И в помощь ему на Балтике была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра (7 броненосцев, 8 крейсеров и 9 эсминцев). В октябре 1904 г. она была послана на Дальний Восток под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. В феврале 1905 вслед за ней из Балтики отправилась 3-я Тихоокеанская эскадра во главе с контр-адмиралом Николаем Небогатовым (4 броненосца и 1 крейсер). 26 апреля обе эскадры соединились у берегов Индокитая и под общим командованием Рожественского продолжили путь к боевому театру.

Теперь, после падения Порт-Артура и окончательной гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в его гавани, ситуация для Рожественского значительно осложнилась. Местом базирования новой эскадры предполагалось сделать Владивосток, куда Рожественский и направлялся. Его задачей являлась защита российского Приморья. Невзирая ни на что, 2-я Тихоокеанская эскадра представляла довольно мощную силу. Возобновление борьбы на море, наряду с непрерывно шедшим наращиванием русских сухопутных войск в Маньчжурии, могло бы привести бы к гибельному для Японии затягиванию войны.

В мае 1905 прошедшая 15 тыс. миль 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, держа курс на Владивосток. 14 мая 1905 у Цусимских островов, в Корейском проливе, путь ей преградил японский флот адмирала Того (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец, 42 миноносца, 6 других судов). Он превосходил русскую эскадру численностью, качеством кораблей и силой орудий. Японские моряки, в отличие от русских, имели богатый опыт боевых действий. Перед боем адмирал Того сигнализировал своим экипажам: «От этого боя зависит судьба Японии».

Цусимское сражение. Морские легенды

Корабли Того сосредоточили огонь с дальних дистанций на головной части российской эскадры. Концентрированным огнем фугасными снарядами японцы сумели уничтожить у русских 4 броненосных флагмана. После ранения Рожественского эскадру возглавил контр-адмирал Небогатов. Гибель флагманов привела к потере управления эскадрой. Она рассеялась на отряды, ставшие жертвой ночных атак вражеских миноносцев, которые потопили еще 1 броненосец и крейсер. Русские суда потеряли связь друг с другом. Часть их устремилась во Владивосток, часть обратно, в нейтральные порты. 15 мая в плен японцам сдались 4 корабля во главе с Небогатовым, а также эсминец «Бедовый», на котором находился Рожественский. За сдачу кораблей Небогатов был приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы; Рожественский оправдан ввиду героического поведения в бою и тяжелого ранения. Не подчинился приказу о сдаче только экипаж крейсера «Изумруд» во главе с капитаном II-го ранга бароном Ферзеном. Он прорвался сквозь строй японских кораблей, ушел на Владивосток, однако в заливе Св. Владимира «Изумруд» сел на мель и был взорван экипажем. За проявленную доблесть царь наградил В. Н. Ферзена золотым оружием

Другая группа кораблей (2 броненосца, 3 крейсера и 4 эсминца) продолжала сражаться и геройски погибла. Из спасшихся судов 3 крейсера ушли в Манилу, 1 эсминец – в Шанхай, крейсер «Алмаз» и 2 эсминца – во Владивосток. В Цусимской битве погибло более 5 тысяч русских моряков. Японцы потеряли 1 тысячу человек и три миноносца. Такого разгрома русский флот не знал ещё никогда.

Цусимское сражение стало одной из крупнейших морских битв мировой истории. Оно явилось и последним сражением эпохи броненосных кораблей, которые вскоре начали заменяться дредноутами. Гибель Тихоокеанского флота поставила окончательную точку в русско-японской войне. Дальневосточные рубежи России были теперь беззащитны от нападения с моря, а японские острова стали неуязвимыми.

Летом 1905 японцы почти беспрепятственно овладели островом Сахалин. Наспех собранное здесь под командованием генерала Ляпунова ополчение (3,2 тысячи человек, отчасти из каторжников) было неспособно с регулярными дивизиями и 18 июля 1905 сдалось в плен. Угроза атаки с моря нависла над всем российским Приморьем и Камчаткой.

Вторая Тихоокеанская эскадра в Корейском проливе.

В отличие от японского флота II-я Тихоокеанская эскадра, прошедшая полмира, не стремилась навязать бой противнику. Основной задачей русских кораблей после падения Порт-Артура был прорыв во Владивосток, к которому они шли по кратчайшему маршруту - через Цусимский пролив. Эскадра была обнаружена вспомогательным японским крейсером утром 27 мая, после чего японский флот снялся с якорей и направился навстречу противнику.

Около 11 утра к русской эскадре приблизился японский крейсерский отряд (4 крейсера) по которому броненосцы произвели несколько залпов, после чего японские крейсеры отошли. К этом времени корабли русской эскадры перестроились в боевой порядок.

Начало сражения.

В 13:20 были обнаружены главные силы японцев, двигавшиеся с востока на запад и пересекающие курс русской эскадры. Через 20 минут японские корабли оказались слева от кильватерной колонны главных русских сил, а ранее обстрелянный крейсерский отряд ушел на юг и приготовился атаковать вспомогательные русские корабли, находившиеся за основными силами.

"Петля Того".

В 13:40 - 13:45 японские броненосные корабли 1-го и 2-го отрядов начали последовательный разворот на курс, параллельный кильватерной колонне русских броненосцев. В этот момент сложилась уникальная ситуация, которая, по всей видимости явилась ошибкой адмирала Того: русские броненосцы заняли свои места в строю, вспомогательные силы находились правее, а японские корабли за счет начавшегося поворота не могли использовать все свои орудия, т.к. корабли, завершившие разворот находились перед кораблями колонны, которые поворот еще не прошли. Увы, для того, чтобы этой ситуацией воспользоваться в полной мере, дистанция должна была быть заметно ближе (к моменту начала разворота японцев она составляла более 30 кабельтовых).

В 13:49 флагманский "Князь Суворов" открыл огонь по "Микасе", к нему присоединились "Император Александр III", "Бородино", "Ослябя" и "Орел". Три броненосца береговой обороны и "Сисой Великий" стреляли по "Ниссину" и "Касуге". В 13:51 японские корабли также открыли огонь.

Гибель "Осляби" и выход из строя "Князя Суворова".

В начале боя обе стороны продемонстрировали высокую точность стрельбы: к 14:20 серьезные повреждения получили "Микаса", "Князь Суворов" и "Ослябя", а также броненосные крейсеры "Асама" и "Ивате". К этому времени малоуправляемый из-за повреждения рулей "Асама" начал выход из боя, "Микаса", получивший 29 попаданий, в том числе снарядами главного калибра, отвернул и вышел из зоны поражения большей части русских орудий.

К сожалению повреждения японских кораблей не слишком повлияли на их боеспособность, а вот в русской эскадре все обстояло куда хуже: объятый пламенем "Князь Суворов" перестал слушаться руля и начал неконтролируемую циркуляцию вправо, а "Ослябя", получивший больше всех попаданий (в первую фазу боя огонь японцев был сконцентрирован на нем) отвернул вправо и в 14:50 затонул.

После выхода из строя "Князя Суворова" и гибели "Осляби" во главе кильватерной колонны русской эскадры встал "Император Александр III", русские силы продолжали движение на север. Японские силы, находившиеся слева, совершили поворот "все вдруг" и развернулись к русским кораблям левым бортом (во главе колонны встал "Ниссин").

Этот маневр решал сразу несколько задач: позволял задействовать орудия неповрежденного борта, давал отдых измотанным комендорам, позволял устранить повреждения правого борта, принявшего изрядное количество русских снарядов. В ходе перестроения японцы оказались под сильным огнем: вновь тяжелые повреждения получил "Асама", покинувший строй, на "Фудзи" начался пожар, едва не приведший к взрыву снарядов кормовой башни. Стороны разошлись, что дало передышку как тяжело поврежденным русским кораблям, так и заметно менее пострадавшим японцам.

Вторая фаза сражения.

Ожесточенное сражение возобновилось в 15:30 - 15:40: японцы к этому времени сделали второй поворот "все вдруг" и колонны противников снова двигались параллельно на север, осыпая друг-друга снарядами. Тяжелые повреждения получили "Император Александр III", "Орел" и "Сисой Великий".

"Князь Суворов" к этому времени уже какой-либо боевой ценности не представлял, хотя и держался на плаву. Поскольку японцы перекрыли путь русской колонне, находившийся в ее голове "Бородино", повел эскадру на восток. В 16:17 противники потеряли друг-друга из виду и сражение вновь приостановилось. В 17:30 миноносец "Буйный" снял с горящего "Князя Суворова" раненного командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского и 19 человек из его штаба.

Окончание дневного боя.

Сражение возобновилось около 17:40 и пошло по тому же сценарию, с той лишь разницей, что состав Второй Тихоокеанской эскадры заметно поредел. Главный удар японцев на этот раз пришелся по броненосцам "Орел" и "Бородино", но поначалу пострадал сильнее всех и так уже едва державшийся на плаву "Император Александр III": он, заметно отстав от главных сил, попал под огонь кораблей 2-го боевого отряда японцев. После сильного обстрела пылающий броненосец перевернулся и очень быстро затонул.

Примерно в это же время пожар вспыхнул на "Бородино", а затем от попадания японского снаряда сдетонировал боезапас 152-мм орудия. В 19:15 эскадренный броненосец "Бородино" затонул. В это же время бой фактически закончился из-за захода солнца.

Ночные атаки миноносцев и сдача кораблей адмирала Небогатова.

После заката в атаку вышли японские миноносцы, до этого в бою практически не участвовавшие. Получили тяжелые повреждения и затонули броненосцы "Наварин" и "Сисой Великий", затоплен экипажем "Адмирал Нахимов" остальные корабли рассеялись. Вторая Тихоокеанская эскадра окончательно перестала существовать.

На следующий день большинство уцелевших русских кораблей сдалось в плен. 6 кораблей, в т.ч. крейсер "Аврора" добрались до нейтральных портов, где интернировались. Крейсер "Алмаз" и 2 миноносца дошли до Владивостока.

Общий итог боя.

В целом при описании итогов Цусимского сражения наиболее уместным будет слово "разгром": мощная русская эскадра прекратила существование, потери превысили 5 000 человек, русско-японская война была окончательно проиграна.

Причин поражения, безусловно, было множество: и долгий путь, пройденный Второй Тихоокеанской эскадрой, и спорные решения адмирала З.П. Рожественского, и недостаточная подготовка русских моряков, и неудачные бронебойные снаряды (около трети попавших в японские корабли снарядов не взорвались).

Для японцев Цусимское сражение стало предметом национальной гордости и вполне обоснованно. Интересно, что два корабля, участвовавшие в том бою, дошли до наших дней: это японский флагман "Микаса" и русский крейсер "Аврора", оба корабля в статусе музеев находятся на вечной стоянке.

Валерий Шиляев. Триптих Цусима. Левая часть. 2005 г.
Иллюстрация с сайта художника http://www.shilaev.ru/

Цусимское морское сражение (14-15 мая 1905 г.). Бой у о. Цусима военных кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр в составе 30 боевых кораблей с японским флотом (120 кораблей). Главной целью русского флота (командующие эскадрами адмиралы Рожественский и Небогатов) был прорыв во Владивосток. Японский флот (командующий - адмирал Того) имел задачу полного разгрома российского флота. Большая концентрация сил японского флота, его лучшая оснащенность и маневренность привели к военному успеху. Несмотря на мужество и героизм российских офицеров и матросов, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. человек личного состава эскадр погибло более 5 тыс.

Хроника боя

1905.05.27 (14 мая по ст.ст) Японское море . Русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З.Рожественского (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспом.крейсер) встретилась с японским флотом адм. Х.Того (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспом. крейсера) в Цусимском проливе.

7 .14. С русской эскадры замечен японский крейсер.

9 .40. Обнаружен отряд японских крейсеров.

13 .15. Русская эскадра встретилась с главными силами японского флота.

13 .49. Русские корабли открыли огонь с дистанции 38 кабельтовых (св.7км).

13 .52. Японский флот ответил сосредоточенным огнем по броненосцам "Князь Суворов" и "Ослябя".

14 .00. Русскими поврежден и выведен из боя японский крейсер "Асама".

14 .25. Получив тяжелые повреждения и потеряв управление, из строя вышел броненосец "Ослябя".

14 .30. Выведен из строя и лишился управления броненосец "Князь Суворов".

14 .40. Русский броненосец "Ослябя" перевернувшись, затонул.

15 .40. Получил тяжелые повреждения эскадренный броненосец "Император Александр III ".

16 .20. На броненосце "Суворов" из артиллерии уцелело лишь 75-мм орудие в кормовом каземате, которое продолжает стрелять по врагу. Корабль представляет собой сплошной костер от носа до кормы.

17 .20. Потоплен русский вспомогательный крейсер "Урал".

17 .30. Миноносцем "Буйный" сняты с броненосца "Суворов" оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адм. З.Рожественский.

18 .50. Потоплен броненосец "Император Александр III".

2 .15 был потоплен броненосец "Наварин", русские потопили 3 японских миноносца и повредили 12.

5 .00. Южнее о.Цусима своей командой затоплен русский эсминец "Блестящий".

5 .23. Японским крейсером потоплен русский миноносец "Безупречный".

8 .00. Севернее о.Цусима затоплен броненосец "Адмирал Нахимов".

10 .05. Японской торпедой потоплен броненосец "Сисой Великий".

10 .38. Отряд кораблей адм.Небогатова (броненосцы "Император Николай I", "Орел", "Генерал-адмирал Апраксин", "Адмирал Сенявин"), окруженный японской эскадрой, капитулировал. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру "Изумруд".

11 .00. После боя с 2 японскими вспом.крейсерами и 1 эсминцем, затоплен экипажем крейсер "Светлана".

11 .30. Затоплен миноносец "Буйный".

11 .50. Затоплен миноносец "Быстрый". 12 .43. У побережья Кореи встреченный 3 японскими эсминцами, затоплен своей командой миноносец "Громкий".

14 .00. Командой затоплен броненосец "Владимир Мономах"

17 .05. На миноносце "Бедовый" сдался в японский плен командующий русской эскадрой вице-адм.З.Рожественский.

18 .10. Японскими крейсерами "Якумо" и "Ивате" потоплен русский броненосец "Адмирал Ушаков" (ком.кап.1р. Миклухо-Маклай). В Цусимском сражении 27-28.05.1905 г. русские потеряли 10 тыс.чел., потери Японии - 3 миноносца и 1 тыс.чел. Из всей 2-й Тихоокеанской эскадры удалось спастись только нескольким кораблям. Крейсера "Аврора", "Олег" и "Жемчуг" прорвались в г.Манила (Филиппины;США) , миноносец "Бодрый", транспорты "Свирь" и "Корея" в г.Шанхай (Китай) где были интернированы, транспорт "Анадырь" ушел к о.Мадагаскар(фр). Во Владивосток прорвались лишь крейсера "Алмаз", "Изумруд" и миноносцы "Бравый" и "Грозный".

Анализ хода сражения

Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение 14 мая 1905 года в Корейском проливе. К этому времени в состав русской эскадры входило восемь эскадренных броненосцев (из них три старых), три броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, восемь крейсеров, пять вспомогательных крейсеров и девять эскадренных миноносцев. Главные силы эскадры, состоявшие из 12 броненосных кораблей, были разделены на три отряда по четыре корабля в каждом. Крейсера были сведены в два отряда - крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце "Суворов". Японский флот, которым командовал адмирал Того, насчитывал четыре эскадренных броненосца, шесть броненосцев береговой обороны, восемь броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он был разделен на восемь боевых отрядов, из них первый и второй, состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, представляли главные силы. Первым отрядом командовал адмирал Того, вторым - адмирал Камимура.

Русская эскадра по количеству броненосных кораблей (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступала японской, однако в качественном отношении превосходство было на стороне неприятеля. Главные силы японского флота имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра; японская артиллерия почти в три раза превосходила русскую в скорострельности, а японские снаряды имели в пять раз больше взрывчатого вещества, чем русские фугасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому надо добавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах.

Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с противником. Японцы имели большой опыт в проведении боевых стрельб на дальних дистанциях, полученный в первый период войны. Они были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях и не обладали практикой проведения подобных стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении не изучался и даже игнорировался как руководителями главного морского штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.

К моменту прибытия русской эскадры на Дальний Восток главные силы японского флота в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредоточились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы - у о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото - Квельпарт, японцы развернули дозор из крейсеров, который должен был своевременно обнаружить русскую эскадру при подходе к Корейскому проливу и обеспечить развертывание своих главных сил на пути ее движения. Таким образом, исходная позиция японского флота перед сражением была настолько благоприятной, что исключалась всякая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив без боя. Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота. Таким образом, командующий русской эскадрой отказался от активных действий, предоставив инициативу противнику. Повторилось буквально то же самое, что и в бою в Желтом море.

В ночь на 14 мая русская эскадра подошла-к Корейскому проливу и построилась в ночной походный ордер. Впереди по курсу были развернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили следовали два госпитальных судна. Во время движения через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не произвел затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот. Первым в 2 часа 25 минут заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер "Синано- Мару", находившийся в дозоре между островами Гото-Квельпарт. Вскоре по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Однако адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японских кораблей.

Получив донесение об обнаружении русских, адмирал Того выщел из Мозампо и развернул главные силы своего флота на пути движения русской эскадры. Тактический замысел командующего японским флотом состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя и тем самым лишить эскадру управления, а затем ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадру.

С наступлением утра 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру сначала в строй кильватера, а затем двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 часов 30 минут справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.

Адмирал Того, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, полагая, что японцы стремятся атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, снова перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Главные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры. Этот поворот, производившийся на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и продолжавшийся 15 минут, ставил японские корабли в чрезвычайно невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра вовремя открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Однако этот благоприятный момент не был использован.

Головные корабли русской эскадры открыли огонь только в 13 часов 49 минут. Огонь оказался малоэффективным, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на тех японских кораблях, которые осуществляли разворот на месте. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских кораблях "Суворов" и "Ослябя". По каждому из них одновременно вели огонь от четырех до шести японских броненосцев и крейсеров. Русские эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огонь на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответствующих правил и опыта подобных стрельб не могли добиться положительных результатов.

Превосходство японцев в артиллерии и слабость бронирования русских кораблей сказались сразу же. В 14 часов 23 минут броненосец "Ослябя", получив серьезные повреждения, вышел из строя и вскоре затонул. Около 14 часов 30 минут вышел из строя броненосец "Суворов". Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он еще в течение пяти часов отражал непрерывные атаки неприятельских крейсеров и миноносцев, но в 19 часов 30 минут тоже затонул.

После выхода из строя броненосцев "Ослябя" и "Суворов" боевой порядок русской эскадры нарушился, и она потеряла управление. Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадры, усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненосец "Александр III", а после его гибели - "Бородино".

Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла генеральным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в скорости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали на ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские матросы и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли своих боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до последнего отбивали атаки противника.

В 15 часов 05 минут начался туман, и видимость настолько уменьшилась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг друга. Около 15 часов 40 минут японцы вновь обнаружили русские корабли, шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русская эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. Вскоре бой снова прекратился из-за тумана. На этот раз адмирал Того в течение полутора часов не мог найти русскую эскадру и в конце концов вынужден был использовать для ее поиска свои главные силы.

Хорошо организовав разведку перед боем. Того в ходе сражения пренебрегал ею, в результате чего дважды терял из видимости русскую эскадру. В дневной фазе Цусимского сражения японские миноносцы, державшиеся недалеко от своих главных сил, предприняли несколько торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллерийском бою. Эти атаки производились одновременно группой миноносцев (по четыре корабля в группе) с различных направлений. Торпеды выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель попало только пять, причем три из них - в броненосец "Суворов".

В 17 часов 51 минуты главные силы японского флота, обнаружив русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсерами, вновь атаковали ее. Японский командующий на этот раз отказался от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курсах. К концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 часов 12 минут, японцы потопили еще два русских броненосца - "Александр III" и "Бородино". С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо (Дажелет), а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.

Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, стали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 часов 45 минут одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попало только шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки уничтожили два японских миноносца и 12 повредили. Кроме того, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в решительный бой и вели его до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" под командованием капитана 1 ранга Миклухо-Маклая и крейсера "Дмитрий Донской", которым командовал капитан II ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. Совершенно иначе поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатов, без боя сдавшийся в плен японцам.

В Цусимском сражении русский флот потерял 8 броненосных кораблей, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Часть кораблей была интернирована в иностранных портах. И только крейсер "Алмаз" и два миноносца прорвались во Владивосток. Японцы потеряли в этом сражении 3 миноносца. Многие их корабли получили серьезные повреждения.

Поражение русской эскадры было обусловлено подавляющим превосходством противника в силах и неподготовленностью русского флота к сражению. Большая вина за поражение русской эскадры лежит на Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не имел плана боя, неправильно использовал свои крейсера и миноносцы, отказался от активных действий и не организовал управление силами в бою.

Японский флот, располагая достаточным временем и действуя в благоприятных условиях, хорошо подготовился к встрече с русской эскадрой. Японцы выбрали выгодную позицию для боя, благодаря чему своевременно обнаружили русскую эскадру и сосредоточили свои главные силы на пути ее следования. Однако и адмирал Того допустил серьезные ошибки. Он неправильно рассчитал свое маневрирование перед сражением, в результате чего не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении. Совершив последовательный поворот в 38 каб. от русской эскадры. Того подставил свои корабли под ее удар, и только неумелые действия Рожественского спасли японский флот от серьезных последствий этого неправильного маневра. Того не организовал тактической разведки в ходе сражения, в результате чего Неоднократно терял контакт с русской эскадрой, неправильно использовал крейсера в сражении, прибегая к поиску русской эскадры главными силами.

Опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Выявилась необходимость выработки новых, более совершенных способов управления артиллерийским огнем, а также возможность использования торпедного оружия с миноносцев в дневных и ночных условиях для развития успеха, достигнутого в артиллерийском бою. Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони. Боевой порядок флота - однокильватерная колонна с большим числом кораблей - не оправдал себя, так как затруднял использование оружия и управление силами в бою. Появление радио увеличило возможности связи и управление силами на расстоянии до 100 миль.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. Быков П.Д- Сражение у о. Цусима // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р.Н. Мордвинов. - М., 1951. С. 348-367.

2. История военно-морского искусства / Отв. ред. Н.А. Питерский. - М., 1953. - Т.З. - С. 66-67.

3. История русско-японской войны 1904-1905 гг. / Под ред. И.И. Ростунова. - М., 1977. С. 324-348.

4. Киличенков А. Ошибка Того и последний шанс адмирала Рожественского. [О тактике морского сражения при Цусиме, 1905]. // Морской сборник. - 1990. -№ 3.-С. 80-84.

5. Морской атлас. Описания к картам. - М., 1959. - Т.З, ч. 1. - С. 698-704.

6. Морской атлас / Отв. ред. Г.И. Левченко. - М., 1958. - Т.З, ч. 1. - Л. 34.

7. Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. -T.I-9. -СПб., 1910.

8. Русско-японская война 1904-1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском ген. Штабе. - КН.1-4, 6, 7. - СПб.-Пг., 1912-1917.

Далее читайте:

Война в контексте мировой политики .

Русско-японская война 1904 - 1905 годов (хронологическая таблица).

Оборона Порт-Артура (подробная хроника сражения и его анализ).

О цусимском сражении вкратце

Cusimskoe srazhenie 1905 года

Одним из наиболее тяжелых поражений Российской империи на море стало Цусимское сражение. Краткими и ясными были задачи обеих сторон - японский флот, под командованием адмирала Тога получил распоряжение уничтожить российские военно-морские силы, а русский флот, под командованием Рожественского и Небогатова, должен был прорваться во Владивосток.

Сражение оказалось чрезвычайно тяжелым для российского флота. Главной причиной поражения можно назвать неумелые действия самого адмирала Рожественского. Продвигаясь ко Владивостоку он полностью пренебрег разведкой, в то время как японские разведчики не только обнаружили российский флот, но и рассчитали путь его следования. В начале сражения, которое длилось с 14 по 15 мая 1905 года, японские корабли были в полной боевой готовности, и находились на пути следования российского флота.

Лишь по оживленным радиопередачам с японской стороны российские командующие поняли, что их флот был обнаружен, однако и тогда Рожественский не предпринял ничего, чтобы нарушить связь между японскими кораблями. С японской стороны участвовало 120 кораблей, в то время как из Кронштадта во Владивосток продвигалось лишь 30 кораблей.

Бой начался в середине дня, и хуже оснащенные российские корабли, идущие к тому же в неудобном для боя строю, гибли один за другим. К тому же на них наблюдался недостаток тяжелой артиллерии, которой у японцев было с избытком. Сражение периодически прерывалось из-за погодных условий, и длилось до вечера 15 мая. Во Владивосток прибыло лишь два крейсера и два миноносца. Все остальные корабли были либо уничтожены (19 кораблей), либо оказались в нейтральных портах (3 крейсера). Сам Рожественский попал в плен вместе с командой миноносца «Бедовый». Японцы в бою потеряли три миноносца, многие другие корабли ушли с тяжелыми повреждениями.

Цусимское сражение 1905 года российской Тихоокеанской флотилии с Императорским флотом Японии потерпело сокрушительное поражение. В результате морского сражения российская эскадра была разгромлена и уничтожена. Основная часть боевых кораблей России была торпедирована японскими моряками и затоплена вместе с членами экипажа. Некоторые суда объявили о своей капитуляции, лишь четыре корабля вернулись к берегам родной гавани. Русско-японская война (1904-1905) завершилась крупным военным поражением русского флота у берегов острова Цусима (Япония). Каковы же причины поражения и возможен ли был другой исход событий?

Военная и политическая ситуация на Дальнем Востоке

Русско-японская война 1904-1905 годов началась с внезапного нападения боевых эсминцев японского флота на русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки было повреждено два тяжёлых артиллерийских корабля и одно надводное судно. История Дальнего Востока насчитывает немало военных действий. Все они были направлены на захват и передел сфер влияния на этом участке российской земли. Желание Японии господствовать в Северо-Восточном Китае и на Корейском полуострове яростно поддерживалось Англией и Соединёнными Штатами Америки. Малочисленные союзники России, такие как Франция, Германия и другие, в вопросе сохранения русских территорий всячески поддерживали русского императора Николая II. Однако в решающих стратегических моментах старались всё же придерживаться нейтралитета. Содействие союзников проявлялось только тогда, когда это соответствовало их коммерческим интересам.

Принятие стратегического решения

Постоянно усиливающиеся атаки японцев Порт-Артура, главной базы Тихоокеанского флота России, заставили императора Николая II предпринять решающие меры. Решение было принято в июле 1904 года. К ослабленной Тихоокеанской эскадре для разгрома и уничтожения японского флота была направлена из Кронштадта эскадра под руководством вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

Уже в пути балтийские корабли узнают, что Порт-Артур взят, а все корабли на рейде затоплены. Тихоокеанская флотилия уничтожена. Такова морская история Дальнего Востока России. Тем не менее Николай II принимает решение о продолжении пути императорского флота к берегам Японии. Для усиления атакующей эскадры с Балтийского моря был отправлен отряд боевых кораблей контр-адмирала Н. И. Небогатова.

Неравные силы противников

Ход цусимского сражения можно было предугадать по количеству боевых единиц противоборствующих сторон. В Тихоокеанскую флотилию вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского входило:

8 эскадренных тяжёлых артиллерийских кораблей (броненосцев) против 4 японских;

3 береговых охранных броненосца против 6 кораблей противника;

1 крейсерный броненосец против 8 единиц Японского Императорского флота;

8 крейсеров против 16 крейсеров японцев;

5 против 24 вспомогательных военных судов Японии;

9 российских против 63 японских эскадренных миноносцев.

Явное боевое преимущество японского адмирала Хэйхатиро Того говорит само за себя. Опыт ведения боевых действий японского флота превосходил российский по всем параметрам, несмотря на то что история морских сражений у России была намного богаче. Японские боевые стрелки умело владели искусством поражения цели противника на дальних дистанциях, причём по одной цели с нескольких кораблей. Такого опыта у русского флота не было. Основным занятием того периода были императорские смотры (парады) морской техники, которые ежегодно проводились по приказу императора Николая II.

Ошибки и просчёты русского адмирала

Стратегической задачей морского похода адмирала З. П. Рожественского был захват Японского моря. Такое условие было поставлено императором Николаем II. Однако З. П. Рожественский видел своей оперативной целью следующее: любыми силами, не считаясь с возможными потерями своего флота, прорваться во Владивосток. Возможно, что обойти Японские острова с востока, было бы стратегически правильным решением, и цусимское морское сражение не состоялось бы.

Но флотоводец выбрал другой, более короткий путь. Было принято решение идти через проливы. Корейский пролив, соединяющий Восточно-Китайское и Японское море, огибает остров Цусима, который, в свою очередь, имеет два пути: западный проход и восточный (Цусимский пролив). Именно там русских моряков и ждал японский адмирал Хэйтатиро Того.

Все проходы перекрыты

Командующий японским флотом выбрал стратегически правильный план возможных боевых действий. Между островами была организована дозорная цепь кораблей, которая могла оповещать командующего о возможных манёврах и приближении русских кораблей. На подступах к Владивостоку японцы предусмотрительно выставили минные заграждения. Всё готово к бою. Японские корабли цусимского сражения ожидали подхода российских суден. Командующий Тихоокеанским флотом отказался от морской разведки, боясь обнаружения своей эскадры разведывательными крейсерами противника.

Очевидный исход главного сражения русско-японской войны

Отправить столь разношёрстную армаду через три океана многим казалось безумием. В этот обречённый поход посылались и ветераны с изношенными механизмами, накрутившие сотни тысяч морских миль, и новейшие, наспех достроенные, не прошедшие испытаний корабли. Моряки всегда относятся к своим кораблям как к неодушевлённым разумным существам. Броненосцы с названиями именитых полководцев как будто специально не хотели идти к неминуемой гибели. Они застревали на спуске при слипе, тонули прямо у заводских стен при ремонте, садились на мель, как будто подавали явные предупреждающие знаки своим экипажам.

Как не верить приметам?

В начале 1900 года в мастерской сгорела сборочная модель броненосца «Император Александр III». Спуск на воду этого корабля был отмечен падением флагштока с императорским штандартом и сопровождался человеческими жертвами.

Броненосец «Орёл» затонул в гражданской гавани, а позже несколько раз садился на мель, догоняя эскадру в Финском заливе. Броненосец «Слава» вообще так и не смогли отправить в поход.

Однако высшему командованию никакие предчувствия были неведомы. 26 сентября 1904 в Ревеле (бывший Таллин) состоялся высочайший императорский смотр. Николай II обошёл все корабли и пожелал морякам достигнуть Порт-Артура и соединиться с первой эскадрой Тихоокеанского флота для совместного овладения Японским морем. Через неделю семь броненосцев, крейсер, миноносцы навсегда покидали родные берега. 220-дневный поход к японским берегам протяжённостью 18 тысяч морских миль начался.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, - это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды - всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

Порт-Саид (Египет);

Джибути (Восточная Африка);

Аден (Йемен);

Дакар (Сенегал);

Конакри (Гвинея);

Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца - прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Первый залп по противнику

В 13 часов 40 минут флагманский броненосец «Князь Суворов» под руководством капитана 1-го ранга В. В. Игнациуса лёг на курс норд-ост 23. Девять минут спустя его орудия открыли огонь по японской эскадре, а ещё через две минуты сверкнули вспышки ответных залпов. Цусимское морское сражение началось. Большинству экипажа исход был ясен ещё в Петербурге.

Из письма командира броненосца гвардейского экипажа «Император Александр III» капитана 3-го ранга Н. М. Бухвустова: «Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы её желаем. Но победы не будет. Заодно и ручаюсь, что мы все умрём, но не сдадимся». Командир сдержал своё слово и погиб вместе с полным составом броненосца.

Цусимское сражение, кратко о главном

В 14 часов 15 минут, ровно через тридцать пять минут после начала боя, броненосец «Ослябя», возглавляемый капитаном 1-го ранга В. И. Бэром, с сильным деферентом на нос и огромным пожаром на рострах выкатился из строя и повалился на левый борт. Десять минут спустя он исчез под водой, оставив на поверхности лишь деревянные обломки да барахтающихся в воде людей.

Через несколько минут после гибели «Ослябя» один за другим выходили из строя корабли, торпедированные японскими моряками.

К 16 часам вышел из строя броненосец «Князь Суворов», который был сильно изуродован японскими снарядами. Напоминая пылающий остров, он около пяти часов отражал вражеские атаки. В последние минуты русские матросы отстреливались из единственно уцелевшей трёхдюймовки и винтовок. Броненосец получил семь торпедных попаданий и ушёл под воду.

Чуть раньше удалось снять адмирала З. П. Рожественского со штабом на эсминец «Буйный». Всего было эвакуировано 23 человека. Больше спасти никого не удалось. Командовал эскадренным броненосцем и погиб на нём капитан 1-го ранга, талантливый художник-маринист Василий Васильевич Игнациус.

Вообще, во время русско-японской войны погибли два замечательных художника, причём оба выпускники морского корпуса и по странному совпадению полные тёзки. Второй художник - это Василий Васильевич Верещагин, утонувший вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. Тогда одновременно с ним погиб и адмирал С. О. Макаров, который выигрывал многие морские сражения России и был славой и гордостью русского флота. Вслед за флагманом «Князь Суворов» российский императорский флот потерял:

«Сисой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М. П. Озерова;

броненосец «Наварин», руководимый капитаном 1-го ранга бароном Б. А. Фитингофом;

крейсер «Адмирал Нахимов», находившийся в подчинении позже пленённого капитана 1-го ранга А. А. Родионова;

эскадренный броненосец «Адмирал Ушаков», командиром которого был капитан 1-го ранга В. Н. Миклухина (корабль погиб последним из русской эскадры);

«Адмирал Сенявин» во главе с капитаном 1-го ранга С. И. Григорьевым, который был захвачен в плен японцами.

Трагедия продолжается

Цусимское сражение 1905 года всё больше уносило в морскую пучину русских моряков и их корабли. Очередной насмерть изуродованный броненосец уходил под воду со всем экипажем на борту. До последней минуты в людях - от командира до кочегара - теплилась надежда, что удастся преодолеть это кошмарное цусимское сражение (1905) и на курсе норд-ост 23 покажется русский берег. Главное - выстоять. Многие так и погибали с этой мыслью. Русские моряки на идущих следом броненосцах провожали взглядом место гибели своих товарищей. Шептали чёрными от гари губами: «Упокой их душу, Господи».

Погиб со всем экипажем броненосец «Император Александр III», а чуть позже «Бородино». Чудом спасся только один матрос. Исход боя был предрешён. Цусимское сражение 1905 года заставило задуматься о несокрушимости русского флота. Наутро уцелевшие после ночных торпедных атак остатки русской эскадры были сданы японцам контр-адмиралом Н. И. Небогатовым. В дальнейшем адмирал Николай Иванович Небогатов был приговорён к десяти годам тюремного заключения решением Военно-морского суда его Императорского Величества.

Судьба командира

Командиром эсминца «Буйный», спасшим адмирала З. П. Рожественского, был капитан 2-го ранга Николай Николаевич Коломийцев. Судьба этого человека очень удивительная. До русско-японской войны он был видным гидрографом, путешественником, исследователем Таймыра, командиром ледокола «Ермак». Он участвовал в русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толя. Вернувшись в Россию после Цусимы, где он проявил себя как один из лучших командиров российского флота, Н. Н. Коломийцев командовал разными кораблями. В Первую мировую войну стал вице-адмиралом. В 1918 году был арестован большевиками и заключён в Петропавловскую крепость. В большинстве публикаций советского времени биографические справки о Н. Н. Коломийцеве заканчиваются словами: «Умер в Петрограде, предположительно в 1918 году». В 1972 году его имя было присвоено новому гидрографическому судну. Только совсем недавно выяснилось, что Николай Коломийцев в 1918 году бежал в Финляндию. Позднее воевал на Чёрном море на стороне барона Врангеля. Затем переехал во Францию, а погиб в Соединённых Штатах Америки под колёсами военного грузовика в конце 1944 года. Таким образом, корабль «Николай Коломийцев» был единственным в советском флоте судном, носящим имя белогвардейского адмирала и эмигранта.

Историческая справка

Из списков военных флотов того времени два корабля участника Цусимского сражения дожили до наших дней. Это хорошо известный крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса», флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. Бронепалубная «Аврора» при Цусиме выпустила по противнику около двух тысяч снарядов, получив, в свою очередь, двадцать одно попадание. Крейсер имел серьёзные повреждения, шестнадцать человек из его экипажа, в том числе командир, капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев, погибли, ещё 83 человека были ранены. Не имея возможности идти вперёд, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» разоружились в Маниле (Филиппины). По мнению некоторых военных экспертов, участие в Цусимском сражении, даёт больше оснований крейсеру «Аврора» служить в качестве мемориала, чем знаменитый холостой выстрел в октябре 1917 года.

В городе Йокосуке в качестве корабля-музея стоит броненосец «Микаса». На нём в течение очень долгого времени в годовщины Цусимы проходили встречи ветеранов, участников русско-японской войны. Японцы относятся к этому памятнику истории с очень большим благоговением.

Память погибшим морякам при Цусиме

Из 36 единиц русской эскадры во Владивосток пришли три. Посыльное судно «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый». Большая часть кораблей и 5 тысяч моряков обрели вечный покой на дне Корейского пролива у островов Цусима и Дажелет. Могилы русских моряков, умерших от ран в плену, до сих пор заботливо сохраняются японцами в Нагасаки. В 1910 году в Санкт-Петербурге на народные деньги и вдовьи вклады был построен белоснежный храм Спас-на-Водах, посвящённый жертвам Цусимы. Простоял храм недолго, до середины 30-х годов. Русско-японская война, Цусимское сражение - эти два термина навсегда останутся в вечной памяти русского народа.