедзино – немцы расстреляли всех крупных собак селян, даже тех, кто был на привязи. Лишь одна овчарка смогла доползти до хаты и упала у двери. Преданного четвероногого друга приютили, выходили, а по ошейнику на ней селяне узнали, что это были пограничные псы не только Коломыйской погранкомендатуры, но и специальной школы служебного собаководства капитана М. Е. Козлова. У подножия памятного знака пограничнику находится надпись (перевод на русский): «Родят хлеба на поле боя, весну приносят журавли, да всё ж душа кричит от боли за тех, кто вечно здесь лежит». - У подножия памятного знака служебной собаке находится надпись: «Воспитанные пограничниками они были верны им до конца».

Воспоминания ветерана.... Недавно, прочитав в газете, От изумления застыл: Какой-то дядя, так писали дети Собаку до смерти избил. И сразу вспомнилось былое, Один из тех военных дней: Под танками рвались герои За землю и за жизнь на ней! Поверьте, было очень страшно, Когда железный "Тарантас" К вам разворачивает башню... Так вот, послушайте рассказ: Прёт танк, четвёртая атака, Земля пылает, вся в огне, Гляжу, к нему ползёт собака С каким-то вьюком на спине. Вот между ними меньше метра, Рывок... и страшный чёрный дым Уже разносится по ветру... Бойцы вздохнули, есть один... Тот бой закончился удачей, В тот день отбили пять атак, И был бы он ещё горячей, Когда бы не было собак! А после боя, возле ямки Звучат прощальные слова, Собачки маленькой останки Хоронят за её дела. Умело насыпан холмик покатый Между осинкой и берёзкой, И видавшие виды седые солдаты, Не стыдясь, рукавом утирают слёзы. Вот так, всегда собой рискуя, Без страха шли они на бой, И с ласкою слова твержу я: Собака - друг и пёс - герой! (В. Малютин) #ГероиВов

Одной
из незаслуженно забытых многочисленных черных страниц Второй мировой
войны стало потопление союзниками в последние ее дни немецкого лайнера с
тысячами людей на борту.

Речь идет о
фешенебельном немецком круизном лайнере «Кап Аркона», потопление
которого стало одной из самых больших трагедий на море Второй мировой
войны.


«Кап Аркону»
спустили на воду 29 октября 1927 года на верфи в Гамбурге и назвали в
честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском
море у побережья Померании. Строительство 200-метрового корабля
продлилось менее полугода. 19 ноября 1927 года «Кап Аркона» отправился в
свое первое плавание из Гамбурга в аргентинскую Ла-Плату. В 1940 году
лайнер был передан военно-морскому флоту Третьего рейха - Кригсмарине и
стал кораблем снабжения на Балтийском море. Портом базирования стал
Готенхафен (Гдыня). Бо льшую часть времени в годы войны корабль простоял на якоре и в основном использовался как казармы для солдат и моряков.


Война не
помешала «Кап Арконе» заниматься и вполне мирными делами. На нем
снимался фильм «Титаник» в 1943 году. Правда, ленту сразу после
окончания съемок положили на полку, потому что в ней описывалась
массовая гибель людей. В то время Германию уже регулярно бомбила авиация
союзников, поэтому время для такого фильма было признано не самым
подходящим.


Второе
рождение «Титаника» – в 1949 году тоже оказалось неудачным. Картина
получила нелестные отзывы критиков и была быстро забыта.


В конце войны
Кригсмарине проводил массовую спасательную операцию на Балтике. В
преддверии наступления советских войск с востока на запад между концом
1944 и маем 1945 годов были вывезены св. 2 млн. человек, военных и
беженцев. Потери при проведении этой спасательной операции составили
примерно 25 тыс. человек. Военная статистика считает такие потери
низкими, поэтому операция, в которой участвовали практически все
находившиеся на Балтике немецкие суда и «Кап Аркона» в их числе, была
признана очень успешной. Больше половины из всех потерь пришлись на
потопления двух больших транспортов: «Вильгельма Густлоффа» и «Гойи».


За проведение
операции отвечал гауляйтер Карл Кауфман, имперский комиссар морских
перевозок, штаб которого находился в Гамбурге. Во многом эту обязанность
дублировало созданное при вермахте в 1944 году командование, так
называемая Seetra, возглавляемое контрадмиралом Карлом Дёницем.


Уже в 1945
году, в последние месяцы войны, «Кап Аркона» под командованием военных
совершила три спасательные операции, в ходе которых с востока на запад
были перевезены 26 тыс. человек, гражданских лиц и военных.


В конце
апреле 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Нойштадтскую бухту. К тому
времени лайнер был переоборудован в плавучую тюрьму. В нем намечалось
перевезти св. 4,5 тыс. узников концлагеря Нойенгамме под Гамбургом,
представителей как минимум тридцати национальностей, в т.ч. русских,
белорусов и украинцев.


На
Нюрнбергском процессе Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти
в Швецию. Однако шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон
Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить
«Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были
сделать или «люфтваффе», или немецкие подводные лодки. По другой версии,
корабль хотели взорвать.


Узников
посадили на «Кап Аркону» 26-28 апреля, а 3 мая, за 4 дня до капитуляции
Германии, лайнер вместе с двумя другими судами: «Тильбеком» и
«Дойчланд», тоже перевозившими заключенных концлагерей, атаковали
английские истребители-бомбардировщики Хокеры Тайфуны Марк 1B.


«Кап Аркона»
загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после
бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые
имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей
людей.


«Мы
расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее
Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи
английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его
выполнили. Такова война!»


Естественно
британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет
не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из
версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то
причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс.
пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных.
Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту:
из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду,
температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500.
Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20
надзирательниц.


Вместе с «Кап
Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день
оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы»
считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории
человечества.


Бухта
Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло
на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников
концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало
делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на
берег бухты в 1971 году.


«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

Одной из незаслуженно забытых многочисленных черных страниц Второй мировой войны стало потопление союзниками в последние ее дни немецкого лайнера с тысячами людей на борту.

Речь идет о фешенебельном немецком круизном лайнере «Кап Аркона», потопление которого стало одной из самых больших трагедий на море Второй мировой войны.

Давайте узнаем об этом подробнее...


«Кап Аркону» (SS Cap Arcona) спустили на воду 29 октября 1927 года на верфи в Гамбурге и назвали в честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском море у побережья Померании. Строительство 200-метрового корабля продлилось менее полугода. 19 ноября 1927 года «Кап Аркона» отправился в свое первое плавание из Гамбурга в аргентинскую Ла-Плату. В 1940 году лайнер был передан военно-морскому флоту Третьего рейха - Кригсмарине и стал кораблем снабжения на Балтийском море. Портом базирования стал Готенхафен (Гдыня). Большую часть времени в годы войны корабль простоял на якоре и в основном использовался как казармы для солдат и моряков.

Война не помешала «Кап Арконе» заниматься и вполне мирными делами. На нем снимался фильм «Титаник» в 1943 году. Правда, ленту сразу после окончания съемок положили на полку, потому что в ней описывалась массовая гибель людей. В то время Германию уже регулярно бомбила авиация союзников, поэтому время для такого фильма было признано не самым подходящим.

Второе рождение «Титаника» – в 1949 году тоже оказалось неудачным. Картина получила нелестные отзывы критиков и была быстро забыта.

В конце войны Кригсмарине проводил массовую спасательную операцию на Балтике. В преддверии наступления советских войск с востока на запад между концом 1944 и маем 1945 годов были вывезены св. 2 млн. человек, военных и беженцев. Потери при проведении этой спасательной операции составили примерно 25 тыс. человек. Военная статистика считает такие потери низкими, поэтому операция, в которой участвовали практически все находившиеся на Балтике немецкие суда и «Кап Аркона» в их числе, была признана очень успешной. Больше половины из всех потерь пришлись на потопления двух больших транспортов: «Вильгельма Густлоффа» и «Гойи».

За проведение операции отвечал гауляйтер Карл Кауфман, имперский комиссар морских перевозок, штаб которого находился в Гамбурге. Во многом эту обязанность дублировало созданное при вермахте в 1944 году командование, так называемая Seetra, возглавляемое контрадмиралом Карлом Дёницем.

Уже в 1945 году, в последние месяцы войны, «Кап Аркона» под командованием военных совершила три спасательные операции, в ходе которых с востока на запад были перевезены 26 тыс. человек, гражданских лиц и военных.

В конце апреле 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Нойштадтскую бухту. К тому времени лайнер был переоборудован в плавучую тюрьму. В нем намечалось перевезти св. 4,5 тыс. узников концлагеря Нойенгамме под Гамбургом, представителей как минимум тридцати национальностей, в т.ч. русских, белорусов и украинцев.

На Нюрнбергском процессе Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти в Швецию. Однако шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить «Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были сделать или «люфтваффе», или немецкие подводные лодки. По другой версии, корабль хотели взорвать.

В конце войны рейхсфюрер Гиммлер издал тайный приказ об эвакуации концлагерей и уничтожении всех узников, ни один из которых не должен был попасть живым в руки союзников. 2 мая 1945 г. на лайнер «Cap Arcona», грузовое судно «Thielbek» и корабли «Athen» и «Deutschland», стоявшие в гавани Любека, войска СС доставили на баржах 1000-2000 узников концлагерей: из Штуттгофа возле Данцига, Нойенгамме возле Гамбурга и Миттельбау-Дора возле Нордхаузена. Сотни узников погибли по дороге. Капитаны судов, однако, отказались принять их, так как на их судах уже находились 11 000-13000 узников, в основном, евреев. Поэтому рано утром 3 мая баржи с узниками было приказано вернуть к берегу.

Когда полумёртвые люди начали вылезать на берег, СС, Hitler Jugend и морские пехотинцы открыли огонь из пулемётов и убили более 500 человек. 350 человек выжило. Одновременно прилетели английские самолёты и начали бомбить корабли с поднятыми белыми флагами. «Thielbek» утонул за 15-20 минут. Выжило 50 евреев. Узники, находившиеся на «Athen», выжили, потому что кораблю было приказано вернуться в Нойштадт, чтобы забрать с баржей дополнительных узников из концлагеря Stutthof. Это спасло жизни 1998 людям.

Лагерные полосатые униформы узников были хорошо видны пилотам, однако английский приказ № 73 гласил: «уничтожить все сконцентрированные вражеские суда в гавани Любека».

«Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!” - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona”. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», - писал Биньямин Якобс в книге «The Dentist of Auschwitz».

263-я эскадрилья под командованием Мартина Румбольта атаковала судно «Кап Аркона». На каждом из восьми самолетов было по восемь ракет. Все 64 попали в цель.

Следом боевой заход совершила 198 эскадрилья Джонни Болдуина. Пять самолетов атаковали военный корабль «Германия», четыре – «Тильбек». «Thielbek» и пошел первым ко дну, спустя всего 20 минут после успешной атаки. Находившихся на поверхности моря людей пилоты добивали из пулеметов. В итоге выжило около 50 членов экипажа и охранников и около 50 заключенных.

Поразительную точность продемонстрировала и 197 эскадрилья, сбросившая следом за этим 16 бомб на «Кап Аркона». 15 из них попали в цель.

«Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей людей.

«Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»

Естественно британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс. пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.

Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.

С «Афин», находившихся в момент налета в Нойштадте, на следующий день союзными войсками было спасено 1998 заключенных.

Всего, по британским оценкам, налет ВВС унес жизни более 6500 узников. Еще 500 расстреляли немцы с береговых пулеметов. 7000 – это минимальная цифра, звучащая в материалах по данному инциденту. Считается, что она занижена. В других источниках называют до 13000 погибших.

В морских реестрах числится, что на борту «Кап Аркона» погибло 5594 человека. И это вторая по величине морская катастрофа в истории человечества. «Тильбек» с приблизительно 2800 погибшими занимает седьмое место в этом печальном списке.

Бухта Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на берег бухты в 1971 году.

«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

В 1950 году «Кап Аркона» был разрезан водолазами и утилизирован. Спонсором проекта стала компания Rolls Royce, которая была производителем ракет, уничтоживших судно. В задачу водолазов входило четко документировать ход работ и произвести тщательную съемку повреждений затонувшего корабля. Нужно это было, чтобы доказать эффективность ракет потенциальным покупателям.
«Тильбек» был поднят со дна, восстановлен и продолжил морскую жизнь под новым именем. Долгое время ходил под панамским флагом. Закончил карьеру в югославском Сплите аж в 1974 году. Это единственный случай, когда судно, на котором погибло столько человек, было позже восстановлено и успешно эксплуатировалось.
«Афины» перешли по контрибуции СССР и получили название «Генерал Брусилов». Позже корабль передан Польше, где использовался на рейсах Гдыня – Буэнос-Айрес.

Про трагедию в бухте Любека многие предпочитают молчать, несмотря на огромное количество жертв. Первый документальный фильм появился лишь в 1995 году.

По количеству жертв и тоннажу это крупнейшая "победа" Британии во 2-й мировой войне. 3 мая это произошло, а 4 мая немцы сдались фельдмаршалу Монтгомери.


источники

Одной из незаслуженно забытых многочисленных черных страниц Второй мировой войны стало потопление союзниками в последние ее дни немецкого лайнера с тысячами людей на борту.

Речь идет о фешенебельном немецком круизном лайнере «Кап Аркона», потопление которого стало одной из самых больших трагедий на море Второй мировой войны.

«Кап Аркону» спустили на воду 29 октября 1927 года на верфи в Гамбурге и назвали в честь мыса Аркона, находящегося на немецком острове Рюгене в Балтийском море у побережья Померании. Строительство 200-метрового корабля продлилось менее полугода. 19 ноября 1927 года «Кап Аркона» отправился в свое первое плавание из Гамбурга в аргентинскую Ла-Плату. В 1940 году лайнер был передан военно-морскому флоту Третьего рейха - Кригсмарине и стал кораблем снабжения на Балтийском море. Портом базирования стал Готенхафен (Гдыня). Большую часть времени в годы войны корабль простоял на якоре и в основном использовался как казармы для солдат и моряков.


Война не помешала «Кап Арконе» заниматься и вполне мирными делами. На нем снимался фильм «Титаник» в 1943 году. Правда, ленту сразу после окончания съемок положили на полку, потому что в ней описывалась массовая гибель людей. В то время Германию уже регулярно бомбила авиация союзников, поэтому время для такого фильма было признано не самым подходящим.

Второе рождение «Титаника» - в 1949 году тоже оказалось неудачным. Картина получила нелестные отзывы критиков и была быстро забыта.

В конце войны Кригсмарине проводил массовую спасательную операцию на Балтике. В преддверии наступления советских войск с востока на запад между концом 1944 и маем 1945 годов были вывезены св. 2 млн. человек, военных и беженцев. Потери при проведении этой спасательной операции составили примерно 25 тыс. человек. Военная статистика считает такие потери низкими, поэтому операция, в которой участвовали практически все находившиеся на Балтике немецкие суда и «Кап Аркона» в их числе, была признана очень успешной. Больше половины из всех потерь пришлись на потопления двух больших транспортов: «Вильгельма Густлоффа» и «Гойи».

За проведение операции отвечал гауляйтер Карл Кауфман, имперский комиссар морских перевозок, штаб которого находился в Гамбурге. Во многом эту обязанность дублировало созданное при вермахте в 1944 году командование, так называемая Seetra, возглавляемое контрадмиралом Карлом Дёницем.

Уже в 1945 году, в последние месяцы войны, «Кап Аркона» под командованием военных совершила три спасательные операции, в ходе которых с востока на запад были перевезены 26 тыс. человек, гражданских лиц и военных.

В конце апреле 1945 года «Кап Аркона» прибыла в Нойштадтскую бухту. К тому времени лайнер был переоборудован в плавучую тюрьму. В нем намечалось перевезти св. 4,5 тыс. узников концлагеря Нойенгамме под Гамбургом, представителей как минимум тридцати национальностей, в т.ч. русских, белорусов и украинцев.

На Нюрнбергском процессе Кауфман уверял, что узников предполагалось вывезти в Швецию. Однако шеф гамбургской полиции и СС, граф Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер на том же процессе показал, что Гиммлер приказал затопить «Кап Аркону» со всеми находящими на борту заключенными. Это должны были сделать или «люфтваффе», или немецкие подводные лодки. По другой версии, корабль хотели взорвать.

Узников посадили на «Кап Аркону» 26-28 апреля, а 3 мая, за 4 дня до капитуляции Германии, лайнер вместе с двумя другими судами: «Тильбеком» и «Дойчланд», тоже перевозившими заключенных концлагерей, атаковали английские истребители-бомбардировщики Хокеры Тайфуны Марк 1B.

«Кап Аркона» загорелся и позднее перевернулся. Пассажиров, оставшихся в живых после бомбежки, расстреляли из пулеметов охранники эсэсовцы и летчики, которые имели приказ уничтожать всех находившихся на борту атакованных кораблей людей.

«Мы расстреливали их в воде из 20-миллиметровых пушек,- вспоминал позднее Аллан Вайз, один из летчиков участвовавшей в нападении 193 эскадрильи английских ВВС.- Это был кошмар, но нам отдали приказ и мы его выполнили. Такова война!»

Естественно британское командование и сами летчики не знали, что «Кап Аркона» везет не эсэсовцев из Норвегии, а узников концлагеря. Впрочем, по одной из версий, в командовании такой информацией обладали, но по какой-то причине не довели ее до летчиков.

Из 4,5 тыс. пассажиров «Кап Арконы» уцелело менее 8%, только 350 заключенных. Значительно ниже оказались потери среди немцев, находившихся на борту: из 600 человек благодаря спасательным жилетам несмотря на холодную воду, температура которой в тот день не превышала 7°, уцелели почти 500. Немецкие траулеры спасли 16 моряков, ок. 450 эсэсовцев и 20 надзирательниц.

Вместе с «Кап Арконой» были потоплены и два других корабля. Общие потери в тот день оцениваются как минимум в 5 тыс. человек. Потопление «Кап Арконы» считается четвертой по масштабам морских катастроф в истории человечества.

Бухта Нойштадт очень мелкая, поэтому перевернутый лайнер со временем вынесло на берег. Еще несколько недель на берег выносило трупы узников концлагеря. Их собирали и хоронили в массовых могилах. Море продолжало делиться страшной добычей еще четверть века. Последний скелет вымыло на берег бухты в 1971 году.

«Кап Аркона» пролежал на берегу еще четыре года и в конце концов в 1949 году переломился на части.

Воспоминание ветерана о бомбежке советских военнопленных на Лайнере "Кап Аркона"

Иван Гаврилович Собаченко - один из немногих выживших участников трагедии, разыгравшейся под конец войны - 3 мая 1945 года в Балтийском море. По разным оценкам тогда погибли от 7 до 13 тысяч человек, находившихся на немецких кораблях, бомбардированных американскими и английскими ВВС. В живых осталось всего несколько сотен человек.

Об этой истории стараются не вспоминать. В ней много загадок и тайн. Нет ответа на вопрос почему английские летчики бомбили корабли, переполненные узниками концлагерей. Никто из официальных лиц Великобритании и США ни разу не возложил цветы к подножию монумента жертв этой бомбардировки. Никто из них не выразил соболезнования их родственникам.

Иван Гаврилович Собаченко проживает в селе Червоноивановка Криничанского района. На склоне лет он написал воспоминания о пережитом. Отрывок предлагаем вниманию читателей.

Записки из ада

24 апреля 1945 года наш поезд остановился в морском порту Любека. 55 вагонов, в каждом из них по 80-100 человек. Нас загнали в трюм большого парохода и вывезли в залив. Мы не знал, что нас ждет. Одни говорили, что передадут Красному Кресту, другие - что затопят в море.

Выдали по 300 граммов хлеба и по 15 граммов маргарина. Воды не было. Спустят сверху ведро, все вырывают друг у друга из рук. Разольют, а не напьются. Вода из-за борта, горько-соленая. Спас проливной дождь. Струи через щели в палубе стекали к нам в трюм.

Спустя несколько дней пришвартовались к океанскому лайнеру "Кап Аркона". Огромный корабль длинной метров 200. На палубе каюты, внизу жилые трюмы. Здесь была вода. Но пить не хотелось. Мы не ели четыре дня.

1 мая на 18 человек выдали по буханке хлеба. Полкило маргарина на 50 голодных ртов. Если лег, не было сил подняться. Я привязал к какому-то выступу шнурок, конец которого боялся выпустить из рук - без него не встать.

Было часов 8 вечера, когда раздался мощный взрыв. Огромный лайнер тряхонуло. Я вышел к лестнице, ведущей на палубу. Пароход взорвали, - мелькнула мысль. Пламени не было. В иллюминаторе в луче прожектора неподалеку от нас виднелась тонущая баржа. Там тоже были узники.

2 мая часов в 6 утра прозвучала команда: "Русские, выходи строиться!" Что-то меня насторожило. Спрятался, не вышел. Позже узнал, что 2000 человек перегрузили на судно "Атен", капитан которого решил вернуться в порт Нойштадта, который был уже освобожден англичанами. А на борт "Кап Аркона" подняли вместо них других узников с "Тильбека".
Было часа три по полудню, когда послышался гул самолетов. Кто-то сказал: "Будут бомбить". "За что? В чем мы виноваты?!"- попытался возразить, но мои слова заглушил взрыв бомбы. Над лайнером по два в ряд прошли шесть самолетов. Корабль охватило пламя.

Я не мог пробиться к лестнице, ведущей на палубу. Бросился в нижний трюм. Но там уже все полыхало. Вернулся назад. Толстая дверь, ведущая в туалетную. На ней стояли двое узников. Вещмешок к двери, на него, подтянулся, уже наверху. Лестница, у которой кишит живая масса метрах в двух от меня. Я не сводил с нее глаз. Будто кто-то толкнул - по плечам тех, кто внизу, бросился к ней, схватился руками за перекладину. Кто-то поймал мою ногу, потянул вниз. Вырвался. Я на палубе!

Труба, возвышающаяся метров на пятнадцать посредине корабля, растяжками крепилась к бортам. На ней два мостка. На одном из них на высоте метров 10 от палубы был прожектор. Корма полыхала. Огонь быстро распространялся. Бросился прочь. Упал, споткнувшись о вещмешок. Там была чистая сорочка. Переоделся. "Зачем? Все равно утонешь", - сказал кто-то рядом. "Ничего, - ответил.- Хотя бы на дно вшей не понесу". В вещмешке нашел банку маргарина. Разбил ее, поделившись с товарищем. Он протянул два кусочка сахара.

Внизу вода кишела людьми. Кто-то прыгает за борт, а кто-то просит вытащить его обратно. Кто-то пробовал спастись через иллюминаторы, но не смог, горел живьем. А сверху били автоматные очереди с самолетов, низко проносящихся над горящим лайнером. По палубе бежит человек со спасательным кругом, а за ним гонятся два матроса. Отняли круг, убегавший бросился за борт. Слышу их разговор: мол, корабль не утонет, здесь всего 18 метров глубины.
Палуба уже вся полыхала. Я забрался на трубу. Там на мостке прожектор. Жар снизу был невыносим. Кожух прожектора, куда спрятался, защищал от него.

Внизу был ад. Кто-то гасил пожар. Кто-то заворачивался в одеяло и превращался в живой факел. Но не метался, не пытался спастись. Километрах в 5-6 от нас горели два корабля, на которых тоже были узники концлагерей. Один из них, весь объятый пламенем, скрылся под водой, второй с большим креном направлялся к берегу, к Любеку.

Не было ни страха, ни сожаления. Не было ни чувств, ни мыслей. За три года в концлагере я свыкся со смертью. Ту, другую, довоенную жизнь я забыл, а лагерной жить не хотелось. Дул холодный ветер. Я запел. "Свихнулся? - закричал мой случайный товарищ.- Замолчи!" И мою песню, и его крик заглушил взрыв. Корабль вздрогнул и начал заваливаться на левый борт.

Те, кто был на носу лайнера, посыпались с него. Громадный корабль засасывал в себя воду вместе с людьми, медленно погружаясь в море. Я схватился за трос растяжки, повис на нем, изо всех сил стараясь не сорваться. На волнах качались трупы. Руки онемели, удалось ухватиться ногами. Рядом со мной еще один человек боролся за жизнь. Ноги его соскальзывали с троса, он бил ими меня по голове. Вдруг удары прекратились - сорвался.
Кто-то крикнул мне: "Плыви к пароходу". Тут вспомнил: я же умею плавать! Отпустил трос и поплыл к кораблю. Оказался в каком-то отсеке. Доски горели прямо над водой и было очень жарко. Нас здесь было четверо русских и еще двое каких-то иностранцев. Через полчаса один из наших сошел с ума и утопился.

Не знаю сколько все продолжалось. Уже темнело, когда послышался пароходный гудок. Это был небольшой буксир. На нем немцы, гражданские с красными повязками на рукавах. Они помогли нам перебраться на свой борт. Спасли тогда 30 человек. Я был 29-м. Все молчали. Что ждет нас на берегу?

Причалили. Видны в темноте фигуры в форме. А еще дальше - танк. "Который час?", - спросил кто-то. "23:00", - ответили. Часы были золотыми. Откуда они у доходяги лагерного? Тот рассказал, что когда лайнер перевернулся, кто-то из немцев просил помочь выбраться из воды, пообещав в награду эти часы. Их взял, а немцу помог пойти на дно. Не могло быть иначе между врагами.

Война закончилась. Мы тоже отмечали День Победы. В сборном лагере, организованном англичанами. В нем появлялись люди, отговаривавшие нас возвращаться домой. Говорили, что в советской зоне уже стоят наготове составы в Сибирь. Верили и не верили. Никто не знал что нас ждет дальше.

В средине мая в порт Нойштадта пришло несколько океанских лайнеров с немцами. Оружие они сдавали у трапа, спускаясь на пирс. Часть из них оставили в городе, часть отправили в другие лагеря. Глазам не верил, когда увидел как эти вояки начали наводить порядок в нашем лагере - драили забитые умывальники, уборные, выметали мусор в казармах и на территории. Устраивались основательно.

23 мая приехали за нами 300 студебеккеров. На них погрузили 7500 советских граждан. Попали мы в 208-й лагерь для репатриантов, где проходили фильтрационную проверку. Я был призван в армию, направлен в часть. Домой в родную Червоноивановку я вернулся в июле 1950 года, спустя 9 лет.