Образец ВПР 2018 по географии 11 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по географии 11 класс, содержит 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

1. Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Тверь
Петрозаводск
Волгоград

Ответ: ____________________

2. В Воронежской области ведутся подготовительные работы перед началом разработки крупнейшего месторождения медно-никелевых руд.
Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы найти информацию, необходимую для оценки возможных экологических последствий этих
работ?

Ответ: ____________________

3. Крупные алюминиевые заводы оказывают значительную нагрузку на окружающую среду, могут являться источниками загрязнения атмосферы и вод.
В каких трёх из перечисленных регионов работают крупные алюминиевые заводы? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Тыва
2) Республика Хакасия
3) Иркутская область
4) Вологодская область
5) Красноярский край
6) Калининградская область

Ответ: ____________________

Задания 4 и 5 выполняются с использованием приведённой ниже карты.

4. С антициклонами весной обычно связана ясная солнечная погода. Назовите один (любой) город из числа показанных на карте, погоду в котором 13 мая будет определять антициклон.

Ответ: ____________________

5. Сергей из Санкт-Петербурга прослушал прогноз погоды по радио: «Завтра 14 мая ожидается похолодание, пройдут дожди», но не услышал, для его ли города этот прогноз был составлен. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз.

Ответ: ____________________

6. Потенциал российских регионов для развития туризма огромен. Каждый из них имеет рекреационные ресурсы, способные привлечь тысячи туристов из России и зарубежных стран. Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала.
«Уникальные природно-климатические условия республики создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма. Большой интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками, в том числе Катунским, пятью заказниками, зоной покоя «Укок», природным парком «Белуха». Уникальные природные объекты, такие как Телецкое озеро, гора Белуха и др., решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного наследия».

Ответ: ____________________

7. Прямая трансляция парада на Красной площади в Москве 9 мая начнётся в 10 часов по московскому времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных регионов эта трансляция начнётся в 14 часов по местному времени этих регионов. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Челябинская область
2) Омская область
3) Тюменская область
4) Кемеровская область
5) Республика Бурятия
6) Республика Тыва

Ответ: ____________________

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера выбранных слов (словосочетаний).

Демографическая ситуация в Швеции

По статистическим данным, на начало 2017 г. в Швеции на постоянной основе проживало более 10 млн человек, что на 1,5 млн человек больше, чем в начале XXI в. Основной прирост населения был обеспечен за счёт _____________(А) – превышения числа иммигрантов над числом эмигрантов. При этом в стране прекратилась естественная убыль населения: показатель _____________(Б) ежегодно был выше показателя _____________(В). По-прежнему сохранилась тенденция увеличения доли пожилых людей в общей численности населения страны.

Список слов (словосочетаний):

1) естественный прирост
2) миграционный прирост
3) смертность
4) рождаемость
5) средняя продолжительность жизни
6) урбанизация

9. На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице, в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Канаде и во Франции в период с 2012 по 2014 г. Наталья указала, что и в Канаде, и во Франции ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства.

Динамика объёмов промышленного производства
(в % к предыдущему году)

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1) Канада 100,1 101,6 103,9
2) Франция 97,3 99,1 99,2

Правильный ли вывод сделала Наталья? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: ____________________

10. Марина включила радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о наводнении.

Выход из берегов рек в центральных районах страны стал причиной гибели трёх и пропажи без вести как минимум 19 человек. В результате стихии почти 1,5 миллиона домов остались без водоснабжения в столице страны Сантьяго и её окрестностях.

Марина не услышала начало сообщения и не поняла, в какой стране произошло стихийное бедствие. Определите, о какой стране шла речь в сообщении.

Ответ: ____________________

11. Уровень экономического развития страны во многом определяет особенности её населения и хозяйства. Установите соответствие между страной и её характерной особенностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Афганистан
Б) Великобритания
В) Чад

Особенность

1) высокая (более 75%) доля сферы услуг в ВВП
2) высокая (более 30%) доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве

Ответ: ____________________

12. Электроэнергетика является отраслью, во многом определяющей развитие всех отраслей хозяйства страны. Количество производимой в стране электроэнергии является важным показателем уровня экономического развития страны.
Какие три из перечисленных стран составляют тройку мировых лидеров по производству электроэнергии? Запишите цифры, под которыми указаны эти страны.

1) США
2) Китай
3) Бразилия
4) Индия
5) Франция
6) Саудовская Аравия

Ответ: ____________________

13. По радио прозвучало сообщение о том, что за 11 лет показатель ресурсообеспеченности природным газом Индонезии вырос с 30 до 37 лет. Используя данные таблицы, объясните, с чем это связано.

Ответ: ____________________

Задания 14–16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Новая приливная электростанция

Новую приливную электростанцию компания «РУСГИДРО» планирует построить в морском заливе на севере Хабаровского края.
Новая приливная электростанция (ПЭС) не только обеспечит энергией потребителей Хабаровского края, но и создаст возможность для экспорта электроэнергии в Китай.
В Хабаровском крае, имеющем благоприятные условия для строительства приливных электростанций, уже работает одна ПЭС – Паужетская.

14. Назовите море, в заливе которого планируют построить ПЭС.

Ответ: ____________________

15. Назовите ещё один (кроме ПЭС, ветровых и ГЭС) тип электростанций, использующих возобновимые источники энергии (ВИЭ), построенных в России.

Ответ: ____________________

16. Объясните, почему Хабаровский край имеет благоприятные природные условия для строительства приливных электростанций.

Ответ: ____________________

17. В январе 2015 г. уровень воды в озере Байкал впервые за 60 лет упал до критической отметки. В населённых пунктах, расположенных на восточных берегах озера, возникла сложная ситуация с водоснабжением из-за исчезновения воды в колодцах и угроза нарушения всей экологической системы озера.
Относительно причин понижения уровня воды в озере существуют разные точки зрения. Одни специалисты указывают на естественные причины – особенности погодных условий в бассейне озера Байкал в 2014 г. Другие специалисты связывают понижение уровня воды в озере с работой построенной на Ангаре Иркутской ГЭС, естественным резервуаром воды для которой является озеро Байкал.
Выберите одну из упомянутых выше точек зрения и запишите рассуждения, подтверждающие эту точку зрения.

Ответ: ____________________

Ответы на Образец ВПР 2018 по географии 11 класс
1. Волгоград, Тверь, Петрозаводск
2. Центральная Россия, Восточно-Европейская равнина
3. 235
4. Новосибирск, Ямбург, Элиста
5. Воронеж
6. Республика Алтай
7. 46
8. 243
9.
В Канаде рост действительно был, а во Франции в период 2012–2014 гг. наблюдался спад объёмов производства, так как показатели роста объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году) не превышают 100%
10. Чили
11. 212
12. 124
13.
— Разведанные запасы газа возросли примерно в 1,3 раза, величина добычи – очень незначительно.
— Темпы прироста разведанных запасов были выше, чем темпы роста добычи
14. Охотское море
15. геотермальные электростанции,
ИЛИ
солнечные электростанции,
ИЛИ
мини-ТЭС, использующие биотопливо,
ИЛИ
мини-ГЭС разновидность ГЭС
16. морские приливы в Охотском море высокие
17.
В ответе приводятся рассуждения, подтверждающие точку зрения, согласно которой понижение уровня воды в озере связано с естественными причинами: полностью прослеживается цепочка связей между особенностью погодных условий и понижением уровня воды в озере:
1) небольшое количество атмосферных осадков;
2) уменьшение поверхностного и подземного стока в озеро.
ИЛИ
В ответе приводятся рассуждения, подтверждающие точку зрения, согласно которой понижение уровня воды в озере связано с работой Иркутской ГЭС: полностью прослеживается цепочка связей между работой Иркутской ГЭС и понижением уровня воды в озере:
1) количество выработанной электроэнергии на ГЭС зависит от объёма воды, пропущенной через турбины;
2) количество воды, пропущенной через турбины, равно количеству воды, забранной из озера Байкал

ВПР по географии состоит из семнадцати заданий, включающих в себя все аспекты школьного курса географии, а именно:

  1. География как наука - ее источники и методы
  2. Население мира
  3. Регионы и страны мира
  4. Мировое хозяйство
  5. Природопользование
  6. География России

Система оценок

Максимально возможный балл за работу – 22. На ее выполнение дается два урока (90 минут).

12 заданий относятся к базовому уровню, а 5 – к повышенному.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по географии в 11 классе проверяет знание природы нашей страны. В нем нужно располагать три приведенных города в порядке, определяемом данным критерием – например:

  • В порядке увеличения длительности светового дня в первый день лета;
  • В порядке расположения выше по течению реки Дон.

Если города распределены правильно – ставится 1 балл, если нет – 0.

Задание 2

Во втором задании необходимо дать ответ на один вопрос – о том, карты какого экономического района России нужно использовать для нахождения определенной информации. Приводится ситуация – например:

  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для оценки экономико-географических условий развития предприятий по переработке нефти в Татарстане?
  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для определения географических условий добычи угля на территории Чукотского АО?

В ответе нужно указать только район – например, Поволжье или Дальний Восток. Для успешного выполнения данного задания надо хорошо знать экономические районы страны и входящие в них субъекты. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для того чтобы справиться с третьим заданием ВПР по географии, нужно разбираться в хозяйстве России – знать, где находятся основные морские порты, металлургические комбинаты, крупные АЭС и ГЭС.

Задается вопрос – например, в каких городах находятся крупнейшие сахарные заводы. Приводится перечень из 6 субъектов России, из которых для ответа нужно выбрать 3.

Верный ответ оценивается 1 баллом.

Задание 4

В четвертом номере необходимо работать с картой погоды – например, вот такой:

Далее приводится пять утверждений о погоде; необходимо выбрать только те, которые соответствуют карте, и записать их в ответ. Количество верных ответов не указано. Правильный ответ приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 5

Данное задание также связано с темой «Природа России», однако оно связано с климатическими показателями – температурой, увлажненностью. В нем тоже нужно расставить три города в определенном порядке согласно условию. Приводим пример:

Для того чтобы рассчитать систему отопления, в России используется показатель «отопительный период» - та часть года, когда средняя температура воздуха за сутки не превышает +8 градусов Цельсия. Расставьте нижеследующие города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода (начните с того города, где его продолжительность минимальна): Ростов-на-Дону, Архангельск, Смоленск.

За верный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

Шестой номер работы проверяет, как хорошо одиннадцатиклассники знают регионы России – ее субъекты, их достопримечательности, географические характеристики. В задании дается краткое описание какого-либо субъекта – например:

Эта область имеет большой потенциал для развития туризма, особенно таких его направлений, как промышленный (экскурсии на предприятия) и научно-познавательный. С точки зрения научно-познавательного туризма особенно интересны города Касли (центр художественного литья из чугуна) и Златоуст (исторический центр оружейного производства). Один из крупнейших промышленных комплексов страны – Магнитогорский металлургический комбинат – подходит для развития промышленного туризма.

В ответе нужно указать тот субъект, о котором идет речь. Если это сделано правильно – ученик получает один балл.

Задание 7

В этом задании проверяется, как хорошо ученики знакомы с системой часовых поясов России. Приводится карта часовых поясов и дается текст условия – например:

Во время выборов депутатов Государственной Думы избирательные участки начинают работу в 8 часов, а заканчивают – в 20 часов по местному времени. При помощи карты определите, в каких из указанных субъектов в 5 часов 30 минут утра по московскому времени голосование уже началось.

Задание 8

В восьмом задании ВПР по географии приводится текст, где пропущены некоторые слова (обычно пропущено 3 слова). Далее идет перечень из 6 слов, откуда надо выбрать те, которые можно вставить на месте пропусков. Каждое слово из этого перечня может быть использовано только один раз. Пример:

По данным на 1 января 2017 г., в Эстонии на постоянной основе проживало 1 317 800 человек, что на 1850 человек больше, чем в январе 2016 г. Основной прирост населения был обеспечен за счёт превышения числа _____________(А) над числом _____________(Б). При этом значение показателя_____________(В) населения по-прежнему остаётся отрицательным – показатель смертности (15 300 человек) превышает показатель рождаемости (13 900 человек). Ещё более заметной стала тенденция старения населения Эстонии.

Список слов:

  1. Урбанизация
  2. Миграционный прирост
  3. Естественный прирост
  4. Эмигранты
  5. Средняя продолжительность жизни
  6. Иммигранты

Если все три слова вставлены верно, ученик получает 1 балл, если же есть хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

Задание 9

Данное задание предполагает анализ небольшой таблицы – например, вот такой:

В условии приводится вывод, сделанный на основе таблицы – для данной таблицы он такой:

В отличие от США, в Бразилии ежегодно происходило уменьшение объемов ВВП.

В ответе необходимо написать, является ли приведенное утверждение верным, и дать обоснование своему мнению. Если в ответе подробно и четко расписано, почему вывод является верным или неверным – ставится 1 балл.

Задание 10

Для того чтобы хорошо справиться с десятым заданием ВПР по географии и не потерять баллы, нужно иметь общее представление о различных странах мира. В условии приводится ситуация, когда кто-то включил радио, по которому передавалась новостная сводка о какой-либо стране, но, поскольку он слушал не сначала, то не понял, о какой стране идет речь. Пример новостной сводки:

Одним из последствий землетрясения стал прорыв дамбы на реке Кларенс. Власти обратились к жителям с призывом перебраться на возвышенности. Посольство России в Веллингтоне сообщает, что среди пострадавших при землетрясении граждан нашей страны нет.

Если страна определена правильно – ученик получает 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание также проверяет общие знания о странах мира и их географических и экономических характеристик. В нем нужно проводить соответствие между странами и ее особенностями, занося ответы в небольшую таблицу. Пример:

Установите соответствие между страной и особенностью ее хозяйства.

Как видно, цифры могут быть использованы более одного раза. Если соответствия проведены верно – ставится 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки баллы за это задание не начисляются.

Задание 12

Двенадцатое задание тоже связано со знанием мирового хозяйства – в основном международных организаций и отраслей специализации различных стран. Приводится описание какой-либо организации – например, БРИКС или форума стран-экспортеров газа; в ответе необходимо указать три страны (кроме России), которые входят в описываемую организацию.

Если три страны указаны правильно – ответ оценивается в 2 балла, если же одна из указанных стран не относится к организации – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 13

Тематика тринадцатого задания аналогична предыдущим – мировое хозяйство. Необходимо проанализировать таблицу, связанную с добычей ресурсов в какой-либо стране, и ответить на вопрос, связанный с динамикой какого-либо показателя – например, для нижеприведенной таблицы вопрос звучит так:

За 11 лет показатель ресурсообеспеченности Австралии медными рудами возрос с 25,8 до 91,7 года. Опираясь на представленные в таблице данные, объясните, чем это обусловлено.

В ответе нужно провести краткий анализ таблицы – например, в данном случае можно написать, что разведанные запасы возросли в 3,6 раз, а добыча выросла всего на 30 тысяч тонн в год. За указанный период темпы прироста разведанных запасов выше, чем темпы роста добычи.

В последнем предложении обязательно нужно сделать вывод! Если в ответе говорится и об изменении запасов, и об изменении добычи с наличием вывода – ставится 2 балла, а если ученик просто констатирует изменения показателей и не пишет вывод – 1 балл. В других случаях баллы за задание не ставятся.

После этого в работе приводится небольшой текст, на основе которого составлены последующие три задания – например, вот такой:

В 2016 г. на одном из крупнейших предприятий Череповецкого района – ООО «Автоспецмаш» – ввели в эксплуатацию новый цех. Имеющееся оборудование позволило по индивидуальным заказам изготавливать уникальные крупногабаритные детали для техники, которая пользуется спросом у многих предприятий (в том числе местных). Завод известен производством различных видов продукции: роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), электропечей и т.д. Одним из преимуществ ЭГП региона, в котором расположен г. Череповец, является его положение на границе трёх географических районов России.

Задание 14

В четырнадцатом задании ВПР по географии нужно определить географическое положение того, о чем говорится в тексте. В данном случае вопрос будет звучать так: «В каком субъекте РФ находится город Череповец?» . Однако вопрос не всегда о субъектах – например, если речь об островах, могут спросить, в каком океане они находятся, а если об Охотском море – какие субъекты РФ имеют к нему выход. Верный ответ оценивается одним баллом.

Задание 15

В данном задании тоже требуется дать ответ на вопрос по теме текста. Для приведенного выше текста он звучит так: «На границе каких географических районов России располагается та область, где находится город Череповец?» . Вопрос 15 задания может быть любым – как о географическом положении, так и о каких-либо процессах или явлений, изучающихся в школьном курсе географии. Например, для другого варианта он звучит так: «Назовите антропогенную причину маловодья на Байкале» . За правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 16

В последнем задании, связанном с текстом, задается более сложный вопрос, требующий развернутого ответа размером в пару предложений. Для нашего текста он звучит так: «Объясните, какая особенность промышленности города Череповца поспособствовала созданию нового производства в этом городе» . Дать правильный ответ на вопрос можно только при наличии определенного багажа географических знаний; он приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Заключительное задание ВПР по географии – самое «высокоценное»: максимальный балл за его выполнение – 4. В условии описывается некоторая ситуация, связанная с темой природопользования. Главное в ситуации – наличие нескольких точек зрения на проблему; учащемуся нужно сформулировать собственную позицию (чаще всего нужно выбрать одну из предложенных позиций) и записать ее, приводя обоснования. Ответ должен быть логичным и выглядеть как небольшой текст. Главное – указать собственную позицию и подкрепить ее аргументами, основанными на знании географии. Пример задания:

Существует несколько точек зрения относительно оценки последствий роста масштабов производства и использования биотоплива для окружающей среды. Согласно одной из них, увеличение масштабов производства и применения такого топлива полностью соответствует задачам сохранения окружающей среды. Согласно другой – увеличение производства биотоплива не отвечает этим задачам. Выберите одну из данных точек зрения и приведите два любых аргумента, подтверждающих ее.

Ответ оценивается по критериям:

К1 – Наличие сформулированной точки зрения. Если точка зрения сформулирована – ставится 1 балл, если нет – 0.

Баллы по данному критерию ставятся только в том случае, если по критерию К2 выставлен 1 или 2 балла!

К2 – Раскрытие причинно-следственных связей. 2 балла по этому критерию ставят в том случае, если в ответе приводится два грамотных аргумента, подтверждающих выбранную позицию, и четко прослеживается логическая цепочка, отображающая причинно-следственные связи – в нашем случае, между использованием биотоплива и состоянием окружающей среды. Если же логическая цепочка прослеживается не полностью, то есть причинно-следственные связи раскрыты только для одного аргумента – ставится 1 балл. Если же причинно-следственные связи не раскрыты вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию (и, соответственно, по предыдущему тоже).

К3 – Географическая грамотность. 1 балл ставится, если в работе отсутствуют ошибки в употреблении географических терминов, в демонстрации знаний связей и закономерностей и фактические ошибки, либо допущена 1 такая ошибка. В остальных случаях баллы по данному критерию не выставляются.

Получить положительный балл по этому критерию возможно только при наличии 1 или 2 баллов по критерию К2!

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.

Астрахань

Мурманск

Пояснение.

В Северном полушарии Земли долгота дня больше 12 часов с середины марта до конца сентября и с ростом широты она увеличивается до полярного дня. Для 1 мая продолжительность дня будет длиннее, для городов, которые находятся севернее.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск

Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города в порядке увеличения времени ночного освещения 20 декабря, начиная с города с наибольшей продолжительностью дня.

Владимир

Архангельск

Владивосток

Пояснение.

В декабре продолжительность светового дня увеличивается к югу, а ночи - к северу. То есть, надо перечислить города с юга на север.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 1.

Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:

А) Хибины;

В) Западный Саян;

Г) Сихотэ-Алинь.

Пояснение.

А) Хи­би­ны - 1191 м.

Б) Алтай - 4509 м.

В) За­пад­ный Саян - 3121 м.

Г) Си­хотэ-Алинь - 2090 м.

Ответ: АГВБ.

Ответ: АГВБ

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня.

Архангельск

Ростов-на-Дону

Пояснение.

Продолжительность светового дня в январе растет к югу. Надо расставить города с севера на юг: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города Сибири, в порядке уменьшения времени ночного освещения 15 июня, начиная с города с наибольшей продолжительностью ночи.

Верхоянск

Пояснение.

В июне продолжительность дня растет к северу, ночи, соответственно, - к югу. Чем южнее город, тем большее время требуется для освещения.

Иркутск - самый южный город, самая длинная ночь

Тикси - самый северный город, самая короткая ночь

Верхоянск

Расставим города в порядке уменьшения времени ночного освещения: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск&Верхоянск&Тикси

В России очень популярны речные путешествия по Волге. Расположите города, находящиеся в долине реки Волга, которые можно посетить во время речного путешествия от верховьев к устьевой зоне, начиная с города, находящегося выше по течению. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Нижний Новгород

Волгоград

Пояснение.

Расставим города от начала реки (истока): Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей

продолжительностью этого времени.

Петрозаводск

Волгоград

Ответ: , , .

Пояснение.

На продолжительность времени освещения улиц влияет продолжительность темного времени суток, а это зависит от географической широты места. Поэтому, сначала следует определить географическую широту всех указанных городов – Тверь – 56-57° с. ш., Петрозаводск – 61-62° с. ш., Волгоград – 48-49° с. ш. Далее обращаем внимание на число, которое дано в условии задачи – 1 ноября. Все города находятся в России, в северном полушарии, а это значит, что в ноябре здесь зима; Солнце больше освещает в это время южное полушарие, следовательно, чем южнее город (ближе к экватору), тем короче будет продолжительность ночи, а значит и время освещения тоже будет короче. С продвижением на север (с увеличением широты) продолжительность освещения будет возрастать. Южнее всех Волгоград, севернее всех – Петрозаводск.

Ответ: Волгоград, Тверь, Петрозаводск.

Ответ: Волгоград&Тверь&Петрозаводск

Источник: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2018 год.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с.ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю.ш.).

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Омска, а самая большая продолжительность - у Воркуты.

Ответ: Омск, Ханты-Мансийск, Воркута.

Ответ: Омск&Ханты-Мансийск&Воркута

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 1.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня

Норильск

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Улан-Удэ, а самая большая продолжительность - у Норильска.

Ответ: Улан-Удэ, Якутск, Норильск.

Ответ: Улан-Удэ&Якутск&Норильск

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 2.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите названия перечисленных городов России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо 9 июня включать уличное освещение, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Ростов-на-Дону

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т.к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 9 июня, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Ростова-на-Дону, а самая большая продолжительность - у Вологды.

Ответ: Ростов-на-Дону, Курск, Вологда.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 3.

Смоленск

Ставрополь

Архангельск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Архангельска, а самая большая продолжительность - у Ставрополя.

Ответ: Архангельск, Смоленск, Ставрополь.

Ответ: Архангельск&Смоленск&Ставрополь

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 4.

В медицине проводят исследования, изучающие влияние солнечного света и продолжительности светового дня на здоровье человека. Солнечный свет способствует выработке в организме человека гормона серотонина, вызывающего эмоции радости. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня в январе, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Мурманск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Мурманска, а самая большая продолжительность - у Сочи.

Ответ: Мурманск, Тверь, Сочи.

Ответ: Мурманск&Тверь&Сочи

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 5.

Для обеспечения комфортной температуры воздуха в жилых и производственных помещениях в холодное время года действует отопительный период. Он продолжается в то время, когда среднесуточная температура воздуха на улице меньше или равна +8°C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Краснодар

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить, что продолжительность отопительного сезона и среднесуточные температуры воздуха зависят от географического положения города. Холоднее всего на севере и северо-востоке страны, а теплее всего - на юге и юго-западе, а ближе к Атлантическому океану (на западе страны) зимы теплее. Исходя из этого самая маленькая продолжительность отопительного периода в Краснодаре, а самая большая - в Магадане.

Ответ: Краснодар, Пермь, Магадан.

Ответ: Краснодар&Пермь&Магадан

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 6.

Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения. Запишите перечисленные регионы России в порядке повышения в них коэффициента увлажнения, начиная с региона с самым низким коэффициентом.

Астраханская область

Курская область

Вологодская область

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания нужно вспомнить, от чего зависит коэффициент увлажнения территории. Коэффициент увлажнения зависит от испаряемости (а она от температуры воздуха) и количества выпадающих осадков. На севере страны увлажнение избыточное (так как влага не испаряется из-за того, что температуры воздуха очень низкие), а на юге страны, наоборот, увлажнение территории недостаточное (высокие температуры воздуха высушивают территорию). Это значит, что увлажнение территории будет возрастать с юга на север, а территории будут располагаться в следующем порядке: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Ответ: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 7.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, работающей в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 10 февраля, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Краснодар

Нарьян-Мар

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 10 февраля, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Нарьян-Мара), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Краснодара), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Краснодара до Нарьян-Мара).

Ответ: Краснодар, Пермь, Нарьян-Мар.

Ответ: Краснодар&Пермь&Нарьян-Мар

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 8.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, которая включается в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 15 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Норильск

Ставрополь

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит время работы подсветки дорожных знаков. Оно зависит от продолжительность светового дня, которая, в свою очередь, определяется временем года и географической широтой места. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 15 января, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Норильска), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Ставрополя), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Ставрополя до Норильска).

Волгоград

Норильск

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

При воздействии солнечного света на кожу в организме человека вырабатывается витамин D, имеющий важное значение для поддержания костных тканей и иммунной системы человека. Недостаток воздействия солнечного света может привести к снижению содержания витамина D в организме. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 20 декабря, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Архангельск

Астрахань

Екатеринбург

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит количество солнечного света. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то и количество солнечного света, поступающего на разные районы страны, тоже меняется. И зависит это от продолжительности светового дня. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» - периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

ВПР - аббревиатура, которая так настораживает сегодняшних школьников. В то же время В сероссийская П роверочная Р абота - прекрасная возможность оценить подготовку учащихся. Проект был запущен сравнительно недавно, например ВПР по географии в 2017 году проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Стоит ли бояться такой проверки и как успешно её пройти?

Материалов и различных демоверсий ВПР для подготовки учеников 10 и 11 классов не так много, в связи с чем возникает множество вопросов. Сколько заданий в каждом варианте? Какие разделы курса географии охватывает работа? Как грамотно построить учебную деятельность, чтобы получить наилучший результат?

Отсутствие необходимой информации и новизна данного проекта не позволяют чувствовать уверенность в успешном прохождении испытания. Предлагаем вам решение, которое поможет не только познакомиться с требованиями в рамках ВПР по географии, но и освоить материалы, необходимые для успешного выполнения работы.

О тренажёре

Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов:

  1. Источники географической информации.
  2. Население мира.
  3. Мировое хозяйство.
  4. Природопользование и геоэкология.
  5. Регионы и страны мира.
  6. География России.

Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребёнка, учитель экономит время на просмотре работ.

Кроме того, мы предлагаем материалы, полностью соответствующие по структуре, форме и последовательности заданий ВПР. Для ученика это возможность объективно оценить уровень своих знаний и психологически подготовиться к испытанию. Для лучшего закрепления навыков работы материалы представлены в трёх вариантах, решение которых придаст уверенности и поможет показать, насколько ученик готов к ВПР и ЕГЭ.

Тренажёр для ученика

Для ученика мы подготовили 3 бесплатных онлайн-тренажёра. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется автоматически. Предлагаем попробовать свои силы!

Кроме того, дополнительно разработаны 3 варианта проверочной работы , которые вы сможете распечатать и провести пробный ВПР в 10 или 11 классе: изучить формат, последовательность, время, отводимое на их выполнение; объективно оценить свой уровень знаний и уверенно себя чувствовать на аттестации.

Методические комментарии оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий - что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.