Дарвина, написанного еще в 1859 году, распродавались в считаные дни, а споры о путях эволюции и возможностях на нее повлиять не утихали ни на минуту. За несколько десятилетий, что ученые интенсивно исследовали эволюционный подход, появилось много направлений в биологии, некоторые из которых предлагали активное воздействие на ход эволюции человека.

Евгеника - что такое?

На протяжении всей своей истории человечество использовало селекцию для того, чтобы повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных. Таким образом, история евгеники имеет свои корни в самом желании человека максимально повышать производительность не только животных, но и своего собственного вида.

Отдельной дисциплины, занимающейся научной этикой в XlX веке еще не существовало, поэтому роль главного ограничителя и препятствия на пути улучшения человеческого вида взяла на себя церковь, которая активно критиковала всякие попытки вмешаться в устройство божественного творения.

Таким образом, идеи евгеники состоят в том, чтобы путем целенаправленного отбора произвести улучшение человеческого вида, осуществляя контроль над деторождением и брачными союзами.

Популярность и сомнительная репутация

В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.

Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.

В первую очередь евгеника - изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.

Вернувшаяся евгеника

Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как "благороднорожденный". Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд "Исследование человеческих способностей и их развитие".

Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.

С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.

Евгеника как наука. Основные положения

В 1907 году в Британии было создано Общество Гальтона, в котором занимались разработкой положений новой науки и поиском инструментов для применения их на практике. В США аналогичное общество появилось в 1921 году и получило название Американского Евгенического Общества.

История евгеники неразрывно связана с понятием социального дарвинизма, который основан на том, что только определенные классы и сословия, а также люди с некоторыми антропологическими признаками достойны продолжить свой род.

Этика евгеники основывается на том, что люди не рождаются равными, только самые достойные вправе контролировать ход эволюции человека, вмешиваясь в репродуктивный процесс. Таким образом, евгеника - изучающая селекцию человека.

Критика современников

Несмотря на победное шествие новой науки по университетам и правительственным кабинетам, далеко не все интеллектуалы поддерживали ее методы. Убежденными противниками евгенических методов были писатель Честертон, американский социолог Лестер Уорд, а также биологи Фишер и Холдейн, которые выразили сомнение в том, что стерилизация "дефективных" может привести к исчезновению из человеческой популяции нежелательных признаков.

Самый многочисленный и мощный лагерь последовательных противников принудительной стерилизации и искусственной селекции состоял из представителей религиозных организаций. Несмотря на то что на первых порах некоторые религиозные деятели с интересом отнеслись к новой науке, уже после 1930 года поддержка прекратилась. Так как против применения евгенических законов высказался папа Пий Xl, который ясно заявил, что светские власти не имеют права распоряжаться телами своих подданных.

Нацизм и понижение уровня исследований

Репутационные проблемы у евгеники как науки начались в 1930 годах, когда нацистский генетик Эрнст Рудин взялся использовать ее для оправдания преступлений Третьего рейха. К тому моменту уже было примерно понятно, как работает естественный отбор и евгеника. Что такое нацистская медицина станет понятно немного позже, но эта связь бесповоротно испортит репутацию евгенической науке.

Ближе к концу Второй мировой войны репутация евгеники была окончательно испорчена. Замечательно иллюстрацией к эволюции взглядов на методы искусственной селекции служит история Герберта Уэллса, которой из последовательного сторонника принудительной стерилизации превратился за тридцать лет в убежденного борца за права человека. В том числе он утверждал, что никто не имеет права калечить человека, каким бы тяжелым ни было его заболевание, но, напротив, общество должно брать на себя заботу о нем. Но, несмотря на сопротивление некоторых представителей общественности, в Швеции, например, принудительная кастрация "неполноценных" осуществлялась до 1976 года.

Возрождение интереса

После разоблачения преступлений нацистской Германии, вдохновленных евгеническими исследованиями, репутация науки была, казалось, окончательно испорчена. Однако после долгого забвения интерес к экспериментам вновь вернулся и теоретическим исследованиям над геномом вновь возродился, но уже в виде респектабельной генетики.

Оплотом новой евгенической революции стали США, где существует достаточное количество высокотехнологичных исследовательских центров, занимающихся генетической инженерией, клонированием и пренатальной диагностикой, занимающей особое место в данном научном направлении. Так идеи евгеники нашли свое продолжение в генной инженерии.

В 2003 году Таня Симончелли, работавшая на тот момент помощником директора по криминологии при правительстве США, заявила, что пренатационная генетическая диагностика открывает новую эру евгеники, которая, в отличие от нацистской, должна не служить человеконенавистнической идеологии, а отвечать спросу рядового населения.

Реабилитация учения

Британский эволюционный биолог заявил в своей газетной статье в 2006 году, что евгеника - наука будущего. Он также заявил, что из-за того, что науку в своих интересах использовали нацистские лидеры, на ней лежит тень, препятствовавшая на протяжении нескольких десятилетий проведению объективных исследований в этой области.

Исследователь добавил, что, по его мнению, подобный подход мало чем отличается от селекции в сельском хозяйстве. Разумеется, в своем оправдании евгенического подхода ученый основывается на том, что со времен Третьего Рейха этика науки не стояла на месте и сможет дать ответ на многие сложные вопросы и помочь найти решение в неоднозначных ситуациях.

Однако подход Докинза существенно отличается от его предшественников. Он не столько предлагает влиять на результат беременности и заниматься искусственным отбором, сколько настаивает на том, что евгеника поможет человеку больше узнать о самом себе. Например, после прохождения генетических тестов родители не станут тратить время на обучение ребенка музыке, если тесты не покажут соответствующих способностей. Предполагается, что подобные тесты помогут улучшить достижения в спорте, если люди будут знать свои сильные и слабые стороны. По мнению Докинза, решением многих проблем современного мира может стать генетика и евгеника.

Предлагает вспомнить Международный комитет по биоэтике, члены которого считают, что такой подход открывает дорогу дискриминации и стигматизации и ставит под сомнение идею всеобщего равенства людей.

Несмотря на то что современные сторонники евгеники всячески избегают сравнения с практиками двадцатого века, используя слова "репродуктивная генетика" и "зародышевый выбор", фактически все эти исследования являются частью селекции человека.

Одна из наиболее распространенных сегодня медицинских процедур - пренатальный скрининг - тоже может рассматриваться как форма реализации евгенического подхода. С медицинской точки зрения, такой скрининг может предупредить рождение ребенка с серьезными генетическими отклонениями и наследственными заболеваниями.

Современная евгеника: проблемы с эффективностью

Впервые о сложностях с реализацией генетического отбора способами евгеники заявил в 1915 году который считал, что личностные характеристики не могут передаваться по наследству он, например, сомневался, что склонность к насилию и преступности может передаваться от родителей детям и указывал на то, что наследование происходит социальным путем через воспитание, а не через геном.

Кроме того, он привел результаты наблюдений за мухами, которые свидетельствовали о том, что негативные факторы - такие как лишние пары глаз или лап - появляются у дрозофил не только в результате наследования, но и как следствие мутаций.

Однако сегодня наука евгеника опирается на более совершенные технологии. Например, тесты, которые семейные пары проходят, прежде чем зачать ребенка, позволяют определить, существует ли риск рождения ребенка с генетическими отклонениями и, соответственно, отказаться от рождения в таком случае. Но и про этот высокотехнологичный тест нельзя сказать, что он дает стопроцентную защиту от ошибки: известны случаи, когда пары, решившие все же зачать ребенка несмотря на отрицательный результат тестирования, рождали здоровых детей.

Потеря генетического разнообразия

Специалисты по генетике и эволюционной биологии бьют тревогу из-за того, что чрезмерная увлеченность селективной политикой может привести деградации человеческой популяции подобно тому, как деградируют популяции, проживающие в очень маленьких ареалах или на островах.

Эдвард Миллер настаивает на том, что любому поколению надо дать возможность внести свой маленький вклад в эволюционное развитие вида и указывает на то, что даже явления, которые могут казаться нам отрицательными, в конечном счете имеют огромное значение для биологического развития.

Оппозиция к евгенике

Большинство противников евгеники указывают на то, что какими бы благими ни были намерения исследователей, в конечном счете все это приведет к действиями противоречащим этике. К таким действиям противники евгеники относят принудительную стерилизацию, генетическую дискриминацию, сегрегацию и, возможно, геноцид.

В свое основополагающей статье об эволюции Лори Эндрюс утверждает, что злоупотребление возможностью вмешиваться в ход эволюции приведет к появлению так называемого постчеловека, который может отличаться от современного непредсказуемым набором качеств. Кроме того, он рекомендует не вмешиваться в такие фундаментальные процессы, как старение и продолжительность жизни, которыми как раз и заинтересована евгеника.

Что такое человеческая жизнь? Каков ее смысл и может ли человек брать на себя роль творца? Этими вопросами задаются многочисленные специалисты по биоэтике. Ответов на данный момент существует множество, но все они не кажутся убедительными, а это значит, что над решением этических задач будет биться не одно поколение биологов, этиков, философов и богословов. Проблемы евгеники достойны того, чтобы им уделяли самое пристальное внимание.

ЕВГЕНИКА (от греч. ей - хорошо и ge-nos - род), по определению ее основателя Гальтона - «дисциплина, изучающая, какие факторы улучшают и какие ухудшают врожденные качества расы». В основе Е. лежит изучение законов наследственности, генетики (см.) человека. Нек-рая часть евге-нистов противополагает евгенику науке об улучшении окружающих условий (евфени-ка, см.). Но при правильном биологическом отношении к вопросу такое противоположение является недопустимым. В современной биологии различают два фактора, конструирующие живой организм (фенотип): сложную систему сил, образовавшуюся в результате долгих веков постепенного развития организма и закрепленную в виде наследственных потенций (генотип), и систему окружающей среды, из которой организм получает материал для своего индивидуального развития и существования. По сравнению В. Штерна «наследственные силы есть лишь источник света определенного характера и силы; через ряд препятствий - особенностей внешней среды,-уклоняясь, концентрируясь и рассеиваясь, преломляясь вследствие встречи с ними, проходит луч от этого источника, прежде чем образовать реальную личность». Е. - наука о наилучшем выявлении положительных наследственных признаков - будет успешно осуществляться в жизни только тогда, «когда все индивидуумы будут находиться в одинаково благоприятных условиях для проявления этих сил» (Wallace), когда этому проявлению не мешают голод, нужда, плохие жилища, подневольный труд, переутомление. При плохих условиях «гиб- лечения невритов. В случае травматической этиологии особенно рекомендуется иодо-ио-но-гальванизация. От применения последней получаются очень удовлетворительные результаты при лечении акушерских параличей даже в самом раннем детстве (у детей 1-2 мес). При ранениях необходимо ставить вопрос о показаниях к оперативному вмешательству и сроке хир. помощи. При консервативном лечении паралича Дюшен-Эрба (тепло, свет, электролечение, массаж) важно правильно оценивать сроки ожидаемого выздоровления, прежде чем давать заключение о невосстановимости функции или необходимости операции. Лит.: Даркшевич Л., Курс нервных болез ней, т. II, ч. 1, стр. 111-121, М.-Л., 1925; Милиция В., Лечение акушерских параличей иод-ионизацией- в раннем детском возрасте, Нов. хир. арх., т. X, кн. 4, № 40, 1926; Муратов В., Руководство к изучению болезней нервной системы, вып. 1, стр. 142-148, Москва, 1917; Cassirer A., Die Duchenne-Erbsche kombinierte Schulterarmlahmung (H. Oppenheim, Lehrbucl) der Nervenkrankheiten, B.I,В., 1923); FordFr.,Crothers B. a. Putnam M., Birth injuries of the central nervous system, Baltimore, 1927; Stransky E., t)ber d. Entbin-dungslahmungen der oberen Extremitat beim Kinde, Zentralblatt f. d. Grenzgebiete d. Medizin u. Chirur-gie, B. V, 1902.В. Хорошко. нут таланты». Первым и предварительным условием всякой Е. является постановка масс населения в такие условия, при к-рых вследствие неблагоприятных экономических и соц. условий не могли бы погибать положительные задатки, а наоборот,-всем людям представлялась бы возможность развития способностей. Таким образом забота об улучшении внешних условий не только не противоречит евгенике, но является важнейшим условием проведения в жизнь принципов евгеники. Е.-наука не только биологическая, но и социальная; она не только изучает генетику человека, но стремится также улучшить его наследственные особенности. С евгеникой тесно связано понимание того, что есть лучшее, чтб «ценно». Ясно, что разные социальные эпохи, разные классовые установки дадут и разное понимание «ценности». В рамках капиталистического общества ценными считаются особенности господствующего класса капиталистов, и задача Е. в таком случае состоит в создании расы властителей и расы рабов. Ясно, что с точки зрения социалистического общества такое направление Е. является реакционным и что Е., проводимая при диктатуре рабочего класса, должна преследовать иные цели. Задача Е. в социалистическом обществе будет состоять в обеспечении народного хозяйства самым разнообразным человеческим материалом, в учете всего генотипического запаса (генофонда) страны и в наилучшем использовании всех творческих способностей населения. В современной Е. существует также и два биол. направления. Из них одно стремится к восстановлению «чистой» идеальной расы (Stammrasse), к культивированию «высокого, с большим черепом, с фронтальной долихоцефалией и светлой пигментацией» человека, т. е. человека чистой североевропейской расы (белокурого, голубоглазого), к-рый «есть единственный совершенный представитель человеческого рода и высший продукт человеческого развития» (Гобино, Вольтман, Чемберлен, Мадиссон-Грант, Гюнтер и др.). Другое направление имеет целью поддержание и развитие всех положительных вариаций человеческого рода и закрепление среди исторически сложившихся смешанных рас признаков всех наиболее одаренных в разных отношениях родов. Ясно, что из этих биол. направлений первое с его стремлением к «сверхчеловеку» (а по существу идеализирующее тип империалиста-колонизатора) является явно реакционным и насквозь буржуазным. Между тем Е. капиталистических стран идет именно по этому первому пути. Почти, все видные евгенисты Америки, Германии, Англии (Ленц, Грубер, Шальмейер, Рюдин, Грант, Гальтон и др.) в той или иной степени являются сторонниками реакционнейшей теории об обусловленности классового деления общества естественным отбором. Высшие по имущественному положению классы соответствуют высшим биол. типам человечества, отобравшимся в командующую верхушку благодаря положительным, наследственно закрепляемым качествам: уму, одаренности, энергии и т. п. Именно это реакционное направление виднейших представителей Е. ведет к конфликту между Е. и соц. гигиеной. Реакционные евгенисты выдвигают на первый план устранение всего, что препятствует естественному отбору в человеческом обществе, и высказываются против соц.-гиг. мероприятий (охрана материнства и младенчества, борьба с tbc и даже с острыми инфекциями) как контраселекции и выдвигают вместо социальной гигиены с е-лективную гигиену, гигиену для избранных, для генотипически благонадежных групп и следовательно для имущих слоев (высшее и среднее чиновничество, зажиточное крестьянство и т. д.). В действительности необходимость Е. вытекает не из реакционных стремлений к «сверхчеловеку», а основана между прочим на том, что эконо-мич. условия настоящей эпохи, требуя плановости в использовании всех материальных и интелектуальных ресурсов, требуют в то же время рационализации в размножении человечества, рационального использования всех способностей населения. И здесь Октябрьская революция совершила величайший переворот, расширив для отбора человеческое поле: она впервые вовлекла в культурное творчество широчайшие пролетарские и крестьянские массы и создала возможность отбора не только из «верхних десяти тысяч», но и из «нижних миллионов», возможность действительного использования ценного генотипического запаса в с е-г о населения. Е. как наука возникла в 1904 г., когда Гальтон впервые б. или м. точно формулировал ее основные научные положения в докладе Лондонскому социологическому обществу под заглавием: «Евгеника, ее опре- деление, задачи и цели». Но, как всякая жизненная идея, мысль об улучшении потомства, евгеника существовала с древнейших времен: в Спарте все дети, родившиеся слабыми, уничтожались; Семирамида приказала кастрировать всех слабых и больных мужчин; у многих диких племен перед женитьбой требовался искус в храбрости и выносливости; Платон мечтал о контроле государства над деторождением, позже о том же мечтал и монах-еретик Кампанелла и утопист-социалист Томас Mop (Thomas More, Morus). Однако, научное развитие евгеники стало возможным лишь в связи с научным изучением наследственности. Основанная Гальтоном и развитая Пирсоном статистическая (биометрическая) школа изучения наследственности думала найти ее законы, исходя из изучения средних величин и вариаций признаков в населении, но генетика стала бурно развиваться лишь с применением законов Менделя и учения Иогаисе-на о чистых линиях; вместе с генетикой крепло и евгеническое движение. Главнейшей научной задачей современной Е. является изучение наследственности человека. Для этой цели в наст. время основан ряд научно-исследовательск. ин-тов: Евгеническая лаборатория в Лондоне, основанная Гальтоном (Francis Galton Laboratory for National Eugenics), специальное отделение (Eugenics record office) при Department of Genetics Института Карнеги (Лонг-Айланд в штате Нью Иорк; директор Ч. Девенпорт), Шведский государственный ин-т расовой биологии в Упсале (Statens Institut for Rasbiologi; директор Б. Лундборг) и наконец основанный в 1927 г. в Берлине Исследовательский ин-т антропологии, наследственности человека и евгеники, во главе к-рого стоит Э. Фишер. В РСФСР при Ин-те экспериментальной биологии НКЗдрава (директор П. К. Кольцов) имеется евгеническое отделение, при Академии наук СССР с 1921 г. имеется Бюро по генетике и евгенике (Ю. А. Филипчеыко), в Киеве А. А. Крон-товским организовано Бюро по изучению наследственности человека. Кроме того изучение наследственности человека и Е. ведется большим числом биол. и клин, лабораторий как в Америке (Джонсон, Перл, Стоккард, Кастль и др.) и Европе (Ленц, Зоммер, Рюдин, Гофман, Бауер и др.), так и в СССР (Бунак, Давиденков, Авербах, Юдин и др.). Изучается наследственность человека, в виду невозможности эксперимента, путем собирания генеалогических семейных таблиц (см. Генеалогия). За последнее время большое значение для выяснения ге-нотипической структуры человека и широты модификации отдельных признаков придается изучению близнецов (см. Близнецы). Здесь должны быть отмечены работы Сименса, Фершуера, Ланге, у нас в СССР-Бунака, Соболевой, Юдина. В виду столь недавнего возникновения Е. практическое проведение евгенических мероприятий в жизнь еще не может быть широким, и главнейшей задачей практической Е. в наст, время является массовая пропаганда научных основ Е. и идеи о необходимости заботиться о здоровьи будущего поколения. Для целей научной пропаганды, а также для научного объединения евгенистов почти во всех странах мира- от Америки до Китая и Индии-учреждены евгенические об-ва: английское Eugenics Education Society, евгеническое отделение при American Genetic Association, Deutsche Gesellschaft fur Rassenhygiene, Русское евгеническое об-во в Москве (с 1920 г.) с отделениями в Ленинграде, Одессе, Киеве, Саратове. Главнейшие об-ва издают свои журналы. В 1912 г. в Лондоне и в 1921 г. в Нью Йорке состоялись международные евгенические конгрессы и был сформирован постоянный Международный евгенический комитет, в к-рый входят представители 15 стран, в том числе от СССР (Н. К. Кольцов). Непосредственно практические евгенические мероприятия подразделяют на 1) запретительные, к-рые стремятся к возможному уменьшению размножения отрицательных задатков, 2) созидательные, к-рые всякими путями содействуют размножению биологически ценных индивидуумов, и 3) предупредительные, имеющие в виду создать условия, при к-рых положительные свойства находили бы наилучшие условия для своего проявления. В первое время наибольшее внимание было обращено на з а-претительные мероприятия. Особенно много попыток в этом направлении сделано в С.-А. С. Ш. Здесь в целом ряде штатов были изданы законы, запрещающие под угрозой штрафа и тюрьмы (от 1 мес. до 20 лет) браки с душевнобольными, эпилептиками, слабоумными, алкоголиками, венериками. В Америке же с целью лишения больных и преступников-рецидивистов возможности иметь потомство была введена «с т е -р и л и з а ц и я» их, т. е. операция перерезки семявыводящих протоков у мужчин и туберо- или сальпинготомия у женщин. Впервые эту операцию произвел в 1899 г. в Чикаго Окснер; главными поборниками важности этой операции для Е. являются Шарп в Америке, Рентул в Англии, а за последние годы и многие другие (Бётерс в Германии, Навилль в Бельгии, Петрен в Швеции, М. Волоцкой в СССР). В 1905 г. в штате Пенсильвания впервые были сделаны попытки ввести в закон обязательную стерилизацию преступников-рецидивистов и хронических, неизлечимых душевнобольных, но пальма первенства проведения такого закона принадлежит штату Индиана (1907). К 1 января 1926 г. закон о стерилизации был принят в 23 из 48 североамериканских штатов. Однако число фактически произведенных стерилизаций в Америке сравнительно невелико: всего на 1 января 1928 г. по всем штатам зарегистрировано 8.515 стерилизаций. Помимо неправильной принципиальной установки целый ряд и теоретических соображений говорит против значения стерилизации для евгеники. Центральная ассоциация по психической гигиене в Англии высказалась против законов о стерилизации на следующих основаниях: а) значение стерилизации как евгенически-профилактического мероприятия крайне ограничено,т. к. главными распространителями б-ней являются рецессивные гетерозиготы, к-рые внешне остаются здоровыми и потому стерилизации не подвергаются; б) производство операции в широких размерах, требуемых существом дела, невозможно (по Лафлину, в С.-А. С. Ш. напр. нужно ежегодно до 1980 г. стерилизовать не менее 400.000 чел.); в) широкое распространение стерилизации может повести к- половой распущенности и распространению вен. б-ней. Из европейских стран фактически стерилизация применялась только в Швейцарии (70 случаев), но и здесь гл. обр. не в евгенических, а лечебных целях у половых психопатов и гл. обр. собственно кастрация, а не стерилизация (из 70 случаев -31 случай кастрации); в 1923 г. Бётерсом стерилизация применялась в Саксонии (63 стерилизации). В 1928 г. швейцарский кантон Во принял облигаторную стерилизацию для душевнобольных как закон. Гораздо большее значение, чем стерилизация, имеет для Е. предбрачное освидетельствование брачущихся. Первые попытки законодательного требования такого освидетельствования были проведены в Америке в штате Огайо в 1898 г., в штате Сев. Дакота в 1899 г. и в Вашингтоне в 1909 г., но эти законы вызывали такое противодействие населения, что скоро отменялись. Вообще же следует иметь в виду, что возникновение евгенического движения в С.-А. С. Ш. и первоначальный успех запретительных мероприятий (стерилизация) имели реакционную политическую подоплеку в связи с желанием создать лженаучную теорию, оправдывающую сокращение иммиграции во имя сохранения чистоты американской «расы». Иначе пошло дело с введением предбрачного освидетельствования в Германии. Здесь на первое время, в 1920 году, проведена была законодательно лишь обязательная широкая пропаганда значения здоровья брачущихся супругов для потомства и пользы предбрачного освидетельствования и был открыт ряд специальных консультативных бюро (Eheberatungs-stelle). Затем, в 1926 г., был издан приказ об учреждении гос. консультативных бюро в каждом врачебном округе, и в наст, время Прусский ландтаг обсуждает вопрос об издании закона об обязательном обмене перед браком врачебными свидетельствами, однако без принуждения следовать данным в свидетельстве заключениям. В немецких предбрачных консультациях при первом посещении дается опросный лист о родственниках (составление генеалогии), собирается личный анамнез, берется кровь для реакции Вассермана, производится первоначальное соматическое обследование и, если нужно, пациент посылается к врачам-специалистам. При втором посещении обсуждается генеалогия, производится подробное исследование. Заключение дается только при третьем посещении. Пациент признается: способным к браку, ограниченно способным, в настоящий момент (временно) неспособным, длительно неспособным. Длительно неспособными признаются страдающие эпилепсией, схизофренией, маниакально-депрессивным психозом, хрон. алкоголизмом, тяжелыми психопатиями, наследственными органическими нервными б-нями, глухонемотой, ге-

Евгеника (от греч. ευγενες - «хорошего рода», «породистый») - учение об искусственной селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Виды евгеники

Различают „позитивную“ и „негативную“ евгенику.

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда - высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

Грань между негативной и позитивной евгеникой условна.

Основные мировые религии в настоящее время осуждают евгенику в целом.

Однако на государственном уровне евгеника по сути применяется, порою довольно заметно. Так, в Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. Например, по данным индийско-канадских исследований, ежегодно при попустительстве властей в Индии производятся примерно полмиллиона абортов (500 тыс.) плодов женского пола. «В этой стране приходится 927 девочек на каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет. В мире это соотношение в среднем составляет 1050 девочек к 1000 мальчиков». Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества.

По сути негативной евгеникой можно назвать любое серийное и/или массовое насильственное устранение из человеческой популяции тех, кто в данном обществе воспринимаются, по тем или иным мотивам, как нежелательные.

Исторический аспект

Древний мир

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результаты проводимых им археологических исследованиях).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Рождение понятия «евгеника»

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 Гальтон году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель».
Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества….
Гальтон
Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для „улучшения человеческих качеств“. Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 программа насильственной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции.

Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, гомосексуалисты, коммунисты и т.д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы „предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы“, а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
Уничтожение гомосексуалистов
Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение)
План «Ост» - Захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе.

Евгеника и современность

По мнению генетика С.М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

Дискуссия вокруг евгеники

Доводы «За»

В развитых странах на практике растет т.н. генетический груз. В т.ч. это результат сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение». При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности - происходит также и сохранение отрицательного фактора (т.е. вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

Доводы «Против»

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Пренатальная диагностика

Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

О возможностях этого направления говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

Существенное улучшение некоторых видов памяти
улучшение цветового зрения
существенное продление периода активной молодости
усиление регенерации тканей
увеличение физической силы и выносливости
снижение риска раковых заболеваний
снижение риска ожирения

Конвенция о биомедицине и правах человека

Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:
В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы, по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005
Декларация о клонировании человека, ООН, 2005
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Реферат

Евгеника как наука

Работу выполнил Работу проверил

студент 5 курса з\о

Костарев И.В. Фещенко

__________________ _________________

Калининград 2012

Введение …………………………………………………………..

Глава 1. Исторический аспект ……………………………………

      Формирование евгенической концепции…………..

      Развитие евгеники……………………………………

      Евгеника в Германии……………………………….

      Евгеника в России…………………………………..

Глава 2. Структура евгеники………………………….

Глава 3. Ключевые проблемы евгеники………………

3.1. Доводы «против»……………………..

3.2. Доводы «за»………………………………..

Введение

«То, что природа делает слепо, медленно и безжалостно, человек может делать осмотрительно, быстро и гуманно... Работать в этом направлении - его долг»

Сэр Фрэнсис Гальтон. 1

Конец ХХ – начало ХХI века удивило человечество накоплением поразительного количества достижений науки и техники, которые пробудили столько надежд на воплощение того, что в прошлом казалось фантазией. Техника диагностики ребёнка до его рождения, полная расшифровка человеческого генома, суррогатное материнство с последующей манипуляцией эмбрионами, генетическая диагностика до зачатия и введения, генная терапия, клонирование и т.д. впервые дают в руки человека набор инструментов, который хорошо вписывается в концепцию «евгеники». Однако этот термин столь отягощён негативными историческими воспоминаниями, что только с ними и ассоциируют эти новые средства их противники, перенося на современность некоторые отрицательные последствия евгенических движений вековой давности. Все же интерес общества к этой теме неумолимо возрастает в последе время. Итак, давайте попробуем разобраться.

Глава 1. Исторический аспект.

      Формирование евгенической концепции.

Термин "евгеника" (от греческих слов “eu” – благо и “genos” – род) был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Френсисом Гальтоном. Вот какое определение евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". 2 И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники. Гальтон не был первым, кто поднял вопрос о возможности или долге действовать целенаправленно, чтобы повлиять на процесс человеческого размножения.

В IV веке до н.э. Платон в своём «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одарённых, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими. Если Платон был первым, кто ясно сформулировал евгенические идеи, то согласно классическим историкам, Ликург тремя веками раньше первым воплотил их в своей реформе спартанского общества. Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу.

Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и в Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своём семейном клане: в клан принимали особо одарённых людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Ответственность государства в плане контроля рождаемости предусматривали и такие утописты как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Последний, в частности, придерживался мнения о том, что размножение должно находиться в компетенции государства, а не отдельных лиц.

Накопление биологических знаний и развитие эволюционных теорий (сначала теории Ламарка о наследовании благоприобретённых признаков, потом теории естественного отбора Ч. Дарвина) невольно заставляли человечество задуматься о процессах, идущих в его собственной эволюции. Так, в 1857 году Гобино опубликовал свой очерк «Очерк о неравенстве человеческих рас», который положил начало доказательства превосходства арийской расы над прочими и угрозы постепенного исчезновения расово высших групп, вследствие смешения, что приведёт к упадку, а возможно и к гибели цивилизованного мира.

Выступая против того, чтобы государство играло роль благодетеля, Мальтус ещё в 1798 году в своём «Первом очерке о народонаселении» критиковал законы о социальной защите. Исходя из ложного аргумента, будто производство продуктов питания растёт в арифметической, а население в геометрической прогрессии, он считал, что эти законы способствуют росту населения, не обеспечивая их средствами существования, так что содержать бедных, непродуктивных членов общества придётся его динамичным и способным членам. Критика Мальтуса первоначально была направлена против христианской благотворительности.

      Развитие евгеники.

В 1900 году евгеника приобрела популярность. Имя "Евгений" внезапно стало модным, люди быстро были очарованы идеей искусственного отбора, встречи по евгенике начали происходить повсюду в Британии. Быстрое влияние авторитарной философии привело к тому, что в Германии даже больше, чем в Англии, биология смешалась с национализмом. Но в тот момент все это оставалось скорее идеологией, чем практикой. Однако центр споров скоро сместился с поощрения "евгенического" выведения лучших на запрет "антигенетического" выведения худших. "Худшие" скоро стали означать "умственно неполноценных", что включало алкоголиков, эпилептиков, преступников и психически больных. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д.

В 1907 году в Лондоне было основано Общество евгенического просвещения. Евгеника получила широкую поддержку у таких представителей британской интеллектуальной элиты, как Хавелок Эллис, С.П.Сноу, Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу. В частности, Шоу писал, что «разум уже не разрешает нам отрицать, что ничего, кроме евгенической религии, не может уберечь нашу цивилизацию от судьбы, постигшей все прежние цивилизации». 3

Когда разразилась Первая мировая война, евгеники помогали армии США разрабатывать тесты на умственное развитие и после войны широко вербовали приверженцев этого метода. В 20-х годах они сыграли важную роль в том, что число госпитализированных слабоумных возросло втрое. Несомненной их заслугой является огромный рост амбулаторного лечения. Что касается стерилизации, то, вопреки распространенному мнению, сторонников этой меры среди евгеников оказалось меньше половины.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Большая часть американского энтузиазма относительно евгеники выросла из чувства против эмигрантов. В период быстрой эмиграции из восточной и южной Европы было легко возбудить паранойю, согласно которой "лучшие" англосаксонские гены будут разбавлены худшими. Немаловажную роль сыграли и расистские настроения. Вцелом до Второй мировой войны Америка стерилизовала больше 100 000 человек. 4 Для сравнения: в Индии с 1958-го по 1980 год было стерилизовано двадцать миллионов человек, в Китае за годы 1979-1984 около тридцати миллионов женщин и десять миллионов мужчин. 5

Но, хотя Америка была первой, другие страны поддержали традицию. Швеция стерилизовала 60 000 человек. Канада, Норвегия, Финляндия, Эстония и Исландия ввели принудительную стерилизацию в свое законодательство и использовали ее.

      Евгеника в Германии.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины - “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак. К 1938 году просочились первые сообщения из Германии, из которых впервые стало понятно, что же насильственная стерилизация означает на практике. Евгеники в других странах недвусмысленно осудили гитлеровский расизм и антисемитизм. На Международной конференции евгеников в Эдинбурге в 1939 году британские и американские евгеники критиковали расистский характер евгеники в Германии. 6

Национал-социалистическое государство взяло под контроль научные учреждения страны и щедро финансировало кафедры «расовой чистоты» в германских университетах. Некоторые немецкие евгенисты не устояли перед соблазном перейти от туманных проектов общественных преобразований к конкретным действиям. Отто фон Вершуэр стал подлинным идеологом нацистских преступлений. Его «Расовая биология евреев» была опубликована в 1938 году в Гамбурге. Шесть увесистых томов пронизанных идеями антесемитизма вышли в свет под эгидой государства. Вершуэр не употребляет слово «евгеника», однако считает свои доводы по сути евгеническими. Человеконенавистнику выгодно утверждать, что его аргументы основаны на достижениях науки, а не продиктованы низменными чувствами.

Обвинения, предъявляемые национал-социалистической евгенике, сводятся к следующему: 1) она служила обоснованием для закона о принудительной стерилизации от июля 1933 года; 2) она освятила своим авторитетом нацистскую программу эвтаназии - сентябрь 1939 года; и 3) она подготовила преследование, а затем массовое уничтожение евреев и цыган. Однако, не стоит забывать, что официальное германское евгеническое сообщество осуждало столь радикальные меры, которые зачастую евгеническими даже не являлись.

После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы, по большей части, благодаря деятельности германской фашистской политической системы.

      Евгеника в России.

Одним из пионеров и популяризаторов евгеники в России был профессор Ю.А.Филипченко (1882-1930), выдающийся ученый, доктор биологических наук, автор первого отечественного курса по генетике, глава университетской кафедры и создатель лаборатории, реорганизованной в 1933 году в Институт генетики АН СССР. Профессор Филипченко был автором нескольких фундаментальных исследований по наследственности, её изменчивости, а также трудов по общей биологии, экспериментальной зоологии и соответствующих учебников.

В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов.

Например, Н.К. Кольцов попытался проследить наследование одаренности писателей М. Горького и Л.М. Леонова, певца Ф.И. Шаляпина, поэтов С. Есенина и В.С. Иванова, биолога Н.П. Кравкова и др. Широкие исследования такого рода были проведены и другими русскими евгениками. В итоге Н.К. Кольцов пришел к такому выводу: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами".

Сходные заключения были сделаны и другими отечественными специалистами. При этом Н.К. Кольцов и его коллеги, в противоположность некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов.

Так, Н.К. Кольцов писал: "Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания".

К тому же русские ученые с предостережением относились к радикальным евгеническим мерам. Общее настроение русских евгенистов точнее всего передают слова Т.И. Юдина: "Я считаю стерилизацию не безнравственной, а преждевременной мерой". 7 Как справедливо отметил Э.И. Колчинский, все-таки, «для основателей евгеники в России она была прежде всего областью генетики и биомедицинских исследований. Они скептически относились к идеям о наличии в человеческом обществе каких-то евгенически наиболее ценных групп, подлежащих клонированию в массовых масштабах». 8

К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д.

Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

Отношения с Чарльзом Дарвином

Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

Евгеника как наука в действии

По материалам Wikipedia.org

Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

Наука Евгеника в XXI веке

После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

А. Аборты - наследие науки евгеники

По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

Евгеника как наука - заключение

Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

1

И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

Ссылки и примечания:

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

Ссылки и примечания:

  1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.