Биография

Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т.Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит… Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки («Мой костер в тумане светит…», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи…» и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» - т. е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт» (Для немногих, 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А.Дружинин) и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Полонского к числу «микроскопических поэтиков».

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: «Я всю жизнь был ничей».

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860−1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А. Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

«Отечественных записках» (1840), «Москвитянине» и в студенческом альманахе «Подземные ключи» (1842). Дружит с А. Григорьевым, А. Фетом, П. Чаадаевым, Т. Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского «Гаммы», обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник «Стихотворения 1845 года».

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты «Закавказский вестник». Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов «Сазандар» (Певец), в 1852 - исторической пьесы «Дареджана Имеретинская».

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала «Русское слово».

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860; «Поэту-гражданину», 1864), хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И. Тургенев и Н. Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его «поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию».

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник «На закате», в 1890 - «Вечерний звон», проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Выходец из бедной дворянской семьи Яков Петрович Полонский (1819-1898) был русским поэтом из Рязани. В Рязани он закончил гимназию. После этого он поступает в Московский университет и обучается на юридическом факультете. Будучи студентом, пишет стихи и публикует в «Отечественных записках»(1840). Водил дружбу с известными писателями, среди которых были А. Григорьев, А. Фет, П. Чаадаев, Т. Грановский, И. Тургенев.

Полонский как поэт был замечен и достойно оценен, когда в свет вышел его поэтический сборник "Гаммы".

Как окончил Полонский университет, так и проживал в Одессе. Там он и опубликовал второй сборник стихов "Стихотворения 1845 года".

В 1846 году поэт едет в Тифлис (Грузия), где служит в канцелярии и работает помощником редактора издания "Закавказский вестник" и публикует этнографические статьи и очерки. В 1849 создает книгу стихов «Певец», потом пишет историческую пьесу "Дареджана Имеретинская"(1852).

С 1851 года поэт проживает в Петербурге, иногда выезжая за границу. Пишет стихи и формирует сборники в 1855 и 1859 годах.

В 1859-1860 гг. – работает одним из редакторов издания «Русское слово». Его стихи критикуют радикальные демократы, а друзья-товарищи активно выступают в защиту. Популярность приходит к поэту в 1880-1890-х гг. В 1881 выдается сборник «На закате», в 1890-«Вечерний звон». В них доминирует мотив печали и смерти, а также поэт размышляет о фрагментарном счастье человека.

Зарабатывает поэт тем, что с 60-х по 1896 год служит в Комитете иностранной цензуры. Умер поэт в Петербурге, но похоронен в Рязани.

Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале "Отечественные записки" в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в журнале "Москвитянин" и в студенческом альманахе "Подземные ключи".

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки ("Мой костер в тумане светит...", 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского "сочетание лирики с повествованием". Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя ("Пришли и стали тени ночи..." и др.).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе "ни с чем не связанный, чисто внешний талант". В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты "Закавказский вестник", в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе "натуральной школы" - т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису) или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: "Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике". Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (Для немногих, 1860). Современники видели в нем "скромного, но честного деятеля пушкинского направления" (А.Дружинин) и отмечали, что "он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть" (Е.Штакеншнейдер).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых Н.Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца". Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями "узенького психического мира" и относил Полонского к числу "микроскопических поэтиков".

В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: "Я всю жизнь был ничей".

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на "пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший (1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А.Фету: "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в

"Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года".

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская".

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию".

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.

Полонский Яков Петрович (06.12.1820) - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился.в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в московском университете., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П.; в качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе (1846 - 52), где был помощником ред. "Закавказ Вестн." и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета главного управления по делам печати. - В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящею рефлексиею, какими отличаются напр. Гёте, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов, напр. То не ветер - вздох Авроры Всколыхнул морской туман... В одном из первых по времени стихотворений П. как будто заранее очерчены область и характер его поэзии: Уже над ельником из-за вершин колючих Сияло золото вечерних облаков, Когда я рвал веслом густую сеть плавучих Болотных трав и водяных цветов От праздной клеветы и злобы черни светской В тот вечер наконец мы были далеко И смело ты могла с доверчивостью детской Себя высказывать свободно и легко. И голос твой пророческий был сладок, Так много в нем дрожало тайных слез, И мне пленительным казался беспорядок Одежды траурной и светло-русых кос. Но грудь моя тоской невольною сжималась, Я в глубину глядел, где тысячи корней Болотных трав невидимо сплеталось Подобно тысяче живых зеленых змей. И мир иной мелькал передо мною, Не тот прекрасный мир, в котором ты жила... И жизнь казалась мне суровой глубиною С поверхностью, которая светла. "Пленительным беспорядком" отличаются произведения П.; есть в них и "траур" по миpcкому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческою сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них "за колючие вершины земли" "в золотые облака" и там "высказывается свободно и легко, с доверчивостью детской". Исходя из противоположности между тем прекрасным и светлым миром, где живет его муза, и тою "суровою глубиною" действительной жизни, где сплетаются болотные растения зла своими, написан. в 1856 г.). Надежды на спасение "родного корабля" поэт не отделяет от веры в общее всемирное благо. Широкий дух все человечности, исключающий национальную вражду, свойствен более или менее всем истинным поэтам; из русских он всех решительнее и сознательнее выражается, после А. Толстого, у П., особенно в двух стихотворениях, посвященных Шиллеру (1859 г.) и Шекспиру (1864 г.). Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, П. относился к ним с сердечною гуманностью, особенно к жертвам искреннего увлечения (напр. стих. "Что она мне - не сестра, не любовница"). Вообще, храня лучшие заветы Пушкина, П. "пробуждал лирой добрые чувства" и "милость к падшим призывал". - В ранние годы надежды поэта на лучшую будущность для человечества были связаны с его юношескою безотчетною верой во всемогущество. науки: Царство науки не знает предела, Всюду следы ее вечных побед - Разума слово и дело, Сила и свет. Миру как новое солнце сияет Светоч науки, и только при нем Муза чело украшает Свежим венком. Но скоро поэт отказался от культа науки, познающей то, что бывает, а не творящей то, что должно быть; его муза внушила ему, что мир с могущественной ложью и с бессильною любовью" может быть перерожден лишь "иною, вдохновляющею силой" - силой нравственного труда, при вере "в Божий суд, или в Мессию": С той поры, мужая сердцем, Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза. Вместе с тем П. решительнее прежнего высказывает убеждение, что настоящий источник поэзии есть объективная красота, в которой "сияет Бог" (стих. "Царь Девица"). Лучшие и наиболее типичные из небольших стихотворений П. ("Зимний путь", "Качка в бурю", "Колокольчик". "Возвращение с Кавказа", "Пришли и стали тени ночи", "Мой костер в тумане светит", "Ночью в колыбель младенца" и др.) отличаются не столько идейным содержанием, сколько силою непосредственного задушевного лиризма. Индивидуальную особенность этого лиризма нельзя определить в понятиях; можно указать только некоторые общие признаки, каковы (кроме упомянутого в начале) соединение изящных образов и звуков с самыми реальными представлениями, затем смелая простота выражений, наконец - передача полусонных, сумеречных, слегка бредовых ощущений. В более крупных, произведениях П. (за исключением безупречного во всех отношениях "Кузнечика музыканта) очень слаба архитектура: некоторые из его поэм не достроены, другие загромождены пристройками и надстройками. Пластичности также сравнительно мало в его произведениях. За то в сильной степени обладают они свойствами музыкальности и живописности, последнею - особенно в картинах кавказской жизни (прошлой и настоящей), которые у П. гораздо ярче и живее, чем у Пушкина и Лермонтова. Помимо исторических и описательных картин, и собственно лирические стихотворения, вдохновленные Кавказом, насыщены у П. настоящими местными красками (напр. "После праздника"). Благородные, но безымянные черкесы старинного романтизма бледнеют перед менее благородными, но за то живыми туземцами у П., в роде татарина Агбара или героического разбойника Тамур Гассана. Восточные женщины у Пушкина и Лермонтова бесцветны и говорят мертвым литературным языком; у П. их речи дышат живою художественною правдой: Он у каменной башни стоял под стеной, И я помню: на нем был кафтан дорогой, И мелькала под красным сукном Голубая рубашка на. нем... Золотая граната растет под стеной; Всех плодов не достать никакою рукой; Всех красивых мужчин для чего Стала б я привораживать!... Разлучили, сгубили нас горы, холмы Эриванские! Вечно холодной зимы Вечным снегом покрыты они!... Обо мне В той стране, милый мой, не забудешь ли ты? Хотя к кавказской жизни относится и личное признание поэта: "Ты, с которой так много страдания терпеливой я прожил душой" и т. д" но, как итог молодости, он вынес бодрое и ясное чувство духовной свободы: Душу к битвам житейским готовую Я за снежный несу перевал... Все, что было обманом, изменою, Что лежало на мне словно цепь, - Все исчезло из памяти - с пеною Горных рек, выбегающих в степь. Это чувство задушевного примирения, отнимающего у "житейских битв" их острый и мрачный характер, осталось у П. на всю жизнь и составляет преобладающий тон его поэзии. Очень чувствительный к отрицательной стороне жизни, он не сделался, однако, пессимистом. В самые тяжелые минуты личной и общей скорби для него не закрывались "щели из мрака к свету", я хотя через них иногда виделось так мало, мало лучей любви над бездной зла", но эти лучи никогда для него не погасали и, отнимая злобность у его сатиры, позволили ему создать оригинальнейшее его произведение: "Кузнечик музыкант". Чтобы ярче представить сущность жизни, поэты иногда продолжают ее линии в ту или в другую сторону. Так, Данте вымотал все человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего ада; П., наоборот, стянул и сжал обычное содержание человеческого существования в тесный мирок насекомых. Данте пришлось над мраком своего ада воздвигнуть еще два огромные миpa - очищающего огня и торжествующего света; П. мог вместить очищающий и просветляющий моменты в тот же уголок поля и парка. Пустое существование, в котором все действительное мелко, а все высокое есть иллюзия, - мир человекообразных насекомых или насекомообразных людей - преобразуется и просветляется силою чистой любви и бескорыстной скорби. Этот смысл сосредоточен в заключительной сцене (похороны бабочки), производящей, не смотря на микроскопическую канву всего рассказа, то очищающее душу впечатление, которое Аристотель считал назначением трагедии. К лучшим произведениям П. относится "Кассандра" (за исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V, ослабляющих впечатление). В больших поэмах П. из современной жизни (человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему, Отдельные места и здесь превосходны, напр. описание южной ночи(в поэме "Мими"), в особенности звуковое впечатление моря: И на отмели песчаны Точно сыплет жемчугами Перекатными; и мнится, Кто-то ходит и боится Разрыдаться, только точит Слезы, в чью-то дверь стучится, То шурша, назад волочит По песку свой шлейф, то снова Возвращается туда же... В позднейших произведениях П. явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: "Блажен, кому дано два слуха - кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа". Последнее собрание стихотворений П. достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом: "Мечтатель", смысл которого в том; что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, П. в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стих.

Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского.

В 1838 Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале “Отечественные записки” в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского “Священный благовест торжественно звучит…” Печатался в журнале “Москвитянин” и в студенческом альманахе “Подземные ключи”.

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского “Гаммы”, в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (“Встреча” , “Зимний путь” и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского “Песня цыганки” (“Мой костер в тумане светит…”, 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского “сочетание лирики с повествованием”. Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя (“Пришли и стали тени ночи…” и др.).

По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года” (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе “ни с чем не связанный, чисто внешний талант”. В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа “Дешевый город” (1879).

В 1846 Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты “Закавказский вестник”, в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского “Сазандар” (“Певец”). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе “натуральной школы” – т. е. изобилующие бытовыми сценами (“Прогулка по Тифлису”) или написанные в духе национального фольклора (“Грузинская песня”).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 г. записал: “Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике”. Вскоре Яков Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: “Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт” (“Для немногих”, 1860). Современники видели в нем “скромного, но честного деятеля пушкинского направления” (А. Дружинин) и отмечали, что “он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть” (Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге Яков Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также первый сборник прозы “Рассказы” (1859), в которых Н. Добролюбов заметил “чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца”. Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями “узенького психического мира” и относил Якова Полонского к числу “микроскопических поэтиков”.

В 1857 Яков Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах “Чайка” (1860), “Безумие горя” (1860) и др. В 1860-е годы написал романы “Признания Сергея Чалыгина” (1867) и “Женитьба Атуева” (1869), в которых заметно влияние И. Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: “Я всю жизнь был ничей”.

В 1858-1860 Яков Полонский редактировал журнал “Русское слово”, в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в “поэтический триумвират”, пользовавшийся уважением читающей публики. Яков Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на “пятницах Полонского” собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах “Сумасшедший” (1859), “Двойник” (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.

В 1890 Полонский писал А. Фету: “По моим стихам можно проследить всю жизнь мою”. В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое “Полное собрание сочинений” в 5 тт., вышедшее в 1896.

(No Ratings Yet)

  1. Яков Львович Белинский родился в городе Кролевце Сумской области в Украине 1 мая 1909 года. Его отец в то время работал земским врачом, был человеком образованным. Практически все свое детство...
  2. Получил домашнее образование, окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816-1822). Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в литературно-философский кружок “любомудров”, в котором участвовали А....
  3. АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924- 2001) – российский прозаик. Детство Астафьева прошло в Сибири, в маленьком селе Овсянка; жил он с бабушкой Екатериной Петровной, которая очень любила внука. Склонность к сочинительству...
  4. Внебрачный сын фельдмаршала князя Н. В. Репнина, получивший усеченную фамилию, родился, видимо, за границей. Воспитывался в доме отца. Получив образование в Московском университетском пансионе, а потом в артиллерийском и инженерном...
  5. Александр Петрович Беницкий родился в 1780 году. Воспитывался в пансионе профессора Шадена в городе Москве, где, согласно словарю Половцева “выделялся из среды товарищей быстротою соображения и остроумием и еще в...
  6. Дмитрий Ознобишин родился в 1804 году в поместье отца – селе Троицком; семья Ознобишиных известна с XIV века. Отец писателя, Петр Никанорович Ознобишин, во время службы в Астрахани женился на...
  7. С. П. Щипачев родился 26 декабря 1898 (7 января 1899 год)а в деревне Щипачи (ныне Камышловского района Свердловской области) в семье крестьянина. В 1913-1917 годах работал приказчиком скобяной лавки. В...
  8. Суриков Родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новоселово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне,...
  9. Воспитывался в Петербургской 2 гимназии, окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету в 1845 г. со степенью кандидата, и посвятил себя литературному труду. Материально не обеспеченный, он с первых...
  10. Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в Санкт-Петербургские купцы. Костя был одним из десяти детей отца. Мальчик начал учиться с шести лет в...
  11. Родился в семье обрусевших немцев. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. По инициативе М. Ф. Де-Пуле был познакомлен с И. С. Никитиным и членами кружка Н. И. Второва. По окончании кадетского...
  12. Минаев Дмитрий Дмитриевич родился 21 октября (2 ноября)1835 года в Симбирскев небогатой семье строевого офицера (позднее – военного чиновника) и литератора Д. И. Минаева. Мать Минаева – симбирская дворянка Е....
  13. Михаил Александрович Стахович родился в 1819 году в Орловской губернии в помещичьей семье. В 1841 году окончил факультет словесности Московского университета. В 1844 году на несколько лет уехал за границу,...
  14. ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924) “В отличие от большинства современных стихотворцев, играющих то самих себя, то разных экзотических существ, Брюсов всю свою жизнь, как сумасшедший актер, играет одну только роль: он...
  15. Багрицкий Эдуард Георгиевич (1895-1934), настоящая фамилия Дзюбин (Дзюбан), русский поэт. Родился 22 октября (3 ноября) 1895 в Одессе в религиозной еврейской семье. Впоследствии Багрицкий называл своих родителей типичными представителями мелкой...
  16. Поликсена Соловьева родилась 20 марта 1867 года, когда ее отец занимал должность ректора Московского университета. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, Поликсена Соловьева увлеклась поэзией. Одной из первых...
  17. Путь в литературу Байрон начал с Лирических стихотворений. В годы обучения в кембриджском университете Байрон издал поэтические сборники: “Стихи на случай” (1806), “Часы досуга” (1807). Первый сборник был издан анонимно,...
  18. Родился Дж. Фаулз 31 марта 1926 года в английском городке Лей-он-Си (графство Эссекс). Вспоминая детские годы, он всегда подчеркивал, что безоговорочный авторитет имущественных, сословных и общественных условностей, которые царили в...
  19. После смерти отца в 1859 году переехал в Москву, где в 1865 году окончил 4-ю гимназию (с золотой медалью) и учился на юридическом факультете Московского университета. В 1869 году продолжил...
  20. Настоящее имя Лев Львович Кобылинский. Литературный псевдоним – Эллис. Внебрачный сын педагога, владельца частной гимназии в Москве Льва Ивановича Поливанова и Варвары Петровны Кобылинской. Учился в 7-й московской гимназии. В...
  21. В 1922 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1936-1939 годах учился в ИФЛИ, затем также занимался и в Литературном институте им. Горького. Выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся...
  22. Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не...
  23. Непонятно, но интересно. Такие мысли возникают у нас тогда, когда мы рассматриваем Поэзию Уолта Уитмена. Оригинальность – вот, что нас поражает. Поэт отверг, все уставленные формы, написав стихи без рифм...
  24. Сатуновский Яков Абрамович родился в г. Екатеринославе (Днепропетровск). В начале 30-х годов учился в Москве, в техникуме. Сблизился с поэтами-конструктивистами. В 1931 вернулся в Днепропетровск. В 1938 г. закончил Днепропетровский...
  25. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  26. Первый сборник стихов Марины Цветаевой под названием “Вечерний альбом”, увидевший свет в 1910 году, стал знаковым событием в жизни 18-летней поэтессы. И не только потому, что этот дебют предопределил ее...
  27. Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в станице Павловской Краснодарского края в семье адвоката. Стихи Коля начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938...
Полонский Яков Петрович

Яков Полонский (1819—1897)

Яков Петрович Полонский родился 6 декабря 1819 г. в Рязани, в патриархальной семье мелкого чиновника. Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых. Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилет-ний Полонский поступил на юридический факультет Мос-ковского университета. К тому времени семья Полонских окончательно обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы. Школа жизни, которую прошел По-лонский в университетские годы, была исключительно су-ровой: приходилось жить в сомнительных трущобах, зара-батывать на жизнь частными уроками, — «случалось и со-всем не обедать, довольствуясь чаем и пятикопеечным ка-лачом...» Судьба ввела юного Полонского в круг родствен-ных ему по духу поэтов. Со студенческих лет он был дру-жен с А. Григорьевым, А. Фетом , что во многом определи-ло его творческий путь. В доме Николая Орлова, сына вид-ного деятеля декабристского движения М. Ф. Орлова, По-лонский познакомился с профессором Грановским, Чаада-евым, молодым И. Тургеневым .

К последнему университетскому курсу многие стихотворе-ния Полонского пользовались успехом у его товарищей, не-которые из них были опубликованы в московских журна-лах. В 1844 г. вышла в свет первая поэтическая книга Полон-ского — «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев. На стихи молодого поэта обратил внимание Гоголь , переписавший стихотворение «Пришли и стали тени ночи...» в свою тетрадь. Современников восхищал прежде всего осо-бый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...».

Осенью 1844 г. жажда новых, неизведанных впечатлений, стремление к самостоятельной, независимой жизни увлекает Полонского в путешествие на юг России. Два года, проведен-ных в Одессе, и пять — на Кавказе составили целую эпоху в жизни поэта. В Грузии Полонский сближается с просвещен-ной грузинской, армянской, азербайджанской интеллигенци-ей. Служа в канцелярии наместника и занимая пост помощника редактора официальной газеты «Закавказский вестник», он изучает нравы и историю Кавказа. В доме поэта А. Чавчавадзе Полонский знакомится с вдовой Грибоедова, посвя-щенные ей стихи проникнуты высокой и строгой печалью:

В Тифлисе я ее встречал,

Вникал в ее черты:

То — тень весны была, в тени

Осенней красоты.

В 1849 г. вышел в свет сборник стихов Полонского «Са-зандар», в котором отразились его впечатления, полученные во время пребывания на Кавказе. На юге было написано сти-хотворение «Ночь» , которое можно назвать одной из вер-шин русской лирической поэзии:

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, —

Оттого, может быть, что далек мой покой! —

Особое лирическое дарование поэта вызывало восторжен-ные отклики современников: «Ты по преимуществу лирик, с неподдельной, более сказочной, чем фантастической жил-кой» (Тургенев); «Как... смеешь ты... с такой определеннос-тью выражать чувства, возникающие на рубеже жизни и смерти... ты... настоящий, прирожденный, кровью сердца бью-щий поэт» (Фет).

В 1851 г. Полонский, узнав о тяжелой болезни отца, поки-дает Кавказ. Его прощальное стихотворение «На пути из-за Кавказа» помечено 10 июня 1851 г.

Жизнь Полонского, несмотря на общее признание, тем не менее продолжает оставаться неустроенной. В 1857 г. поэт становится репетитором в семье А. О. Смирновой-Россет и вместе с ними едет в Швейцарию. «Слово «гувернер» — клеймо безденежья», — отмечает он в своем дневнике. Неза-висимый по характеру поэт недолго смог удержаться на этом месте, и в августе 1857 г. он, по собственному выражению, «улетает» в Женеву, где берет уроки живописи. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полу француженку — дочь пса-ломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские воз-вращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «ве-ликой скорбию» воспоминаний, Полонский посвящает памя-ти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».

В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми-тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. — начало поры гражданских тревог и ду-шевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково дале-ким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...

Вся эта современность злая,

Вся эта бестолочь живая, Весь этот сонм тиранов и льстецов,

Иль эта кучка маленьких бойцов,

Самолюбивых и в припадках гнева

Готовых бить направо и налево...

В стихотворении «Литературный враг» особенно ярко проявляются рыцарские черты нравственного облика По-лонского, человека, не способного топтать поверженного:

Что же делать? и кого теперь винить?

Господа! во имя правды и добра, -

Не за счастье буду пить я — буду пить

За свободу мне враждебного пера!

Через шесть лет после смерти жены Полонский познако-мился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. По-лонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант. Дом Полонских пользуется большой популярностью в Петербурге, привлекая художественную интеллигенцию сто-лицы. В 1890 г. Полонский выпускает последний сборник стихов — «Вечерний звон», проникнутый ощущением близ-кого конца. Через восемь лет поэт умер, оставаясь до послед-него дня непобежденным рыцарем поэзии.

С 1831 года учился н Рязанской гимназии, которую окончил в 1838 году. Стихи начал писать ещё во время учёбы в гимназии.

С 1838 года по 1844 год учится на юридическом факультете Московского университета. Первое опубликованное стихотворение Полонского -"Священный благовест торжественно звучит..."

Первый сборник стихотворений поэта вышел в 1844 году и назывался "Гаммы".

В 1844 году Полонский переезжает в Одессу, а затем в 1846 году - в Тифлис. В Тифлисе он поступает на службу в канцелярию и становится редактором газеты "Закавказский вестник". В это же время он активно пишет стихи, его любимым жанром являются баллады и поэмы.

В 50-х годах сборники стихов Полонского печатаются в журнале "Современник". Уже тогда у поэта сформировалось неприятие политических тем в поэзии, его лирика личностна и субъективна.

С 1855 года Полонский домашний учитель.

В 1857 году Яков Петрович едет вместе с семьёй, у которой он преподавал, за границу. Он посещает Италию, а с 1858 года живёт в Париже. Во Франции Полонский женится на Е. В. Устюжской.

В 1860 году Полонский возвращается в Россию и живёт в Петербурге. Здесь он переживает личную трагедию: смерть ребёнка и смерт ь жены. С 1858 года Полонский работает редактором журнала "Русское слово", а в 1860 году поступает на службу в Комитет иностранной цензуры, где работает до 1896 года.

Критика относилась к творчеству Полонского неоднозначно. В России сильны были тенденции вовлечения писателей в общественную жизнь, а Полонский считал, что поэт не должен и не имеет права заниматься политикой. Это служило поводом для резкого осуждения Писаревым и Салтыковым-Щедриным творчества 11олонского, но поэт оставался верен своим принципам.

Второй женой Полонского была Жозефина Рюльман, ставшая верной соратницей и другом поэта.