КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 4»

Конспект открытого занятия

кружка «Кроссвордия»

«Арктика -

удивительный

край»

Составила и провела:

воспитатель 9 класса

Паращук Н. А.


Красноярск – 2016 г.

Игра-соревнование «Арктика – удивительный край»

Ход занятия

1. Организационный момент. «Разгадай тему урока».

Участвуют 2 команды: «Белый медведь» и «Полярная сова».

Айсберг – крупная глыба льда над водой

Река – водный поток, питающийся дождевыми, снеговыми, ледниковыми и подземными водами

Кустарник – многолетнее невысокое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола.

Тайга – хвойный лес

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов на земле, траве

Красная книга – списки с описанием животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения

Атмосфера – газообразная оболочка Земли

Получилось слово А Р К Т И К А

В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

2. Общая характеристика. Презентация.

Территория Северного Ледовитого океана с побережьем называется Арктикой.

Название произошло от древнегреческого слова «ἄ ρκτος», означающее «медведь», «медведица». Такое название регион получил из-за находящегося над ним созвездия Большой Медведицы.

Регион Арктика располагается за Северным полярным кругом, включает в себя Северный Ледовитый океан, Гренландию, несколько островов, а также северные оконечности Европы, России (Сибири), Аляски и Канады.

Общая площадь Арктики – 14 500 000 кв. км.

Процент площади Арктики от общей площади суши Земли составляет 6%.

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает 3 - 4 м.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держатся почти весь год.

Зимой здесь долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота.

Ночь не мешает людям трудиться, а детям ходить в школу.

В Арктике возникает удивительной красоты полярное сияние.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло.

Температура лишь на несколько градусов выше 0.

Растительность очень скудная: преимущественно лишайники, мхи. Встречаются и цветы: полярный мак, камнеломка, пушица, ромашка, и даже деревья: карликовые ива и береза. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров.

Животный мир Арктики очень богат. Хозяин Арктики – белый медведь. Также встречается: морж, тюлень, овцебык, северный олень, белый песец, заяц-беляк, лемминг.

Животные морских глубин: касатка, белуха, гренландский кит, нарвал, кит-горбач, полярная акула.

Птицы северных широт: полярная сова, северная гагара, кайра, сизая чайка, белые гуси, арктические крачки, дикие утки.

Рыбы северных морей: камбала, морской окунь, сайка, пикша, треска, сиг, ряпушка, корюшка, хариус, нельма.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». Со 2 по 13 августа 2016 г. состоится IX российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» на ледоколе «50 лет Победы».

К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

    иметь опыт туристских походов 1 категории сложности;

    принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

    ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» во всех школах страны проводится Всероссийский урок «Арктика – фасад России». Наше занятие называется «Арктика – удивительный край!».

3. Конкурс № 1 «Разминка».

Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, они в два раза выше человека? (Да)

Верно ли, что детеныша кита называют китайчонком? (Нет)

Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называются лайками? (Нет)

Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы, с помощью которых он выбирается на лед, защищается от врага? (Да)

Верно ли, что над водой видна ровно половина айсберга? (Нет)

Верно ли, что тюлени и моржи неуклюжи на суше, зато легки и проворны в воде? (Да)

Верно ли, что ледник – это человек, который сильно замерз? (Нет)

Верно ли, что с помощью меховых подушечек на лапках песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег? (Да)

Верно ли, что белые медведи не умеют плавать? (Нет)

Верно ли, что рог у нарвала торчит прямо изо рта, имеет длину 3 м, весит 10 кг? (Да)

4. Конкурс № 2 «Буквы разбежались»

(собрать слово – повесить картинку на доску)

МЕДВЕДЬ КОТИК ВОЛК

КИТ ОВЦЕБЫК ОЛЕНЬ

ГАГАРА ПЕСЕЦ ТЮЛЕНЬ

МОРЖ СОВА ГУСИ

5. Конкурс № 3 «Чего не хватает?» (наклейки на картинки животных)

6. Конкурс № 4 «Видеозагадки».

7. Конкурс № 5 «Пазлы» (разрезные картинки животных Арктики)

8. Конкурс № 6 Кроссворд «Животный мир Арктики».


  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Выполни действия и напиши полученное слово

Составь слово и подчеркни лишнее

Артистичные скороговорки.

Перед вами скороговорка

Думал, думал, думал, думал

Вдруг ветер дунул

И забыл я то, что думал

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Тема: Животные Арктики в опасности

Учитель нач. классов:

Беляева Людмила Николаевна

Педагог-психолог:

Янис Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №27 г. Озерск.

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Ход занятия,

Учитель: Приветствие: Слайд 1.

У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Сели ровно, спина прямая, ноги на уровне стула. Слайд 2.

Посмотрите на доску. Кто прочитает тему урока?

Что же нам делать? (Вой ветра, влетает письмо) Слайд 3.

Кто же это прислал письмо? Давайте узнаем. (читаем письмо).

О чём узнали?

Кто догадался, какая тема занятия? (Животные Арктики в опасности) Слайд 4.

Каким другим словом можно заменить слово опасность: (угроза, страх, беда) Слайд 5.

Кто из вас знает, какое слово звучит призывом о помощи на всех языках одинаково? (SOS) Слайд 6.

Можем ли мы оставаться равнодушными? Нет.

Какая цель нашего занятия? Слайд 7.

Узнать, КТО просит о помощи?

Какая угроза?

Попытаться помочь?

Сегодня мы попытаемся решить эту проблему для этого мы отправляемся в путь. Как вы думаете, если мы ответим на все эти вопросы, животные Арктики будут спасены? А вот какую гипотезу выдвинул автор письма. Читаем письмо…. Наша задача выяснить, чья гипотеза верна.

Психолог: МОБИЛИЗАЦИЯ. Слайд 8.

Так как мы живем на Урале, поэтому наш путь будет пролегать по равнине (дорожка, проходим два раза, друг за другом), Слайд 9. по горам, (лесенка), мальчики поддерживают девочек за руку, а потом проходят сами. Кто прошел по лесенке, садится на стульчики (в самолет). Надеваем обувь. И мы отправляемся в путь. Слайд 10.

Учитель: Добрый день уважаемые учёные! Слайд 11. Экипаж самолёта приветствует вас на борту нашего лайнера. Сядьте ровно, пристегните ремни безопасности. В конце полета каждый из вас получит конверт с заданием.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про Арктику . Слайд 12-18.

Просмотр слайдов с чтением фраз и загадки про северное сияние.

Посмотрите в иллюминатор. Что мы видим? Слайд 19. Северное сияние.

О чём это говорит? О том, что мы приближаемся к Арктике.

Психолог: Приготовились к посадке, сели ровно поправили ремни безопасности, мы приземлились в суровой Арктике. Нам нужно тепло одеться, надеваем теплый комбинезон, куртку, шапку. Мы готовы к работе!?

Учитель: Вас встречают руководители групп. Слайд 20.

Итак, мы распределились по группам, у каждой группы свое задание. Выстраиваемся и расходимся. Всем удачи!

По сигналу расходимся в свои лаборатории, по сигналу встречаемся здесь и заслушиваем результаты исследований. По 1 человеку от группы. Садимся на места в конце работы.

Работают 5 -7 минут.

Проверка:

Психолог: Группа №1 биологи (защита)

Доп. вопрос: Кто просит о помощи: животные Арктики?

Какие животные, какие фигуры вы использовали?

Какие качества ученого вам помогли справиться с заданием? (Терпение, творчество, желание помочь).

Посмотрите, как приветствуют вас животные, которых вы нарисовали, они светятся ярким, красивым, радостным цветом.

Включить подсветку.

Психолог : Группа №2 группа МЧС

Как мы помогли животным? Накормить их.

Доп.Вопрос: Какие качества вам помогли решить эту проблему? (выносливость, сообразительность, ловкость).

Учитель: Группа №3 Исследователи.

Доп.Вопрос:Какая угроза возникла на материке?

Какие качества вам помогли, чтобы добиться успеха?

(умение убеждать, говорить, смекалка)

Можем ли мы сказать, что наша проблема решена? Слайд 21.

Посмотрите на доску. Что исчезло (SOS) Почему? Слайд 22.

Вернёмся к письму

Дочитаем ПИСЬМО.

Помог ли он нам? Почему?

Благодарны ли вам, ученым, животные Арктики? Озвучить животных (приклеить слова благодарности).

Психолог : Рефлексия: Слайд 23.

Предлагаю вам подойти к столу, выбрать разноцветные ладошки, которые соответствуют вашему настроению от проделанной работы и прикрепить их вокруг земного шара на доске. Вам нравится? Мы попытались изменить обстановку в Арктике, а значит и на всем земном шаре. Слайд 24.

Предлагаю взяться всем за руки и встать в круг ведь наша Земля круглая.

Пусть крутится Земля,

Пусть будет счастье на планете,

Пусть радуются дети, и льется добрый свет!

На этом мы завершаем занятие, вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вручение медалек, проговорить об изображении на медальке.

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «В Арктику!»

Вид: игра.

Класс: 6-7

Цели мероприятия:

Развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;

- развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Организация игры:

В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий. Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.

Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.

Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?

Только разбегаются по воде морщинки.

Уплывают льдинки, словно вовсе не было.

Вновь вода, как зеркало, а над нею - небо.

В небе - тучки птицами, море не качает.

Льдинками-сестрицами Арктика встречает.

Чтец - Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!

И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!

- Будем силой меряться! Не боимся холода!

С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!

Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.

Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.

(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)

Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.

Чтец Стон ледников, рождающий в ночи

Безжизненные айсберги-громады.

И ветер канонадою звучит,

Швыряя в темень снежные заряды.

Железный скрежет ледяных полей,

Да вздыблено застывшие торосы...

Кресты из мачт погибших кораблей

Здесь капитанам ставили матросы.

Они стоят средь мглы и мерзлоты

Наедине навечно с океаном

Как памятники русским Магелланам,

Дошедшим до бессмертной широты.

Станция «Историческая»

«Историческая ошибка » (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)

1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)

2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)

3. В 1878-1879 гг, впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий.)

4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)

5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)

6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)

7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)

8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)

9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)

10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол - атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)

Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,

Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.

Напирая носом и тесня бортами,

Меряется судно силою со льдами.

Под кормою льдины бьются в пене белой.

Ледяную стену судно одолело!

Вот такую летнюю, грозную и яркую

В первый раз на свете я увидел Арктику.

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Географическая»

« Географический диктант»

На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Текст для проверки

Арктика(от греческого αρκτικός — северный ) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево , Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка .

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность . Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия , Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск , Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути

Чтец Все года и века и эпохи подряд

Все стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг.

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лед-

И найдут они счастье птичее,

Как награду за дерзкий полет.

(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)

Станция «Биологическая»

Ведущий . Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.

(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)

(Растения: щучка арктическая, лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)

Чтец Льдины молодые и разводья строчками,

Плечики прикрыли снежными платочками

Льдины любопытные. До чего ж их много!

Окружили судно, заступив дорогу.

Льдины любопытные! Льдины грани острые!

Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Полезная»

Конкурс капитанов

(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)

Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)

Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.

Обсуждение

Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,

и полярная ночь околдует меня,

отпущу на собачьей упряжке ремни,

и помчат мои лайки резвее коня.

А со мной рядом опытный мчится каюр,

на такой же упряжке весёлых собак,

меха волчьего шубы пошиты из шкур,

не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.

Остановимся, чуя вблизи полынью,

освещаемы низко плывущей луной.

(Здесь морозен январь и морозен июнь,

и упряжки стоят рядом с осью земной.)

Под полозьями - снега алмазная пыль,

что со звёздами Севера в близком родстве.

В небе сполохи бледно-лиловых чернил -

озорного сиянья полярного свет…

Станция «Литературная»

Команды представляют домашнее задание - презентацию - иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.

(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.

Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему: «Путешествие в Арктику»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель первой квалификационной категории

Ивенская Венера Минвалиевна.

Пгт.Берёзово, ХМАО-Югра

Форма проведения : игровая.

Цель : Систематизация знаний о жизни животных в Арктике.

Задачи.

Образовательные:

акрепить представление детей по теме «Животные Севера» ;

Учить экспериментировать, делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать выразительную речь;

Согласовывать речь и движения;

Обогащать словарь по теме занятия.

Воспитательные:

Вызывать у детей любовь к природе;

Воспитывать интерес и стремление изучать природу.

Предварительная работа . Чтение произведений художественной литературы В. Катаев «Цветик – семицветик», Г- Х. Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы», Н.Сладков «Полярной ночью», «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре» Г.Снегирев «Пингвиний пляж», А.Членов «Как Алеша жил на Севере»; просмотр презентаций, альбомов, картин, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы; заучивание стихов, загадок; составление рассказов о северных животных;

ООД - развитие элементарных математических представлений по теме: «Умка ищет друга», развитие речи по теме: «Звери и зверята»,аппликация по теме «Животные альбиносы» , лепка «Животные полярных областей»; изготовление макета «Арктический пейзаж»; подвижные игры народов Севера «Белые медведи», «Пингвины с мячом»; сюжетно – ролевые игры «Полярные исследователи», «Обитатели Крайнего Севера»; строительные игры «Арктическая исследовательская станция»; дидактические игры «Узнай по описанию», «Фантазеры», «Кому, что нужно».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, совместная деятельность взрослых и детей.

Материалы и оборудование:

глобус, покрывало, красные флажки на липучках, цветик - семицветик, предметные картинки и буквы для выкладывания слова «Артика», разрезанные квадраты из картона, тазы с водой, салфетки, детский крем, двусторонняя цветная бумага, презентация «Арктика», мультимедийное оборудование, сугробы и снежинки из синдипона, игрушка Умка.

Ход ООД.

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив задание. Возьмите по одной картинке и рассмотрите ее. Определите первый звук в слове – названии предмета, изображенного на картинки, и найдите соответствующую букву. Подойдите к доске и выложите из этих букв слово и прочтите его. Цифры на картинках помогут выложить вам слово.

Дети выкладывают слово «Артика»

Воспитатель. Мы отправимся в Арктику. Узнать, где она находится, нам поможет предмет, который я спрятала. Отгадав загадку, вы узнаете этот предмет.

Ребенок загадывает загадку.

Ребенок.

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где с вами мы живем!

А если в космос мы взлетим,

То из окна ракеты

Увидим шар наш голубой-

Любимую планету.

(И.Петросян)

Воспитатель. О чем говорится в стихотворении?

Дети. О планете Земля.

Воспитатель. Как называется модель нашей планеты, уменьшенной в десятки миллионов раз?

Дети. Глобус.

Убираю покрывало с глобуса.

Воспитатель. Кто из вас знает, где находится Арктика?

Дети. На Крайнем Севере

Воспитатель . Что такое Арктика?

Дети . Это огромный Северный Ледовитый океан, постоянно покрытый льдом.

Воспитатель . Какая там погода?

Дети. В полярных районах земли всегда холодно, здесь, даже летом температура воздуха редко поднимается выше нуля.

Воспитатель. Что такое тундра?

Дети . В Артике прилегающие к Северному Ледовитому океану суши называют тундрой.

Воспитатель . Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения.

Правда у них очень короткие корни, так, как под верхним слоем оттаявшей почвы земля остается замороженной и называется вечной мерзлотой. Давайте найдем на глобусе Арктику и обозначим ее красными флажками.

Дети находят на глобусе Арктику.

Воспитатель. В каком городе мы живем?

Дети. Березово.

Воспитатель. Арктика находится не так далеко от нас. Но если мы будем добираться на каком - либо виде транспорте, то займет немало времени. Как вы думаете, как можно быстро туда попасть?

Дети предлагают невероятные предложения.

Воспитатель . Нам поможет цветик – семицветик.

Но прежде, чем мы попадем на северный полюс, давайте с вами разберемся, что вы наденете.

Воспитатель. Мы наденем теплые куртки …

Дети составляют предложения по образцу. Мы наденем теплые куртки, меховые шапки, теплые валенки, меховые сапоги, шерстяные варежки. И т.д.

Воспитатель . Теплую одежду мы приготовили, пора отправляться в дорогу.

Закрываем глаза и произносим.

Дети закрывают глаза и хором произносят слова.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли-

Быть по – моему вели.

Воспитатель. Вели, что бы мы оказались в Арктике!

Звучит аудиозапись «Вьюга»

Ребенок.

На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца – тьма,

И ярко светят звезды.

Воспитатель. Какая погода в Арктике зимой?

Дети. Здесь холодно, морозно, ветрено.

Воспитатель . Как называется удивительное небесное явления природы, которое можно видеть в этих местах.

Дети. Северное сияние.

Показ слайдов с изображением северного сияния

Воспитатель . Арктика – царство снега и льда. Как здесь пустынно! Ребята, а кто это?

Достаю из под сугроба медвежонка Умку.

Воспитатель. Здравствуй, Умка, почему ты такой грустный?

Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались.

Воспитатель. Ребята, что же делать?

Дети. Надо научить Умку собрать квадраты из частей.

Дети складывают квадраты из частей.

Умка. Спасибо, теперь я смогу построить ледяной домик.

Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один, где твои друзья?

Умка. Я маленький, ни с кем не успел подружиться.

Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.

Дети садятся на стулья и смотрят презентацию.

Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.

Слайд «Овцебык»

Воспитатель. Что за зверь?

Дети. Овцебык.

Воспитатель. Кто может рассказать Умке про это животное.

Рассказ детей по желанию по перфокартам.

Ребенок.

К ветрам холоду привык

Заросший шерстью овцебык.

Он все подряд жевать готов:

Мог, ягель, веточку кустов.

Красивый, скромный, добрый зверь,

Жаль малочисленный теперь.

(Н.Радченко)

Воспитатель. Умка, ты запомнил, как называется это животное.

Умка. Овцебык.

Слайд «Песец»

Воспитатель. Дети, скажите Умке, кто это?

Ребенок.

Песец – полярная лисица

Жить в Заполярье не боится,

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты.

(О.Квитко)

Воспитатель. Песцы относятся к семейству псовых. Песец тявкает и умеет рычать, как собака. Детенышей песца называются щенком.

Умка, познакомься еще с одним северным животным.

Слайд «Северный олень»

Воспитатель. Как называется это животное?

Дети . Северный олень.

Воспитатель. Кто хочет рассказать Умке про северного оленя.

Ребенок.

Белой тундрой целый день

Ходит северный олень,

Разгребает снег копытом,

Сладкий ягель ест досыта.

(И.Ковязин)

Воспитатель . Ребята, а вы знаете, для чего люди разводят оленей?

Ребенок.

Люди в тундре выжить не смогли бы

Без оленей северных – карибу.

На оленей в тундре вся надежда:

Все от них и транспорт и жилье,

И еда, и обувь, и одежда.

Без оленей в тундре не житье.

(Н.Радченко)

Воспитатель . Умка, поиграй с нами в игру «Олени, волки».

Описание игры. В зале находятся несколько обручей, в каждом из них находится двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре мама,

С нею оленята.

Топают по снегу

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « Волк идет!» оленята убегают в свои домики (обручи). Пойманных оленей волк уводит к себе.

Воспитатель. Продолжим рассказывать Умке о животных Арктики.

Слайд «Морж»

Воспитатель. Как называется это животное?

Дети Морж.

Ребенок.

Правда, толстокожий морж

На слона чуть- чуть похож?

Бивни носит он, как слон,

Да и весит пару тонн.

Но живет он в царстве льда,

Где холодная вода.

Закаленный, хладостойкий,

С толстой жировой прослойкой.

И питается не фруктами –

Рыбой и морепродуктами.

(Н.Радченко)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем моржам такие длинные и крепкие бивни?

Дети . С помощью бивней моржи взбираются на льдины, защищаются от врагов и выкапывают из песка или ила моллюсков.

Воспитатель . Пора познакомить с хозяином этих мест. Арктика – владения белого полярного медведя.

Слайд «Белый медведь»

Умка. Ой, это же моя мама.

Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня.

Умка. Мы белые медведи, очень любим, плавать и нырять.

Воспитатель. Хотите узнать, почему медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды. Давайте проведем опыт.

Дети подходят к столу, на котором расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки.

Воспитатель . Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?

Дети. Рука стала мокрой.

Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?

Дети. Рука покроется льдом.

Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.

Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?

Дети. Они слетели с руки.

Воспитатель . Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет.

Дети …нечему будет превращаться в лед.

Воспитатель . Кто сделает вывод?

Ребенок.

Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром.

Воспитатель. Умка, дети правы?

Умка. Да, все правильно.

Воспитатель. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики.

Ты можешь с ними подружиться. Ребята, давайте сделаем подарки для Умки и его новых друзей.

Умка, что ты любишь есть?

Умка . Рыбу.

Воспитатель . Давайте сделаем рыбок из бумаги. Перед работой надо разогреть пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

На севере белый мишутка живет,

(Растирают предплечье и кисти рук )

Но только, как бурый, он мед не сосет.

(Наклоняются вправо - влево, покачивают указательным пальцем вправо – влево)

Наш Умка пытается рыбку ловить.

(Складывают ладони вместе, выполняют ими движения вверх- вниз)

Чтобы вкусно покушать и жить - не тужить.

(Поглаживают живот и хлопают в ладоши)

Дети садятся за столы, делают из бумаги рыбок (оригами)

Воспитатель. Вот сколько рыбок мы сделали для тебя, Умка, и для твоих друзей.

Умка благодарит.

Воспитатель. Пора нам возвращаться в детский сад.

Ребята прощаются с Умкой .

Воспитатель . Вернемся с помощью глобуса. Всем необходимо коснуться глобуса, чтобы никто не остался на Северном полюсе.

Давайте глобуса коснемся

И в детский сад вернемся.

Дети касаются глобуса.

Рефлексия.

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам путешествие? Где были? Кого встретили? С какими животными мы познакомили Умку? Что нового узнали? С каким настроением вы вернулись?

Ответы детей.

Список литературы.

1. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа. Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ», 2012.

2. Осина, И.А. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа: учебное пособие/И.А.Осина (и др.).

3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2014.

4. Скоролупова О.А.Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО Технология введения ФГОС дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. – Москва, издательство «СКРИПТОРИЙ 2003»,2015.

5. Черноиванова Н.Н.и другие. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ»,2016. Журнал. «Ребенок в детском саду» №7/2015.с.76

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой

Пуровский район

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием технологии СИРС

«Животные белых просторов»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Измайлова А.Ш.

Уренгой

2017 г.

Цель : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Арктики .

Задачи :

Обучающие :

Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

Расширение кругозора детей.

Упражнять в нахождении геометрических фигур по схеме, создавая определённый рисунок;

Упражнять в употреблении существительных уменьшительно-ласкательного значения

Развивающие :

Развивать связную речь и умение правильно строить предложение

Развитие внимания и зрительного восприятия.

Способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Воспитывать любовь к животным , эстетическое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа:

Познакомились с глобусом, дети рассматривали иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды ; дети имели возможность посмотреть мультфильм «Умка» ; дети рисовали «Северное сияние».

Оборудование :

Использование технических средств: СИРС, видеофильм «Об Арктике»;

Картинки с животными Арктики;

Коробка с цветиком-семицветиком и белым медвежонком;

Танграм;

Шаблон медведя на каждого ребенка,

Ватные диски,

Баночки для клея,

Кисточки,

Салфетки.

Ход мероприятия

Предложить детям выполнить аппликацию, на заранее подготовленных рисунках:

Нанести на силуэтное изображение медведя клей;

Нарезанную пряжу уложить на клей, аккуратно выравнивания контур;

Плотно прижать пряжу ватным диском к основе;

Стряхнуть остатки ниток.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте вместе поиграем.

Оргмомент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесем.

Воспитатель : Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего дня ».

Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки) .

Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Непоседы» . Вы хотите узнать, что находится в бандерольке (Да)

Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик» .

Воспитатель :

Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?

Как вы думаете , а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка : «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить наш материк и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного . А поможет вам цветик – семицветик с заданиями»

1 -е задание: (беру лепесток) «Узнать кому мы должны помочь добраться до дома»

(дети первой подгруппы собирают танграм на компьютере, дети второй подгруппы подгруппы – танграм за столом)

Ребята, что же у вас получилось? (Белый медвежонок) Ой, а кто это у нас такой, маленький, беленький. Да это же Умка. (Воспитатель достает фигурку белого медвежонка)

Воспитатель: А вот где живёт наш Умка? Мы узнаем из 2-го задания. Отгадайте загадку:

Знает каждый ученик

Самый верхний материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Арктика )

Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?

Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на ледоколе. Правила поведения на корабле:

1. Без команды капитана нельзя выходить и подниматься на корабль

3. Нельзя кричать и бегать на корабле, толкаться запрещается

4. Если начнется кораблекрушение, то необходимо надеть спасательные жилеты, они у нас вот тут, первыми спасаем женщин и детей

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода и льда!

Воспитатель: Но нам нужно выполнить следующее задание, отрывайте следующий лепесток. (СИРС «Игра на внимание») Посмотрите, подул сильный ветер, один элемент из наших «снежинок» потерялся, давайте их найдем.

Ребята, вы молодцы! И с этим заданием мы справились хорошо! Но посмотрите, наш Умка грустит. Давайте с ним поиграем. (Презентация «Глазная гимнастика»)

Ну что же, поплыли!

Просмотр видеофильма.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети, как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и ивы средней полосы?

Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.

Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое полярный день?

А бывает ещё полярная ночь. Что же это такое?

В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.

Но к этим суровым условиям приспособились обитатели севера. Какие?

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода - ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода - день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой - «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Воспитатель: Узнать, какие животные здесь обитают, нампомогут волшебные снежинки (дети срывают следующий лепесток)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм (белый медведь)

Дети кто нам расскажет про белого медведя?(сообщение ребенка)

Главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая длинная шерсть и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия он может плавать даже под водой. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. Он питается рыбой, тюленями и моржами. Когда приходит пора появлению потомства медведица забирается в снежную пещеру. Медвежата рождаются очень маленькими, слепыми, глухими, беспомощными растут и медведица не выходит из берлоги. Она согревает их своим теплом кормит малышей молоком. Белых медведей на Земле осталось совсем немного, поэтому охота на них запрещена. Они занесены в Красную книгу.

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж) .

Ребенок рассказывает про моржа.

Моржи коричневые, у них есть белые клыки, при помощи клыков они взбираются на льдины, втыкают клыки и поднимаются. Ласты помогают им во время плаванья. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень) .

Рассказ про оленя:

Северный олень ― очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога. Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя. Он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

Воспитатель: (беру лепесток) Игра «Угадай кто?» У всех животных , даже в таких суровых условиях рождаются детеныши, вам необходимо будет назвать их.

У белого медведя… (медвежонок) ;

У моржа (моржонок) ;

У оленя… (оленёнок) ;

У пингвина (пингвинёнок) ;

А у тюленя детёныш называется по-особенному, как? (белёнок) .

Воспитатель: Ой, посмотрите какой грустный медвежонок. Как вы думаете почему?

Дети: Он один, у него нет друзей.

Восп.: Как же нам ему помочь?

Дети: Давайте поможем Умке найти друзей. Мы с вами рисовали рисунки про Северное сияние. Давайте на этих рисунках изобразим друзей для Умки.

(Проводиться художественное творчество: аппликация, под песню "Про медведя" из мультфильма Умка.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, Медвежонок стал веселый, у него появилось много друзей и эти друзья укажут ему путь к маме. Спасибо Вам!

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний лепесток. Мы с вами находимся в Арктике. Какое же желание мы с вами можем загадать? (вернуться обратно в детский сад) А вы помните, что надо сказать:

Лети, лети - лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели!

Вели, чтобы мы с детьми оказались в детском саду!

Итог занятия: Где находится Арктика (На Северном полюсе) . Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике ? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов) Почему эти животные живут в Арктике ? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех , делает их незаметными на снегу).

Стук в дверь. Входит почтальон с посылкой.

Почтальон: Здравствуйте! Это какая группа? («Непоседы») Замечательно! Вам пришла посылка с Северного Полюса от Умки. (дети получают угощения от Умки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.