Внеклассное занятие по русскому языку

«Путешествие в страну Русского языка»

Учитель начальных классов:

Ситникова О.С.

2013-2014 учебный год

Цель :

Личностные результаты - развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;

Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

Предметные результаты – умение применять орфографические правила, умение проверять написанное.

КВН «По страничкам русского языка»

Дети

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово - свободы зарница -

Выучи русский язык.

Ведущий:

Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.

Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет увлекательная игра «По страничкам русского языка». Итак, мы начинаем…

Музыка «Мы начинаем КВН»

Ведущий:

Разрешите представить вам наше уважаемое жюри.

- Для участия в конкурсе, необходимы команды.

(выбор капитанов и составление команд)

Ведущий:

Первый конкурс «Назови свою команду». На столах конверты со словами, ваша задача из слов выбрать лишнее, это и будет название вашей команды.

Окружности

Насекомые

Треугольники

Ведущий:

- А сейчас второй конкурс «Разминка».

Как называется место, где …

Для 1 команды:

Продают хлеб –

Стригут –

Продают конфеты –

Принимают в стирку бельё –

Для 2 команды:

Шьют одежду –

Вас лечат –

Дают на время книги –

Зимой выращивают овощи –

Для 3 команды:

Хранят автомобили –

Учат детей –

Дома готовят еду –

Работают клоуны –

(Булочная, парикмахерская, кондитерская, прачечная, ателье, больница, библиотека, теплица, гараж, школа, кухня, цирк.)

Ведущий:

- Следующий конкурс «Подбери слова». У каждой команды на столах лежат листы с заданием. В 1 столбик к словам надо подобрать слова-синонимы, а во 2 – слова-антонимы.

Для 1 команды:

Для 2 команды:

Для 3 команды:

Номер худ. Самодеятельности

Ведущий:

- Мы продолжаем конкурсную программу для вас, уважаемые знатоки русского языка, и следующий конкурс «Собери рассказ».

Для 1 команды:

Пришла зима.

Затрещали лютые морозы.

Реки, пруды и озера замерзли.

Дети надели теплые шубки и побежали на улицу.

Для 2 команды:

Был теплый день.

Мальчики гуляли в лесу.

Вдруг в кустах они услышали шорох.

Это был колючий ёжик.

Для 3 команды:

Началась игра.

Болельщики замерли на трибунах.

Следует ловкий удар игрока.

И мяч стремительно летит в ворота.

(Предложения приклеиваются на лист и крепятся на доску)

Ведущий:

- А сейчас конкурс «Забей гол».

сн…говик сн…жинка н…чное

з…ма ж…ра б…льшой

зм…я н…ра с…ва

с…сна тр…па зв…зда

сл…ды ст…рик з…ркальный

Дети

В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,

Нужно слово изменять –
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.

Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём –
Это слово там найдём.

Ведущий:

А сейчас конкурс капитанов «Самый ловкий рыбак». Выловить название тех рыб, которые не переносятся, и отнести к жюри.

Дети

Если кончилась строка,
То беда не велика.
Нужно слово разделить –
По сло-гам пе-ре-но-сить.

На другую строчку.
Букву – одиночку
Только ты не отправляй,
От друзей не отрывай.

Ведущий:

- Конкурс «Найди ошибку». На листах написал текст с ошибками, ваша задача исправить их.

Стаит марозоная зема. Линиво кружится снижок. Я иду по лисной трапе. На сасне седят птицы. Под карнями сасны нара. Туда видут лисьи слиды.

Один текст на 3 команды.

Дети
Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, зверей,
Все названия морей,

Городов, озёр и рек
Должен каждый человек
С буквы прописной писать
(С большой буквы начинать).
Буква эта – главная,
Потому, заглавная.

Ведущий:

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь.

Пока жюри подводит итоги нашей игры, предлагаем вашему вниманию сценку.

Вопросительный знак.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

Восклицательный знак.

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

(Восклицательный знак)

Восклицательный знак.

Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Точка . Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Дети. Точка.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит - точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя поставить.

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие.

Я - многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками…

Двоеточие.

Я - двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое.

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Тире.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки .

Мы - скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки.

Мы - кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая.

Я - запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги.

Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий:

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять.

Все знаки . Никогда не забывать.

Ведущий:

Итак, наше игра подошла к концу. Послушаем наше жюри.

Ведущий:

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Игры со зрителями:

    С какой буквы не могут начинаться слова? (Ь, Ъ,Ы)

    Сколько в русском языке гласных букв?(10)

    Сколько в русском языке согласных букв?(21)

    В каком слове сорок гласных? (сорока)

    Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)

    Что стоит в середине земли? (М)

    Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение0

    Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» (подлежащее)

    Из этого состоит текст (предложение)

    Из этого состоит предложение (слово)

    Что означает имя существительное? (предмет)

    Бывает устная, бывает письменная? (речь)

    Часть речи, обозначающая действие? (глагол)

    Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)

Загадки

День и ночь стучит оно,

словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (сердце)

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

но прислонили меня к стене-

найдётся сразу дело мне.

(лестница)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой игры выступают в роли сотрудников газеты. Это редакторы, журналисты, наборщики и т.д. В игре представлены отделы "Отдел информации", "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел по культуре". Все сотрудники газеты выполняли задания главного редактора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе»

(внеклассное мероприятие по русскому языку провела учитель русского языка МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ» Кулявцева С.А)

В игре принимают участие учащиеся 6-11 классов.

Оборудование: таблички: на столе учителя – «Главный редактор», на столах учеников – «Отдел информации», «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел по культуре; на доске - слова: газета, пресса, типография, наборщик, корректор, журналист.

И эпиграф: Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык!

Ход внеклассного мероприятия.

Главный редактор: Сегодня у нас необычное занятие, которое пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе». Уважаемые коллеги, откройте ваши блокноты и приготовьтесь к работе. Результативность работы ваших отделов будет оценивать жюри (представляет). Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и зарабатывать как можно больше баллов для своих отделов.

А начнем мы свою работу с знакомства и ознакомительной беседы на тему: «Пресса. Журналистика. Газета».

1. Знакомство.

Сегодня в работе нашего заседания принимают участие 4 отдела: отдел новостей, отдел писем, отдел информации, отдел по культуре. Но все эти отделы состоят из журналистов, которые имеют имена. Я предлагаю всем представиться в стихотворной форме, сочинить двустишие, которое будет начинаться словами: «Меня зовут…» (все сотрудники по очереди представляются).

2. Ознакомительная беседа на тему: «Пресса. Журналистика. Газета»

Слово предоставляется «Отделу информации».

  1. Слово «Газета» пришло к нам из итальянского языка – так называлась мелкая монета, которую покупатели платили за прочтение газеты, после чего её возвращали продавцу.
  2. Пресса – этим словом называют всю массовую периодическую печать. Типография – полиграфическое предприятие, где производится набор и печатание различных изданий.
  3. Наборщик – рабочий типографии, специалист по типографскому набору. Раньше наборщик собирал из металлических букв строчку за строчкой в специальные формы, с которых потом печаталась газета. Сейчас эта работа в современных типографиях делается на компьютере.
  4. Корректор – это работник издательства, редакции, типографии, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки.
  5. Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными, увлекательными. Материалы для газет собирают журналисты. Это очень активные и изобретательные люди.

Главный редактор. Спасибо за информацию. Сегодня вы все побываете в роли журналистов, наборщиков и корректоров. И мы начинаем с вами работать.

1 задание. «Наборщик»

Вы наборщики, вам нужно из букв слова «журналистика» составить как можно больше других слов. Слова должны быть именами существительными единственного числа, нарицательными. Вам дается 5 минут. Играет один из участников отдела. За каждое правильное слово 1 балл.

2 задание «Соберите слова».

Соедините слова, взяв 1 слово из первого столбика, второе слово из другого столбика, и у вас должно получиться новое слово. За каждое правильное слово 1 балл.

Сено

овод

Сено-вал

Банк

ежи

Банк-рот

Стол

рот

Стол-яр

Зал

глас

Зал-ежи

Свет

он

Свет-ёлка

Яр

вал

Яр- марка

Воз

очки

Воз-глас

Газ

ёлка

Газ-он

Гриб

марка

Гриб-очки

Хор

яр

Хор-овод

3 задание. «Письмо в редакцию»

В нашу редакцию пришло письмо. Но письмо непростое. Оно с секретом. Вам нужно в тексте письма найти 9 названий животных и птиц. За каждое найденное слово 1 балл.

Вечер на даче.

Вечер. Сижу на крылечке со своим щенком. Марь над лесом поднимается, ту ман густ ой, сыро. Скучно. Вижу - лю стра у с оседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зов ут Ка/питон ом, он – повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.

Может, приготовишь мака для пирога?

Мака, Ка кого? Он где? – говорю.

Вон там, где ма сло н а сто ле, в банке! Да побыстрей, уж е в печку пора ставить.

Хорош получился у нас пирог! Все соседи собра лис ь к чаю.

(мангуст, страус, утка, питон, макака, слон, лев, уж, лис).

4 задание «Вспомни пословицу».

Из каждой пары слов нужно составить пословицу. За каждую пословицу 1 балл.

Коса - камень

Нашла коса на камень

Лес - дрова

Дело - мастер

Дело мастера боится

Шило - мешок

Шила в мешке не утаишь

Язык - дело

Не спеши языком, торопись делом

Труд - лень

Труд человека кормит, лень портит

Кататься - возить

Любишь кататься, люби и саночки возить

Семь - один

Семь раз отмерь, один отрежь

Время - час

Делу время, потехе час

Свет - тьма

Ученье – свет, а неученье - тьма

5 задание «Кто больше»

Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык. За каждый правильный фразеологизм 1 балл.

Варианты ответов:

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идет кругом, сломя голову…

Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа…

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, как бельмо на глазу, смотреть чужими глазами..

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут..

Зуб – зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб (на кого-либо),в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо);

Язык – язык без костей, острый на язык, тянут за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева доведет, не сходит с языка…

6 задание «Перевертыши»

Назовите существительные, которые читаются одинаково как справа налево, так и слева направо. Кто больше за 1 минуту найдет таких слов. За каждый верный ответ 1 балл.

Примерные ответы: казак, кабак, доход, довод, комок, заказ, топот и др.)

7. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги работы каждого отдела.


Внеклассное занятие по русскому языку «Великий могучий русский язык».

КВН в 6-м классе

Цели:

- способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка;

Сформировать отношения к русскому языку как общенациональной ценности,

Способствовать реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре;

Способствовать сплочению классного коллектива, умению слушать других;

Задачи:

Вспомнить и применить на практике ранее изученный материал;

Познакомить с богатством русского языка;

Способствовать воспитанию уважения к соперникам;

Сформировать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

Вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

Организационный момент.

1. Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов.

2. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя русского языка.

3. Учащиеся заучивают стихи.

4. Соответственно оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки).

Ход игры

Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 класса.

Девиз нашей игры: «Выучить русский язык!»

«Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В.Гоголь)

Представление команд

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда «Веселых и находчивых»

Наш девиз: «Будем активно мыслить!»

Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Чудесный праздник – КВН

Чтоб этот праздник – КВН

Вам по душе пришелся всем,

Нужно знания иметь прочные

И быть веселым и находчивым!

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда «Любознательных»

Наш девиз: «Пусть ум победит силу!»

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Будем в КВН играть.

И соревнуясь нынче с вами,

Мы останемся друзьями.

Так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба вместе с ней.

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс : Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.

Капитану 1 команды

    Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц»)

    Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

    В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

    Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Капитану 2 команды

    Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце)

    Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

    Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)

    Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 конкурс : Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете русский фольклор.

Мудростью русского народа названы пословицы и поговорки – неистощимый кладезь народной смекалки и ума – они по сей день живут в нашей речи настолько прочно, что мы и не замечаем, как используем их. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. А еще загадки, скороговорки, сказки и многое другое, что объединено под названием фольклор.

Что такое пословицы и поговорки?

Для чего, по-вашему, нужны пословицы и поговорки?

пословицы и поговорки.

3 конкурс : Конкурс знатоков поговорок.

1 команде

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).

2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

2 команде

1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).

2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).

3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

4 конкурс: “Закончи пословицу” Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось.

1 команде

1. Поменьше говори … побольше делай.

2. Без труда…не вынешь рыбку из пруда.

3. За двумя зайцами погонишься…не одного не поймаешь.

4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.

5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.

6. Не все то золото,… что блестит.

2 команде

7. Береги честь… смолоду, а платье с нова.

8. Жизнь прожить - …не поле перейти.

9. Сколько волка не корми - …он все в лес смотрит.

10. С миру по нитке - … голому рубаха.

11. Терпенье и труд … все перетрут.

12. Мал золотник,… да дорог.

Учитель: С древних времен люди ценили мудрую речь. Умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Любили загадки и в Древней Руси. Так герой знаменитой «Повести о Петре и Февронии», созданной более 500 лет назад, должен был разгадать загадки, заданные простой крестьянской девушкой, чтобы спастись от страшной болезни. Давайте попробуем разгадать загадки, составленные русским народом.

5 конкурс Загадки

Команды загадывают загадки друг другу

1 команда

1. Ни вода, ни суша, ни на лодке не проплывешь, ни пешком не пройдешь. (болото)

2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

3. Что было завтра и будет вчера? (сегодня)

2 команда

4. Без ног - бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)

5. Кверху дном – полная, книзу дном - пустая. (шапка)

6. Не видно и не слышно ее, стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)

6 конкурс: Конкурс телефонистов.

Учитель: Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

1 команде: Жутко жуку жить на суку.

2 команде: На дворе трава. не траве дрова.

7 конкурс : В поисках фразеологизмов.

Ведущий. А теперь от пословиц, поговорок, загадок и скороговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?

1 команде – слово рука

2 команде – слово голова

8 конкурс : Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).

Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.

9 конкурс : Прочитайте высказывание.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

Плакат 1 команде

Плакат 2 команде

(Любите наш могучий язык!)

(Хорошо знай грамматику)

Учитель . И в завершении проведем маленькую викторину. Командам предлагается ответить на вопросы. Кто быстрее и больше даст правильных ответов.

1.Сколько букв в русском языке?

2. Кто создал первую азбуку?

3. Кто создал “Толковый словарь живого великорусского языка”?

4. Сколько частей речи в русском языке?

5. Какое значение имеет слово “язык”?

6. Сколько падежей в русском языке?

Подведение итогов.

Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Учитель: Наше занятие заканчивается. Мы только заглянули с вами в тот интереснейший мир под названием «Русский язык». На уроках русского языка и литературы, а также самостоятельно вы будете постигать секреты нашего языка. Любите и охраняйте его, ведь язык – это наша великая культура.

Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит,

Тебе его беречь

Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной
  2. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  3. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
  4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
  5. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  6. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

Назовите способ образования слов.

Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

Расставьте знаки препинания в схемах.

Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Внеклассное мероприятие,

посвящённое

« Дню русского языка»

Учитель: Колпакова Ирина Ивановна

2014 г

КВН по русскому языку

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно- певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка,

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Цель: - создать условия для определения учащимися своих достижений и успехов в русском языке;

Способствовать формированию творческих способностей: смекалки, сообразительности, мышления, воображения, речи;

Содействовать сплочённости коллектива, воспитанию ответственности за результативность ответов команды, способности сопереживать, поддерживать товарищей.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дорогие друзья, наш КВН посвящён нашему родному языку – русскому языку. В нашей игре примут участие 2 команды.

1 команда – «Всезнайки»

2 команда – « Угадайки»

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон. Команда, набравшая больше жетонов, становится победительницей.

2.Приветствие команд.

Команда «Всезнайка» - Мы весёлые всезнайки

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Команда «Угадайки» - Мы угадайки отвечаем дружно

И у нас сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Разминка.

« Загадки – шутки»

Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто-л, сто-г, сто-к)

Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что стоит посредине Волги? (буква Л)

Какое слово имеет 5 букв О? (о-пять)

Как Каплю превратить в ЦАПЛЮ? (поменять букву К на Ц)

Как написать СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами? (сено)

4. Конкурс «Шифровщик»

Расшифруйте слова, найдите среди них лишнее слово:

Ланпе (пенал) Чкару (ручка)

Тарпа (парта) Кисарк (краски)

Ганик (книга) Вонзок (звонок)

5.Конкурс « СЛОВА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ»

Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях.

(Каждой команде предлагается по 1 предложению.)

Пока ша кал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сло малась.

6.Конкурс «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Объяснить крылатые выражения:

Вылетело из головы Прикусить язык

Надуть губы Рукой подать

7.Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Командам предлагаются разрезанные пословицы:

1 команда:

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

2 команда:

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Труд человека кормит, а лень портит.

8.Конкурс «РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ»

1 Команда

Запятая Передача

2 Команда

Стрижка Курорт

9.Конкурс «КТО БОЛЬШЕ?».

Перед командами ставится слово ГРАММАТИКА. За 2 минуты команды должны составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. Например – грамм, мама,кит, мак, кара, карат, тир, тик, гамма, рама,рак.

10. Конкурс «Расшифруй».

Какая команда быстрее расшифрует предложение.

Акк сивкра скийрус якыз!

(Как красив русский язык!)

11. Конкурс «Грамматическая арифметика».

Кабан- ан + лук = (каблук) Корь – ь + идол – л +р = (коридор)

Ква + рак – ак + тира = (квартира) Лоп + ак – к + тар – р = (лопата)

12. Конкурс «Закончи пословицу»

Я начинаю, а вы заканчиваете.

1 команда:

Труд кормит, а лень…………………(портит)

Семь раз отмерь, один раз…………..(отрежь)

Смелый побеждает, а трус…………..(погибает)

Мир строит, а война …………………(разрушает)

2 команда:

Как аукнется, так и…………………...(откликнется)

Нет друга – ищи, а нашёл……………(береги)

Сам погибай, а товарища…………….(выручай)

Человек от лени болеет, а от труда….(здоровеет)

13. Конкурс «Загадка в загадке».

Какая команда сделает это быстрее.

1 команда По Полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывёт парохо…,

То наза…, то вперё…,

А за ним такая гла…ь,

Что и зыби не видать.

(Утюг)

2 команда Через поле и л…сок

Подаётся г…л…сок,

Он б…жит по пр…в…дам -

Скажешь здесь,

А слышно там.

(Телефон)

14. Конкурс « Восстанови справедливость»

Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:

1 команда 2 команда

Неуклюжий как крот - Верный как слон

Неповоротливый как собака - Хитрый как бык

Слепой как пёс - Длинный как заяц

Трусливый как медведь - Вороватый как жираф

Злой как лиса - Упрямый как сорока

Восстанови справедливость – верните определения своим владельцам.

15. Итог.

Заканчивается наша игра, и прежде чем мы подведём итоги, хочется сказать:

Учите русский язык – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Подсчёт жетонов. Награждение команд.

Закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе».

МОЛОДЦЫ!!!