Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе

Часа

Вид: лекция

Тип: изучение новых знаний

Цель: Формирование знаний студентов о роли педагогической профессии в современном обществе.

Задачи:

· Дать знания о педагогический деятельности;

· Развивать умение определять социальную значимость педагогической профессии;

· Воспитывать интерес к изучению дисциплины педагогика, оценивать её роль в подготовке учителя.

План:

1. Введение в педагогическую профессию. Особенности и социальная значимость профессии педагога. Педагогическая деятельность: понятие, структура, виды. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

2. Понятие о профессиональной компетентности педагога и её компонентах. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности.

Литература:

1. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст] : учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 282с.

2. Осмоловская И.М. Дидактика [Текст] : учебное пособие / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие / Т.С. Панина. – М.: Академия, 2006. – 176 с.

4. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432с.

  • Организационный момент
  • Сообщение требований к ведению тетради, работе на уроке, к ответам, поведению
  • Представление программы дисциплины и знакомство с ней
  • Знакомство с литературой по дисциплине
  • Сообщение темы, цели, плана
  • Активизация знаний
  • Рассмотрение вопросов плана
  • Закрепление: закончите предложение «Сегодня я узнала, что…»
  • Домашнее задание.

Введение в педагогическую профессию. Особенности и социальная значимость профессии педагога. педагогическая деятельность: понятие, структура, виды. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).


В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

Воспитатель;

Учитель;

Школьный психолог;

Социальный педагог;

Валеолог;

Методист и т.д.

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение».

В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым».

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

1. Альтруистические – быть полезным обществу.

2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.

3. Различные виды вознаграждения.

4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга.

Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой).

Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.

Учительская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста).

Необходимо различать два понятия:

1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.).

2. Квалификационная характеристика учителя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В школе проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности:

Учитель-стажер;

Учитель;

Старший учитель (учитель-мастер);

Учитель-методист (новатор);

Учитель-исследователь;

Учитель-профессионал.

Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя.

Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач.

Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:

I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;

II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

III – регулирование и корректирование педагогического процесса;

IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Педагогическая задача - осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести ее из одного состояния в другое.

Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет собой следующее действие:

ситуация + цель = задача.

Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач.

Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя структура:

Цель деятельности;

Средство деятельности;

Объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты;

Субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся);

Учебные действия и операции;

Результат педагогической деятельности.

Внутренняя структура:

Мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность);

Гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские умения.

Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней:

1. Репродуктивный.

2. Адаптивный.

3. Творческий.

Репродуктивный – копирование, зеркально отраженный опыт другого учителя.

Адаптивный – приспособление к новым меняющимся условием, здесь у учителя складывается индивидуальный стиль деятельности. Творческий – проявление нового и оригинального по сравнению с чужой или даже своей предыдущей деятельностью.

Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность.

Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:

Психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

Научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;

Практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;

Психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;

Физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

Деятельность учителя имеет направления:

I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности учителя и своей деятельности. Сюда относится следующие педагогические действия:

а) формулировка педагогической цели;

б) диагностика уровня образованности учеников;

г) выбор методов обучения;

д) проектирование своих действий и действий учеников.

II. Организаторская деятельность предусматривает организацию

своей и детской деятельности. Педагогические умения:

а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке;

б) стимулирование деятельности учеников;

в) организация своей деятельности по изложению учеником материала;

г) организация своего поведения в реальных условиях;

д) организация деятельности учеников;

е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.

III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия:

а) установление правильных взаимоотношений с учениками;

б) осуществление учебно-воспитательной работы.

IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует

постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия:

а) анализ результатов обучения и воспитания;

б) выявление отклонений результата от поставленных целей;

в) анализ причин этих отклонений;

г) проектирование мер по устранению этих причин;

д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.

Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:

I. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

Мировоззрения, убеждения, идеалы;

Система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;

Отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

Уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

Интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

Стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

Оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

Темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

Характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

Способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).

II. Требования к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

Психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;

Знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей

развития личности на отдельных возрастных этапах;

Знания методики изучения личности учащихся.

б) умения:

Дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.

III. Требования к специальной подготовке:

Его наиболее актуальных проблем;

IV. Требования к методической подготовке по специальности:

а) знание основных компонентов процесса обучения:

Целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

Особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.

2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.

Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче знаний и др.

Компоненты педагогических способностей:

1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

  1. Понятие о профессиональной компетентности педагога и её компонентах. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности.

Профессионализм = квалификационная характеристика = профессиональная готовность = профессиональная компетентность.

Эти понятия почти идентичны, совпадают по своей сущности. Таким образом, профессиональная компетентность – это свод требований (состав) к профессиональным знаниям, умениям и навыкам; это уровни теоретического и практического опыта.

В литературе профессиональная компетентность представлена ее видами:

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне;

Социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничество, принятыми в данной профессии, приемами общения, социальная ответственность за результаты своего труда;

Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, саморазвития и самоопределения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности (профессиональным рискам);

Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению (застою), умение рационально организовывать свой труд.

В общем виде профессиональная компетентность представляет собой сумму:

а) научно-теоретической готовности;

б) практической готовности.

Педагогические знания и педагогические умения определяют структуру профессионализма педагога.

В литературе встречают различные модели профессиональной компетентности учителя. Наиболее яркая модель связана с определением педагогических умений учителя-воспитателя. Эта модель представляет единство теоретической и практической готовности. Здесь умения разделены на группы умений:

1. Конструктивные – умение ставить педагогические задачи (анализ,

прогнозирование результатов, планирование действий).

2. Организаторские – умения программировать педагогические действия, связанные с реализацией педагогического процесса.

3. Коммуникативные – умения выполнять педагогические действия в образовательном пространстве, связанные с регулированием педагогического процесса (перцептивные умения, умения общения, педагогическая техника, рефлексивные умения).

4. Гностические – умения изучать результаты решения задач, связаны с итоговым учетом, оценкой протекания педагогического процесса (рефлексивные умения, аналитические, прогностические, проекционные).

Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений.

Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений:

а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.);

б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;

в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления;

г) правильно диагностировать педагогическое явление;

д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов).

Прогнозирование деятельности педагога предполагает:

Знания сущности и логики педагогического процесса;

Закономерности возрастного и индивидуального развития учащихся;

Знание особенностей коллектива и т.д.

Состав прогностических умений:

а) выдвижение педагогических целей и задач;

б) отбор способов достижения педагогических целей;

в) предвидение результата и возможных отклонений;

г) определение этапов или стадий педагогического процесса;

д) распределение времени;

е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Прогностические умения здесь распределены на 3 группы:

1. Умения прогнозировать развитие коллектива: в динамике его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений.

2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д.

3. Умение прогнозировать ход процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднение учащихся в учении, результаты применения методов, приемов и средств обучения и воспитания.

Эти все умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания).

Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников.

Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными.

Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий.

Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений:

а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;

б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества;

в) определять главные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;

г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам;

д) планировать индивидуальную работу с учащимися;

е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического

процесса в их оптимальном сочетании;

ж) планировать систему приемов стимулирования активности школьников;

з) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью.

4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности.

Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать:

а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям;

б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам;

в) эффективность принимающихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным

особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.;

д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации

поставленных задач обучения и воспитания;

е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки.

Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д.

Практическая готовность педагога является компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:

1. Мобилизационные умения.

2. Информационные умения.

3. Развивающие умения.

4. Ориентационные умения.

1. Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности.

Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д.

2. Информационные умения – изложение учебной информации. Для этого учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь ее преобразовывать и т.д., а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения (ТСО), оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение деться материала, перестраивать ход изложения и т.д.

3. Развивающие умения. Такие умения предполагают нахождение «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.), отдельных учащихся и класса в целом, уметь создавать проблемные ситуации, уметь стимулировать детей к учению, уметь ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся.

4. Ориентационные умения – умения, связанные с формированием морально-ценностных установок детей к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.

Влияние в воспитании – это форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Коммуникативные умения – связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влияние через педагогические средства и т.д.).

Состав коммуникативных умений:

1. Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений:

Воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера;

Проникать в личностную суть других людей;

Определять состояние и переживания другого человека;

Уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества;

Видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность.

2. Умения собственно общения. В своей домашней работе учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы.

При входе в класс необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом (с целью умелой передачи информации, создания коллективного поиска в классе, совместной творческой деятельности, настроенность самих учеников на общение с педагогами).

При управлении общением учитель должен уметь распределять внимание, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, анализировать поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия.

Обратная связь основана на эмпатийных процессах, возникающих у учителя и детей, учитель улавливает психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе.

Одним из средств общения является педагогическая техника.

3. Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой.

Поэтому вся совокупность работы учителя над самим собой по воздействию на окружающих людей называется личностной педагогической технологией.

Сюда относятся умения:

1) выбирать стиль и тон в общении;

2) управлять вниманием детей, их деятельностью;

3) умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения, фигурой, одеждой, прической, внешностью, движениями, взглядом («колючие глаза»), походкой…

Поэтому учитель должен регулировать свои психические состояния, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д.

Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод, умение писать, читать, считать и т.д.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

Коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

Перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

Динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

Эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

Оптимистическое прогнозирование;

Креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.

Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

Целесообразность (по направленности);

Продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности

школьников);

оптимальность (в выборе средств);

Творчество (по содержанию деятельности).

Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Контрольные вопросы :

1. Дайте определение понятию «педагогическая деятельность»

2. Раскройте структуру и виды педагогической деятельности

3. В чем заключается социальная значимость профессии педагога?

4. Выделите профессионально обусловленные требования к личности педагога

5. Раскройте понятие профессиональной компетентности педагога и её компонентах

6. Перечислите критерии педагогического мастерства

7. В чем заключается роль педагогических способностей?

Введение в педагогическую профессию

Лекция 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Вопросы:
1. Педагогическая деятельность как профессия.
.
2. Классификация профессий. Гуманистический характер
педагогической деятельности.

Первый вопрос: Педагогическая деятельность как профессия.

Анализ понятий «профессия», «специальность

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит,… Профессиональная деятельность требует специального образования, т. е.… Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель,…

Завуч школы - Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся; организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий и др.

Директор школы - осуществляет общее руководство учебным заведением; организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.Осуществляет руководство коллективом работников образовательного учреждения, как штатных, так и внештатных; обеспечивает подбор и расстановку кадров; устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, служебными и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников школы; создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня.

Второй вопрос: Классификация профессий. Гуманистический характер

Педагогической деятельности

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда… Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым… По первому признаку - предмет труда - все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов…

ЛЕКЦИЯ 2 Социальная миссия и профессиональные функции педагога

Вопросы:
1. Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.
2. Функции педагога, его квалификационно-профессиональные обязанности и роли.

Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.

Следовательно, школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы людей. Вот почему так важно для педагога осознание не… Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность… Гражданская позиция учителя заключается в предпосылке развития педагогического творчества, росте педагогической…

Второй вопрос: Функции педагога, его квалификационно-профессиональные

Обязанности и роли

Осуществление педагогом своей высокой миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять.… Педагогическая деятельность включает в себя большой круг функций, выполнение… Функции педагога отражают его социальное назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые…

Лекция 3 ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Свойства и профессионально важные качества педагога
2. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
Анализ понятий «профессия», «специальность

Свойства и профессионально важные качества педагога

· Свойства и склонности педагогические:
физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо - ритм,…

Второй вопрос: Профессиональная компетентность педагога и ее структура

Педагогическая же задача есть часть педагогической действительности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения… В. А. Сластенин классифицирует все педагогические умения, объединяет их в… 1) умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в…

Лекция 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Компоненты педагогической культуры
2. Педагогическое творчество и мастерство

Первый вопрос: Компоненты педагогической культуры

Главным условием успешного выполнения педагогом его профессиональных функций, является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные ученые рассматривают педагогическую культуру человека как… Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных…

Второй вопрос: Педагогическое творчество и мастерство

Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально… И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций… Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост…

Анализ понятий «профессия», «специальность.

    Классификация профессий. Гуманистический характер

педагогической деятельности.

Первый вопрос: Педагогическая деятельность как профессия.

Анализ понятий «профессия», «специальность

Педагогическая деятельность- это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, колледжей, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т. д.).

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обучения, воспитания, развития, образования).

Профессиональная деятельность требует специального образования, т. е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма.

Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель - в детском саду, учитель - в школе, преподаватель - в техникуме, училище, вузе. Педагог - скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным. Во второй главе пособия будет рассказано о видах педагогических профессий и специальностей.

При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, предназначение которой - самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

Какова, по вашему мнению, сфера педагогической деятельности? Подумайте, насколько она широка, сколько людей проходит через эту деятельность…

Учат и воспитывают дома (родители, бабушки и дедушки, няни, гувернантки, репетиторы, домашние учителя), учат и воспитывают в детском саду (воспитатели, руководители кружков), учат и воспитывают в школе (учителя, классные руководители, педагоги групп продленного дня, педагоги дополнительного образования). Таким образом, уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей. Но вот человек стал взрослым: поступил в колледж, училище, высшее учебное заведение, на курсы и т. д. И здесь он опять попадает в сферу педагогической деятельности, которой занимаются специально подготовленные преподаватели, педагоги.

Получив профессию, современный человек в течение жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль деятельности, может быть, менять по разным причинам и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое или дополнительное образование. И опять он попадает в сферу педагогической деятельности.

Таким образом, оказывается, что ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Это необычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного развития.

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности.

Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии - токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь - полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия- учитель, специальности в рамках данной профессии - учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель музыки и пения, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия - учитель и педагог. Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения:

Учитель - лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле - должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях

Педагог - общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других. На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Завуч школы - Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся; организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий и др.

Директор школы - осуществляет общее руководство учебным заведением; организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности. Осуществляет руководство коллективом работников образовательного учреждения, как штатных, так и внештатных; обеспечивает подбор и расстановку кадров; устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, служебными и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников школы; создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня.

Тест-анкета

Факультет _________________ Курс _____ Группа ________

Фамилия, имя __________________________ Дата _________

№ суждений Содержание суждений Степень согласия
Каждый деть - радость собираться в университет
Войдя внутрь, забываешь, что делается за его стенами
Приятно видеть здесь знакомые лица
Трудно припомнить в этих стенах у себя чувство обиды, унижения, оскорбления
В каждой аудитории по-своему красиво и уютно
Учебное расписание - калейдоскоп впечатлений и некогда скучать
Сигнал на перерыв застает врасплох и и вызывает легкое чувство досады
Не хочется уходить домой и можно не уходить, потому что после занятий начинаются кружки, викторины и т. д.
Любишь приводить сюда друзей и знакомых, чтобы показать им, где ты учишься
Гордишься тем, что учишься именно в этом университете

Обработка данных:

2. На основе этих сумм найти средний показатель для группы (потока, факультета) в целом.

4. На основе полученных сумм проранжировать суждения. Для этого на первое место поставить суждение, получившее наибольшую сумму, на второе - чуть меньшую и т.д., на десятое - наименьшую.

5. Дать качественную характеристику культуры учебных отношений в вузе в целом и в отдельных его подразделениях.

6. На основе ранжированного ряда суждений назвать показатели, которые отвечают требованиям культуры учебного труда в вузе, а также те, которые прежде других нуждаются в совершенствовании.

В древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины, взрослые и дети, участвовали в совместных делах, которые были значимы для всего племени. Так, например, добывание пищи составляло главный смысл существования общины. В то далекое время передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, детям была включена в совместную трудовую деятельность. Дети, участвовавшие со взрослыми в совместных делах, усваивали знания о способах деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.) и овладевали умениями и навыками. Лишь со временем передача опыта выделилась в самостоятельную функцию, которую стали осуществлять старейшины рода - уважаемые и умудренные опытом члены общины. Такую их деятельность по подготовке подрастающего человека к жизни в современном понимании мы называемвоспитанием. Так воспитание стало особым видом деятельности и сознания человека. В ходе воспитания воспитатель и воспитанники вступали между собой в определенные воспитательные отношения.



Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой в процессе передачи общественного опыта, направленные на развитие человека как личности. На протяжении всей истории развития человечества воспитательные отношения усложнялись и углублялись, породив разнообразные формы своего фиксирования в виде педагогического знания (рис. 1).



Рис. 1. Формы существования педагогических знаний на различных

исторических этапах

В период рабовладельческого общества в Древней Греции появился термин «педагог », обозначавший тогда раба, присматривавшего за детьми рабовладельца и водившего их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствиипедагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании- педагогика. Термин «школа » тоже зародился в то время. Греческое словошкола означает досуг, место учения.

Длительное время педагогические знания оставались в составе философии и развивались в рамках оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В трудах древнегреческих философов Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других содержится немало интересных мыслей о воспитании. Так, Платон (427-348 гг. до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты. Но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

В рабовладельческом обществе появляются специальные воспитательные учреждения и воспитатели-профессионалы. Дети рабовладельцев воспитываются в частных или государственных школах, где занимаются гимнастикой и военным делом, обучаются музыке, пению, чтению и письму. В некоторых школах преподают геометрию и астрономию, которые необходимы для занятия зодчеством, строительством, вождением судов.

Дети рабов с малых лет включались в трудовую деятельность в хозяйстве рабовладельцев, в процессе которой получали ремесленно-трудовое воспитание и приучались к послушанию.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой.

Феодальное общество характеризуется господством религиозной идеологии и сословным воспитанием подрастающего поколения. Сыновья феодалов готовились к военной службе. Они обучались умению ездить верхом, плавать, фехтовать, метать копье, охотиться. Духовенство обучалось в церковных школах. Дети зажиточных крестьян и ремесленников посещали церковно-приходские школы, где обучались молитвам, церковным обрядам, чтению, письму и счету.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в XVII веке. Таким образом, педагогическая профессия получила научное подкрепление.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы подрастающее поколение не усваивало опыт предыдущих поколений. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по повышенному чувству долга и ответственности ее представителей. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельностистановление и преобразование личности, педагог призвануправлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, агуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности учащегося. Оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности – это гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Труд педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности. Все они имеют профессиональную значимость. Хороший педагог - это порядочный, честный, справедливый, добрый человек. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно сформированный их уровень резко снижает эффективность труда. Так, для педагога характерными являются такие качества, как общительность и коммуникативность.

Специфика педагогического труда предъявляет к педагогу ряд личностных требований, которые в педагогической науке определяются какпрофессионально важные личностные качества, являющиеся характеристикой интеллектуальной, эмоциональной и социальной сторон личности, существенно влияют на результат педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Выделяют доминантные и периферийные качества, существуют также негативные и профессионально недопустимые качества для педагога (рис. 2).

Рис.2. Структура качеств личности педагога

Доминантные качества – это социальная активность, целеустремленность, справедливость, гуманность и др. Отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Например, доброжелательность, приветливость, чувство юмора, внешняя привлекательность и др.

Негативные качества способствуют снижению эффективности педагогического труда (неуравновешенность, пристрастность, мстительность). Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, грубость, беспринципность, вредные привычки, безответственность, некомпетентность, безнравственность).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами профессионально важные качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. При этом приоритетными являются доминантные качества.

Каждый ли педагог может стать мастером своего дела, или для достижения педагогического успеха необходимо какое-то особое дарование? Иначе, какие факторы влияют на успех педагогической деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные?

В педагогике долгое время преобладала точка зрения, согласно которой считалось, что готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Основным условием успеха в его работе считались специальныеспособности. Есть и другие точки зрения на данный вопрос.

Современная наука также не дает однозначного ответа на вопросы в отношении педагогических способностей. Выделяют четыре фактора, влияющих на формирование способностей:задатки, воспитание, среда, личное стремление к самосовершенствованию.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к распределению и концентрации внимания, гностические и конструктивные (рис. 3).


Рис.3. Основные педагогические способности

Экспрессивные – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств.

Дидактические – умение преподнести учебный материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, а также эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Научно-педагогические – подразумевают участие в научно-исследова­тель­ской работе педагогического характера.

Перцептивные – умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогам.

Коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Личностные – проявление педагогического такта, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, заботой о них.

Организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п.

Мажорные– оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторные – обеспечение двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками», подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.

Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и в других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого учащегося в отдельности.

Гностические – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Конструктивные способности или педагогическое воображение – умение проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Педагогические способности можно классифицировать как определенные действия, совершаемые педагогом по отношению к студентам, взаимодействию с ними, по отношению к среде, в рамках которой осуществляются воспитательные процессы. При этом педагогические способности можно охарактеризовать через умения, отражающие доступный реальный уровень их проявления.

К способностям педагога по отношению к взаимодействию с учеником можно отнести: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психологические, конструктивные; по отношению к ученику выделим следующие способности: перцептивные, гностические; по отношению к среде – способности к концентрации и распределению внимания.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните, как воспитание стало особым видом деятельности.

2. В чем заключается сущность воспитательных отношений?

3. Сравните между собой формы существования педагогических знаний на различных исторических этапах.

4. Объясните сущность педагогической профессии.

5. Какие функции исторически закрепились за педагогической профессией?

6. В чем проявляется гуманистическая направленность педагогической деятельности?

7. Объясните сущность творческого характера педагогической деятельности.

8. Приведите структуру профессионально значимых качеств личности педагога.

9. Проанализируйте основные педагогические способности.

Слайд 2

Возникновение и становление педагогической профессии

Педагогику часто определяют как человековедение. Человек, посвятивший себя делу воспитания детей, ответственен за судьбу каждого ученика. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа

Слайд 3

К деятельности и личности педагога сегодня предъявляют особые требования, связанные с развитием фундаментальности профессиональных базовых знаний, инновационности мышления и практико-ориентированных исследовательских навыков, умений решения конкретных педагогических проблем, необходимостью формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности

Слайд 4

Учитель – не только профессия, суть которой – дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке (В.А Сластёнин) В рамках нашего курса мы познакомимся с основными теоретическими и практическими аспектами процессов воспитания и обучения школьников, которые систематизированы по основным разделам педагогики: введение в педагогическую профессию, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания

Слайд 5

Изучение данного курса позволит сформировать общие представления о ключевых понятиях и закономерностях целостного педагогического процесса, умения осуществлять профессиональную деятельность в условиях инновационных изменений образовательного пространства. Структура и содержание курса определяются новыми Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. При этом мы оприраллись на методологические и теоретические положения В.А. Сластёнина, основанные на идее целостности и субъектности развития личности

Слайд 6

Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на педагогической ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Труд педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность (В.А. Сластёнин)

Слайд 7

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками

Слайд 8

И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека

Слайд 9

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». НЕ без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека

Слайд 10

Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения

Слайд 11

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги

Слайд 12

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов

Слайд 13

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества

Слайд 14

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование

Слайд 15

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: Любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научиться. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая эти уважение подрастающего поколения к личности наставника. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно – Учитель

Слайд 16

Значение слова «учитель» первоначально не было связано с профессиональной деятельностью, с получением специального образования, не отражало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Учитель – это прежде всего наставник, человек, духовно и нравственно находящийся выше остальных, а следовательно, несущих людям новые знания, новый опыт. Учителем признавался тот, кто имел свое учение, мог привлечь сторонников, учеников. Так, в религиозных и философских течениях Учитель – это человек, обладающий непререкаемым авторитетом у своих добровольных последователей (учеников) и несущий ответственность за их судьбу

Постепенно люди осознавали, что процесс передачи знаний и опыта от старшего поколения к младшему может быть целенаправленным, управляемым и более эффективным. С этого момента начинает осуществляться профессиональная подготовка учителей

Слайд 17

Возникновение педагогической профессии имеет субъективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приводящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство

Слайд 18

Он создал нас, он воспитал наш пламень,Поставлен им краеугольный камень,Им чистая лампада возжена…

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция, в чем состояло его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в ввиду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки:

Слайд 19

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» - обращается к нему ученик. «Обогати ее», _ отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи ее!» - восклицает учитель

Слайд 20

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога

Слайд 21

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци истратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя»

Слайд 22

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Литературное наследие Ушинского составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждется государства и им живут целые поколения»

Слайд 23

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание

Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная, и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»

Слайд 24

Если возникновение педагогической профессии обусловлено конкретно-исторической необходимостью передачи накопленного социального опыта последующим поколениям, то процесс ее становления должен рассматриваться как динамичный, изменяющийся и постоянно развивающийся. Специфика педагогической деятельности всегда зависит от социально-экономических, политических, культурных особенностей общества

Слайд 25

Задачи, вставшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития конкретного общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и, наоборот, с командно-административных отношений на демократические, с ориентации на «среднего» ученика к признанию уникальности каждой личности учащегося

Слайд 26

Сегодня процесс становления педагогической деятельности зависит от целого ряда факторов:

Престижа профессии; - отношения к профессии учителя в обществе; - требований, предъявляемых к учителю как государством, так родителями и учениками; - системы профессиональной подготовки будущих педагогов; - конкретной социальной среды, в которой происходит формирование личности учителя Все эти факторы так или иначе находят свое отражение в специфике современной педагогической деятельности

Посмотреть все слайды