История любви, которую пытаются переписать потомки.

Матильда Кшесинская. /

    Люди, жившие в России в конце XIX - начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто - любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.

Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба - слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.

«Кшесинская 2-я»

Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения - отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.

Мать, Юлия Доминская, была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.

В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.


Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото:

Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично - он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.

Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.

Судьбоносный ужин

Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России - одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь - на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.


Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото:

«Этот экзамен решил мою судьбу», - напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола - Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин - потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», - писала о том вечере Кшесинская.

Пассия «гусара Волкова»

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской, будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.

Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.


Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото:

Великокняжеский любовный треугольник

Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын - Великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», - пишет Кшесинская.

Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала - завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула - такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.

У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография - до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.

Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так.


Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото:

Хозяйка русского балета

В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре - из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, - писал Теляковский в воспоминаниях. - Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото:

Отстреленный нос

В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.

Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.

Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.

Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.

Сказке конец

Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.

Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».


Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото:

Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным - прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.

В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.


Здание музея Октябрьской революции - также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: / Б.Манушин

«Я плакала от счастья»

В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», - писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.

Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.

Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.


Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: / Валерий Мельников

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Педагогическое общение-система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)

Направление – 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность – Начальное образование

Булатова Светлана Евгеньевна

Творческая аттестационная работа

«Стили общения (по В.А. Кан-Калику)»

УФА 201 7

Стили общения (по В.А. Кан-Калику)

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Литература: Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

План.
1. Понятие «педагогическое общение», основные функции.
2. Стили общения преподавателя со студентами:
стили педагогического руководства;
стили и варианты взаимоотношений педагога и обучающегося;
стили педагогического общения.
3. Типология профессиональных позиций педагога.
4. Стадии педагогического общения на учебном занятии.
5. Модели поведения педагога со студентами на учебном занятии.

Литература:
1.Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
2.Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства /Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. – Ростов / Д. : Феникс, 2003. – 288 с.
6. 3.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-калик. – М. : Просвещение, 1987. – 254 с.
4. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
6. Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 148 – 151.

1.Понятие «педагогическое общение», основные функции. Педагогическое общение – взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Функции педагогического общения:
познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией;
информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса;
обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора);
содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний;
функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).

2. Стили общения преподавателя со студентами. Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося. Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в деловых и личных отношениях, руководстве, обучении и воспитании, способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Г. Чанышева).
В процессе педагогического общения можно выделить стили педагогического руководства, стили и варианты взаимоотношений, модели поведения педагога со студентами.
Л.Д. Столяренко выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающимися .
Автократический (самовластный) – преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания. Педагог последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
Авторитарный (властный) – допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками. Преподаватель работает в расчете на «усредненного» студента, отклонение от «среднего» поведения воспринимается жестко: активный студент расценивается как бунтарь, неактивный – как лентяй. Доминирует дисциплинарное воздействие на студентов; общение носит формальный характер.
Демократический – предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, учитываются индивидуальные особенности студентов. Общение носит личностный характер, организующее воздействие преобладает над дисциплинарным. Педагог ведет диалогическое общение на равных.
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.
Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний. Педагог стремится снять с себя ответственность за успехи или неудачи студентов.
Непоследовательный, алогичный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из данных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Стили отношений педагога к учащемуся (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский):
Активно-положительный стиль характеризует положительное отношение педагога к обучающимся, которое преподаватель не скрывает, демонстрирует студентам;
пассивно-положительный стиль – также является проявлением положительного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует. Данный стиль является показателем невысокого уровня профессионализма преподавателя.
Неустойчивый, ситуативный стиль характеризует различное отношение педагога к обучающимся в зависимости от ситуации, также демонстрирует невысокий уровень профессионального мастерства преподавателя.
Активно-отрицательный стиль - педагог проявляет отрицательное отношение к студентам, которое он не скрывает. Этот стиль, по мнению Н.А. Березовина и Я.Л. Коломинского, - показатель ошибочного выбора педагогической деятельности.
Пассивно-отрицательный стиль - проявление отрицательного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует обучающимся, также говорит об ошибочном выборе педагогической профессии.

Варианты взаимоотношений
(по знаку направленности, А. Ершов):
-взаимно-положительные взаимоотношения;
-взаимно-отрицательные взаимоотношения;
-односторонние положительно-отрицательные - педагог и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе, как следствие неадекватность, предвзятость поведенческих реакций.
-односторонние противоречиво-положительные - очевидны колебания между симпатией и антипатией. Решающая роль принадлежит поведенческой реакции педагога, его терпимости и такту.
-односторонние противоречиво-отрицательные;
-взаимно-противоречивые отношения (деструктивные) – педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.
-обезличенные (объект-объектные) – формальные контакты – не только взаимное равнодушие, но и провокации, немотивированная агрессия учащихся.
В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:
Общение на основе высоких профессиональных установок, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких преподавателях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
Общение на основе дружеского расположения – продуктивный стиль, предпосылка успешной учебно-воспитательной деятельности, но дружественность должна иметь меру, не переходить в панибратство. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
Общение-дистанция – во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель - ученики». Но это не означает, что учащиеся должны воспринимать педагога как сверстника
Общение устрашение – негативная форма общения, антигуманная, чаще используется начинающим педагогом, вскрывая его педагогическую несостоятельность. Разрушает творческую деятельность;
Общение- заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

3.Типология профессиональных позиций педагога. Для осуществления общения существенно важны роли, позиции педагога. Во взаимодействии с детьми выделяют 2 позиции (Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин).
«Закрытую позицию», для которой характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия;
«Открытую позицию», находясь на которой педагог отказывается от собственного педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого осуществляется диалог педагога и учащихся, для которого характерны уважительное отношение к мнению других, умение встать на точку зрения собеседника, педагогический оптимизм и доверие.
М. Тален выделяет следующие модели поведения педагогов:
-Модель 1 – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
-Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
-Модель 3 – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении жизни вообще.
-Модель 4 – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а учащийся, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказаниям. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогическом процессе.
-Модель 5 – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
-Модель 6 – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
-Модель 7 – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Разрабатывая данную типологизацию, М.Тален указывает, что педагог основывается на собственных потребностях, а не на потребностях учащихся.

4.Стадии педагогического общения на учебном занятии.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стадии педагогического общения:
1.Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки учебного занятия. Оно включает в себя:
учет особенностей учебной группы, класса;
отношение присущего вам стиля общения сданной группой с задачами учебного занятия;
учет общей психологической атмосферы;
учет ваших взаимоотношений с отдельными учащимися;
2.Организация непосредственного общения предполагает:
привлечение педагогом внимания учащихся с помощью активных методов и приемов, разнообразных средств обучения.
3.Управление общением, которое предполагает: - оперативность при организации начального контакта с группой, постановка задач и вопросов. Которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
формирование чувства «Мы» в решении поставленных на занятии задач;
преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивных;
внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность, обаяние;
использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, контакт глазами, и д.р.);
умение показывать детям собственную расположенность к ним, дружелюбность;
нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
понимание ситуативной внутренней настроенности, учет этого состояния.
4. Анализ хода и результатов педагогического общения на учебном занятии. Он включает, прежде всего, рефлексию, задачами которой является осуществление обратной связи, диагностику и коррекцию в общении педагога с обучающимися.

5.Модели поведения педагогов со студентами на учебном занятии. Выделяют следующие модели поведения педагога в общении с обучающимися на занятиях :
-Модель дикторская («Монблан») – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.
-Модель не контактная («китайская стена») – очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.
Модель дифференцированного внимания («локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив».
-Модель гипорефлексивная («тетерев») – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Как видно, в этой модели отрицаются какие-либо правила осуществления коммуникации, о которых шла речь выше.
-Модель гиперрефлексивная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
-Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические способности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели, как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия.
-Модель активного взаимодействия («союз») – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Таким образом, общение преподавателя со студентами характеризуется разнообразием стилей, позиций, моделей поведения. Несомненно, это разнообразие определяется индивидуальными особенностями преподавателя и должно быть направлено, прежде всего, на создание климата, благоприятствующего развитию личности обучающихся.