Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Годы ученичества в Ташкенте 1942-1944 г.г. Во время войны семья Валентина уезжает в эвакуацию в Ташкент. И это вынужденная поездка определяет его будущее. Нужно сказать, что именно Корней Чуковский во время войны в Ташкенте «открыл» Берестова, разглядев в нем талантливого подростка – поэта. Он спас ему жизнь и помог в дальнейшем. В своей характеристике, данной Берестову в 1943 году, К.Чуковский писал: «Этот 14-леткий хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков». Двадцать семь лет их знакомства дали нам одного из лучших детских поэтов XX века и оставили воспоминания о его талантливом учителе – К.Чуковском.
Стоит ли говорить, что этого человека направляли по жизни, такие люди, как Лидия Чуковская, Анна Ахматова и Алексей Толстой, Надежда Мандельштам. Всеволод Пудовкин видел в нем нового – послевоенного А.П. Пушкина, которого так ожидали в то время.


Пушкинистика: Эрудиция и знание отечественной поэзии Берестовым, поражала еще его школьных учителей. Рина Зеленая, так просто, восхищалась им. Не удивительно, что Берестову удалось сделать любопытные открытия в Пушкинистике и описать явление «лестница чувств», свойственное народному творчеству песенного жанра - фольклору, и используемое Пушкиным в своих произведениях.


История и Археология: Но прежде Берестов, окончив исторический факультет МГУ им. Ломоносова, стал археологом, побывал в многочисленных экспедициях на раскопках в Средней Азии (Хорезм, Тагискене и др.), Новгороде. Он учился вместе с В.Яниным, Ю.Раппортом, В.Седовым и другими. В прозе и стихах для детей нашли отражение и эти годы. Сохранились экспедиционные песни, которые и сейчас поют студенты, выезжая на раскопки.


Поэзия Берестова для взрослых – это иллюстрация эпохи, точно подмеченные штрихи, вызывают из памяти яркие образы, например: «В Москве служил Гаврила мэром, / Служил, пока не надоест. / И разрешил пенсионерам / Не тратить денег на проезд» или «Дай нам денег, «Логоваз»! / Тот ответил: - Много вас!».


«В нашу гавань заходили корабли»: Но помимо стихов Берестов сочинял песни, которые в последние годы звучали в программе авторской песни «В нашу гавань заходили корабли». Вместе с Э.Успенским, А.Анпиловым и другими он был постоянным участником этой передачи. Фрагменты передачи на видеоносителях хранятся в фондах музея.


Переводы: Произведения В.Д.Берестова переведены на многие иностранные языки, в том числе на английский, испанский, немецкий, французский, японский. В фондах музея хранятся некоторые из этих изданий.
В течение нескольких лет Валентин Дмитриевич занимался переводами с французского языка стихотворений бельгийского поэта Мориса Карема (1899-1978). В экспозиции представлены как французские издания «Короля поэтов», как титуловали Карема в Париже, так российские издания переводов В.Д.Берестова.


Современные детские поэты: В последние годы жизни Валентина Дмитриевича вокруг него собирались молодые поэты (его ученики), которые сегодня уже хорошо известны, среди них Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Виктор Лунин, Виталий Калашников, Михаил Яснов, Андрей Чернов, Олег Хлебников и многие другие. Книги этих авторов с дарственными надписями были подарены Литературному центру В.Д.Берестова РГДБ и теперь хранятся в фондах Литературного музея «В.Д.Берестов и его окружение» Гимназии № 1565 «Свиблово».

Биография В.Д. Берестова (1928-- 1998)

Родился Валентин Дмитриевич Берестов1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя.

Как говорил сам поэт - «социальный «полукровка»: одна бабка - крестьянка, другая - дворянка». Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сумел привить сыну любовь к чтению. Читать мальчик научился в четыре года.

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант -- любовь.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство, просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. Здесь Валентин Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Яковлевной Мандельштам(женой известного поэта). Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь.

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии.

В студенческие годы Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород. Через несколько лет он расскажет о своих археологических экспедициях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня»(1966).

Первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для дошкольников «Про машину» вышли в свет в 1957 году.

Интерес к детской поэзии пришел к Берестову «случайно», когда он стал отцом. берестов поэтический стихотворение ценность

«Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя… Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я - детский!» - В.Д. Берестов.

Стихи Валентина Берестова знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Менее известен Берестов как сказочник. Одна из известных сказок Валентина Берестова «Катя в Игрушечном городе» написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой, случившейся лет за 10 до их женитьбы. К нему, уже известному писателю и поэту, пришла 30-летняя женщина и принесла рукопись в черной папке со шнуровкой. Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась.

«…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал.»

Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовенка Кузьки.

«Я знал Таню 25 лет. И только через 10 лет осмелился признаться ей и самому себе, что люблю ее. 15 лет мы прожили вместе.» - В.Берестов

Берестов-переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем и Франтишек Грубин. Стихи М. Карема в переводе В.Д. Берестова печатались в журналах и альманахах: “Новый мир” (1986, № 4; 1990, № 1), “Огонек” (1989, № 9; 1990, № 36), "Согласие", (1990, № 1), “Теплый Стан” (М., 1990).

Печатался Берестов как критик и литературовед - статьи об А.С. Пушкине, В.И. Дале, С.Я. Маршаке (“Новый мир”, 1987, № 9), В.С. Высоцком (“Новый мир”, 1988, № 2; "Вопросы литературы", 1995, № 2). Статьи об авторской песне и многое другое.

Берестов В. Д. - Член Союза Писателей СССР (1957). Член редсоветов издательства “Малыш” (с 1989), журнала “Детская литература” (с 1996).

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1977, 1987), Государственная премия РСФСР (1990), диплом 3-го Всероссийского молодежного фестиваля “Артиада” (1997), премия им. Б.Полевого (1986), премия им. А.Синявского “За благородство и творческое поведение в литературе” (1998; посмертно).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) “Избранное” по “Толковому словарю” В.И.Даля (издано в 2001 г.)

Берестов Валентин Дмитриевич
Годы жизни: 1 апреля 1928 г. - 15 апреля 1998 г.
Российский детский поэт. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал В. Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».
Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Умер Валентин Дмитриевич 15 апреля 1998 года в Москве.

Биография

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных

Жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому

Что главный его талант - любовь. Вот стихотворение «Улыбка»:

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог…

Философ П. -Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить

Развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А. Ахматова, учила языку Н. Я. Мандельштам. К. И. Чуковский, С. Я. Маршак наставляли в юности. Берестов - явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника - философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания - сборник «Первый листопад». Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т. И. Александровой - жены поэта. Особый мир - детские портреты. Все вместе -

Цветы, пейзажи, портреты - Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью.

Жизнь Берестов - истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре-

Делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо

Обратиться к его воспоминаниям об А. А. Ахматовой.

Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии». О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин.

Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942-43 гг. В ташкентском пристанище А. А. Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки - Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов». Любовь Берестова, её энергия-луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.

Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д. Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове.

Природа поэзии Берестова - образы познания мира любовью. «Детский» Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый - «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей.

Поэт и археолог. Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность"

Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок - явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник», «Все ждут, когда на улицу отпустят…», «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок. Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения - доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой.

Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»,

«Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире:

Сегодня вышел я из дома.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком…

Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей - мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов.

Сначала: …Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

Потом: … Объятья, шутки, разговоры.

Ну, как живешь? Ну, как дела?

И… Вдруг видим кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…» Впереди - новое удивительное приключение.

Дом. Небо. Ветка. Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос:

А на четвертой

Картинке

Я промочил

Ботинки.

Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А. А. Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в

Его поэзии - то, что он стремился поведать о детях. Образ ребенка у Берестова - это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее - «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом - редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про

Себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку, А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный.

В стихотворении «Дети и цветы» поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ - рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество.

Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях:

Про девочку с мячом:..

Так и сяк его берет,

Шлеп об землю, хлоп об стенку

И опять через коленку.

Видит каждого из нас,

Кто умен, кто симпатичен,

Кто ей просто безразличен.

Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает:

Это в детстве - всего откровенней,

Без прикрас и возвышенных фраз,

Твой огонь, человеческий гений,

Зажигается в каждом из нас.

«Ода снежной горке"

Детская игра - это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного - того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили. Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе - прекрасным: «Птица неба не боится».

Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай - в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов - трепет узнавания себя в другом - человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде.

Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка - он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это - я!» - выдыхает ребенок. Свободное дыхание - вот что такое диалог поэта с малышом.

«Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье» - цикл стихов, негромкого признания - возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» - тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного - возвращения к Природе.

Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит». Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово.

Ночь уходит на покой

И уводит за собой…

Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы:

Пряча в складки

Запах сладкий,

Лепесток за лепестком,

Сам себя укрыл украдкой

И уснул ночной цветок…

И еще длится и, наконец:

Рассветает.

Рассвело.

Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования:

Рассветает.

Рассвело.

Эти новые звуки и их образ - теперь навсегда.

Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай - увидеть мир глазами ребенка.

О своих стихах для детей Берестов говорил: «…сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. - Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов - очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»

Детский поэт, переводчик и писатель Берестов В.Д. родился в г. Мещовске 1 апреля 1928 года. Он рано начал читать, и первые стихи написал еще в детстве. Берестов В.Д. довольно многогранный писатель. В его жизни и произведениях переплелись многие эпохи и литературные жанры.

Главной движущей силой в жизни, прозе и стихах Берестова является любовь. А главными его учителями стали Анна Ахматова, которая была покровительницей Берестова с отрочества, учителем языка стала Надежда Мандельштам (именно она и познакомила будущего поэта с А.Ахматовой), с юности учили писательскому ремеслу Чуковский К.И. и Маршак С.Я.

Серьезному занятию литературой передует окончание Берестовым исторического факультета МГУ, а также аспирантуры Института этнографии и проведение многих археологических раскопок. Навыки в истории отобразились и в литературной сфере, например в познавательных художественных произведениях «Государыня пустыня», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», а также в стихах и песнях. Впервые они были опубликованы в «Юности», на большинство из них сделаны пародии.

В 1957 году мир увидел первый сборник стихов «Отплытие», который сразу был признан как читателями, так и поэтами и критиками. Вслед за ним, в этом же году вышла первая книга Берестова для детей «Про машину».

В дальнейшее вышли сборники стихов на самые разные тематики и жанры: «Веселое лето», «Улыбка», «Пятая нога», «Определение Счастья», «Жаворонок», «Первый листопад» и другие. По словам поэта Коржавина, Берестов - веселый лирический поэт, прежде всего талантливый, умный. Анна Ахматова, характеризуя короткие юмористические стихи Берестова, советовала ему отнестись к этому более серьезно, так как никто так не умеет писать. Отметился Берестов В.Д. и как публицист. Написал много статей посвященных биографиям Пушкина, Блока, Даля, Есенина, Высоцкого и многих других выдающихся личностей.

В последние годы жизни Берестов с женой создавал и выпускал детские сказки. Основной работой этого времени считается их совместно составленная книга «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля. Умер Берестов в Москве 15 апреля 1998 года.