Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке .

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора . Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины — это налоги , взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО , в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки в всем мире.

Государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть регулируется различными многосторонними соглашениями.

В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой.

Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара.

Нетарифные методы регулирования международной торговли сейчас активно используются правительством любого государства. В отличие от таможенных тарифов практически все они мало поддаются количественной классификации и, как следствие, плохо отражаются в статистике. Нетарифные методы регулирования внешней торговли бывают финансовые, скрытые и количественные. Тот факт, что они не поддаются количественной классификации дает возможность различным правительствам использовать либо их по отдельности, либо определенную их комбинацию, чтобы достичь своих целей в торговой политике. Если использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли (особенно интенсивные количественные) вместе с либеральным то торговая политика в целом приобретает более ограничительный характер. Количественными ограничениями называется административная форма нетарифного регулирования торговли государства, которая призвана определять номенклатуру и количество товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Правительство конкретной страны может решить применить количественные ограничения самостоятельно или исходя их международных соглашений.

Количественные ограничения имеют две формы: контингент или квота. Это практически то же самое, то понятие контингент часто используют, чтобы обозначить квоту, имеющую сезонный характер. Нетарифные методы регулирования внешней торговли представлены также лицензированием. Оно происходит через разрешения, которые выдают государственные органы на импорт или экспорт товара на конкретный промежуток времени.

Методы скрытого протекционизма также играют большую роль. Они представляют собой всевозможные барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются органами местной и центральной государственной власти на пути торговли.

Введение

1 Методы государственного регулирования внешней торговли

1.1 Тарифные методы регулирования

1.2 Нетарифные методы регулирования

2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе

3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование внешнеэкономической деятельности государством принимало различные формы в течение истории; на современном этапе формы и методы воздействия на международную торговлю значительно варьируются исходя из того, какой внешнеторговой политики придерживается страна – либеральной или протекционистской. Степень и инструменты влияния правительства на экономику и, в частности, на внешнеторговую сферу, играют важнейшую роль в позиционировании страны в мировом экономическом сообществе.

Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

Структура данной работы включает три раздела, каждый из которых решает одну из указанных задач.

Объект изучения работы – способы и степень государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. Предметом исследования является теоретическое освещение возможных инструментов регулирования и сравнение существующих подходов к данной проблеме в Европейском Союзе и Республике Беларусь.

В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи. При создании второго и третьего раздела применялись в основном статьи по данной тематике, а также монографии по проблеме государственного регулирования.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Тарифные методы регулирования



C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции ;

экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.

транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:

адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;

специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);

смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной либо в одностороннем порядке в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. . Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами . Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

2. Нетарифные методы регулирования

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

o во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;

o во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

o в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в этом случае лицензия выдаются в форме разовой, генеральной, глобальной или автоматической. Основными способами распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а именно: переключаются на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

· технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;

· внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых методов ограничения торговли могут служить требования о содержании местных компонентов или получение «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров выражается через предоставление льгот по уплате налогов, через льготные условия страхования и различные виды экспортного кредитования.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так и демпинг в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время наблюдается усиление значения и появления новых разнообразных форм нетарифного ограничения импорта и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Методы корреляции

Все явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Задача статистики состоит в том, чтобы выявить и измерить связи и зависимости между изучаемыми явлениями.

Взаимосвязанные признаки подразделяются на факторные (под их воздействием изменяются другие, зависящие от них признаки) и результативные.

Связи по степени тесноты могут быть функциональными (при которых определенному значению факторного признака соответствует строго определенное значение результативного признака; для выявления такой связи достаточно одного наблюдения), статистическими (когда одному и тому же значению факторного признака могут соответствовать несколько значений результативного признака; эти связи проявляются в массе случаев и при этом в среднем). Функциональные связи иначе называются полными, а статистические - неполными или корреляционными.

Корреляционная зависимость проявляется только в средних величинах и выражает числовое отношение между ними в виде тенденции к возрастанию или убыванию одной переменной величины при возрастании или убывании другой.

Корреляционная связь является свободной, неполной и неточной связью.

Поскольку корреляционная связь является статистической, первым условием возможности ее изучения является общее условие всякого статистического исследования: наличие данных по достаточно большой совокупности явлений. По отдельным явлениям можно получить совершенно превратное представление о связи признаков, ибо в каждом отдельном явлении значения признаков кроме закономерной составляющей имеют случайное отклонение (вариацию).

Вторым условием закономерного проявления корреляционной связи служит условие, обеспечивающее надежное выражение закономерности в средней величине. Кроме уже указанного большого числа единиц совокупности для этого необходима достаточная качественная однородность совокупности. Нарушение этого условия может извратить параметры корреляции.

Прямые и обратные связи. В зависимости от направления действия, функциональные и стахостические связи могут быть прямые и обратные. При прямой связи направление изменения результативного признака совпадает с направлением изменения признака-фактора, то есть с увеличением факторного признака увеличивается и результативный, и, наоборот, с уменьшением факторного признака уменьшается и результативный признак. В противном случае между рассматриваемыми величинами существуют обратные связи. Например, чем выше квалификация рабочего (разряд), тем выше уровень производительности труда - прямая связь. А чем выше производительность труда, тем ниже себестоимость единицы продукции - обратная связь.

Прямолинейные и криволинейные связи. По аналитическому выражению (форме) связи могут быть прямолинейными и криволинейными. При прямолинейной связи с возрастанием значения факторного признака происходит непрерывное возрастание (или убывание) значений результативного признака. Математически такая связь представляется уравнением прямой, а графически - прямой линией. Отсюда ее более короткое название - линейная связь. При криволинейных связях с возрастанием значения факторного признака возрастание (или убывание) результативного признака происходит неравномерно, или же направление его изменения меняется на обратное. Геометрически такие связи представляются кривыми линиями (гиперболой, параболой и т.д.).

Однофакторные и многофакторные связи. По количеству факторов, действующих на результативный признак, связи различаются: однофакторные (один фактор) и многофакторные (два и более факторов). Однофакторные (простые) связи обычно называются парными (т.к. рассматривается пара признаков). Например, корреляционная связь между прибылью и производительностью труда. В случае многофакторной (множественной) связи имеют в виду, что все факторы действуют комплексно, то есть одновременно и во взаимосвязи. Например, корреляционная связь между производительностью труда и уровнем организации труда, автоматизации производства, квалификации рабочих, производственным стажем, простоями и другими факторными признаками. С помощью множественной корреляции можно охватить весь комплекс факторных признаков и объективно отразить существующие множественные связи.

Для изучения, измерения и количественного выражения взаимосвязей между явлениями статистикой применяются различные методы, такие как: метод сопоставления параллельных рядов, балансовый, графический, методы аналитических группировок, дисперсионного и корреляционного анализа

Метод параллельных рядов заключается в том, что полученные в результате сводки и обработки материалы располагают в виде параллельных рядов и сопоставляют их между собой для установления характера и тесноты связи.

Балансовый метод состоит в том, что данные взаимосвязанных показателей изображаются в виде таблицы и располагаются таким образом, чтобы итоги между отдельными ее частями были равны, т.е. чтобы баланс. Балансовый метод используется для характеристики взаимосвязи между производством и распределением продуктов, денежными доходами и расходами населения и т.д. почти все внутренние и внешние хозяйственные связи выражаются в виде балансов.

Метод аналитических группировок. Сущность метода аналитических группировок состоит в том, что единицы статистической совокупности группируются, как правило, по факторному признаку и для каждой группы рассчитывается средняя или относительная величина по результативному признаку. Затем изменения средних или относительных значений результативного признака сопоставления с изменениями факторного признака для выявления характера связи между ними.

Корреляционно-регрессионный анализ. Корреляционная связь - связь, проявляющаяся при достаточно большом числе наблюдений в виде определенной зависимости между средним значением результативного признака и признаками-факторами.

Изучение корреляционных связей сводится в основном к решению следующих задач:

  • - выявление наличия (или отсутствия) корреляционной связи между изучаемыми признаками. Эта задача может быть решена на основе параллельного сопоставления (сравнения) значенийх иу уn единиц совокупности; с помощью группировок; построения и анализа специальных корреляционных таблиц; а также построения диаграмм рассеяния;
  • - измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками с помощью специальных коэффициентов. Эта часть исследования называется корреляционный анализ;
  • - определение уравнения регрессии - математической модели, в которой среднее значение результативного признакау рассматривается как функция одной или нескольких переменных - факторных признаков. Эта часть исследования называется регрессионный анализ.

Задача корреляционного анализа - измерение тесноты связи между варьируемыми признаками и оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние.

Задача регрессионного анализа - выбор типа модели (формы связи), устанавливающих степени влияния независимых переменных.

Связь признаков проявляется в их согласованной вариации, при этом одни признаки выступают как факторные, а другие - как результативные. Причинно-следственная связь факторных и результативных признаков характеризуется по степени:

  • - тесноты;
  • - направлению;
  • - аналитическому выражению.

Регрессионный анализ. Для оценки параметров уравнений регрессии наиболее часто используется метод наименьших квадратов (МНК), суть которого заключается в следующем требовании: искомые теоретические значения результативного признака должны быть такими, при которых бы обеспечивалась минимальная сумма квадратов их отклонений от эмпирических (фактических) значений, т.е.

При изучении связей показателей применяются различного вида уравнения прямолинейной и криволинейной связи. Так, при анализе прямолинейной зависимости применяется уравнение:

При криволинейной зависимости применяется ряд математических функций:

полулогарифмическая

показательная

степенная

параболическая

гиперболическая

Наиболее часто используемая форма связи между коррелируемыми признаками - линейная, при парной корреляции выражается уравнением,где а 0 - среднее значение в точкеx =0, поэтому экономической интерпретации коэффициента нет; а 1 - коэффициент регрессии, показывает, на сколько изменяется в среднем значение результативного признака при увеличении факторного на единицу собственного измерения.

Система нормальных уравнений МНК для линейной парной регрессии имеет следующий вид:

Отсюда можно выразить коэффициенты регрессии:

Для практического использования регрессионных моделей необходима проверка их адекватности. При численности объектов анализа до 30 единиц возникает необходимость проверить, насколько вычисленные параметры характерны для отображаемого комплекса условий, не являются ли полученные значения параметров результатом действия случайных причин. Значимость коэффициентов регрессии применительно к совокупностиn <30определяется с помощью t-критерия Стьюдента. При этом вычисляются фактические значения t-критерия:

для параметра а0: ,

для параметра а 1: .

среднее квадратическое отклонение результативного признака от выровненных значений.

среднее квадратическое отклонение факторного признака от общей средней.

Полученные по формуламфактические значения и сравниваются с критическим, который получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости и числа степеней свободы н =n-k- 1, где n - число наблюдений, k - число факторов, включенных в уравнение регрессии). Рассчитанные параметры а 0 и а 1 уравнения регрессии признаются типичными, если t фактическое больше t критического.

Корреляционный анализ позволяет установить тесноту связи между факторами и решить следующие задачи:

  • - ответить на вопрос: существует ли связь?
  • - выявить изменение связи в различных ситуациях реальных данных;
  • - определить наиболее значимые факторы в результативном признаке;

Различают:

  • - парную корреляцию - это зависимость между результативным и факторным признаком;
  • - частную корреляцию - это зависимость между результативным и одним факторным признаком при фиксированном значении других факторных признаков;

Множественную - многофакторное влияние в статической модели.

К простейшим показателям тесной связи относятся:

  • - линейный коэффициент корреляции К.Пирсона;
  • - коэффициент детерминации;
  • - коэффициенты корреляции знаков - для оценки тесноты связи качественных признаков (непараметрические методы), Г. Фехнера, К. Спирмэна, М. Кэндэла.

Теснота связи при линейной зависимости измеряется с помощью линейного коэффициента корреляции, который рассчитывается по одной из формул:

Корреляционный анализ выполняет оценку адекватности регрессионной модели, но путем установления тесноты связи.

Оценка линейного коэффициента корреляции

Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется на основе t-критерия Стьюдента. Для этого определяется фактическое значение критерия:

Вычисленное по формулезначение сравнивается с критическим, который получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости и числа степеней свободы н.

Коэффициент корреляции считается статистически значимым, если t расч превышает (t расч >).

Универсальным показателем тесноты связи является теоретическое корреляционное отношение:

где - общая дисперсия эмпирических значений y , характеризует вариацию результативного признака за счет всех факторов, включая х ;

Факторная дисперсия теоретических значений результативного признака, отражает влияние фактора х на вариацию у ;

Остаточная дисперсия эмпирических значений результативного признака, отражает влияние на вариацию у всех остальных факторов кроме х .

По правилу сложения дисперсий:

Оценка связи на основе теоретического корреляционного отношения (шкала Чеддока)

Для линейной зависимости теоретическое корреляционное отношение тождественно линейному коэффициенту корреляции, т.е. з = |r| .

Множественный коэффициент корреляции в случае зависимости результативного признака от двух факторов вычисляется по формуле:

где - парные коэффициенты корреляции между признаками.

Множественный коэффициент корреляции изменяется в пределах от 0 до 1 и по определению положителен: .

Значимость коэффициента множественной детерминации, а соответственно и адекватность всей модели и правильность выбора формы связи можно проверить с помощью критерия Фишера:

где R 2 - коэффициент множественной детерминации (R 2);

k - число факторных признаков, включенных в уравнение регрессии.

Связь считается существенной, еслиF расч > F табл - табличного значения F- критерия для заданного уровня значимостиби числе степеней свободы

н 1 = k , н 2 = n - k - 1.

Частные коэффициенты корреляции характеризуют степень тесноты связи результативного признака и фактора, при элиминировании его взаимосвязи с остальными факторами, включенными в анализ. В случае зависимости у от двух факторных признаков частные коэффициенты корреляции рассчитываются:

где r - парные коэффициенты корреляции между указанными в индексе переменными.

В первом случае исключено влияние факторного признака х 2 , во втором - х 1.

Для оценки сравнительной силы влияния факторов, по каждому фактору рассчитывают частные коэффициенты эластичности:

где - среднее значение соответствующего факторного признака;

Среднее значение результативного признака;

Коэффициент регрессии приi -м факторном признаке.

Данный коэффициент показывает, на сколько процентов следует ожидать изменения результативного показателя при изменении фактора на 1% и неизменном значении других факторов.

Частный коэффициент детерминации показывает, на сколько процентов вариация результативного признака объясняется вариацией i -го признака, входящего в множественное уравнение регрессии, рассчитывается по формуле:

где - парный коэффициент корреляции между результативным и i -м факторным признаком;

Соответствующий стандартизованный коэффициент уравнения множественной регрессии:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Теория статистики», учебник под ред. Р.А. Шмойловой,

М.: Финансы и статистика, 2007. - 510 с.

«Практикум по теории статистики»., под ред. Р.А. Шмойловой,

М.: Финансы и статистика, 2004. - 456 с.

«Общая теория статистики» И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев,

М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

«Теория статистики» В.М. Гусаров, М.: ЮНИТИ, 2001. - 247 с.

Корреляция - Это степень, в которой события или личные характеристики человека зависят друг от друга. Корреляционный метод - процедура в исследовании, использующаяся, чтобы определить взаимосвязь между переменными. Данный метод может, например, ответить на вопрос: «существует ли корреляция между количеством стресса, с которым сталкиваются люди и степенью испытываемой ими депрессии?» То есть, по мере того, как люди продолжают переживать стресс, насколько увеличивается вероятность того, что они впадут в депрессию?

Корреляция - Степень зависимости друг от друга событий или характеристик.

Корреляционный метод - Процедура исследований, которая используется для определения того, насколько события или характеристики зависят друг от друга.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи подсчитывают баллы жизненного стресса (например, количество угрожающих событий, переживаемых человеком в определенный период времени) и баллы депрессии (например, баллы в опросниках по депрессии). Как правило, исследователи обнаруживают, что эти переменные увеличиваются или уменьшаются вместе (Stader & Hokanson, 1998; Paykel & Cooper, 1992). To есть чем больше количество баллов стресса в жизни определенного человека, тем выше его или ее сумма баллов по депрессии. Корреляции такого рода имеют позитивную направленность и их называют позитивной корреляцией.

Корреляция может иметь и негативную, а не позитивную направленность. При негативной корреляции, когда значение одной переменной возрастает, значение другой уменьшается. Исследователи обнаружили, например, негативную корреляцию между депрессией и уровнем активности. Чем больше депрессия человека, тем меньше его занятость.

Существует еще и третья взаимосвязь в корреляционном исследовании. Две переменные могут быть не взаимосвязаны, то есть между ними не существует последовательной взаимосвязи. Когда число одной переменной возрастает, показатели другой переменной иногда возрастают, иногда уменьшаются. Исследования обнаружили, например, что депрессия и интеллект не зависят друг от друга.

Кроме знания направленности корреляции исследователям нужно знать ее величину или силу. То есть насколько близко эти две переменные соотносятся между собой. Действительно ли одна переменная всегда зависит от другой или их взаимосвязь менее определенна? Когда обнаруживается тесная взаимосвязь двух переменных у многих испытуемых, то говорят, что корреляция - высокая или устойчивая.

Направленность и величина корреляции часто имеет численное значение и выражается в статистическом понятии - Коэффициенте корреляции ( R ). Коэффициент корреляции может варьироваться от +1.00, показывающего полную позитивную корреляцию между двумя переменными, и до -1.00 - этот коэффициент указывает на полную негативную корреляцию. Знак коэффициента (+ или -) обозначает направленность корреляции; число представляет ее величину. Чем ближе коэффициент к 0, тем слабее корреляция и меньше ее величина. Так корреляции +0.75 и -0.75 имеют одинаковые величины, а корреляция +.25 слабее и той и другой корреляции.

Коэффициент корреляции ( R ) - Статистический термин, указывающий направленность и величину корреляции, колеблющийся от -1.00 до +1.00.

Поведение людей меняется, и многие человеческие реакции можно оценивать лишь приблизительно. Поэтому в психологических исследованиях корреляции не достигают величины полной позитивной или полной негативной корреляции. В одном исследовании стресса и депрессии, проводившемся с 68 взрослыми, корреляция между двумя переменными составила +0.53 (Miller et al., 1976). Несмотря на то, что эту корреляцию едва ли можно назвать абсолютной, ее величина в психологическом исследовании считается большой.