Франшиза – это официальное присоединение начинающей компании к сильному и надежному партнеру. Она помогает предпринимателю обрести стабильность и надежность, сокращает риски и делает эффективность бизнеса более предсказуемой. Все чаще предприниматели пользуются услугой франчайзинга и при этом развиваются намного быстрее и успешнее. Но, как выбрать франшизу, знает далеко не каждый, хотя это ключевой момент. В этой статье мы расскажем, как принять решение о у компании, сделать оценку франчайзера и каковы приоритетные критерии выбора компании. Итак, на что следует обратить внимание при выборе франшизы?

Правила выбора франшизы

В том, что, даже не имея опыта в конкретной деятельности или производстве, предприниматель может создать магазин с высокой посещаемостью, минуя большинство ошибок начинающих предпринимателей.

Многих интересует ответ на вопрос: какой бизнес открыть по франшизе? Ведь предложений на рынке тысячи. В этом деле не стоит спешить, хватаясь за первое попавшееся. Следует рассматривать варианты деятельности франшиз, в которой человек будет чувствовать себя уверенно и разбираться в деталях. Только в этом случае будут положительные результаты.

Самое первое, что необходимо проанализировать потенциальному франчайзи, – это бренд компании, в которой продается франшиза. Критерии оценки:

  • Уровень узнаваемости бренда на определенной территории (регионе, стране).
  • Из чего состоит его имидж, и каковы дальнейшие перспективы продвижения и развития.
  • Как долго он работает и на какой территории.
  • Где собирается/изготавливается продукт (в каком регионе, стране).
  • Отзывы партнеров.

Есть мнение, что компания, которая уже создала поистине сильный бренд, является надежной по умолчанию. На самом деле, реальным критерием надежности франчайзинговой компании является статистика открытий франчайзинговых точек.

Реальным критерием надежности компании, которая предлагает свою франшизу, является статистика открытий франчайзинговых точек.

Многие задумываются, какую франшизу купить, и современные предприниматели все чаще подходят к этому вопросу максимально серьезно, обращаясь в том числе к специалистам в области консалтинга инвестиций. Ведь среди немало тех, надежность которых примерно равна прочности воздушного шара. Разберем далее ключевые инструменты анализа подробнее.

Отзывы партнеров

В процессе ознакомления с документами потенциальный франчайзи получит возможность пообщаться с действующими участниками франчайзинговой сети и узнать о реальных плюсах и минусах такого сотрудничества. Именно этот инструмент является проверенным и эффективным. Если приветливый и уверенный в себе франчайзер скрывает своих партнеров или навязывает контакты только с каким-то определенным участником сети, доверять ему не стоит. До заключения контракта ориентируйтесь не на лучших (они лучшие благодаря СВОЕЙ работе), а на середняков (они середняки благодаря франчайзеру, в обычных условиях их компании уже закрылись бы).

Также важно обратить внимание на следующее:

  1. Наличие юридической документации и подтверждение официального владения брендом. Следует проверить сертификаты, патенты, которые дают полное право на вид деятельности головной компании.
  2. Как планирует франчайзер развиваться в текущем году. Важно изначально понимать, планирует собственник бизнеса развивать направление франшизы или же в приоритете работа над развитием собственного бизнеса. Если собственник будет продвигать свой бренд, помогать своим франчайзи быть лучше и будет вести их за собой – это станет огромным плюсом при выборе франчайзера и его франшизы.

Поддержка франчайзера

Рекомендуется покупать франшизу в сфере, к примеру, общественного питания, где обе стороны зависят от сотрудничества и где франчайзер будет всеми силами помогать развиваться франчайзи. Все моменты взаимодействия и сотрудничества должны быть прописаны в договоре.

Статистика закрывшихся точек

Несомненно, показатель открывающихся точек важен, но статистика компаний, которые закрылись или разорились, еще более показательна. Если за год открылось 300 точек сети, а на следующий год закрылись более 100, это говорит о многом. Поэтому этот фактор также надо учитывать.

У магазина, который понравился Ирине, были наиболее подходящие условия открытия, а также роль сыграли бренды, представленные франшизой. Ирина связалась с менеджерами из основного офиса, уточнила информацию по устройству франшизы и решила, что ее все устраивает.

Оформление документов прошло быстро. Для начала она оформила ИП, затем заключила основной договор, договор поставки и договор аренды с торговым центром. Заказала оговоренное в условиях договора оборудование и получила первую партию плюшевых игрушек.

Чтобы вести деятельность, вам нужно зарегистрировать юридическое лицо: ИП или ООО. Предпринимателю нет смысла открывать ООО – его сложнее вести, больше работы с бухгалтерией. Для большинства франшиз подойдет ИП.

Затем п ереходите к заключению соглашения с компанией-франчайзером. И первое, что нужно сделать перед составлением договора – удостоверьтесь в наличии всех необходимых документов, регламентирующих деятельность франчайзера.

При оформлении соглашения тщательно изучите каждый его пункт. Такие моменты, как поддержка франчайзера в ведении бизнеса и взаимодействие с поставщиками, должны быть чётко указаны в договоре. Также обратите внимание на условия расторжения соглашения. Часто расторжение договора оставляет франчайзи ни с чем, или приходится уплачивать солидный штраф. Поэтому нужно обезопасить себя от возможных рисков и договориться о выгодных для себя условиях.

После оформления франшизы, вам предстоит еще много дел. Нужно будет принимать деньги, значит нужна возможность оплаты (на сайте или физическая). Обычно под франшизу нужен расчетный счет в банке, но это не обязательно. Например, РФИ банк может даже без счета.

Работа по франшизе – тема большая, поэтому мы выпустим две статьи. В следующей читайте о том, что делать, когда вы только открыли франшизу.

За последние три года рынок франчайзинга в России, по данным Европейской ассоциации франчайзинга, вырос на 98%. По состоянию на конец 2011 года в нашей стране работает более 500 франчайзеров, а заявляют о наличии франчайзинговой программы более восьмисот. Очевидно, что эти цифры — следствие низкой базы (в Польше с населением в 3,7 раза меньше, чем в России, работает около 600 франчайзеров). Большинство экспертов сходятся во мнении, что высокие темпы развития франчайзинга в ближайшие пять лет сохранятся. Как следствие, растет конкуренция среди франчайзеров.

На переговорах я часто слышу фразу: «Подпишем договор, если дадите гарантию продажи». Долгое время я пытался объяснять партнерам, что для брокера очень многое зависит от самой франшизы. Это не работало. Тогда мы проанализировали реализованные за год предложения и выработали четкие критерии коммерчески успешной франшизы, по которым теперь предлагаем клиентам оценить свой проект.

Показатели бизнеса

Поскольку франчайзинг — это копирование успешного бизнеса, то справедливо выделить в качестве основного блока показатели флагманской компании. Как долго франчайзер работает на рынке? Какими темпами развивается его сеть? Успел ли он отладить собственные бизнес-процессы, понять специфику отрасли и оценить фактор сезонности в своем деле? Меня очень настораживает тенденция запуска франчайзинговой программы совсем молодыми компаниями. Более того, сейчас уже не редки случаи, когда компания анонсирует франшизу, не имея собственных точек продаж. Это, безусловно, негативный сигнал для инвестора.

Успешные франчайзеры, как правило, начинают тиражировать бизнес не менее чем через год после запуска собственных точек. Этому предшествует период разработки полного пакета документов по франшизе, цель которого — обезопасить франчайзера и облегчить процесс передачи технологий/ноу-хау партнеру. Количество открытых по франшизе партнерских точек у таких компаний значительно превышает количество закрывшихся (их может быть не более 15%), ведь франчайзинг — это прежде всего минимизация предпринимательских рисков. При этом потенциальный франчайзи без препятствий может получить контакты практически всех действующих партнеров, задать им интересующие вопросы, узнать их впечатления от сотрудничества.

Продвижение

При выборе франшизы инвесторы часто обращают внимание на качество федерального продвижения марки. Когда продукт уже известен конечному потребителю, открыв точку у себя в городе, предприниматель сразу же имеет пул лояльных клиентов. Однако этот критерий уходит на второй план, если франчайзер предлагает к тиражированию действительно уникальный бизнес. В этом случае увлеченный яркой и оригинальной идеей инвестор на многое закрывает глаза. Как правило, у таких проектов на начальном этапе практически нет конкурентов, за счет этого им удается выйти на хорошие коммерческие показатели.

Похожая ситуация с франшизами из «дефицитных» отраслей. Например, количество франшиз производства критически мало и недотягивает даже до 1% в общей структуре предложения. При этом заявок на такие франшизы у нас более 5%. Неудовлетворенный спрос делает любую более или менее оформленную франшизу из этой отрасли востребованной.

Отдельно стоит выделить ситуацию с Москвой и Санкт-Петербургом. Более 90% франчайзинговых компаний развивают на этой территории собственную сеть. Непомерные ставки аренды и высокие зарплаты сводят на нет перспективы торговых франшиз в этих городах. Товарный франчайзинг подразумевает, что дельта заработка франчайзера уже учтена в отгрузочной цене, поэтому франчайзер всегда заработает на поставке, а франчайзи нет — слишком высок уровень текущих затрат. Именно поэтому перспективы на этой территории имеет лишь модель франчайзинга в сфере общественного питания и услуг, когда размер заработка франчайзера привязан к объему продаж франчайзи. Внятные и продуманные предложения из этой отрасли обречены на успех.

Экономика франшизы

Большую роль в успешности франшизы играет ее экономика. Российский франчайзинг, как и бизнес в целом, характеризуют небольшие горизонты планирования — тревожная особенность. Предприниматели не уверены в завтрашнем дне, а потому франчайзеры, особенно известных марок, желая сразу получить значительную часть средств, необоснованно завышают первоначальный взнос. При этом срок окупаемости проекта часто занижается. Когда мы видим такую ситуацию, предлагаем клиенту просчитать окупаемость собственной точки исходя из закупочных цен франчайзи и всех необходимых отчислений. У коммерчески успешной франшизы этот показатель всегда не ниже заявленного в коммерческом предложении. В противном случае бизнес просто растет вширь, не имея никакого внутреннего содержания, и возникает эффект пузыря. Именно поэтому я уверен, что будущее есть только у тех франчайзеров, которые понимают, что их конкурентное преимущество в среднесрочной и долгосрочной перспективе — это качество оперативного управления. Оно не нарабатывается быстро — это ежедневной труд профессиональной команды.

Самостоятельный бизнес нельзя назвать самым простым путем, по которому может пойти предприниматель. Научиться разбираться в тонкостях этого дела необходимо еще на подготовительном этапе, пока еще не вложены средства, не подписаны контракты с поставщиками. Оптимальным вариантом для тех, кто только начинает, является коммерческая концессия, которая позволяет «взять в аренду» некоторую бизнес-модель и попытаться научиться на чужом опыте. В связи с этим будет полезно понимать, как выбрать франшизу, чтобы вложение денег оказалось прибыльным.

Этап планирования

Даже самым неопытным бизнесменам вполне понятно, что подход к выбору сферы деятельности должен быть обоснованным, взвешенным и посильным. Нет смысла заниматься тем, во что вы никогда даже не вникали. Самым успешным окажется тот вариант, в котором вы хотя бы что-то понимаете и можете отделить зерна от плевел.

Особенно важно это учесть, когда вопрос будет касаться того, как правильно выбрать франшизу. Ведь не секрет, что даже самая успешная модель при безграмотном подходе и недостаточной ответственности может превратиться в убыточное предприятие. Потому для начала попытайтесь решить несколько задач:

  • какой бюджет вы можете потратить на покупку прав пользования моделью бизнеса. Диапазон цен может иметь разбег от одной тысячи долларов до одного миллиона. Специалисты рекомендуют именно этому вопросу уделить наибольшее внимание, и начинать планирование финансов примерно за 6 месяцев до запуска самой франшизы;
  • чего именно вы хотите добиться. Здесь важно, чтобы в вашем сознании поселилась мысль, что отныне бизнес станет самой важной ответственностью в вашей жизни. Во всяком случае, первые пару лет. Уделять должное время своей семье, отдыху, хобби вы пока не сможете в том объеме, в котором делали это ранее. Важно, чтобы ваши близкие тоже это понимали;
  • какую роль в бизнесе вы отводите себе. Имеется в виду, хотите вы только руководить или готовы принимать самое активное участие в жизни и развитии вашей компании;
  • есть ли в наличии навыки управления предприятием или бизнес-задатки в целом. Здесь важно уметь разбираться в маркетинговых стратегиях, быть готовым посвятить себя работе с потребителем, уметь следить за изменениями его потребностей, находить подход к каждому клиенту;
  • готовы ли вы вести бизнес в рамках, ограниченных продавцом. Не забывайте, что в результате заключенной сделки вы получите не только концепцию, но и четкие указания по ее реализации, начиная от списка поставщиков сырья, заканчивая размером помещения и цветом столиков и фасада.

Процесс, как выбрать франшизу для бизнеса, существенно осложняется тем, что практически невозможно получить полное представление о деятельности сети, которой вы хотите отдать предпочтение. Российские бизнесмены обычно говорят о первоначальном взносе, сроках окупаемости, об условиях ведения предприятия. Но мало кто из них затрагивает вопрос, сколько, скажем, франшиз закрылось на протяжении последнего года. Ведь правообладатель может заявить о 250 филиалах, при этом умалчивая, что 90 из них закрылись через год после открытия.

К сожалению, российское законодательство в вопросе коммерческой концессии еще слишком несовершенно, чтобы защитить права хотя бы одной из сторон. Иначе обстоят дела с международными франшизами. Здесь вам будет предложена к изучению вся финансовая отчетность. Так, к примеру, в США существует специальный департамент, который ведает делами покупки и продажи бизнес-концепций.

Разговор с франчайзерами здесь предельно прост – хочешь быть публичной преуспевающей компанией, подавай свои финансовые документы. В России эта информация, увы, недоступна, а потому в большинстве случаев оказывается, что продажа франшиз является единственным способом спасти бизнес, который находится на краю банкротства.

На что обратить внимание

Итак, будет правильным перечислить требования к выбору франшизы, а, точнее сказать, ключевые моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Продолжительность пребывания выбранной вами сети на рынке. Важно учесть количество имеющихся партнеров, выяснить, сколько из них потерпели неудачу. Чем меньше количество закрывшихся звеньев, тем надежнее бизнес.
  2. Открытость франчайзера, его готовность предоставить любые данные, касающиеся финансовой составляющей бизнеса.
  3. Перспективы и планы развития на ближайшие пару лет. Важно выяснить, готов ли правообладатель вкладываться в рекламу, расширять сеть, развиваться.
  4. Возможность пообщаться с владельцами уже действующих предприятий.
  5. Наличие свидетельства о регистрации, патента, всей необходимой юридической информации.
  6. Условия договора. В нем обязательно должны быть прописаны правила взаимодействия и обязанности двух сторон. Правообладатель должен оказывать всяческую поддержку своим франчайзи.
  7. Условия разрыва отношений. Очень часто продавец пытается завуалировать невыгодные для покупателя варианты развития событий.
  8. Возможность получить льготы. Если бренд не слишком известен, всегда можно апеллировать к тому, что его придется развивать. Не забывайте, что вы для франчайзера так же важны, как и он для вас.

Территориальные особенности

Решение, какую франшизу выбрать для маленького города, должно полностью зависеть от потребностей его жителей. Не нужно покупать баснословно дорогую модель элитного ресторана. Скорее всего, жизнь в городке течет спокойно, без лишнего пафоса.

Основополагающими критериями должны стать:

  • количество жителей в населенном пункте;
  • структура населения;
  • уровень доходов;
  • особенности расположения города в климатическом и географическом разрезе.
  • возможности для туристов;
  • наличие достопримечательностей, культурные особенности.

Опираясь на перечисленные факторы, необходимо выбрать целевую аудиторию и только потом уже принимать решение.

Хорошим помощником в дилемме, какую выбрать франшизу, станут отзывы тех, кто уже поднаторел в этой сфере. Но, снова-таки, необходимо учитывать специфику региона, личные качества и старания самого предпринимателя, условия контракта. Никогда не нацеливайтесь на самый дешевый вариант – обычно он является бесперспективным. Но будьте внимательны, чтобы не отвергнуть хороший вариант. Ведь иногда случается так, что шансов преуспеть бывает больше у нераскрученного бренда. Здесь важно оценить все составляющие успеха комплексно.

Цена

Если подходить к рассмотрению вопроса с финансовой стороны, то самые дорогие предложения обычно можно найти в ресторанном бизнесе, более бюджетные варианты предлагают модели создания торговых точек.

При этом не забывайте, что в решении вопроса, какой франчайзинг выбрать, не всегда нужно опираться только лишь на первоначальный взнос. В процессе реализации проекта будет возникать масса других затрат. И если продавец сообщает вам, что окупаемость бизнеса наступает уже через 2-3 месяца, это значит, что за этот период вы сможете вернуть только стартовую сумму (паушальный взнос), оплачиваемую продавцу. На компенсацию иных вложений, к примеру, закупку оборудования, сырья, аренду помещения придется потратить еще некоторое время, которое может достигать и нескольких лет.

Партнерство

Не забывайте, что франчайзинговый бизнес предусматривает двух игроков. А потому не менее важным является вопрос, какие существуют критерии выбора франчайзи, знать о которых нужно как продавцу, так и покупателю. Представим основные:

  • финансовые возможности;
  • наличие опыта в налаживании какого-либо бизнеса;
  • деловые качества;
  • готовность работать по навязанной бизнес-модели.

Важно отметить, что для российского франчайзингового рынка характерен выбор кандидатов, которые уже обладают определенным опытом на предпринимательской ниве. А вот западная экономика отдает предпочтение новичкам, поскольку у них больше шансов сохранить созданную модель в ее первоначальном виде и не привнести в нее что-то свое.

Словом, подход к выбору концепции, которую вы приметесь реализовывать, должен быть комплексным, детальным, охватывающим все аспекты.

Как выбрать прибыльную франшизу: Видео

В России продолжает активно развиваться и ежегодно приобретает все большую популярность. По подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), рынок франчайзинга в стране вырос в 2,5 раза за последние 6 лет (с 2010 до 2016). В целом наблюдается стабильный и растущий спрос на франшизы зарубежных компаний.

Вследствие этого увеличивается и конкуренция среди предпринимателей, работающих с использованием франчайзинговых систем. Для многих бизнесменов в сложившихся условиях актуальным становится вопрос: как правильно выбрать франшизу? Далее мы рассмотрим основные критерии предложений франчайзеров, на которые следует обратить внимание при выборе.

Как выбрать франшизу

Удачный выбор франшизы – залог успешного капиталовложения и получения стабильной прибыли. Поиск франчайзера должен основываться на определенных показателях деятельности предполагаемого партнера.

Размышляя о том, какую франшизу выбрать, важно учитывать следующие критерии:

  • длительность работы франчайзера на рынке;
  • скорость развития и расширения самой компании;
  • количество уже работающих с ней франчайзи;
  • эффективность маркетинговой кампании (другими словами – узнаваемость, популярность бренда);
  • защищенность от кризиса;
  • специфика отраслевой сферы;
  • наличие сезонности.

Прибыльные франчайзинговые программы обычно начинают активно тиражировать и распространять точки реализации готовой продукции спустя два года после своего первого запуска.

Важно! Следует с осторожностью относиться к сотрудничеству с молодыми компаниями. Некоторые фирмы предлагают франшизы, не имея при этом действующих точек продаж. Заключать соглашение с таким франчайзером – риск, который в большинстве случаев бывает не оправдан.

Из наиболее эффективных франшиз выделяются несколько категорий, которые всегда будут востребованы среди аудитории. К ним относятся:

  • магазины модной одежды;
  • фитнес-клубы;
  • индустрия красоты и здоровья;
  • АЗС и пункты технического обслуживания автомобилей;
  • сети ресторанов быстрого питания.

Успешность подобных франшиз связана с тем, что реализуемые с их помощью товары и услуги пользуются постоянным спросом у населения. Такие торговые точки имеют всесезонный период работы, и не будут испытывать дефицита в клиентах.

Какую франшизу выбрать для маленького города

Открывая в своем городе торговую точку, важно учесть тот факт, что реализуемый продукт должен быть максимально известен местному потребителю. Таким образом, со старта вы уже будете располагать готовой базой лояльных клиентов, которые начнут тратить свои деньги и способствовать скорейшей окупаемости франшизы.

Однако данный фактор может быть некритичен при условии того, что франчайзер готов предложить уникальный бизнес.

Примером может послужить открытие на территории одного из торговых центров города небольшого островка быстрого питания, предлагающего кофе и десерты либо мини-кофейни «кофе с собой».

Такие проекты на начальном этапе тиражирования практически не имеют конкурентов за счет своей оригинальности. Несмотря на относительно невысокую стоимость подобной франшизы, она может принести предпринимателю приличные деньги в короткий срок.

Решая, какую франшизу открыть в маленьком городе, следует также обратить внимание на «дефицитные» отрасли.

Внимание! По состоянию на 2016 год франшизы в сфере производства составляют меньше 1% по всему каталогу предложений.

Между тем, если тщательно изучить существующий на рынке небольшого города спрос на ту или иную продукцию, а также объем имеющегося предложения, то можно выбрать уникальную франшизу и в производственной сфере.

В качестве примера можно привести компании, предлагающие оформление фасадов, а именно вертикальное озеленение. В маленьких городах эта идея еще не получила достаточного развития, в большинстве провинций о ней вообще ничего не известно. Таким образом, выбрав подобную франшизу, вы имеете все шансы занять свободную нишу на местном рынке и можете быть абсолютно уверенными в дальнейшей успешной ее реализации.

Выгодно ли открывать франшизу

Экономическая ситуация в России, сформировавшаяся под воздействием санкций и давления со стороны запада, оказала влияние и на развитие франчайзинга.

Владельцы популярных европейских и американских брендов стремятся вернуть существенную сумму денежных средств, нерационально повышая стоимость паушального взноса. Вместе с этим франчайзеры стараются снизить сроки окупаемости проектов, привлекая к себе внимание франчайзи.

Покупка франшизы российских компаний в сложившихся условиях может стать альтернативным вариантом для многих предпринимателей. Если судить по отзывам бизнесменов, работающих с отечественными системами франчайзинга, наиболее эффективными являются франшизы на реализацию детских товаров (одежда, обувь, игрушки и т. д.), на организацию различного рода развлечений (туризм, путешествия, сети хостелов и т. д.).

Как рассчитать франшизу

Чтобы ответить на вопрос, как получить франшизу, которая будет максимально эффективна в регионе и не начнет приносить убытки, следует самостоятельно просчитать окупаемость торговой точки.

Кроме паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти, нужно учесть и другие неминуемые расходы. В их сумму включается аренда помещений, затраты на регистрацию предприятия, (либо юр. лица), отчисление зарплаты обслуживающему персоналу и т. д. В большинстве случаев франчайзер предоставляет предпринимателю готовое оборудование (его стоимость включается в сумму паушального взноса). Однако если это не предусмотрено договором, то на ваши плечи ляжет еще и закупка торговой мебели, станков, аппаратов, инструментов и т. д.

Важно! При подсчетах любая успешная франшиза имеет показатель окупаемости на уровне или выше указанного в рассматриваемом предложении.

Выбирать франчайзеров следует из категории тех компаний, которые осознают свои конкурентные преимущества, имеют долгосрочную перспективу и отличаются качеством оперативного управления с грамотным распределением ресурсов.