Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Краткое содержание

Как-то раз ворона нашла небольшой кусок сыра. Она села на ветке и собралась позавтракать. Тем временем около дерева, на котором сидела ворона, пробегала лиса. Она увидела сыр и захотела получить его.

Лиса стала льстить вороне и хвалить ее великолепную красоту. Затем плутовка попросила ворону исполнить какую-нибудь песню своим красивым голосом. Ворона была глупа и доверчива. Поэтому поверила лести и раскрыла клюв, желая спеть. Сыр выпал и лиса тут же подхватила его и сбежала. Ворона осталась без сыра.

Анализ Басни

История создания

Одна из наиболее известных басен И. А. Крылова «Ворона и лисица» была написана около 1807 г. и впервые напечатана в январском выпуске журнала «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

В незамысловатом на первый взгляд названии уже содержится намек на предстоящие события. Ворона — символ ротозейства и глупости (ср. «проворонил»). Образ лисицы традиционно связывают с хитростью, ловкостью, умением обмануть кого угодно. Эти представления имеют глубокие корни в русском фольклоре. Встреча двух сказочных персонажей неизбежно окончится обманом вороны.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение лести.

Глупость и склонность к мечтательности Вороны проявляются с самых первых строк басни. Вместо того чтобы съесть случайно найденный сыр, она «позадумалась». Пробегавшая Лисица прекрасно знает, как следует обращаться с такими разинями.

Лесть Лисицы невероятно груба и неизобретательна. Ворона и сама знает, что ее внешний вид никого не может привести в восхищение. Но ей очень приятно представить хотя бы на мгновение, что она обладает обворожительной «шейкой», «глазками» и «перушками». Поверив льстивым речам, Ворона уже уверена, что и ее карканье — чудесная песня.

Мечта обрывается на самом прекрасном месте. Обманутая Ворона не вызывает никакого сожаления, потому что поддаться на столь грубую лесть — вершина глупости.

Проблематика

Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любую историческую эпоху. Практически каждому человеку приятно, когда ему приписывают незаслуженные положительные качества. При этом легко забыть о действительности и стать жертвой обмана хитрого льстеца.

Композиция

Мораль

Крылова волнует даже не сам очередной обман под влиянием лести, а то, что эта ситуация повторяется снова и снова. Никто не спорит с тем, «что лесть гнусна, вредна», но очень часто самые яростные критики льстецов попадают в эту ловушку. Люди вообще нередко превозносят чьи-либо мнимые достоинства с целью получения какой-либо выгоды для себя.


О том, как льстивая Лиса провела Ворону и отняла у нее вкусный сыр, расскажет детям басня «Ворона и Лисица» Крылова.

Читать текст басни:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
\"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!\"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и Лисица:

Мораль басни состоит в том, что глупо ценить лесть от подлиз. Лисица проявила хитрость, обольстив своими сладкими речами Ворону. Но и Ворона проявила свой недалекий характер, так как повелась на комплименты рыжей угодницы. Не стоит прислушиваться к заманчивым речам тех людей, которые в действительности с помощью лести добиваются своих целей. Конечно, нередко у человека возникает потребность в том, чтобы кто-нибудь потешил его «Эго». Но не нужно забывать о тех мотивах, которые лежат в основе действий льстеца, и помнить о глупой Вороне, утратившей свой сыр благодаря лисьей сообразительности.

Урок литературного чтения

Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»

Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.

Задачи:

- обучающие:

совершенствовать умение анализировать текст;

закреплять умение выстраивать цепь событий;

совершенствовать навык выразительного чтения;

учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;

- развивающие:

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;

развивать критическое мышление;

-воспитывающие:

воспитывать интерес к чтению;

воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;

учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.

Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.

Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.

Методы:

По виду источника информации: словесные, практические, наглядные;

По виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)

Формы познавательной деятельности:

Групповая,

Общеклассная,

Индивидуальная.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?

II Вызов.

Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста, и скажите о чем она?

Притча

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

«Мама, что это за птицы?»- спросил он.

«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай! Они украли у нас еду!

О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)

Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

А зачем человеку друг?

Кто может быть вашим другом?

Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела

Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что

Слайд 2 дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

Как вы понимаете:

На взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),

Привязанности (преданность, симпатия),

Общность интересов (одни и те же интересы)

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.

Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».

Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.

Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).

Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).

III Физминутка Слайд 5

IV Осмысление

Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение с остановками

Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)

Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).

Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Лего-чтение

Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов - предложения, а из предложений - текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.

В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6

(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)

Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?

Конструктор

Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7

Путаница

Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.

Коля поделился бутербродом

Миша дал совет

Володя выразил сочувствие

Витя потерял завтрак

Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.

Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.

V Рефлексия

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.

Игра «Собери пословицу»

В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).

VI Итог урока

Итак, какова тема нашего урока?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

Синквейн

Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8

Верный, надёжный.

Поможет, поддержит, подскажет.

Не бросит в беде одного.

Чему учит нас этот рассказ? (Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).

Законы дружбы

Составим законы дружбы. Слайд 9

Тема. В.А. Осеева «Три товарища».

Цель.

Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Оборудование:

П резентация, «лесенка успеха», кружочки, выставка книг В.Осеевой.

Технология: развитие критического мышления.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Есть у нас минутка сроку.

Все готовы вы к уроку

А девиз у нас какой?

Всё что надо под рукой.

Быть должны у нас в порядке

Парта, книжки и тетрадки.

Посмотрели на наших гостей, улыбнулись им, друг другу и тихо сели.

1. Проверка домашнего задания.

2.Актуализация знаний

Над чем вы работали дома? (Над рассказом Валентины Осеевой «Печенье».)

Назовите героев рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию). Как поступили мальчики с печеньем?

Какой вывод можете сделать из этого рассказа?

Послушаем как вы выразительно читаете.

Вы уже познакомились с несколькими рассказами В.Осеевой. Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»? О чём они заставили нас задуматься? (О хороших и плохих поступках). У Осеевой много рассказов. Вы их сможете прочитать в эти книгах (Слайд и выставка), но все они учат нас отличать честность, порядочность, благородные поступки, настоящих друзей.

Как вы понимаете значение слов - настоящий друг?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?

- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- Какова тема нашего урока?

Правильно тема урока «Друзья - товарищи».

Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
С чего мы начнём?

Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль . (План работы записывается на доске и учениками).

Учитель.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (О дружбе)

Физкультминутка.

П. Осмысление.

4. Знакомство с новой темой.

Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

а) Первичное чтение текста учителем с остановками.

Чтение до слов:

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....

Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).

б) Самостоятельное чтение рассказа.

Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?

Сравнение своих предположений с текстом автора.

Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.

Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

в) Работа над образами героев.

Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок.

Как звали его товарищей? Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?

Прочитай.

Что можно сказать о Вите?

Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.

Физкультминутка.

III . Рефлексия

4. Практическая работа.

Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.

5. Творческая работа в группах. Разыгрывание радиоспектакля .

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом, товарищем?

6.Работа над пословицами.

Какие вы знаете пословицы о дружбе? Я вам предлагаю запомнить ещё пословицы.

7. Обобщение ответов.

Давайте выведем правила настоящей дружбы.

8. Работа в парах . (Составим обложку к любому рассказу В.Осеевой)

10. «Лесенка успеха» (Звучит песня «Настоящий друг»
Оцените свою работу на уроке.

Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.

Я работал хорошо.

Я мог работать лучше.

Я работал плохо.

11 . Домашнее задание. Прочитать рассказ на стр.24-25, придумать продолжение рассказа,

Тетрадь стр.15 № 2,3


Главные герои рассказа Осеевой «Три товарища» — школьники Миша, Коля и Володя. Во время завтрака на большой перемене ребята обратили внимание, что их товарищ Витя ничего не ест. Тогда Коля поинтересовался у Вити, что же случилась. Выяснилось, что Витя потерял свой завтрак. Коля, который в это время ел кусок белого хлеба, сказал, что это плохо – потерять завтрак.

Другой товарищ Вити, которого звали Миша, стал выяснять, каким образом Витя мог потерять завтрак. Миша назидательно заметил, что завтрак надо носить в сумке, а не в кармане. И только третий товарищ Вити, по имени Володя, ничего не стал говорить, а просто разломил свой бутерброд с маслом пополам и поделился с товарищем.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Три товарища» состоит в том, что настоящий друг и товарищ не тот, кто поучает, а тот, кто помогает. Коля и Миша лишь посочувствовали Вите, но не предприняли никаких действий, чтобы помочь товарищу. Реальную помощь Вите оказал Володя, который поделился с ним своим завтраком, не говоря при этом ни слова.

В рассказе мне понравился Володя, который поступил, как настоящий товарищ. Он поделился с Витей едой и не стал при этом говорить ему нравоучительные слова.

Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»?

Советчиков много, а помощников нет.
Назвался другом — помогай в беде.
Без беды друга не узнаешь.