Адрес, идентифицирующий локализацию байта в виртуальном адресном пространстве. Блок управления памятью транслирует виртуальный адрес в физический.По-английски: Virtual addressСм. также: Адреса памяти  ...

Финансовый словарь

  • - наглядная компьютерная модель реальных процессов и явлений.По-английски: Virtual worldsСм. также: Информационные технологии  ...

    Финансовый словарь

  • - сервер, который используются для присвоения одному компьютеру нескольких доменных имен. Обычно реальный Internet-сервер поддерживает несколько разных виртуальных серверов.По-английски: Virtual ServersСм. также: ...

    Финансовый словарь

  • - могущий...

    Философская энциклопедия

  • - виртуа́льный прил., употр. сравн. часто Морфология: виртуа́лен, виртуа́льна, виртуа́льно, виртуа́льны; виртуа́льнее 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - см.: Закидать виртуальными...

    Словарь русского арго

  • - кр.ф. виртуа/лен, виртуа/льна, -льно,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВИРТУА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Несуществующий, но возможный. Виртуальные миры. Виртуальная реальность. В. образ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВИРТУА́ЛЬНЫЙ, виртуальная, виртуальное; виртуален, виртуальна, виртуально. Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный. Виртуальное расстояние...

    Толковый словарь Ушакова

  • - виртуа́льный I прил. Такой, который может или должен проявиться, возникнуть только при определённых условиях; потенциально возможный. II прил. 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - вирту"альный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - 1) возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) техн., амер. в. реальность - мнимая реальность - имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - условный, воображаемый, несуществующий, возможный,...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь антонимов

  • "виртуальщик" в книгах

    Rage Against The Machine Killing In The Name (1992)

    автора Цалер Игорь

    Rage Against The Machine Killing In The Name (1992) Первый альбом лос-анджелесской группы Rage Against The Machine объединил хип-хоп и хард-рок, сдобрив их злободневными политическими манифестами и, что приятно, немалой дозой плотного фанкового ритма. В песне «Убивая во имя», вошедшей в первый сингл,

    James Brown Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine (1970)

    Из книги Популярная музыка XX века: джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул автора Цалер Игорь

    James Brown Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine (1970) К концу 1960-х годов Джеймс Браун взялся за эксперименты. Душераздирающий соул с группой The Famous Flames сменился тренькающим фанком с The J.B.’s. Одной из важнейших вех надвигающейся фанк-эпохи стала «Секс-машина», которая в десятиминутном варианте

    Rage Against The Machine («Ярость Против Машин»)

    Из книги Против невозможного (сборник статей о культуре) автора Колташов Василий Георгиевич

    Rage Against The Machine («Ярость Против Машин») Том Морелло: «Наша цель - помочь людям освободиться от цепей лжи и насилия, которыми их опутали правительства, международные корпорации, масс-медиа и политические партии, дать людям во всем мире чувство уверенности в завтрашнем дне и

    Welcome to the machine

    Из книги Время колокольчиков автора Смирнов Илья

    Welcome to the machine Начало перестройки в нашей истории мы можем датировать январем 1987-го года. Тогда состоялся либеральный Пленум ЦК, а мы получили возможность напечатать в «Юности» неотредактированный список современных «звезд» советского рока, включая ДДТ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ и

    Toyoda Machine Works

    Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

    Toyoda Machine Works По словам Ёсио Симы, директора Toyoda Machine Works, выгода от создания системы качества и стандартов для его обеспечения стала очевидной в 1980-е годы, когда компания, чтобы получить премию Деминга (Deming Prize), внедрила концепцию «всеобщего менеджмента на основе качества»

    Машина (Machine)

    Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

    Машина (Machine) «Если бы челноки ткали сами собой, – заметил однажды Аристотель, – ремесленникам не нужны были бы рабочие, а хозяевам – рабы» («Политика», I, 4). Это приблизительно и есть то, что мы называем машиной – способный двигаться предмет, лишенный души (автомат) и

    Из книги Интернет-разведка [Руководство к действию] автора Ющук Евгений Леонидович

    Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine Электронный адрес – http://web.archive.org.Каждый, кто собирал информацию по интересующей его проблеме за достаточно длительный период, знает, как порой бывает важно найти сведения, опубликованные на сайте несколько лет назад. Иногда это просто

    Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine

    Из книги Противодействие черному PR в Интернете автора Кузин Александр Владимирович

    Архив сайтов Internet Archive Wayback Machine Очень часто нападение черных пиарщиков происходит неожиданно для вас. В таком случае вы впервые сталкиваетесь с необходимостью пристального изучения противника. В случае если вы даже предполагали подобное развитие событий (например, в

    4.9. Резервное копирование с помощью Time Machine

    автора Скрылина Софья

    4.9. Резервное копирование с помощью Time Machine Операционная система Mac OS X Leopard позволяет выполнять регулярное резервное копирование данных на вашем компьютере с помощью приложения Time Machine (Машина времени). После соответствующих настроек приложение автоматически будет

    4.9.2. Создание первой резервной копии с помощью Time Machine

    Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

    4.9.2. Создание первой резервной копии с помощью Time Machine Прежде чем перейти к созданию первой резервной копии, следует вставить внешний диск или иметь свободный раздел жесткого диска, отведенный только для резервного копирования.При подключении внешнего диска размером,

    4.9.4. Использование Time Machine

    Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

    4.9.4. Использование Time Machine Когда необходимые настройки Time Machine выполнены и создано некоторое количество резервных копий, можно приступить к поиску и восстановлению ранних версий файлов. Для этого:1. Откройте окно Finder и выделите файл, необходимый для восстановления.2. Если

    Миф массового сознания приписывает возникновение термина «виртуальная ре­альность» Жарону Ланье (или, на английский лад, Джарону Ланьеру), создателю фирмы, начавшей в начале 80-х годов прошлого века выпускать бытовые компью­теры, строящие виртуальные миры. Так в массовом сознании понятие «виртуал» тесно увязалось с компьютерными технологиями. Но это совершенно неверно! Оши­бочное представление, что все родилось вместе с нами, лишает любое понятие при­сущей ему глубины, упрощает его культурный смысл, а это - самый короткий путь к культивированию «усеченных» представлений, свойственных «масскульту». На самом деле понятию «виртуал», «виртуальная реальность» исполнилось теперь по меньшей мере шестнадцать веков.

    Понятие «виртуал» возникло в IV веке в ранневизантийской философии. Васи­лий Великий писал в своей книге «Беседы на шестиднев»: «Некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сво­диться к законам порождающей реальности». Исаак Сирин считал, что мир уст-роен по принципу «матрешки», то есть содержит в себе реальности разного иерар­хического уровня. Николай Кузанский допускал виртуальное присутствие дерева в семени, а семени в исходном Начале. Фома Аквинский видел в растениях веге­тативную душу, в животных - соединение души вегетативной и души чувствен­ной, а в человеке полагал виртуальное сосуществование души растительной, души животной и собственно человеческой, то есть мыслящей, души. При этом человек волен переходить внутри себя с одного душевного уровня на другой. Все это спра­ведливо и для современных представлений о виртуале.

    154 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»______________

    В дальнейшем категория виртуальности активно разрабатывалась в средневеко­вье. Она была необходима для разрешения ключевых проблем схоластической философии, таких как возможность сосуществования реальностей разного уров­ня, образование сложных вещей из простых, энергетическое обеспечение акта дей­ствия, соотношение потенциального и актуального. Средневековый логик Дуне Скотт придал термину «virtus» тот смысл, который и стал после него традицион­ным. Он использовал его для примирения в своей теории единой реальности кон­цептуальных положений с разнообразным, неупорядоченным опытом отдельного человека. Он утверждал, что реальная вещь содержит в себе свои качества вирту­ально, отдельно от эмпирических наблюдений. Многообразие качеств вещи скла­дывается из ее восприятия множеством людей, воспользовавшихся для ее понима­ния своим субъективным опытом. Все качества вещи никогда не могут проявиться в ней одновременно, однако они постоянно в ней присутствуют. Значит, вещь вир­туально содержит в себе весь набор своих свойств - иначе они не закрепились бы в ней как принадлежащие этой вещи.


    В схоластике средневековья категория «виртуальное» жестко противопос­тавлялась категории «субстанциональное», где первое мыслилось как пре­дельная божественная реальность, а второе - как нечто пассивное, неразви­вающееся, существующее в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Такое схоластическое, антитетическое представле­ние об устройстве мира оказывает влияние и на дальнейшее развитие фило­софии европейского типа. Картина мира Нового времени (рационализиро­ванной эпохи Просвещения) пошла по пути еще большего упрощения (от жесткого диалога - к монологу): было провозглашено, что все сущее при­надлежит реальности единого типа и может быть объяснено едиными «миро­выми законами» - космическими или природными.

    Философия ньютонианского типа основана на моноонтичном («моно» - один, «онтос» - сущее) сознании, которое воспринимает мир с единственно возмож­ной внешней позиции, он внеположен наблюдателю и являет собой объект для его размышлений. В таком миропонимании субъект всегда противопоставлен объекту, сущность - явлению, а потенциальное - актуальному.

    В отличие от этого в философии, утвердившейся в европейской культуре с 80-х го­дов прошлого века, развиваются представления о полионтичности бытия, скла­дывается предположение, что существует множество типов разнородных объек­тов, принадлежащих одной и той же реальности. Иными словами, в соответствии с новыми представлениями устройство всего сущего мыслится структурно более сложным, в нем допускается сосуществование реальностей разного уровня, обла­дающих различными, не сводимыми друг к другу свойствами, утверждается мно­жественность разных сущностей, составляющих одну реальность. Однако такое миропонимание представляется столь новым и необычным лишь в сравнении с картиной мира последних столетий классической европейской философии. На самом деле в ней возрождаются и находят свое развитие на современном уров­не представления древних культур и те представления, которые всегда существо­вали за пределами миропонимания европейского типа.

    Уже на уровне выяснения этимологии (первичных значений) терминов вирту­альный, виртуальная реальность, обнаруживается некий парадокс.


    Происхождение понятия «виртуальная реальность» 155

    В отношении слова «реальность» все определенно: «realis» означает «веществен­ный», «действенный», «существующий в действительности».

    Что же касается ключевого понятия «virtus», то здесь существуют разные версии, например:

    Латинская: virtualis - «возможный», «потенциальный», «мнимый», «такой,
    который может или должен появиться». Латинской слово «virtus» обозначает
    также понятия «истина», «доблесть», «добродетель», «сила», «энергия».

    Английская: virtual - «фактический», «действительный», «являющийся чем-
    либо по существу, реально».

    Отсюда понятие «виртуальная реальность» может означать и «возможная реаль­ность», и «существующая реально, но не вещественно», но также и «истинная ре­альность», «энергетическая реальность» или «действительная реальность», «реаль­ность по существу». В любом случае термин предполагает наличие иерархических уровней реальности.

    Показательно, что следы этого термина прослеживаются в самых неожи­данных смысловых контекстах. В старославянском глагол «верьти» озна­чает «кипеть», «бурлить» (имеется в виду «кипение родника»), то есть ко­рень vrt обозначает событие, творимое, порождаемое чьей-то активностью сейчас, в данный момент. Это соотносится с современными представлени­ям о виртуальной реальности, которая может существовать лишь актуаль­но, «здесь и теперь», и исчезает сразу же после прекращения процесса по­рождения.

    Далее: «...слово «врач» происходит от слова, имеющего в качестве корня vrt, то есть "врать". Врачом в древности называли колдуна, заклинателя, кото­рый мог врать, то есть заговаривать, лечить» . И это тоже соотно­сится с представлением о виртуальной реальности как измененной форме сознания, погружение в которую традиционно применяется при лечении (на­пример, введением в гипнотическое состояние).

    Глаголы с этим же корнем в буддизме, как и в европейской схоластической философии, обозначают мгновенную беспрепятственную актуализацию пси­хического акта в психике йогина (приверженца практики йоги) или средне­векового исихаста (христианского мыслителя, получающего высшее знание путем озарения).

    Итак, не только само рассматриваемое явление существует столько, сколько су­ществует осознающий мир разум, но и понятие «виртуал» появилось задолго до компьютерных технологий. Однако следует различать наше мнение о том, что какое-либо явление «виртуально», и действительно состоявшийся переход созна­ния на иной уровень реальности. Например, для древнего человека реальность мифов не являлась виртуальной, поскольку он осознавал ее как подлинную. Но исходя из теперешних наших представлений, мифы продуцировали виртуальные миры, и можно сказать, что «в конечном счете, результатом виртуального разви­тия является цивилизация людей, в которой мы живем». «...Процессы мышления, изменения состояний сознания субъектов, возникновение и взаимодействие об­разов, символов, смыслов - это тоже бытие, но не материальное». Так что «циви­лизация людей всегда была частично виртуальной. Феномен виртуальности не


    156 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»

    Есть изобретение последнего времени, а, как и рефлексия, является одним из важ­ных и неотъемлемых свойств развития» (И. Г. Корсунцев).

    Мало того, психолог Чарльз Тарт утверждает, что даже привычное, самое обыден­ное наше мировосприятие несет черты виртуальности. Он пишет: «Нормальное восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se (как она есть), но, скорее, достаточно произвольная конструкция виртуальной реаль­ности, но специфическая виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции. ...Различные физические энергии, подобные свету, звуку, не воспринимаются непосредственно. Скорее они запускают электромеханические процессы в различных рецепторах... Конечный паттерн нервных событий, который мы осознали, и другие нервные события, ведущие к этому, есть наш персональный Процессуальный Симулятор Мира, наш механизм порождения ВР (виртуальной реальности. - И. Р.), в которой мы реально живем» [цит. по 42, с. 37].

    Так что переход от осознания мира как предметно-пространственной среды к осоз­нанию его как среды «взаимодействия образов, символов, смыслов» па самом деле не столь уж резок. Он более последователен, чем смена представлений о космосе, подчиняющемся единым законам механики, - на системно-вероятностные пред­ставления, допускающие, что привычный вид за окном поставляется нашим персо­нальным Процессуальным Симулятором Мира. Восприятие информации с дисп­лея компьютера, возможность интерактивного взаимодействия с ней, философия медиадизайна в еще большей степени отвечает новому отношению к миру. И это естественно, поскольку «нервная система сформирована так, что она приспособле­на к взаимодействию не с самими предметами, а с их информационным кодом» . «Виртуальное пространство - как противоположность естественному те­лесному пространству - содержит информационный эквивалент вещи» }