В настоящее время существует обширный арсенал видов и методов психологической помощи, которым могут воспользоваться предприниматели для решения различных психологических проблем. Наиболее известный и распространенный из них – психологическая консультация. Сейчас во многих бизнес-организациях существуют позиции психолога, организуются специализированные психологические службы, кабинеты психологической разгрузки.

Психологическое консультирование в отличие от психотерапевтической помощи не предполагает глубинного воздействия на личность. В процессе консультации рассматриваются преимущественно ситуации межличностного общения, взаимодействия в организации, личные и эмоциональные проблемы клиента.

Анализируя различные определения консультирования, мы выделили основные его характеристики.

  • 1. Консультирование помогает человеку совершить выбор в сложной ситуации, а затем действовать самому.
  • 2. Консультирование способствует развитию личности клиента независимо от решаемой проблемы.
  • 3. В психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  • 4. Сердцевиной психологического консультирования является консультативное взаимодействие (консультативный контакт) между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.
  • 5. В психологическом консультировании может использоваться достаточно широкий спектр психологических техник и методик, однако основной инструмент консультирования – личность консультанта.

Психолог-консультант должен соблюдать этические принципы, которые лежат в основе любого профессионального психологического воздействия:

  • 1) доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
  • 2) ориентация на нормы и ценности клиента (отсутствие критики);
  • 3) запрет давать советы (не брать на себя ответственность);
  • 4) анонимность и конфиденциальность;
  • 5) разграничение личных и профессиональных отношений (запрещается вступать с клиентом в личные отношения).

Основные этапы и техники психологического консультирования

Психологическая консультация обычно длится один час, проводится один раз в неделю. В 70% случаев психологическая консультация является разовой, т.е. клиент приходит лишь один раз. В некоторых случаях, если ситуация достаточно сложная и требует более длительной работы, возможно несколько встреч с клиентом (до четырех – шести). Если же необходима еще более длительная и глубинная работа, необходимо направить клиента на психотерапевтическую работу.

Структура психологической консультации состоит из следующих этапов (Алешина, 2000):

  • 1. Подготовительный этап. Подготовка к консультации (20– 30 мин).
  • 2. Вступление в контакт. Знакомство. Настройка (10 мин).
  • 3. Расспрос клиента. Выдвижение и проверка консультативных гипотез (25 мин).
  • 4. Оказание коррекционного воздействия (10–15 мин).
  • 5. Завершение, выход из контакта (5–10 мин).
  • 6. Оценка результатов консультирования, контроль (если возможно).

Техники консультирования – это определенные приемы, используемые психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на определенных его этапах (табл. 4.3).

Следует отметить, что основное отличие психологического консультирования от беседы по душам состоит в осознанном, осмысленном выборе необходимых в данный момент техник под контролем профессиональной личностной позиции консультанта. Профессиональная личностная позиция – это некоторая личностная структура, которая формируется в процессе профессионализации психолога и интегрирует все его знания, навыки, умения. В процессе консультирования психолог находится именно в профессиональной личностной позиции (или метапозиции), что позволяет ему быть одновременно участником процесса и в то же время отслеживать и контролировать происходящее.

Основные техники, используемые в консультировании, следующие.

  • 1. Постановка вопросов. Вопросы могут быть открытые и закрытые; в консультировании чаще используются открытые вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа. Открытые вопросы используются наиболее активно в начале консультации для побуждения клиента продолжать или дополнять сказанное, а также для актуализации разговора о чувствах ("Что Вы почувствовали в этот момент"?). Открытые вопросы могут повышать ощущение угрозы и беспокойство – их надо задавать в подходящее время и тщательно формулировать. Важно избегать чрезмерного опрашивания, которое превращает консультацию в допрос и актуализирует защиту у клиента.
  • 2. Приближение к речи клиента. В ходе приема говорит в основном клиент. Консультант же старается говорить "на языке клиента", подстраиваясь к нему по темпу, громкости, стилистике речи.
  • 3. Ободрение и успокаивание. Для создания и укрепления контакта используются краткие фразы, означающие согласие и понимание (Продолжайте, Да, понимаю, хорошо, Так, Ага, М-мм). Ободрение усиливает поддержку – основу консультативного контакта.
  • 4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) – важная техника, направленная как на укрепление консультативного контакта, так и на проверку понимания консультантом сказанного клиентом. В процессе перефразирования основная мысль клиента выражается другими словами, сохраняя основной смысл сказанного. Обобщение – это выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанного высказывания. При обобщении перефразируется целостный фрагмент беседы.

Цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.
  • 5. Позитивное перефразирование. Консультант, используя жалобу или замечания клиента, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, становится причиной положительных эмоций.
  • 6. Альтернативные формулировки. Когда клиент не в состоянии выразить, что он чувствует, можно предложить ему две- три альтернативные формулировки. Цель данного приема – не поиск правильного ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.
  • 7. Отражение чувств. Это перефразирование с ориентацией не на содержание, а на чувства. Клиенты чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств): "А что вы почувствовали, когда...?" Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции клиента. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.
  • 8. Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаки эмоций в рассказе – наречия и прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, качества действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств – развитие диалога в глубину.
  • 9. Использование парадоксальных вопросов. Вопрос типа: "А почему бы и не...?" – дает клиенту толчок к тому, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.
  • 10. Уточняющие и углубляющие формулировки. Сказанное клиентом углубляется и уточняется. Это уточняющие вопросы, переформулирование сказанного. Однако при этом важно не выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Цель уточнений – более полный, многогранный охват происходящего с человеком и связывание фактов с его отношениями с окружающими.

  • 11. Паузы молчания. В консультировании бывает два вида молчания:
    • содержательное молчание – обычно возникает после наполненных смыслом и эмоциями эпизодов беседы, может означать, что клиент переосмысляет ситуацию, это "молчаливое обобщение", и в этом случае паузу не следует прерывать;
    • бессодержательное молчание – связано с возникающим чувством неловкости, когда оба участника беседы не знают, что сказать – такие паузы возникают в связи с ошибками консультанта, нарушением консультативного контакта, и из них нужно выходить.
  • 12. Тон и громкость голоса. Тон должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится.
  • 13. Предоставление информации. Психолог на консультации не дает советов, однако в некоторых случаях клиент нуждается в предоставлении информации, которой он не владеет. Это может быть информация о процессе консультирования, поведении консультанта, условиях консультирования и т.п.
  • 14. Интерпретация. Интерпретация – это преобразование смысла, она помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, в результате чего клиент видит себя и свои трудности новым способом.

Типы интерпретации:

  • 1) установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями;
  • 2) акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента;
  • 3) интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса (судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи);
  • 4) увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;
  • 5) предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
  • 15. Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.

Варианты применения конфронтации:

  • 1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако)... В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;
  • 2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;
  • 3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни);
  • 16. Самораскрытие. Самораскрытие психолога в процессе консультации должно происходить строго под контролем профессиональной личностной позиции. При этом нельзя разделять собственные проблемы с клиентом.

Виды самораскрытия:

  • 1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь";
  • 2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.
  • 17. Структурирование консультирования. Структурирование – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто.

Таблица 4.3. Использование техник консультирования на разных его этапах

Основные типичные проблемы, с которыми обращаются клиенты в бизнес-организации (Истратова, Эксакусто, 2007).

1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.

В последнее время развивается карьерное консультирование, цель которого – помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими) снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, проблемы несоответствия человека и рабочей среды, а также неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина).

  • 2. Проблемы адаптации к изменившимся условиям среды (в том числе смена рода деятельности, начало нового бизнеса).
  • 3. Проблемы выбора и принятия решения в различных сложных ситуациях.
  • 4. Личные проблемы, связанные с критическими или стрессовыми ситуациями в жизни клиента.
  • 5. Эмоциональные проблемы, связанные с негативными эмоциональными состояниями (стресс, депрессия, тревога и т.п.).
  • 6. Межличностные проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций или других проблем межличностной коммуникации с сотрудниками, подчиненными, партнерами и т.д.

Следует отметить, что данная классификация достаточно условна, и чаще всего психолог работает на стыке комплекса проблем, так как зачастую они взаимосвязаны. Так, проблемы развития карьеры часто имеют корни в личностных или межличностных проблемах клиента.

Необходимо также помнить об ограничениях профессиональной компетентности психолога и использовать переадресовку в случае необходимости. Особенно актуальным это может быть в случае с личностными проблемами (может потребоваться переадресовка к психотерапевту, так как проблема нуждается в глубокой личностной работе) и эмоциональными проблемами (возможна переадресовка к психотерапевту или психиатру в зависимости от тяжести состояния и анамнеза).

Основные направления деятельности психологической службы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это:

· выявление и разрешение конфликтных ситуаций

· оказание помощи в решении личных проблем

· развитие межличностных отношений

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это:

· возможность получить точную научно-обоснованную информацию о себе, своих потенциальных и профессиональных способностях, личностных характеристиках, индивидуальных особенностях и т.д.

ТРЕНИНГ - это:

· помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

Организация лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.

КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

· решение личностных психологических проблем

· формирование эффективных коммуникативных умений

· коррекция личностных качеств и умений

· помощь в саморазвитии и самовоспитании.

Понятие «психологическая помощь». Основные виды психологической помощи

Психологическая помощь -- область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

§ Психопрофилактика(предупреждение).

§ Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике -- лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

§ Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

§ Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

§ Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

§ Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

§ Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Принципы психологической помощи

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

Стрессовые ситуации - явление для человека вполне обыденное и привычное. На работе прессует начальство, загружая тоннами заданий или заставляя работать сверхурочно. На учебе что-то не дается, поджимают "дедлайны" курсовых и эссе. В семье могут возникать разногласия или недопонимания, муж/жена или родители начинают выяснять отношения, что неизменно ведет к конфликту.

Все эти нагрузки и стычки расшатывают нервную систему человека, результатом чего является возникновение различных комплексов, психологических проблем и патологий. Чтобы предупредить их развитие или исправить уже приобретенные отклонения от нормы, существует множество видов психологической помощи.

Что представляет собой подобная помощь?

Любое вмешательство извне в психику человека направлено на стабилизацию его душевного состояния, на коррекцию возможных поведенческих расстройств или на выявление и последующее искоренение личностных проблем.

Психологическая помощь может быть оказана на бытовом или на профессиональном уровне, все зависит от степени серьезности проблемы. Если это неурядицы на работе или, к примеру, ссора с друзьями, то даже простой обыватель, не являющийся специалистом в психологии, может помочь ближнему, просто выслушав его, проявив сочувствие и понимание. Долгое время данную функцию в Средневековье и в Новое время, до того, как психология сформировалась как наука, выполняли священники. Принцип исповеди позволял прихожанам совершать психоэмоциональную разгрузку, стабилизируя душевное состояние, предоставляя некий вид социально-психологической помощи.

В некоторых случаях простой словесной поддержки и сочувствия бывает недостаточно. Когда человек душевно болен, когда произошла деформация и расщепление его личности, когда он уже не в состоянии мыслить адекватно, на помощь приходит психиатрия, сочетающая в себе консультирование и медикаментозную терапию.

Многообразие психологической помощи

В зависимости от применяемой во время лечения тактики и от серьезности положения выделяют разные виды психологической помощи. Один вид может быть применен к пациенту с целью устранить его речевые и внутренние барьеры, тем самым помогая ему в большей степени раскрыть свой потенциал.

Другой вид направлен на восстановление эмоционального баланса пациента, который был нарушен, например, вследствие нервного истощения. Для разных проблемных состояний и положений может использоваться принцип индивидуальных встреч или групповых тренингов.

Зачем нужна помощь?

Наиболее часто люди обращаются к психологам, когда что-то в их жизни перестает идти по плану, когда портятся отношения с близкими людьми, когда возникают проблемы с работой. Причин много, но все они ведут к одному - к нарушению душевного баланса.

Если картина не клиническая, то для достижения результата вполне хватает обычного консультирования. Положительным результатом в этом случае является преодоление трудностей в общении, снятие внутренних зажимов, мешающих заниматься плодотворной трудовой деятельностью.

Улучшение состояния пациента обычно наблюдается, когда он начинает понимать, что его внимательно выслушают и поймут, а также смогут помочь, унять душевное беспокойство. Уже тогда человек испытывает облегчение. Однако одного сеанса редко бывает достаточно, в среднем консультирование занимает от 2 до 15 сеансов, которые должен проводить специалист с квалификацией психолога.

Диагностика состояния пациента

Прежде чем определять методики, с помощью которых будет проводится лечение, специалисту нужно понять, какова глубина проблемы и, вообще, имеет ли она место на самом деле. Еще в конце 19-го века впервые предпринял попытки определить состояние психических функций посредством измерения уровня восприятия, скорости реакции и так далее.

В 1920-х известный швейцарский психолог пошел дальше в диагностике душевных расстройств, разработав специальную систему пятен, названные позже его именем. Эти «кляксы» до сих пор используются специалистами при оказании многих видов психологической помощи, так как являются действенным способом определить особенности личности того или иного пациента.

Для диагностики часто применяются различные тесты и опросники, которые проходятся пациентом под надзором врача, но без его непосредственного участия. Также невозможно узнать полную картину болезни без обыкновенных бесед и наблюдений. Зачастую именно они дают наиболее ценную информацию, но собираться она может в течение нескольких месяцев.

Психологическое консультирование

В большинстве случаев, не страдая от серьезных расстройств психики, люди все равно обращаются за помощью к психологам, ощущая внутренний дискомфорт. Психологическое консультирование как вид психологической помощи в первую очередь ставит перед собой более важные задачи, чем просто выслушивание пациента и сопутствующее этому поддакивание.

Главная цель - показать человеку, в каком курсе он может вести свою жизнь, осознать и, возможно, переосмыслить свои намерения, отношение к жизни, оттенить его цель и смысл, ради которого он живет. В данном случае медикаментами помочь невозможно, поэтому психолог должен быть не только специалистом в психологии, но и в философии, социологии.

Консультирование семьи

Психологическое консультирование может с успехом работать не только в рамках отдельного индивида, но и в рамках целой семьи. Когда между мужем и женой возникают разногласия, которые они не под силу решить, тогда им помогает психология. Консультирование семейной пары состоит из 3 этапов.

На первом сеансе специалист знакомится с содержанием проблемы, собирает общую информацию, выбирает наиболее предпочтительный вид психологической помощи семье. На следующем этапе он выслушивает мнение о проблеме и способах ее решения от обоих супругов, проводится тестирование и решение проективных заданий. Третий этап наиболее важный и долгий, он может занимать несколько недель в зависимости от глубины проблемы. В это время психолог пытается решить проблему с помощью разных подходов, которые требуют участия обоих супругов. Его цель на данном этапе - показать паре, насколько важно слышать друг друга и принимать точку зрения близкого человека.

Психотерапия. В чем суть?

Психотерапия - это систематизированное воздействие на психику человека с целью устранения его внутренних проблем, связанных с его отношением к социуму и к самому себе. Термин "психотерапия" был введен в оборот английским врачом Даниэлом Тьюком еще в 19-м веке и обозначал влияние души на тело после воздействия со стороны врача.

Сейчас не существует четкого определения данного термина, однако задача и средства данного вида психологической помощи ясны: это улучшение качества жизни пациента путем установления глубоких и доверительных отношений для дальнейшего применения лечебных методик, в том числе и медикаментозных. Существует также клиническая психотерапия, которая уделяет основное внимание биологическим изменениям в организме и их влиянию на психику человека.

Поведенческая и когнитивная терапии

Одним из наиболее популярных ответвлений психотерапии является бихевиоральная, или, другими словами, Цель данной методики заключается в изменении девиантного поведения до уровня нормы, а также в выработке новых индивидуальных моделей поведения, полезных в быту и профессиональной деятельности.

Поведенческая терапия прекрасно справляется с задачей освобождения от страхов и фобий, поэтому она может рассматриваться как вид психологической помощи детям. В случае же взрослых пациентов весьма положительный результат от проведения терапии наблюдается даже при тяжелой и продолжительной зависимости: наркотической, алкогольной.

Когнитивная терапия отличается от поведенческой прежде всего тем, что она не сильно акцентирует внимание на поведении пациента. Особое внимание уделено его мыслям и чувствам, чтобы направить их в такое русло, в котором человек сможет мыслить более реалистично. Подобный вид оказания психологической помощи успешно используется для лечения пациентов с депрессией или клиническим перфекционизмом. Направление их мыслей («у меня нет будущего» или «либо все, либо ничего») меняется в более положительную и реалистическую сторону.

Общий вывод

Психика - это самый важный и одновременно с этим самый хрупкий комплекс душевных процессов, без которого невозможно существование человека. Сильные стрессы и переживания вследствие возникновения проблем в отношениях с близкими людьми, друзьями или наплыв трудностей на работе могут пошатнуть этот комплекс.

Если это произошло, то нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту. Современная психология и психиатрия предлагают огромный спектр психологических подходов в лечении пациентов, от простых успокаивающих бесед до полного изменения жизненного курса в позитивное русло. Какой вид психологической помощи подойдет, может решить только профессиональный психолог, однако нужно быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не существует.

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении . В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклоне­ния чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить воз­можные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заклю­чается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний .

Первый аспект - деятельностный . Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция . Под воздействием условий де­ятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объек­тивном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.



И, наконец, третий аспект - социально-личностный . К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мо­тивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором нахо­дят отражение и могут быть оценены влияния разных фак­торов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффек­тивна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации подде­ржки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозиро­вании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предва­рительно обучиться для организации деятельности и пове­дения в критических ситуациях .