Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, но затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз.

Экономические кризисы в первой четверти XX века

Промышленный кризис 1900 1901 гг . начался почти одновременно в России и США. Основное его влияние пришлось на металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли. Вскоре промышленный кризис начала века стал всеобщим, т.е. охватил большинство индустриальных стран (Англию, Австрию, Германию, Италию, Францию и др.), приведя к разорению массы предприятий и вызвав стремительный рост безработицы. Несмотря на всю тяжесть кризиса по мере его развития всё более проявлялись признаки скорого оздоровления: цены на товары все более падали, расширяя спрос, а вместе с этим оживлялся инвестиционный процесс.

В последние годы XIX века в большинстве развитых стран наблюдался экономический подъем. Мировая добыча угля возросла на 65 %, выплавка чугуна - более чем на 70 %, а производство стали - почти в 3 раза. Кризис наступил внезапно. В 1900 году он охватил большинство европейских стран, а в следующем году и США. Внешняя торговля резко сократилась, многие банки объявили о банкротстве. В отличие от Европы, достаточно быстро пережившей кризис, в России кризис перерос в депрессию, которая длилась вплоть до 1909 года.

В России кризисные тенденции наблюдались уже в 1899 году. Кризис начался в легкой промышленности, но поразил в большей степени тяжелую. За годы кризиса в России: темпы прироста составили в 1900 году - 5 %, в 1901 году - 4 %, в 1902 году - 0,1 %, в 1903 году - 6,5 %; закрылось до 3 тыс. предприятий.За время кризиса курс акций Путиловского завода упал на 67,1 %, Сормовского - на 74 %, Русско-Балтийского вагоностроительного - на 63,4 %, Брянского рельсопрокатного - на 86,5 %,Нефтяного производства Нобеля - на 39,7%. Производство черных металлов осталось на прежнем уровне. Валовая добыча нефти даже в 1908 году не достигла уровня 1900 года. Среднегодовые темпы прироста в легкой промышленности снизились с 6 % до 4 %



Мировой кризис дал мощный толчок концентрации производства и капитала. В условиях когда мелкие предприятия разорялись, роль монополий возросла

В 1914 году произошёл международный финансовый кризис , вызванный началом Первой мировой войны в целом и тотальной распродажей бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий в частности. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

В 1920–1922 годах произошёл следующий мировой экономический кризис , связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства). Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

Мировой экономический кризис 1923–1933 гг. и пути выхода из него

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. начался 24 октября 1929 года («Чёрный Четверг»), когда на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60‑70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «чёрный четверг» 24 октября 1929 г

Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии. Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.

Для справки

1)Кейнсиа́нское объясне́ние - нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция - падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов

2)Маркси́зм - очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.

3)Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.

4)Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.

5)Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятие Закона Смута-Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешёвый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам.

6)Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились, что привело к рецессии в ВПК страны и смежных секторах экономики.

7)Маржинальные займы. Суть займа проста - можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 20-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в течение 24 часов. Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четвёрки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше – на 45%, в Югославии – на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929–1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн. (в том числе в США – 14 млн.), происходило массовое разорение фермеров и т.д.

Изменение характера кризисов происходило из-за потери способности рынков ведущих стран к саморегуляции и образования государственно-монополистического капитализма. Развитие производства на рубеже XIX–XX вв. усилило процесс его централизации и образования монополистических объединений, объединивших в себе промышленный и банковский капитал (в марксистско-ленинской терминологии результат такого слияния называется финансовым капиталом). Новые финансовые группы заняли ключевые позиции в основных отраслях экономики.

Корпорации вмешивались во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль и активно развивая лоббирование.

Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью всё более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьёзных диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но и усиливало международные экономические противоречия. Всё это способствовало тому, что экономические кризисы были теперь не со сбоями в сфере товарного и денежного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это определило особенности протекания кризисов, их цикличность, масштабы, глубину, протяжённость и последствия.

Борьба с кризисом 19291933 годов определила генеральную линию политики правительств большинства стран, заключавшуюся сначала в известном либеральном подходе. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в сложившейся ситуации. Начала возрастать активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявлялась тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития и политического устройства. Поэтому в 30-х годах можно выделить три главных концепции, в рамках которых развивались различные методы выхода из кризиса. Первый (либеральный) метод нашёл отражение в антикризисной политике "нового курса" президента Ф. Рузвельта в США . Второй (социал-демократический) был характерен для Скандинавских стран и Франции. Третий (тоталитарный) метод государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

В США началось государственное регулирование рыночной экономики с использованием косвенных методов воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведённые Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. Сильная бюджетная и кредитно-денежная политика позволила государству осуществить крупные инвестиционные мероприятия с целью достижения экономического роста – оно финансировало программы помощи безработным, организовывало общественные работы. Политика государственного финансирования дополнялась правовыми актами (создание Федерального жилищного банка, Федеральной корпорации страхования вкладов, Федеральной администрации чрезвычайной помощи и т.д.). В дальнейшем значительную роль в устранении последствий кризиса сыграла Вторая Мировая война и рост военных заказов. Но тем не менее, результаты этих методов оказывали положительный эффект не сразу, а лишь по истечении довольно длительного срока.

Социал-демократическая концепция представляла собой усиление регулирующей роли государства и частичной национализацией экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. В качестве примеров можно назвать Швецию, Данию и Норвегию , в экономике которых на протяжении 30-х годов значительно вырос государственный сектор. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, финансировали жилищное строительство, сельскохозяйственное производство и т.д. Вместе с тем, государство проводило социальную политику, направленную на улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства и т.д. После прихода к власти во Франции и Испании левых антифашистских сил , в их государственном регулировании проявлялись аналогичные тенденции. Эта концепция также не приводила к моментальным положительным результатам. Удовлетворить потребности различных социальных групп граждан реформаторам удалось не во всех странах. Однако, подобная «социальная» концепция оказалась весьма перспективной, учитывая нынешнее состояние стран Скандинавии, которое часто ошибочно называется «шведским социализмом» (для социализма характерна общественная либо государственная, если оно выражает интересы правящего класса, собственность на средства производства, тогда как в экономике стран Скандинавии господствует частный сектор).

Тоталитарная концепция наблюдалась в Германии, Италии, Японии и некоторых других странах. Для неё была характерна сверхцентрализация и милитаризация экономики, а также сведение к минимуму системы рыночных отношений. В вышеназванных странах наблюдалось постепенное увеличение государственного сектора и оборонных предприятий в экономике, поскольку эти фашистские государства ставили цель вооружённого передела мира, которая определяла путь и методы выхода из экономического кризиса. Помимо оборонных предприятий произошла национализация сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование и интеграция мелких предприятий в крупные монопольные объединения, тесно связанные с государством. Постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие концепции развития. Резко пошли вверх показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжёлой промышленности. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий её от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 19291933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений. Однако не стоит забывать, что в основе процветания стран фашистского блока лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура и сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации экономики. Продолжение политики милитаризации народного хозяйства не только не решало проблемы восстановления нарушенных во время кризиса хозяйственных пропорций, но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. страны «Оси» всё более активно втягиваются в военные конфликты и конечном итоге начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую Мировую войну.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Экономические кризисы в первой половине XX вв.

2. Экономические кризисы во второй половине XX вв.

3.1 Пути преодоления кризиса

Заключение

Введение

Многие эксперты одной из основных причин и источников мирового экономического кризиса называют кризис невозвращения ипотечных кредитов, который в неконтролированных объемах предоставлялся банками в США гражданам государства. Такой подход можно считать приемлемым. Ведь именно проблемы в ряде американских банков и их банкротство положили начало проблеме мирового масштаба, в основе которой невозвращения кредитов, паника на фондовом рынке, изъятие инвесторами значительных ресурсов с рынков и т.п.

Одна из существенных особенностей функционирования рыночной экономики -- циклическая повторяемость экономических явлений. Речь идет в данном случае о циклических кризисах, сопровождавших историю капитализма с начала XIX вв. вплоть до настоящего времени. Сегодня ученые-экономисты располагают достаточным массивом материала, чтобы ответить на вопрос о природе этого грозного явления и что представляется наиболее существенным -- выработать рекомендации по его предотвращению.

Цель курсовой работы? выполнить анализ и раскрыть содержание вариантов экономических кризисов, рассмотреть пути выхода из кризиса.

Основными задачами курсовой работы являются: определение основных направления развитие экономики России на нынешнем этапе, оценка перспектив из развития с точки зрения современных условий.

1. Экономические кризисы в первой половине XX века

Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью все более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьезных диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но и усиливало международные экономические противоречия. Таким образом, экономические кризисы XX в. связаны главным образом, не с гипотетическими сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, масштабы, глубину, протяженность и последствия. Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста -- менее продолжительными. До Первой мировой войны были отмечены два значительных кризиса: 1900--1901 гг., кризис 1907 г., а также предкризисное состояние 1913--1914 гг. В межвоенный период имели место три крупных кризиса общего перепроизводства: 1920--1921 гг., 1929--1933 гг., 1937--1938 гг. При этом на стадиях экономических подъемов в 20--30-е гг. в большинстве стран сохранялись безработица и инфляция, приобретшие постоянный, хронический характер, чего не наблюдалось ранее.

В XX в. мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900--1901 гг., который начался почти одновременно в России и США. Прежде всего, он поразил металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли. Вскоре промышленный кризис начала века стал всеобщим, т.е. охватил Англию, Австрию, Бельгию, Германию, Италию, Францию и другие индустриальные страны, приведя к разорению массы предприятий и вызвав стремительный рост безработицы. Несмотря на всю тяжесть кризиса по мере его развития все более проявлялись признаки скорого оздоровления: цены на товары все более падали, расширяя спрос, а вместе с этим оживлялся инвестиционный процесс.

Изменение характера кризисов было связано с переходом экономики стран мирового хозяйства в целом в режим несовершенного рынка, т.е. рынок как бы утратил былую способность к саморегуляции.

Наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933гг., от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии -- на 40,2%, во Франции -- на 30,9%, в Англии -- на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше -- на 45%, в Югославии -- на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929--1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д.

Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

1.1 Варианты выхода из кризиса

В начале 30-х годов возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее, можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистски) получил в антикризисной политике "нового курса" президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский) характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и "социализацией" экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.

Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполитической обстановки, лишало реформы последовательности, а иногда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил. Тем не менее, направление государственно-монополистического капитализма оказалось весьма перспективным, ибо сегодня мы имеем феномен "шведского социализма" процветающих стран Скандинавии.

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует, прежде всего, отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30--40-е гг. также в Италии, Японии, Испании после победы генерала Франко (1892--1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее -- сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929--1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И, тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений, но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда.

2. Экономические кризисы во второй половине XX века

Высокие темпы роста капиталистической экономики в 50--60-е гг. вызвали рост мирового потребления первичных видов энергии, которое увеличилось за 1950--1972 гг. в три раза. Изменилась структура энергобаланса -- резко возросла доля нефти, ее потребление за эти годы увеличилось в пять раз. Рост потребления нефти обусловил усиление зависимости развитых капиталистических стран от импорта энергоресурсов, падение их доли в производстве источников тепла и энергии, ухудшение их положения как импортеров. Даже США, где с конца XIX в. сальдо торгового баланса было активным, в 70-е г. XX в. имели дефицит торгового баланса.

В период после Второй мировой войны экономические кризисы проходили в 1948-1949, 1953-1954, 1957-1958, 1960-1961, 1969-1970, 1973-1975, 1979-1982, 1990-1991 гг. Наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг.

Кризис 1974-1975 г. по своим масштабам превосходил все предшествовавшие послевоенные кризисы. Начался он в США, Англии и ФРГ и почти одновременно охватил все развитые капиталистические страны, в том числе Японию и страны Западной Европы. Такая синхронность кризиса в послевоенный период наблюдалась впервые, что объясняется новыми явлениями в развитии мировой экономики. После Второй мировой войны произошла глубокая трансформация современного капитализма, обусловленная динамичными изменениями в развитии производительных сил в связи с третьей научно-технической революцией ростом интернационализации производства, углублением международного разделения труда и специализации. На основе этих процессов были достигнуты схожесть технико-экономического уровня ведущих капиталистических стран и большая взаимозависимость между национальными экономиками. Именно эти факторы обусловили значительный спад производства во время кризиса даже в странах, переживших так называемое "экономическое чудо" -- быстрый экономический рост (ФРГ, Японии, Италии). В этих странах кризис 1974--1975гг. был первым крупным послевоенным кризисом.

В ведущей стране мира -- США кризис начал развиваться почти во всех отраслях промышленности. Особенно остро он повлиял на инвестиционную деятельность и жилищное строительство (спад более 50%) и производственное строительство (спад был еще глубже). Кризис захватил и современные отрасли -- машиностроение, химическую, электротехническую. В них падение достигало 20--30%. В США кризис не затронул только одну отрасль -- каменноугольную. Число безработных в этой стране в 1975 г. составило 8,5 млн. чел. При этом сократилось число лиц, вынужденных работать по сокращенной рабочей неделе. Уменьшилась реальная зарплата, инфляция обусловила повышение стоимости жизни. Росло число обанкротившихся фирм. Потери от кризиса определились в 400 млрд. долл.

Сочетание спада производства с ростом цен вызывалось влиянием инфляционных процессов. Инфляция была обусловлена различными факторами и прежде всего развитием военного производства. Война всегда приводит к инфляции, поскольку выпускаемая продукция не поступает на рынок. В период после Второй мировой войны во всех странах усиленно развивался военно-промышленный комплекс. В связи с НТР за 50--80-е гг. армия, например, США полностью перевооружалась три-четыре раза. Военные расходы из года в год увеличивались: в 50-е гг. они составляли 50 млрд. долл., а в конце 70-х гг. -- 150 млрд. долл.

Инфляционный рост был вызван и тем, что политика оказания поддержки экономического роста в США была изменена с краткосрочной на долгосрочную. Это означало форсирование бюджетных ассигнований, рост бюджетного дефицита и государственного долга. Для его погашения государство выпускало государственные облигации, что увеличивало средства обращения и приводило к инфляции. Аналогично действовала кредитно-денежная политика -- переход к дешевому кредиту требовал увеличения объемов средств обращения и вел также к инфляции. Инфляцию генерировали и монополии, поскольку завышали цены.

В условиях резкого повышения цен капиталистические страны вынуждены были пересмотреть свою энергетическую политику. Они ограничили импорт нефти за счет энергосберегающих мероприятий, увеличили производство собственных энергоресурсов (например, Англия стала добывать нефть со дна Северного моря), осуществили замену нефти углем, ядерным топливом, активизировали научные исследования, разработки и использование энергосберегающего оборудования и технологий, поиск новых источников энергии.

Наиболее ярким проявлением сырьевого кризиса был бурный рост цен на сырье, так как многих видов сырья не хватало. За 1970--1974 гг. цены на сырьевые товары возросли на 87%. Развитые страны использовали в качестве поставщиков сырья бывшие колонии. Рост производительных сил усилил зависимость капиталистических стран от импорта минерального сырья. В 70-е г. молодые национальные государства -- экспортеры сырья предприняли шаги к повышению доходов. Но здесь они не смогли выступить единым фронтом, как в случае с нефтью. Добыча сырья -- капиталоемкое производство, а развитые страны перешли к политике создания заменителей.

Продовольственный кризис был вызван недостатком продовольствия, особенно зерновых. Сказались неурожаи 1972 и 1974 гг. Запасы зерновых сократились в 2 раза, а цены в середине 70-х гг. повысились на 70--90%.

Самым продолжительным за послевоенный период был мировой экономический кризис 1980-1982 гг. Длившийся три года. Кризис охватил весь капиталистический мир, все страны: промышленно развитые, малые и крупные, а также многие развивающиеся страны, из них в наибольшей степени -- Аргентину и Бразилию. При общем затяжном характере кризис в США и Канаде проходил двумя волнами. Индекс промышленного производства в развитых капиталистических странах составил в 1982 г. 95,5% по отношению к 1979 г., в развивающихся странах -- 87,5%. Падение производства в США в-1982 г. равнялось 8,2%, в странах -- членах ЕЭС -- 1,2%. В мировом экономическом кризисе 1980--1982 гг. выделяют два этапа. Сначала он охватил Великобританию и Францию, а затем США и другие развитые страны. На первом этапе кризис развернулся в отраслях, производящих предметы личного потребления, на втором он охватил тяжелую промышленность (в том числе черную металлургию). Сохранились симптомы энергетического кризиса.

Синхронизация циклических колебаний в основных капиталистических странах проявилась и в этом кризисе. Выше отмечалось, что объективная основа этого процесса -- интернационализация хозяйственной жизни капиталистических стран, возросшая зависимость всех стран от внешней торговли, деятельность транснациональных корпораций.

Синхронизации экономического развития капиталистических стран способствовали либерализация движения товаров и капиталов; почти полная ликвидация таможенных пошлин и других ограничений в торговле между странами Западной Европы; существенное снижение пошлин в торговле между тремя мировыми центрами капитализма (Западной Европой -- США -- Японией); мировой монополия диспропорция антикризисный

отмена количественных ограничений импорта большинства товаров. Эти процессы сузили возможности национальных государств в приостановке притока товаров из других стран и предотвращении их перепроизводства в собственной стране. После этого кризиса государства начали вводить импортные ограничения.

2.1 Антикризисное государственное регулирование

Основным направлением государственного вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50--60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, -- к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.

В результате в 50--60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу.

В 60--70-е гг. общая экономическая ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.

На рубеже 70--80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновением череды кризисов. Как отмечалось, отличительной чертой циклических кризисов 1974--1975 гг. и 1980--1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, продовольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было характерно сочетание падения производства, роста безработицы, хронической недогрузки производственных мощностей с хроническим ростом цен. Это явление получило название стагфляции.

В результате перед системой государственно-монополистического капитализма встала проблема изменения методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей ограничение роли государства, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка.

В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание государство стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации кредита, снижения налогов.

Таким образом, страны рыночной экономики на протяжении XX в. накопили большой арсенал средств и методов борьбы с кризисными явлениями и эффективно применяют их, о чем свидетельствуют различные варианты экономической политики по выходу из кризисных, ситуаций. Напротив, продолжающийся процесс концентрации производства уже на основе интернационализации экономической жизни, активной интеграции стран усиливают роль государственно-монополистического капитализма как координатора этих явлений. Сама интернационализация производства, развитие связей между странами, в свою очередь, привели к синхронизации экономических циклов, т.е. их совпадению по времени в. различных странах и регионах. В силу этого на современном этапе государственная антициклическая политика требует согласования на межгосударственном уровне антикризисных мероприятий, что также, на наш взгляд, увеличивает роль феномена государственно-монополистического капитализма.

3. Кризис Российской экономики

Причины нынешних наших бед лежат отнюдь не только в экономике. Они кроются, прежде всего, в морали, психологии, общем взгляде на жизнь нашей политической и деловой элиты. А если упростить проблему - в неучёте, или, вернее, в полном откровенном циничном пренебрежении к такому первостепенному фактору экономической жизни, как доверие людей, доверие «человека с улицы» к своему государству, к жизни вообще.

В конечном итоге, всё - экономический климат в стране, успех или, наоборот, отторжение реформ, устойчивость денежно-финансовой системы, бюджет, а налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс, социальная стабильность и пр. - зависит от того, доверяет ли человек установившимся вокруг него условиям жизни, или живёт в постоянном страхе, в ежедневном ожидании какого-то нового удара со стороны властей, будь то конфискация его сбережений, резкое падение или вообще невыплата его зарплаты, очередная вспышка некомпенсируемой инфляции, лишение привычных социальных благ и многое другое, за что, по нашей традиции, власти не только никогда не извиняются, но даже и не считают нужным толком объяснить людям, что же, собственно, произошло. Эта мысль - не открытие, она весьма и весьма банальна, но что же делать, если в ней всё суть того, что фактически привело нынешнюю Россию на грань катастрофы?

Началось всё с нашей неоправданной и вовсе не обязательной конфискации сбережений в 1992 году, подорвавшей раз и навсегда доверие и населения, и предприятий к только что возникшему Российскому Государству и правительству реформаторов. Конечно, все помнят про «денежный навес», полностью разрушивший к концу 1992 года Российский потребительский рынок.

Но этого оказалось мало. Все последующие действия правительства реформаторов лишь углубляли пропасть между народом и новой властью. В России стремительно начали возникать огромные состояния, но все они создавались такими способами, которые в глазах «человека с улицы» не имели никакого морального оправдания. Ещё более укрепили убеждённость Российского человека в том, что наступила эра криминального государства и этому государству ни в чём нельзя верить, следующие явления:

џ «ваучерная афёра» и фактически бесплатная раздача в ходе приватизации огромной государственной собственности между «своими» - номенклатурой и несколькими удачливыми выскочками;

џ режим «экспортных квот», позволявший нашим «скоробогатеям», используя колоссальную разницу между внутренними и мировыми ценами, в мгновение ока превращаться в долларовых миллионеров, оставляя при этом основную часть своей «добычи» за границей;

џ таможенные льготы разного рода «ветеранским», «спортивным» и церковным организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили;

џ «прокрутка» огромных и фактически бесплатных бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненная впоследствии продажей им краткосрочных государственных обязательств под невиданный в мире процент;

џ самый черный, безнаказанный криминал вроде финансовых «пирамид», подпольного производства и контрабанды спиртного, расхищения и продажи военного имущества, коррупции, рэкета, торговли наркотиками и пр.

Неплатежи государства по своим обязательствам во всём мире считаются либо банкротством, либо преступлением, а в нашей стране - это всего лишь «антиинфляционная политика». И удивительно не то, что у нас теперь возмущённые толпы людей регулярно перекрывают железнодорожные магистрали, а то, что протекает это в более или менее ненасильственных формах. Сложившаяся ситуация лишь подрывает остатки доверия населения к рынку и рыночным отношениям, хотя ни рынок, ни рыночные реформы сами по себе здесь, конечно, ни при чём, дело лишь в психологии, умственных способностях и уровне профессионализма тех, кто взялся проводить реформы.

Ещё одна серьёзнейшая, по существу трагическая проблема - продолжающееся бегство отечественного капитала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. $, что более чем в два раза превышает нашу задолженность внешнему миру. Не мир сегодня финансирует нашу страну, а ослабевшая, находящаяся в глубоком кризисе Россия продолжает финансировать мир. Кто виноват в этом хроническом экономическом кровопускании - долгий разговор. Сами мы и виноваты.

Другая тяжелейшая стратегическая ошибка последних лет - допуск в страну доллара и установление с самого начала неоправданно высокого курса рубля по отношению к нему. Конечно, каждая экономика нуждается в каком-то устойчивом «якоре». Но вместо того, чтобы использовать в этих целях наш же собственный опыт 20-х годов и выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твёрдым курсом («червонец»), мы «пригласили на эту роль» чужую, никак не подконтрольную нам валюту, превратив, таким образом, доллар в истинного хозяина Российской экономики. При этом установили амбициозный, взятый с потолка, резко заниженный его курс, на простую поддержку которого Центробанк истратил за последние годы несколько десятков миллиардов долларов, тем самым пустив их, попросту говоря, на ветер.

Таким образом, создалась в высшей степени уродливая система организации главных финансовых потоков в России. С одной стороны, все нормальные источники образования государственных доходов были либо полностью, либо частично парализованы. Главные деньги страны ушли за границу. С другой - прямые иностранные частные инвестиции притекали лишь «тонкими ручейками». Государственный же бюджет все годы реформ строился, по существу, на двух совершенно ненадёжных опорах: на ГКО, включая и валютную её составляющую (более 1/3) и на прямой помощи некоторых наших внешних партнёров и международных финансовых организаций.

Бесспорно, во всех печальных событиях последних месяцев был и определённый элемент невезения: во-первых, общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран и, во-вторых, крутое падение мировых цен на нефть, разом снизившее общие доходы России от экспорта примерно на 10-15%.

И всё-таки, объяснять нынешнее бедственное положение только лишением привычных, то есть регулярных финансовых вливаний извне, было бы непростительным упрощением. Не по внешним, а именно по внутренним нашим обязательствам так больше продолжаться не могло. «Здание» Российских финансов должно было рухнуть, и оно рухнуло в первую очередь из-за нежизнеспособности самой его «несущей конструкции». Внешние факторы лишь ускорили этот обвал.

3.1 Пути преодоления кризиса

Россия выходит из глубокой циклической депрессии на стадию оживления конъюнктуры вслед за такими странами, как Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония. Причем в России работает достаточно такой фактор, как “запаздывания реформ”, аналогичный “запаздывающей модернизации” в других представленных странах Центральной и Восточной Европы.

Российская экономика переживала финансовый кризис, начиная с осени 1997 г., который в августе 1998 г. вступил в острейшую фазу.

Составные элементы этого кризиса хорошо известны и неоднократно упоминались в научной и публицистической печати, а именно: дефицитный бюджет и основанный на нем рост государственной задолженности; неуклонное ухудшение финансового положения реального сектора; острая напряженность на валютном рынке, выявившая теснейшую связь состояния экономики с непонятным межстрановым движением спекулятивного капитала; неустойчивость банковской системы, сопряженная с высокой долей “плохих долгов”, большими валютными пассивами и малыми валютными активами, чрезмерной зависимостью от вложений в высокодоходные государственные долговые обязательства, и др.

Была создана Программа для Путина "Новое время" Идеология экономической части программы следующая. Это либеральная идеология, утверждающая вместе с тем государство как важнейший институт модернизации экономики. Ее можно выразить в двух сентенциях: "рынок, насколько возможно, государство, насколько необходимо"; "свободный рынок и сильная полиция". Под "полицией" имеется в виду активная регулирующая роль государства в соблюдении правил игры.

Ужесточение власти необходимо для того, чтобы сделать ее эффективной. И большинство мер, которые будут предприниматься (борьба с коррупцией и разного рода льготами, например), должны стать популярными и у населения в целом, и у интеллигенции. Да, у определенных слоев населения политика усиления эффективности государственной власти популярностью пользоваться не будет. Мы знаем немало примеров, когда программы развития и модернизации осуществлялись в рамках демократических процедур при организующей роли государства.

В концепцию программы закладываются три основных принципа.

Прежде всего, в распоряжение регионов должны быть предоставлены такие средства, которых хватит для исполнения переданных им обязательств.

Второй ключевой принцип - это стимулировать все уровни власти к сбору налогов. А для этого - закрепить за каждым уровнем свои налоги. Причем, самый главный налог все-таки делится между бюджетами. Поэтому регион не имеет стимула повышать, например, сбор НДС, если знает, что 85% собранного уйдет в федеральный бюджет. Когда налоги высокие, то любой налог собирать трудно. Они были снижены.

И третий пункт? при закреплении налогов по разным уровням, многие регионы окажутся в еще большем дефиците, чем сейчас из-за неравномерности регионального развития. Следовательно, объем трансфертов, направляемых в дефицитные регионы, придется повысить. А для этого надо будет повысить и долю налогов, которая достанется федеральному бюджету, с нынешних 50% хотя бы до 60%. Это будет стимулировать регионы, подтолкнет их на проведение конкретных местных реформ, в первую очередь реформу жилищно-коммунального хозяйства.

На сегодня, как представляется, можно говорить о том, что период пассивного приспособления российского Правительства к текущим событиям сменился периодом вялой выхода на главное направление и расстановкой приоритетов антикризисной стратегии.

Антикризисная экономическая программа России нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов страны, таких, как наличествующие и простаивающие производственные мощности в промышленности, вынужденно безработные квалифицированные менеджеры, специалисты и рабочие; широкие экспортные возможности государственных предприятий, связанные, прежде всего с продажей нефти, газа и конденсата, ядерного топлива и электроэнергии, уникального инвестиционного оборудования и военной техники; на развитие естественных монополий, находящихся под государственным контролем; разработку богатства недр; целевую эмиссию денег в пределах замещения иностранной валюты и денежных суррогатов и многое другое.

Сегодня Россия обрела уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной экономики XXI в., в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива будут защищены разумной и взвешенной деятельностью государства, отстаивающего интересы всего общества, а не отдельных олигархов или корпоративных групп.

Заключение

Как видим, инструменты для предотвращения углубления кризиса в странах существуют. Но будут ли они использованы и принесут ли они государству ожидаемый результат, судить сложно. Очень важно преодолеть дефолт доверия в стране и к стране. Начиная с резервов, не возврата экспортной выручки и заканчивая сбережениями в банках, кризисом банковской системы. Начиная от разумной реструктуризации экономики и заканчивая сохранением части активов под национальным контролем. Можно говорить и о десятках других проблем: разумные рамки дефицита бюджета; включение кредитной системы; кредитование реального сектора экономики; кредитование инфраструктурных проектов. Вся эта огромная машина должна заработать, но она не работает или работает плохо, потому что в странах утрачено доверие. Над этим должны работать все, иначе стран ожидают серьезные потрясения.

Список использованной литературы

2. Остапенко В. «Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления» // Проблемы теории и практики управления, №1"98.

3. Шмелёв Н. «Кризис внутри кризиса» М.: Вопросы экономики, №10, 1998 год.

4. Антикризисное управление: Учебник 2-е изд. доп. и перераб. / Под ред. А.М. Короткова - М.:ИНФАРА-М, 2005

5. История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема цикличности экономических кризисов. Понятие и классификация кризиса. Причины и особенности современного кризиса. Процесс финансовой глобализации экономики. Пути выхода из Мирового финансово-экономического кризиса. Особенности кризиса в России.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Экономика Российской Федерации в предкризисный период. Состояние экономики США в период кризиса, банкротство банков и кризис ликвидности. История мировых кризисов: самые крупные финансовые кризисы ХХ века. Россия в системе мирохозяйственных связей.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    История экономических кризисов. Теория развития кризисов в мировой экономике. Разделение кризисного процесса на стадии. Виды экономических кризисов, причины их возникновения. Сущность мирового финансового кризиса, его проявления в различных странах.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2014

    Экономические отношения в системе мирового хозяйства и их регулирование. Этапы развития мирового хозяйства. Формы экономических отношений в системе мирового хозяйства: мировая торговля, вывоз капитала и рабочей силы. Мировые интеграционные процессы.

    реферат , добавлен 15.03.2013

    Ипотечный кризис Америки и его влияние на мировую экономику, особенности протекания в России. Риски внешнего финансирования российской экономики и основные пути преодоления проблем глобальной экономики. Инновационное развитие в условиях нестабильности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Исследования экономических кризисов на мировом уровне. Причины возникновения экономических циклов. Понятие экономической системы и ее цикличности. Влияние мирового финансового кризиса на экономику США и Германии. Сущность понятия экономического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Финансовые кризисы как часть экономической системы. Самые крупные финансовые кризисы ХХ в. Характерные особенности финансово-экономического кризиса 2008 года. Влияние мирового финансового кризиса на денежно-кредитную политику и банковский сектор России.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2011

    Причины возникновения мирового финансового кризиса. Виды кризисов, их историческая последовательность. Влияние мирового финансового кризиса на денежно-кредитную политику и банковскую систему России. Направления бюджетной политики в период кризиса.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Понятие мирового экономического кризиса. Специфика экономических кризисов в России с начала 90-х по 2009 год. Основные причины кризиса с позиций международной экономики. Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории. Динамика внешнего долга России.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие, причины возникновения и виды экономических кризисов. Подробный анализ мирового финансового кризиса 2008 года. Положительные и отрицательные последствия кризиса. Перспективы развития экономики России и меры устранения последствий кризиса.

Истории известно немало мировых кризисов: всеобъемлющих или затрагивающих узкий круг стран, затяжных и менее продолжительных – их причины, как правило, всегда различны, а последствия – на редкость схожи. Кризисные явления накладывают отпечаток не только на экономику стран, но и на человеческие судьбы, превращая многих людей (иногда даже самых обеспеченных) в нищих буквально за день.

ХХ век был богат на мировые экономические кризисы . Немалую роль в этом сыграли Первая и Вторая мировые войны, в ходе которых финансовые рынки стран превратились в «руины», подобно городам после бомбардировок...

Финансовый кризис 1907 года

Череду кризисов ХХ века открывает кризис 1907 года, затронувший 9 стран. Причины его – сугубо экономические, выраженные в увеличении Банком Англии учетной ставки до 6% с первоначальных 3,5%. Целью таких действий Великобритании было желание пополнить свои резервы золота. Приток капитала в страну оказался просто невероятным, основным его источником стали США. Соответственно в самих Соединенных Штатах это привело к негативным последствиям: краху фондового рынка, снижению деловой активности, кризису ликвидности и затяжной рецессии экономики. Данные события не замедлили отразиться на Италии, Франции и некоторых других странах.

Мировой кризис 1914 года

Мировой финансовый кризис 1914 года возник в преддверии Первой мировой войны. Его причиной стала полная распродажа ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами. Денежные ресурсы требовались государствам для финансирования происходящих военных действий, и США, Великобритания, Германия, Франция и некоторые другие страны без раздумий продавали имевшиеся у них ценные бумаги. Данный мировой кризис, пожалуй, единственный из всех не развивался по «принципу домино», а возник в большинстве стран практически в одно и то же время. Мировые и национальные рынки товаров и денег потерпели крах. В ряде стран ситуация была спасена благодаря вмешательству со стороны Центральных банков.

Завершилась Первая мировая война также кризисом 1920-1922 годов, вызванного послевоенной дефляцией на фоне , а также валютными и банковскими кризисами в ряде стран.

1929-1933 годы – Великая депрессия

«Черных» дней в истории кризисов немало, и большая часть из них связана с США. Именно с «черного четверга» 24 октября 1929 года начался следующий мировой кризис, обернувшейся великой депрессией, отразившейся на всем мире. Началось все с резкого падения индекса Доу Джонса и курсов акций на Нью-Йоркском фондовом рынке. После окончания Первой мировой войны экономика США переживала небывалый подъем, а рынок ценных бумаг стал привлекательной площадкой для инвестирования средств со стороны других государств, что вызвало отток капитала из стран Латинской Америки и Европы. Обвал на фондовой бирже на фоне ужесточения монетарной политики ФРС США привел к множественным фондовым кризисам по всему миру. За этим незамедлительно последовал спад производства во всех странах, затронутых кризисом, в среднем на половину, и как следствие – огромных масштабов безработица. В условиях господствия системы «золотого стандарта» власти многих государств не могли производить необходимые денежные вливания в экономику, что только усугубляло ситуацию. Кризис властвовал по миру до 1933 года, а его отголоски ощущались вплоть до 40-х годов прошлого века.

Кризис 1957 года

После окончания Второй мировой войны первым кризисом, охватившим сразу несколько стран, стал кризис 1957 года. Поразил он США, Канаду, Великобританию, Нидерланды, Бельгию и ряд других стран капиталистической системы. Продолжался кризис до середины 1958 года.

Нефтяной кризис 1973-1974 годов

Кризис 1973-1974 годов получил название нефтяного, поскольку его причиной стал резкий и беспрецедентный рост цен на нефть, которые увеличились почти на 400% (с 3 до 12 долларов за баррель). Частично причиной такого явления было уменьшение объемов добычи нефти в арабских странах, частично – война Израиля против Сирии и Египта. Все страны-союзники Израиля (в том числе и США) перестали получать поставки нефти от арабских стран. В ходе кризиса четко обнажилась зависимость экономики развитых стран от цен на энергоносители.

1987 год

И вновь на долю США выпадает черный день – «черный понедельник» 19 октября 1987 года, когда происходит очередной крах фондового рынка страны за счет резкого падения индекса Dow Jones Industrial на 22,6%. Вслед за США рухнули и фондовые рынки Канады, Австралии, Южной Кореи, Гонконга.

Далее следовала череда более локализованных кризисов: в 1994-1995 годах – Мексиканский кризис , в 1997 году – Азиатский кризис и в 1998 году – Российский кризис .

Кризис 1998 года оказался для России одним из самых трудных за всю историю. Девальвация, дефолт… лежали в огромном размере государственного долга, низком уровне цен на сырье в мире, а также в большой задолженности государства по погашению ГКО, сроки по которым уже прошли.

Такова история мировых кризисов ХХ века. Его преемник – XXI век уже начал свою запись «черных дней»...

Финансовый и экономический кризис 1857–1858 годов был первым мировым кризисом. Хотя он, как и предыдущие кризисы, более всего поразил Великобританию, главную промышленную и торговую державу, но начался он в США и сильно ударил по Франции и Германии.

Кризисы XIX века происходили в условиях стабильных денежных систем, основанных на золоте. Серебро еще оставалось денежным металлом, но роль его ослабевала. Великобритания первой из крупных стран приняла систему золотого стандарта. Это не значит, что деньгами были исключительно золотые монеты. Напротив, их доля в денежной массе скорее сокращалась, а доля банковских денег – банкнот и текущих счетов в банках – возрастала. Однако банковские деньги были разменны на золото по номиналу, что в конечном счете обеспечивалось золотым запасом центрального банка. В Англии, а затем и в других странах были приняты законы, которые устанавливали обязательные нормы покрытия банкнот золотыми запасами.

Инфляционные бумажные деньги были оттеснены на периферию тогдашнего мира или использовались в таких особых случаях, как Гражданская война 1861–1865 годов в США.

1850-е годы были периодом беспрецедентного взлета добычи золота. Значительное количество металла продолжала добывать Россия, в 1848 году были открыты богатейшие месторождения в Калифорнии, а в 1851 году – в Австралии. Поток золота, подобно свежей крови, вливающейся в хозяйственный организм, пошел из этих отдаленных районов в Европу и в промышленные штаты США. Золото подтолкнуло рост промышленности, строительство железных дорог, учреждение акционерных обществ и банков. Оно облегчило утверждение и распространение золотого стандарта.

Золотые валюты не исключали определенных колебаний цен, несопоставимых, однако, с тем, что происходит при бумажно-денежном обращении, не подкрепленном разменом банкнот на золото. В ходе экономических и финансовых кризисов цены, как правило, снижались, иногда значительно. В ходе кризиса 1857–1858 годов индекс оптовых цен в США (по месячным данным) упал на 16%, а индекс цен сельскохозяйственных товаров на 20%.

Падение цен было именно симптомом и составной частью кризиса. Обесценивались накопленные предприятиями товарные запасы, приходилось продавать продукцию себе в убыток, что делало для фирм невозможным погашение полученных в лучшее время кредитов, толкало их к банкротству.

Напротив, взаимные курсы валют, определявшиеся золотым содержанием каждой из них, оставались при кризисах обычно почти неизменными, колебались в очень узких пределах – не более 1–2%. Столь привычная нам теперь девальвация не использовалась при золотых валютах в качестве средства экономической политики. Тем не менее эти колебания валютных курсов были главным механизмом, управлявшим международным движением золота. При относительно низком курсе национальной валюты становилось выгодным вывозить золото из страны, при высоком курсе – наоборот.

Главным, в сущности – единственным, орудием воздействия центрального банка на денежный рынок и, через него, на хозяйство была учетная ставка, т. е. процент, под который он кредитовал коммерческие банки. Этот кредит предоставлялся главным образом путем учета и переучета векселей, что означало покупку центральным банком долговых обязательств до истечения их срока с соответствующей скидкой с номинала.

Путем повышения учетной ставки центральный банк защищал свой золотой запас. При высоких процентных ставках коммерческим банкам и другим участникам рынка становилось невыгодным получать ссуды и обменивать на золото банкноты и деньги, находящиеся на банковских счетах. Кроме того, высокие процентные ставки могли привлечь денежный капитал из-за границы, а вместе с ним и приток золота.

Однако повышение учетной ставки было обоюдоострой мерой: удорожание кредита обрекало на банкротство многие фирмы, которые при дешевизне кредита могли бы как-то выкрутиться; еще более падал спрос на товары для капиталовложений, на рабочую силу для развития производства. Все это могло продлить и углубить кризис.

Крах системы Джона Ло во Франции и «мыльных пузырей» в Англии показал, какой кризисный потенциал несут в себе кредит и акционерное дело. К середине XIX века эти сферы экономики получили большое развитие. Без этого был бы невозможен тот рост капитализма, который преобразил жизнь людей, во всяком случае в Западной Европе и Северной Америке.

Без акционерных обществ мир остался бы без железных дорог: только акционерные общества могли собрать в единый кулак массы денежного капитала, необходимого для столь больших инвестиций с длительным сроком окупаемости. Вместе с акционерными обществами вырастают банки, чей бизнес заключается в «торговле кредитом. Они одной рукой аккумулируют в виде вкладов деньги предприятий и населения, другой пускают их в дело, предоставляя ссуды предпринимателям или покупая акции и другие ценные бумаги компаний.

Таким образом, банки и компании, точнее, их владельцы и менеджеры берут на себя управление чужими деньгами, иногда большими массами таких денег. Казалось бы, это должно порождать их особую ответственность перед вкладчиками и акционерами, в конечном счете – перед обществом. Банкиры и управляющие не скупятся на заверения, что так дело и обстоит. Однако они действуют в условиях принципиальной неопределенности, которая всегда сопутствует рыночной экономике. Чтобы получать прибыль, часть которой достанется вкладчикам в виде процентов и акционерам в виде дивидендов, они принимают на себя риски.

Один из фундаментальных принципов бизнеса гласит: без риска нет прибыли. Будь банкиры и промышленники хоть ангелами честности, они могут ошибаться. В период экономического подъема, когда открываются новые и новые объекты для инвестиций, такие ошибки неизбежны. Но эти люди никак не ангелы и, как правило, стремятся использовать чужие деньги для собственного обогащения. Это толкает их на сомнительные, рискованные и порой преступные предприятия. Между тем риски теперь несут тысячи людей, доверивших свои деньги банкам и компаниям.

Феномен массовой психологии становится важнейшим элементом экономики и финансов. При симптомах неблагополучия в делах компаний акционеры начинают сбрасывать акции, что может превратить понижательную тенденцию в биржевой крах. Когда возникают сомнения в надежности банка, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады. Банки по самой природе банковского дела не могут вернуть одновременно все вклады и даже значительную их часть. Возникает банковская паника, run on the banks (натиск на банки), как говорят англичане. Если это происходит с немногими банками и компаниями, ситуация еще может выправиться, но если паника акционеров и вкладчиков становится всеобщей, то дело совсем плохо. Банкротство одной компании тянет за собой в пропасть другие, закрытие одного банка обрекает иные банки. Так развивается финансовый кризис.

Масштабы и глубина кризиса зависят от множества факторов, которые участники событий обычно не могут охватить умственным взором. Многое становится ясным лишь впоследствии, а нередко пружины и зигзаги кризиса так и остаются загадкой.

В XIX веке правительства чувствовали себя бессильными перед кризисами, а нередко своими действиями даже усугубляли их. Только после Великой депрессии 1930-х годов экономисты как будто что-то поняли в механизмах финансовых и экономических кризисов, а правительства стали бороться с ними с известными шансами на успех. Описание любого финансового кризиса пестрит словами «спекуляция», «спекулянты», «спекулятивный». В действительности спекуляция – необходимый элемент рыночного хозяйства, выполняющий определенные экономические функции. Спекуляция – покупка любых активов (товаров, земли, ценных бумаг, иностранной валюты) на рынке в надежде на повышение цены этих активов для продажи их в этом случае.

Если одни спекулянты покупают с расчетом на повышение, а другие продают, предвидя понижение цен, спекуляция выполняет полезную функцию – выявляет реальный спрос, стабилизирует рынок. Беда в том, что дело далеко не всегда обстоит так. В повышательной фазе делового цикла, когда растут производство, торговля, занятость и доходы, развивается односторонняя спекуляция: большинство участников рынка покупают и мало кто продает. Возникает явление, получившее название «бум». В период бума цены могут расти вне соответствия с реальными процессами в экономике: цены товаров отрываются от уровня затрат и нормального спроса; курсы акций теряют связь с фактическими и разумно ожидаемыми прибылями компаний; цена земли уже мало зависит от возможностей её производительного использования в близком будущем.

Если спекулянт работает только с собственным капиталом, то сам размер этого капитала ставит предел его спекуляции. Но если он привлекает кредит, то масштабы спекуляции могут возрасти многократно. Так, если спекулянт вкладывает 1000 долларов и рассчитывает продать купленный объект за 1500. В этом случае его прибыль составит 50%. Но если он получит ссуду в размере 10 000 долларов под 10% и вложит в спекуляцию 11 000, то при тех же гипотетических условиях он выручит 16 500 долларов. Отдав 1000 долларов процентов, спекулянт будет иметь чистую выручку 15 500 долларов, а прибыль 14 500 долларов, что означает норму прибыли 1450%!

Это явление – использование заемного капитала (кредита), получаемого под фиксированный процент, для увеличения прибыли на собственный капитал – получило в английской терминологии название leverage или capital gearing. To и другое означает рычаг, принцип рычага. В ныне утверждающейся русской терминологии это слово обычно не переводят и говорят: левередж. Действительно, это напоминает рычаг: мощь короткого плеча (собственного капитала) многократно увеличивается благодаря длинному плечу (заемному капиталу).

Спекулянт набирает кредиты, где только может, не заботясь о том, как он станет отдавать долги: если спекуляция окажется удачной, это не будет серьезной проблемой. А он - прирожденный оптимист. Масштабы и социальное значение спекуляции возрастают, когда её участниками становятся не только профессионалы, но более широкий круг людей, которые надеются заработать на буме, вкладывая в спекуляцию свои сбережения или деньги, полученные в кредит. Психология этих людей обычно иррациональна, они полагаются не на трезвый анализ рынка, а на поведение толпы, на слухи, на интуицию. В Англии говорят, что в спекуляцию пошли деньги дам и священников, в Америке – деньги вдов и сирот, во Франции – деньги отцов семейств.

Рано или поздно спекулятивный бум кончается крахом. Стремление купить сменяется стремлением продать, сначала – чтобы реализовать прибыль, а далее – чтобы спасти свои деньги. Как правило, профессионалы более успешно выходят из игры, а жертвами краха становятся массы мелких инвесторов. Паника, возникающая при этом, вполне может стать началом финансового кризиса.

Все сказанное выше о факторах и составных частях финансовых кризисов в полной мере проявилось в кризисе 1857–1858 годов. География кризиса охватила все развитые страны того времени: США, Англию и континентальные страны Западной Европы. В Европе кризис может быть соотнесен с окончанием Крымской войны в 1856 году и с обусловленным этим изменением экономической ситуации.

Объектами спекуляции в период предшествующего кризису бума были: в США – акции железнодорожных компаний и раздаваемые государством земельные участки; в Англии – тоже железные дороги и зерно; в странах европейского континента – опять-таки железные дороги и акции предприятий тяжелой промышленности. Расширение денежной массы, которая требовалась для разгона спекуляции, обеспечивалось: в США – притоком золота и ростом межбанковских операций; в Англии – слияниями банков и межбанковскими операциями; на континенте – операциями банка «Креди мобилье» и новых германских банков.

Пик спекулятивного бума пришелся в США и Англии на конец 1856 года, на континенте – на март 1857 года. Крах, взрыв финансового кризиса может быть отнесен в США на август, в Англии – на сентябрь, на континенте – на ноябрь 1857 года. Наконец, приток ликвидных средств, который помог ослабить, а затем изжить кризис, произошел: в США – путем поступления капитала из Англии; в Англии – благодаря временной отмене банковского акта 1844 года, жестко ограничивавшего эмиссию банкнот Банком Англии; в Гамбурге – путем дополнительного поступления серебра.

Конечно, действительность была бесконечно сложнее, чем эта схема. В каждой стране кризис имел свои особенности, прошел свои зигзаги и петли. Схема ничего не говорит о последствиях финансового кризиса в реальном секторе: снижении производства, уменьшении объема торговли, росте безработицы. Понятное дело, здесь нет места для человеческого фактора - для стрессов и лишений, выпавших на долю вкладчиков обанкротившихся банков, служащих закрытых фирм, выброшенных с предприятий рабочих...

Некоторые исследователи считали, что здание американской экономики, ослабленное бумом, чрезмерным ростом курсов акций и разных форм кредита, рухнуло под ударом резкого падения зерновых цен. Фермеры оказались не в состоянии погашать свои долги банкам, банки увязли в безнадежных ссудах, и пошло-поехало...

Однако роковую роль сыграло другое событие. Так, 24 августа 1857 года стало известно, что казначей нью-йоркской конторы большого провинциального банка «Огайо лайф иншуренс энд траст компани» похитил все ликвидные средства банка, использовав их для спекуляций с ценными бумагами. Банк объявил о своем банкротстве. Это подействовало подобно «взрыву бомбы». Вдруг выяснилось, что сотни предприятий не имеют ликвидных средств, чтобы производить срочные платежи. Учет векселя (главного кредитного инструмента), т. е. продажа его за наличные, стал теперь невозможен. Никто не хотел также давать деньги в кредит под залог ценных бумаг, которые стремительно обесценивались.

К 25 сентября 1857 года число банков, прекративших выплату вкладов и размен своих банкнот, достигло 175. В последнюю неделю месяца закрылись еще 150 банков. Чтобы получить хоть какой-то кредит, надо было платить ростовщический процент – до 100% годовых.

13 октября стало днем панического натиска на банки в Нью-Йорке. Итоги дня были катастрофическими: закрылись 18 нью-йоркских банков, на следующий день – еще 32 банка. Практически вся банковская система США потерпела крах, остановив значительную часть экономической деятельности в стране. Волна банкротств прокатилась по Америке, многие тысячи людей потеряли работу.

В осенние месяцы произошло также большое падение курсов акций. Это было время, когда центральные места на бирже занимали акции железнодорожных компаний (крупных акционерных компаний в промышленности и торговле было еще сравнительно мало), среди дюжины главных из них самый скромный показатель обесценения акций к концу сентября 1857 года по сравнению с предкризисным максимумом составлял 28%, а наивысший (для дороги Кливленд – Питтсбург) – 84%.

Правда, кризис не был особенно продолжительным. Нью-йоркские банки возобновили платежи в декабре 1857 года, в провинции иные банки оставались закрытыми до мая 1858 года. Уже в середине ноября 1858 года процентные ставки снизились до нормального (докризисного) уровня.

Следующая фаза кризиса разыгралась в Великобритании. Статистика отмечала в 1850-х годах большой рост банковских вкладов, к 1857 году они выросли в пять раз по сравнению с 1847 годом. Само по себе это было положительным фактом: сберегать стали не только богачи, но и люди среднего достатка. Однако банки вкладывали эти деньги в ссуды, которые становились всё менее обеспеченными. Общепринятой формой ссуд был учет векселей; когда с конца 1856 года началось падение цен, многие торговые фирмы оказались не в состоянии погашать свои векселя в срок.

Выяснилось, что многие векселя были выданы без всякой связи с реальным торговым оборотом. Такие векселя выдавались или акцептовались (акцепт означает предварительное согласие на оплату векселя) специально для того, чтобы получить путем их учета кредит у вексельного брокера, а в конечном счете – в банке. Так возникло громоздкое здание заемного капитала, готовое рухнуть при первом толчке.

Таким толчком явилось известие об американском банковском крахе. Потребовалось около двух недель (трансатлантического телеграфного кабеля еще не существовало), чтобы наступила реакция в Великобритании. Коммерческие банки кинулись в Банк Англии за переучетом векселей и за своими резервами, хранившимися в центральном банке. Начался отток золота из Банка Англии. Банк принял традиционные меры: в несколько приемов повысил вдвое учетную ставку – процент, под который он согласен кредитовать коммерческие банки.

Однако напряжение на денежном рынке нарастало, из обращения стали исчезать банкноты Банка Англии и золотые монеты. Многие банки были не в состоянии возвращать вкладчикам их вклады и обменивать свои банкноты (в то время они еще имели право выпускать банкноты) на золото. В конце октября прекратил платежи крупный провинциальный банк «Бороу бэнк» в Ливерпуле, через несколько дней банковский кризис поразил Шотландию. Особенно сильно пострадал главный торговый центр город Глазго, поскольку был экономически тесно связан с Америкой. 9 ноября прекратил платежи «Уэстерн бэнк оф Скотланд». Наблюдатель так описывал события следующих двух дней: «Паника нарастала, и отказ в приеме банкнот Уэстерн бэнк сильно увеличил волнение. Люди, которые приходили в банки за деньгами, отказывались брать банкноты любого банка; им было уже безразлично, что это за банк, они требовали только золота... Улицы Глазго были заполнены возбужденной толпой... Власти опасались волнений идаже послали войска...». Паника несколько ослабела, когда стало известно, что из Лондона прибыл груз золотых монет для подкрепления запасов банков.

Во всей стране сложилось чрезвычайное положение. 12 ноября правительство прибегло к доступной ему антикризисной мере: санкционировало выпуск Банком Англии банкнот сверх лимита, установленного законом 1844 года. В письме руководителям банка премьер-министр Пальмерстон и министр финансов констатировали, что произошел «подрыв доверия и уход из обращения значительной массы банкнот». Они брали на себя обязательство провести через парламент формальное освобождение Банка Англии от его обязательств по этому закону. Хотя натиск на Банк Англии продолжался еще несколько дней, напряжение стало ослабевать. Для этого оказалось достаточным эмиссии в размере восьми миллионов фунтов стерлингов. Таково значение фактора доверия в чуткой и неустойчивой сфере финансов!

Финансовый кризис имел немалые последствия для промышленности и торговли. Текстильная и машиностроительная промышленность выбросили на улицу несколько десятков тысяч рабочих. Увеличилась городская нищета.

В последние месяцы 1857 года резко ухудшилось положение в континентальных странах Европы. Германия тогда еще не была единым государством. Многие германские земли кризис обошел стороной, но жестоко ударил по торговым городам Северной Германии, особенно по Гамбургу, который политически представлял собой отдельное государство. Кредитная вакханалия там мало чем уступала британской. Когда стали известны масштабы кризиса в Америке и Англии, денежный рынок Гамбурга оказался заваленным грудой векселей, выданных или акцептованных неплатежеспособными фирмами. Здесь была и своя специфика.

Многие фирмы увязли со времен Крымской войны в кредитовании скандинавских купцов, наживавшихся в годы войны на торговле с Россией, которая подвергалась блокаде со стороны Англии и Франции. Эти купцы вкладывали деньги в неликвидные ценности и не смогли срочно погасить свои долги Гамбургу.

Молодые германские банки, уже тесно связанные не только с торговлей, но и с промышленностью, оказались под сильным ударом: в декабре 1857 года акции крупнейших банков продавались на 50-70% дешевле, чем в лучшее время – в середине 1856 года.

По традиции считается, что развязка кризиса в Гамбурге наступила, когда прибыл «серебряный поезд», доставивший груз серебра, предоставленного правительству Гамбурга в кредит Австрией. Это серебро помогло «расшить» неплатежи. Окончательно обанкротившиеся фирмы ушли из бизнеса, другие потуже затянули пояса. К середине 1858 года ситуация пришла в норму.

Для Франции был особенно характерен биржевой кризис, связанный с ростом в период бума крупных акционерных компаний в сфере железнодорожного строительства и промышленности.

Необоснованность и спекулятивный характер повышения курсов обнаружились уже в 1856 году, когда началось падение многих акций. Осенью 1857 года, синхронно с событиями в Америке, Англии и Германии, произошло обвальное падение курсов. Акции банка «Креди мобилье», увязшего в рискованных инвестициях, потеряли к середине ноября 60% своей ценности. Обесценились акции почти всех железнодорожных компаний.

Благополучно пережив кризис 1857–1858 годов, капитализм вступил в эру нового интенсивного роста. Особенно значительный подъем происходил в США после Гражданской войны, в Германии – после объединения в 1871 году, в России – после реформ Александра II. Этот рост прерывался кризисами, имевшими много черт сходства с описанным выше, но в итоге к переломному 1914 году мир выглядел совсем иным, чем полвека назад.

По материалам статьи "Любимый кризис Маркса (1857–1858)", Журнал