Ремонтные работы на ул. Кузнецкий Мост. Фото: Кирилл Ефанов

Все лето Москва — в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», — пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков, курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний. Как устроен этот рынок?

Высечь в граните

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг», входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей — ООО «Роуд групп». В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза — до 150 тыс. кв. м. Более того, летом 2011 года во время масштабной кампании по укладке тротуарной плитки на улицах города выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из-за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки на столичных улицах в Федеральной службе охраны, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев. Также Елисеев владел 40-процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, родство двух Елисеевых документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ — одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. В частности, он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым, порекомендовав обратиться в пресс-службу. К моменту публикации РБК не получил ответы от департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, которому подведомственен ГБУ.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основным владельцем последней является Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае. 100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН — Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014-2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместный бизнес — ООО «Рентадор М-5» (основной вид деятельности — аренда грузового автотранспорта с водителем).

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов компании «К-Холдинг», «Роуд групп», «Магистраль проект» не отвечают. Сотрудник компании «К-Холдинг», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец компании «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам организации «Деловая Россия» Георгий Сухадольский. «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ, и отдает предпочтение компании, в которой он уверен», — поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии — ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).
«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» — 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть

За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. «При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, в связи с чем более мелкие игроки просто вымылись с рынка», — говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы. Два опрошенных РБК менеджера дорожных компаний, ранее занимавшихся работами в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение дорожной разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», — возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие (см. инфографику), с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации — более чем на 4,9 млрд руб. Оставшиеся тендеры разделили между собой два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний — «Ситистройсервис» — в 2015 году выиграла тендеров на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году единственным владельцем компании стал москвич Денис Галаган. В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Москвы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше. Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о бизнесмене Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно не доступен». По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором этой компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15-летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на общую сумму 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для нанесения дорожной разметки. Согласно условиям конкурса победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», — подсчитали представители ОНФ. Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки полностью соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители Федеральной антимонопольной службы. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», — ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Иван Голунов, Анна Дерябина

Определился первый бенефициар масштабной кампании столичных властей по замене бордюров. Тендеры на поставку гранитных бордюров почти на 1 млрд руб. выиграла неизвестная на рынке компания «К-Холдинг».

Тендеры для двоих

В апреле этого года заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков пообещал за три года поменять все бордюры в столице. Внутри Садового кольца должны были установить гранитные бордюры, а за его пределами — новые бетонные. Тогда РБК подсчитал, что на замену бордюров на улицах Москвы может потребоваться 7,6 млрд руб. без учета Новой Москвы, а с ее учетом — около 10 млрд руб. Позже вице-мэр заявил ТАСС, что эти расчеты намного превышают реальную стоимость работ: «Сегодня говорить о каких-то миллиардах, о замене всего бордюра это абсолютно неправильно». Тем не менее даже примерную стоимость работ он не назвал.

Первые тендеры на поставку гранитных бордюров были объявлены в июне. За гранитный бордюр для центра города Москва решила заплатить почти 1 млрд руб. (401,4 млн руб. по первому тендеру и 573,4 млн руб. по второму). За эти деньги победители тендеров должны поставить 343 км бордюров в течение 25 дней после заключения контракта. Как ранее рассказывал РБК, для выполнения условий контракта подойдет не любой бордюр. По условиям контрактов больше всего гранита для изготовления бордюров — 168 км — должно быть поставлено из месторождения «Цветок Урала» Челябинской области, где добывают гранит серого цвета, 117 км сделают из сырья Мансуровского месторождения (Башкирия), остальные 58 км — из красного Султаевского гранита (Челябинская область).

На днях на сайте госзакупок были опубликованы результаты тендеров. Оба аукциона выиграла одна и та же малоизвестная на рынке компания — ООО «К-Холдинг» (основная деятельность — строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений). Цены контрактов в итоге немного снизились. Первый контракт с заказчиком, ГБУ Москвы «Автомобильные дороги», «К-Холдинг» заключила 20 июля на сумму 559,1 млн руб., второй — 4 августа на 389,3 млн руб. Вторым участником обоих аукционов была еще одна компания — ООО «Радор М». Однако в первом случае компания предложила более высокую цену, во втором — неправильно оформила документы для участия в тендере.

Генеральный директор «К-Холдинга» Сергей Кизилов через представителя компании отказался дать РБК комментарии для этой статьи. Не захотели общаться с прессой и в компании «Радор М».

Малоизвестный победитель

«К-Холдинг» — темная лошадка для участников рынка производства и переработки бордюрного камня. У компании нет сайта, о ней ничего не знают четверо опрошенных РБК участника рынка. По словам представителя компании «Гранит-Альянс» Михаила Садовничего, крупные игроки этого рынка — компании «Росгранит», «Русский гранит», Stonex Group, «Данила Мастер», «Возрождение», «Московский камнеобрабатывающий комбинат». «О компании «К-Холдинг» я никогда не слышал», — говорит Садовничий. Представитель «Росгранита» также не знает о существовании такого игрока. Начальник ООО «Южно-Султаевский гранитный карьер» (отсюда будет поставляться необходимый султаевский гранит) Юрий Качковский на вопрос РБК ответил, что не знает компанию «К-Холдинг», но отметил, что примерно месяц назад в его компанию пришел запрос на поставку большого объема гранита «от частного лица». На вопрос, знает ли он гендиректора «К-Холдинга» Сергея Кизилова, начальник «Южно-Султаевского гранитного карьера» ответил только, что его сотрудники «контактируют с этим человеком». «Запросы очень большие, — сказал Качковский. — Мы сейчас вовсю пилим гранит, обслуживаем только этот заказ. Первые поставки начнутся на следующей неделе».

Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», компания «К-Холдинг» была зарегистрирована в сентябре 2012 года. Выручка и прибыль компании в бухгалтерской отчетности в базе данных не указаны. До «бордюрных» заказов она получила только три госконтракта на общую сумму 23,3 млн руб. Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», 100-процентным владельцем «К-Холдинга» является Игорь Зимин. Ему также принадлежат 40% в компании «Роуд Групп», занимающейся сносом зданий, расчисткой строительных участков и строительством дорог и аэродромов. Еще 40% «Роуд Групп» принадлежит Антону Олещуку, 20% — Дмитрию Усольцеву. Согласно базе данных СПАРК, выручка компании «Роуд Групп» в 2014 году составила 844,9 млн руб., валовая прибыль — 36,6 млн руб.

В Москве активно идет укладка бордюров. В апреле вице-мэр по вопросам ЖКХ Петр Бирюков заявил, что за три года бордюры в Москве будут заменены на новые. «За последние 20 с лишним лет мы бордюры в городе практически не меняли, поэтому такое неприглядное состояние даже при отремонтированном асфальте имели и тротуары, и дороги», — сказал чиновник. Он добавил, что в пределах Садового кольца бордюры заменят на гранитные — «так, как исторически было», а за пределами установят новые бетонные. Однако позже Бирюков уточнил, что говорить о замене всего бордюра неправильно. «Ремонтируем, меняем мы только тот бордюр, который разбит, разломан, пришел в негодность. А хороший бордюрный камень — независимо от того, бетонный он или гранитный, он остается», — пояснил Бирюков.

Перспективы заказов

Хотя на «Южно-Султаевском гранитном карьере» уже вовсю «пилят гранит», поставить необходимый объем сырья для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет, утверждает Качковский. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году, — поясняет он. — Разговоры о том, что такой тендер может состояться, шли еще в январе, однако серьезно к этому никто не отнесся, поэтому увеличивать объемы добычи мы тогда не стали».

Павел Корнев, коммерческий директор ОАО «Уральские камни», управляющего Мансуровским месторождением (оттуда должно быть поставлено сырье для 117 км бордюра), отказался от комментария, хотя до проведения торгов охотно общался с РБК. В июне он утверждал, что предприятие способно обеспечить поставщиков в нужном объеме. «Мы предвидели, что будет такой тендер, и еще с декабря увеличили добычу на 50% — с 3 тыс. кубов в месяц до 4,5 тыс.», — говорил он. Корнев также ранее предполагал, что победителем тендеров может стать девелоперская компания, которая привлечет производителей гранитных изделий на условиях субподряда. Он высказывал мнение, что условия конкурсов слишком жесткие, чтобы с заказом мог справиться один производитель. По условиям тендерной документации это возможно: победитель аукционов может привлекать подрядчиков для выполнения контракта.

В ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» РБК заверили, что динамика поставки бордюрного камня по этим госконтрактам полностью соответствует установленным графикам и требованиям государственного контроля.

Ранее желание участвовать в тендере изъявляли компании «Русский гранит» и «Возрождение». Генеральный директор «Русского гранита» Андрей Гришин сейчас пояснил РБК, что его компания в итоге отказалась от участия в торгах, решив, что это для них экономически невыгодно. Раньше Гришин объяснял, что «Русский гранит» способен производить максимум 25-30 тыс. погонных метров в месяц (25-30 км бордюра), а победителю придется обеспечить поставку бордюров в объеме, в десять раз большем. Представитель «Возрождения» в четверг оказался недоступен для телефонного разговора, однако ранее директор по строительству «Возрождения» Дмитрий Мургин говорил РБК, что компания может произвести всего 17,5 км гранитного бордюра в месяц.

Несколько игроков рынка, например «Росгранит» и «Гранит-Альянс», говорили, что хотели бы принять участие в переоснащении столичных дорог новыми бордюрами на условиях субподряда.

Некоторые игроки рынка не смогли участвовать в аукционе по финансовым причинам: по условиям контрактов заказчик должен оплатить работы в течение 45 дней с даты подписания акта приемки-передачи товара. «Таким образом, победитель должен произвести этот объем бордюра за свой счет, — говорил представитель компании «Гранит-Альянс» Андрей Тищенко. — Далеко не все игроки рынка способны это сделать».

Как в Москве меняли асфальт на плитку

Миллион метров под замену

В марте 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, согласно которому 1,1 млн кв. м столичного асфальта предстояло в течение года заменить на плитку. Стоимость проекта оценивалась в 4 млрд руб. Завершить работы в границах Садового кольца первоначально собирались до конца лета 2011 года, затем срок перенесли на 25 октября, затем на 2013-й, а еще позднее — на 2016 год. В дальнейшем площадь пешеходных зон, покрытых плиткой, планировалось увеличить до 4 млн кв. м. При заключении госконтрактов стоимость 1 кв. м плиточного покрытия оценивалась в 3360,48 руб. на крупных улицах и в 3293,06 руб. в переулках.

Спорная экология

Начинание сразу же вызвало недовольство горожан: многие не понимали, чем вызвана необходимость такой замены. Осенью Собянин выступил в эфире программы «Познер» на «Первом канале» и объяснил, что плитка экологичнее асфальта. «В жаркую погоду асфальт разогревается больше, чем воздух, и начинает выделять целый букет вредных веществ», — заявил мэр. С критикой этой теории выступил журнал Forbes: журналисты отметили, что асфальт на проезжей части все равно останется, а значит, экосистема города сильно не изменится. Газета «Коммерсантъ», в свою очередь, писала, что при несоблюдении технологий укладки плитка сильно обледеневает зимой и становится опасной для пешеходов.

Исполнители

В СМИ получила распространение версия, что укладывать плитку в Москве будут компании, подконтрольные жене Собянина. Мэр опроверг эту версию, заявив, что его жена работает в детском саду и не имеет отношения к бизнесу. По данным Forbes, аукционы на укладку плитки проводили два заказчика: ГБУ «Кольцевые магистрали» департамента ЖКХ и благоустройства Москвы (разыграно 19 лотов, победителями стали 12 компаний) и генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО Москвы (разыграно 49 лотов, победили четыре компании). Кроме того, отдельно разыгрывались 11 лотов на разработку проектно-сметной документации. В семи из них победили компании, связанные с тогда еще будущими подрядчиками. Среди владельцев фирм, выигравших аукционы, Forbes обнаружил депутата Алтайского краевого законодательного собрания Армена Шагиняна и других представителей армянской диаспоры, департамент имущества города Москвы, немецкую фирму KKB Knape/Kirchner и бывшего главу ГУП «Гормост» Виктора Екимова.

Назад к асфальту

В августе 2011 года Собянин заявил в интервью газете «Ведомости», что за год на плитку потратят 2 млрд руб. (вдвое меньше, чем планировалось). В начале 2012 года газете стало известно, что московские власти объявили 18 «плиточных» тендеров на сумму около 500 млн руб. В августе 2012 года РИА Новости со ссылкой на источник в мэрии сообщило, что власти якобы решили отказаться от плитки и в целях экономии вернуться к асфальту. Заммэра Петр Бирюков категорически опроверг эту информацию. В июле 2013 года во время предвыборной кампании оппозиционер Алексей Навальный потребовал от Собянина отчета об укладке плитки. Он подчеркнул, что во многих местах покрытие было уложено некачественно и вскоре потребовало замены. Официального ответа от мэрии не поступило, лишь на сайте sobyanin-news.ru (ныне срок регистрации домена истек) появилась небольшая заметка, в которой снова заявлялось об экологичности плитки и ее популярности в европейских городах.

Снова плитка

С 2013 года о плитке практически не вспоминали, но в начале июля 2015 года портал m24.ru сообщил о новом масштабном «плиточном» проекте. Как рассказали журналистам в мэрии, в рамках программы «Моя улица» тротуары будут мостить новой бетонной крупноразмерной плиткой. Только на Большой Ордынке, Большой Никитской улице и Варшавском шоссе уложат 63,95 тыс. кв. м плитки. В дальнейшем плитку уложат на большинстве из 43 улиц, участвующих в программе. Вскоре Мясницкую улицу и Большую Ордынку посетил лично Собянин, проконтролировавший ход работ. На тот момент, по словам мэра, в программе «Моя улица» участвовали уже 50 улиц.

“Ъ” подводит итоги московской программы «Моя улица»

9 сентября Москва отметит День города, и в этот же день столичные власти планируют предъявить основные результаты программы благоустройства. «Моя улица» в 2017 году запомнилась рекордными объемами работ и недовольством части граждан автомобильными заторами и неудобствами из-за ремонта. “Ъ” о том, что вышло в Москве и сколько это стоит


Программа «Моя улица» - это проект столичных властей по благоустройству города, рассчитанный на несколько лет. В 2015 году было отремонтировано 47 улиц, а в 2016 году - 61 магистраль (на площади более 174 га), в том числе Тверская улица, Новый Арбат, Садовое кольцо, Воздвиженка и Большая Якиманка. На большинстве объектов работы (обновление и расширение тротуаров, перенос коммуникаций под землю, обустройство велосипедных дорожек, высадка деревьев) проводились весной и летом, и запомнились горожанам масштабными дорожными заторами еще в прошлые годы.

Однако объемы нынешнего ремонта (82 улицы и переулка, в том числе 12 набережных, 50 парков и 3,5 тыс. московских дворов) стали рекордными. По данным мэрии, в 2017 году в работах были задействованы 60 тыс. человек и 11 тыс. единиц техники. С их помощью, например, в среднем на три метра расширяли тротуары, ставили 1,4 тыс. исторических фонарей и 2 тыс. лавочек и переносили 284 км кабельных линий под землю. Осенью власти планируют высадить 5,4 тыс. крупногабаритных деревьев и 90 тыс. кустарников. Усилилось и недовольство граждан пробками и частично перекрытыми улицами из-за столь масштабного ремонта. Один из небольших одежных брендов даже заявил о выпуске футболок с принтами, повторяющими рисунок зеленых полос на ограждениях по программе «Моя улица».

Смета нынешнего года по «Моей улице» первыми лицами столичного правительства в отличие от прошлых лет не называлась. В марте 2017 года городской вице-мэр Петр Бирюков пояснял это незавершившимися конкурсными процедурами. Действительно, судя по сайту госзакупок, один из крупнейших подрядов на обустройство Москворецкой набережной, Лубянской площади и окрестностей парка «Зарядье» был заключен за 2,7 млрд руб. лишь в июне 2017 года. Тогда как аукцион на обустройство площадки на Воробьевых горах (примерно за ту же сумму) и самые последние тендеры на поставку гранитной плитки прошли и вовсе в июле. В департаменте капремонта Москвы, размещавшего заказы на эти работы, затруднились оперативно назвать смету «Моей улицы» на 2017 год, предложив посчитать ее «самим по открытым данным».

В контрольно-счетной палате Москвы ранее называли общую смету программы комплексного благоустройства на 2015–2018 годы - 126 млрд руб. Чиновники также говорили о тратах по программе в 2015 и 2016 году (21,6 млрд и 22,4 млрд. руб). Соответственно, бюджет «Моей улицы» 2017–2018 года составляет около 82 млрд. руб. Это сравнимо, скажем, с двухгодичным бюджетом Рязанской области. Но не Москвы (1,6 трлн. руб. в год).

Крупнейшим проектом 2017 года стала реконструкция 12-километрового участка Садового кольца (общая протяженность магистрали - 16 км). Были проведены тендеры по 12 сегментам кольца на общую сумму 11 млрд руб. В мэрии заявляли, что высадят здесь 2,5 тыс. деревьев, более 75 тыс. кустарников, установят 1,1 тыс. новых фонарей, а электропроводку по уже опробованной технологии спрячут под землю в 1057 кабельных колодцев. Самой обсуждаемой темой стало сужение проезжей части Садового кольца с одновременным расширением тротуаров: эти работы создали внушительные заторы в городе. Так, на Зубовском бульваре 16-полосное кольцо сузили для машин почти наполовину. На тротуарах осенью высадят в два ряда аллею из 54 лип и 57 кленов высотой пять-семь метров, а также 65 пятиметровых рябин и еще 11 сосен такого же размера. Сужение проезжей части некоторые эксперты объясняют тем, что мосты и тоннели на Садовом кольце имеют максимум по три полосы в каждую сторону, поэтому при более широком подъезде создается затор из-за эффекта «бутылочного горлышка».

Вторым крупным проектом стало благоустройство 12 городских набережных общей протяженностью около 40 км. Одной из целей стало создание новых пешеходных супермаршрутов по двум дугам - от «Москва-Сити» до Лужников и от Парка культуры по Пречистенской набережной мимо Кремля и Зарядья до высотки на Котельнической набережной. Власти провели шесть конкурсов на общую сумму 6,2 млрд руб. и один закрытый тендер на 2,7 млрд руб. (на обустройство Москворецкой набережной, Старой и Лубянской площадей и прилегающих к парку «Зарядье» улиц). Так, подряд стоимостью 2 млрд. руб. на Андреевскую и Воробьевскую набережные предполагал прокладку 17,5 га беговых, велосипедных и пешеходных дорожек, установку шезлонгов и гранитных клумб с кустарниками и около двух сотен лавочек, а также реставрацию фасадов Андреевского монастыря. На Ростовской, Смоленской и Саввинской набережной за 1 млрд руб. предлагалось расширить тротуары (вымостив 50 тыс. кв. м гранитной плиткой), установить более сотни двухметровых деревянных скамеек, а осенью высадить 51 клен высотой пять-семь метров и 500 кустарников (спирея серая).

В Богоявленском и Рыбном переулках оборудовали пешеходный маршрут к Варварке, а на Биржевой площади заложили 20-метровый фонтан. В мэрии обещают, что его можно будет также использовать как «подиум для лекций». В рамках обустройства территории вокруг Зарядья в Китайгородском проезде также выставят подсвеченные витрины с археологическими находками из окрестностей. Сам парк «Зарядье» с 70-метровой навесной мостовой конструкцией над водой откроют к концу года, а осенью перед входом обещают высадить березовую рощу.

На Хохловской площади на месте найденного ранее 64-метрового фрагмента стены Белого города XVI века в котловане оборудовали амфитеатр, оставив фрагмент исторической стены.

На площади Тверской заставы за 925 млн руб. переделывают у вокзала парковку на 111 мест, а ближе к Большой Грузинской разбивают сквер с деревьями. Кроме того, здесь восстанавливают памятник писателю Максиму Горькому, а также запускают трамвайное движение.

На Лубянской площади сузили автомобильное движение на две-три полосы: это пространство и площадку на месте памятника Феликсу Дзержинскому мостят двухцветной контрастной гранитной плиткой, а у здания ФСБ разбивают сквер с деревьями, гранитными тумбами и павильоном-кафетерием. Проект реконструкции площади разработан норвежской компанией Snohetta, которая уже делала такую работу для нью-йоркской площади Таймс-сквер.

В государственных аукционах по «Моей улице» в 2017 году, как правило, участвовали две компании. Выигрывал подрядчик, предложивший наименьшую цену. В ходе торгов цена контракта обычно снижалась на 3–5%. Так, реконструкция нечетной стороны Бульварного кольца обошлась Москве в 3,4 млрд руб. (вместо заявленных 3,6 млрд.), а Пречистенской набережной - в 965 млн вместо 1 млрд руб. Площадь Тверской заставы, где вскоре пустят трамвай, отремонтируют за 925 млн вместо 953 млн руб. На Садовом кольце в ходе торгов сэкономили 0,5 млрд руб.

Крупнейшим подрядчиком «Моей улицы» в 2017 году стала компания «Спецстрой», входящая, по данным Forbes, в структуру Capital Group бизнесмена Павла Те. «Спецстрой» заключил со структурами мэрии контракты на 6,5 млрд руб.- на благоустройство нечетной стороны Бульварного кольца, ремонт Смоленской, Ростовской и Саввинской набережных, а также реконструкцию парка 850-летия Москвы в Марьино. Эта же компания в 2016–2017 году за 4,6 млрд руб. также обустраивала четную сторону Бульварного кольца. Кроме того, в 2015–2016 годах «Спецстрой» получил подряды по «Моей улице» еще на 5,3 млрд руб.

В список крупнейших подрядчиков вошли также ООО «Техноконцепт» и АО «Агентство развития перспективных технологий» (АРПТ), благоустраивающее несколько сегментов Садового кольца на сумму 2,67 млрд и 2,8 млрд руб. соответственно. Владелец созданного в 2014 году «Техноконцепта» Александр Пирогов является также совладельцем крупного подрядчика «Мосгортранса», компании «Прайм сервис». АРПТ бизнесменов Андрея Николаева и Юлии Зинченко существует с 2013 года: в 2016 году компания выполнила подряды на сумму более чем 2 млрд руб. для «Мосводоканала» и «Мосгортранса». Ранее в СМИ подозревали «Техноконцепт» и АРПТ в сговоре на торгах, поясняя, что в некоторых документах у компаний указан один и тот же рабочий телефон, а в 2016 году один и тот же человек был финансовым директором «Техноконцепта» и членом совета директором АРПТ. Однако в обеих компаниях связь между собой и факт сговора опровергали.

За год столичные власти закупили одной только гранитной плитки более чем на 9 млрд. руб. С октября 2016 года подведомственное структурам мэрии ГБУ «Автомобильные дороги» провело порядка десятка аукционов, причем лишь с одним участником, ставшим победителем торгов - ООО «Радор М». На это обращало внимание столичное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которое в июне 2017 года признало нарушения при организации закупок более чем на 4 млрд руб. Так, УФАС установило, что по всем контрактам с «Радор М» были неправомерно приняты банковские гарантии. Но ведомство тем не менее не стало выдавать предписаний об устранении нарушений в связи с тем, что «восстановление прав и законных интересов не представляется возможным».

После рассмотрения в ФАС компания «Радор М» выиграла еще два контракта на поставку гранитной плитки, обязавшись, в частности, за 773 млн руб. передать городу около 100 тыс. кв. м серой и красной гранитной плитки с термообработкой (всего 90 наименований/типоразмеров). А еще за 919 млн руб. «Радор М» поставит Москве около 47 тыс. кв. м более редкой брусчатки зеленого цвета из горной породы пироксенит и магматической породы габбро (всего 33 наименования).

Брусчаткой горной породы габбро вымощена, в частности, Красная площадь. Впрочем, по контракту для «Моей улицы» должен быть закуплен более тонкий гранит (толщиной 8–10 см против 20 см), зеленого цвета и в объемах, в полтора раза превышающих поверхность мощения главной площади страны. В компании «Базальт-Гранит» пояснили, что стоимость такой брусчатки составляет около 5 тыс. руб. за 1 кв. м, в Stonex Group назвали цену 6–7 тыс. руб. Средняя стоимость квадратного метра по контракту с «Радор М» составляет 19,5 тыс. руб.

Примечательно, что в нескольких опрошенных компаниях заявили, что вообще не слышали о существовании зеленого габбро (эта порода обычно бывает черного цвета), но посетовали, что для программы «Моя улица» «выбраны запасы» гранитной плитки популярной толщины 8 см на всех производствах РФ и Украины.

ООО «Радор М» было создано в 2011 году, им владеет выходец из Ставропольского края бизнесмен Виктор Поляков. В 2014 году господин Поляков был гендиректором другой компании, «Дорожные материалы и технологии», которая в 2014–2016 годах заключила с ГБУ «Автомобильные дороги» госконтракты на 4,7 млрд руб. Однако сейчас крупнейшим подрядчиком «Автомобильных дорог» (поставляло ГБУ, в частности, дорожную разметку и убирало снег с улиц) выступает именно «Радор М». По данным Kartoteka.ru , за последние два года компания заключила с ГБУ госконтракты на 10,5 млрд руб.

В программе «Моя улица» компания стала участвовать в 2016 году. Тогда городу были поставлены гранитные бордюры на 1,4 млрд руб. и была благоустроена часть Тверской улицы (от Кремля до Триумфальной площади) за 895 млн руб. В 2017 году компания «Радор М» также занималась ремонтом оставшейся части Тверской улицы (за 1 млрд руб.) и обустройством площади Тверской заставы (за 925 млн руб.).

«Меня часто спрашивают: когда закончится программа "Моя улица"? Отвечаю: никогда»,- пояснял столичный вице-мэр Петр Бирюков, добавляя, что «хороший хозяин в доме всегда наводит порядок». И в самом деле, на День города закончатся лишь основные работы по программе благоустройства, а полностью процесс городские власти обещают закончить к 1 ноября. Однако в тендерной документации некоторых разыгранных в этом году лотов прямо говорится, что работы продолжатся следующей весной. Скажем, на Якиманской и Кадашевской набережной по графику работ установку опор освещения, тротуаров, лестниц, светофоров и кабельных линий, а также ремонт дождевой канализации предполагается вести и в 2018 году.

Александр Воронов

Сообщения о том, что столичные власти выделяют миллиард на сомнительную программу замены бордюров по всей Москве фирме, которая даже не имеет собственных производственных мощностей, привели к одному из самых резонансных скандалов за все время пребывания во главе города команды Собянина . Более того: скандал заставил общественность обратить внимание и на другие расходы на содержание московских улиц, которые оказались такими же непрозрачными, как и траты на упомянутые бордюры. В частности, расследование РБК обнаружило, что самые крупные столичные конкурсы на ремонт не только бордюров, но и дорог с тротуарами в последнее время с завидным постоянством выигрывает несколько малоизвестных на рынке компаний. При этом оказывается, что на ремонте дорожного полотна можно распилить суммы, сравнимые со строительством новой дороги.


Бордюры и плитка


Все лето Москва - в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», - пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков , курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг», входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей - ООО «Роуд групп». В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза - до 150 тыс. кв. м. Более того, летом 2011 года во время кампании по укладке тротуарной плитки выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из?за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки в ФСО, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев. Также Елисеев владел 40?процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, их родство документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ - одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. Он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента с Елисеевым.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основной владелец последней - Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае. 100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН - Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014–2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместную компанию - ООО «Рентадор М-5».

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов «К-Холдинга», «Роуд групп», «Магистраль проекта» не отвечают. Сотрудник «К-Холдинга», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам «Деловой России» Георгий Сухадольский. «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ», - поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии - ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).

«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9?км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» - 58,7?км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1?км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть


За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. «При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, более мелкие игроки просто вымылись с рынка», - говорит источник в одной из дорожных компаний столицы. Два менеджера дорожных компаний, ранее работавшие в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», - возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации - более чем на 4,9 млрд руб. Оставшиеся тендеры разделили два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний - «Ситистройсервис» - в 2015 году выиграла тендеры на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году ее владельцем стал москвич Денис Галаган. В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Моск­вы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше. Представители дорожной отрасли утверждают, что никогда не слышали о Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно недоступен». По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором компании работает Александр Цуркан , единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15?летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для разметки. Согласно условиям, победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15?км», - подсчитали представители ОНФ. Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители ФАС. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», - ответил глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пилить и пилить


Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию «К-Холдинг» должен будет поставить 343?км бордюрного камня в течение 25 дней. Большинство крупных компаний, занимающихся поставками гранита, по этой причине отказалось от участия в тендере. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», - рассказывает представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере. «Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, - рассуждает гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. - Я знаю, что Московский камнеобрабатывающий комбинат выполняет часть заказа, многие небольшие уральские компании также работают сейчас исключительно на этот заказ». Тем не менее напилить 343?км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тыс. погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс. м бордюра, но никак не 300 тыс.».

Это подтверждают и свладельцы карьеров, выполняющих заказ. Гендиректор Южно-Султаевского карьера в Челябинской области (согласно тендерному заданию часть бордюров должна быть произведена из материала этого карьера) Юрий Качковский рассказал, что уже вовсю «пилят гранит», но поставить сырье для 58?км бордюра за 25 дней компания не сможет. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году», - поясняет Качковский.

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика». «Эта процедура используется, когда у поставщика товара или услуги нет внятных альтернатив, например в случае естественных монополий», - объясняет исключительность такой закупки эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

В мае ГБУ отказалось от проведения тендера на актуализацию дорожной разметки и установки дорожных знаков в Москве стоимостью 89,5 млн руб. В пояснении указано, что закупка у единственного поставщика необходима «в связи со сжатыми сроками получения результата» - всего пять календарных дней. Исполнителем работ стала уже упомянутая «Магистраль проект», которая за эти пять дней обследовала 1225 объектов и разработала для них новые схемы разметки и установки знаков.

Похожая история произошла с тендером на корректировку проектно-сметной документации благоустройства территории парка 70?летия Победыстоимостью 10,2 млн руб. Руководство «Автомобильных дорог» отказалось от конкурсов, сославшись на пункт закона «О госзакупках», разрешающий закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы». В документации приводится более подробное объяснение форс-мажора - информационное письмо от вице-мэра столицы Петра Бирюкова. Контракт опять получило ООО «Магистраль проект».

В департаменте ЖКХ Москвы не смогли предоставить комментарий в течение нескольких дней. Источник в мэрии сообщил, что замена бордюров - «это исполнение воли москвичей». В мае 2015 года через приложение «Активный гражданин» более 74% участников проекта проголосовали за гранитные бордюры, и около 1–2% сказали, что «это должны решать специалисты», пояснил собеседник.


Крупные московские конкурсы на ремонт дорог, тротуаров и бордюров в последние годы выигрывают несколько малоизвестных на рынке компаний, работающих по заказу ГБУ «Автомобильные дороги».

РБК разбирался, как устроен этот рынок.

Бордюры и плитка

Все лето Москва - в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», - пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков, курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита.
Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг», входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей - ООО «Роуд групп».

В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза - до 150 тыс. кв. м.

Более того, летом 2011 года во время кампании по укладке тротуарной плитки выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из‑за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки в ФСО, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев.
Также Елисеев владел 40‑процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, их родство документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ - одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. Он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основной владелец последней - Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае.
100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН - Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014–2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместную компанию - ООО «Рентадор М-5».

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов «К-Холдинга», «Роуд групп», «Магистраль проекта» не отвечают. Сотрудник «К-Холдинга», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам «Деловой Россия» Георгий Сухадольский.

«Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ», - поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии - ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).

«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» - 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть

За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью.
«При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, более мелкие игроки просто вымылись с рынка», - говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы.
Два менеджера дорожных компаний, ранее работавшие в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение разметки и укладку бордюра.
«Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», - возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации - более чем на 4,9 млрд руб.
Оставшиеся тендеры разделили два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний - «Ситистройсервис» - в 2015 году выиграла тендеры на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году ее владельцем стал москвич Денис Галаган.
В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Моск­вы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше.
Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно недоступен».
По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15‑летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для разметки. Согласно условиям, победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», - подсчитали представители ОНФ.
Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители ФАС. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки.
«Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», - ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пилить и пилить

Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней.
Большинство крупных компаний, занимающихся поставками гранита, по этой причине отказалось от участия в тендере. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», - рассказывает представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере.
«Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, - рассуждает гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. - Я знаю, что Московский камнеобрабатывающий комбинат выполняет часть заказа, многие небольшие уральские компании также работают сейчас исключительно на этот заказ».
Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тыс. погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс. м бордюра, но никак не 300 тыс.».

Это подтверждают и свладельцы карьеров, выполняющих заказ. Гендиректор Южно-Султаевского карьера в Челябинской области (согласно тендерному заданию часть бордюров должна быть произведена из материала этого карьера) Юрий Качковский рассказал РБК, что уже вовсю «пилят гранит», но поставить сырье для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет.
«Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году», - поясняет Качковский.

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика».
«Эта процедура используется, когда у поставщика товара или услуги нет внятных альтернатив, например в случае естественных монополий», - объясняет исключительность такой закупки эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

В мае ГБУ отказалось от проведения тендера на актуализацию дорожной разметки и установки дорожных знаков в Москве стоимостью 89,5 млн руб.
В пояснении указано, что закупка у единственного поставщика необходима «в связи со сжатыми сроками получения результата» - всего пять календарных дней.
Исполнителем работ стала уже упомянутая «Магистраль проект», которая за эти пять дней обследовала 1225 объектов и разработала для них новые схемы разметки и установки знаков.

Похожая история произошла с тендером на корректировку проектно-сметной документации благоустройства территории парка 70‑летия Победыстоимостью 10,2 млн руб.
Руководство «Автомобильных дорог» отказалось от конкурсов, сославшись на пункт закона «О госзакупках», разрешающий закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы».
В документации приводится более подробное объяснение форс-мажора - информационное письмо от вице-мэра столицы Петра Бирюкова. Контракт опять получило ООО «Магистраль проект».

В департаменте ЖКХ Москвы РБК не смогли предоставить комментарий в течение нескольких дней. Источник в мэрии сообщил, что замена бордюров - «это исполнение воли москвичей».
В мае 2015 года через приложение «Активный гражданин» более 74% участников проекта проголосовали за гранитные бордюры, и около 1–2% сказали, что «это должны решать специалисты», пояснил собеседник РБК.