Основы программы японского школьного образования определены стандартами, которые утвердило Министерство образования. Муниципальные власти отвечают за финансирование, выполнение программы, штатную укомплектованность тех школьных учреждений, которые находятся на их территории.

Образовательная система Японии учреждена в 1947 году и представляет пять ступеней от детского сада до университета со следующей продолжительностью обучения: 3-6-3-3-4. Где 6-3-3 и есть искомая школа. Школа в Японии представлена тремя ступенями. Это начальная, средняя, старшая школа. Начальная и средняя школа являются обязательными ступенями обучения, в старшей школе учиться необязательно, при этом свыше 90% японской молодежи стараются продолжать свою учебу в старшей школе. Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Маленькие японцы идут в начальную школу с шестилетнего возраста и продолжают свою учебу здесь до 7 класса. Обучение в средней школе продолжается с 7 по 9 классы. Образование в старшей школе получают в течение 3 лет, до окончания 12 класса.

Таблица, наглядно показывающая систему образования в Японии.


Возраст

Ступень

Учебные заведения

6-7

1

Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко shogakko

7-8

2

8-9

3

9-10

4

10-11

5

11-12

6

12-13

1

Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко (chugakko)

(обязательное бесплатное образование)


13-14

2

14-15

3

15-16

1

Старшая школа (10-12 классы) - котогакко (koutougakko)


(платное образование)


16-17

2

17-18

3

Особенности японских школ

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь ежегодно меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников. Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами. Весной и зимой школьники отдыхают в течение десяти дней, летний каникулярный период составляет 40 дней. Учебная неделя продолжается с понедельника по пятницу, в некоторых школах учатся в субботу, при этом каждую вторую субботу школьники отдыхают.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. В начальных классах происходит обучение японскому языку, обществоведению, естествознанию, математике, музыке, изобразительному искусству, физкультуре, ведению домашнего хозяйства. Учащимся начальной школы не задают домашние задания, они не сдают экзаменов.

Обучение в средней и старшей школе

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.

Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.


Обучение иностранных школьников, школы для русских

Все иностранные школьники, проживающие на территории Японии, имеют право на школьное образование, его можно получать в муниципальных школах. Для этого родителям следует обратиться в муниципалитет, где им дадут информацию, в какой школе может обучаться их ребенок. Для обучения в школе родителям будет достаточно приобрести своему ребенку тетради для письменных вычислений, иные учебные принадлежности. (с)


Одна из школ, в правом углу план школы.

парковка возле школы



Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней школы" и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.


Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).


Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

Матери-японки, как правило, очень внимательно относятся к успехам их детей. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в жизни школы, в случае болезней детей иногда даже ходят вместо них на уроки и конспектируют лекции. Таких мамаш-фанатичек называют "киёику мама".


Сами дети при этом часто "сидят на шее" родителей примерно лет до 25-30, когда они начинают зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя сами.


Учебный год

Учебный год в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.

Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.

На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Ученикам начальной школы рекомендуется вести на каникулах "дневники в картинках" - картинки заменяют пробелы в знании кандзи и развивают умение ученика писать и рисовать.

Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.

Школьная программа

Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.


Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.


В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет, музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство .


К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки - японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Расписание уроков


Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на "линейку", и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.


Продолжительность уроков в начальной школе - 45 мин, в средней и старшей школах - 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед - около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков.




В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.

Организация учебы


В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем) . Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.


Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах. Дети-дежурные сами, под присмотром взрослого, готовят для своего класса еду, которую потом относят в класс или дети едят еду, принесенную из дома

Уборщиц в японских школах нет. По окончании уроков все ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.



Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.


Школьная форма

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - "матросский костюм".Черные или белые гольфы, юбка закрывает колени, низкий каблук. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.


форма младшей школы.

Форма старщеклассниц


Кружки и курсы


Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, п роходит по окончании занятий и организуется самими учащимися.


Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы "дедовщины", когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).


В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою "рекламу". Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.


Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.

Помимо всего сказанного, хочется добавить, что: изкультура в Японии включает в себя и занятия в бассейне

Экзамены


Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.

Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.


После средней школы


Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.


Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы , плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Т акие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.


Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища . Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.



Академии.

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также "национальные" школы - школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются "белыми воронами" и иногда становятся предметом издевательств однокашников .

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.

Университеты и колледжи


Главный критерий при выборе университета - престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там "низовые" женские профессии:медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.


Поступление в университет проходит в два этапа.

На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.


К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.


Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них - иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

В отличие от школы, обучение в университете - время относительной "халявы".

Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает - нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.

После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.

Рассказ о японской школе будет далеко не полным без упоминания об учителях.

Так что же представляет из себя японский учитель? К японскому учителю вполне могло бы подойти название "моя вторая мама", или "мой второй папа", так как в японской школе очень много учителей-мужчин. Учитель для японского школьника является чем-то вроде ближайшего родственника. Вместе с преподавателем начальных классов школьники убирают класс после обеда и занятий. Нередко преподаватель вникает во все разногласия между детьми и разделяет все их радости или неудачи. Рабочий день преподавателя в японской школе начинается в 8 утра, а заканчивается в 6-7 вечера. В Японии школьные каникулы составляют в общей сложности всего 2 месяца и 1 неделю, но это только для школьников, а для учителей и того меньше.


Кстати, В Японии нет педагогических университетов, здесь не учат "на учителей". Любой гражданин, получивший высшее образование, может сдать экзамен (довольно сложный), и получить лицензию для работы учителем. А чтобы подтвердить звание каждые 10 лет учитель должен проходить курсы, после которых ему может быть продлена лицензия. Кроме того, родители или сотрудники районного комитета образования имеют право признать учителя "преподавателем, осуществляющим обучение ненадлежащим образом". В этом случае он будет обязан пройти курсы по "исправлению характера преподавания".

В Японии принят закон, согласно которому учителя должны входить в 25 процентов наиболее оплачиваемых работников. Средняя зарплата учителя в 2,4 раза превышает среднюю по стране.

Высшее образование в Японии во многом похоже на образовательные системы других развитых стран Запада. Но неповторимая культура этой страны не могла не наложить отпечаток на данную сферу.

Общая характеристика

Система образования в Японии по праву считается одной из самых старых во всем мире. Она берет свое начало еще в VI-VII веках. Именно тогда система образования в развитых азиатских стран с материка попала на остров.

В основе лежит китайская система образования, которая и на сегодняшний день остается лишь незначительно измененной.

Современная система образования в Японии выглядит следующим образом:

  • дошкольное образование (ясли, детский сад, специальные учебные заведения с коррекционной программой для детей-инвалидов);
  • школьное образование, состоящее из трех ступеней: начальной (сё:гакко), средней (тю:гакко) и старшей (ико:то:гакко) школ;
  • высшее и специальное образование (техникумы, колледжи, вузы).

А вот схема, на которой можно более подробно изучить особенности системы образования в Японии:

Система образования в Японии: интересные факты

В японской школе есть много интересных особенностей, которые отличают ее от отечественной.

Например, нумерация классов тут не как у нас (сквозная). Номера классов присваиваются согласно внутренним правилам. Например, 4-й класс начальной школы, 2-й класс средней школы и пр.

В Японии не существует бесплатной старшей школы и тем более вуза. Однако есть мизерное количество учреждений государственной собственности, в которых можно обучаться по чуть меньшей стоимости.

Бесплатное образование в Японии можно получить только в яслях и детском саду.

Если у нас учебный год разделен на 4 четверти, то в стране восходящего солнца этот год длится 3 триместра: первый длится с 6 апреля по 20 июля, далее идут летние каникулы, второй триместр длится с 1 сентября по 26 декабря, а третий – с 7 января по 25 марта.

Неделя без занятий, которая отделяет третий и первый триместры – это своеобразный переход из одного класса в другой.

Японский учебный год начинается в апреле, так как именно это время является началом весны, когда расцветает сакура.

Учебная неделя длится 6 дней (в редких школах – 5). При этом дважды в месяц учащимся должны предоставлять выходные по субботам.

Школьная программа здесь не определяется государством, а зависит от конкретного учебного заведения. Но основа у всех одна – разработанная государством.

Школьная программа образования

В шестилетнем возрасте ребенка отдают в начальную школу. До начала обучения он должен освоить основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы.

Поступив в начальную школу, дети изучают математику, японский язык, а также естественные науки. Представляете – химия и физика с младших классов! Кроме того, тут учат этике, истории, этикету, музыке, домашнему хозяйству, изобразительному искусству и физкультуре. В качестве итоговой проверки знаний придется сдать экзамен на знание 1006 государственных символов кандзи (а всего их 1945!!!).

Сдав экзамен, ребенок поступает в среднюю школу, где продолжает изучать все те же науки, что и на предыдущем этапе. Сюда же добавляются изучение английского языка и некоторые предметы на выбор (в зависимости от выбранной школы). Среди всех предметов в средней школе самые сложные – это математика, японский и английский языки.

У старшеклассников такая же программа обучения. Единственное отличие – они могут уделять немного больше времени узкоспециализированным предметам.

Специальное образование Японии

Японское специальное образование строилось по западным моделям. Но здесь получить профессиональное образование крайне трудно, так как узкие специалисты ценятся очень высоко.

Совсем другая история «дзюку» - школы мастерства, или если говорить проще – репетиторские школы. Уже с 7 класса эти школы активно рекламируются среди учащихся, которые выбирают подходящие именно им школы и записываются. Занятия нужно посещать 2-3 раза в неделю по вечерам. Учитель тщательно разбирает материал выбранной дисциплины, а также детально прорабатывает дополнительный материал, чтобы ученики успешно прошли выпускные экзамены в школе.

Несмотря на то что все дзюку платные, почти все школьники посещают такие занятия. Благодаря этому дзюку приносят более триллиона йен – сумма, равная военному бюджету государства.

Экзамены

Как и у нас, экзамены для японских школьников – самое страшное и сложное испытание. Каждый экзамен длится несколько часов. А о сложности можно судить по тому, что учащимся приходится дополнительно готовиться к ним в течение очень долгого времени.

А вот в начальное школе экзаменов нет. Зато в средней и старшей школе их приходится сдавать по 5 раз ежегодно: в конце каждого триместра и в середине первых 2-х триместров.

Срединные экзамены сдаются по следующим дисциплинам:

  • математика,
  • японский язык,
  • английский язык,
  • обществоведение,
  • естественные науки.

После каждого триместра предстоит сдать сложный комплексный экзамен для проверки совершенно всех дисциплин.

В зависимости от полученного результата, будет ясно: перешел ученик в старшую школу или нет. Количество заработанных баллов важно для определения в более престижную школу. При плохих результатах ученика ожидает плохая школа, по окончании которой невозможно будет поступить в университет и вообще иметь какие-либо перспективы в будущей карьере.

Особенности высшего образования в Японии

Всеобщее высшее образование в Японии находится в строгой иерархии. Учиться там очень тяжело, так как повсюду действует дискриминация. Единственные вузы, где учащиеся не испытывают дискриминацию, - это университеты полного цикла обучения (4 года). Впрочем, и там есть своя иерархия:

  1. Престижные частные вузы (Васэда, Нихон Кейо, Токай). Те, кому удастся успешно окончить эти университеты, станут элитой, менеджерами высшего звена, представителями в правительстве. Попасть в эти вузы без должной подготовки и рекомендаций невозможно. Зато диплом оттуда станет пропуском на любую работу независимо от того, какая специализация и на какие оценки вы учились.
  2. Вузы из топа в рейтинге по стране (университет Токио и Йокогамы). Стоимость обучения тут намного ниже. Но поступить туда будет крайне тяжело из-за огромного конкурса.
  3. Остальные университеты. Их организовывают префектуры. Плата за обучение будет невысокой при сравнительно небольшом конкурсе на место.
  4. Небольшие частные вузы. При высокой плате за обучения студенты не получают никаких гарантий на дальнейшее трудоустройство. Да и диплом не считается престижным.

В Японии нет обязательного высшего образования, потому что далеко не все могут позволить себе оплачивать учебу. А ведь в большинстве университетов стоимость обучения будет не по карману 90% населения Японии.

Можно сказать, что все высшее образование платное. По данным статистики, лишь 100 из 3 000 000 студентов могут получить бесплатное образование. При этом цена будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза.

Образование для иностранцев

Огромные суммы и невероятно сложные экзамены подняли уровень образования Японии выше большинства других стран. Вот почему считается очень престижным получить образование именно здесь. Иностранцы пытаются всеми способами это сделать. А таких способа 2:

  1. Получение стандартного высшего образования . Продолжительность обучения – 4-6 лет. Средняя стоимость учебы – 6-9 тысяч долларов США. Чтобы учиться тут, иностранцу придется хорошенько поработать не только над изучением японского языка, но и над вступительными экзаменами.
  2. Ускоренный курс получения образования в вузе . Продолжительность обучения – 2 года. Стоимость гораздо ниже, да и все остальное намного проще. Тут достаточно владеть хотя бы английским языком.

А вот тут можно более подробно ознакомиться с системой образования Японии:

Если иностранец хочет поступить в японский вуз после окончания университета на родине, ему придется поставить апостиль на собственном дипломе. Так как Япония – участник Гаагской конвенции, иностранцу не придется заморачиваться с легализацией (а это намного сложнее), а использовать лишь апостиль.

Всем поступающим иностранцам предоставлены одинаково равные возможности, независимо от страны их пребывания. И если у вас не возникло проблем с поступлением в университет и оплатой, вас будут рады видеть в выбранном университете Японии.

Японские вузы стали активно привлекать молодежь из соседних стран Азии, в особенности из Китая, Тайваня, Кореи. Но это не мешает попытать свое счастье и людям из развитых западных стран, которые хотят приобщиться к великой японской культуре, познать национальную систему управления.

Согласно статистике, в Японии обучаются около 1000 американских студентов.

Для работы с иностранными студентами и на общее благо Японии активно привлекаются исследователи и преподаватели из других стран. И если раньше иностранец не мог занимать руководящих должностей, то с недавнего времени был принят закон, согласно которому иностранный специалист может занимать штатную должность в японских вузах.

А если студент-иностранец плохо владеет японским, он может пройти специально организованный годичный курс японского в международном студенческом институте г. Осака. А в рамках обмена в Японию ежегодно приезжает около 1000 преподавателей английского.

Иностранные студенты и граждане Японии принимаются в местные вузы на одинаковых основаниях. У претендента должно быть удостоверение о прохождении 12-летнего обучения в своей стране. Для иностранцев это часто 11 лет своей школы и 1 курс в колледже/институте/подготовительных курсах, а также в школе японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute.

Обучаться тут можно и в том случае, если удалось сдать экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и т.д.

Общеобразовательный экзамен для иностранных студентов здесь обязателен. Например, гуманитарии будут проверяться на знания математики, всемирной истории, английского. Студент естественнонаучной специальности будет отвечать на вопросы по физике, химии, математике, биологии и английскому языку.

Но самое главное – прохождение теста по японскому языку. Этот тест проводится самой Ассоциацией международного образования. Сдать его можно в 31 стран мира. Тест состоит из следующих блоков:

  1. Проверка знаний иероглифов и лексики.
  2. Восприятие на слух.
  3. Чтение и проверка знаний в области грамматики.

Есть 4 уровня сложности проведения этого экзамена. Для первого уровня необходимо пройти обучение на протяжении 900 часов и знать при этом 2000 иероглифов. Для второго – 600 часов и 1000 иероглифов. Для третьего – 300 часов и 300 иероглифов. Четвертый – 150 часов и 100 иероглифов.

Если удалось сдать экзамен первого уровня, можно поступать в любой вуз страны (как на бакалавриат, так и для получения магистерской степени). Некоторые вузы принимают и тех, кто сдал экзамен второго уровня. Третий уровень позволяет устроиться на работу в японскую фирму.

Стоимость обучения для иностранцев будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза. Но следует иметь в виду, что самым дорогими считаются специальности, связанные с экономикой, медициной, филологией, педагогикой (до 900 тысяч йен при курсе 1 доллар США=109 йен по курсу на 05.06.2018г.).

Что касается расходов на проживание, то за год студент-иностранец должен быть готов оплатить около 9-12 тысяч йен в зависимости от места нахождения вуза.

Около 80% иностранных студентов обучается в Японии за счет собственных средств. Остальные же получают образования за счет разных стипендий.

К слову, у нас уже есть материал о том, как получить грант и стипендию на обучение за рубежом . Посмотрите, наверняка вы найдете для себя много интересного.

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» - гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру. Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование. При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.

Основы программы японского школьного образования определены стандартами, которые утвердило Министерство образования. Муниципальные власти отвечают за финансирование, выполнение программы, штатную укомплектованность тех школьных учреждений, которые находятся на их территории.

Школа в Японии представлена тремя ступенями. Это начальная, средняя, старшая школа. Начальная и средняя школа являются обязательными ступенями обучения, в старшей школе учиться необязательно, при этом свыше 90% японской молодежи стараются продолжать свою учебу в старшей школе. Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Маленькие японцы идут в начальную школу с шестилетнего возраста и продолжают свою учебу здесь до 7 класса. Обучение в средней школе продолжается с 7 по 9 классы. Образование в старшей школе получают в течение 3 лет, до окончания 12 класса.

Таблица, наглядно показывающая систему образования в Японии

Особенности японских школ

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь ежегодно меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников. Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами. Весной и зимой школьники отдыхают в течение десяти дней, летний каникулярный период составляет 40 дней. Учебная неделя продолжается с понедельника по пятницу, в некоторых школах учатся в субботу, при этом каждую вторую субботу школьники отдыхают.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. В начальных классах происходит обучение японскому языку, обществоведению, естествознанию, математике, музыке, изобразительному искусству, физкультуре, ведению домашнего хозяйства. Учащимся начальной школы не задают домашние задания, они не сдают экзаменов.

Обучение в средней и старшей школе

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.

Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Школьная форма

Форму одежды каждая школа выбирает свою, носить ее следует обязательно. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. У каждой школы существует и единая спортивная форма.



В обязанности японского школьника вменяется уборка школы – технических работников в школах нет, вся территория школы поделена на участки, за чистоту которых отвечает определенный класс. По окончании уроков ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.

Обучение иностранных школьников, школы для русских

Все иностранные школьники, проживающие на территории Японии, имеют право на школьное образование, его можно получать в муниципальных школах. Для этого родителям следует обратиться в муниципалитет, где им дадут информацию, в какой школе может обучаться их ребенок. Для обучения в школе родителям будет достаточно приобрести своему ребенку тетради для письменных вычислений, иные учебные принадлежности.

Пришло время поговорить о японской школе и ее особенностях. Мы уже давно привыкли, что Япония — это несколько другая планета со своими особенными традициями и правилами. Но что можно сказать о японской школе? Именно большинство аниме и дорам посвящены японской школе, а девичья школьная форма стала образцом японской моды. Чем японская школа отличается от русской? Сегодня мы немного поговорим на эту тему.

Факт №1. Ступени японской школы

Японская школа состоит из трех ступеней:

  • младшая школа (小学校 сё:гакко:) , в которой дети учатся 6 лет (с 6 до 12 лет);
  • средняя школа (中学校 тю:гакко:) , в которой учатся 3 года (с 12 до 15 лет);
  • старшая школа (高等学校 ко:то:гакко:) , которая так же длится 3 года (с 15 до 18 лет)

Младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения и отдельные здания со своими собственными уставами и порядками. Младшая и средняя школы являются обязательными ступенями образования и чаще всего они бесплатны. Старшие школы, как правило, платны. Заканчивать старшую школу необязательно, если человек не собирается поступать в ВУЗ. Однако, по статистике, старшую школу заканчивают 94% всех японских школьников.

Факт №2. Учебный год в японской школе

Учебный год в японских школах начинается не в сентябре, а в апреле. Школьники учатся по триместрам: первый – с апреля по конец июля, второй – с начала сентября по середину декабря и третий – с января по середину марта. Так называемые летние каникулы в Японии длятся всего месяц – полтора (зависит от школы) и приходятся на самый жаркий месяц – август.

Факт №3. Распределение по классам в японской школе

Мы привыкли учиться с одними и теми же людьми на протяжении всей нашей школьной жизни. Но в Японии всё совсем по-другому. Мы уже говорили о том, что младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения, но это еще не всё. Каждый год классы формируются по-новому. Все учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Т.е. каждый год ученик попадает в новый коллектив, который наполовину состоит из новых людей. К слову сказать, японские школьники перед распределением могут написать свои пожелания на специальных листках: своё имя и двух человек, с кем бы они хотели оказаться в одном классе. Возможно, к этим пожеланиям прислушается руководство.

Зачем это нужно? Такая странная «перетасовка» нужна для развития чувства коллективизма. Ученик не должен зацикливаться на одних и тех же людях, а должен уметь находить язык с разными сверстниками.

Факт №4. Клубы и кружки

После завершения занятий в школе ученики обычно не идут домой, а сразу идут в клубы, в которые они записаны. Клубы – это что-то вроде российских кружков. И, как правило, каждый ученик состоит хотя бы в одном клубе (к слову сказать, участие в них необязательно). Разнообразие и большой выбор секций – признак престижа и богатства школы. Клубы бывают всевозможной направленности: спортивные, художественные, научные, языковые – на любой вкус и цвет.

Факт №5. Японская форма и сменная обувь

Практически во всех средних и старших школах Японии есть форма. Причем у каждой школы она своя. Каждому учащемуся шьют школьную форму индивидуально, и в комплект школьной формы обязательно входит зимний (теплый) вариант формы и летний вариант. Более того, в каждом уставе школы прописаны нормы, касающиеся ношения гольф, школьных сумок (часто сумки выдают вместе с формой), спортивной формы и даже причесок.

В Японии у всех школьников одинаковая сменная обувь. Обычно ее роль исполняют либо тапочки, либо увабаки – школьные туфли, напоминающие по виду спортивные тапочки или балетки с перемычкой. К сменной обуви в Японии очень строгие требования, особенно что касается цвета подошвы: подошва не должна оставлять черных следов на полу. Вот почему чаще всего увабаки белого цвета (с вкраплением других цветов). Цвет тапочек или увабаки зависит от класса, в котором вы учитесь. У каждого класса свой цвет.

К слову сказать, в начальной школе обычно нет формы. Разве что панамки определенного цвета и наклейки на портфели – чтобы ученика начальной школы на улице было видно издалека.

Факт №6. Индивидуальные номера в японских школах

Каждому ученику в японской школе присваивается индивидуальный номер, который состоит из 4 цифр. Первые две цифры – это номер класса, а последние – это твой персональный номер, который присваивается тебе в твоем классе. Эти номера используются на карточках в библиотеке, на наклейках на велосипедах. Этими номерами ученики подписывают все свои контрольные (номер ученика, потом имя ученика).

Факт №7. Расписание уроков

Каждую неделю расписание уроков у японских школьников меняется. Обычно о новом расписании ученики узнают только в пятницу. Поэтому бывает заранее трудно предугадать, например, какой урок будет первым в понедельник через две недели. В российских школах, согласитесь, все достаточно предсказуемо в этом плане.

Факт №8. Японские школы и уборка

В японских школах нет уборщиц: уборку каждый день проводят сами учащиеся в послеобеденное время. Школьники подметают и моют полы, моют окна, выбрасывают мусор и делают многое другое. Причем не только в своем классе, но и в туалетах и в актовом зале, например.

Факт №9. Парты в японских школах

У каждого ученика в японской школе своя парта. Иными словами, за одним столом сидит один человек. Не два (как, например, в большинстве российских школ).

Факт №10. Оценки в японских школах

В японских школах учителя не ставят оценки за наличие или отсутствие домашнего задания и степень готовности к уроку. Если ты что-то сделал, учитель обводит задание красным кружком, а если нет – тебе оставляют твой долг на будущее.

Тем не менее, полностью оценок нельзя избежать даже в японской школе. Периодически проводятся тесты по всем предметам (особенно ближе к концу триместра), и эти тесты оцениваются по стобалльной шкале. Не стоит забывать и об экзаменах, которыми мучают учащихся средней и старшей школы.

Факт №11. Ручки или карандаши?

Японские школьники практически не пишут ручками, а используют для этих целей карандаши. Ручки в основном нужны для заполнения дневника. Всё остальное – работу на уроке (или лекции), домашнее задание, тесты нужно записывать карандашами.

Факт №12. Немного об использовании сотовых телефонов на уроке

В японской школе нельзя при учителях доставать сотовые телефоны. Если учитель увидит ваш гаджет на уроке или услышит сигнал оповещения, то ваш смартфон, скорее всего, заберут, и вернуть обратно вы его сможете только с родителями.

На самом деле, все перечисленные факты — далеко не исчерпывающая информация, которую можно поведать об особенностях японской школы. Мы будем рады, если вы приведете свои примеры в комментариях к этому посту.

А чтобы уже через год уметь общаться с японцами на бытовые темы, записывайтесь на наш прямо сейчас!

Система образования Японии

Современная система образования в Японии сложилась
130 лет назад, в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи. Нельзя сказать, что существовавшая до того времени школьная система не удовлетворяла потребностей государства в грамотных служащих. Начиная с XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование. С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. Правда, вплоть до Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян. Чаще всего такие школы были семейными предприятиями: муж учил мальчиков, жена - девочек. Основной упор делался на обучение грамоте, хотя были и свои нюансы. Детей знатных особ обучали придворному этикету, каллиграфии и стихосложению, а отпрысков простолюдинов - навыкам, более необходимым в повседневной жизни. Мальчишки немало времени отдавали физическим упражнениям, а девочек обучали основам домоводства - шитью, искусству составлять букеты. Но и тогда по степени грамотности населения Япония вряд ли уступала другим странам мира.

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать.

Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: "Я поступлю!"

Дошкольные учреждения

Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление - самодеятельность ребенка - актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений

Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.

Прием детей в дошкольные учреждения

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.

Сеть дошкольных учреждений

В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.

Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.

Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.

Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.

В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.

В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:

  • уход за ребенком;
  • обеспечение его эмоциональной стабильности;
  • забота о здоровье;
  • регулирование социальных контактов;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие речи и самовыражения.

В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.

Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.

Режим работы дошкольных учреждений

Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00-10.00 до 21.00-22.00.

В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто - коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600-700 калорий за один обед).

Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6-8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе - как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.

Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей - отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.

Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей - все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.

Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония - детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше».

Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.

Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли - места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера.

Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь - до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.

В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.

Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.

Школы

Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.

В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.

После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.

Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.

Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.

Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита.

Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.

Колледжи

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и - все реже - "Тест достижений первой ступени".

Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.

Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины.

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

Вузы

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.

Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.

Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.

Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

Система повышения квалификации

Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система "пожизненного найма" предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).

Прием на работу производится один раз в году, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.

После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).

В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются "руководители широкого профиля", хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.

Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое обучение. Им читают курсы по управлению производством, его обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговле.

Резюме.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что, образование в Японии является культом. И Воспитательным аспектам в японской системе образования уделяется большое внимание. И, по-моему, мнению это очень хорошо, так как любой человек в этой стране может быть уверен в своём будущем, а также в будущем своих детей. Хотя в Японии, так же как и в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Так же как и в России, в японских детских садах наблюдается большая учебная нагрузка. Но в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев, что не помешало бы и нашим учебным заведениям, т.к. после окончанию средней школы выпускается всего 30 процентов здоровых детей.

Мне также понравилась система взаимосвязи всех образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая ВУЗом. Таким образом, ребёнок с малых лет идёт к своей цели и у него есть все гарантии того, что он обязательно будет учится в Вузе.

Еще один немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия, чего не скажешь об образовании в России.

Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

В целом, сравнивая японскую и российскую системы образования можно сказать, что они очень похожи и у них много общего, но японская система наиболее продумана и доведена до логического конца.

Список литературы

1. В.А.Зебзеева Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М., 2001.

3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование. США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. М., 1998. С. 47.