§ 1 Местоимение. Как изменяются местоимения

На этом уроке мы рассмотрим тему: правописания личных местоимений с предлогами.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Часто личные местоимения - это ОН, ОНА, ОНИ, ТЫ, ВЫ употребляются вместо имени существительного.

У личных местоимений много общего с именами существительными. А именно: они могут иметь единственное и множественное число, так же, как и имена существительные, способны изменяться по падежам, то есть обладают категорией склонения, отвечают на вопросы кто? что?, а также личные местоимения 3 лица единственного числа обладают категорией рода.

§ 2 Изменение местоимений при склонении

Если у имен существительных при склонении изменяется окончание, то у местоимений при склонении может изменяться вся основа.

Рассмотрим на примере личного местоимения 1 лица единственного числа Я:

Именительный падеж - кто? Я

Родительный падеж - кого? Меня

Дательный падеж - кому? Мне

Винительный падеж - кого? Меня

Творительный падеж - кем? Мной

Предложный падеж - о ком? Обо мне

В последнем случае мы видим, что в вопросе присутствует предлог обо.

§ 3 Как пишутся местоимения с предлогами

Как правильно записать предлоги рядом с местоимением? Давайте разберем этот вопрос.

Конечно, имена существительные и местоимения — вполне самостоятельные части речи. Однако без предлогов в предложении «им очень трудно»

Предлог - служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

В отличие от приставки, предлоги пишутся раздельно со словом. С греческого языка слово «предлог» буквально переводится «перед словом».

Личные местоимения, так же как и имена существительные, с предлогами пишутся раздельно.

§ 4 Примеры местоимений с предлогами

Рассмотрим это утверждение на примере следующего предложения:

У сестры был день рождения.

Предлог У мы запишем раздельно со словом сестра, так как между предлогом и словом мы можем поставить вопрос или же другое слово.

Например: у (кого?) - у сестры, у младшей сестры.

А теперь слово сестра мы заменим личным местоимением она. Предложение будет звучать так:

У нее был день рождения.

Предлог У мы напишем раздельно с местоимением нее, т.к. между предлогом и местоимением мы можем поставить вопрос у (кого?) - у нее.

У личных местоимений не бывает приставок. В местоимениях 3 лица он, она, оно, они в косвенных падежах после предлогов к основе приписывается буква н.

Например:

Р.п. у него, из-за неё, около них

Д.п. к нему, к ней, по ним

В.п. за неё, за них

Т.п. перед ним, с ней, за ними

П.п. о нём, в ней, на них

§ 5 Краткие итоги урока

Предлоги перед местоимениями, как и перед другими словами, пишутся раздельно: ко мне, у нас, с тобой. У личных местоимений не бывает приставок. После предлогов в начале местоимений его, ему, им, её, ей, ею, их, ими пишется буква н: подошёл к нему, говорили о нас.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова, Экзамен, М. :2008.
  3. Учимся играя. В. Волина, Новая школа, М. : 1994
  4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина, « 5 за знания», М.:2005.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Тела и вещества».

Цель урока : дать детям первоначальные представления о природе и её составляющих.

Задачи урока : Усвоить понятия:

Вопросы :

Тела природы.

Вещества в природе.

Уметь :

  • Делать выводы в ходе исследования свойств предметов.
  • Уметь пересказывать прочитанное.
  • Отвечать на вопросы.
  • Своими словами давать определение понятий.
  • Применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений.

Организационный момент .

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы и цели урока.

Вся окружающая нас природа состоит из тел природы. Самые большие из них это звезды, Солнце, Луна, Земля. Да, Земля, на которой мы живем, с ее полями, лесами, горами, морями и реками это тело природы. Очень большое тело природы.

Большие тела могут состоять из более мелких тел. Так ученые называют телами природы камень, гору, песок, глину, каплю росы, кусок люда, деревья, травы, всех животных (и человека). Тел природы очень много, их даже невозможно перечислить все.

Все тела природы отличаются друг от друга формой и размерами. Приведите примеры (дерево - трава, гора - камень, слон - птица, змея - божья коровка, кусок льда - капля воды и т.д.).

Но есть и ещё отличия.

Сравним камень и воду (каплю) - кто назовет главное их отличие, кроме формы и размера?

Можно ли пощупать камень? Почему?

Можно ли пощупать воду? Почему?

Сделайте вывод.

Камень твердый, поэтому он сохраняет форму, его можно пощупать, а вода жидкая, она растекается, поэтому она меняет форму и её нельзя пощупать.

Назовите другие твердые тела природы (песок, глина, растение).

Вывод:

Тела природы могут быть твердыми и жидкими.

Но (!?) на Земле есть удивительное тело природы, которое невозможно пощупать и даже увидеть…

Опыт:

Дети, сделайте вдох и подуйте на руку - что вы ощущаете?

Подуйте на край раскрытой тетради или книги, что мы наблюдаем?

Подуйте на лежащую на столе ручку. Что мы видим?

Почему поднимаются листы тетради, почему катится по столу ручка? Ведь мы их не трогали?

Да! Это воздух, которым мы сотворили маленький ветер. Поток воздуха поднимает страницы и катит ручку.

Возьмите в руку тетрадь и помашите ей на спокойно лежащие листы другой тетради и на ручку, не прикасаясь к ним тетрадью.

Мы видим, что всё повторилось, - листы шевелятся, а ручка даже катится.

Вывод:

Со всех сторон нас окружает воздух. Можно ли отнести воздух к твердым телам природы? Почему?

А если назвать воздух жидким телом природы? Правильно ли это? Почему?

Воздух - это газ. Это особое тело природы - газообразное.

Вывод:

Окружающая нас Природа состоит из твердых, жидких и газообразных тел.

Физ.минутка.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Все тела природы и предметы, сделанные людьми, состоят из веществ.

Чаще всего из нескольких веществ, соединившихся во что-то новое. Это касается всех тел природы: твердых, жидких, газообразных.

Так воздух - не просто газ, а смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород и углекислый газ. Азот и кислород тоже газы.

Гранитный камень состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Все три части являются твердыми веществами.

А вот хорошо известная всем вода удивила ученых. Сама вода - жидкость, а состоит она из кислорода и водорода. Кислород и водород - газы, но природа умудрилась их так соединить, что получилась жидкость - вода. Соединение это очень прочное, разложить воду на кислород и водород невероятно трудно.

Живые тела природы - растения, животные и человек имеют в своем составе больше веществ, чем тела неживой природы. Так в растениях есть вода, сахар, крахмал, соли, углекислый газ, кислород и много других. В телах животных набор веществ еще богаче.

Вывод:

Все тела природы состоят из веществ.

Молекулы. Атомы.

Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

А из чего состоят вещества?

Вещества состоят из крошечных частиц - атомов.

Слово - атом.

Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

И образуется - что? Молекула.

Слово - молекула.

Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

Физкультминутка под музыку.

Опыты.

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.

Изображение молекул твердых веществ.

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

Вывод : в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.

Изображение молекул жидких веществ.

3. - А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас - воздух, состоящий из нескольких веществ)

А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

4.Изображений молекул газообразных веществ.

Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

Физкультминутка:

Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

Практическая работа.

Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

1 группа: изобразить молекулы тела - камня.

2 группа: молекулы тела - молоко.

3 группа: молекулы тела - дым.

4 группа: по выбору.

Делаем выводы. Сравниваем молекулы разных веществ.

Сравнение молекул веществ.

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

А когда жарко? (потягиваются)

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются.

Презентация свойств веществ.

А что происходит с веществами при охлаждении?

Читаем вывод.

Вывод о свойстве веществ.

Задание на дом: стр. 3-4 учебника, тетрадь стр. 2-3

Ответить на вопросы (письменно в тетради):

Можно ли назвать дым газом?

Можно ли назвать газом пар?

Можно ли назвать газом туман?

Учитель начальных классов Никульшина А.В.

МБОУ «Старокрымский УВК№1 «Школа -гимназия»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: Природа в опасности!

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

Предметные: познакомиться с влиянием человека на природу, Красной книгой.
Метапредметные:

регулятивные УУД : формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля;
познавательные УУД : осознавать необходимость ответственного отношения к природе воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Личностные: проявлять интерес к проблемам в природе, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Ход урока:
1.Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

Вижу у Вас хорошее настроение. Существует такая поговорка: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. (Упражнение «Подари тепло»).

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Что такое «окружающая среда»?

2. Что изучает наука экология?

3. Приведите примеры экологических связей

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?


3 .Мотивация.
- Нравится ли вам отдых на природе? Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Закройте глаза. Вам сниться сон. Представьте, что вы оказались на лесной лужайке. Дует легкий ветерок, который, прикасаясь к цветам и траве, заставляет их шевелиться. Вот на цветок прилетела пчела, а это выглянул зайчонок, который захотел погреться на солнышке. Все прекрасно.

4. Постановка учебной проблемы.

Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

Как это может случиться? (Нанося природе вред: засоряя воздух вредными веществами, разбрасывая мусор, в лесу разжигая костры, убивая птиц и животных, разоряя гнезда).

Нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней.

Давайте проговорим, какие правила нужно соблюдать находясь в лесу?


- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова, выражающие это отношение). Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
- Посмотрите на эти картинки, почему такое произошло в природе? (на картинках экологические проблемы: засоренные водоемы, мусор в лесу…)

5.Работа по теме урока.
Групповая работа
- Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

Методика «Ковёр идей»
. «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа.

Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему появляется в лесу мусор, исчезает рыба в водоемах? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

6. Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.


Работа с учебником
- Ребята, если умрет природа, что будет на Земле?
- Ребята 1 ряда прочтут в учебнике на с.29 текст «О маленьких ранах…» и приведут пример маленьких ран, которые мы наносим природе, а дети второго ряда прочтут текст учебника «О ранах больших…» и приведут свои примеры.
- Какую информацию можно дописать на «Ковер идей»?
- Куда заносятся сведения о редких растения и животных? (В Красную книгу)
- Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки)

7. Закрепление пройденного материала.

Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений?

(Ответы детей).

Ребята, давайте придумаем свои правила поведения на природе и обозначим их знакими.

Работа в парах. Презентация знаков.

8. Итог урока.

Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять РодинуУченик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

4.Рефлексия
- Подведем итог урока. Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я хочу поблагодарить за урок…. , за то что…
- Какую информацию, узнавшую на уроке, вы могли бы рассказать своим знакомым?


9. Домашнее задание

У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе задание на дом? Почему? Я предлагаю желающим приготовить доклад про Красную книгу.