_____________

М.Ю. Лермонтов Анализ стихотворения «К***»

_________________________

Я горд!.. прости! люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного Я не соделаюсь рабом. К чужим горам под небо юга Я удалюся, может быть; Но слишком знаем мы друг друга, Чтобы друг друга позабыть. Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку - Безумец! - лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала - я тебя не знал!

Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней, И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть может, мыслию небесной И силой духа убежден Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессмертье он? Зачем так нежно обещала Ты заменить его венец, Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!


История создания произведения

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, было посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт.


Тема и основная мысль

_______________________________

В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество.


Художественные средства:

_______________________________

«Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! …»

Но теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

«…Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!..»


Литературное направление

_______________________________

Литературным направлением в стихотворении К*** (Я не унижусь пред тобою...) является романтизм . Жанр в стихотворении больше подходит к элегии .


в любовной лирике М. ю. Лермонтова очень ма-
ло светлых и радостных настроений — тех «чудных
мгновений», которыми так богата поэзия А. С. Пуш-
кина. Чаще всего в стихах о любви Лермонтов пишет
об одиночестве, о неразделённом чувстве или об

измене любимой женщины, не сумевшей оценить
возвышенные чувства лирического героя.
Стихотворение «К*** » , широко известное по первой
строчке, адресовано Наталии Фёдоровне Ивановой,
которой поэт посвятил большой цикл произведений
(1830-1832 гг.). О романе Михаила Лермонтова и
Наталии Ивановой в окружении поэта никто не до-
гадывался, поэтому долгое время стихи, помеченные
инициалами Н. Ф. и. (их более тридцати), остава-
лись посмертной тайной поэта. Расшифровать имя
таинственной незнакомки, в которую был влюблён
М. ю. Лермонтов, удалось лишь в середине ХХ века
литературоведу Ираклию Андроникову.
Стихотворение написано в жанре послания, что
сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но
в отличие от стихотворений, воспевающих любовь,
«Я не унижусь пред тобою … » говорит О любви как
о чувстве, которое не дарит радости бытия и творче-
ских сил, а лишает их. Лирический герой одинок и
даже озлоблен. Лермонтов предельно насыщает свой
монолог различными эмоциями: укоры и горькие
восклицания, гневные вопросы. Они обрушиваются
на читателя, вызывая ответные чувства.
Произведение не делится на строфы, и это создаёт
эффект взволнованного, безостановочного монолога.
В основу композиции положен приём противопостав-
ления (антитезы): любовь — измена, надежда — за-
блужденье, привет — укор. Но главное противопо-
ставление, начиная с первой строки стихотворения,
обозначено местоимениями я и ты: «Я не унижусь
пред тобою … ». Этот приём получает развитие в двух
следующих строках:
70

Ни твой привет, ни ТВОЙ укор
Не властны над моей душою.
в следующей строке, казалось бы, происходит
снятие противопоставления, потому что я и ты
объединяются в МЫ. НО это объединение тут же от-
меняется эпитетоМ чужие: «Знай: МЫ чужие с этих
пор » Противопоставление еще больше усиливается.
Оно развивается и дальше, достигнув кульминации
в последней строке:
Ты знала — я тебя не знал!
АВТОР использует и другие средства художествен-
ной выразительности, чтобы передать сложное
душевное состояние лирического героя: эпитеты
(коварпая измена; дар чудесnый; нежно обещала;
обманывать безбожnо); метафору (МЫСЛЬ nебесnая);
синекдоху (пожертвовал я годы твоей улыбке и
глазам).
Обилие восклицательных предложений и риториче-
сних вопросов отражает сбивчивыЙ и взволнованный
характер монолога лирического героя.
стихотворение написано пятистопным ямбом.

Анализ стихотворения "К***" ("Я не унижусь пред тобою...")

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Наталье Ивановой поэт посвятил много стихотворений. «К***» - это последнее лирическое послание, которое поэт написал для неё. В основу произведения положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», « я был готов…целый мир на битву звать»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Михаил Юрьевич часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Мне очень понравилось стихотворение М.Ю. Лермонтова «К***». Я думаю, это одно из самых эмоциональных и искренних произведений великого поэта 19 века.

Любовь бывает такой разной. Часто она взаимная, иногда безответная. Она может быть изменчивой, мечтательной, неземной и губительной. Именно это чувство заставляет многих поэтов и писателей посвящать свои перлы любимым женщинам. Особое место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема любви. Поэту были знакомы любовные переживания, которые терзали его душу. Он часто задавался вопросами о взаимности чувств, наделял любовную лирику философским смыслом. Одним из ярких тому доказательств является стихотворение Лермонтова "Я не унижусь пред тобою", краткий анализ которого вы можете проследить в статье.

События, поспособствовавшие написанию послания

Анализ стихотворения Лермонтова "Я не унижусь пред тобою" стоит начать с того, что упомянуть о его втором названии. По-другому оно звучит традиционно - "К*". Кому посвящено послание точно не указывается, хотя современники поэта знали это. Современному читателю интересно будет узнать некоторые подробности из жизни Михаила Юрьевича.

Окунитесь в далекое жаркое лето 1830 года. Юный Лермонтов, которому тогда было 16 лет, отправился в загородное имение своих знакомых. В это время он переживал расставание с Екатериной Сушковой, которая разбила ему сердце. Они расстались из-за постоянных насмешек девушки над юным поэтом.

Так вот, именно в этот период Михаил Юрьевич познакомился с очаровательной Натальей Ивановой. Чем закончилась эта связь, ответила ли девушка взаимностью? Это станет понятно из краткого анализа "Я не унижусь пред тобою" Лермонтова.

Виновница написания элегии

Итак, предметом юношеских увлечений и адресатом лирики поэта стала княжна Н. Ф. Иванова. Ей был посвящен целый цикл стихотворений, так называемый ивановский. Кроме упомянутого послания, в него вошли и другие стихи, посвященные княжне.

Наталья Иванова, по матери Меньшикова, была дочерью московского драматурга и литератора Федора Иванова. Еще в трехлетнем возрасте девочка осталась без отца, ее воспитывал отчим. Юная княжна очень понравилась Михаилу Юрьевичу, но взаимоотношения между ними складывались необычные. Наталья была старше Михаила на один год. Семнадцатилетние барышни тех лет уже стремились к замужеству. В начале знакомства девушка отвечала взаимностью влюбленному Михаилу. Он часто посещал их усадьбу в Никольско-Томилино возле Клязьмы (30 км от Москвы).

Первые стихи, посвященные этой музе, были восторгом и восхищением. Через некоторое время со стороны Натальи возникла холодность и непонимание. Лирика Лермонтова наполнилась скорбью и чувством оскорбленной гордости. Именно в этот период создал Лермонтов "Я не унижусь пред тобою". Анализ (по плану) особенностей этого шедевра вы увидите ниже.

Немного позже Наталья стала женой Н. М. Обрескова, которого лишили дворянского звания за кражу драгоценностей у своей родственницы. У Обресковых родилось четверо детей. Первый из них появился на свет в год гибели Михаила Юрьевича.

Время написания, тема, идея, жанр

С указания даты написания произведения обычно начинают его анализ. "Я не унижусь пред тобою " Лермонтов сочинил в 1832 году. Оно стало финалом любовных отношений, которые так успешно начинались. Из данной истории становится понятно, что темой стихотворения стала Никому так и не известно, объяснялся ли когда-нибудь поэт в своих чувствах Наталье, но черновой вариант этого послания наверняка был ей отправлен.

Какую идею вложил Лермонтов в эту элегию? В лице Ивановой поэт обвиняет всех красавиц мира в ветреном поведении. Некоторые строчки наделены разочарованием и обидой. Герой размышляет над тем, можно ли с уважением относиться к женщинам, если одна из лучших не сдержала своего слова.

Девушка дала поэту повод самому жестоко обманывать других. Герой видит в возлюбленной уже чужого человека и с гордостью произносит, что никогда не унизится перед ней.

Свое послание Михаил Юрьевич написал в жанре элегии. В ней он эмоционально высказывает свои философские раздумья на тему любви.

Композиция произведения

Основу композиции послания составляют антитезы (противопоставления). Любви автор противопоставляет измену, надежде - заблуждение, приветствию - укор. Но главной антитезой выступают местоимения - "я" и "ты". Это ярко видно почти в каждой строчке. Герой так желает понять, почему девушка сразу не показала, кто она на самой деле. Ему жалко тех дней, который он потратил на возлюбленную, потому что он мог посвятить себя более важному делу. Кульминация произведения достигается упреком в хитрости и лицемерии.

Лексические приемы автора

Для передачи состояния своего героя поэт взял красочные эпитеты - "коварная измена", "чудесный дар", " чужие мы", "нежно обещала". Чтобы увеличить любовную трагедию, он использует гиперболы. Коварство возлюбленной он раскрывает метафорами.

Анализ "Я не унижусь пред тобою" Лермонтова доказывает, что художественные средства очень точно передают взволнованность героя. Для достижения еще большего эффекта автор применил риторические вопросы и восклицательные предложения. Стихотворение написано в виде монолога лирического героя, который он произносит на одном дыхании. Послание написано пятистопным ямбом.

Лирический герой

Лирический герой послания полон любви и отчаяния. Он контрастно демонстрирует свои чувства. Вся его жертвенность оказалась напрасной, любимая наградила его только "коварной изменой". Бывший "ангел", в его глазах, превратился в порочную женщину.

Одинокий герой наполняется гордостью и готовится к новым любовным порывам. Видно, что он доверчив и стремится к счастью. Душа героя обращается к прошлым и будущим временам, он надеется, что они будут лучшими. Внимания многих современных любителей любовной лирики заслуживает анализ стихотворения Лермонтова "Я не унижусь пред тобою".

Анализ стихотворения "К***" ("Я не унижусь пред тобою...")

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Наталье Ивановой поэт посвятил много стихотворений. «К***» - это последнее лирическое послание, которое поэт написал для неё. В основу произведения положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», « я был готов…целый мир на битву звать»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Михаил Юрьевич часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Мне очень понравилось стихотворение М.Ю. Лермонтова «К***». Я думаю, это одно из самых эмоциональных и искренних произведений великого поэта 19 века.