Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Ничто не вызывает такой интерес, как материализация мыслей.

Вы никогда не задумывались над этим? Не лукавьте! Каждый размышлял над проблемой: «как изменить жизнь силой мысли».

У людей разное мнение на этот счет.

Кто-то считает, что материализация мыслей – это полная ерунда, выдумки тех, у кого слишком сильно разыгралось воображение.

А кто-то до фанатизма верит в это и даже использует для материализации задуманного разные магические обряды и действия.

В данной статье я рассмотрю явление материализации мыслей. А в следующей публикации мы поговорим о том, как можно использовать эффект материализации для улучшения качества своей жизни, а также о трудностях, которые стоят на этом пути.

А пока давайте разберемся: действительно ли мысли материализуются.

Что на этот счет думают психологи? Они почти все в один голос говорят: «Да, материализуется!». Правда, потом расходятся в объяснении психологических механизмов этого явления.

Тем не менее, даже для человека, далекого от научной психологии, вполне очевидно, что определенная часть нашей жизни – это результат самореализации наших собственных пророчеств, предсказаний, ожиданий, мыслей и чувств. Объясню, как происходит …

Материализация мыслей

на типичном примере

«После их свадьбы прошло 1,5 года, и С. стала подозревать мужа в неверности. Сначала это были всего лишь мимолетные мысли, но постепенно они становились все сильнее и сильнее. При этом С. сознавала, что все эти мысли не имеют ничего общего с реальностью – муж верен ей и не позволяет себе даже флиртовать с другими женщинами. Просто такой уж у нее характер. Но время шло, и необоснованный страх не отпускал.

Решив, что дыма без огня не бывает, она стала внимательно наблюдать за супругом. Что-то часто он задерживается на работе? Почему во время телефонного разговора уходит на балкон или в другую комнату?

Тут она стала чувствовать, что ее опасения не напрасны. Что-то есть! Начинается пристальное изучение телефона мужа, звонки на работу, его друзьям и приятелям с целью установления того, где и с кем он проводит время.

Учащаются жесткие расспросы на предмет частых задержек на работе. Аргументы мужа, что он упорно работает на благо семьи, пропускаются мимо ушей и расцениваются как банальные отговорки.

И хотя никаких доказательств не находится (а их и быть не может, ибо нет и факта измены), подозрительность С. нарастает. Отношения между супругами постепенно охладевают, а потом начинают стремительно портиться. Муж вдруг перестает быть внимательным, из отношений уходят романтика и нежность. Участившиеся скандалы не только не исправляют ситуации, но ухудшают ее и усиливают убежденность С. в неверности супруга ».

Вы, наверное, уже догадались, чем закончилась эта история. Вскоре знакомые С. передали ей, что видели ее мужа с другой. И действительно, через неделю она застала его с любовницей.

Эта история одной из моих клиенток (публикуется с ее согласия). Это вполне типичная история, в ней нет ничего нового.

Она хорошо демонстрирует, как изначально ложное убеждение жены в неверности мужа становится истинным, реализовавшись в реальности через ее действия и поведение.

Спустя время, когда эмоциональная буря улеглась, и С. смогла более критично оценить ситуацию, когда, наконец, наладились отношения с мужем, она осознала, что его неверность – это результат ее собственных пророчеств. Не пойди она на поводу своей подозрительности и , муж даже не помыслил бы посмотреть на другую. Ложная мысль создает истинную ситуацию.

В психологии это называется

или самоисполняющееся пророчество. Суть его проста: у человека есть ложное, то есть несоответствующее реальному положению дел убеждение (например, я отношусь к своему ученику с пренебрежением, полагая, что из него не выйдет ничего путного).

Это убеждение настолько устойчивое и сильное, что вызывает соответствующее ему поведение и действия (я мало уделяю времени этому ученику, практически не занимаюсь его развитием, а он это видит и неосознанно принимает роль и образ мысли отстающего).

В конечном итоге, мое изначально ложное убеждение становится истинным – мой ученик превращается в двоечника.

Эффект Пигмалиона известен давно.

Назван он в честь героя древнегреческих мифов, скульптора Пигмалиона. Он создал статую прекрасной женщины, наделив ее достоинствами, с которыми не могла сравниться ни одна из земных женщин. Он дни и ночи проводил у себя в мастерской, совершенствуя свое творение, обращаясь с ним как с живым человеком и, в конце концов, влюбился в него.

Однажды, влюбленный скульптор попросил богиню Афродиту дать ему жену, столь же прекрасную, что и созданная им статуя. Но она, подумав, оживила его творение. И из мастерской скульптора ему навстречу вышла та, которую Пигмалион видел только в своих фантазиях и сновидениях. Так он получил все, что соответствовало его ожиданиям.

К сожалению, не всем так везет, как Пигмалиону. В большинстве случаев в жизни людей реализуются негативные пророчества и ожидания: если в голове засела мысль, что «все будет плохо и ничего не получится», то это действительно произойдет.

Кроме того, эффект самосбывающегося пророчества усиливается эффектом подтверждения реальностью , когда ранее ложные ожидания человека доказываются реализацией пророчества. Это еще более подкрепляет убеждение человека, запуская тем самым порочный круг. «Вот видите, я же был прав!» — всякий раз говорит такой человек.

Другие примеры

самосбывающегося пророчества

Эффект Пигмалиона имеет альтернативное название «Эффект Розенталя».

Роберт Розенталь очень долго изучал самоисполняющиеся пророчества. В частности, был проведен следующий эксперимент.

В одной из школ, где Розенталь исследовал IQ учащихся, было отобрано несколько учеников и объявлено, что у них очень высокие умственные способности, но пока они не проявились, нужно немного подождать. За выбранными учениками в действительности не замечалось ничего выдающегося, это были совсем обычные дети. Но к концу учебного года они и впрямь показывали очень высокие результаты в учебе.

Каково же было всеобщее удивление, когда Розенталь раскрыл секрет эксперимента: эти дети были выбраны им совершенно случайно из множества других, никаких проверок их умственных способностей не проводилось, он попросту соврал об этом!

Что же произошло? Учителя, убежденные в наличии высоких умственных способностей у выбранных детей, неосознанно передали им свои ожидания и стали относится к ним, как к одаренным детям. А те, в свою очередь, приняли роли одаренных детей и стали вести себя как преуспевающие ученики.

Другой эксперимент был проведен Ребеккой Кёртис и Ким Миллер.

Незнакомых друг с другом студентов разбили на пары. Половине студентов из каждой пары тайно сообщили, что они якобы нравятся своим партнёрам, а другой половине сказали, что партнеры испытывают к ним антипатию.

Затем пары встречались и общались друг с другом. Как и ожидалось экспериментаторами, те студенты, которые полагали, что нравятся своему партнеру, вели себя соответствующим образом: были корректными и обходительными, выражали больше согласия по обсуждаемым темам. Те же, кто полагал, что не нравится своему партнеру, проявляли больше напряженности, были более закрытыми и отчужденными.

Кроме того, те, кто считал, что нравятся своему партнеру, действительно нравились ему больше, чем те, что были убеждены в антипатии другого.

Итак, эксперименты хорошо показывают, как изначально ложное убеждение становится истинным, т.е. соответствующим реальности, если человек верит в него и соответствующим образом выстраивает свое поведение. Именно так и материализуются мысли.

Вот скажите, как, будет вести себя ваш новый коллега, если он искренне полагает, что в , все люди относятся к нему с подозрением и не хотят общаться?

Скорее всего, он будет себя вести в соответствии со своей установкой: он будет замкнутым и отстраненным. Как начнут к нему относиться окружающие? Правильно, с подозрением, и будут общаться с ним только в крайнем случае.

То, как мы воспринимаем мир, самих себя и других людей, в конце концов, реализуется в нашем поведении и в отношениях окружающих, что, в свою очередь, подтверждает многие наши восприятия, убеждения, мысли и опасения, хотя изначально они могут быть совершенно не верными.

Как уже говорилось в самом начале, в данной статье я рассмотрел только сам эффект Пигмалиона и связанную с ним материализацию мыслей. В следующей статье мы поговорим о том, как можно использовать данный эффект для улучшения качества своей жизни, а также о трудностях, которые стоят на этом пути.

Дело в том, что если сам по себе психологический механизм самосбывающегося пророчества достаточно прост для понимания, то управление этим эффектом имеет свои трудности.

Казалось бы, если хочешь улучшить качество жизни и , то достаточно изменить негативные мысли и убеждения на позитивные, и тогда жизнь преобразиться, ведь материализуются твои самые сокровенные мечты и желания. Но не все так просто.

Загвоздка как раз в смене негативного мышления на позитивное. Очень сложно избавиться от отрицательных мыслей и убеждений, от страхов и неуверенности. Даже если и удается их изгнать из сознания, они продолжают воздействовать на нас так, что мы совсем не осознаем этого.

Но есть психологические техники, позволяющие разобраться с этой проблемой. С ними вы можете познакомиться в статье:

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Розенталя" в других словарях:

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Эффект Розенталя - (Rosenthal effect) общие данные о том, что результаты любого эксперимента часто подтверждают ожидания экспериментатора … Общая психология: глоссарий

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия

    Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление… … Википедия

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… … Большая психологическая энциклопедия

    - (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле … Википедия

» Эффект Пигмалиона

Управление персоналом
Словарь-справочник

Эффект Пигмалиона

Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Существование эффекта Пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа «менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями персонала, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот феномен более ярко проявляется в мужских коллективах (в частности, в армии), нежели в женских, и чрезвычайно присущ тем работникам, с которыми не только менеджмент не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

Эффект Пигмалиона или феномен самоподтверждающегося пророчества – это явление довольно частое в обыденной жизни и глубоко изучаемое в психологии, в политике и педагогике. Возникает простой вопрос: так в чем же состоит так называемый эффект Пигмалиона, какова его суть и почему он рассматривается в психологии? Заключается данный феномен в том, что человек, твердо уверенный в правдивости той или иной информации, начинает бессознательно подстраиваться под ситуацию, тем самым, давая этой информации реальное подтверждение, то есть производя цепочку бессознательных действий, которые направлены на достижение конкретного осознаваемого результата. Если объяснять совсем уже просто, то суть эффекта заключается в том, что, как говориться, что хочешь – то и получишь.

Впервые термин эффект Пигмалиона ввел американский психолог Роберт Розенталь. Именно поэтому иногда в психологии данный феномен называют не эффект Розенталя или эффект Пигмалиона, хотя по сути это, как можно видеть, одно и тоже определение.
Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона довольно широко применяется сегодня не только в психологии; его можно с успехом обнаружить как в политике и управлении, так и в педагогике.

Эффект Пигмалиона: позитивное общение

Известно, что самореализующееся пророчество может легко привести к возникновению симпатии или антипатии. Исследователи Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Розенталя и провели следующий эксперимент. Группу студентов обычного американского колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой образовавшейся паре, выбранный совершенно случайно, получал специальную конфиденциальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым наоборот - что не нравятся.
Эффект Пигмалиона в педагогике, как и ожидалось, сработал совершенно четко. Парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали американские исследователи, те студенты, которые ранее считали, что нравятся своему партнеру, вели себя сами гораздо приятнее по отношению к партнёру.
Эффект Пигмалиона проявился в педагогике и в психологии так, что студенты были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те из студентов, кто считал, что они нравятся своему партнеру, действительно в реальности нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним наоборот антипатию. То есть исследуемые партнёры проявляли четкую тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона, истоки

По легенде, мифологический царь Кипра Пигмалион, который так же являлся и скульптором, создал статую девушки необычайно красоты и назвал он ее Галатеей. Пигмалион был так восхищен результатом своей работы, что часами проводил время наедине с этой статуей и постепенно в нее влюблялся. Не в силах больше сдерживать своих чувств, он обратился к Афродите с просьбой оживить красавицу и позволить им быть вместе. Богиня любви не смогла отказать Пигмалиону, и, придя домой, он увидел, что его возлюбленная наконец ожила, превратилась из камня в настоящую, живую девушку. Галатея оказалась точно такой, какой он себе ее представлял, в ней воплощались все его желания, все, что он хотел видеть в девушке. Так, огромное желание Пигмалиона получить то, чего он так страстно хочет, помогло ему осуществить его мечту.

Эффект Пигмалиона: примеры

Американские исследователи провели эксперимент, участниками которого стали ученики обычной школы. Их разделили на две группы и сообщили преподавателям, что в группе №1 ученики с повышенными интеллектуальными возможностями, а в группе №2 – не особо выдающиеся ученики. Надо сказать, что деление происходило наобум, никаких тестов на уровень интеллектуального развития не проводилось. Через энное количество времени исследователи снова нагрянули в школу и с интересом обнаружили, что те дети, которые были в группе учеников с повышенным IQ действительно стали показывать высокие результаты, а дети в группе учеников с не выдающимися способностями стали учиться хуже. В данном эксперименте имел место быть как раз эффект самоподтверждающегося пророчества. Учителя, доверяя мнению экспертов, поверили в способности учеников из группы №1, стали уделять им больше внимания, а ученики, в свою очередь, видя и чувствуя такое отношения от преподавателя стали трудиться усерднее. Ученики же из группы №2, чувствуя, что преподаватели не возлагают на них особых надежд, опустили руки и их успеваемость ухудшилась.

Аналогичная ситуация происходит и в повседневной жизни. Возьмем в пример такую ситуацию: муж подозревает жену в измене. Он начинает следить за каждым ее действием, все ему кажется подозрительным. Жена, взяв телефон, уходит на кухню, иногда задерживается на работе, сбивчиво отвечает на расспросы мужа о том, что она сегодня делала… Объяснить эту ситуацию довольно просто. Муж стал обращать излишне много внимания на мелочи, которых раньше не замечал, а жена, почуяв странное поведение мужа, не знает, как себя вести. На лицо эффект Пигмалиона – муж, поверив своим догадкам, начинает додумывать реальность.

Очень часто бывает, что человек, уверенный в том, что «дело гиблое», и он не добьется успеха в чем-либо, как раз и провоцирует это, просто потому что опустил руки. На лицо опять же эффект Пигмалиона. Однако, данный эффект самоподтверждающегося пророчества очень легко можно обернуть в свою пользу, вынести положительное из этого феномена. Относясь к людям так, как будто они могут достичь всего желаемого, ожидая от них только лучшего, возможно зарядить их этим позитивом, что, в свою очередь, позволит им поверить в свои силы и добиться желаемого. Таким образом, теперь вы знаете, в чем состоит эффект Розенталя или, как чаще о нем говорят в психологии и политике, эффект Пигмалиона.