Значение фразеологизма "казанская сирота" и его история Что означает выражение "сирота казанская", скорее всего, знает каждый, потому что в речи мы очень часто употребляем этот фразеологизм. А вот какова история, и почему сирота именно казанская - на это вопрос мы и попробуем найти ответ. Русский язык богат фразеологизмами. Например, человека, который старается вызвать жалость к себе, показывает себя несправедливо обиженным и обездоленным, часто называют "казанская сирота". Значение фразеологизма очень простое и понятное. Оно несет в себе одновременно и жалость, и долю насмешки, иронии над тем, кто пытается казаться жалким. Очень часто "сиротой казанской" называют и человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам. Сейчас эта фраза настолько прочно закрепилась в нашей речи, что порой мы не задумываемся, каков же первоначальный смысл этого эпитета - "казанская сирота". Значение и происхождение фразеологизма между тем очень интересны и уходят своими корнями в далекое прошлое. Немного истории Все мы помним многочисленные завоевания Ивана Грозного. "Казань брал, Астрахань брал, Ревень брал" - знаменитая крылатая фраза из комедийного фильма. Значение фразеологизма "казанская сирота" и его история как раз и относятся к доблестному времени взятия Казани. Захватить Казанское ханство воины Ивана Грозного пытались трижды, но попытки не увенчались успехом. В войске не было порядка и слаженности. И вот Иван Грозный придумал хитрый ход, который заключался в осаждении города и постепенном сужении "кольца", в результате чего город оставался без источников продовольствия и помощи. Идея удалась, и Казань была взята даже быстрее, чем ожидали самые опытные воины. Не успел на помощь и Крымский хан, что тоже было на руку русскому царю. Как же поступил Иван Грозный с плененными казанскими князьями? Попытался сделать их союзниками. Оставил им все их владения, щедро одарил, поставил на государственную службу при хорошем жаловании - все для того, чтобы в Казанском ханстве были верные подданные. Происхождение фразы "казанская сирота" Вот мы и подошли к самому главному: значение фразеологизма "казанская сирота" как раз и сформировалось во времена взятия Казани. Так стали называть тех самых казанских ханов, осыпанных всевозможными милостями, но все время жалующихся на свою горькую судьбу и выпрашивающих для себя все новые и новые блага. В челобитных к царю они сами себя нередко называли "сиротами". Русские бояре, видя кого-нибудь из этих горе-ханов, с усмешкой приговаривали: "Вот сирота казанская!" Выражение быстро распространилось, проникло во все уголки большой страны и через короткое время приобрело переносный смысл - именно тот, в котором мы употребляем эту фразу и по сей день. Другая версия Есть и другая точка зрения, объясняющая фразу "казанская сирота". Значение фразеологизма восходит к той же исторической эпохе - взятию Казанского ханства Иваном Грозным. Дело в том, что после покорения Казани многие семьи были полностью убиты, а в каких-то уцелели лишь малые дети. Их велено было отдать на воспитание крестьянам, боярам и даже дворянам в различные города и села Руси. Таких детей и стали называть сиротами казанскими. Но употребление фразы в этом смысле не имело иронического значения. Скорее, оно было сочувственным: фраза использовалась в отношении ребенка, оставшегося без родителей и отданного на попечение чужим людям, в чуждую ему культуру. Фразеологизм в наши дни Хотя много лет прошло с тех далеких событий, фразеологизм "сирота казанская" прочно закрепился в речи и активно используется по сей день. Его можно слышать в повседневном общении, видеть на страницах произведений художественной литературы. Пусть не все вдумываются в исторический смысл выражения, но употребляют его достаточно часто. Значение фразеологизма "казанская сирота" обыгрывается в трогательном новогоднем фильме Владимира Машкова, но смысл в него вложен, скорее, сочувственный, нежели насмешливый. Фильм о русской девушке, учительнице, пытающейся найти своего отца, который даже не знал о ее рождении. На ее письмо откликнулись сразу трое мужчин, каждый из которых мог оказаться тем самым, кого она искала. Вот так девушка, еще недавно считавшаяся круглой сиротой, обрела сразу трех замечательных отцов!

Почему сирота всегда казанская? (Происхождение известных выражений)

У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения».

Выражение «всыпать по первое число» пришло из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, было за что или нет. И если наставник переусердствует, то порки хватало надолго, до первого числа следующего месяца.

Оттуда же и выражение «прописать ижицу». Следы порки на известных местах нерадивых учеников были уж очень похожи на эту букву.

Выражение «шиворот-навыворот» связано с когда-то очень позорным наказанием: во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки толпы.

«Путём» на Руси называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Заполучить себе «путь», то есть должность, старались всеми правдами и неправдами. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением говорили: непутёвый человек.

Выражение «сирота казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него разные поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Выражение «водить за нос» связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать фокусы, а угощения не давали.

В выражении «зарубить себе на носу» нет ничего кровожадного. «Носом» называлась носимая с собой дощечка или палочка, на которой неграмотные люди делали себе заметки или зарубки на память.

«Гол как сокол» обычно говорят про кого-то очень бедного. Однако, птица сокол вовсе не голая! «Соколом» называлось старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях.


Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Так что, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу со временем становилось все меньше и меньше.

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это был, действительно, козы барабанщик. Иногда случалось, что за никчемность его отстраняли от дела, и он становился отставным козы барабанщиком.