Созерцаю ли звёзды над бездной

С человеческой вечной тоской...

(«Мачты», 1964)

Природа - главное, считал Рубцов, всё - через единство с ней. Человек как часть природы тесно зависит от неё. «Взглянул на кустик - истину постиг...» («Взглянул на кустик...», 1967,). Мы неотделимы от природы, у нас с ней общее бытие (со-бытие). Описывая природу, Рубцов часто говорит от имени «я», но никогда его не интересует копание в собственной душе; в тандеме человек-природа у него всегда акцент на первом слове (это еще и свидетельство полного отсутствия у поэта эгоизма, эгоцентризма).

Природа вызывает у поэта восторг, преклонение:

Как человек богоподобный,

Внушает в гибельной борьбе

Пускай не ужас допотопный.

Но поклонение себе!...

Последний пример - из замечательного стихотворения, которое так и называется «Природа» (1967). Здесь очень важно замечание, что она не вызывает «ужас допотоп­ный», только удивление, восхищение.

Да, «мир устроен грозно и прекрасно» («Зелёные цветы»), но ведь это не навсегда - осенние «горестные дожди», потопы, когда вся округа залита - настоящее бедствие: но вот

Слабеет дождь... вот-вот... еще немного...

И всё пойдёт обычным чередом.

(«Седьмые сутки дождь не умолкает.. .»,1966)

Всё наладится, солнце выйдет... «Ну, и ладно. И добро». Об этом многие другие стихи Н. Рубцова: «Гроза», «После грозы», «Поток, разбуженный весною...», «Потонула во тьме отдаленная пристань...» и др.

Поэт был окружен природой, близким звёздным небом и тишиной, в которой различим каждый звук. Не случайно самый частый эпитет у него - тихий: тихая моя родина, тихая зимняя ночь, багряный тихий лист... В.В. Кожи- нов отмечал, что «есть «жгучее, смертное» в связи поэта с природой, ветром, вьюгой, вызывающее в его душе также отклик чувств - мирных, тревожных, вплоть до трагических предчувствий (пред-чувствие, перед чувством)». («Статьи о современной литературе», «Современник», М. 1982).

В деревне, сельской местности виднее природа и люди («В святой обители природы...», 1967). Поэтому Рубцов так скучал в городе по сельскому приволью, и ему так хорошо работалось в Никольском. Казалось бы: одино­чество, невозможность поговорить по душам, библиотека за сто километров, но всё это способствовало сосредото­ченности на собственной судьбе и творчестве, полной слиянности с природой, когда изменения в ней - это изменения и в твоем настроении.

Самые высокие, возвышенные слова находит поэт для определения состояний природы: блуждающий свет неясных светил (здесь появляется его удивительная жемчужно-перламутровая палитра - тайна Рубцова); шепчет бор, серебряно-янтарный; река холодная, ледоносная и т.д.

Ну, вот, а у Пушкина природа - равнодушная («И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять») («Брожу ли я»...)- Впрочем, может быть, мы напрасно в данном случае упрекаем нашего корифея: у него природа не вообще равнодушная, не всегда, а только в этом случае - при погребении человека... Что ж касается других клас­сиков (Гоголь, Салтыков-Щедрин), то у них встречается, что природа даже не равнодушная, а враждебная.

В стихах Н. Рубцова находим живые существа: то заблудившаяся лошадь встретится автору в кустах, то гадюка на болоте напугает, то птица грозная налетит... Да, в одиночку не стоит бродить по глухим углам, далеко уходить от жилья - делает вывод поэт.

У Рубцова есть стихи, специально посвященные животным: «Коза», «Медведь», «Заяц», «Воробей», «Ворона», «Ласточка» - о каждом из этих персонажей автор пишет нежно, с любовью, с юмором. Стихотворный размер данных произведений часто весёлый, песенный, частушечный:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Может показаться, что написаны эти короткие стихи для детей. Однако в них вложен совсем «взрослый» смысл: говорится об упрямстве, о том, как тяжело переносятся обида, одиночество, разлука с близкими... Думается, эти стихи непременно нужно читать детям и давать соответ­ствующие комментарии.

В фойе центральной библиотеки вниманию читателей представлена новая выставка-вернисаж «В святой обители природы…» (Русский лес в литературе и искусстве). Эта выставка завершает Год экологии, которым был объявлен уходящий 2017 год.

На выставке можно увидеть книги русских писателей 19 и 20 века, в которых рассказывается о судьбе родной природы, красоте русского леса, о проблемах охраны природы, воспитании человеческого отношения к ней. Костяк этой выставки составляют произведения признанных классиков: И.Тургенева, В.Белова, Л.Леонова. К.Паустовского, В.Солоухина, М. Пришвина. Есть и замечательный сборник Н. Рубцова, строками стихов которого и названа выставка. Заставит улыбнуться читателя стихотворение В.Высоцкого «Песня-сказка о нечисти». Кроме книг здесь можно познакомиться с журналами-ежегодниками «Лес и человек», на страницах которых публикуются интересные статьи о жизни леса, о деревьях и лесных дарах. На нижних полках стеклянных стеллажей находятся композиции из лесных шишек на фоне снега и ягод на фоне мха.

Эти украшения и букеты из еловых и сосновых веток придают выставке вид живого лесного уголка.

Живописные репродукции русских художников дополняют эту выставку. Здесь есть работы великих пейзажистов И.Шишкина, И. Левитана, К. Сомова и менее известных Ю.Ракши, Н.Асеева, Б.Ряузова, И.Остроухова. Расположены картины по временам года и сопровождают их стихи И.Бунина, А. Майкова, Ф.Тютчева, А.Твардовского, Л.Еськова.

Выставка-вернисаж «В святой обители природы …» действует в библиотеке с 10 ноября до 20 декабря.

«Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил Сергей Есенин. Смерть вошла в судьбу Николая Рубцова почти с самого её начала: умерла его мать и две сестры, отец пропал на фронте, и Рубцов много лет считал, что «на войне отца убила пуля», пока не встретился с ним в Вологде в 50-х годах.

Романтическая «тема моря», о которой писал сам Рубцов, смыкается в его ранней лирике с темой смерти постоянно:

Прямо в сердце врывалось силой

Красоты, бурлившей вокруг.

Но великой братской могилой

Мне представилось море вдруг.

Даже в стихах, написанных на заказ и публиковавшихся во флотских газетах, она заявляет о себе со свойственной юному поэту категоричностью:

Ничего нет врага ненавистней!

Тот, кто смело врагов истребляет,

Никогда не уходит из жизни,

Если даже в бою погибает!

(«Сердце героя»)

Философские размышления о бренности мира («О земле подумаю, о небе, / И о том, что все это пройдет») резко отличались от бесшабашного матросского веселья в редкие часы отдыха. По воспоминаниям Валентина Сафонова, друга Рубцова, ставшего впоследствии писателем, «очень уж не вязалась печальная наполненность этих строк с обликом автора - жизнерадостного моряка... Кто из нас, двадцатилетних, мог всерьез воспринять строки о памяти, что «отбивается от рук», о молодости, что «уходит из-под ног»? Жизненные дали для нас, по сути, только начинались».

Может быть, сиротство и несчастная любовь сделали юношу философом, а может, нечто иное скрывалось в его поэтической натуре: «Все проходит, проходит и жизнь» (ст-е «Соловьи»).

Рядом с темами смерти, прощания, ухода, в его пока еще ученической лирике стала крепнуть тема бессмертия, вечности:

Я, юный сын морских факторий,

Хочу, чтоб вечно шторм звучал.

Чтоб для отважных вечно - море,

А для уставших - свой причал.

(«Я весь в мазуте, весь в тавоте...»)

Эта строфа из его ранней лирики воспринимается совсем иначе, если посмотреть на неё с этой точки зрения.

Самым загадочным стихотворением этого периода стали «Мачты»:

Созерцаю ли звезды над бездной

С человеческой вечной тоской,

Воцаряюсь ли в рубке железной

За штурвалом над бездной морской, -

Все я верю, воспрянувши духом,

В грозовое свое бытие

И не верю настойчивым слухам,

Будто все перейдет в забытье,

Будто все начинаем без страха,

А кончаем в назначенный час

Тем, что траурной музыкой Баха

Провожают товарищи нас.

Это кажется мне невозможным.

Все мне кажется - нет забытья!

Все я верю, как мачтам надежным,

И делам, и мечтам бытия.

Подобное заявление в условиях государственного атеизма само по себе было вызовом, но для Рубцова, искавшего истину, не это было главным - еще до службы на флоте будущий поэт познакомился с Библией, читал труды Гегеля, Канта, Аристотеля, Платона...

Зрелая лирика Николая Рубцова буквально пронизана насквозь данной темой, превратившейся в настойчивый мотив. Его лирический герой чувствует «смертную связь» с Родиной, видит «неспокойные тени умерших», покойную мать (ст-е « В горнице»), слышит «незримых певчих пенье хоровое» и воспринимает смерть как естественное продолжение жизни души:

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая...

(«Над вечным покоем»)

Незримое присутствие Бога ощущается в зрелых стихах Рубцова постоянно, в стихотворении «Русский огонёк» он говорит о Нем естественно и просто: «Дай Бог, дай Бог...» Лексика этого периода насыщена библеизмами и производными от них: «божество», «ангел», «молитвы», «крест», «светлая весть», «вечный покой», «дьявольская сила», «молитвенный обряд», «святая обитель», «небесный свет», «Божий храм», «свеча»... Его «скромный русский огонёк» горит «как добрая душа» - в православной традиции горящая свеча - символ краткости земной жизни.

Размышления о связи смерти и бессмертия в стихотворении «В святой обители природы» завершаются так:

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там - полночные светила

Наводят много-много дум...

И думаю я - смейтесь иль

Не смейтесь -

Косьбой проворной на лугу

Что той, которой мы боимся, - смерти,

Как у цветов, у нас ведь тоже нет!

(«Ночь коротка. А жизнь, как ночь длинна...»)

В стихотворении «Видения на холме» поэт говорит о любви к России «навек, до вечного покоя» - явное православное миропонимание бессмертия. Рубцов подтверждает и известную евангельскую мысль («У Бога все живы»): «Здесь каждый славен - мёртвый и живой!» («Старая дорога»). Личный уход, считает поэт, - лишь часть общей нашей судьбы:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом...

(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»)

Характерное замечание лирического героя: «без грусти дойду до могилы», многократно повторённое в его поэзии, свидетельствует о силе веры, убеждения в том, что и в жизни, и в смерти есть свой высший смысл. Николай Рубцов, полагаясь на волю Божью, не боялся смерти - это подтверждает не только его философская лирика, но и стихи бытовые, шутливые, ироничные:

Слез не лей над кочкою болотной

Оттого, что слишком я горяч,

Вот умру - и стану я холодный,

Вот тогда, любимая, поплачь!

(«Слез не лей»)

Если бы цензоры по-настоящему вчитывались в некоторые «проходные» стихотворения Рубцова, то они пришли бы в ужас! Гомерический хохот вызывал у читателей стих о покорителях космоса:

Новый подвиг советских героев!

Скоро все улетим в небеса

И узнаем, что это такое...

Рубцовский шедевр «Философские стихи» полностью посвящен теме смерти и бессмертия. Начинается он с укора умирающему человеку, создавшему в жизни «ложный облик счастья», полный довольства и славы, а заканчивается отказом от осуждения: «Мы по одной дороге ходим все...», осознанием неизбежного собственного конца («Когда-нибудь ужасной будет ночь») и пониманием смерти как Божьей милости и даже счастья:

Но я пойду! И знаю наперед,

Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто все пройдет, когда душа ведет,

И выше счастья в жизни не бывает!

В сборниках «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970) пронзительно зазвучала трагическая тема - Николай Рубцов словно прощался с этим миром. Посмертные книги, составленные самим поэтом: «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976), в которых впервые были опубликованы многие неизвестные ранее стихотворения, еще более усилили это впечатление.

Предчувствие ухода ощущается во многих юношеских стихах Рубцова:

Неужели так сердце устало,

Что пора повернуть и уйти?

Мне ведь так ещё мало, так мало,

Даже нету ещё двадцати...

(«На душе соловьиною трелью...»)

Впервые фразу о своей смерти он легкомысленно, полушутя-полусерьезно обронил еще в 1954 году в Ташкенте, когда ему было всего 18 лет: «Да, умру я! И что ж такого...». Десятилетие спустя у Рубцова вырвалось страшное предсказание: «Когда-нибудь ужасной будет ночь». Думы о собственном конце преследовали его постоянно:

Замерзают мои георгины.

И последние ночи близки. (1967)

Родимая! Что еще будет

Со мною? Родная заря

Уж завтра меня не разбудит,

Играя в окне и горя. (1968)

В стихотворении "Зимняя ночь" (1969) то ли "черный человек", то ли сама смерть зовет поэта:

Кто-то стонет на темном кладбище,

Кто-то глухо стучится ко мне,

Кто-то пристально смотрит в жилище,

Показавшись в полночном окне...

Здесь все серьезно. Все дышит предвестьем небытия - не только упоминание о кладбище, не только классический символ смерти - ночь, но и указание на ее непознанность и невозможность познания: «Есть какая-то вечная тайна / В этом жалобном плаче ночном». В "Элегии" (1970) чувствуется уже обреченность: «Отложу свою скудную пищу / И отправлюсь на вечный покой». И, наконец, указана дата:

Я умру в крещенские морозы...

Стихотворения, посвященные поэтам, также поднимают тему гибели («Сергей Есенин», «О Пушкине», Дуэль», «Памяти Анциферова», «Последняя ночь») но, что удивительно, в понимании Рубцова преждевременная смерть - это тоже Божья милость:

Уже давно,

Как в Божью милость,

Он молча верил

В смертный рок.

(«Дуэль»)

Пророческие видения как уже говорилось, появлялись в стихах Рубцова неоднократно, даже с указанием места:

Мое слово - верное,

Мои карты - козыри.

Моя смерть, наверное

На Телецком озере.

Но самым известным произведением из этого ряда стало стихотворение «Я умру в крещенские морозы...» На предсказание даты собственной гибели все обращают внимание - это, действительно, редчайший случай не только в русской, но и в мировой поэзии, - но содержание стихотворения на самом деле жизнеутверждающее: гроб разобьется, усопший встанет из могилы - совсем как в евангельском откровении! А концовка стихотворения и вовсе не оставляет никаких сомнений: «Я не верю вечности покоя!»

О духовных причинах гибели Николая Рубцова говорить сложно, да и вряд ли мы имеем на это право, но сам поэт оценивает свой жизненный путь весьма жёстко:

Почему мне так не повезло?

По ночам душе бывает страшно,

Оттого, что сам себе назло

Много лет провел я бесшабашно.

Еще одно предсказание смерти, причем в деталях, поражает:

Как жаль, что я умру

совсем бесславно,

А может, я с достоинством умру?

Так и случилось, обстоятельства смерти поэта всегда будут вызывать вопросы.

Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова возникла не по прихоти автора, а по воле Божьей: «О чем писать? / На то не наша воля!» И относиться к его ранней смерти надо смиренно, по примеру самого поэта. Дело ведь не в том, сколько ты протянешь на этой земле, а в том, как ты проживешь, что оставишь людям:

Можно жить и лёжа на полатях,

Бить баклуши хоть до сотни лет.

Жизнь моя, промчись же,

Как торпедный катер,

Оставляя за собою

Бурный след!

(Н. Рубцов)

Виктор Бараков , член Союза писателей России, доктор филологических наук

В среду, 7 марта, в Научной библиотеке Даггосуниверситета прошел литературно-экологический вечер на тему: «В святой обители природы» . Ведь сохранение среды обитания человечества - наиболее острая проблема на сегодняшний день.

Организатором встречи выступили отраслевой отдел естественных и точных наук. ученый секретарь Барият Султангабидова, зав. обслуживанием Агнесса Рамазанова.

Открывая мероприятие, Барият Султангабидова , ведущая вечера, поприветствовала участников встречи, отметив, что экологическая культура, экологическая грамотность приобретает сегодня особую важность, способствует росту общей культуры человека, чувству ответственности людей за планету. «Сегодня, как никогда судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. - сказала она. В связи с этим наша научная библиотека уделяет этой проблеме очень большое внимание. Не раз в библиотеке объявлялись смотры конкурсы по экологическому просвещению студенческой молодежи. Каждый год проводится комплекс мероприятий- цель которых привлечь внимание молодежи к проблемам экологии, привить им навыки культуры общения с природой. Очередной Смотр-конкурс показал, что за последние годы повысился интерес читателей к литературе экологической тематики, заметно разнообразились формы пропаганды экологических знаний. Укрепилось сотрудничество библиотеки с природоохранительными органами, общественными экологическими и культурно-просветительскими организациями. В экологическом воспитании студентов библиотека использует контакты с Союзом писателей, Союзом художников, филармонией научная библиотека проводит литературные вечера, вечера поэзии. : «Вдохновленные природой», «Тебе и мне нужна земля», «От чистоты дворов к чистоте души», «Человек,ты в ответе за жизнь», «Как прекрасен этот мир», круглые столы «Охрана природы- дело каждого», «Через экологическое воспитание к экологии души « , обзоры литературы по проблемам экологии, оформляются книжные выставки. Были проведены социологические опросы: «Сохранить природу значит сохранить человека», «Мой взгляд на экологию»(Султангабидова Б), которые показали, что интерес молодежи к экологическим проблемам возрастает.» Гость вечера Мунгиев Ахмед Абдулович- Эксперт Каспийской экологической программы, член -корр. ДО Российской экологической Академии, директор Центра государственного экологического контроля мониторинга и управления окружающей среды. Рассказал об экологических катастрофах. «Нельзя считать себя образованным человеком не имея экологических знаний, знаний об окружающей природной среде и месте в ней человека, не иметь экологическое сознание, мышление, чувство экологической ответственности. Трудно представить себе землю, лишенную травы и цветов, лес из черных древесных стволов без листьев, без птиц, без звуков природы. Это была бы картина умирания не только природы, но и человека. Поэтому нет сейчас задачи, наряду с борьбой за мир, более важной, необходимой, чем охрана природы, так как сохранить природу значит сохранить среду жизни и самого человека.» Гостями были также преподаватели экологического факультета Габибова П.И. и Расулова М.М. Студенты экологического и филологического факультетов имели возможность рассказать о своих впечатлениях, обсудить волнующие их вопросы, почитать стихи (Мухтарова М., Зубайруев, Мусаева А.) Отдавая должное специальным исследованиям, монографиям и диссертациям, очеркам о флоре и фауне, об озонном щите Земли, публицистике, защищающей природу от химического обращения с ней, организаторы вечера не забыли, что, однако, их воздействие на миллионы людей не столь мощно, как воздействие поэзии. В поэзии, дружной с природой, заключена огромная сила эмоционального воздействия на сердца людей. Поэзия и искусство вместе с наукой, даже, пожалуй, опережая ее, устанавливает наличие всеобщей связи в природе. И это многообразие связей не может не обострить внимание поэта и художника, и их восторга. Рубрику вечера: тема природы в литературе и искусстве осветили искусствовед Татьяна Петенина : «Природа во все времена была источником вдохновения для писателей, художников, поэтов. Нет ни одного поэта, который хотя бы раз не затронул эту тему в своем творчестве. А в творчестве таких писателей, как Паустовский, Пришвин, Житков- эта тема проходит красной нитью. Нам известны прекрасные картины художников, перед которыми преклоняется не одно поколение: Репин, Суриков, Айвазовский…», талантливые художники Закарья Закарьяев, Патя Гусейнова, Наталья Савельева выпускники училища им Джемала.

Экологическое просвещение приобретает все массовый характер, поэтому мероприятия организуемые библиотекой, все чаще становятся совместными и более широкомасштабными. Библиотека стремится привлечь внимание к проблемам экологии не только учреждений культуры и образования, но и местной администрации и общественности. Несмотря на многие проблемы, стоящие перед библиотекой, работа по экологическому воспитанию и просвещению становится более целенаправленной и разнообразной. «В заключении нашего вечера хочется еще раз напомнить..- сказала ведущая: в делах, заботах и суете будней мы часто не даем себе времени и труда задуматься о ценностях того мира, который связан с восприятием природы в нашей жизни: свежая трава на газонах, дерево под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, что это только фон, на котором мы хозяева земли или это часть нашей жизни?. да это часть нашей жизни. Любые успехи технического прогресса будут обесценены, если они будут сопровождаться разрушением природы, так как человек не может жить без чистого воздуха, воды и продуктов питания Так уж устроен человек: имея не ценит, а потеряв плачет. Так вот, чтобы нам не заплакать: берегите природу.



Cултангабидова Барият, гл. библиотекарь НБ ДГУ
Тел. 5-70; e-mail:
Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] Рубцов Николай Михайлович
Из книги У лукоморья автора Гейченко Семен Степанович

ИЗ ДНЕВНИКА ИГУМЕНА СВЯТОГОРСКОЙ ОБИТЕЛИ

Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 5 В тихой обители Узнав, что Галина Артуровна Бениславская сотрудничает с ГПУ, Есенин тотчас покинул ее. Софья Виноградская пишет: «От Бениславской ушел, а идти было некуда». В Москве не оставалось ни одного друга, который не пошел на службу к большевикам или не стал

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Об одной святой обители История, которая может войти в будущий «Пролог»Где-то в глубине России перед революцией был монастырь, о котором по округе ходила скверная молва, что монахи здесь - сплошь лентяи да пьяницы. В Гражданскую войну в городок, рядом с которым находился

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

17 октября. Наполеон прибыл на остров Святой Елены (1815) Остров святой России 17 октября 1815 года сорокашестилетний Наполеон Бонапарт вступил на остров Святой Елены, которому, по собственному признанию, предпочел бы могилу. Гнусным предательством Англии, под

Из книги Робин Гуд автора Эрлихман Вадим Викторович

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

В ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, ХУТЫНСКОГО ЧУДОТВОРЦА "3 (16) января 1930 года была последняя служба в храме, - пишет отец Павел о закрытии Мологского Афанасьевского монастыря. - После окончания Литургии всех верующих вытолкали из храма, а все колокола поскидали и

Из книги Чудо исповеди. Непридуманные рассказы о таинстве покаяния автора Коллектив авторов

Из «Исповедного листка» обители св. Пантелеймона Благослови, Господи, исповедаться Тебе не словами только, но и горькими слезами сердца.Прости, Господи, за маловерие и неверие, за то, что не борюсь с неверием, не молюсь Тебе, прошу помощи и укрепления в вере. Более того,

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Невидимый град автора Пришвина Валерия Дмитриевна

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Мечта об обители Наступила осень. Директор кооперативных курсов не уволил меня за прогул. Олег к зиме не приехал: он с головой ушел в писание и не мог его прерывать. Я проводила к нему Борю Корди, ученика Абрамцевской художественно-прикладной школы, моложе

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

История Донской обители Ставропигиальный мужской монастырь во имя Донской иконы Божьей Матери – один из древнейших монастырей Москвы. Он был основан в 1591 году, по повелению царя Федора Иоанновича, в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Святыни Донской обители Главными святынями Донской обители являются мощи святителя Патриарха Тихона и Донская икона Божьей Матери.Иконографичесская композиция Донской иконы – Богородица Умиление. Отличительная особенность – обнаженные до колен ножки Богомладенца.

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

ГЛАВА 46 В обители - Чудесное избавление от отчаяния - «Келья» из ящиков - Пропитание с помойки - Обучение Иисусовой молитве - Жизнь в туалете - Благодатные прикосновения Еще сутки поезд катил по равнинам Украины, пока не остановился на ближайшей к Почаеву

Из книги Андрей Первозванный - апостол для Запада и Востока автора Коллектив авторов

Возрождение обители В 1990 году мне предложили принять Вышневолоцкой Казанский женский монастырь, храмы и колокольня лежали в развалинах, сестрам жить было негде и не на что. А Любушка благословила: «Принимай». Несколько раз порывалась я оставить монастырь, так как

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Михаил Талалай. Российские афонские обители как источник культа апостола Андрея «Монашеская республика» Афон, играет роль блюстителя вековых традиций православия – со всеми трудностями, которые встречаются в подобном положении (включая и эксцессы излишней

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Вокруг «Обители» «Обитель» я читал в рукописи. Был это, конечно, не манускрипт, испещрённый авторской правкой и корректорскими значками, а нормальная электронная версия в pdf; Захар, правда, предупреждал, что возможна правка, которая, впрочем, не должна повлиять ни на общий

Из книги автора

Преподобный Дионисий, ктитор обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской Преподобный Дионисий родился в XIV веке, он был уроженцем села Корисон близ гор Касторских. Родители его были люди небогатые, но, тем не менее, они постарались дать младшему сыну