Чеченский синдром

Вернувшиеся с войны считают всех своими должниками

Олеся Носова, Ульяна Скойбеда

Чеченский синдром - новый диагноз, который теперь появился в военной психиатрии. Вернее, новое название старого диагноза - раньше такой синдром назывался афганским, а еще раньше - вьетнамским.

Все (!) ребята, прошедшие чеченскую кампанию (или любые другие “горячие точки”), в той или иной степени страдают этим заболеванием.

Синдром характеризуется тем, что в своем сознании человек по-прежнему живет в войне. Он не может спать - а если засыпает, она ему снится. Человек кричит, стонет во сне. А наяву ему постоянно кажется, что вот-вот рядом начнут взрываться гранаты. Во всех прохожих с темными волосами ему мерещатся боевики, которые его преследуют (здесь можно говорить даже о мании преследования). “Чеченцы” не могут заставить себя ходить по траве - они боятся “растяжек”. Неожиданный шум, “выстрел” автомобиля заставляют их падать на землю, спасаясь от “взрыва”, - это естественная реакция.

И тут возникает серьезный конфликт между вчерашним солдатом и мирными обывателями. Вернувшийся с войны человек изначально считает, что мирные жители у него в долгу. Пока он, герой, проливал за них кровь, сидел в окопах, кормил вшей, они, тыловые крысы, нежились в уютных постелях, ездили в метро (вспомните - такие же симптомы были у фронтовиков, вернувшихся с Великой Отечественной войны). Человек хочет, чтобы теперь все эти тыловики преклонялись перед ним, холили его и лелеяли, пели ему дифирамбы. А люди вовсе не собираются этого делать! Наоборот - считают “чеченца” каким-то странным, “придурковатым”. И конфликт этот со временем только усиливается. Фронтовик пару раз по пьянке выскажет все, что он думает об “этих дезертирах”. В ответ его перестанут приглашать в компании. Он начинает пить. Его выгоняют с работы...

Кстати, о питье. Как правило, 90 процентов вернувшихся с войны начинают серьезно пить. Водка обостряет все симптомы...

Отсюда, из противоречия между “героической” психологией фронтовика и реальностью, и возникают многочисленные случаи, когда “чеченцы” неожиданно, вроде бы беспричинно начинали стрелять на улицах. Убивать или насиловать женщин. Подсознательно они считают, что вправе делать это. Мы - воши, а они право имеют. Заслужили это право там, в окопах.

Мародерство - то же самое. Ведь окружающие люди обязаны “чеченцу” всем. В том числе и своим имуществом.

Синдром солдатского сердца

Как помочь молодым ветеранам локальных войн

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

У этого красивого 26-летнего парня, казалось бы, нет проблем. Сергей выбрал самую трудную судьбу: сознательно пошел в армию, на войну, в разведку. Он из уличных пацанов, никогда не был маменькиным сынком. Прошел вторую Чеченскую кампанию, сохранив себя и свой взвод. Вернулся к любимой, женился, нашел работу. Война не прошлась по нему тяжелым катком. Тогда почему он вздрагивает при залпах салюта, вскакивает во сне на автомобильный выхлоп? Зачем изо всех сил рвется обратно на войну? О проблемах воинов-интернационалистов, которых с каждым годом становится все больше, мы беседуем сегодня с главным врачом Челябинского областного клинического терапевтического госпиталя ветеранов войн, профессором кафедры неврологии УГМАДО Дмитрием АЛЬТМАНОМ и заведующей кафедрой психиатрии ЧГМА, профессором Ириной ШАДРИНОЙ.

Стресс длиною в жизнь

Сергей сам никогда бы не обратился в госпиталь, он считает себя достаточно здоровым, не подозревая, что последствия боевой психической травмы исподволь разрушают организм, у которого пробит барьер адаптации. Сережа пережил страшный шок, когда в Чечне на его глазах убили друга. Так он не вел себя больше никогда: плакал, чуть не бился головой о стену. Наутро проснулся другим человеком, жестко разделившим: вот враг, а это - оборотная сторона. Потому он и сейчас так остро реагирует на звук вертолета, мечется ночью по квартире в поисках каски. А утром не может вспомнить ничего.

У этого в целом благополучного мальчика, адаптировавшегося в мирной жизни, не ставшего ни алкоголиком, ни наркоманом, пограничное психическое расстройство. Если бы в первые три месяца после возвращения из Чечни он прошел реабилитацию, этих последствий бы не было, - комментирует психиатр.

Для этого в Челябинском госпитале для ветеранов войн и был создан центр медико-психологической и психосоматической реабилитации. Сергея вызвали сюда для прохождения диспансеризации.

С 2006 года мы занимаемся этой проблемой, - объясняет главный врач госпиталя. - Афганский, чеченский синдром - это ведь не просто слова, за каждым стоит конкретная человеческая жизнь. Боевая психическая травма - это стресс, запредельный для человеческих возможностей. Он может длиться годами, но у большинства остается пожизненно. Я в своей докторской диссертации занимался проблемами афганцев, изучая их особенности 16 лет спустя после войны. Половина из этих ребят несколько раз вступала в брак, но жить в семье не могла. 75 процентов из них не изменили круга общения: они не понимали людей, не прошедших войну, то есть дружили только со "своими".

Мне говорят: "Разве такое возможно?" А попробуйте, встаньте на беговую дорожку, пробегите 5-6 километров. Когда вы сойдете с нее, голова все еще продолжает кружиться, вы как бы бежите. А этот человек перенес сильнейший стресс, думал лишь о том, как выжить, сберечь себя и товарищей, выполнить боевую задачу, был в постоянном запредельном напряжении. В результате происходит истощение собственных ресурсов. В свое время соседом у меня был молодой человек, недавно вернувшийся из Афганистана. Знаете, как он входил в квартиру? Сначала оглядывался налево-направо, вверх-вниз, делал шаг вперед и повторял свой маневр. То есть он был все еще в боевой готовности.

Сегодня к нам в госпиталь поступило двое ребят, одному 36 лет, другому - 42. Но каждый из них уже перенес по инсульту и инфаркту. В их основе - то самое пограничное психическое расстройство, которое не вылечили в самом начале. Оно реализовалось в раннюю изношенность организма, всех его регуляторных систем.

"Чужие" войны

Вьетнамский, афганский, чеченский синдром. Так его называли раньше, связывая с участием в "чужой" войне.

Впервые в истории этот синдром был описан врачом по фамилии Декоста, который был участником американских войн Севера и Юга (помните роман "Унесенные ветром"?), - рассказывает Ирина Шадрина. - В той войне впервые применили разрывные снаряды, и потому синдром назывался сначала "снарядный шок". Потом ему дали другое имя - синдром солдатского сердца.

На учете в госпитале состоят 5824 "афганца", 10191 "чеченец" из Челябинской области. Но войны не становятся далеким прошлым.

После Великой Отечественной войны Россия участвовала в 20 военных конфликтах. Сейчас Северный Кавказ, кошмар Осетии, серьезная обстановка в Грузии. Ребята оттуда к нам постепенно подтягиваются. Сейчас их уже 235, - говорит Дмитрий Альтман. - Очень важно ими заниматься в первые месяцы после войны. Когда возникает хронизация расстройства, делать это гораздо сложнее, да и эффективность ниже. Вот почему мы обращаемся не только к самим ребятам (порой они себя больными не воспринимают), но к их близким - женам, родителям, друзьям: приводите их к нам.

Страница Психолога

Навигация

Правление

Наш фотоархив (мероприятия, праздники)

Наша газета

Страница Юрия Исламова

Книга памяти (Свердл. обл.)

Мемориальная доска 40-й Армии

Афганский мемориал Погранвойск

Семьи погибших

Памятники и мемориалы

Музей "Шурави"

Творчество ветеранов

Культурный центр "Солдаты России"

Воины Отечества

Видео архив

Новые книги

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Строительство храма
"Воинской славы"
(г. Екатеринбург)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Конкурс армейской литературы

Создадим летопись подвига вместе

Группа "Афганский Блокнот"

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей

ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ

ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ

Солдат вернулся домой. Слава богу, живой! Не всегда здоровый и невредимый, но живой. Для родных и близких, да и для него это главное.
Он вернулся, но война стала частью его жизни. И потому через месяц, а может через год, начинается то, что так тяжело перенести близким людям.
«По ночам он вскакивает, кричит, зовет на помощь, обещает кому-то отомстить. Днем — замкнутый, неразговорчивый, вдруг ни с того ни с сего раздражается, начинает скандалить с родными. Не был ни ранен, ни контужен, но на его глазах умирал лучший друг. Говорит, что хочет снова в Чечню — «перестрелять их...».
Похожие истории рассказывают солдатские матери и жены из всех уголков России. Это - «чеченский синдром», родной брат «афганского», «вьетнамского», «алжирского»... В психиатрии отмечен как «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР).
«Чеченский синдром» - штука коварная и проявляется не сразу. Сначала - эйфория. После возвращения с войны каждый испытывает невероятную радость, что удалось вернуться домой живым.
Но ликование вскоре проходит. Человек учится заново жить в ставшем ему чужим мире. Иной раз доходит до абсурда. Некоторые не могут спокойно пройти по траве, потому что боятся «растяжек», напрягаются, когда навстречу идет темноволосый человек, боятся резких и громких звуков, низко летящего самолета. У людей появляется склонность к агрессии и пренебрежение собственной жизнью.
Чтобы понять вернувшегося с войны человека, его родным и близким нужно иметь представление о том, что с ним происходило и происходит. Ведь реальность мира боевых действий отличается от повседневного мира.
Первое тяжелое испытание -это разлука с домом, близкими людьми. И это не просто долгая разлука. Солдат на войне никогда не знает, придется ли ему увидеть все это вновь.
Любая резкая смена жизненных обстоятельств - это стресс. Состояние стресса мобилизует организм для быстрого обучения новым способам поведения в сложной ситуации. А в боевой обстановке стресс приобретает совершенно особый характер. Под влиянием множества стрессовых факторов, с которыми каждый день на войне сталкивается воин, у него формируется комплекс психических реакций, дающий возможность выжить в этих условиях. Это своего рода ответ на предъявляемые войной требования к психике человека. Чтобы остаться в живых и решать боевые задачи, человек мобилизует все свои моральные и физические силы.
Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, - сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни. Его психика начинает работу по созданию новой картины мира. Но как соединить прошлые представления и привычки с тем, что человек получает на войне? Многое здесь зависит от того, насколько человек готов к новой ситуации, насколько он стрессоустойчив и насколько он «обучаем», то есть может ли он усвоить новый опыт, предлагаемый ему войной.
Во все времена солдату приходилось свыкаться с тем обстоятельством, что ему самому придется убивать или быть убитым. В минуту опасности многие свойства личности раскрываются с неожиданной стороны. Непрерывная череда пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти формирует особый тип психологии участника боевых действий.
«Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание ее наступления, потеря личной свободы и принудительный характер поведения - все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, - писал в 1935 году в эмиграции русский военный психолог, в Первую мировую - полковник Генерального штаба Р. Дрейлинг. - Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов - словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счете, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем».
На войне тесно переплетаются опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воюет. Наступает затишье - и в эти часы он занят работой, от которой во многом зависит успех в новом бою. Среди важнейших факторов, влияющих на психику бойца, Р. Дрейлинг называет «особые условия военного быта, вне привычных общественных и экономических отношений». При
этом он отмечал, что «труд, производимый, например, пехотинцем в полном вооружении и снаряжении, превосходит по количеству расходуемой энергии самые тяжелые формы не только профессионального, но и каторжного труда».
Война всегда оставалась трудом не только опасным, но и изнуряющим человека физически и психически. Поэтому отдых, прежде всего сон, так ценятся на фронте. «Война выработала привычку спать при всяком шуме, вплоть до грохота ближайших батарей, и в то же время научила моментально вскакивать от самого тихого непосредственного обращения к себе», - вспоминал участник Первой мировой, полковник Г. Чемоданов. И это характерно для всех войн.
Однако даже непомерные физические нагрузки не идут ни в какое сравнение с моральными нагрузками солдатской работы. По данным военных психиатров, в первых боях Великой Отечественной войны примерно четверть солдат рвало от страха. Лишь около 2 процентов впервые попавших под обстрел воинов могли адекватно реагировать на ситуацию, но и их в той или иной степени поражал боевой стресс.
Для снятия стресса на войне люди пользуются тем, что имеют. Пили и пьют на войне много, но не пьянеют. Хронический стресс снижает чувствительность к алкоголю. Во всех армиях мира перед боем рядовые и офицеры выпивали положенный им стакан. Для храбрости, а главным образом для предохранения от болевого шока при ранении. Впрочем, и после боя солдат пил стакан-другой для психологической разрядки. Шли в ход и наркотические средства.
Война затрагивает все уровни человеческой психики. Чтобы справиться со страхом смерти или увечья и необходимостью убивать самому, человеку нужны очень серьезные побудительные мотивы, высшие смыслы.
На войну идут как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае к тяготам военной службы добавляется непонимание и непринятие причин, по которым приходится их терпеть. Внутренний конфликт в такой ситуации неизбежен.
Конечно, многое зависит и от личности воина. Психология человека, оказавшегося в роли солдата, формируется еще в мирный период, война же выявляет с наибольшей определенностью те или иные качества, а также вызывает к жизни новые, которые не могут возникнуть в мирной обстановке, а на войне формируются чрезвычайно быстро.
Человек на войне за короткий срок изменился и вновь стать таким, каким был, не сможет никогда. Теперь перед солдатом встает задача возвратиться к мирной жизни. Это долгий путь, но пройти его необходимо. И здесь так важны поддержка и любовь родных и близких и вера в то, что задача эта разрешима и реальна.

Нина ДУДНИКОВА

Журнал "Боевое Братство", № 4, 2007 год

Это лишь немногие цитаты из статей психиатров и психологов. К сожалению это наша действительность. А обсудить эту проблему я решила после общения в блогах с людьми, которые воевали.... Явная агрессия некоторых из них вдруг позволила мне осознать, что они уже не могут жить без врагов, которых необходимо уничтожать и сейчас такими врагами для некоторых из них являемся МЫ-люди не знающие войны. Но они живут среди нас, это факт и никто с ними не работает, мало того большинство из них идет работать в милицию и другие силовые структуры. Никто не занимается их реабилитацией. А ведь часть из них опасны для нас с вами, для наших детей. Что же делать....Хотелось бы услышать ваши мнения....

Фото с сайта www.unian.ua

Facebook

Twitter

Сегодня каждый задавался вопросом: почему идут воевать? И в этом случае не важно по какую сторону баррикад становится мужчина с автоматом. А следующий вопрос, который идет прямым следствием из первого: почему возвращаются на фронт те, кто уже "хлебнул с лихвой" тягот военного времени.

Две жизненные истории, два человека из разных миров, две абсолютно разные судьбы. Первый, назовем его Афганец, за 50 лет. Прошел Афганскую войну, Чечню, везде воевал наемником. Вернулся к мирной жизни, бизнес, семья, двое детей. Сейчас все бросил и пошел на службу ДНР.

Второй, назовем его Англичанин, за 20 лет. Учеба в Англии, перспективы успешной карьеры и все жизненные блага не за горами. Поехал Майдан, затем события в Одессе, которые прозвали "одесская Хатынь". Сейчас парень служит в Правом секторе(ПС) и воюет в горячих точках на Донбассе. После расстрела автобуса с ПС на одном из блокпостов ДНР, где погибли боевые товарищи, вернулся на гражданку, но не на долго. Сейчас Англичанин снова в рядах ПС.

Можно ли сказать, что война вызывает зависимость и почему идут воевать специально для Vgorode рассказал психолог.

Ольга Володина, психолог

Если кто-то - хоть самый именито-знаменитый в области психологии - скажет вам, что точно может назвать весь пакет причин, обусловивший камбэк наших героев на поле брани, можете смело считать его шарлатаном. Всегда в таких историях есть какие-то потаенные причины, о которых человек и сам даже почти не догадывается, а если догадывается, то догадки свои загоняет в подсознание.

Возможно, Афганцу не хватало молодости и всего того, что с ней связано эмоционально и физически, и он попытался в нее вернуться. Возможно, семейная жизнь, кажущаяся со стороны полной чашей, была треснувшей чашкой, которую без веского повода было не судьба выбросить, а война - веский для мужчины повод. Возможно, бизнес отнимал слишком много сил, и этих сил в какой-то момент стало недоставать, чтобы удерживаться на достигнутой однажды вершине без риска свергнуться с позором, который трудно пережить в полтинник... Один мой хороший знакомый, тоже прошедший Афганистан, рассказывал, что его активно звали в ополчение. Он ответил: у меня семья, бизнес, я отвечаю за то, чтобы мои сотрудники - невзирая на войну - имели работу и зарплату, а это значит, что я не могу себе позволить все это бросить и дернуть в поля с автоматом. И не дернул. Понимаете, о чем я?

Что касается Англичанина, тут тоже можно лишь догадываться о том, каковы его личностные драйверы. Если бы я могла пообщаться с Англичанином, я спросила бы его о том, насколько самостоятельно он выбирал себе "кэмбриджский" путь, не было ли скрытого или явного принуждения со стороны семьи в этом вопросе? Боюсь, что такое принуждение было. Может, он хотел поваром стать, или водителем трамвая, или мечтал путешествовать по островам и дружить с папуасами... От того, что вожделенно, на что потрачены годы мотивированного труда, чем доволен, что хочешь развивать, не уходят добровольно. Даже на войну.

Развилась ли у наших героев патологическая зависимость от войны? Развивается ли она у всех, кто воюет?

Нет. Не думаю.

Шрамы в душе у всех, кто воевал, кто был мишенью и стрелком одновременно, остаются безусловно, стопроцентно, всегда.

Все в этом деле реально упирается в мотивы, побудившие человека взяться за оружие, в причины, погнавшие его на войну.

4 причины, почему берут в руки автомат и идут на войну:

Первая причина – приказ

Когда, хочу или не хочу, но – должен. Не имею другого выхода. Воюю, чтобы выжить.

Эта история касается, в первую голову, кадровых военных, т. е. людей, прошедших жесткий отбор и спецподготовку.

Главная задача таких людей на войне – выполнить боевую задачу, выжить и, если удастся, сохранить здоровье.

В их деятельности – минимум эмоций. Работа, ничего личного (в идеале).

Да, даже в таком профессиональном мозгу может "сорвать планку".

Но: чаще нет, чем да.

Вторая причина – корысть

То есть выгода. Причем выгода материальная (куда без нее!) обычно идет рука об руку с выгодой тайной, сокровенной – психологической.

Те, кто взял в руки оружие по второй причине, реально рискуют "подсесть" на наркотик войны. Психологические факторы и коммерческая составляющая здесь сплетаются – не разделить порой. Вы же понимаете, отнять при помощи оружия на воюющей территории ("война все спишет") проще, чем заработать умом, трудом, упорством, тратя на создание бизнеса годы и годы?! Кто после рискованного, но "аккордного" заработка захочет вернуться к заводскому станку и серым будням?

Кроме того, оружие в руках и лицензия на убийство по умолчанию (alagerrecommealaguerre, таковы "правила игры") сильно меняет человека, делает его избранным в некотором смысле.

Ведь убийство – самый большой грех в любой религии, А война снимает моральное, социальное и уголовное табу на убийство, более того, возводит его в ранг подвига.

А еще, оружие в руках создает иллюзию того, что "я все могу". Легко ли будет справляться вчерашнему солдату со сложными задачами жизни, когда он, лишившись оружия, станет в общую очередь за жизненныеми благами?

Так что решайте для себя сами, легко ли будет переставить человека, взявшего по тем или иным корыстным мотивам в руки оружие на мирные рельсы,

Опыт ВОВ, Афганистана, Чечни показывает: нет.

Третья причина – вынужденная мера

Когда, если хочешь выжить, защитить близких – воюй. Стреляй. Или (хотя бы) будь к этому готов.

Здесь исход дела зависит, упрощенно говоря, от двух факторов: особенностей личности (тут много всего сложного!) и глубины и характера перенесенного стресса. Каждый отдельный случай требует отдельного прогноза.

Четвертая причина – охота

Охота в самом егерьском понимании этого слова. Мы смело можем ее опустить. Современная война, мне кажется, не рождает на своих полях "егерей". Я, во всяком случае, их не встречала.

Вот, собственно, и вся теоретическая база проблемы в ее наисхематичнейшем изложении. Она вполне позволяет "прикинуть", сколько воюющих сегодня "подсядут" на кровавый наркотик войны. Приблизительно. Исследований пока, насколько я знаю, никто не проводил.

ЧЕЛОВЕК, ПРОШЕДШИЙ ВОЙНУ

Сундеева Марина Олеговна 1 , Татаренко Мария Андреевна 2 , Гнетова Людмила Валентиновна 3
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4-го курса
2 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4-го курса
3 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.ю.н., доцент кафедры «Всеобщей истории, классических дисциплин и права»


Аннотация
Война является серьезным психологическим потрясением, которое, несомненно, оказывает непосредственное влияние на мировоззрение людей, прошедших через боевые действия, потерю близких и родных. В статье рассматриваются особенности и своеобразие мироощущения человека, прошедшего войну.

MAN, THE LAST WAR

Sundeeva Marina Olegovna 1 , Tatarenko Maria Andreevna 2 , Gnetova Lyudmila Valentinovna 3
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 4th year student
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 4th year student
3 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, K.Yu.D., associate Professor of the chair "General history, classical Sciences and law"


Abstract
War is a serious psychological trauma, which undoubtedly has a direct impact on the Outlook of the people who passed through the fighting, loss of friends and relatives. The article discusses the features and peculiarities of the attitude of a man who survived the war.

Война… Казалось бы, такое маленькое слово, но сколько смысла, сколько страха, боли и горечи оно в себе заключает. Свист пуль, взрывов на полях боевых действий, потеря родных и близких коренным образом изменяют сознание людей, меняют самого человека, его мировоззрение, что отражается и на дальнейшей его жизни. Оставшегося после войны бойца изнутри тяготит израненная память. Каково мироощущение человека, прошедшего войну?

Человек на войне выступает не только в качестве свидетеля насилия над другими бойцами, но и сам принимает непосредственное участие в боевых действиях.

В воспоминаниях одних людей постоянно всплывают ранящие картины прошлого, связанные с пережитым, что заставляет вновь вернуться и пережить трагические моменты войны.

Другие – сознательно стараются избегать воспоминаний о пережитом. Ведь малейший намёк о событиях прошлых лет заставляют их вновь ощутить все горечи тех дней. Появляется инстинкт самосохранения, выражающийся, например, в острой реакции даже на малейшее приближение со стороны спины.

После пережитого участники войны уже не могут испытывать чувства радости таким образом, как это было до начала военных действий. Многие испытывают на себе творческий упадок, просыпается чувство уединенности, отстраненности от людей и всего окружающего мира. Чувство неуверенности превалирует над всеми другими чувствами, присущими человеку, жившему в нормальных условиях мирного времени. Наступает непреодолимое отчаяние .

Некоторые люди, участвовавшие в войне, наоборот стремятся решить все возникающие жизненные проблемы с помощью применения силы, с элементами эмоциональной агрессии .

Окружающим кажется странным такое поведение. Ведь, казалось бы, военные действия давно завершены. Зачем ворожить прошлое? Но именно это прошлое и повлияло на колоссальное изменение в поведении людей, что в свою очередь отразилось и на мироощущении, мировосприятии участников боевых сражений .

Многие не могут простить себе гибели товарищей, воевавших с ними. Многие долго не могли осознать, что на войне придется убивать .

А другие, наоборот, стали сплоченней. Как ни странно, но многих война объединила, связала, и даже помогла приобрести верных, надежных друзей, проверенных тяжелым испытанием. Такие люди вминают о войне не только тяжелые минуты боев, но и перерывы между боев, когда они могли отдохнуть, подбодрить друг друга шутками и песнями. Они как дети радуются всему тому, что их окружает, но больше всего мирному небо и больше всего они хотят, что б такого больше не повторилось никогда!

Человек, прошедший войну… Каков он?! Безусловно, это Герой, выдержавший и прошедший через нелегкое испытание, которое оставила свой неизгладимый след на его мировоззрении. У него происходит переоценка ценностей, он начинает ценить каждое мгновение, любовь, дружбу, жизнь. Боль, которую он прочувствовал на войне, никогда не сотрется из его памяти. Эта боль не столько физическая, сколько душевная – боль от потери родных и близких, товарищей, друзей.

Особую радость он испытывает в великий праздник – День Победы! Ведь для него это не просто дата, а конец тех страшных событий, постоянных бомбежек и перестрелок, ознаменование мирной, спокойной жизни. В этот день он испытывает гордость за себя, за верных друзей и товарищей, которых, может, уже нет в живых, за Родину!

Ветераны надевают ордена и медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали.

В этот день особенно трудно подбирать подходящие слова. Уместно будет припомнить слова великого писателя Э. Хемингуэя: «Люди, прошедшие войну – это особые люди».

Жизнь этих людей разделилась на две части: «до» и «после» .

«До» – это присутствие ежедневной настороженность, смерти, опасности. Это жертвы во имя будущего страны, во имя жизней других людей. Ведь именно защитникам Родины, участникам войны, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом, несмотря на то, что многих из них уже нет в живых .

«После» – это окончание войны, умение жить в мирных условиях, когда в голове остались лишь воспоминания о родных и близких, которых не осталось в живых, события военных действий, которые то и дело ранят душу .

Люди, прошедшие войну – это особые люди! Что же помогло им выжить и выдержать войну? Сила духа, патриотизм, любовь к Родине и ненависть к врагу! Герои живу среди нас, и не всегда разглядишь его в скромном человеке. Война всплывает в их памяти самым страшным, самым горестным воспоминанием. Но в то же время она напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Мы знаем о войне лишь понаслышке, но для этих людей она стала реальностью, которую никогда не сотрешь из памяти …

Дай Бог, чтобы такое больше никогда не повторилось.

По сюжету фильма "Недруги": Недруги онлайн – это кинокартина американского производства, действие которой разворачивается в позапрошлом столетии, а если сказать точнее, то в 1882-м году. В центре сюжета находится мужчина, прошедший войну и точно знающий цену жизни. Это капитан американской армии, уважаемый среди коллег и подчиненных человек. Благодаря своим подвигам он смог стать даже легендарной личностью в своем кругу. Он человек смелый, опытный, бесстрашный и умеющий защищать других. И нет ничего удивительного в том, что именно ему было поручено сопровождать одного мужчину, доживающего свои последние дни. Совместное путешествие бывших недругов Главный герой должен доставить вождя племени шайеннов из Нью-Мексико, точнее с отдаленного военного форпоста, находящегося на этой территории, в Монтану, к ее прериям. Кроме умирающего индейца в это непростое путешествие отправляется и его семья. Для капитана это дело привычное – сопровождать кого-то, но есть в этой ситуации одна особенность, которая делает ее для всех путешественников необычной. Дело все в том, что еще недавно главный герой и вождь индейцев были врагами, а теперь один помогал другому, не считая это чем-то преступным или зазорным. Времена изменились, война между американцами и индейцами утихла, наступило долгожданное перемирие, хоть и очень хрупкое. Компания путников пополняется Смотреть фильм Недруги будет интересно всем любителям вестернов и приключенческих историй с элементами драмы. Во время своего путешествия герои по пути повстречали женщину, которая была убита горем. Хоть она еще молода, но уже осталась совершенно одна. Ее родственников жестоко убили недруги, мужа тоже, потому она осталась вдовой. Новая знакомая решила присоединиться к группе путешественников, потому дальше она уже отправилась вместе с ними. И после этого для всех героев началась целая череда испытаний. Только бы избежать встречи с недругами Путь капитану и его подопечным предстоял неблизкий, да еще и по прериям – территории негостеприимной и опасной. Эта местность только кажется пустынной, но на самом деле опасность может поджидать на каждом шагу, и хуже всего будет, если придется столкнуться с команчами. Представители этого индейского племени настроены очень воинственно, потому встреча с ними может закончиться для героев плачевно. Хотите знать, что ждет путников в финале их похода? Тогда приглашаем к просмотру этой кинокартины у нас на сайте!

    Год: 2017
    Страна: США
    Перевод: Профессиональный многоголосый
    Качество: HD 1080
    Режиссер: Скотт Купер
    В ролях: Скотт Шеперд, Розамунд Пайк, Ава Купер, Стелла Купер, Дэвид Мидфандер, Gray Wolf Herrera, Кристиан Бэйл, Рори Кокрейн, Джонатан Мэйджерс, Джон Бенжамин Хикки

Солдаты, прошедшие войну, видели такое, что обычным людям бывает недоступно. И именно поэтому им нужна помощь психолога для того, чтобы вернуться к обычной жизни.

Психика людей, которые находятся на войне, перестраивается под ее потребности. И после того, как человек попадает в мирную обстановку, он становится неприспособленным к ней. Его мнение отличается от мнения окружающих. А психика солдата после военных действий не хочет воспринимать спокойствие .

Прежде всего эта неприспособленность сказывается на стандартных ценностях общества. Все становится для человека бессмысленным. На войне важно то, что враг – есть враг. И когда солдат с ним сталкивается, ему нужно принимать быстрые решительные действия. Есть одно единственное правило:

«если ты не убьешь противника, тогда он убьет тебя»

В мирном обществе такие методы борьбы с врагом не признаются по закону. И это становится серьезной проблемой для тех людей, которые привыкли быстро реагировать на любую опасность. От этой привычки очень сложно избавиться, поэтому зачастую солдатам после войны требуется восстановление психики, которое будет выполнено профессиональным врачом.
Работа - чрезвычайно трудна. У солдат, как правило, появляются такие проблемы, которые сложно встретить у обычных людей. Военная жизнь требует четкого подчинения, таким образом, подавляя свободную волю человека. Картины боевых действий находят свое место в памяти мужчины, и их очень сложно забыть. Война навсегда накладывает свой отпечаток на психику, сознание и поведение солдата. А общество, которое относится к ним с опаской, только усугубляет положение.
Кроме того, те люди которые прошли войну, зачастую видят кошмары, их преследуют ужасные воспоминания и лица погибших товарищей. Психика и война – две несовместимые вещи. Нормальным человек никогда не останется после того, как увидит столько боли и страдания. Особенно, если во время боевых действий были получены травмы. Восстановиться окончательно, к сожалению, уже никогда не получится. Но сделать шаги к выздоровлению – вполне возможно!

Влияние войны на психику очевидно, но стоит помнить, что зависит от многих важных факторов, например:

  • Встреча с родными и близкими после возвращения домой;
  • Общественная благодарность за выполнение долга перед Родиной;
  • Доступность льгот и повышение социального статуса;
  • Новая интересная работа;
  • Ведение общественной жизни;
  • Общение.