Любой вопрос является логически корректным или некорректным , ᴛ.ᴇ. правильным или неправильным. Наиболее важное логическое требование к постановке вопроса состоит по сути в том, чтобы его основная, или базисная, часть была истинным суждением. В этом случае вопрос считается логически корректным. В случае если же основная часть вопроса представляет собой ложное суждение, то вопрос следует признать логически некорректным. Подобные вопросы не требуют ответа и подлежат отвержению. К примеру, вопрос: Когда было предпринято первое кругосветное путешествие? является логически корректным, поскольку его основная часть выражена истинным суждением: В истории человечества имело место первое кругосветное путешествие . Вопрос: В каком году знаменитый английский ученый Исаак Ньютон закончил работу над общей теорией относительности? логически некорректен, так как его основная часть представлена ложным суждением: Автором общей теории относительности является знаменитый английский ученный Исаак Ньютон .

Итак, основная, или базисная, часть вопроса должна быть истинной и недолжна быть ложной. При этом существуют логически корректные вопросы, основные части являются ложными суждениями. К примеру, вопросы: Возможно ли создание вечного двигателя? Есть ли разумная жизнь на Марсе? Изобретут ли машину времени? и т.п., несомненно, следует признать логически корректными, несмотря на то, что их базисные части представляют из себяложные суждения: Возможно создания вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени . Дело в том, что искомые части этих вопросов направлены на установление значений истинности их базовых, базисных, частей, ᴛ.ᴇ. требуется узнать, истинными или ложными являются суждения: Возможно создание вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени . В этом случае вопросы логически корректны. В случае если бы искомые части рассматриваемых вопросов не были направлены на выяснение истинности их базовых частей, а имели бы своей целью нечто иное, эти вопросы являлись бы логически некорректными, к примеру: Где был создан первый вечный двигатель? Когда появилась разумная жизнь на Марсе? Сколько будет стоить путешествие на машинœе времени? Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главное правило постановки вопроса следует расширить и уточнить: основная, или базисная, часть корректного вопроса должна быть истинным суждением, в случае если же она является ложным суждением, то его искомая часть должна быть направлена на выяснение значения истинности основной части; в противном случае вопрос будет логически некорректным.

Надо отметить, что корректные категориальные и пропозициональные вопросы сходны между собой в том, что на них всœегда можно дать истинный ответ (как, впрочем, и ложный). К примеру, на категориальный вопрос: Когда закончилась Первая мировая воина? можно дать как истинный ответ (в 1918 году ), так и ложный (в 1916 году ). На пропозициональный вопрос: Вращается ли Земля вокруг·Солнца? также можно дать как истинный (да, вращается ), так и ложный (нет, не вращается ) ответ. Оба приведенных вопроса логически корректны. Итак, принципиальная возможность получения истинных ответов есть основной признак корректных вопросов. В случае если же получить истинные ответы на некие вопросы принципиально невозможно, то они являются некорректными. К примеру, нельзя получить истинный ответ на пропозициональный вопрос: Закончится ли когда-нибудь Первая мировая война? аналогично тому, как невозможно получить его на категориальный вопрос: С какой скоростью вращается Солнце вокруг неподвижной Земли? Любые ответы на эти вопросы крайне важно будет признать неудовлетворительными, а сами вопросы – логически некорректными, подлежащими отвержению.

Некорректные вопросы бывают провокационными, направленными на то, чтобы запутать собеседника, сбить его столку, поставить в некий логический тупик. Такого рода вопросы возникают, когда их основную, или базисную, часть делают ложной сознательно, преднамеренно. Эти вопросы также часто называются софистическими. К примеру, известный еще со времен Древней Греции пропозициональный вопрос Перестал ли ты бить своего отца? (предполагающий два возможных ответа: да, перестал и нет , не перестал ) является не просто некорректным, но и провокационным, софистическим. При этом нередко бывает так, что спрашивающий задает некорректный вопрос не умышленно, не зная о ложности его основной, или базисной, части. К примеру, вопрос: В каком году Амундсен первым достиг Северного полюса? некорректен, однако он не провокационный, в случае если спрашивающий не знает (или забыл), что Амундсен первым достиг в 1911 году Южного полюса. Важно уметь отличать некорректные вопросы, задаваемые по незнанию, от некорректных провокационных вопросов, представляющие собой разновидность софизмов.

Тема 8. Вопросы и ответы в деловой коммуникации

Кто спрашивает, тот и ведет.
Поговорка

Значение вопросов при деловом взаимодействии:

Вопрос – удобная форма побуждения («Вы могли бы…?»);
- с помощью вопросов привлекается внимание партнеров;
- вопросы несут определенную информацию;
- с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);
- сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение человека к теме вопроса и к задавшему вопрос;
- вопросы помогают разговорить партнера;
- правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
- вопросы создают основу для доверительных отношений.

Виды вопросов:

- информационные – для сбора необходимых сведений;
- контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;
- для ориентации – придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;
- подтверждающие – чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;
- ознакомительные – для ознакомления с целями, мнением партнера;
- однополюсные – повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;
- встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;
- альтернативные – предоставляют возможность выбора;
- направляющие – если партнер уклоняется от темы;
- провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;
- вступительные – позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;
- заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия.

Как отвечать на вопросы?

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.
3. Если вопрос труден по содержанию, то:
а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;
б) повторите вопрос так, как вы его поняли;
в) попросите несколько минут на размышление;
г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.
4. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.
5. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.

Как быть с некорректными вопросами?

Некорректный вопрос – это а) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны; б) вопрос, задевающий интимную сферу вашей жизни; в) вопрос, оскорбляющий достоинство вашей личности; г) плохо сформулированный вопрос.

Уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос:

Ответом вопрос на вопрос;
- переадресовка, отправление к более компетентному лицу;
- игнорирование;
- перевод разговора на другую тему;
- «срочное дело»;
- демонстрация полного непонимания ситуации;
- негативная оценка самого вопроса;
- юмор, ирония, сарказм.

Прием бумеранга

Иногда вместо ответа используется прием «возвратного удара», или прием бумеранга. Суть его заключается в том, что тезис или аргумент, высказанный одним из партнеров, обращается против него же, только сила удара во много раз увеличивается. Такой прием характерен для спора, дискуссии, а вот его разновидность, прием «подхвата реплики», часто используется вместо ответа.

Вопросы для самоконтроля

1. Зачем нужны вопросы в деловой коммуникации?
2. Какие виды вопросов вы знаете?
3. Чем различаются «открытые» и «закрытые» вопросы?
4. Что означает «правильно сформулировать вопрос»?
5. Какие существуют правила для ответов на вопросы?
6. Как отвечать на некорректные вопросы?
7. Что вы знаете о таких приемах, как «возвратный удар» и «подхват реплики»?

Задание 1

В группе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой – переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего иностранного гостя.

«Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляет его публике (это может быть известный предприниматель, политический деятель, адвокат, менеджер и т.д.). Журналисты задают ему вопросы, на которые он отвечает на «иностранном» языке. Задача участника, исполняющего роль «переводчика», кратко, сжато, но точно передать то, что сказал «иностранец».

Обратите внимание на реакцию слушателей-«журналистов» и «иностранца»:

а) когда даются остроумные и неординарные интерпретации текстов;
б) когда точно передается мысль.

Подумайте над словами американского психолога К.Роджерса о том, что слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а неадекватная интерпретация – лишний раз утвердить человека в ощущении того, что его никто не понимает. Результат тренинга обсудите в этом контексте.

Задание 2

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то – интерпретирует .

После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание рассказчик хотел донести до группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, другой член группы выполняет задание, и так до тех пор, пока не будет найден адекватный вариант.

Задание 3

Установите обратную связь, проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов.

Ситуация

Примерные вопросы

1. Один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин

2. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете

3. Партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше

4. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить

5. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано

6. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения

7. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание

8.Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия

9. Партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно

10. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером

Предыдущая

- (фр.). Вполне правильный, отнимающий всякий повод к недоразумениям (образ действий). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОРРЕКТНЫЙ [лат. correctus исправленный] учтивый, вежливый, тактичный. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

корректный - ая, ое. correct, e adj., нем. korrekt <лат. correctus исправленный. 1. Тактичный в обращении с людьми; вежливый. БАС 1. Всегда корректный, безупречно одетый, вежливый, он был далек от мочаловских или горевских падений и взлетов. Щепкина Куп.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

корректный - См. благонравный, точный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. корректный … Словарь синонимов

КОРРЕКТНЫЙ - [оре], корректная, корректное; корректен, корректна, корректно (от лат. correctus исправный) (книжн.). 1. Тактичный в обращении с людьми, вежливый. Он человек вполне корректный. Не совсем корректный поступок. Он корректен с подчиненными.… … Толковый словарь Ушакова

КОРРЕКТНЫЙ - КОРРЕКТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Вежливый и тактичный, учтивый. К. собеседник. Корректное отношение к кому н. Корректно (нареч.) вести себя. 2. Правильный, точный (книжн.). К. ответ. Корректное решение. | сущ. корректность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

корректный - корректный. Неправильно произношение [коррэктный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

корректный - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где correct «правильный, корректный» < лат. correctus «правильный», суф. производного от corrigere «приводить в порядок» < «спрямлять» … Этимологический словарь русского языка

Корректный - I прил. Тактичный в общении с людьми; учтивый, предупредительный, вежливый. II прил. Соответствующий требованиям, предъявляемым к кому либо или к чему либо; правильный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

корректный - корректный, корректная, корректное, корректные, корректного, корректной, корректного, корректных, корректному, корректной, корректному, корректным, корректный, корректную, корректное, корректные, корректного, корректную, корректное, корректных,… … Формы слов

корректный - ошибочный … Словарь антонимов

Книги

  • Хатха йога: корректный подход к позвоночнику (книга + DVD) , Пахомов А.. В книге "Хатха йога: корректный подход к позвоночнику" рассматриваются теоретические и практические аспекты корректного выполнения асан Хатха Йоги. Особенно полезна она будет начинающим, тем,… Купить за 725 руб
  • Хатха-йога. Корректный подход к позвоночнику , Пахомов Анатолий. В этой книге основатель Киевской школы Йоги, исходя из более чем 20-летнего опыта практики Йоги и 15-летнего стажа преподавания этой дисциплины, убедительно доказывает необходимость…

“Когда замуж уже выйдешь?», «Не пора ли остепениться?», «Что с ребенком тянете?», «На работу устроилась? А какая зарплата?». Неудобные и некорректные вопросы, подобные этим, любят задавать своеобразные личности.

Естественно, отвечать каким-то посторонним людям на них не хочется, развивать беседу тоже, а иногда вообще необходимо человека поставить на место, чтобы впредь с подобным не сталкиваться.

Постараемся разобрать, как отвечать на бестактность в зависимости от ситуации и вашего желания продолжать либо не продолжать общение с интересующимися. Итак, есть несколько стратегий:

1. Ответ без ответа.

Когда вам задают неудобный вопрос, не сообщайте никакой конкретной информации. Отвечайте на вопрос, но при этом говорите так, чтобы из ваших слов было ничего толком не понятно.

– Как дела?

– Хотелось бы, чтоб было еще лучше.

Вроде и ответили, а собеседник так и не понял, хорошо же вам или все-таки не очень. Или понял так, как захотел. Иногда лучше дать людям услышать то, что они хотят, при этом показав, что вас вопрос ни капли не задел.

– Почему замуж не выходишь?

– Не зовут.

Или отвечайте общими фразами, которые также несут в себе мало информации:

– Какая у тебя теперь зарплата?

– Как у всех в этой сфере.

2. Отзеркаливание.

Здесь можно использовать как уточнение, так и углубление в тему. Уточняйте так, чтобы человеку самому стало неудобно, употребляя конструкцию «Я правильно тебя понял, что…», а степень вежливости продолжения фразы зависит от вопроса и его уместности. «Так ли я поняла, что самое важное для тебя сейчас - моя личная жизнь?» или «Я правильно понимаю, что интерес к чужой ЛИЧНОЙ жизни для тебя в порядке вещей?»

Можно углубиться в тему и задать соответствующий вопрос собеседнику:

– Когда второго ребенка планируете?

– А вы когда третьего?

3. Демонстративность.

Услышав в свой адрес неприятный вопрос, представьте себя великим драматическим актером или актрисой и с проникновенным взглядом, заламыванием рук и пальцев отчаянно произнесите: «Никогда, никогда больше не спрашивай меня об этом!»

Другой вариант - произнесите фразу, часто употребляемую на пресс-конференциях: «Следующий вопрос, пожалуйста!». Ну и не забывайте про мимику: либо улыбка, либо каменное и невозмутимое выражение лица.

Ну и еще один вариант, который может использоваться в любой ситуации и с любым собеседником - это в ответ на любой вопрос или тираду, адресованные вам, с видом абсолютного простачка произнести: «Что-что?» или еще проще: «Чё?» Это работает.

4. Подробности.

Не обижайтесь, не злитесь, не показывайте, что собеседник вас как-то задел, а начинайте монотонно, долго и нудно отвечать. Главное - побольше подробностей. И начинайте издалека!

– Когда ты уже замуж выйдешь?

– Понимаешь, я читала одну популярную книгу. В ней знаменитый астролог писал, что Весам, рожденным в восьмую декаду високосного года (не важно на самом деле, какие-такие Весы и какая-такая декада; главное – загрузить собеседника), сложнее действовать с партнером огненного знака. Вот когда я встречу мужчину воздушного знака , подходящего мне по остальным параметрам, я тут же соглашусь выйти за него замуж. Если, конечно, я ему тоже подойду.

5. Шутки.

Если вы с юмором можете отвечать на любой вопрос, собеседнику будет сложно задеть вас за живое. Шутите, это раздражает.

– Как на личном фронте?

– На личном фронте все отлично, весь личный фронт занят мною лично.

– Сколько ты потратил на отпуск?

– Пришлось продать почку, но у меня еще одна осталась.

Универсальные фразы.

Есть такие слова, которые можно применить в абсолютно любой ситуации и с любым собеседником.

– Если вас спрашивают о чем-то «Когда…?», отвечайте с улыбкой «Тебе сообщу первой (-ому)».

– На любой неадекватный вопрос, смело пользуйтесь расхожей фразой психологов: «Вы хотите поговорить об этом?»

– Еще один вариант поставить человека на место или хотя бы задуматься над тем, что он говорит: «А вы с какой целью интересуетесь?» или чуть грубее «Какое ваше дело?»

– Можно использовать так называемые “неадекватные” ответы из серии «Потому что гладиолус» (все помним, что ответ мы меняем в зависимости от вопроса: если спрашивают «Что…?», отвечаем просто «Гладиолус»).

– Можно сделать якобы комплимент: «Я поражаюсь вашей способности задавать некорректные вопросы!», «Я всегда удивлялась твоему замечательному умению ставить людей в неловкое положение!»

– В конце концов, всегда можно сказать прямо “Я не намерена с посторонними людьми обсуждать этот вопрос”.

Для того чтобы использовать эти способы в своей повседневной жизни, запомните пару универсальных ответов на те вопросы, которые вас чаще всего раздражают, или даже отрепетируйте их перед зеркалом или с друзьями.

Главное - не дать бестактным вопрошающим то, что им так нужно: ваши негативные эмоции , ваше плохое настроение. Как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие».

Функции вопроса

логический вопрос мышление смысловой

Опираясь на логические исследования вопросно-ответной практики, можно выделить следующие функции вопроса:

контролирующую, т. е. осуществляющую проверку усвоения знаний («контрольные вопросы», «экзаменационные вопросы»);

систематизирующую, функцию упорядочивания, расположения материала (написание конспектов, рефератов, курсовых и дипломных работ, плана ответа);

критическую, необходимую при поиске новых, подчас противоречащих здравому смыслу и общепринятым представлениям решений (сомнение, несогласие, возражение означенные вопросом). (По признанию Коперника, главной проблемой для него было не небо, которое он изучал, а авторитет Аристотеля в астрономии. Только отважившись на ряд критических вопросов, Коперник смог «остановить Солнце и сдвинуть Землю».)

психологическую функцию, позволяющую привлекать внимание к главному значению вопроса («Кто создатель кибернетики?») или же оказывающую эмоциональное воздействие («Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»).

Эти и другие функции вопроса реализуются в дискуссиях, в учебной практике, в научном познании, в практической деятельности людей.

Корректные и некорректные вопросы

По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?».

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?», «Вы лично сейчас, здесь готовы привести в исполнение смертный приговор?». На эти вопросы не было получено ответов. А как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что вопрос является некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказания, или за ужесточение наказания» является ложным утверждением. Затем целесообразно предложить поправить вопрос - «разбить» его на два вопроса: «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?», «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?». При ответе на второй вопрос нужно сказать, что он также является провокационным, и указать предпосылку: «Если человек не исключает смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте». Эта предпосылка является ложной.

Софистические вопросы формулируются сознательно. К ним относятся, например, «провокационные» вопросы. Неосторожный ответ на «провокационный» вопрос может поставить отвечающего в нелепую ситуацию.

J7. Кэрролл выразил такую ситуацию в поэтической форме 1:

Вопрос: «Блуждал его взор, был вид его дик,

И дыбом стояли волосы,

Когда он спросил: «А много ль гвоздик Растет на Северном полюсе?»

«Число гвоздик ты хочешь знать,

Ответ: Растущих на морозе?

Изволь: оно равно числу Бананов на березе».

Риторический вопрос , хотя и выражен в форме вопросительного предложения, ответа не требует. По сути он является утверждением в вопросительной форме. Форма служит риторическим, т. е. искусным, приемом высказывания. Выражения: «Какой же русский не любит быстрой езды?», «Кто признается, что не готовился к экзаменам?», «Какой он музыкант?» не ждут ответа. Поскольку по смыслу риторический вопрос выражает утверждение и вопросом не является, он является суждением.

Существуют и другие виды вопросительных предложений, не являющиеся вопросами. Они могут выражать:

приглашение: «Не пойти ли нам в кино?» просьбу: «Не могли бы вы передать мне эту книгу?» предложение: «Не передохнуть ли нам?»

побуждение: «Может быть, подвинетесь немного?» запрещение: «Что это еще за прическа?» призыв: «Не пора ли начать думать?» и др.

«Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше - ночь или день?». Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», - но увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы *. Позже эту же мысль повторил немецкий философ И. Кант. «Умение ставить разумные вопросы, - остроумно заметил он, - есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето» **.

Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:

  • 1. Вопросы ставить необходимо корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
  • 2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли Петров себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, признает» или «Нет, не признает».
  • 3. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
  • 4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Например, «Были ли братья Иван и Константин Аксаковы издателями газеты «День»?». Это сложный вопрос следует разбить на два простых, так как ответы будут различными - «да», «нет». Это связано с тем, что Иван Аксаков был издателем газеты «День», а Константин - нет, он был только автором многочисленных статей в ней.
  • 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив.
  • 6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.

Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии, и в обучении.

Упражнения

  • 1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:
  • 1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?
  • 1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?
  • 1.3. И какой же русский не любит быстрой езды?
  • 1.4. Вы перестали бить своего отца?

Корректные - вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением.

Какая река является самой длинной рекой в мире? - Предпосылка этого вопроса - «Существует такая река, которая является самой длинной рекой в мире» - истина. Действительно, такая река существует.

Некорректным называется вопрос, предпосылка которого - ложное суждение.

Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

Неправильный (Некорректный), ибо основан на ложной предпосылке.

Предпосылкой этого вопроса является утверждение: « Все цивилизованные страны отменили закон о смертной казни, а страны, которые не отменили этот закон являются не цивилизованными»

И какой же русский не любит быстрой езды? - риторический вопрос не требующего ответа.

Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809--1852). Используется как шутливо-ироническая характеристика русского характера. Цитируется в порядке самооправдания при превышении скорости вождения автомобиля (шутл.).

Вы перестали бить своего отца? - предпосылкой этого вопроса является утверждение: “Вы били своего отца, а сейчас перестал бить или продолжаешь бить?” Такой вопрос называется провокационным.Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа на него - да или нет, отвечающий в обоих случаях неявно признает, что он бил раньше или бьет сейчас своего отца. Предпосылкой этого вопроса является ложное суждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.