План
Введение
1 Древность
1.1 Доисторический период
1.2 Германцы в античную эпоху
1.3 Великое переселение народов

2 Средние века
2.1 Франкское государство
2.2 Начало германской государственности
2.3 Священная Римская империя
2.3.1 Ранний период Священной Римской империи
2.3.2 Германия в эпоху Возрождения
2.3.3 Германия - родина реформации
2.3.4 Возвышение Пруссии


3 Создание единого государства
3.1 Германия в эпоху наполеоновских войн
3.2 Германский союз
3.3 Северогерманский союз и объединение Германии

4 Единая Германия (1871-1945)
4.1 Германская империя (1871-1918)
4.1.1 Первая мировая война

4.2 Веймарская республика
4.3 Третий рейх
4.3.1 Вторая мировая война


5 Германия после Второй мировой войны
5.1 Оккупация Германии
5.2 Федеративная Республика Германии
5.3 Западный Берлин
5.4 Германская Демократическая республика
5.4.1 Берлинская стена


6 Современная история Германии
Список литературы
История Германии

Введение

Германия - государство в Центральной Европе. В ходе истории оно переживало периоды сильной раздробленности и неоднократно меняло свои границы. Поэтому история Германии неотделима от истории её ближайших соседей Австрии, Швейцарии, Дании, Польши, Чехии, Италии и Франции.

1. Древность

1.1. Доисторический период

Ещё в эпоху верхнего и среднего палеолита Германия была местом миграций древнейших гоминид (гейдельбергский человек, неандерталец).

В эпоху верхнего палеолита и мезолита на территории Германии существовало несколько развитых палеолитических культур (гамбургская, аренсбургская, федермессерская).

В эпоху неолита территорию Германии занимали в основном представители западной ветви культуры линейно-ленточной керамики (рёссенская культура и её потомок - михельсбергская культура). В этот период на территории Германии активно сооружаются дольмены. Михельсбергскую культуру постепенно сменяет культура воронковидных кубков.

Бронзовый век связан с носителями древнейших индоевропейских языков, хотя первоначально это были, по-видимому, предки не германских, а кельто-италийских народов (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура полей погребальных урн и др.). Предки германцев занимали в основном северную часть Германии, однако начиная с железного века они постепенно вытесняют из Германии кельтов, частично ассимилируя их, особенно на юге Германии.

1.2. Германцы в античную эпоху

Германские племена обитали на территории Центральной Европы ещё в первом тысячелетии до нашей эры, довольно подробное описание их строя и образа жизни дает Тацит в конце I века. Лингвистические исследования позволяют предположить, что обособление германских народов от балто-славян произошло примерно в VIII-VI веках до нашей эры.

Германцы делились на несколько групп - между Рейном, Майном и Везером жили батавы, бруктеры, хамавы, хатты и убии; на побережье Северного моря - хавки, англы, варины, фризы; от средней и верхней Эльбы до Одера - маркоманы, квады, лангобарды и семноны; между Одером и Вислой - вандалы, бургунды и готы; в Скандинавии - свионы, гауты.

Со II века н. э. германцы все активнее вторгаются в пределы Римской империи. Для римлян однако они были просто варварами. Постепенно у них складывались племенные союзы (алеманны, готы, саксы, франки).

1.3. Великое переселение народов

В конце IV века вторжение азиатских кочевых народов в Европу подтолкнуло к переселению германцев. Они заселяли приграничные земли Римской империи, а вскоре начали вооружённые вторжения в неё. В V веке германские племена готов, вандалов и другие создали на территории разваливавшейся Западной Римской империи свои королевства. В то же время на территории нынешней Германии в основном сохранялся первобытно-общинный строй. В 476 году германским военачальником был низложен последний римский император.

2. Средние века

2.1. Франкское государство

После падения Западной Римской империи наиболее значительную роль среди германских племён сыграли племена франков. В 481 году первым королём салических франков стал Хлодвиг I. При нём и его потомках была завоёвана Галлия, а из германцев в состав государства вошли алеманны и большая часть племён франков. Позднее были завоёваны Аквитания, Прованс, северная Италия, небольшая часть Испании, подчинены тюринги, бавары, саксы и другие племена. К 800 году вся Германия оказалась частью огромного Франкского государства.

В 800 году франкский король Карл Великий был объявлен римским императором. До 800-го года наследницей Римской империи была Византия (поскольку Западная Римская империя уже прекратила своё существование и осталась только Восточная - Византия). Восстановленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 году Константина VI, а не преемником Ромула Августула. В 843 г. франкская империя распалась, хотя разные короли (чаще короли Италии) с перерывами формально носили титул императора до 924 г.

2.2. Начало германской государственности

Истоки германского государства связаны с Верденским договором, который в 843 г. заключили между собой внуки Карла Великого. Этот договор разделил империю франков на три части - французскую (Западно-Франкское королевство), доставшуюся Карлу Лысому, итальянско-лотарингскую (Срединное королевство), королем которой стал старший сын Карла Великого Лотарь, и германскую, где власть досталась Людовику Немецкому.

Традиционно первым Германским государством принято считать восточно-франкское государство. В течение X века появилось неофициальное название «Рейх Германцев (Regnum Teutonicorum)», которое через несколько веков стало общепризнанным (в форме «Reich der Deutschen»).

В 870 году большая часть Лотарингского королевства была захвачена восточно-франкским королём Людовиком Немецким. Таким образом, Восточно-Франкское королевство объединило практически все земли, населённые немцами. В течение IX-X веков происходили войны со славянами, приведшие к присоединению ряда славянских земель.

Очередным восточно-франкским королём в 936 г. стал герцог Саксонии Отто I (в российской исторической традиции его называют Оттоном).

2.3. Священная Римская империя

Ранний период Священной Римской империи

2 февраля 962 г. Оттон I был коронован в Риме в качестве императора Священной Римской империи. Считалось, что он возродил державу Карла Великого. Но теперь империя состояла в основном из Германии и части Италии.

Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae ) - политическое учреждение, сохранявшее в продолжение десяти веков (до 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX стол. и Италии в Средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обуславливали собой всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира.

Несмотря на попытки императоров объединить «Священную Римскую империю», она оказалась раздробленной на многочисленные почти независимые государства и города. Некоторые северогерманские города объединились в Ганзу - военно-торговый союз, монополизировавший торговлю в Балтийском море.

Германия в эпоху Возрождения

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии.

Особая роль принадлежала книгопечатанию - великому открытию середины XV в., назревавшему в ряде стран, но сделанному в Германии Иоанном Гутенбергом.

Германия - родина реформации

Начало Реформации положило выступление в Германии в 1517 со своими позициями, или как их ещё называли «тезисы для дискуссии», августинского монаха Мартина Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др.

Реформация дала толчок Крестьянской войне 1524-1527 годов, которая охватила сразу многие германские княжества. В 1532 году было издано общегерманское уголовно-судебное уложение «Каролина».

Реформация положила начало нескольким религиозным войнам в Германии, завершившимся в 1648 Вестфальским миром. В результате была закреплена раздробленность Германии.

Возвышение Пруссии

Вестфальский мир 1648 года привёл к значительному расширению владений курфюршества Бранденбург, которое ещё ранее (в 1618 году) присоединило герцогство Пруссию. В 1701 году Брандербургско-Прусское государство получило название «королевство Пруссия». Оно отличалось жёсткой бюрократической системой и милитаризмом. В Пруссии и других восточногерманских государствах наблюдалось второе издание крепостничества. С другой стороны, именно в Пруссии Кант и Фихте заложили начало классической немецкой философии.

Наибольшую известность получил Фридрих II (король Пруссии). Он считался сторонником просвещённой монархии, отменил пытки, реорганизовал армию на основе муштры. При нём Пруссия участвовала в войне за австрийское наследство, в Семилетней войне, в разделе Речи Посполитой. Хотя императорами Священной Римской империи оставались австрийские Габсбурги, их влияние ослабло, а Пруссия отняла у Австрии Силезию. Восточная Пруссия даже не считалась составной частью империи. В раздробленном и ослабленном виде Священная Римская империя существовала до 1806 года.

3. Создание единого государства

3.1. Германия в эпоху наполеоновских войн

К 1804 году, когда Наполеон I стал французским императором, Германия оставалась политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность, существовало крепостное право, везде действовало средневековое законодательство. Ряд германских государств ранее воевали с революционной Францией с переменным успехом.

Лондонское совещание западных держав по Германии в 1948 г. дало толчок ускорению мероприятий по созданию конституции будущего независимого государства Западной Германии. 1 сентября 1948 г., после официального слияния трех западных оккупационных зон в одну, в Бонне из представителей западногерманской элиты был создан Парламентский совет с правами временного законодательного органа западногерманских земель. Его руководителем стал известный политик, юрист по образованию,73-летний Конрад Аденауэр. Он имел репутацию умеренного франкофила и патриота «Европейской Германии». К. Аденауэр не любил воинственный и реваншистский прусский дух, считая его причиной бед Германии. В 1945 г. после оккупации страны союзными войсками К. Аденауэр возглавил Христианско-демократи- ческий союз, ставший наиболее влиятельной политической партией страны. 1 мая 1949 г. Парламентский совет утвердил новую конституцию, на основании которой 14 августа 1949 г. были проведены выборы в новый западногерманский парламент - Бундестаг, от имени которого 20 сентября было провозглашено создание отдельного государства - Федеративной Республики Германии.

Первым главой ее правительства (канцлером) стал К. Аденауэр. Бундестаг принял заявление о распространении новой конституции ФРГ на территорию земель, входивших в состав Германии в границах 1937 г. Этот шаг вместе с самим фактом провозглашения ФРГ был негативно воспринят в СССР, который отказался признать западногерманское государство. ГДР

После провозглашения ФРГ руки Москвы в германском вопросе были развязаны. Теперь ее было невозможно обвинить в инициации раскола Германии, ответственность за который легла на США. В течение 1945-1949 гг. в восточном секторе шли процессы денацификации и консолидации левых сил вокруг коммунистов. Сама компартия Германии в советской зоне в 1946 г. была объединена с социал-демократической партией в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Деятельность старых антифашистских некоммунистических партий - Христианско-демократического союза, Либерально-демократической партии - не запрещалась. Они сохранились впоследствии и в ГДР в качестве союзных коммунистам партий. Административная структура в восточном секторе Германии была готова к преобразованию в систему государственного управления. 7 октября 1949 г. собравшийся в Восточном Берлине Народный конгресс из числа представителей общественности Восточной Германии провозгласил создание Германской Демократической Республики (ГДР).

Советский Союз признал ГДР и установил с ней дипломатические отношения. Его примеру последовали другие государства народной демократии. Президентом ГДР стал лидер СЕПГ Вильгельм Пик. В 1950 г. ГДР подписала с Польшей договор о признании существующей между двумя государствами границы, а с Чехословакией - декларацию об отсутствии взаимных территориальных претензий и о признании переселения немецкого населения с территории Чехословакии необратимым. Очень кратко: 1. Готовность Франции к сотрудничеству с США и Великобританией в деле управления Германией позволило форсировать процесс создания западногерманского государства. В 1949 г. созванный западными союзниками Парламентский совет Германии утвердил новый Основной закон страны, были проведены выборы в парламент, на которых победили христианские демократы. Было провозглашено создание ФРГ. СССР и его союзники не признали новое государство. 2. Пользуясь действиями западных стран по расколу Германии, СССР не замедлил провозгласить создание ГДР, которая управлялась объединенной партией социалистов и коммунистов по параметрам, заданным из Москвы. Раскол Германии был закреплен.

После короткого периода относительного единства в X-XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди ко­торых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X-XII вв.).

Территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств - госу­дарств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII- XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII-XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

Слово «Германия» происходит от латинского слова Germania. Так во время Галльской войны (58-51 гг.) римляне называли людей, которые жили на востоке от реки Рейн. Немецкое название страны Deutschland происходит от германского корня, который в переводе означает «народ» или «люди».

В документе франкского суда (написан на латыни в 768 году нашей эры) используется термин «theodisca lingua» - им обозначали разговорную речь людей, которые не говорили ни на латинской, ни на ранних формах романских языков. Начиная с этого момента, слово «deutsch» использовалось, чтобы подчеркнуть разницу в речи, которая соответствовала политическим, географическим и социальным различиям.

Поскольку франкские и саксонские короли времен раннего Средневековья любили называть себя императорами Рима, то в то время еще рано было говорить о зарождении собственной национальной идентичности. К 15 столетию название Heiliges Römisches Reich, или Священная Римская империя, дополнилась определением немецкой нации (deutschen Nation).

Важно отметить, что в то время фраза «немецкий народ», «немецкая нация» относилась только к тем, кто был приближен к императору - герцогам, графам, архиепископам. Тем не менее, подобное название указывает на стремление членов императорского двора отделиться от римской курии, с которой они конфликтовали по различным политическим и финансовым вопросам.

Территория, ставшая известной как Deutschland, или , номинально находилась под властью немецкого короля, который по совместительству был и Римским императором, начиная с 10 века. На самом деле, различные княжества, графства, города обладали достаточной степенью автономии. Они хранили собственные традиции даже после основания национального государства - Германской империи в 1871 году.

Старинные названия - , Бранденбург, Саксония по-прежнему являются обозначениями соответствующих им земель. Другие названия (например, Швабия, Франкония) сохраняются в справочниках и картах в разделе «Исторические ландшафты». Региональные различия имеют большое значение в немецкой культуре, хотя довольно очевидно, что часто власти манипулируют ими в политических и коммерческих целях.

Федеративная Республика Германия была основана в 1949 году после поражения страны во Второй Мировой войне. Вначале она состояла из так называемой Западной Германии, то есть области, которая была занята французами, англичанами и американцами. В 1990 году пять областей, составляющих восточную Германию - территорию, находившуюся под контролем Советского Союза, известную как ГДР (Германская Демократическая Республика) - вошли в состав ФРГ.

С этого момента Германия состоит из 16 федеральных земель: , Бранденбург, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольдштейн и Тюрингия.

Образование страны

В разное время понятие национального трактовалось по-разному. Ученые-гуманисты начала 16 века инициировали полемику о немецкой нации. По их мнению, современные немцы - это потомки древних германских народов, о которых рассказывается в трудах римских мыслителей - Юлия Цезаря (100-44 года до нашей эры) и Корнелия Тацита (55-116 года нашей эры), автора знаменитого произведения «Германия».

С точки зрения Ульриха фон Гуттена (1488-1523 гг.), именно Тацит наиболее точно приблизился к пониманию происхождения немецкой нации, которая во многом если не была равной, то превышала римлян. Немецкие гуманисты сделали своим героем Армина, который одержал победу над римскими войсками в битве в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры.

Интерес немецких мыслителей к их знаменитым предшественникам и литературе того времени, как показывает история, продолжился и в 18 веке - это чувствуется по вдохновленной патриотичной поэзии Фридриха Готлиба Клопштока (1724-1803 гг.) и поэтами, входящими в группу Göttinger Hain, основанную в 1772.

Ученый Норберт Элиас утверждал, что то повышенное внимание, которое немецкие философы и писатели обращали на труды римских интеллектуалов, было в значительной степени мотивированно отказом от аристократических придворных традиций, которые свойственны их французским коллегам.

Накануне Великой Французской революции (1789 год), была разделена на практически 300 политических субъектов различных размеров, каждая из которых обладала своей степенью суверенности. В 1974 году французские войска заняли левый берег Рейна, который был разделен между несколькими княжествами.

В 1806 году Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.) расформировал территорию Священной Римской империи. В том же году наполеоновские войска разгромили Пруссию и ее союзников в сражениях под Йеном и Ауерштетом. Немецкий национализм сформировался в ответ на это поражение. Во время Освободительной войны (1813-1815 годы) к армии присоединилось немало патриотов-добровольцев, и союзные войска под прусским руководством прогнали французов с территории Германии.

Те, кто надеялся, что будет создано единое немецкое государство, разочаровались в этих чаяниях после Венского конгресса (1815 год). Династические правители отдельных германских земель так и остались при своих должностях. Вместе с подъемом исторической науки в первой половине 19 века, акцент на немецкую историю дополнялся представления средневековых мыслителей об истоках немецкой нации.

В эпоху национализма, когда нация-государство понималось как конечная точка исторического развития, немецкие историки пытались объяснить, почему Германия, в отличие от Франции и Англии, до сих пор так и не смогла стать единым государством. Они полагали, что обнаружили ответ на этот вопрос в средневековом периоде истории. Вскоре после смерти Карла (814 год), империя Каролингов разделилась на северное, срединное и восточное королевства.

С телеологической точки зрения историков 19 века, западное королевство стало Францией, восточное – Германией, а серединные земли оставались яблоком раздора между этими государствами. Немецкий король Отто I, правивший в 10 веке, организовал ряд экспедиций в . В 962 году Папа Римский короновал его как императора. Начиная с этого момента, начала формироваться тесная связь между Германией и средневековым вариантом Римской империи.

Немецкие историки 19 века рассматривали средневековое королевство как начало процесса формирования национального немецкого государства. Средневековый правитель являлся основным инициатором национального развития, однако современные историки склонны полагать, что реальные действия императоров противоречили этой высокой цели.

Самыми главными злодеями средневековой истории, особенно в глазах протестантов, были папы и те немецкие князья, которые поддержали их против императора по причинам, которые были названы «эгоистичными». Оппозиция папы и князей, как полагали историки, «душила» правильное развитие немецкой нации. Высшей точкой была эпоха императоров Гогенштауфен (1138-1254 гг.).

Император Фридрих I Гогенштауфен считается великим героем Германии, хотя после его правления империя вступила в длительный период упадка. Первые Габсбурги, по мнению современных исследователей, подавали большие надежды, но их преемники ничем особенно хорошим не отличились. Низшая точка в развитии национального самосознания считается Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), когда Германию терзали как внешние, так и внутренние враги.

Образованная буржуазия и народные массы Германии 19 века чаяли надежды на обновление государства, однако не было принято единого мнения, каким именно оно должно быть. Основной конфликт заключался между сторонниками grossdeutsch – «большой Германии» под австрийским началом и kleindeutsch – «маленькой Германии» под прусским управлением и без учитывания территории Австрии.

Был реализован второй вариант, когда Пруссия одержала победу в ряде войн – победила Данию в 1864 году, Австрию в 1866 году и Францию в 1871 году. В трудах прусской школы истории победа Пруссии и основание Германской империи в 1981 году изображается как реализация планов средневекового императора Фридриха I.

После основания империи, правительство Германии следовало захватнической политике, направленной и на другие страны, и на территории, сопряженные с восточной границей. Поражение в Первой мировой войне привело к широкому росту недовольства условиями Версальского мирного договора, которые многие немцы считали несправедливыми.

Также народ выступал против основателей Веймарской республике, так как считал их предателями. Адольф Гитлер, лидер национал-социалистической партии, сознательно эксплуатировал негодование масс и ее их желание достичь национального величия. Пропаганда национал-социалистов была построена на возвеличивании немецкой нации, ее биологическом превосходстве над другими расами.

Национальная идентичность Германии

После Второй мировой войны, вопрос о национальной идентичности немцев стал не слишком удобен, так как национальное движение, казалось бы, завершилось вместе с правлением Третьего рейха, ведь одним из его сторон было убийство миллионов людей, в том числе 6 миллионов евреев. Дальнейшие годы немецкой истории была посвящены борьбе с этой проблемой.

Было предпринято немало попыток объяснить идеологию нацизма и преступления, совершенные фашистами. Некоторые считают, что Адольф Гитлер и его приспешники – это злодеи, введшие в заблуждение немецкий народ. Другие винят нацизм в недостатке у немцев национального характера. Третьи видят начало проблем Германии в отказе от рациональных и универсальных принципов Просвещения и принятии романтического иррационализма.

Марксистские исследователи считают нацизм формой фашизма, который, в свою очередь, по их мнению, является капитализмом, сформировавшимся при определенных исторических условиях. Есть также мнения о неудачной буржуазной революции 19 века и затяжной власти феодальных элит – это также ставят в причины развития нацизма. Интерпретации такого рода называют Vergangenheitsbewältigung («преодоление прошлого»).

Эти попытки приобрели широкое распространение в Западной Германии во время социалистического правления в ГДР. Некоторые немцы подчеркивали сходство между этими двумя формами диктатуры – национал-социалистической и коммунистической, в то время как другие, в основном восточные немцы, считали, что Третий рейх и ГДР – это совершенно разные по существу государства. Различия между мнениями Западной и Восточной Германии называют с так называемой Mauer in den Köpfen, или стены – намек на реальную стену, которую воздвигли, чтобы разделить Восточную и Западную Германии.

В последние годы немецкий национализм был пересмотрен в соответствии с видением нации как «воображаемого сообщества», который базируется на «выдуманных традициях». Ученые сосредоточились на организации, символике и пути развития национального движения, как оно развивалось в 19 веке.

Наиболее значительный вклад в развитии национального самоопределения той поры играли общественные объединения, которые возвращались обратно к местным, региональным и национальным традициям; ряд памятников, установленных правительством и гражданами; различные работы по истории Германии и мысли историков, о которых уже упоминалось выше. Кроме того, есть еще и литература, в которой также шло осмысление понятия национального.

Существует немало разногласий по поводу политических последствий критической истории национализма в Германии. Некоторые ученые, казалось бы, стремятся отказаться от девиантных последствий современного немецкого национализма, сохраняя попутно те аспекты, с которыми, по их мнению, немцам и стоит себя идентифицировать. Другие видят национализм как опасный этап в процессе историческом развития, который немцы должны оставить позади.

Этнические отношения

Создатели Grundgesetz («Основной закон», или Конституция) Федеративной Республики Германия приняли старые законы, согласно которым гражданство определяется в соответствии с jus sanguinis (букваьно: «право крови») , то есть, ребенок должен родиться от родителей-немцев. По этой причине многие люди, родившиеся за пределами Германии, считаются немцами, в то время как родившиеся в самой Германии таковыми не являются.

Начиная с 1960-х годов, страна начала признавать миллионы иммигрантов, которые играют огромную роль в немецкой экономике. Хотя рабочих-иммигрантов из Турции, Югославии, Италии, Греции, Испании и Португалии называли гастарбайтерами, многие из них так и остались жить в Германии, завели здесь семьи. Они ассимилировали свою жизнедеятельность с немецким образом жизни.

Тем не менее, получить немецкое гражданство для них довольно непросто. Сами немцы считают их Ausländer (иностранцами). Начиная с 2000 года, вступили в силу новые законы, которые предоставляют двойное гражданство детям иностранцев, которые родились в Германии.

Из-за нового законодательства усилились дискуссии о статусе Германии как стране иммигрантов. В настоящее время все основные политические партии согласны с тем, что есть и должна быть страной иммигрантов, однако их мнения расходятся касаемо многих аспектов иммиграционной политики.

К началу XIV в. Священная Римская империя оставалась крупнейшим политическим образованием в Западной Европе, лишенным, однако, внутреннего единства. Ядро империи составляли старонемецкие земли, а также обширные области, которые были германизированы в ходе колонизации за Эльбой и по Дунаю. Кроме того, в империю входили лишь формально связанные с ней, на деле же суверенные государства Северной Италии и Тосканы, королевство Чехия.

В 1291 г. на территории империи было положено начало еще одному самостоятельному государству - Швейцарскому союзу. Свободные общины трех альпийских "лесных земель" - Швица, Ури и Унтервальдена - объединились против попыток Габсбургов подчинить их и овладеть перевалом Сен-Готард, через который шел важный торговый путь, связывавший Германию и Италию. В 1315 г. швейцарская пехота, состоявшая из крестьян, наголову разбила рыцарскую конницу Габсбургов у горы Моргартен (южнее Цюрихского озера). К союзу, сумевшему защитить свою независимость, в середине XIV в. примкнули пять "городских" кантонов (округов), в том числе Люцерн, Цюрих, Берн. Понадобились, однако, долгая борьба и новые военные победы швейцарцев, прежде чем в начале XVI в. их конфедерация добилась фактической автономии от империи. Конфедерация включала тогда уже 13 кантонов и несколько союзных земель. Кантоны различались особенностями экономики, социальным составом общин, юридическим статусом, но сходным в них было обилие свободного крестьянства. За пределами Швейцарии, особенно в немецкой деревенской среде, это даже породило легенду о счастливой стране, где царят законы крестьянской вольницы. Постоянных органов центрального управления в союзе не было, верховной властью считался тагзатцунг - периодические собрания представителей кантонов. Союзные земли на нем своего голоса не имели. Каждый из кантонов обладал правом на собственную внутреннюю и внешнюю политику, но давал обязательство не действовать во вред общим интересам конфедерации.

Империя не имела в XIV - XV вв. твердо закрепленных границ, они изменялись в результате войн, династических браков, перемен в вассальных связях.

Развитие городов в XIV-XV вв. Для Германии XIV - XV века стали временем наивысшего расцвета ее городов, бурного роста ремесел и торговли, особенно посреднической между разными странами. Всему этому способствовало выгодное положение Германии на путях международной торговли.

Уже на рубеже XIII и XIV вв. в Германии было около 3500 городов, в которых проживала примерно пятая часть населения страны, составлявшего 13-15 млн. человек. В подавляющем большинстве это были мелкие города разного типа с числом жителей до тысячи человек, тесно связанные со своим аграрным окружением. Их рынки привлекали крестьян из близлежащих деревень, расположенных в радиусе 10-30 км. Такое расстояние позволяло за день побывать на рынке и вернуться домой. Сеть этих городков покрывала всю страну, но в Германии сложились и три зоны преимущественной концентрации городской жизни, где находилась основная масса более крупных городов, с 3-10 тыс. жителей, а также самые значительные немецкие города, с населением свыше 20 тыс. человек, - Кёльн, Страсбург, Любек, Нюрнберг. Первая из этих зон - северогерманская, в нее входили Бремен, Гамбург, Любек, Висмар, Росток, Штральзунд и другие портовые города, расположенные на побережье Северного и Балтийского морей либо на речных путях к ним. Они энергично включились в европейскую транзитную торговлю на разветвленных морских трассах между Лондоном и Новгородом, Брюгге и Бергеном. Вторая зона - южногерманская: Аугсбург, Нюрнберг, Ульм, Регенсбург, но также Базель, Вена и другие города. Многие из них вели оживленную торговлю с землями по Дунаю, но большинство ориентировалось прежде всего на Италию: они были связаны через альпийские горные проходы с Миланом, славившимся ярмарками, и с Венецией и Генуей - двумя главными посредниками в торговле Западной Европы с Левантом. Третью зону образовали многочисленные города вдоль Рейна, от Кёльна до Страсбурга. Через них шел торговый обмен юга и севера не только Германии, но в значительной мере и Европы в целом. Общий уровень развития внутригерманской торговли был достаточно высок, хотя тяготение отдельных регионов друг к другу оставалось по-прежнему слабым.

Собственное производство в немецких городах было рассчитано преимущественно на местные рынки. Сложились, однако, и такие его центры, продукция которых ценилась по всей стране и за ее пределами. Это были прежде всего южногерманские города, где изготовляли добротные льняные и хлопчатобумажные ткани, в том числе бумазею. Они пользовались постоянным спросом не только в Италии, но и в Испании. В этих городах занимались шелкоткачеством, используя привозной сырец, достигли высокого мастерства в обработке металлов. Общеевропейской славой пользовались изделия из металла нюрнбергских ремесленников - от художественного литья и ювелирных изделий, оружия, колоколов, светильников до наперстков, ножниц, циркулей, клещей и прочего трудового инструментария. Как и в других западноевропейских странах, главной отраслью производства, поставлявшей товары на экспорт, было сукноделие. Грубые сукна изготовлялись по всей Германии для собственных нужд, обычно из местной шерсти и с использованием местных красителей. Вывозили из Германии тонкое сукно. Им особенно знаменит был Кёльн, пытавшийся соперничать даже с фламандскими сукноделами.

Во второй половине XIV в. ремесленники работали в крупных городах Германии более чем в 50 отраслях производства, и эта дифференциация позже еще возросла. В ряде отраслей - в нюрнбергской металлообработке, кёльнском сукноделии - появилась специализация по двум десяткам профессий. В результате складывалась одна из предпосылок для развития немецкого мануфактурного производства.

К середине XV в. усилились новые явления в хозяйственной и социальной жизни немецкого города. Хотя цеховой строй продолжал господствовать, явными стали симптомы его начавшегося разложения: "замыкание цеха", появление "вечных подмастерьев", нарастающая имущественная поляризация в среде цеховых ремесленников. Одновременно по преимуществу в немецком текстильном производстве и главным образом в сельских районах, где труд был дешевле и отсутствовала цеховая регламентация, начала укореняться "система раздач". Это была форма рассеянной мануфактуры, при которой купец-предприниматель, организатор расчлененного на операции процесса производства, скупал сырье оптом на дальних рынках, ссужал его работавшим на дому за плату изготовителям пряжи и изделий-полуфабрикатов, доводил изделие до полной готовности в городе у опытных специалистов-ремесленников и затем сбывал продукцию снова на дальних рынках. Основными районами, где распространялась "система раздач", стали Южная Германия, область Северного Рейна с центром в Кёльне, Саксония, которая в XV в. по сукноделию превратилась в одну из передовых земель страны.

Особое место в экономике Германии принадлежало горному делу, в котором немецкие мастера занимали ведущие позиции в Европе XIV-XV вв. Здесь также зарождались элементы раннекапиталистических отношений. Углубление шахт, удлинение штолен требовали крупных затрат на оборудование, в том числе для откачки воды и очистки воздуха. Необходимый капитал стали обеспечивать паевыми взносами состоятельных горожан, богатых монастырей, торговых фирм, получавших соразмерную долю прибыли. Феодальные владельцы недр - князья и император - нередко закладывали горные промыслы торговым фирмам, а те сдавали их на откуп предпринимателям или сами вторгались в организацию производства. Наряду с горняками, работавшими в шахтах самостоятельно, на свой страх и риск, к концу XV в. появились исчисляющиеся тысячами наемные рабочие.

Зарождение мануфактурного производства в централизованной форме происходило главным образом в бурно развивавшейся новой отрасли - книгопечатании, где важную роль играла система последовательных операций изготовления книги. К концу XV в. в немецких землях было около 60 книгопечатен, в том числе несколько крупных.

Дальнейший рост немецкой экономики и зарождение в ряде отраслей производства новых форм его организации встречали на своем пути серьезные преграды. Главными из них были неравномерность хозяйственного развития отдельных регионов и их слабая взаимосвязь друг с другом, а также во многом обусловленная этой ситуацией политическая раздробленность страны. Ее характерными проявлениями были отсутствие единой системы монет, мер и весов, небезопасность дорог и многочисленность таможенных поборов на торговых путях. На рубеже XIV-XV вв. различные монеты чеканились в Германии в 500 местах, а таможен только на Рейне было свыше 60.

В обстановке политической раздробленности страны, засилья феодального произвола, слабости императорской власти города были вынуждены сами защищать свои интересы в Германии и за ее пределами, объединяясь в союзы. Самым крупным из них в истории средневековой Европы стало северогерманское торгово-политическое "товарищество" - Ганза. Начавшись в XII в. как объединение отдельных купцов и их групп, она с конца XIII в. до середины XIV в. превратилась в союз городов и просуществовала более 500 лет, формально - до 1669 г. Ее расцвет приходится на XIV - середину XV в., когда она объединяла около 160 городов.

Целью Ганзы были активная посредническая торговля, обеспечение безопасности торговых путей, гарантии привилегий своих граждан за границей, поддержание стабильности политического строя в городах союза, где у власти стояла, как правило, богатая патрицианская верхушка. Ганза осуществляла свои задачи всеми доступными ей средствами - от дипломатических до применения против соперников или непокорных экономической блокады и военных действий. Ее ядро составляли уже упоминавшиеся города северной зоны, самыми влиятельными из них были Любек и Гамбург. Ганза господствовала в торговле между Нидерландами, Англией, Скандинавскими странами и Русью, имела свои торговые конторы, жилые дома, складские помещения в Новгороде, Стокгольме, Лондоне, Брюгге и других городах, но ее купцы бывали и в Бордо, Лиссабоне, Севилье.

Флотилии ганзейских кораблей, бравших на борт до 200-300 т груза, везли из Прибалтики, Скандинавии и русских земель преимущественно громоздкие и тяжелые товары - зерно, рыбу, соль, руду, лес, изделия из дерева, но также мед, воск, сало, меха, а в обратном направлении - западноевропейские ремесленные изделия из металла, высококачественное сукно, вина, предметы роскоши, а также пряности, проделавшие путь от самого Леванта. В отличие от торговли южногерманских городов товары собственного производства занимали в ганзейской торговле мало места.

Внешнюю и внутреннюю политику Ганзы определяли не бюргерские и тем более не плебейские слои ее городов. Плебс составлял в них свыше половины населения, но был бесправен. Власть крепко держал в руках патрициат, десятая часть городских жителей. Со второй половины XIV в. представители городов Ганзы собирались на регулярные съезды, решения которых были обязательны для всех ее членов. Подобно государству, Ганза не раз вела войны; так, с помощью Швеции и других союзников она энергично воевала с Данией, победила и по миру 1370 г. не только подтвердила привилегии своих купцов, но и получила во владение ряд крепостей на юге Скандинавского полуострова.

Каждый ганзейский город был автономен в ведении своих торговых и политических дел, но не должен был наносить ущерб всему союзу. У него не было единого управления, кассы, флота; усилия объединялись лишь для общих, выгодных всем участникам конкретных задач. В результате для той или иной торговой операции либо военных целей могли отправляться флотилии от нескольких кораблей до нескольких их десятков и даже сотен. Всего у Ганзы было около тысячи судов.

Ганза играла двойственную роль: она способствовала развитию посреднической торговли на огромной территории, но душила конкуренцию купцов других стран; она отстаивала коммунальные свободы своих членов от притязаний феодальных властителей, но и подавляла внутригородские выступления против засилья патрициата; она объединяла города Севера Германии, но и отъединяла их от интересов других частей страны.

К середине XV в. Ганза испытывает растущее давление со стороны конкурентов, получающих поддержку от своих государств, в то время как Ганза ее не имела. Голландские, затем и английские купцы теснят ганзейцев. В торговле с Новгородом ведущее положение переходит от Любека к городам Ливонии. Усиление Польши повышает значение Данцига. Сыграли свою роль и внутренние противоречия в Ганзе. Ее удельный вес в транзитной торговле снижается, но упадок союза относителен, он еще остается большой силой.

Ганза была не единственным крупным городским союзом в Германии. Во второй половине XIV в. возникают Швабский и Рейнский союзы городов, объединившиеся в 1381 г. В эту коалицию входило более 50 городов. Активизируется и рыцарство, особенно в Юго-Западной Германии, создающее ряд собственных сословных объединений, в том числе Общество щита святого Йоргена и Общество святого Вильгельма. Стремясь расширить свое влияние, рыцарские союзы вступают в борьбу с городскими. Этим воспользовались князья, которых не устраивало усиление ни рыцарей, ни городов, и в 1388 г. объединение швабских и рейнских городов было разгромлено. Попытка городов подкрепить свою роль военной силой, чтобы добиться возрастания своего политического влияния в империи, провалилась.

Немецкая деревня в XIV-XV вв. Рост товарно-денежных отношений в это время сказался на переменах не только в городе, но и в сельском хозяйстве Германии, где и крестьяне, и феодалы все больше втягивались в связи с рынком. Бурное развитие городов отозвалось в деревне рядом неблагоприятных последствий, в том числе характерными для XIV-XV вв. так называемыми "ножницами цен": высокими ценами на ремесленные изделия и низкими на сельскохозяйственные продукты, особенно на зерно. Эту ситуацию обострили эпидемия чумы конца 40-х годов XIV в., унесшая большие массы деревенского населения, войны, голодовки неурожайных лет. Результатом демографического кризиса стали обезлюдение и исчезновение многих ранее обжитых мест, сокращение пахотных площадей, наступление леса и болот на заброшенные поля. В целом в Германии исчезла почти пятая часть прежних поселений, особенно хуторов и небольших деревень. Процесс "запустении" оказался связан, однако, и с попытками внести изменения в сельское хозяйство, повысив его интенсивность, поскольку ощущалась нехватка рабочих рук. XIV-XV века стали для Германии временем максимального распространения виноградарства, возрастания удельного веса животноводства, в том числе овцеводства и стойлового разведения скота, расширения площадей под садово-ягодными и техническими культурами, из которых особенно большое внимание уделялось посевам льна и конопли.

В аграрном строе немецкой деревни XIV-XV вв. намечались две основные тенденции развития, различие которых нарастало к концу XV в. Первая из них характерна для территорий к западу от Эльбы, вторая - к востоку от нее, для ранее колонизированных земель.

Восточнее Эльбы было много свободных крестьян, обеспеченных крупными наделами еще со времен переселения и владевших двумя третями пахотной земли; остальное принадлежало главным образом рыцарям. В XIV - середине XV в. крестьянство сохраняло здесь свое более благоприятное положение, однако ситуация начала меняться, когда увеличились потребности в аграрной продукции в местных городах, а затем все больше стал расти спрос на хлеб для вывоза его за границу, преимущественно в Нидерланды. Стремясь повысить доходность своих владений, рыцарство пыталось расширить их, сгоняя крестьян с их наделов и используя на барщине в господских имениях. В XV в. это явление еще не стало массовым, однако новая тенденция обозначилась к началу XVI в. уже достаточно ясно.

Западнее Эльбы процесс перестройки вотчины пошел иначе - к частичному или полному отказу от господской запашки. Доходы сеньоров здесь складывались в основном из суммы рент, полученных за счет поземельной, судебной, личной зависимости крестьян. Части крестьянства удалось улучшить свое положение, закрепив на договорной основе объемы и сроки повинностей, но возросло и число крестьян, имевших лишь половину или четверть надела, а то и вовсе утративших его. В Северно-Западной Германии сложился значительный слой свободных зажиточных крестьян-мейеров. Феодалы сдавали им в наследственную аренду целиком или долями земли бывшего домена. Хозяйствуя на больших участках в 20-40 га пашни, мейеры платили крупные чинши и в свою очередь использовали за плату труд малоземельных коттеров, участки которых не превышали 0,1 га, и безземельных крестьян, число которых с развитием денежных отношений продолжало расти. В Юго-Западной Германии, где господствовала "чистая сеньория", преобладали мелкие крестьянские хозяйства и особенно далеко зашли имущественное расслоение и задолженность крестьян, они оказались наименее защищенными от стремления светских и духовных феодалов повысить доходы за их счет. Именно здесь раньше и в большей мере, чем в других областях Германии, началось разностороннее наступление феодалов на права крестьян: захват крестьянских общинных угодий для интенсификации своего животноводства, особенно овцеводства; стремление увеличить барщину для расширения господских посевов пользующихся спросом технических культур; пересмотр к ущербу крестьян-арендаторов условий и сроков арендных договоров; использование личных и судебных повинностей крестьян для возвращения их к состоянию всесторонней наследственной зависимости. Результатом этой феодальной реакции стало обострение противоречий в сельской местности и усиление борьбы крестьян против феодального гнета.

Политическое развитие Германии. Характерной чертой политического развития Германии XIV-XV вв. стали дальнейшие успехи князей, стремившихся не допустить усиления императорской власти, продолжить централизацию в рамках отдельных территорий. Этим целям служило и избрание князьями на королевский престол малозначительного владетеля графства Люксембург Генриха VII (1308-1313). Идя по пути, уже проложенному его предшественниками, - пути династической политики и укрепления своих родовых владений как основы для дальнейшего усиления власти короля, - он женил сына на наследнице короля Чехии, обеспечив своим потомкам обладание этой страной. С другой стороны, он обратился к старым традициям немецких государей и совершил поход в Италию, где впервые после векового перерыва был коронован в Риме императорской короной. Видя в усилении Люксембургов угрозу своим интересам, князья после смерти Генриха VII избрали на престол Людвига Баварского (1314-1347) из рода Виттельсбахов. С его именем связан последний крупный акт многовековой борьбы между империей и папством. Выступив против политических и финансовых притязаний папы Иоанна XXII в Германии, Людвиг получил поддержку широкой антипапской оппозиции, главную силу которой составляли немецкое бюргерство и часть клира. В числе главных идеологов движения были нашедшие убежище в Германии ярые противники светской власти папы Марсилий Падуанский и Вильям Оккам. Папа отлучил Людвига от церкви, тот в свою очередь объявил папу еретиком и совершил в 1327-1330 гг. поход в Италию, где короновался императорской короной. Немецкие князья, вовсе не желавшие чрезмерного усиления Людвига Баварского, воспользовались остротой борьбы и еще при жизни Людвига избрали правителем Германии представителя династии Люксембургов чешского короля Карла. Он правил империей как Карл IV (1346-1378). Именно в этот период политическая раздробленность Германии получила правовое закрепление в изданной императором "Золотой б^ле" (1356), названной К. Марксом "основным законом немецкого многовластия" * . Булла подтверждала сложившийся порядок избрания "римского короля, долженствующего стать императором". Коллегия выборщиков состояла из семи князей-курфюрстов: трех церковных (архиепископы Майнцский, Кёльнский и Трирский) и четырех светских (король Чешский, пфальцграф Рейнский, герцог Саксонский, маркграф Бранденбургский). Избрание должно было проводиться по инициативе архиепископа Майнцского во Франкфурте-на-Майне большинством голосов. При избрании "королем римским" одобрения папы не требовалось - оно признавалось необходимым только при коронации императорской короной. Этот порядок выборов действовал до 1806 г. Булла санкционировала не только старые, но и новые привилегии князей. Они закрепили свое право на высший суд, разработку горных недр, чеканку монеты, взимание таможенных пошлин. Социальная направленность буллы недвусмысленно сказалась в содержащемся в ней разрешении феодалам вести "законно объявленные" частные войны (кроме выступлений вассалов против своих сеньоров), в то время как союзы между городами были названы "заговорами" и категорически запрещены. В целом булла не столько привела к существенному усилению позиций курфюрстов, сколько зафиксировала их исторически сложившиеся привилегии, включая право избирать императора. Карл IV, однако, обеспечил буллой отстранение от участия в коллегии курфюрстов соперников своей династии - герцогов Баварии и Австрии, закрепил привилегированные позиции Чехии.

* (Архив Маркса и Энгельса. Т. VI. С. 82. )

Более чем тридцатилетнее правление Карла IV, лишь ненадолго усилившее центральную власть, заложило традиции и дальнейшей политики Люксембургской династии, уделявшей преимущественное внимание заботам о своих наследственных землях и шедшей ради этого на очередные уступки князьям и римской курии. Император Сигизмунд (1410-1437), мечтавший о великой державе под главенством Люксембургов, пытался упрочить свою власть, участвуя в восстановлении единства церкви, гонениях на еретиков, строя планы большой коалиции европейских государств против растущей турецкой опасности.

После прекращения Люксембургской династии в 1437 г. императорская корона на века перешла к Габсбургам. Фактическая наследственность династии императоров (при сохранявшемся порядке выборов) уже не представляла серьезной опасности для князей, закрепивших свои позиции. Упадок империи усиливался одновременно с кризисом другого универсалистского учреждения средневековья - папства. Особое бессилие центральной власти в Германии было характерно для более чем полувекового правления императора Фридриха III (1440-1493). Это время ознаменовалось множеством княжеских междоусобиц, сопровождавшихся грабежами городов и опустошением целых районов в сельской местности. Небывалых даже для Германии масштабов достиг разбой на дорогах ощущавших свою безнаказанность рыцарей. Попытки Фридриха III провозглашать запреты на нарушение мира и порядка оказались безрезультатными: у императора не было реальной силы, чтобы заставить выполнять свои предписания. Долгое время и во внешней политике вялого и нерешительного Фридриха III преследовали неудачи. Тевтонский орден, потерпевший поражение от Польши, оказался в вассальной зависимости от ее короля (1466), датский король присоединил к своим владениям входившие в состав империи Шлезвиг и Гольштейн (1460), Франция - числившийся за империей Прованс (1481), а венгерский король Матьяш Корвин отобрал у императора даже его родовые владения - Верхнюю и Нижнюю Австрию и Штирию. Лишь к концу правления Фридриха III положение его династии значительно окрепло. Распад Бургундского государства и династический брак сына Фридриха III - Максимилиана с Марией Бургундской принесли Габсбургам Нидерланды, а осуществленный уже после кончины старого правителя брак его внука Карла с наследницей испанских королей позволил Габсбургам стать в XVI в. самой могущественной династией в Европе.

Положение императорской и княжеской власти в Германии наложило отпечаток и на специфику развития в XIV-XV вв. немецких сословно-представительных органов. Выросшее из первоначального совета императорских вассалов собрание представителей "чинов", входивших в империю, лишь в конце XV в. получило название рейхстага. Эти имперские собрания включали представительство курфюрстов, других духовных и светских князей и господ, делегатов крупнейших имперских и вольных городов. Рыцарство, потерявшее с развитием огнестрельного оружия и наемничества былое военное значение, не имело самостоятельного корпоративного представительства, духовенство не было выделено в особую курию, а города, и без того представленные крайне неполно, обсуждали лишь вопросы, затрагивавшие их непосредственные интересы.

Рейхстаг являлся органом с совещательными правами, служившим прежде всего выяснению и максимальному согласованию мнений представленных в нем общественных групп, за которыми стояла та или иная реальная сила. Никакого специального учреждения для воплощения в жизнь решений рейхстага в Германии не было, как не было и необходимых для этих целей общеимперского суда и общеимперской казны.

Большее сходство с представительными органами других европейских стран имели ландтаги, сложившиеся в ряде княжеств собрания представителей дворянства, духовенства, княжеских городов. Действовали они, однако, еще нерегулярно. Будучи носителями региональной централизации при имперской раздробленности, князья в XIV-XV вв. заметно расширили и упорядочили органы территориального управления, организацию финансового дела, административное деление княжеств на округа, усовершенствовали территориальное законодательство. Княжеские резиденции постепенно становятся столицами: таковы Мюнхен в Баварии, Штуттгарт в Вюртемберге, Гейдельберг в Пфальце.

Оппозиционные движения в городах. Оппозиционные движения XIV-XV вв. особой остротой отличались в городах. Главным содержанием наиболее ярких вспышек внутригородской борьбы этого периода были выступления горожан против засилья патрициата. Цехи победили в Кёльне, Аугсбурге и ряде других городов, но, как правило, потерпели поражение там, где ведущую роль в городской экономике играло не ремесленное производство, а торговля на экспорт, обеспечивавшая силу купечества. Так произошло в ганзейских городах.

Оппозиционные настроения немецкого бюргерства по отношению к католической церкви, ее учению и учреждениям нашли выражение не только в поддержке Людвига Баварского в пору его конфликта с папством, но и в распространении учений крупнейших немецких мистиков XIV в. - Эккарта, Таулера и Сузе и их последователей. Основной идеей мистиков было утверждение возможности слияния с богом человеческой души, содержащей "искорку" божественной природы. Опасность этого учения для церкви состояла в том, что мистики переносили главный акцент в трактовке отношения человека к богу с внешних форм католического культа на выработку индивидуальной внутренней религиозности, а тем самым на повышение самостоятельной роли индивида. Под воздействием мистики в Нидерландах, а в XV в. - в городской среде Германии и других стран распространилось движение "нового благочестия". Его участники, "братья общей жизни", критиковали нравственный упадок клира и бесплодность схоластики для практической морали, усматривали проявление подлинного благочестия и высокой нравственности не в уходе в монастырь, а в каждодневной добросовестной мирской деятельности, заботились о помощи больным, развитии системы городских школ, переписке книг, а позже - о книгопечатании.

Одним из наиболее ярких проявлений оппозиционности прогрессивных слоев бюргерства, возмущенных основанными на произволе князей порядками в Германии, стал самый популярный в XV - начале XVI в. политический памфлет "Реформация императора Сигизмунда" (1439). В нем содержались требования провести коренные преобразования церковного и светского строя. Речь шла о запрете феодальных войн, подчинении своеволия князей твердому контролю городов, на основе которого Германия должна была пойти по пути централизованного государства. Намечалось создание единого судопроизводства, единой монетной системы, единообразия таможенных сборов. Задачи церкви усматривались в поддержке светской власти, которой она должна была подчиняться. Намечалось сокращение количества монахов и отстранение их от светских дел. Ради улучшения ремесла и торговли анонимный автор требовал упразднить цеховые ограничения и владеющие крупными капиталами торгово-ростовщические компании, которые обвинялись в насаждении "монополий". К числу наиболее важных требований памфлета, утверждавшего необходимость для проведения реформ активных действий "простых", "малых" людей, относились предложения о возврате захваченных феодалами общинных угодий, упразднении ряда повинностей и отмене наследственной личной зависимости крестьян. Проведение реформ следовало, по мнению автора, доверить только светским лицам.

Крестьянские движения в XIV-XV вв. Острые противоречия социально-политической жизни немецкого общества этого времени обусловили многообразие крестьянских выступлений. В 1336- 1339 гг. в Юго-Западной Германии и ряде других районов произошли вспышки движения армледеров (от названия кожаных наручей, разновидности оборонительного снаряжения крестьян). Оно было направлено против городских ростовщиков, но не вылилось в широкую антифеодальную борьбу.

Начало XV в. было ознаменовано распространением среди немецких крестьян методов антифеодальной борьбы "на швейцарский лад", т. е. вооруженной борьбы, навеянной надеждами на возможность создания собственного, состоящего из свободных крестьян, государственного объединения. В 1401-1411 Гг. крестьяне непосредственно граничившей с Швейцарским союзом области Аппенцелль вели военные действия против местного аббата, поддержанного феодалами Австрии и Вюртемберга, и добились включения в Швейцарский союз, освободившись от господства Габсбургов.

С 1439 по 1445 г. крестьянские отряды вели партизанские действия против вторгшихся в пору Столетней войны из Франции в Юго-Западную Германию разноплеменных конных отрядов наемников - арманьяков (см. гл. 9). Грабежи и бесчинства чужеземных захватчиков вызвали всеобщее возмущение, и группы крестьян по 30-40 человек, устраивая засады, неожиданно нападая на арманьяков на дорогах, лишая их регулярного снабжения, довели 50-тысячное войско до голода, постоянного страха, распада на мародерствующие группы и в конце концов вынудили их убраться из Германии. Именно в эту пору в борьбе с арманьяками крестьянами было впервые поднято знамя с изображением богородицы и крестьянского башмака с длинными шнурами. "Башмак" стал символом самостоятельных действий крестьян. Они начали постоянно обращаться к нему в своей дальнейшей антифеодальной борьбе, в том числе в 1460 г., когда под знаменем "Башмака" восстали крестьяне земли Гегау в Юго-Западной Германии.