В январе в школьные столовые Минска придет молодое пополнение - 46 поваров. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии и узнала, как готовят специалистов для школьного общепита.

Здесь есть своя кухня, где будущие повара оттачивают кулинарное мастерство. Практические занятия ведет преподаватель Дарья Светлович. Заметив, с каким вниманием и удивлением корреспондент рассматривает многофункциональные машины для приготовления еды, спешит сообщить: такая техника уже давно есть и в столичных школах.

- Жарочные шкафы - прошлый век. Сегодня пищеблоки учреждений образования укомплектованы пароконвектоматами, которые позволяют запекать и варить на пару. Так максимально сохраняются полезные вещества в пище , - говорит Дарья.

Пока беседуем с преподавателем, ребята выполняют практическое задание - готовят борщ и запеканку. Атмосфера, как в сериале «Адская кухня». Работают в ускоренном режиме, каждый четко знает свои обязанности: кто-то занимается нарезкой овощей, а кто-то готовит бульон.

- В школьных столовых важно уметь быстро работать. Мы готовим ребят к этому. На переменке нужно накормить 200 человек, причем еда должна быть свежей и горячей , - поясняет Дарья, наблюдая за учащимися.

Но это не значит, что повара учатся работать на автомате. Они посещают факультативы, например по карвингу.

- На прошедшей выставке «Продэкспо-2017» показывали свое творчество - декоративную вырезку фруктов и овощей. Ребятам присваивают 4-й разряд, поэтому на экзаменах они должны не только качественно приготовить блюда, но и декорировать их , - уточняет преподаватель.

Вот и подоспел обед. В руках у довольных воспитанниц тарелка горячего наваристого борща. Выглядит аппетитно. А как на вкус? Дарья Светлович снимает пробу - оценивает вкус, цвет, запах и консистенцию супа для детей. Остается довольной - кисло-сладкий, как и полагается. Затем задает вопрос ученицам:

- Девочки, давайте вспомним, к каким видам супов относится борщ?

- К заправочным ! - не думая, отвечают хором поварихи.

- Как борщу не утратить свой цвет в процессе варки? - интересуюсь у юных кулинаров.

- Есть несколько способов. Первый: отварить овощи отдельно в кожуре. Второй - добавить в блюдо уксус или лимонную кислоту , - разъясняют девчата.

- Но детям уксус нельзя ! -замечает Дарья Светлович. - У них щадящее питание. Поэтому уменьшаем закладку соли, кислоты, не используем специи. Кроме того, оптимальная температура подачи горячего блюда для школьника - 50 градусов.

Заблуждение, что все выпускники колледжа уходят работать в рестораны и кафе. Некоторые устраиваются в школьные столовые: нравится график работы, привлекают гарантированный соцпакет и большой летний отпуск.

Второкурсница Александра Шкутко говорит, что готовить для детей интереснее, чем для взрослых.

- В колледже мы не только знакомимся с мировой кухней, но и узнаем, как сделать блюдо полезнее. Приятно слышать, когда детки в саду после вкусного обеда говорят повару спасибо. Отдача есть, когда делаешь всё с любовью , - рассказывает Саша, которая уже побывала на практике в студенческих и садовских столовых.

Детям готовить непросто. Только кажется: делов-то - сварить манную или ячневую кашку! А вы попробуйте сделать так, чтобы не подгорела или была без комочков.

- Повара готовят по одним и тем же рецептурам, где все строго расписано, а блюда на вкус у всех разные. В чем секрет?

- Мастер своего дела устанавливает тайные и никому неведомые отношения с продуктами , - делится Саши. - Такие хитрости есть и у меня .

- А как накормить приверед?

- Дети выборочно относятся к еде, некоторые плохо кушают даже дома. Это вечная проблема , - констатирует Дарья Светлович. - По нормативным документам мы должны соблюдать сменность школьного меню: не можем каждый день подавать картофельное пюре, хотя ребята его очень любят. Готовим вязкие каши, рыбу и курицу…

- Необходимо расширять ассортимент блюд и продуктов на столе у школьника , - считает преподаватель спецдисциплин Мария Максимович. - Добавить тыкву, кабачки, яблоки. На предприятиях детского общепита должны работать лучшие повара .

В некоторых школах Фрунзенского района учащиеся питаются по принципу шведского стола. И им это очень нравится.

- Такая форма подачи блюд повышает заинтересованность учащихся в получении горячего питания , - уверена исполняющий обязанности директора КШП Фрунзенского района Елена Трублина. - Во время обеда или завтрака ребята подходят к линии шведского стола и выбирают любое понравившееся блюдо. Ассортимент формируется исходя из установленного двухнедельного меню. Например, предлагаем закуски, горячее и напитки. Порции уменьшены, поэтому школьник может взять на обед несколько наименований блюд. Такую форму питания практикуем в гимназии № 39, СШ № 125.

Дополнительная информация

По данным Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, средняя зарплата повара школьной столовой составляет 560 рублей и зависит от квалификации и разряда.

Фото Тамары Хамицевич

Вовсе не капризы

Многие дети отказываются обедать в школьных столовых и детсадах. Екатерина АНУФРИЕВА, жительница Новосибирска, рассказала: «Моя дочка учится во втором классе. И практически не ест в школе, потому что ей не нравится каша на воде, несолёная тушёная капуста и несладкий компот. Из всего, что предлагают в столовой, она съедает только выпечку. Приходится собирать ей с собой из дома еду, чтобы она пообедала».

Беспокоятся родители также, насколько натуральны продукты?

Николай ТЯМИН, депутат Совета депутатов Новосибирска, рассказал: «Полтора месяца назад мы открыли горячую линию, на которую за короткий срок поступило более 300 звонков от родителей, которые обеспокоены качеством продуктовв детсадах и школах».

В Новосибирске большинство образовательных учреждений готовят завтраки и обеды в собственных столовых, в некоторые готовые блюда привозят из комбинатов питания. Всего их в городе три, один частный и два муниципальных - в Ленинском и Калининском районах. Но кто следит за качеством продуктов, непонятно. Депутаты горсовета Новосибирска и общественники в кашах и салатах одной из школьных столовых нашли фальсификаты.

Александр БУРМИСТРОВ, депутат Совета депутатов, рассказал: «В 2015 году мы проверили вместе с Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, чем кормят детей в одной из школ города. В результате в составе колбасы, которая была на столе, обнаружили 20% посторонних компонентов. В сливочном масле нашли растительный жир. Между тем, его регулярное употребление может привести к ухудшению состояния здоровья, появлению различных заболеваний».

Находит нарушения в организации детского питания и Роспотребнадзор. Во время проверок образовательных учреждений часто обнаруживают недовес порций. Получается, что ребята недополучают суточную норму витаминов и микроэлементов. Например, после проверок в 2015 году в ведомстве выяснили:в большинстве детских садов города детям подают порции, которые меньше нормы. По этой причине дети недополучили молока 15%, рыбы - 29%, мяса - 15%, сыра - 44% и сметаны - 23%».

Однако у директоров детских садов есть объяснение, почему такое происходит. Они в один голос говорят о том, что дети попросту не съедают большие порции и часть продуктов приходится выбрасывать. А при нехватке финансирования - это непозволительное расточительство.

Евгений ФЕОКТИСТОВ, председатель Октябрьской общественной районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, пояснил: «У образовательных учреждений попросту не хватает средств, чтобы покупать необходимое количество продуктов. В 2014 году в Новосибирске была принята норма, по которой на день за 4-разовое питание ребёнка в детсаду родители платят 80 рублей. И хотя стоимость продуктов за последние 2 года значительно выросла, в оплате за питание детей ничего не изменилось».

На условиях анонимности директор одного из детсадов Новосибирска призналась, что денег на питание детворы катастрофически не хватает и родители уже сами предлагают докупать фрукты и соки в группы. Они посчитали, что при нынешних ценах на питание одного ребёнка в день должно уходить минимум 150 рублей.

Для того чтобы решить острые вопросы с питанием в школах и детсадах, создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Совета депутатов города Новосибирска, представители мэрии и общественники.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был обеспечен качественным сбалансированным школьным питанием, которое учитывало бы потребности растущего организма, связанные с ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической и эмоциональной нагрузкой, которую испытывают дети в школе. В связи с этим главный вопрос, возникающий у родителей - это качество школьного питания и его стоимость. Чем обусловлены цены на платное питание в школьной столовой? Кто отвечает за качество свежей и готовой продукции? Можно ли отказаться от платного питания, если его качество не удовлетворительно? Правомерно ли со стороны администрации школы принуждать ребенка питаться в школьной столовой? На эти и другие вопросы отвечает "Летидору" юрист Ксения Печеник:

  • Вопросы качества и стоимости питания детей стояли остро всегда, поскольку от этого напрямую зависит жизнь, здоровье и эффективность умственной и физической деятельности растущего организма. Этим и объясняется многочисленный характер нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы питания как на федеральном, так и на региональном уровнях. В федеральном уровне указанные вопросы регулируются Законом «Об образовании», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

На региональном уровне применительно к Москве и Московской области, указанные вопросы регулируются Законом города Москвы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 24.05.00 №13, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы, Законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60, Программой производственного контроля, целью которой является создание в школе условий для организации и осуществления качественного и сбалансированного питания обучающихся и др.

Однако обилие нормативно-правовых актов слабо влияет на качество питания в большинстве российских школ. Дело в том, что цена школьного питания складывается из стоимости продуктов, аренды, коммунальных платежей, зарплаты персоналу и налогов, а также накладных расходов, ремонта оборудования, покупки инвентаря и т.д. В связи с этим, меню современного школьника в школьной столовой сегодня дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. Организации, заключающие муниципальные контракты со школами об оказании услуг по организации питания вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных, мясных продуктах. Как следствие - рост недовольства со стороны родителей качеством детского питания и жалобы на высокие цены.

Что делать, если родителей не устраивает качество питания ребенка в школе? Можно ли отказаться питаться в платной школьной столовой?

  • Вопросы качества питания регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.07. 2008, Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940–05, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, а также многочисленными ГОСТами, в числе которых: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания».

Для целей контроля качествам сырой и готовой продукции в каждой школе должна быть создана бракеражная комиссия , куда входят медики и представители администрации школы и поставщика. Они несут ответственность за то, какой продукт получит ваш ребенок. Помимо этого, в школах нередко создаются комиссии по контролю за организацией питания, куда входят старшеклассники, учителя и родители.

Если вы столкнулись с явными нарушениями санитарных норм в школьной столовой, вы вправе обратиться с жалобой в орган Роспотребназдора вашего региона. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, в которой был обнаружен факт нарушения санитарных норм, в чем они заключались, а также требование провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц. Основаниями для обращения могут служить зафиксированные факты наличия насекомых, грызунов, животных как в еде, так и в местах приготовления пищи, грязь в пищеблоке или зале обслуживания, пищевое отравление, полученное в результате питания в школьной столовой и прочие нарушения санитарных норм. За нарушение санитарно-противоэпидемических требований к организации питания населения администрация школы понесет административную ответственность, предусмотренную п. 6.6. КоАП.

Если действия не повлияют на качество питания, то помните, что вы всегда можете отказаться от платного школьного питания. Дело в том, что ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Ни учителя, ни администрация школы в лице ее директора, не могут принуждать вашего ребенка питаться в школьной столовой.

Нередко классные руководители или администрация школы запрашивают справку из медицинского учреждения о том, что ребенку не рекомендуется питаться в школьной столовой ввиду наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и, как следствие, особого режима питания. Это неправомерно. Так как правильно написать заявление об отказе от питания в школе? Достаточно просто написать заявление в свободной форме на имя директора школы о том, что вы готовы обеспечивать ребенка питанием самостоятельно и просите не принуждать его питаться в школьной столовой.

С приходом осени во многих странах мира начался новый учебный год, и дети отправились в школы приобретать новые знания, так сказать, «пищу для ума». А как же обстоят дела с пищей для желудка?

Не так давно мы публиковали подборку , разработанных сетью ресторанов «Sweetgreen» с учетом образа жизни и национальных традиций населения разных стран. Пришло время выяснить, чем на самом деле кормят школьников во время вторых завтраков и обедов в разных уголках нашей планеты.

Сразу сделаем небольшое уточнение - единых обедов в школах не бывает. В частных школах кормят лучше, в государственных зачастую похуже. А есть регионы, где питание вообще не предусмотрено, а дети приносят обеды с собой.

Французские школьники питаются так, как не всегда обедают даже взрослые. Их школьный обед состоит из картофеля фри, мидий, артишока, булочки, йогурта, половинки грейпфрута и лимонного тарта.

Или багета, салата из свежих овощей, кускуса и овощного рагу со стейком.


А есть ещё вот такие варианты:



В школах Англии учится много индийцев, поэтому в школьных столовых в меню есть вегетарианский набор продуктов: горох, кукуруза, печеный картофель, цветная капуста, пудинг, фруктовый салат.



Обычным школьникам предлагают лазанью, пасту, бургеры и картофель по-домашнему. Согласитесь, выбор большой.




3. Швеция

Шведские школьники предпочитают на обед блюдо из картофеля, капусты и фасоли. На столе всегда присутствуют крекеры и ягодный сок.


Меню школьного обеда школьников Чехии состоит из супа, риса с куриным гуляшом, десерта и горячего чая.


Есть и такой вариант как бутерброд с сыром, брокколи, пюре и персик.


5. Словакия

По соседству с Чехией находится Словакия. Словаки – большие любители рыбных блюд. На обеденном столе школьника вы увидите копченую скумбрию, хлеб, красный перец, салат из помидоров, киви, яблоки, молоко и торт. Не правда ли, интересное сочетание?


Или рыбное филе, сладкий картофель, красный перец, редис и морковь.


6. Испания

В этой европейской стране с детства прививаются принципы здорового питания. Поэтому в школе на обед детям дают овощной крем-суп, жареную телятину, салат, хлеб, апельсины и бананы.


Итальянские дети получают на обед вкусную и сбалансированную еду, которая состоит из традиционной пасты, рыбы, салата, хлеба и винограда.


В Финляндии школьный обед в основном состоит из овощей, богатых витаминами, горохового супа, хрустящего хлеба и сладкого блинчика с ягодами. Такой обед не перегружает организм и дает довольно сильный заряд энергией.


Обед прибалтийских школьников, обычно, состоит из порции риса с мясом, салата из краснокочанной капусты, хлеба из отрубей и чашки какао.


Или же порции картофеля, мяса, моркови и клюквенного морса.

В греческих школьных столовых на обед предлагают запеченную курицу с ризони (укороченные макароны, по форме напоминающие большие зерна риса), традиционное блюдо греческой кухни – фаршированные виноградные листья, салат из огурцов и помидоров, йогурт с гранатом и два апельсина.


11. США

Не одно поколение США выросло, питаясь продуктами быстрого приготовления. Как ни странно, эта страна занимает одно из лидирующих мест по самому нездоровому школьному обеду. Здесь ученикам предлагают пиццу, сельдерей с арахисовым маслом, чипсы фритос, фруктовое желе, рисовое печенье, шоколадное молоко.


Чизбургер, картофельные шарики, кетчуп, шоколадное молоко и шоколадный пудинг.

Острый (!) хот-дог с сыром, картофель фри и молоко.


Начос, картофель фри, кетчуп, шоколадное молоко и персик.


А вот совсем "скромный" американский ланч - порция курицы, картофельное пюре, морковь и вода.


В традиционный обед бразильских школьников входит мясо с рисом, зеленый салат, пудинг и клубничный сок.


13. Куба

Старая Гавана. Традиционной пищей кубинских школьников до сих пор считается рис. К нему подают бобы, жареный банан и кусочек рыбы.


В стране восходящего солнца школьники обычно едят жареную рыбу, сушеные водоросли, помидоры, суп мисо с картофелем, рис в металлическом контейнере и молоко.


Или сладкий рис моти с, опять же, сладким картофелем и черными семенами кунжута, суп с тофу и водорослями, салат из редиса и морских водорослей, жареный морской окунь и мандарин.


Хлеб поджаренный с карри, курица с томатным соусом и макароны, омлет, картофельный салат, зеленые бобы, яблоко, помидор.


Мапо тофу, рыбный пирог, яблоко, вареное перепелиное яйцо, говядина с ростками фасоли и рис с лососем

В некоторых японских школах бывает более традиционное, на наш взгляд, меню: сосиска, булочка, салат из капусты, помидоры, картофель фри и суп.


Хлеб, арбуз, макароны, яйца и бекон, овощной суп, молоко, кетчуп и масло.


Южнокорейские школьники с наслаждением поглощают брокколи и перец, жареный рис с тофу, квашеную капусту и рыбный суп. Незатейливый и, в тоже время, очень полезный обед.




Традиционно в школах Буэнос-Айреса школьники едят блюдо под названием «миланеса». Это не что иное, как курица, обжаренная в сухарях и яйцах, а также эмпанаду (пирожок с начинкой) и картофель или рис в качестве гарнира.


17. Мали

В столице Мали, большинство школьников учатся с полудня до 3 часа дня, чтобы они могли пообедать вместе со своими семьями или купить себе какую-либо еду. Потом они возвращаются в класс до 5 часов вечера


18. Индонезия

Еще одна из тех стран, где здоровое питание занимает ключевое место. Школьный обед состоит из овощей, супа с фрикадельками, тофу (соевого творога) и риса. Школьникам также дают бесплатный рис с сахаром, который они едят вместе с продуктами, принесенными из дома.


19. Эквадор

В этой стране обед для школьников готовят дома. Дети приносят с собой лаваш, тушеную репу и манго или сэндвич с ветчиной, сыром и помидором, а также яблоки и напиток из злаков.


20. Палестина

Здесь тоже принято приносить обед с собой. Дети приносят бутерброды, которые называются заатар. Это лаваш, начиненный сушеным тимьяном и кунжутом, политый оливковым маслом.


Обед китайских школьников довольно сытный и сбалансированный. Меню такого обеда состоит из рыбы с рисом, яичницей с томатным соусом, цветной капусты и супа.


Или капусты бок-чой, свинины и грибов, соуса юй-сян, парового хлеба и супа.


22. Гаити

Меню школьного обеда острова Гаити довольно простое, оно состоит из коричневого риса и бобов. Но, похоже, детки сыты и довольны.


Школьники этой страны обедают очень сытно. Здесь и жареные анчоусы, и омлет, жаркое с капустой и помидорами, ростки сои, и даже куриная отбивная. Действительно, все лучшее – детям.


Жареная рыба в яичном соусе, овощи, мясо краба и креветки темпура, суп мисо, рис с черным кунжутом, салат.


Школьные обеды этой страны разнятся в зависимости от региона. Обычно это рис, карри и чапати (лаваш из пшеничной муки).



В международной школе города Бангалор школьникам предлагают рыбные наггетсы, спринг-роллы и салат.


25. Израиль

В меню школьного обеда в Израиле обязательно включают фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута или бобов. Блюдо настолько популярно в этой стране, что считается национальным и, в некоторой степени, ее символом. К этому вкусному блюду детям на тарелки кладут кусочки питы, йогурт с соусом из огурцов и зелень.


Кенийские школьники получают на обед авокадо. Негусто, правда?


А их сверстники из Гондураса рисовую кашу.

А что у нас?

Зачастую на столах российских школьников можно увидеть суп, котлету с макаронами, немножко овощей и сок для детского питания. Но большая часть старшеклассников предпочитает приносить обед из дома в контейнере либо покупать продукты в ближайших магазинах.



Обеды украинских школьников довольно однообразны. Меню, обычно, состоит из супа, гречневой каши или макарон с котлетой, салата из вареной свеклы, заправленного подсолнечным маслом, хлеба и чая. Голодным после такого обеда не останешься. Но дети не очень любят школьную еду.



Тут тоже всё традиционно: вязкая овсяная каша, бутерброд с колбасой и кофейный напиток с цельным молоком.


Затирка с молоком, хлеб, рисовая каша, филе птицы, салат, компот из чернослива.


Стоит заметить, что время, отведенное на обеденный перерыв в странах Европы и Америки, существенно не отличается, оно составляет в среднем 1-1,5 часа.

К сожалению, в наших учебных заведениях обеденная перемена не превышает 20-25 минут. Хотя давно уже не секрет, что медленное употребление пищи приносит больше пользы детскому организму, чем быстрое проглатывание. Вкусная и здоровая пища между занятиями в школе – залог крепкого здоровья подрастающего поколения.


Warning : chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.

Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.

Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.

Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.

Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.

Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.

К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.

Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.

В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.

Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.

Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.

Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.

В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.

Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.

За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.

Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.