Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы Коллектив авторов

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов

Имя В. Я. Брюсова вам уже хорошо известно. Этот прекрасный поэт был одним из самых образованных людей своего времени. Он считал, что культурные ценности, накопленные человечеством за все время его существования, являются самым важным достоянием людей. Его очень беспокоила проблема сохранения культурных ценностей человечества. В 1900 году, в самом начале нового столетия, он пишет стихотворение, образно представляющее труд поколений, стремящихся не только преумножить достижения предков, но и вернуть себе то, чем эти предки владели.

Задумайтесь над тем, какой художественный образ в этом стихотворении центральный, как он концентрирует идейный смысл. Обратите внимание на сочетание метафор и символов в стихотворении.

«В глуби тайные вселенной…»

В глуби тайные вселенной,

В воды темные столетий

Мы бросаем с лодки бренной

Золотые сети.

И из прочных уз мы рады

Доставать морских чудовищ,

И растут в челне громады

Скопленных сокровищ.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему добываемые «сокровища» автор называет «чудовищами», как это соотносится с двумя первыми строками стихотворения.

2. Составьте ритмическую схему стихотворения. Установите связь логического ударения с ритмикой. Объясните интонационные паузы.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Николай Яковлевич Прокопович и отношения его к Гоголю П. В. Гербеля(Современник, 1858 г., февраль)Дорого русскому сердцу имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

ГУЛЯКОВСКИЙ Евгений Яковлевич (Род. в 1934 г.) Е. Гуляковский - геолог и свой путь в литературе начал с рассказов и киносценариев о людях этой романтической профессии.В научно-фантастических произведениях (первый рассказ был напечатан в 1964 г.) писателя привлекают

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

БРЮСОВ Валерий Яковлевич 1(13).XII.1873, Москва - 9.Х.1924, Москва Советская литературная энциклопедия (1962) вознесла Брюсова в певцы труда. Еще бы! «Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно и тотчас же начал сотрудничать с советской властью». Не то, что всякие там

Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил Михайлович

Из книги Том 1. Русская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

В.Я. Брюсов* IСначала несколько личных воспоминаний об этом замечательном человеке, память о котором я сохраню на всю мою жизнь.Как всякий русский интеллигентный человек, я очень хорошо знал Брюсова по его сочинениям. Ведь недаром же он занимал одно из самых первых мест в

Из книги Милосердная дорога автора Зоргенфрей Вильгельм Александрович

8. Валерий Брюсов Пусть протянул бессильно ноги я И тень моя сошла в Аид - Еще не раз библиология Мне труд пытливый посвятит. Зане я мир воспринял наново И силу пробовал пера Под псевдонимами Иванова, Васильева et

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873 – 9 октября 1924) Родился в купеческой семье как со стороны отца (Кузьма Андреевич Брюсов (1817–1891), крепостной крестьянин, заплатил немалую сумму за волю и держал торговлю пробками в Москве), так и со стороны матери (её отец, Александр

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Вячеслав Яковлевич Шишков 3 октября (21 сентября) 1873 – 6 марта 1945 Родился в обеспеченной купеческой семье. Получил образование в Вышневолоцком техническом училище. Во время практики работал в Новгородской и Вологодской губерниях. Большое влияние на духовный облик

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

II. Валерий Брюсов[**] (Строгий учитель и непослушный, но благодарный

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Валерий Яковлевич Брюсов Когда называют имя В. Я. Брюсова, то в первую очередь имеют в виду его поэзию. Не менее известен он и как переводчик зарубежных поэтов, как автор романов и новелл. При чтении произведений этого писателя всегда узнаешь что-нибудь новое и

Из книги Пантеон российских авторов автора Карамзин Николай Михайлович

Валерии Яковлевич Брюсов Сонет к форме Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Из книги автора

Из книги автора

Князь Хилков Андрей Яковлевич Ближний стольник и при шведском дворе резидент. Год рождения его и смерти нигде не показан; а известно только, что он умер в Швеции и что тело его привезено оттуда в Санкт-Петербург в 1718 году.Был министром российским при дворе Карла XII. Петр

Из книги автора

Валерий Брюсов Аделаида Герцык. Стихотворения. СПб., 1910 г. Ц. 75 коп. - Тэффи. Семь огней. Изд. «Шиповник». СПб., 1910 г. Ц. 1 р.Г-жа Герцык в искусстве ищет своего пути. Своеобразны ее ритмы, ее язык, ее образы. Ей больше нравится искать музыкальности стиха в его свободе, чем в

Поэтические отголоски
Валерий Брюсов

Вождь символистов Валерий Брюсов относился к Лохвицкой с нескрываемой антипатией. «Не припомню сейчас, где (не то в “Труде”, не то в “Русском Обозрении”) видел я стихотворение Лохвицкой ”Сон”, – пишет он в письме П.П. Перцову от 14 июня 1895 г. – “Я была во сне бабочкой, а ты мотыльком. Мы обнялись и улетели”. При этом достоверно известно, что г-жа Лохвицкая в самом деле во сне этого не видала. Что же остается от всего стихотворения? Выражения: утро, бабочка, розы, “как греза юна”, мотылек и лазурь? Дурно то, что составился “поэтический словарь”; комбинируя его слова, получают нечто, что у нас называют стихотворением».

«Слишком много новизны и слишком много в ней старого», – пишет он Перцову позднее. Новизну он, видимо, склонен объяснять исключительно посторонним влиянием.

В письме Перцову от 19 июля 1896 г. Брюсов говорит, что в русской поэзии стала формироваться «школа Бальмонта», к которой причисляет и Лохвицкую. Около двух лет спустя (в январе 1898 г.) в письме Бальмонту он пишет: «Вот новый сборник Мирры Лохвицкой. Согласен, уступаю, - здесь многое недурно. Но вот я, который стихов не пишет, предлагаю написать на любую тему стихотворение ничем не отличное от этих, такое, что Вы его признаете не отличающимся, таким же “недурным, хорошим”. Все это трафарет, новые трафареты поэзии, все те же боги Олимпа, те же Амуры, Псиши, Иовиши, но в новой одежде. Нет, не этого нужно, не этого. Лучше не писать». Бальмонт в это время в полном восторге от поэзии Лохвицкой, его восхищение вполне разделяет и князь А.И. Урусов – знаток и любитель новых французских поэтов. Брюсов же признает достоинства Лохвицкой с большой неохотой.

Примечательно, что в дневниках он дает ей несколько более высокую оценку, чем в письмах: «Однако ее последние стихи хороши», – записывает он в ноябре 1897 г.

Чуть позже, давая шутливую характеристику современной поэзии в форме библейских пророческих причитаний («Горе тебе, словесность русская!…») он ставит Лохвицкую в ряд с декадентами – Бальмонтом, Гиппиус и др, противопоставляя «своих» «ничтожному стихотворцу Федорову и … Ратгаузу».

Творчество ее он изучает довольно серьезно. В его архиве сохранились четыре тома стихотворений Лохвицкой (два – с дарственными надписями поэтессы). Отдельные стихи отмечены подчеркиванием. К стихотворению «В час полуденный» в III томе он даже приписывает строфу от себя. Прочитать ее, к сожалению, невозможно – Брюсов пользуется сокращениями, но известно, что это стихотворение он считал одним из наиболее сильных у Лохвицкой, и с этим, действительно, трудно поспорить.

Судя по дневниковым записям, по-человечески Лохвицкая ему несимпатична: он излишне придирчив и к ее внешности, и к манере поведения. В печати при жизни Лохвицкой появился лишь один отзыв Брюсова – на ее IV том. «Нумерация трех сборников г-жи Лохвицкой может быть изменена без ощутимой разницы. В IV томе ее стихотворений те же темы, те же приемы, та же душа, что и в двух предыдущих. Неужели не скучно поэту повторять самого себя? И какой смысл в этом умножении одинаковых стихов, хотя бы и звучных?»

Отзыв довольно странный: в IV томе Лохвицкая как раз декларирует отход от прежних мотивов и обращается к религиозно-философской тематике. Естественно, что Брюсову это не близко, но если в чем-то и можно упрекать поэтессу, то уж никак не в самоповторении. Однако с легкой руки Брюсова этот тезис надолго утвердился в литературоведении. Стилистически в IV томе заметно усиление риторической тенденции, которая как раз близка самому Брюсову – но он почему-то не замечает этого. Ясно, что он хочет сказать: «Не стоит читать, это неинтересно».

На смерть Лохвицкой Брюсов не откликнулся никак. В 9-м номере «Весов» за 1905 г. содержится лишь краткое сообщение о ее кончине (одна строка). Несомненно, это выглядело как знак «официального» непризнания. Однако нельзя сказать, что это событие прошло для Брюсова незамеченным.

Большой интерес представляет хранящийся в его архиве черновик некролога Лохвицкой, озаглавленного «Памяти колдуньи». Судя по обилию правки и вариантов, Брюсов тщательно обдумывал эту статью. В первых ее строках он очень точно, и главное, очень нетипично для модернистской критики определяет основной смысл творчества поэтессы: «Творчество Лохвицкой – неизменная, неутолимая тоска по неземному, нездешнему». И именно поиском освобождения от «оков бытия» объясняет ее первоначальное обращение к любовной тематике: «Лохвицкая славила страсть за яркость ее мигов, освобождающих “среди тусклости” жизни… Но уже во II томе ее стихов… начинаются иные пути освобождения». Далее идет откровенная фальсификация. «Иные пути», по Брюсову, ведут на шабаш ведьм и далее в ад, к сатане. Заканчивается некролог жутковато: «С этого пути нет возврата. Кто перейдет эту черту, тот должен остаться навек в той стране. Лохвицкая выполнила все, что…» – далее совсем неразборчиво. Стихи, которые он цитирует: «В час полуденный», «Мюргит», «Колдунья», – действительно относятся у Лохвицкой к числу лучших (хотя в отношении содержания его выбор очень тенденциозен). В контексте всего, что сам Брюсов писал в те годы о «жизнетворчестве» и при таком понимании окончания земного пути поэтессы, он должен был бы почтить ее память публично, поскольку выходило, что как раз она осуществила его заветные чаяния. Однако почему-то он этого не сделал.

Только семь лет спустя в критическом сборнике «Далекие и близкие» он поместил другую заметку о Лохвицкой, названную «некрологом». Не исключено, что сделал он это под давлением Бальмонта, в письме писавшего ему: «Невозможно печатать обзор поэтов, в который ты включаешь всякую безымянную дрянь…, и не дать характеристики таких истинных ярких цветов, как Лохвицкая». Вероятно, в первоначальном варианте книги заметки о Лохвицкой не было. Тем не менее, оценка, которую Брюсов дает в ней творчеству поэтессы, довольно высока. По художественности выше всего оцениваются ее «песни греха и страсти». Заканчивается статья словами: «Для будущей антологии русской поэзии можно будет выбрать у Лохвицкой стихотворений 10–15 истинно безупречных, но внимательного читателя всегда будет волновать и увлекать внутренняя драма души, запечатленная ею во всей ее поэзии». Собственно говоря, «10–15 истинно безупречных стихотворений» в антологии русской поэзии (без указания эпохи) – это то, на что может претендовать лишь первоклассный поэт.

На фоне столь скептического отношения к поэзии Лохвицкой Брюсова-критика особенно поражает, что Брюсов-поэт нередко перепевает ее стихи. Часто эти перепевы носят откровенно садистический характер. Совсем непонятно, почему он продолжает создавать их и годы спустя после смерти поэтессы.

Если присмотреться, видно, что в пору зрелости между Брюсовом и Лохвицкой существует некая общность стиля: стремление к лаконизму, звучная риторичность. Интересно, что статью «Памяти колдуньи» Брюсов пишет как раз в то время, когда сам приступает к работе над романом «Огненный ангел», в котором тоже немало аллюзий к поэзии Лохвицкой.

Словом, возникает подозрение,что главной причиной его негативного отношения является желание скрыть собственную (справедливости ради скажем: частичную) зависимость от нее – то, о чем написала совсем юная Цветаева:

Я забыла, что сердце в Вас – только ночник,

Не звезда! Я забыла об этом,

Что поэзия Ваша из книг,

И из зависти критика. Ранний старик,

Вы опять мне на миг

Показались великим поэтом.

СТИХОТВОРЕНИЯ

ФИАЛКА

Томимая засухой летней Фиалка в лесу погибала И к небу с мольбою последней Свои лепестки обращала... По небу суровая туча Без капли дождя проносилась И молния вспышкой могучей Угрюмо по черни змеилась. Но стало ей в роще зеленой Цветок погибающий жалко И капельки влаги студеной Упали над бедной фиалкой. Ср. стих. «Астра»

* * *

О, весталка, о лилия бога, Бледно-юная греза мечты. Это я меж теней темноты Это я у порога. Я измучен, я весь истомлен, Я бессилен, я мертв от желаний… О! вокруг все в багряном тумане, О! кругом точно звон. Выходи же! Иди мне навстречу! Я томлюся, я жду, я стою! Я руками тебя обовью, Диким хохотом встречу! И мы вздрогнем и мы упадем, И, рыдая, сплетемся как змеи, На холодном полу галереи В полумраке ночном. О, весталка! Во сне истомленном Я нащупаю горло твое Я сдавлю его страстно, - и все Будет кончено стоном. 1895 Ср. стих. «Сон весталки», «Магический жезл».

К. Бальмонту

Твои стихи – как луч случайный Над вечной бездной темноты. И вот – мучительною тайной Во мгле заискрились цветы. Покорны властному сиянью, Горят и зыблются они, И вдаль уходят, легкой тканью Сплетая краски и огни. Но дрогнет ветер, налетая, Узоры взвеет и порвет. И тот же луч, дрожа и тая Бессильно в бездну упадет. Ср. стих. «Моя душа, как лотос чистый...»,

ЖРИЦЕ ЛУНЫ

1. По твоей улыбке сонной Лунный отблеск проскользнул, Властный, ласковый, влюбленный, Он тебе призыв шепнул. Над твоей улыбкой сонной Лунный луч проколдовал, Властный, ласковый, влюбленный, Он тебя поцеловал. И заслышав зов заклятий, Как родные голоса, - Обратила ты к Гекате Тьмой зажженные глаза. Слыша смутный зов заклятий, Бледным светом залита, Обратила ты к Гекате Помертвелые уста. В жажде ласки, в жажде страсти Вся ты – тайна, вся ты – ложь. Ты у лунных сил во власти, Тело богу предаешь. В жажде ласки, в жажде страсти, Что тебя целую я! У Астарты ты во власти, Ты – ее, ты не моя. 1904 2. Владыка слов небесных, Тот, - Тебя в толпе земной отметил, - Лишь те часы твой дух живет, Когда царит Он, – мертв и светел. Владыка слов небесных,Тот, Призвал тебя в свой сонм священный: Храня таинственный черед, Следишь ты месяц переменный. Приходит день, приходит миг: Признав заветные приметы, Ночному богу тайных книг Возобновляешь ты обеты. Приходит день, приходит миг: Ты в сонме жриц, в нездешнем храме, Целуешь мертвый, светлый лик Своими алыми губами. Ты миру нашему чужда, Тая ревниво знаки Тота, И в шуме дня тобой всегда Владеет вещая дремота. Ты миру нашему чужда, Где слепо властвует Изида. Меж нами – вечная вражда, Меж нами – древняя обида. Ср. стих. «Союз магов» ("Жрица луны"), «Sonnambula».

ИЗ АДА ИЗВЕДЕННЫЕ

Астарта! Астарта! И ты посмеялась, В аду нас отметила знаком своим, И ужасы пыток забылись как малость, И радость надежд расклубилась как дым. Одно мне осталось – сближаться, сливаться, Слипаться устами, как гроздьям висеть, К святыням касаться рукой святотатца, Вплетаться всем телом в Гефестову сеть. Дай бледные руки, где язвы распятья! Дай бедную грудь, где вонзалось копье! Края плащаницы хочу целовать я, Из гроба восставшее тело твое! Царица желаний, изведшая души Из бездны Иркаллы на пламенный свет! тебе, необорной, мы детски послушны, И ложе – как храм, и любовь – как обет! Астарте небесной, предвестнице утра, Над нами сияющей ночью и днем, Я – жрец темноглазый, с сестрой темнокудрой, И ночью и днем воспеваю псалом. 28–30 июля 1905 Ср. стих. «Заклинание XIII в.».

В СКЛЕПЕ

Ты в гробнице распростерта в миртовом венце. Я целую лунный отблеск на твоем лице. Сквозь решетчатые окна виден круг луны, В ясном небе, как над нами, тайна тишины. За тобой, у изголовья, венчик влажных роз, На твоих глазах, как жемчуг, капля прежних слез. Лунный луч, лаская розы, жемчуг серебрит, Лунный свет обходит кругом мрамор старых плит. Что ты видишь, что ты помнишь в непробудном сне? Тени темные все ниже клонятся ко мне. Я пришел к тебе в гробницу через черный сад, У дверей меня лемуры злобно сторожат. Знаю, знаю, мне недолго быть вдвоем с тобой. Лунный свет свершает мерно путь свой круговой. Ты – недвижна, ты – прекрасна в миртовом венце. Я целую свет небесный на твоем лице. 1905. Ср. стих. «Под крестом».

ОКЕАНИДЫ

Мы на зыбях Океана, Тени белые, - качаемся, Ласкам солнца улыбаемся, Ловим тайны ночи звездной, Ловим лунные заклятья Скрыты маревом тумана - И ко всем прельщенным бездной Раскрываем мы объятья. 1905 Ср. стих. «Нереида».

ВСТРЕЧНОЙ

Во вселенной, страшной и огромной, Ты была – как листик в водопаде, Ты блуждала странницей бездомной,* С изумленьем горестным во взгляде. Ты дышать могла одной любовью, Но любовь таила скорбь и муки. О, как быстро обагрялись кровью С нежностью протянутые руки! Ты от всех ждала участья – жадно.** Все обиды, как дитя, прощала, Но в тебя вонзались беспощадно Острые, бесчисленные жала. И теперь ты брошена на камни, Как цветок, измолотый потоком.*** Бедная былинка, ты близка мне, - Мимо увлекаемому Роком! Сентябрь – ноябрь 1907 Ср. стих. *«Брачный венок», **«Она и он». ***«Власти грез отдана...»,

АЛАЯ РОЗА

Лаской тайной и усталой Дай прощанье обмануть! Розой полной, розой алой Над моей мечтой побудь! Я целую утомленно В предвкушении тоски Розы нежно наклоненной Огневые лепестки. Как пчела, вонзаю жало В сладко пахнущий цветок, Розы полной, розы алой Выпиваю пряный сок. Ночь плывет, уже сквозь шторы Проступает трепет дня. Близок страшный час, в который Ты исчезнешь от меня. Ах! Как мигов было мало Как был краток каждый миг. К розе полной, к розе алой, Упоенный я приник. Лепесток другой и третий Гаснут в жаркой ласке губ… Ночь плывет. В холодном свете Распростерта ты - как труп. 1908 Ср. стих. «Поэту» (1).

НА ПИРУ

Придвинься, девушка, на ложе: Здесь мало места для двоих Приятна пальцам ощупь кожи Твоей и пух волос твоих. Кругом все розами венчанны, Рабы разносят кубки вин… Но я сквозь дым благоуханный Впиваю аромат один. Что розы? Запах их случаен, И горек аромат вина Но вечный грешник, нераскаян, Твой теплый запах пью до дна. Что делит нас? - немного тканей! Я слышу тела теплоту Чрез них и яд благоуханий Ловлю ноздрями на лету. Предвижу: Август, мутный разум теряя, даст условный знак. Померкнут факелы и разом Накроет замутненный мрак. О, не вопью ль тогда всем телом Руками, грудью, языком, Всем существом похолоделым - Что скрыто в запахе твоем. Он, едкий, он паляще острый Войдет в мой рот, войдет в мой дух, Мы будем сплетены, как сестры, Единый трепет будет в двух. Вдохну и выпью аромат твой, Упьюсь твоею влагой я… Клянусь, клянусь великой клятвой. Я - твой! Иль, может, я - твоя? 1910 Ср. стих Ср. стих. «Поэту» (1).

Молитесь

Молитесь о праздничных розах, О лилиях чистых молитесь, О реющих летом стрекозах, О призраках, виденных в грозах, О всем бесполезном – молитесь. Да высшая милость не минет Прекрасных видений природы. Любовь к Красоте да не сгинет! Да будет приветливо принят Мечтатель под стягом свободы! Есть тайная ценность в ненужных Мечтах и цветах и святынях, И души, без тучек жемчужных Завянут, как пальмы в пустынях! Нет! Мало свободы и братства, И таинство счастья – так зыбки! Во храме творит святотатство, Кто губит земное богатство - Мечту, красоту и улыбки! Чу! Вихрь в налетающих грозах, Что день наш гудит: «Берегитесь!" Погибнут стрекозы на лозах... Молитесь о пламенных розах, О лилиях белых – молитесь. 1917

Розы, лилии, стрекозы – вполне узнаваемые аллюзии к лирике Лохвицкой, особенно ранней.

Но до чего же неестественно, когда «трижды римлянин» ("воля, вол, волк") – говоря словами Цветаевой – Брюсов вдруг предстает апологетом сентиментальности.

* * *

В жутких звездах, в ярком блеске ночь над далями прошла, Строже никнут к занавеске Два эбеновых крыла. Сумрак реет, сумрак вяжет Думы прожитого дня. Смотрит в душу, скоро скажет: Я с тобой, услышь меня. ……………………………… Сумрак черный, гость проклятый, Здесь, в Италии, всегда Думы, лапой зверя сжаты, Дремлют в ужасе стыда. Только в свете взор орлиный К небу разуму сужден - Воле - гибельны глубины Ночи, жизни и времен. 1922 Ср. стих.

Космос в поэзии Валерия Брюсова

Южный Крест

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега

Холм ледяной, поставил гибкий шест.

В полярной тьме не Сириус, не Вега, -

Как знак любви, сверкает Южный Крест.

Вот дунул ветер, поднял вихри снега;

Запел унылый гимн безлюдных мест...

Но для мечты есть в скорбной песне нега,

И тени белые - как сонм невест.

Да, я - один, во льдах пустых затерян,

Мой путь в снегах обманчив и неверен,

Мне призраки пророчат гибель вновь.

Но Южный Крест, мерцающий в тумане,

Залог, что я - не завершил скитаний,

Что впереди - последняя любовь!

Вечерний Пан

Вечерний Пан исполнен мира,

Не позовёт, не прошумит.

Задумчив, на лесной поляне,

Следит, как вечер из потира

Льёт по небу живую кровь,

Как берега белеют вновь

В молочно-голубом тумане,

И ждёт, когда луч Алтаира

В померкшей сини заблестит.

Вечерний Пан вникает в звуки,

Встающие во мгле кругом:

В далёкий скрип пустой телеги,

В журчанье речки у излуки

И в кваканье ночных прудов.

Один, в безлюдии святом,

Он, в сладком онеменьи неги,

Косматые вздымает руки,

Благословляя царство снов.

Солнцеворот

Была зима; лежали плотно

Снега над взрытостью полей.

Над зыбкой глубиной болотной

Скользили, выводя изгибы,

Полозья ровные саней.

Была зима; и спали рыбы

Под твёрдым, неподвижным льдом.

И даже вихри не смогли бы,

В зерне замёрзшем и холодном,

Жизнь пробудить своим бичом!

Час пробил. Чудом очерёдным,

Сквозь смерть, о мае вспомнил год.

Над миром белым и бесплодным

"Опять пришел солнцеворот!"

И под землёю зерна, чуя

Грядущей жизни благодать,

Очнулись, нежась и тоскуя,

И вновь готов безвестный колос

Расти, цвести и умирать!

Балтика. Ещё закат

Свой круг рисуя всё ясней,

Над морем Солнце опускалось,

А в море полоса огней,

Ему ответных, уменьшалась.

Где чары сумрака и сна

Уже дышали над востоком,

Всходила мёртвая луна

Каким-то жаждущим упрёком...

Но вдоль по тучам, как убор,

Сверкали радужные пятна,

И в нежно-голубой простор

Лился румянец предзакатный.

Когда стоишь ты в звёздном свете,

Смотря на небо, не забудь,

Что эти звёзды, блёстки эти

И те, что слиты в Млечный Путь -

Все это - солнца огневые,

Как наше солнце, и кругом

Плывут шары земель, - такие,

Как шар земной, где мы живём.

В просторном океане неба,

Как в жизни нашей, - тот же круг:

Там тот же бодрый труд для хлеба,

Та ж радость песен и наук!

Детские упования

Снова ночь и небо, и надменно

Красный Марс блистает надо мной.

Раб земли, окованный и пленный,

Что томиться грёзой неземной?

Не свершиться детским упованьям!

Не увидишь, умилённый, ты, -

Новый луч над вечным мирозданьем:

Наш корабль в просторах пустоты!

Не свершишь ты первого полёта,

Не прочтёшь и на столбцах газет,

Что безвестный, ныне славный, кто-то,

Как Колумб, увидел новый свет.

Что ж, покорствуй! Но душа не хочет

Расставаться с потаённым сном

И, рыдая, радостно пророчит

О великом имени земном.

О, ужель, как дикий краснокожий,

Удивится пришлецам Земля?

И придёт крестить любимец божий

Наши воды, горы и поля?

Нет! но мы, своим владея светом,

Мы, кто стяг на полюс донесли,

Мы должны нести другим планетам

Благовестье маленькой Земли!

Я - сын Земли, дитя планеты малой,

Затерянной в пространстве мировом,

Под бременем веков давно устало

Мечтающей бесплодно об ином.

Я - сын Земли, где дни и годы кратки,

Где сладостна зелёная весна,

Где тягостны безумных душ загадки,

Где сны любви баюкает Луна.

Мы были узники на нашем шаре скромном,

И сколько раз, в бессчётной смене лет,

Упорный взор Земли в пространстве тёмном

Следил с тоской движение планет.

И сын Земли, единый из бессчётных,

Я в Бесконечное бросаю стих, -

К тем существам, телесным иль бесплотным,

Что мыслят, что живут в мирах иных.

Не знаю, как мой зов достигнет цели,

Не знаю, кто привет мой донесёт,

Но, если те любили и скорбели,

Но, если те мечтали в свой черёд

И жадной мыслью погружались в тайны,

Следя лучи, горящие вдали, -

Мой страстный вздох, домчавшийся

Вы, властелины Марса иль Венеры,

Вы, духи света иль, быть может, тьмы,-

Вы, как и я, храните символ веры:

Завет о том, что будем вместе мы!

Поэтическая коллекция сайта

«Моя астрономия»

/PAGE/Lesson/Brusov.rtf

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, литературный критик, историк, драматург, переводчик, прозаик, основоположник русского символизма. Во второй половине 90-х годов девятнадцатого века, будучи молодым поэтом, Брюсов сблизился с поэтами-символистами, а в 1899 году объединил сторонников «нового искусства» в издательстве «Скорпион». В 1900 годы был издан сборник «Третья стража». Стихотворение «В глуби тайные вселенной» было создано в том же 1900 году, но оно не вошло в сборник.

В этом произведении автор поднял тему проблемы сохранения культурных ценностей человечества . В стихотворении образно представлен труд поколений, которые стремятся вернуть себе то, чем владели их предки, и преумножить это достояние. Центральный образ в стихотворении - морские чудовища, именно они концентрируют идейный смысл произведения.

Стихотворение «В глуби тайные вселенной» выполнено в традициях символизма, одного из крупнейших течений в искусстве, характеризующегося использованием символики, намеков, загадочности и таинственности. Энергия слова и особенная интуиция, которую ощущает автор, вкладывается в строки его творения.

Художественное средство в этом произведении - символ – чудовище, доставаемое со дна морского. Оно закреплено в элементе художественной речи и в своем образе опирается на многозначное поэтическое слово. Поэзия становится формой мышления, она начинает играть смыслом. Автор использует символ, который несет в себе тайны человечества, и в то же время поэтическую неоднозначность.

Хотя стихотворение состоит всего из двух строф, его содержательность от размера не пострадала. В первой части автор описывает, как человечество бросает с «лодки бренной» золотые сети в «темные воды столетий» . Сети являются символом использования истории, опыта, знаний для извлечения из океана столетий «сокровищ» . Во второй строфе мы уже наблюдаем, что в лодке, в которой находится человеческий род, растет количество этих «сокровищ» - достояний предков, образуя целую громаду.

Основное назначение троп в стихотворении – метафор – создать этот переносный смысл используемых символов: глуби вселенной, воды столетий, бросаем золотые сети, морские чудовища, достаем из прочных уз, громады сокровищ растут .

Звучание самого стихотворения имеет большое значение для выражения символов. В построении стиха автор обратился к двухсложному стихотворному размеру хорей , с использованием перекрестной рифмы по положению в строфе и женской рифмы по слоговому объему, когда ударение падает на предпоследнем слоге каждой строки.

Стихотворение «В глуби тайные вселенной» можно отнести к гражданской лирике. Брюсов в традиционном лирическом стихотворном жанре задекларировал направление символизма. Оно определяло стиль эпохи, во времена которой автор работал над своими произведениями. Творение поэта пропитано духом таинственности и мистики.

Начало русского символизма считается началом Серебряного века русской поэзии. И хотя это течение зародилось в Европе, именно в России оно достигло наивысшего расцвета. Русский поэт-символист Валерий Брюсов привнес в него нечто абсолютно новое, оригинальное звучание, частое использование метафор и аллегорий. Поэт был творцом, воспевающим художественные и духовные личные ценности.

Поэтические образы как-будто поднимаются над реальностью, воплощаются автором в музыкальной форме. Своим талантом Брюсов обнажил в этих образах вечные соответствия и взаимосвязи мира, которые отражаются в нашем сознании, этим проливают свет на тайны, ведущие нас к Истине.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова

Урок литературы в 8 классе

Учитель Н.Н.Бочкова.

Тема: Основа литературы- национальная традиция

(Валерий Брюсов «В глуби тайные вселенной…»)

Задачи: ТДЦ(триединая дидактическая цель):

А) воспитательная:

Воспитывать любовь к родной литературе, художественному слову как предмету искусства, любовь к культурному наследию предков, воспитывать гражданское чувство ответственности за сохранение и преумножение этого богатства

Б) обучающая:

Формировать умения лингвистического анализа художественного текста, выявления его художественных возможностей, закрепить понятие литературной традиции, ее особенности на примере стихотворения В.Я.Брюсова.

В) развивающая:

Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, их творческие способности, развивать образное мышление и способы его отображения в разных видах деятельности (в частности, рисование), эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока : урок-исследование, аналитическое чтение

Технологии урока : вариативная технология обучения, аналитическое чтение как творческая деятельность

Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование наглядного материала

I. Организационный момент , психологический настрой учащихся, целеполагание

Вступительное слово учителя. Постановка задач.

Настрой учащихся на урок

Портрет В.Я.Брюсова, (возможна небольшая презентация о поэте Серебряного века, подготовленная учащимися)

2. Проговор в парах.

Акцентирует внимание на литературоведческих понятиях: литературная традиция, образ, символ, виды двухсложных размеров стиха

Работа со словариком и проговор в парах литературоведческих терминов, понятий.

3. Входной контроль

Устный опрос по словарику терминов и по вопросам учителя (отвечают по одному представителю от группы (ряда).

Основные вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое литературный процесс.

2.Назовите факторы, с которыми тесно связан литературный процесс в России (фольклор и духовная литература)

3. Как русская национальная традиция повлияла на литературный процесс?

По результатам ответов и в зависимости от ощущения прочности своих знаний по заявленной теме учитель предлагает занять место в той или иной группе

Устные ответы на вопросы.

Взаимооценка ответов с краткими комментариями

Выбор своей группы (один из 3-х уровней)

4. Анализ художественного текста

Вводное слово о В.Брюсове. Затем учитель предлагает обратиться к тексту стихотворения (накануне оно было задано наизусть). Аналитическое чтение, в ходе которого ученики должны ответить на вопросы, выдвинутые для обсуждения:

1.Объясните, почему добываемые «сокровища» автор называет «чудовищами»? - 3 группа

2.Какой художественный образ в стихотворении можно считать центральным? Как он концентрирует идейный смысл?-2 группа

3. Как сочетаются метафоры и символы в стихотворении? Составьте его ритмическую схему. Установите связь логического ударения с ритмикой. Объясните интонационные паузы.-1 группа

Восприятие учащимися художественного текста.

Работа в группах разной степени сложности. Ответы руководителей групп. Комментарии оппонентов из других групп.

Запись тезисов всеми учениками.

Взаимооценка.