Рассматривая формулы различных соединений, нетрудно заметить, что число атомов одного и того же элемента в молекулах различных веществ не одинаково. Например, HCl, NH 4 Cl, H 2 S, H 3 PO 4 и т.д. Число атомов водорода в этих соединениях изменяется от 1 до 4. Это характерно не только для водорода.

Как же угадать, какой индекс поставить рядом с обозначением химического элемента? Как составляются формулы вещества? Это легко сделать, когда знаешь валентность элементов, входящих в состав молекулы данного вещества.

это свойство атома данного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определённое количество атомов другого элемента. За единицу валентности принята валентность атома водорода. Поэтому иногда определение валентности формулируют так:валентность это свойство атома данного элемента присоединять или замещать определённое количество атомов водорода.

Если к одному атому данного элемента прикрепляется один атом водорода, то элемент одновалентен, если два двухвалентен и т.д. Водородные соединения известны не для всех элементов, но почти все элементы образуют соединения с кислородом О. Кислород считается постоянно двухвалентным.

Постоянная валентность:

I H, Na, Li, K, Rb, Cs
II O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra, Zn, Cd
III B, Al, Ga, In

Но как поступить в том случае, если элемент не соединяется с водородом? Тогда валентность необходимого элемента определяют по валентности известного элемента. Чаще всего её находят, используя валентность кислорода, потому что в соединениях его валентность всегда равно 2.Например, не составит труда найти валентность элементов в следующих соединениях: Na 2 O (валентность Na 1, O 2), Al 2 O 3 (валентность Al 3, O 2).

Химическую формулу данного вещества можно составить, только зная валентность элементов. Например, составить формулы таких соединений, как CaO, BaO, CO, просто, потому что число атомов в молекулах одинаково, так как валентности элементов равны.

А если валентности разные? Когда мы действуем в таком случае? Необходимо запомнить следующее правило: в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если известно, что валентность Mn в соединении равна 7, а O 2, тогда формула соединения будет выглядеть так Mn 2 O 7.

Как же мы получили формулу?

Рассмотрим алгоритм составления формул по валентности для состоящих из двух химических элементов.

Существует правило, что число валентностей у одного химического элемента равно числу валентностей у другого . Рассмотрим на примере образования молекулы, состоящей из марганца и кислорода.
Будем составлять в соответствии с алгоритмом:

1. Записываем рядом символы химических элементов:

Mn O

2. Ставим над химическими элементами цифрами их валентности (валентность химического элемента можно найти в таблице периодической системы Менделева, у марганца 7, у кислорода 2.

3. Находим наименьшее общее кратное (наименьшее число, которое делится без остатка на 7 и на 2). Это число 14. Делим его на валентности элементов 14: 7 = 2, 14: 2 = 7, 2 и 7 будут индексами, соответственно у фосфора и кислорода. Подставляем индексы.

Зная валентность одного химического элемента, следуя правилу: валентность одного элемента × число его атомов в молекуле = валентность другого элемента × число атомов этого (другого) элемента, можно определить валентность другого.

Mn 2 O 7 (7 · 2 = 2 · 7).

2х = 14,

х = 7.

Понятие о валентности было введено в химию до того, как стало известно строение атома. Сейчас установлено, что это свойство элемента связано с числом внешних электронов. Для многих элементов максимальная валентность вытекает из положения этих элементов в периодической системе.

Как определять валентность химических элементов? С этим вопросом сталкивается каждый, кто только начинает знакомиться с химией. Сначала выясним, что же это такое. Валентность можно рассматривать как свойство атомов одного элемента удерживать определенное количество атомов другого элемента.

Элементы с постоянной и переменной валентностью

Например, из формулы Н-О-Н видно, что каждый атом Н соединен только с одним атомом (в данном случае с кислородом). Отсюда следует, что его валентность равна 1. Атом О в молекуле воды связан с двумя одновалентными атомами Н, значит он двухвалентен. Значения валентностей записывают римскими цифрами над символами элементов:

Валентности водорода и кислорода постоянны. Впрочем, для кислорода существуют и исключения. Например, в ионе гидроксония Н3О+ кислород трехвалентен. Существуют и другие элементы с постоянной валентностью.

  • Li, Na, K, F – одновалентны;
  • Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Cd, Zn – обладают валентностью, равной II;
  • Al, B – трехвалентны.

Теперь определим валентность серы в соединениях H2S, SO2 и SO3.

В первом случае один атом серы связан с двумя одновалентными атомами Н, значит его валентность равна двум. Во втором примере на один атом серы приходится два атома кислорода, который, как известно, двухвалентен. Получаем валентность серы, равную IV. В третьем случае один атом S присоединяет три атома О, значит, валентность серы равна VI (валентность атомов одного элемента помноженная на их количество).

Как видим, сера может быть двух-, четырёх- и шестивалентной:

Про такие элементы говорят, что они обладают переменной валентностью.

Правила определения валентностей

  1. Максимальная валентность для атомов данного элемента совпадает с номером группы, в которой он находится в Периодической системе. Например, для Са это 2, для серы – 6, для хлора – 7. Исключений из этого правила тоже немало:
    -элемент 6 группы, О, имеет валентность II (в H3O+ – III);
    -одновалентен F (вместо 7);
    -двух- и трехвалентно обычно железо, элемент VIII группы;
    -N может удержать возле себя только 4 атома, а не 5, как следует из номера группы;
    -одно- и двухвалентна медь, расположенная в I группе.
  2. Минимальное значение валентности для элементов, у которых она переменная, определяется по формуле: № группы в ПС – 8. Так, низшая валентность серы 8 – 6 = 2, фтора и других галогенов – (8 – 7) = 1, азота и фосфора – (8 – 5)= 3 и так далее.
  3. В соединении сумма единиц валентности атомов одного элемента должна соответствовать суммарной валентности другого.
  4. В молекуле воды Н-О-Н валентность Н равна I, таких атомов 2, значит, всего единиц валентности у водорода 2 (1×2=2). Такое же значение имеет и валентность кислорода.
  5. В соединении, состоящем из атомов двух видов, элемент, расположенный на втором месте, обладает низшей валентностью.
  6. Валентность кислотного остатка совпадает с количеством атомов Н в формуле кислоты, валентность группы OH равна I.
  7. В соединении, образованном атомами трех элементов, тот атом, который находится в середине формулы, называют центральным. Непосредственно с ним связаны атомы О, а с кислородом образуют связи остальные атомы.

Используем эти правила для выполнения заданий.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Однако точное и позже полностью подтверждённое понимание феномена валентности было предложено в 1852 году химиком Эдуардом Франклендом в работе, в которой он собрал и переосмыслил все существовавшие на тот момент теории и предположения на этот счёт . Наблюдая способность к насыщению разных металлов и сравнивая состав органических производных металлов с составом неорганических соединений, Франкленд ввёл понятие о «соединительной силе » (соединительном весе ), положив этим основание учению о валентности. Хотя Франкленд и установил некоторые частные закономерности, его идеи не получили развития.

    Решающую роль в создании теории валентности сыграл Фридрих Август Кекуле . В 1857 г. он показал, что углерод является четырёхосновным (четырёхатомным) элементом, и его простейшим соединением является метан СН 4 . Уверенный в истинности своих представлений о валентности атомов, Кекуле ввёл их в свой учебник органической химии: основность, по мнению автора - фундаментальное свойство атома, свойство такое же постоянное и неизменяемое, как и атомный вес . В 1858 г. взгляды, почти совпадающие с идеями Кекуле, высказал в статье «О новой химической теории » Арчибальд Скотт Купер .

    Уже три года спустя, в сентябре 1861 г. А. М. Бутлеров внёс в теорию валентности важнейшие дополнения. Он провёл чёткое различие между свободным атомом и атомом, вступившим в соединение с другим, когда его сродство «связывается и переходит в новую форму ». Бутлеров ввёл представление о полноте использования сил сродства и о «напряжении сродства », то есть энергетической неэквивалентности связей, которая обусловлена взаимным влиянием атомов в молекуле. В результате этого взаимного влияния атомы в зависимости от их структурного окружения приобретают различное «химическое значение ». Теория Бутлерова позволила дать объяснение многим экспериментальным фактам, касавшимся изомерии органических соединений и их реакционной способности.

    Огромным достоинством теории валентности явилась возможность наглядного изображения молекулы. В 1860-х гг. появились первые молекулярные модели . Уже в 1864 г. А. Браун предложил использовать структурные формулы в виде окружностей с помещёнными в них символами элементов, соединённых линиями, обозначающими химическую связь между атомами; количество линий соответствовало валентности атома. В 1865 г. А. фон Гофман продемонстрировал первые шаростержневые модели, в которых роль атомов играли крокетные шары. В 1866 г. в учебнике Кекуле появились рисунки стереохимических моделей , в которых атом углерода имел тетраэдрическую конфигурацию.

    Первоначально за единицу валентности была принята валентность атома водорода. Валентность другого элемента можно при этом выразить числом атомов водорода, которое присоединяет к себе или замещает один атом этого другого элемента. Определенная таким образом валентность называется валентностью в водородных соединениях или валентностью по водороду: так, в соединениях HCl, H 2 O, NH 3 , CH 4 валентность по водороду хлора равна единице, кислорода – двум, азота – трём, углерода – четырём.

    Валентность кислорода, как правило, равна двум. Поэтому, зная состав или формулу кислородного соединения того или иного элемента, можно определить его валентность как удвоенное число атомов кислорода, которое может присоединять один атом данного элемента. Определенная таким образом валентность называется валентностью элемента в кислородных соединениях или валентностью по кислороду: так, в соединениях K 2 O, CO, N 2 O 3 , SiO 2 , SO 3 валентность по кислороду калия равна единице, углерода – двум, азота – трём, кремния – четырём, серы – шести.

    У большинства элементов значения валентности в водородных и в кислородных соединениях различны: например, валентность серы по водороду равна двум (H 2 S), а по кислороду шести (SO 3). Кроме того, большинство элементов проявляют в разных своих соединениях различную валентность [некоторые элементы могут не иметь ни гидридов, ни оксидов]. Наприм., углерод образует с кислородом два оксида: монооксид углерода CO и диоксид углерода CO 2 . В монооксиде углерода валентность углерода равна двум, а в диоксиде – четырём (некоторые элементы способны образовывать также пероксиды). Из рассмотренных примеров следует, что охарактеризовать валентность элемента каким-нибудь одним числом и/или методом, как правило, нельзя.

    Современные представления о валентности

    С момента возникновения теории химической связи понятие «валентность» претерпело существенную эволюцию. В настоящее время оно не имеет строгого научного толкования, поэтому практически полностью вытеснено из научной лексики и используется, преимущественно, в методических целях.

    В основном, под валентностью химических элементов обычно понимается способность свободных его атомов (в более узком смысле - мера его способности) к образованию определённого числа ковалентных связей . В соединениях с ковалентными связями валентность атомов определяется числом образовавшихся двухэлектронных двухцентровых связей. Именно такой подход принят в теории локализованных валентных связей , предложенной в 1927 году В. Гайтлером и Ф. Лондоном . Очевидно, что если в атоме имеется n неспаренных электронов и m неподелённых электронных пар , то этот атом может образовывать n + m ковалентных связей с другими атомами . При оценке максимальной валентности следует исходить из электронной конфигурации гипотетического, т. н. «возбуждённого» (валентного) состояния. Например, максимальная валентность атома бора, углерода и азота равна 4 (например, в − , CH 4 и +), фосфора - 5 (PCl 5), серы - 6 (H 2 SO 4), хлора - 7 (Cl 2 O 7).
    Число связей, которые может образовывать атом, равно числу его неспаренных электронов , идущих на образование общих электронных пар (молекулярных двухэлектронных облаков). Ковалентная связь может образовываться также по донорно-акцепторному механизму . При этом в обоих случаях не учитывается полярность образовавшихся связей , а потому валентность не имеет знака - она не может быть ни положительной, ни отрицательной, в отличие от степени окисления (N 2 , NO 2 , NH 3 и +).

    Кроме валентности по водороду и по кислороду, способность атомов данного элемента соединяться друг с другом или с атомами других элементов в ряде случаев можно выразить [часто и отождествить] иными способами: как, например, степень окисления элемента (условный заряд атома в предположении, что вещество состоит из ионов), ковалентность (число химических связей, образуемых атомом данного элемента, в том числе и с одноимённым элементом; см. ниже), координационное число атома (число атомов, непосредственно окружающих данный атом) и т. п. Эти характеристики могут быть близки и даже совпадать количественно, но ни коим образом не тождественны друг другу . Например, в изоэлектронных молекулах азота N 2 , монооксида углерода CO и цианид-ионе CN − реализуется тройная связь (то есть валентность каждого атома равна 3), однако степень окисления элементов равна, соответственно, 0, +2, −2, +2 и −3. В молекуле этана (см. рис.) углерод четырёхвалентен, как и в большинстве органических соединений, тогда как степень окисления равна −3.

    Особенно это справедливо для молекул с делокализованными химическими связями, например в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, тогда как азот не может иметь валентность выше 4. Известное из многих школьных учебников правило - «Максимальная валентность элемента численно равна номеру группы в Периодической таблице» - относится исключительно к степени окисления. Понятия «постоянной валентности» и «переменной валентности» также преимущественно относятся к степени окисления.

    Ковалентность элемента (мера валентных возможностей элементов; ёмкость насыщения) определяется общим числом неспаренных электронов [валентных электронных пар ] как в нормальном, так и в возбуждённом состоянии атома, или, иначе говоря, число образуемых атомом ковалентных связей (углерод 2s 2 2p 2 II-ковалентен, а в возбуждённом состоянии C* 2s 1 2p 3 - IV-ковалентный; таким образом в CO и CO 2 валентность составляет II или IV, а ковалентность - II и /или IV). Так, ковалентность азота в молекулах N 2 , NH 3 , Al≡N и цианамиде Ca=N-C≡N равна трём, ковалентность кислорода в молекулах H 2 O и CO 2 - двум, ковалентность углерода в молекулах CH 4 , CO 2 и кристалле (алмаза) - четырём.

    В классическом и/или пост-квантовохимическом представлении по электронным спектрам поглощения двухатомных молекул можно определять число оптических (валентных) электронов при данной энергии возбуждения . Согласно этому методу, обратная величина тангенса угла наклона корреляционной прямой/прямых (при релевантных значениях молекулярных электронных термов, которые образованы относительными суммами атомных) соответствует числу пар валентных электронов, то есть валентности в её классическом понимании .

    Между валентностью [стехиометрической] в данном соединении, мольной массой его атомов и его эквивалентной массой существует простое соотношение, непосредственно вытекающее из атомной теории и определения понятия «эквивалентная масса ».CO - валентность , так как большинство неорганических веществ имеет немолекулярное строение, а органических - молекулярное. Нельзя отождествлять эти два понятия, даже если они численно совпадают. Широко применяется также термин «валентные электроны », то есть наиболее слабо связанные с ядром атома, чаще всего внешние электроны.

    По валентности элементов можно составлять истинные формулы соединений, и, наоборот, исходя из истинных формул можно определять валентности элементов в данных соединениях . При этом необходимо придерживаться принципа, согласно которому произведение валентности одного элемента на число его атомов равно произведению валентности второго элемента на число его атомов . Так, чтобы составить формулу оксида азота (III), следует записать сверху над символом валентности элементов N I I I {\displaystyle {\stackrel {III}{\mbox{N}}}} O I I {\displaystyle {\stackrel {II}{\mbox{O}}}} . Определив наименьший общий знаменатель и разделив его на соответствующие валентности, получим атомное соотношение азота к кислороду, а именно 2: 3. Следовательно, формула оксида азота (III) соответствует N + 3 2 O − 2 3 {\displaystyle {\stackrel {+3}{\mbox{N}}}_{2}{\stackrel {-2}{\mbox{O}}}_{3}} . Для определения валентности поступают таким же образом наоборот.

    До сих пор вы пользовались химическими формулами веществ, приведенными в учебнике, или теми, которые вам называл учитель. Как же правильно составлять химические формулы?

    Химические формулы веществ составляются на основе знания качественного и количественного состава вещества. Веществ существует гигантское количество, естественно запомнить все формулы невозможно. Это и не нужно! Важно знать определенную закономерность, согласно которой атомы способны соединяться друг с другом с образованием новых химических соединений. Такая способность называется валентностью.

    Валентность – свойство атомов элементов присоединять определенное число атомов других элементов

    Рассмотрим модели молекул некоторых веществ, таких, как вода, метан и углекислый газ.

    Видно, что в молекуле воды атом кислорода присоединяет два атома водорода. Следовательно, его валентность равна двум. В молекуле метана атом углерода присоединяет четыре атома водорода, его валентность в данном веществе равна четырем. Валентность водорода в обоих случаях равна одному. Такую же валентность углерод проявляет и в углекислом газе, но в отличие от метана, атом углерода присоединяет два атома кислорода, так как валентность кислорода равна двум.

    Существуют элементы, валентность которых не меняется в соединениях. О таких элементах говорят, что они обладают постоянной валентностью. Если же валентность элемента может быть различной – это элементы с переменной валентностью. Валентность некоторых химических элементов приведена в таблице 2. Валентность принято обозначать римскими числами.

    Таблица 2. Валентность некоторых химических элементов

    Символ элемента Валентность Символ элемента Валентность
    H, Li, Na, K, F, Ag I C, Si, Sn, Pb II, IV
    Be, Mg, Ca, Ba, Zn, O II N I, II, III, IV
    Al, B III P, As, Sb III, V
    S II, IV, VI Cl I, II,III, IV,V, VII
    Br, I I, III, V Ti II, III, IV

    Стоит отметить, что высшая валентность элемента численно совпадает с порядковым номером группы Периодической Системы, в которой он находится. Например, углерод находиться в IV группе, его высшая валентность равна IV.

    Исключение составляют три элемента:

    • азот – находится в V группе, но его высшая валентность IV;
    • кислород – находится в VI группе, но его высшая валентность II;
    • фтор – находится в VII группе, но его высшая валентность – I.

    Исходя из того, что все элементы расположены в восьми группах Периодической Системы, валентность может принимать значения от I до VIII.

    Составление формул веществ при помощи валентности

    Для составления формул веществ при помощи валентности воспользуемся определенным алгоритмом:

    Определение валентности по формуле вещества

    Чтобы определить валентность элементов по формуле вещества, необходим обратный порядок действий. Рассмотрим его также при помощи алгоритма:

    При изучении данного параграфа были рассмотрены сложные вещества, в состав которых входят только два вида атомов химических элементов. Формулы более сложных веществ составляются иначе.

    Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов элементов

    Для определения порядка последовательности соединения атомов используют структурные (графические) формулы веществ. В таких формулах валентности элементов обозначают валентными штрихами (черточками). Например, молекулу воды можно изобразить как

    Н─О─Н

    Графическая формула изображает только порядок соединения атомов, но не структуру молекул. В пространстве такие молекулы могут выглядеть иначе. Так, молекула воды имеет угловую структурную формулу:

    • Валентность – способность атомов элементов присоединять определенное число атомов других химических элементов
    • Существуют элементы с постоянной и переменной валентностью
    • Высшая валентность химического элемента совпадает с его номером группы в Периодической Системе химических элементов Д.И. Менделеева. Исключения: азот, кислород, фтор
    • Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов химических элементов
    • Графические формулы отражают порядок связей атомов в молекуле при помощи валентных штрихов
    • Структурная формула отражает реальную форму молекулы в пространстве

    Цели урока.

    Дидактические:

    • опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
    • способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
    • акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

    Развивающие:

    • продолжить формирование умений формулировать определения;
    • разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
    • способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
    • развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

    Воспитательные:

    • воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
    • повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
    • ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

    Планируемые результаты обучения:

    1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
    2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

    Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.

    Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

    Средства обучения: алгоритм определения валентности.

    Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.

    Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.

    Опережающее задание: индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “валентность”.

    Ход урока

    I. Ориентировочно-мотивационный этап.

    1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

    Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).

    2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.

    Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K 2 O.

    Справочные данные:

    • Аr (Na) = 23
    • Аr (Cl) = 35,5
    • Аr (K) = 39
    • Аr (O) = 16

    Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO 2 .

    Справочные данные:

    • Аr (Cu) = 64
    • Аr (O) = 16
    • Аr (S) =3 2

    Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH 4 , NO.

    Справочные данные:

    • Аr (С) = 12
    • Аr (H) = 1
    • Аr (N) = 14
    • Аr (O) = 16

    3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

    Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).

    Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF 2 , а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.

    Проверка: один учащийся устно читает решение.

    II. Операционно-исполнительный этап.

    1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

    Понятие о валентности.

    – До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

    Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 .

    Беседа с учащимися:

    – Что общего в составе молекул?

    Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

    – Чем они отличаются друг от друга?

    Предполагаемый ответ:

    • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
    • H 2 O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
    • NH 3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
    • CH 4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

    Демонстрация шаростержневых моделей.

    Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

    (Выслушиваем варианты ответов учащихся).

    Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.

    Запись в тетради:

    Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

    Валентность обозначается римскими цифрами.

    Записи на доске и в тетрадях:

    I II
    H 2 O
    I III
    H 3 N
    I IV
    H 4 C

    Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

    2. Эволюция понятия “валентность” (сообщение учащегося).

    – В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).

    В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.

    Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

    В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.

    Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

    Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.

    Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H 2 .

    3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.

    Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

    Алгоритм определения валентности.

    Алгоритм определения валентности

    Пример

    1. Запишите формулу вещества. H 2 S, Cu 2 O
    2. Обозначьте известную валентность элемента I
    H 2 S,
    3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов 2
    I
    H 2 S

    2
    II
    Cu 2 O

    4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью 2
    I II
    H 2 S

    2
    I II
    Cu 2 O

    5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента I II
    H 2 S
    (2=2)
    I II
    Cu 2 O
    (2=2)

    4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр : ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

    SiH 4 , CrO 3 , H 2 S, CO 2 , CO, SO 3 , SO 2 , Fe 2 O 3 , FeO, HCl, HBr, Cl 2 O 5 , Cl 2 O 7 , РН 3 , K 2 O, Al 2 O 3 , P 2 O 5 , NO 2 , N 2 O 5 , Cr 2 O 3 , SiO 2 , B 2 O 3 , SiH 4 , Mn 2 O 7 , MnO, CuO, N 2 O 3 .

    III. Оценочно-рефлексивный этап.

    Первичная проверка усвоения знаний.

    В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

    • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.
    • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.
    • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

    Проверка выборочная . Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.

    Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

    IV. Подведение итогов урока.

    Беседа с учащимися:

    • Какую проблему мы поставили в начале урока?
    • К какому выводу мы пришли?
    • Дать определение “валентности”.
    • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
    • Как определить валентность атома в соединении?

    Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

    Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.

    – Благодарю за урок. До свидания.