Запорожцы, как и их предки, уделяли очень значительное внимание физическому развитию, постоянно «держали себя в форме». В условиях постоянных войн, борьбе за сохранение своего этноса, выживание в сложных жизненных ситуациях в стихиях природы закаляла дух и тело казаков. Суровое время требовало суровой дисциплины в процессе подготовки молодёжи, формирования у неё готовности защищать родную землю. Таким образом, формировалась специальная система физического и психофизического воспитания подростков, юношей, которые постепенно набирали рельефных и чётких форм.

Ещё в эпоху Киевской Руси детей с семи лет начинали учить стрельбе из лука, владению копьем и арканом, езде верхом, а с 12 лет - настоящим военным хитростям, то есть искусству ведения боя.

Традиции физического и психофизического воспитания подготовки подрастающего поколения продолжалась и в казаческую эпоху. Закаляя себя и готовя себя к сложным испытаниям судьбы, казаки летом спали на воздухе под звёздами, мыслями достигали неведомых высот, пытались проникнуть в тайны космоса.

Как и доблестное казачество, молодёжь на праздники народного календаря в процессе народных игр состязалась силой, ловкостью, скоростью, изобретательностью, попаданием в цель и тому подобное. Традиционными были разные состязания на лошадях, казаки любили своих быстрых выносливых лошадей, это отношение закреплено в тёплых обращениях к своим четвероногим друзьям («брате мій», «товаришу мій»), в пословицах («Казак без коня - не казак»).

Казацкая молодёжь систематически развивала природные задатки, совершенствувала душу и тело в играх, танцах, хороводах, разных видах состязаний и борьбы. Подростки и юноши охотно брали пример со взрослых, которые чувствовали психологический комфорт, благодаря тому, что они беспокоились о своем интеллектуальном, моральном, духовном и физическом развитии. Это формировало в них настроения внутреннего удовольствия, хорошего самочувствия, помогало единству слова и дела, мысли и поступка, гармонии души и тела.

Большое и воспитательное значения, в том числе и для современной молодёжи имеет овладение ею искусств единоборств, которых было несколько систем, наиболее известная легла в основу танца гопака. В современном виде гопак составлен с многочисленных специфических приемов, например «голубці», «тинки», «пістоль», «розніжка», «шулик» и тому подобное, реализация которых требует от исполнителей гибкости всех частей тела, молниеносной реакции.
Многие поколения овладели и другой казацкой борьбой - «Гайок». Она была предназначена в основном для разведчиков («пластунів»). Очень мало нам известно о казацкой борьбе «Спас». Она была не атакующей, а носила оборонительный характер. Для неё характерное филигранная, скрупулезная отработка блокировки действий противника.

Телесная и психофизическая закалка казаков было составной частью комплексной и целостной системы идейно-морального, эмоционально-эстетического и военно-спортивного воспитания.

К сожалению, много компонентов данной системы на сегодня забыто.

У многих сложилось мнение, что запорожским казаком стать было довольно просто. Достаточно было только добраться до Сечи, а там показать себя православным христианином и присягнуть на верность товариществу. На самом же деле, чтобы стать казаком нужно было сдать экзамен, который выдерживал не каждый. Многие из тех, кто прибывали на Сечь , настоящими казаками так и не становились, а поселялись где-нибудь на землях Войска Запорожского по заимкам и хуторам, пополняя ряды обычных поселенцев — «гнездюков», «гречкосеев» и «бабиев», как их называли сечевые воины.

Ч тобы стать казаком–запорожцем , рыцарем, вновь прибывший долго обучался военному делу и традициям сечевого товарищества. В завершение получал ритуальное испытание, инициирующее посвящение в запорожцы. Это что-то наподобие средневековых ритуалов посвящения в рыцари.

Р итуалы отделения будущего запорожца от группы, в которой он до тех пор находился, как и у древнерусских дружинников, начинались обрядом подготовки его для «отправки на тот свет». Об этом сообщает нам народная поэзия, в частности казацкие песни и думы. Отъезд из дома казака оплакивался, как проводы покойника. Но смерть его была символической, «парень должен умереть, чтобы стать мужчиной». На вопросы родных, когда ждать его назад домой, казак отвечал уклончиво: «Я приеду к вам, когда птичье перо утонет, а мельничный камень всплывет!».

В Сечи новичка принимали в «юнцы» (молодыки). В сечевой церкви он присягал верно, неизменно и до конца своей жизни служить товариществу. Новичка приписывали к одному из сечевых куреней. И начинался поочередный процесс посвящения. Отводя место в курени, юнцу говорили: «Ну, сынку, вот тебе и весь гроб. А как умрешь, то еще меньше будет». Новички жили в отдельных куренях.


Ю нцы исполняли роль слуг при казацкой старшине и старших казаках, были оруженосцами, как это было принято среди европейских рыцарей и древнерусских дружинников. При каждом старом казаке был юнец, который выслуживал свои годы, а после этого поступал в курень, то есть настоящее товарищество. Некоторые казаки имели по 2—3 юнца. В 1736 году Клаудиус Рондо, английский резидент в Петербурге Клаудиус, в своем донесении лорду Харрингтону называет их «холопами» подчеркивая этим словом унизительное положение юнцов. Но казаки называли их «сынками», а те в ответ должны были звать запорожцев «батьками». При этом иногда бывало, что «сынок» по возрасту годился в родители «старейшине».

Н овичков, согласно, ритуалам, требовалось высмеивать. Казаки «сейчас же давали человеку прозвище, которое уже навсегда оставалось при нем. Так, кто по неосторожности сожжет курень, того называли Поджигателем, а кто готовит еду или разжигает огонь над водой, тому давали имя Паливода. Кто ходит, согнувшись от природы или от привычки, бледный и слабый - тот Гнида. Если кто-то против обычая запорожского не любит мамалыгу или тетерю (самые главные блюда казачества), и варит себе кашу, того называли Кашкой (Роскошником) или Кашеваром. Казака очень маленького роста для смеха называли Махиной (огромный, великан), а большого роста — Малютой. Если кто, несмотря на проворность, свойственную бравому казаку, поскальзывался и падал, тот назывался Скользкий... Неловких звали Черепахой, дебоширов — Святыми, лентяев — Доброволя». На протяжении всего периода пребывания в юнцах, парня проверяли на изобретательность, смекалку и способность, не терять выдержку в сложной ситуации.


К ак вспоминали старые запорожцы, юнцов учили «Богу хорошо молиться, на коне сидеть, саблей рубить и копьем хорошо владеть, а практики было достаточно...» Только успешно пройдя многолетний период учебы военному делу, юнец допускался к экзамену на звание казака–запорожца. Клаудиус Рондо отмечал, что в казацком товариществе «к званию рыцаря допускались только очень сильные и хорошо сложенные». Испытание для юнцов по окончании учебы готовились самые разнообразные. В частности, испытуемый должен был съесть ужасно жгучий от перца борщ и выпить кварту «водки». После этого, по преданию, должен был пройти по переброшенному через скалы на берегу Днепра бревну и не сорваться в воду.

П о другим свидетельствам, будущий казак должен был переплыть на лодке все пороги на Днепре против течения. Конечно, можно сомневаться в этом, ведь пройти пороги при большой воде, да еще и против течения, невероятно трудно и опасно для жизни. Но французский мемуарист долгое время жил среди запорожцев и хорошо знал их обычаи и быт. И говорит, что рисковать своей жизнью для запорожцев было привычным делом, война была их профессией. А готовясь к походам и сражениям, товариществу нужно было знать, можно ли в трудную минуту положиться на нового воина.

К андидат в запорожцы должен был, сев на необъезженного коня («дикого лошака») лицом к хвосту (поза всадника свидетельствовала о приобщении его к потустороннему миру), без седла и уздечки промчаться через все поле и вернуться назад, конечно, не свалившись на землю. Здесь лошадь выступала также символическим перевозчиком с «этого» света на «тот» и назад. Она как ритуальный перевозчик использовалась в ритуалах многих народов. Испытуемые, ритуально словно «умирают», уходят в потусторонний мир, где проходят разные испытания, а затем символично «заново рождаются» в мире людей.

Е сли новобранец с честью проходил все испытания, его допускали к участию в морском походе на турков. Всякое испытание предусматривало выведение воина за пределы упорядоченного социального мира. Для перехода из одной возрастной или социальной группы в другую, более высокую, «необходимо покинуть пространство, в котором царит упорядоченность, и перейти в сферу неблагоустроенного. Таким неблагоустроенным пространством считалась «чужая земля», куда отправлялся в военный поход юнец в составе казацкого войска.

С редневековые взгляды на природу географического пространства существенно отличались от нынешних. Пространство тогда представлялось качественно неоднородным, разделенным на участки, имеющие позитивное и негативное значения. Положительно воспринималась своя земля, негативно — чужая. Своя земля имела значение упорядоченности, где господствуют человеческие законы и порядки, чужая же земля считалась «чертовской». Ареной испытания было поле боя, которое являлось раздельной зоной между двумя мирами, между территорией своей и враждебной. В походе юнцы, как правило, были оруженосцами и охраняли казацкие лодки – чайки на берегу, когда казаки шли в бой.

П освященному давалось новое имя, его стригли и переодевали в новую одежду. Это означало его новое рождение. Похожие действия совершались во время ритуалов разных слоев феодального общества — ремесленников, княжеских дружинников, крестьян. Часто, новой фамилией казака становилось то смешное характерное прозвище, данное во время «молодыкувания» (когда он был молодыком). Новому казаку брили голову, оставляя «оселедец». Особенное значение имела шапка, поскольку каждый курень имел свой головной убор. «Какой курень, такой и цвет на шапке», — упоминается в летописях.


П осле соблюдения всех ритуалов посвящения, юнца принимали в один из сечевых куреней как полноправного казака. Казак отрекался от семейной жизни и обязывался свято придерживаться «обета» безбрачия. Новый запорожец в сопровождении товарищей появлялся к куренному атаману, крестился, кланялся к образам и просил принять его в товарищество. Атаман после церемонии приветствия просил обрядового согласия у куренного повара принять новичка (поставить на довольствие). После того новый казак зачислялся в курень, платя какую-то сумму повару. Для принятия в сечевое общество за новичка должны были поручиться несколько опытных казаков. Посвящение в казаки окончательно утверждал кошевой атаман.

Игорь Полоз
©При копировании ссылка на сайт обязательна

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Кто такие казаки.

Этимология слова «казак» достаточно богата и неоднозначна. Существует несколько вариантов того, откуда появилось название этого народа. Так или иначе, еще не выявлена ни одна точная этимология данного слова, нам остается лишь решать, которая больше всего нас устраивает. Популярных вариантов несколько, это:

  1. От тюркского «каз» переводится как «рыть»;
  2. От монгольского «касак-тэргэн», как «повозка»;
  3. От «каз» и «ак», как «гусь» «белый».

Это наиболее признанные миром варианты, хотя наиболее близкого для народа перевода не существует. В любом случае, слово «казак» раньше характеризовала того или иного человека скитальцем или изгнанником, при этом внешне удалым и по характеру храбрым. Выходит, что казак – это человек, который был частью своего народа, но в свое время оторвавшийся от него и ставший свободным, рвущийся к приключениям и самостоятельности. Таких людей было много во все времена, потому появились целые казачьи общества, общины.

Не было ограничений, чтобы стать казаком, им мог стать любой, кто только пожелает этого, любой национальности, любого социального положения. Истории известны обеспеченные казаки, например, дети ханов, султаны, основатели государств, хотя через некоторое время они и вернулись к своему обеспеченному быту.

Как вступить в казачье общество сегодня.

Если вы думаете, как стать казаком на сегодняшний день, помните, что для этого есть особые правила и особый ритуал. Итак, что бы стать членом казачьего общества необходимо:

  1. Написать прошение на имя атамана общества о приеме вас в состав данного казачьего общества. Так же нужно приложить такие документы, как анкета, фотографии, ходатайства в письменной форме от 2 членов этого общества (они должны пребывать в нем более 2 лет без испытательного срока), документы, подтверждающие окончание учебных заведений, военный билет с отметкой о прохождении военной службы, доказательства полученных наград;
  2. В казачьи общество принимают общим собранием общества, а именно голосованием в конце схода. Точно примут в казачье общество, если вы из первичного казачьего общества, для остальных же результат будет неизвестен до того, как будет утвержден приказ атамана. Так или иначе, вступать в казачье общество могут люди, желающие этого добровольно, имеющие православную веру, старше 18 лет, поддерживающие казачество и его идеи, готовые изучить и придерживаться устава;
  3. Атаман назначает испытательный срок, во время которого вы должны изучить Устав общества, законодательную базу в отношении данного общества, инструкции и пр., а так же приобретает казачью одежду и изучает правила в отношении этой одежды, активно участвует в деятельности казачества;
  4. В штабе общества оформляются дела на каждого члена казачества.

Существует и особый ритуал вступления новичка в члены казачьего общества:

  1. Собираются члены общества, атаман, священнослужитель и начинается торжественная церемония, казачье общество встает в строй,
  2. Новобранцы-казаки выстраиваются в первой шеренге,
  3. Атаман торжественно объявляет результаты испытательного срока и назначает голосование,
  4. Священнослужитель благословляет новичков на принятие казачьей Клятвы, которую позже зачитывает каждый новичок,
  5. Новый член общества ставит свою подпись в документе, крестится перед священнослужителем, целует крест и Евангелие, преклоняется в колено перед Знаменем казачьего общество и целует его,
  6. Произносится поздравление новобранцев-казаков атаманом и священнослужителем, общество строем проходит на выход. Ритуал окончен!

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: “Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!”.


Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. “Казаком нужно родиться!” – первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и её трактовку.
Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком.
Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак – это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

“Казаком нужно стать!” – принцип, подчёркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлёк за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать. То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество. Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрёкся от своего народа. Став казаком, он оставался калмыком, осетином, якутом или бурятом.
Казачество – это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением – служением воинским.
Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего казак таким, чтобы оно одинакова читалось как справа налево христианами, так и слева направо-мусульманами и иудеями, чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали, что такое казачество.
Третий постулат – “Казаком нужно быть!” – подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа царствие Небесное.

Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.
Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни.
Итак: каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем:
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Все люди равны и нет народов больших и малых. Сказано “Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!”. Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем-как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твоё слово – слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!

Сказано “Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божие!”. Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушный, но помни – душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в неё зло человеческое!
Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни-воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь.
Исключение из этого правила составляли казаки ламаисты – калмыки, буряты, монголы и мусульмане – народы Закавказья. Но это исключение только подчеркивало правило. Служа в казачьих войсках, эти народы не теряли своей национальной самобытности. Они были казаками, не становясь казачеством, хотя традиционно воспринимали от нас лучшее и гордились тем, что они сподобились быть казаками.

Помни: воля – не своеволие! Лихость – не разбой, а доблесть – не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны!
Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив. Сказано Господом “Мне отмщение, и Аз воздам!”
Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе чем остановим мы ненависть человеческую.
Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости.
Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.
Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица станет домом тебе, отцом и матерью твоими.