Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Цель : Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование : тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Деление слов на слоги.»

Цель : Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование : тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса

Ход занятия:

1 . Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, чтобы вернуть назад, нам надо не забыть какое сегодня число? Какой сегодня день недели?

Запишите число в тетрадь.

2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.

Чтобы путь наш был легким, надо избавиться от ошибок. (Дети исправляют ошибки у себя в тетрадях).

Угадайте, с кем мы отправимся в путь? У вас на столе лежат карточки. Найдите зашифрованные слова.

ФПИТЗМКЦЗНАКОНЬКИУНМРТ

ПОЯМЧВЛИЗАЯЦЩМЫОЙЛЬМШ

ЦЫСОМЕБЕГЕМОТКВИАИПШУ

Слайд 1

Какие слова спрятались? (Конь, заяц, бегемот).

Разделите слова на группы по количеству слогов в слове? (Конь, заяц, бегемот).

Какой вывод можно сделать? (В первой группе слова с одним слогом, во второй слова с двумя слогами, в третьей группе слова с тремя слогами, в четвертой с четырьмя слогами).

А как назвать наших попутчиков, одним словом? (Животные).

А где, они живут и как они называются? (Животные леса и животные Африки).

Давайте разместим наших животных по вагонам. В каком вагоне поедет конь? (В первом, так как в первом вагоне одна точка и в этом слове один слог).

Слайд 2

В каком вагоне поедет заяц? (Во втором, так как во втором вагоне две точки и в этом слове два слога) и т. д.

3. Сообщение темы и цели занятия .

3.1. Отгадывание загадок.

Итак, отправляемся с вами в лес на поезде, и узнаем, каких новых друзей, встретят наши герои. А чтобы в пути было веселей, волшебная шкатулка сыграет вам мелодию, если вы правильно отгадаете загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб).

Я стою на толстой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (Гриб).

Слайд 3

(Выставляется картинка с изображением гриба).

(И).

(1 слог).

К кому он пойдет в гости? Почему? (К ёжику и волку, так как в этом слове один слог).

А как сказать об этом предмете во множественном числе? (Грибы).

Назовите гласные в этом слове? (И, Ы).

Сколько слогов в этом слове? (2 слога).

В чей вагончик мы их поместим? Почему? (В вагончик с двумя окошками, так как в этом слове два слога).

А как сказать ласково про гриб? (Грибочек).

Назовите гласные в этом слове? (И, О,Е).

Сколько слогов в этом слове? (3 слога).

А с кем хочет дружить грибочек? Почему? (В вагончик с тремя окошками, так как в этом слове три слога).

Какое правило есть? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Ребята, запомните. Если в слове один слог, то слово называется односложным, если в слове два слога, то слово называется двухсложным, если в слове три слога, то слово называется трехсложным.

3.2. Индивидуальная работа по картинкам (устно).

У детей на столе карточки с животными каждый из них подходит к выставленным на доске вагончикам, ставит картинку и объясняет почему?

Ребята помогите кассиру рассадить новых пассажиров по вагончикам.

Определите, какой гласный в этом слове.

Сколько гласных в слове?

В какой вагончик посадим героя и почему?

3.3. Игра «Сколько слогов в слове?» (Дети работают в тетрадях).

А теперь давайте поможем контролеру проверить, правильно ли выданы билеты другим пассажирам.

Я буду называть сказочного героя, а вы записывайте, в каком вагончике он должен путешествовать.

Кони - 2, коровы – 3, сова – 2, воробей – 3, ворона – 3, снегирь – 2, голубь – 2, ласточка – 3, кукушка – 3, ель -1, гусеница – 4, клён – 1, колокольчик – 4, мак – 1.

3.4. Работа с конвертами.(Собрать слова, которые рассыпались).

Итак, мы с вами уже в пути. Мимо нас мелькают деревья, кустарники, цветы, да так быстро, что все перепутались, помогите их собрать.

Ольха, березка, елочки, васильки, шиповник, туя, можжевельник, дубочек, осинка

Дети, составив слова по очереди, выходят к доске записывают слово и делят на слоги.

Оль/ха, бе/рез/ка, е/лоч/ки, ва/силь/ки, ши/пов/ник, ту/я, мож/же/вель/ник, ду/бо/чек, о/син/к.

3.5. Физкультминутка.

Мы так с вами устали сидеть, что нам просто необходимо погулять.

Влас с корзиной в лес пошел - шаги с высоким подъемом ноги

Всю поляну обошли - ритмичный поворот вокруг себя

К старой елке подошел - прелесть, руки на пояс

И огромный гриб нашел - встать руки в сторону

3 .6. Работа с фишками. Звуковой анализ слов.

Слайд 4

Но в лесу ребята, надо говорить тихо и ходить осторожно, чтобы не принести вреда его жителям, поэтому отгадаем загадки, а ответ выкладываем фишками.

Укажите, в каком вагончике они продолжат путешествие.

Работа выполняется под звуки леса (диск)

Одежды не шью, а ткань всегда тку. (паук).

Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (улитка).

Кто на себе свой домик носит? (улитка).

3.7. Графический диктант.

Мы много интересного увидели в лесу. А вот кого мы увидим ещё, изображено у вас на картинках. Составьте план размещения их по вагончикам.

Логопед показывает картинки, а дети записывают графически слова и пишут цифры – количество слогов.

Синица, жук, кузнечик, пчела, василек, фиалка, тополь, каштан.

и/и/а - 3, у -1, у/е/и – 3 , е/а -2, а/и/е - 3, и/а/а - 3, о/о - 2, а/а -2.

Слайд 5

Наше путешествие заканчивается, а вернуться домой мы сможем, если составим предложение по картине.

Дети составляют предложение. Лучшее записывают в тетрадь, чертят схему этого предложения в тетради.

4 . Итог занятия.

Как мы распределили наших героев по вагончикам и почему?

С дать тетради. Спасибо, занятие окончено.


Каракаш Надежда
Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение»

Конспект урока по обучению грамоте .

Тема : Деление слов на слоги . Ударение .

Цель урока :

Научить учащихся делить слова на слоги ;

Формировать навык правильно ставить в словах ударение ;

Развивать связную речь, память;

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

Оборудование : Азбука : Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях. / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А Виноградская, М. В. Бойкина] – М.: ОАО «Моск. учеб.» , 2011. – 127 стр.

Этап урока Содержание деятельности учителя и учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

(1 мин) Здравствуйте, дети. Садитесь. Оставьте, пожалуйста, на своих партах учебник и пенал.

2. Мотивация к деятельности

(2 мин)

Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Приведите примеры слов .

Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Чем мы займемся сегодня на уроке ? (Мы будем делить слова на части .)

Эти части называются слоги .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово , а затем делит ее на части.

3. Изучение нового материала

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

Кто изображен на рисунке? (Лиса.) Скажем хором слово лиса .

Послушайте, как я произношу это слово : ли-са. Произнесите так же.

Сколько частей в этом слове вы услышали ? (Две.)

Я покажу, что в этом слове две части .

Вы видите, что в этом слове две части . Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям .

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

Кто здесь изображен? (Белка.)

Скажите это слово хором . Как мы это сказали – сразу или нет?

Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза : бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части . Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

Части, на которые делятся слова при их произнесении , называются слогами . Скажите хором слово слоги .

К рисунку с изображением белки чертится на доске схема :

Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов , состоящих из двух слогов .)

Откройте учебник на стр. 10.

Составьте рассказы по сюжетному рисунку.

Куда приехали дети?

Что они там делают?

Кто с ними был?

Кто их встретил? Как?

Составьте предложения по схемам :

Составьте предложение из трех слов о мальчике . (Мальчик несет машину.)

О девочке. (Девочка несет куклу.)

О папе. (Папа открыл багажник.)

Сколько слов в этом предложении ? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Посмотрите на рисунок. К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Дима; с этим словом проводится работа .

Скажите это слово хором сразу . Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает , с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог . (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

Какой же это слог ? (Первый : Ди.)

Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный .

Посмотрите на схему этого слова :

Сколько в ней выделено частей ? (Две.)

Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

Значит, на первую часть падает ударение , черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово , и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

Учитель (показывает рисунок мальчика) .

4. Физ. минутка

(2 мин) Буратино Один ученик у доски, остальные выполняют упражнения на своих местах

5. закрепление нового материала

(15 мин) Сколько слогов в словах :

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

Посчитайте, сколько слогов в вашем имени .

На стр. 11 посмотрите вниз страницы. Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову , чтобы нейтрализовать неверное звучание слова , например :

Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге . (Лса.)

Так говорят? (Нет.)

Как сказать правильно? (Лис.)

В слове бывает только одно ударение независимо от того , сколько в нем слогов ; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах ; если ударение поставить неверно , то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

Посмотрите на 11.

Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

Назовите эти предметы одним словом . (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

Назовите слова , состоящие из трех слогов .

Какой слог ударный ?

Назовите слова , состоящие из двух слогов .

Какой слог ударный ?

Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов , первый слог ударный .)

Чем отличается слово стакан от этих слов ? (Местом ударения .)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

(2 мин) Что нового узнали?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок .

Отвечают на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте Задачи: закреплять умение вслушиваться в звучание слова;интонационно выделять первый звук в слове; закреплять умение делить слова на слоги,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотеи». Цель: закрепить знания по подготовке.

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф» Конспект урока обучения грамоте. Тема: Звуки [ф - ф’], буква Ф. Цели: создать условия для: - ознакомления со звуками [ф"],[ф"] и их обозначением.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Цели:

  • Обучающая : научить умению делить слова на слоги;
  • Развивающая : развивать познавательный интерес, культуру устной речи учащихся, каллиграфические навыки письма, логическое мышление, память;
  • Воспитывающая : воспитывать интерес к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда, бережное отношение к здоровью

Задачи:

  • Научить детей делить правильно слова по слогам;
  • Упражнять в определении количества слогов в словах;
  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать в паре, индивидуально и коллективно.

Оборудование: учебник Андрианова Т.М., В.А.Илюхина; тетерадь №1 на печатной основе Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина; компьютер, портрет А.Толстого.

Литература:

  • Учебник “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина АСТ “Астрель”, Москва, 2009;
  • “Русский язык”, поурочные планы по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, Москва, АСТ “Астрель”, 2007;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”, Москва АСТ “Астрель”, 2006;
  • “Стихи”, С.Я.маршак, Москва, Изд. “Просвещение”, 1995.

Формы работы: индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая, самостоятельная

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения: урок-игра

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение

Ход урока

I. Организационный момент

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в страну Знаний, сделаем новые открытия, а помогать нам будет мальчик, а как его зовут вы сейчас отгадаете:

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

(На доске появляется плакат с изображением Буратино.)

II. Чистописание

1. Письменный графический диктант букв (учитель диктует алгоритм 3–4 букв). Учащиеся выполняют запись строчных букв (а, в, и, ц ).

2. – Установите сходство и различие в написании следующих букв: ц, щ, у.

После сравнения и анализа ученики выполняют запись этих букв, сначала по пунктиру, а затем самостоятельно.

III. Работа со словарными словами. Лексико-орфографическая работа

– Сегодня на урок Буратино приготовил вам загадку:

От дома начинается у дома кончается... (Дорога. )

– Слово “дорога” – общеславянское. Первоначальное значение – “расчищенное место”. Дорога означает полосу земли, предназначенную для передвижения; путь следования; путешествие, пребывание в пути.

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круге,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.
(В.Остен )

Запись слов: дорога, дорожка, подорожник

– Поставьте в словах ударение. Выделить безударные гласные.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно нам на носочки встать.

IV. Постановка учебной темы (инвариантная часть)

– Прочитай.

– Что ты заметил?

– Как можно назвать эту запись? (Считалка. )

– Произнеси считалку целыми словами, а твой друг пусть посчитает по слогам.

– Как определить, сколько в слове слогов?

Устанавливается, как определить количество слогов в словах.

2. Чтение правила по учебнику (стр. 12)

Проводится наблюдение за словами в столбиках (упр. 32, стр.12)

– Чем различаются слова в столбиках?

Устанавливается, что в каждом столбике есть слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов. (Дети обосновывают свои ответы).

– Спишите двусложные слова.

– Подчеркните буквы, буквы которых могут образовывать слоги (буквы гласных звуков).

3. На экране слайд № 3

– Какая сказка так начинается?

– Кто продолжит эту замечательную сказку А.Толстого дальше?

Слайд № 4.

– Перечитайте отрывок. Выпишите первое предложение.

– Над каждым словом запишите число, указывающее количество слогов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

(Работа в вариативной части учебника). Задания по выбору.

1. Упр. № 4.

К О Р К А, Ж А Б А, Р Е К А

– В какие слова надо добавить слог – ЛО, а в какие – ЗИН, чтобы получились новые слова? Запишите их.

– В полученных словах подчеркни второй слог.

2. Упр № 6.

СОЛОВЕЙ, КЛОУН, ЛОШАДЬ, ЛОСЬ, СЛОВО, ЧУЧЕЛО, КОЛОС

– Выпишите слова со слогом – ЛО. (СОЛОВЕЙ, ЛОШАДЬ, ЧУЧЕЛО)

3. Упр. № 7.

– Прочитай пословицы, записанные без пробелов между словами. Восстанови пробелы и спиши пословицы.

Ленивомувсегдапраздник.
Дорогуосилитидущий.

Как понимаете смысл пословиц.

– Обратите внимание на иллюстрации к этим пословицам.

VII. Интеллектуальный марафон

На экране слайд № 5.

– Восстановите названия животных. Запишите полученные слова. Разделите на слоги.

Дети записывают полученные слова (жираф, собака, лисица, черепаха, гусеница) и делят их на слоги.

VIII. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке? Как узнать, сколько в слове слогов? Давайте ещё раз прочитаем правило и запомним его.

Используемая литература.

  1. Учебник “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. – М.: АСТ “Астрель”, 2004.
  2. Обучение в 1 классе по учебнику “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. – М.: АСТ “Астрель”, 2004.
  3. “Я иду на урок” Начальная школа. – М.: Первое сентября, 2003.
  4. Русский язык. Дидактический материал. – М.: Просвещение, 1997
  5. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. – М.: Детская литература, 1995.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7 .

Тема. Слог . Деление слов на слоги .

Цель : дать понятие о слоге , учить делить слова на слоги ,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова ; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас , мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий ? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий , слова – признаки предметов?

Ига : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов , а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении .

Например : Мишка спит. (2-слова )

РАБОТА У ДОСКИ

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении . Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам , как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово ? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части . 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба . Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ .

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью , а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова , в которых только один слог . Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов . Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов , которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов .

Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов , можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове .

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам . Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам . Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки , чтобы каждое слово делилось на слоги .

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов .

Чтобы определить количество слогов в слове , есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги , вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

Каким способом вы делили слова на слоги ?

Сколько слогов может быть в слове ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги ?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей , клички животных.