Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Лыкова И.А., кандидат педагогических наук. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества"

" статьёй . Где расскажем вам, каковы основные приёмы, с помощью которых можно создать глиняную посуду разнообразных, но красивых форм. Ранее, в статье "Лепка из глины " мы уже сталкивались с основами лепки, и данная статья призвана расширить и углубить изложенный раньше материал.

Кстати, если вы хотите сделать подарок любимым на , то из глины также можно сделать отличные валентинки (подробнее про валентинки в целом можно прочесть в статье "Как сделать разнообразные валентинки ").

Глина: основы лепки отличаются от лепки с помощью пластилина. Лепка из глины отличается тем, что после изгтовления формы изделие необходимо обжечь, чтобы им можно было без особых опасений пользоваться. Хотя и необожжённые глиняные изделия прекрасно смотрятся в ключевых местах комнаты, украшая интерьер керамикой собственного изготовления. Если вы хотите, то можете вместо глины обычной пользоваться полимерной глиной — основы лепки керамики из полимерной глины аналогичны основам лепки из глины обычной.

Поэтому, плюс поскольку статья называется "основы лепки ", то мы пока не будем затрагивать основы приготовления глины, основы сушки, основы обжига глины. Так что если захочется прочности, можно пользоваться полимерной глиной. Если захочется оригинальности, можно остановиться на необожжённой глине обычной. А если появится доступ к муфельным печам или кузнечному горну, то можно и обжечь готовые изделия.

Кстати, по поводу подготовки глины: если вы хотите, то можете покупать обычную голубую глину без добавок и размачивать её, притом делать замес заранее, чтобы глина «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Залить нужно горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать.

Итак, предполагается, что у вас есть готовая к работе глина, которая:

  • пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
  • освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);
  • пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
  • обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.

Самое время приступить к основам лепки из глины.

Так, работать с глиной следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение - проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности:

  1. Сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде сеточки стеком, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем промазывается шликером (сметанообразная смесь глины и воды).
  2. Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем.
  3. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз.

При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания. Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни. Перед завершением работы изделие при необходимости «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков), налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее, о чем более подробно в разделе декорирования.

Теперь немного про различные способы лепки

Есть две большие группы технологий работы с глиной (и любыми другими пластичными материалами). Первый способ — это создание полу-обЪёма, второй — работа с полным обЪёмом (в 3D, как говорится).

Создание полуобЪёма — это такие приёмы, которые создают как бы обЪём — но обЪём, привязанный к плоскости. Создание полуобЪёма может происходить с помощью:

  • вырезания материала из толщины глины, чем и формируется рисунок.
  • налепливания слоёв глины поверх основного пласта, образуя нужный рисунок.

Какой бы способ вы не использовали, в результате вы получаете рельеф, что-то наподобие:

Естественно, при работе в технике "рельеф" не обязательно делать сквозные отверстия, основной пласт глины может оставаться нерушимым.

Работа с обЪёмом (3D моделирование, так сказать), происходит действительно в обЪёме, во всех трёх измерениях. При этом изделие получается самостоятельное, и располагается в пространстве вне зависимости от исходного пласта глины. По сути, можно сказать, что обЪёмная глиняная фигура — это эволюционировавший полуобЪём, очень-очень выпуклый и оторвавшийся от подложки рельеф.

При создании обЪёма работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей. Если этого не делать, а пользоваться привычкой с рисования на плоскости, то может получится нечто очень и очень непонятное — совсем не то, что хотелось.

Собственно обЪём из глины можно создавать несколькими способами, первая группа которых включает:

Конструктивный способ состоит в том, что предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Затем мелкие части. Соответственно, все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ лепки из глины заключается в том, что лепка происходит из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Если соединить конструктивный и пластический способы, то получится комбинированный способ лепки.

Вторая группа способов лепки предполагает, что изделие готовится из "строительных" элементов , заготовленных заранее и более менее одинаковых — из шариков, создавая нужную форму, а потом заглаживая, из полос или колбасок, накладывая их по кругу и формируя сосуд, и т.д.

Каждый из способов лепки в принципе взаимозаменяем, и при должном количестве практики разница между ними стирается. И особняком стоит упомянуть лепку с помощью гончарного круга — весьма интересный, но, к сожалению, не очень доступный способ изготовления глиняных изделий. И, в конце статьи даём основной совет по лепке из глины:

Главная основа лепки из глины — это практика, длительная практика и очень много сделанных работ.

По материалам и больше данных в http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html

Марина Шестопалова

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, -

Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом.

Всех домов в деревне выше,

Новый, ярко-голубой,

С черепичной красной крышей,

С фиолетовой трубой…

(Андрей Парошин)

Для того что бы научить ребенка лепить из пластилина , нужно в первую очередь нужно уметь лепить самому. Лепка из пластилина - это прекрасное занятие чтобы :

Развивать мелкую моторику, это значит, что у детей стабилизируется координация движений;

Хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;

Благодаря занятиям лепкой у детей укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;

Процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Развитие творческих способностей детей.

Начинать учить ребенка лепить из пластилина правильно надо с элементарных основ, где ему необходимо показать, как катать из пластилина палочки и шарики . Затем следует постепенно усложнять задания по лепке . Таким образом, от простых основ ребенок сможет лепить из пластилина фигуры и различные предметы. Главное в занятии с лепкой из пластилина – практика . Необходимо постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина и только в таком случае он будет развиваться полноценно, и показывать окружающим свои творческие способности.

Обучать детей лепке из пластилина проще всего на основе готовых презентаций или технологических карт, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента. Для ребенка самый лучший это наглядный материал и показ воспитателя.

Педагог должен освоить такие приемы как :

1. деления на части : откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.

2. придание формы : раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. соединение деталей : прижатие, примазывание, заглаживание.

4. оформление изделий : дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками .

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм ; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями.