Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.

Цели: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов; сформировать умение производить морфемный разбор слов разных частей речи.

Задачи урока:

    познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова;

    научить проводить морфемный разбор слова;

    формировать навык выделения значимых частей слова.

Структура урока

1. Орг. момент (тетради с домашними работами на середину парты)

Чтобы проверить ваши знания по теме «Морфемика» вы напишите небольшую проверочную работу, состоящую из двух частей (на 7-10 минут). Работу выполняйте на листах, не забудьте подписать.

2. Проверочная работа

Теоретическая часть.

Наименьшая значимая часть слова (морфема).

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень).

Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание).

Часть изменяемого слова без окончания (основа).

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка).

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс).

Для сильных учеников – кроссворд.

По горизонтали:

1. Морфема – наименьшая … часть слова.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3. Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

По вертикали:

1. Часть изменяемого слова без окончания.

2. Окончание, которое не выражено звуками.

3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Практическая часть.

1. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

2. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

3. В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменения ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

3. Проверка знаний

1. Вспомнить, что изучили про беглые гласные.

Выполняя домашнюю работу, какое чередование вы заметили еще, кроме беглых гласных?

(записать пример на доске) орех – орешек – орешка

Назовите все чередования в данном ряду слов. Такие изменения называются вариантами морфем .

Давайте потренируемся находить варианты морфем, выполняя упражнение 431 по парам (5 минут). Пара, которая первая выполнит задание, получит оценки.

Проверка выполнения упражнения всем классом.

Давайте посмотрим на состав данных слов. Можно наблюдать, что они состоят из разных морфем, несущих свое лексическое значение. Чтобы правильно выделять морфемы, определять их значения нужно уметь делать морфемный разбор слова.

Итак, запишите тему урока и подумайте, какие задачи вы можете себе поставить.

4. Знакомство с порядком морфемного разбора слова

Разбираем вместе с учениками подробно порядок разбора на с. 27-28, тренируемся на примерах.

5. Физминутка

Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. Закрепление материала

Устно: заработаешь, (у) побережья, маленькому (брату)

Письменно: черноглазую (девушку), (любоваться) утёнком, придумала

(один выполняет у доски, класс слушает и проверяет)

7. Рефлексия «Радуга»

С каким цветом ассоциируется данный урок?

    оранжевый– радостное, восторженное настроение;

    красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;

    синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть.

8. Домашнее задание – параграф 81,упражнение 432 (объяснить)


От форм одной и той же морфемы следует отграничивать вариантные и синонимические морфемы. Вариантные морфемы, являясь синонимичными и генетически родственными, различаются между собой (при разном звучании) или в стилистическом, или в словообразовательном отношении
(ср.: поэт - пиит, серьезн(ый)-сурьезн(ый), -чик щик, -ся -
-сь, -nuj(e) enuj(e), де дез-, -ой ою и т. д.). Так, суффиксы
-ств- и -еств- выступают как вариантные морфемы и отличаются друг от друга лишь словообразовательными связями: суффикс -еств- сцепляется с основами слов, оканчивающихся на заднеязычные, шипящие и ц (лихач - лихачество, отрок - отрочество, купец - купечество и т. д.), суффикс -ств со всеми остальными; суффиксы -ее и -ей
также вариантные, но отличаются один от другого стилистически: формы с -ей характерны для разговорной речи и (с версификационными целями) для стихотворного языка, формы с -ее являются межстилевыми.
Синонимические морфемы отличаются от вариантных тем, что, имея одно и то же значение, они генетически между собой совершенно не связаны, например: суффиксы несовершенного вида -ыва- (-ива-), -ва-, -а- (в глаголах подписывать, давать, бросать), окончания им. пад. мн. числа -а, -ы, -и, -е (в существительных города, основы, дороги, горожане), суффиксы лица -тель, -чик, -льщик, -рь, -ль, -ник (мечтатель, возчик, болельщик, пахарь, строгаль, шутник).

Еще по теме § 16. Вариантные и синонимические морфемы:

  1. Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередования и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация
  2. 22. Морфема как инвариант, ее варианты – морфы (алломорфы). Морфема как единицы словаря, текста. Нулевая морфема в русском языке. Морфемный состав непроизводных инфинитивов.
  3. 21. Морфемика. Форм-ная и семантич-я стор. стр-ры морфемы как миним-но значимой ед-цы яз. Морфема как ср-во выраж-я словообр-го, грам-их знач-й, ассоц-ный хар-р морфемной семантики. Форм-е совпад-е морфемы со словом, нейтрализ. роль контекста.
  4. 9. Единицы морфемного строя. Морф и морфема. Принципы классификации морфем русского языка.
  5. 21. Морфемика. Формальная и семантическая стороны структуры морфемы как минимальной значимой единицы языка. Морфема.

Тренировка
Списать, подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные.
Спорить – оспаривать,
облако-облачный
,
морозить-мороженое
,
вопль-вопить
,
огурец-огуречный
,
казах-казачий-казацкий
,
воздух-воздушный
,
князь-княгиня-княжеский
.
Сп
о
рить – осп
а
ривать,
обла
к
о-обла
ч
ный
,
моро
з
ить-моро
ж
еное
,
воп
л
ь-вопи
т
ь
,
огуре
ц
-огуре
ч
ный
,
каза
х
-каза
ч
ий-каза
ц
кий
,
возду
х
-возду
ш
ный
,
кня
з
ь-кня
г
иня-кня
ж
еский
.
Цели и задачи:
Повторить морфемы.
Познакомить с новыми понятиями.
Добиться понимания, что такое варианты морфем.
Варианты
морфем
Сравните:
У
прос
тить – у
праш
ивать
По
глот
ит – по
глощ
ение
Мух
а-
муш
иный
Под
лить-
подо
звать
Раз
делить-
рас
тереть
Трав
ян
ой-дерев
янн
ый
Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав. Те части слова, в которых
появляется чередование
, называются
вариантами морфем
.
Вторые имена морфем.
Варианты морфем.
Составила:
О.П.Толстухина
Еще раз повторим:
1. Приставки, суффиксы, окончания, постфиксы называются…
2. Приставки называются…
3. Окончания называются…
аффиксы
префиксы
флексия
Новый материал
приставка
корень
суффикс
окончание
аффиксы
пр
е
фикс
фл
е
ксия
П
о
стфикс (-
ся
, -
сь
Мо
ю
сь
мо
ешь
ся
Что нового узнали на уроке?
Что было интересно?
Чему научились?
Д.з
. упр.415
Повторим:
Назовите морфемы.
Какая морфема в слове самая главная?
Какая морфема живет перед корнем?
А какие морфемы располагаются после корня?
приставка
корень
окончание
суффикс
Записать текст, найти глаголы с приставкой и разобрать их по составу:
Впереди в..дна мутная сталь в..
ды
. Из-за озера, из еловых
перел
..сков выплывают орлы. Они
выд
..
ляют
..
ся
грозными силуэтами на фоне закатного со..
нца
. Испуганный их внезапным по..
влением
, замирает весь п..
рнатый
мир. Прекратили драку селезни. См..
лкла
л..
бединая

переклич
..
ка
. Орлы доз..ром обл..тают озёра.